■ Да
■ Нет
□ Зьаутудняюсь ответить
Рос. 4. Влияние физического воспитания на физическое совершенство
■ одобрение со стой зил
окружающих
1счзгиогиоспеине себя го проявленное уотрстчи
□ следование киимеио своего кумиио
■ желаите Сыти гкорочом, кио:имл]м силиилм
■ соиечночотелинлй пух
Р|^с. !й. Мотивацся и дни^"^ижеонию|ф^^иче<оксзго т^оо^е^ршенства
тельногод4 была выбрнндприедриковым кююлвче!стномчеловек-20 и 18 кмткатоывенно.
Юаю^^евюнрвсо! йртивеизенл ыопводеаыдиемфорв захятий ифиыивс-скеи уп^^е^е^1^к^,г^с^гысгае)иевереко1^ы^1^ю^вою^ол;"гич1ь жервемыхрдсультатов.В Чез^к^ье^т^еоюп^^^хЕ^с^кю^^ж—кв^|эианл^он(^1^с^^роЕ1 лидналющими стали следующие: формы занятия - дистанционные марафоны нерез лоциальные сети (43%), персональные тренировки в залах (18%), самостоятельные занятия (15%); среди соп^я|соыч фииппeткяи упрэажненийлиди^ющими стали различные виды планок - 38%, «бурпи» - 16%, приседы - 12%, при этом около 5% опрошенных затруднились ответить.
В результате проведённого социологического опроса можно сделать следующие выводы:
1. Молодёжь в возрасте 17 - 25 лет не считает физическое развитие своего тела совершенным, но при этом прилагает какие-либо усилия для улучшения состояния физического развития, хотя и неуверенно говорит об этом.
2. Физическое состояние тела влияет на эмоциональное состояние человека. Каким именно образом, т.е. положительно или отрицательно, мы не уточня-
Библиографический список
ли. Но можно понять, что это зависит от того, доволен ли состоянием своего тела человек или нет
3. Физическое воспитание, безусловно, влияет на физическое совершенство человеческого тела, что является необходимой составляющей всестороннего гармонического развития личности каждого человека.
4. Мотивацию к достижению физического совершенства молодые люди ищут в абсолютно разных сферах - от желания быть здоровым и красивым, что является отличным стремлением для молодёжи, до одобрения со стороны окружающих, но это уже эстетический аспект.
5. Наиболее эффективные формы - участие в онлайн-марафонах, а среди наиболее популярных упражнений планки и «бурпи».
В нашей стране достаточно активно идет борьба за здоровый образ жизни и здоровье нации. В настоящий момент действуют многочисленные федеральные законы, которые способствуют поддержанию основной социальной функции физической культуры и спорта. В последнее время во дворах все больше появляется спортивных площадок, площадок для воркаута, катков. Существует множество информации в свободном доступе, рассказывающей, как правильно питаться, грамотно составить собственную программу занятий физической культурой, какие гигиенические требования нужно соблюдать, чтобы укреплять и оздоравливать организм. Все это дает возможность самостоятельно заниматься, и именно здесь огромную роль в становлении личности играет заинтересованность [5, с. 4]. Но при этом необходимо не забывать о квалифицированной помощи и консультациях, т.к. используя физические упражнения и рекомендации в социальных сетях, зачастую сложно добиться результата без тяжелых последствий на организм (проблемы со связочным аппаратом, с пищеварением, микротравмы и т.д.).
Следует сделать вывод, что физическое воспитание - гарант всестороннего развития личности. Физическая культура и спорт являются фактором позитивного развития нравственно-волевой составляющей человека. Физическая активность подразумевает большое количество физических и психических нагрузок. Взаимное подчинение интересов всего коллектива, уважительное отношение, выполнение требований и правил формируют у людей, занимающихся физической активностью, такие черты характера, как сила воли, смелость и самообладание, решительность, уверенность в своих силах и силах коллектива, выдержка и дисциплинированность. А также становится понятным, что без мотивации обучающиеся не могут продолжать движение к своим целям. Это менталитет осознанности, стремление неустанно продвигаться вперед. Он развивает настойчивость, которая подпитывает участие. Вместо того чтобы искать только цель, они выигрывают от самого участия. Мотивация может быть найдена в мелочах во время учебных занятий, таких как увеличение интенсивности или выполнение ежедневных задач. И вместе с этим обучающийся не только всегда стремится к достижению новых результатов, но и обнаруживает дополнительную мотивацию через участие в спортивной деятельности в которую он увлечён.
1. Гилев Г.А. Физическое воспитание студентов: учебник. Москва: МПГУ, 2018.
2. Крайник В.Л. Формирование учебной деятельности студентов первого курса: на материале факультета физической культуры педагогического вуза. Available at: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-uchebnoi-deyatelnosti-studentov-pervogo-kursa-na-materiale-fak-fiz-kultury-ped
3. Ткаченко Ю.А. Физическое совершенство - исторические истоки. Вестник МГУКИ № 6 (62). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/fizicheskoe-sovershenstvo-istoricheskie-istoki
4. Найденов Ю.В. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе: научно-практическая конференция № 10 (39). Available at: http://pglu. ru/upload/iblock/fe7/uch_2014_viii_45.pdf
5. Никифоров Ю.Б., Матевосян Ю.Ю. Взаимосвязь физического и духовного совершенства человека в профессиональном спорте. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018; № 6. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186048.htm
References
1. Gilev G.A. Fizicheskoe vospitanie studentov: uchebnik. Moskva: MPGU, 2018.
2. Krajnik V.L. Formirovanie uchebnojdeyatel'nosti studentov pervogo kursa: na materiale fakul'teta fizicheskojkultury pedagogicheskogo vuza. Available at: https://www.dissercat. com/content/formirovanie-uchebnoi-deyatelnosti-studentov-pervogo-kursa-na-materiale-fak-fiz-kultury-ped
3. Tkachenko Yu.A. Fizicheskoe sovershenstvo - istoricheskie istoki. Vestnik MGUKI № 6 (62). Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/fizicheskoe-sovershenstvo-istoricheskie-istoki
4. Najdenov Yu.V. Social'nye funkcii fizicheskoj kultury i sporta v sovremennom obschestve: nauchno-prakticheskaya konferenciya № 10 (39). Available at: http://pglu.ru/upload/ iblock/fe7/uch_2014_viii_45.pdf
5. Nikiforov Yu.B., Matevosyan Yu.Yu. Vzaimosvyaz' fizicheskogo i duhovnogo sovershenstva cheloveka v professional'nom sporte. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2018; № 6. Available at: http://e-koncept.ru/2018/186048.htm
Статья поступила в редакцию 23.09.19
УДК 378.14.014.13
Teplukhin E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of physical education, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia), senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Yudin D.S., Head of Department of Physical Education and Sports, Siberian Institute of Management, branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mitrokhin E.A., postgraduate, Institute of Physical Culture and Sports, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia); senior teacher, Siberian State University of Geosystems and Technologies (Novosibirsk, Russia); senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of management, branch of Russian Academy (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Samsonova E.A., senior lecturer, Department of Physical Education and Sport, Siberian Institute of Management, branch of Ranepa (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SWIMMING AS A MEANS OF PHYSICAL EDUCATION AND HARDENING OF THE BODY OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION. Over the past few decades, the motor activity of young people and the general level of health of the young generation have significantly decreased, according to various statistics only about 10-15% of applicants belong to the main group of health. Students at the university have various diseases or deviations, many teachers do not have information that it can be performed, in what quantity and how, without leading to injuries or deterioration of their own health. One of the most practical and less traumatic directions of physical education is swimming, which has not only a health impact and a hardening effect, but also increases motor activity, develops physical preparation at any age. The article deals with different types of swimming and their impact on the body of students. The results of the survey of students in SGGiT were analyzed and conclusions were drawn on the attitude and motivation of students for swimming classes.
Key words: wellness swimming, therapeutic swimming, sports swimming, physiotherapy, physical education, hardening, benefits of swimming, health promotion.
Е.И. Теплухин, зав. каф. физической культуры, канд. пед. наук, доц., Сибирский государственный университет геосистем и технологий,
г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Д.С. Юдин, зав. каф. физического воспитания и спорта, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
Е.А. Митрохин, ст. преп., Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Е.А. Самсоноеа, доц., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПЛАВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
За последние несколько десятков лет значительно снизилась двигательная активность молодежи и общий уровень здоровья молодого поколения, по разным статистическим данных только около 10 - 15% абитуриентов относятся к основной группе здоровья. Обучающиеся в вузе имеют различные заболевания или отклонения, многие обучающиеся не владеют информацией о том, что им можно выполнять, в каком количестве и как, не приводя к травматизму или ухудшению собственного здоровья. Одним из наиболее практичных и менее травматичных направлений физического воспитания является плавание, которое имеет не только оздоровительное влияние и закаливающий эффект, но и увеличивает двигательную активность, развивает физическую подготовленность в любом возрасте. В статье рассматриваются различные виды плавания и их влияние на организм обучающихся. Проведен анализ результатов опроса обучающихся в СГУГиТ, сделаны выводы об отношении и мотивации обучающихся к занятиям по плаванию.
Ключевые слова: оздоровительное плавание, лечебное плавание, спортивное плавание, физиотерапия, физическое воспитания, закаливание, преимущества плавания, укрепление здоровья.
Плавание - один из полезных и популярных видов физической активности. Оно включает не только удовольствие, но и эффективно поддерживает и развивает тонус мышц, что полезно для здоровья. В дополнение к своей природе плавание - большая терапевтическая тренировка, которая может помочь облегчить течение таких заболеваний, как артрит и фибромиалгия. Плавательные программы идеально подходят в качестве физиотерапии, общего фитнеса и физического и психического благополучия [1, с. 18].
Преимуществом является выполнение аэробной нагрузки в воде без какого-либо вредного воздействия на суставной и связочный аппараты занимающегося в любом возрасте и при любой комплекции и типе телосложения. Анализируя историю зарождения плавания, мы выяснили, что его практиковали еще в 2500 году до н.э. в Египте, а затем в ассирийской, греческой и римской цивилизациях.
В Греции и Риме плавание было частью боевого обучения и, наряду с азбукой, являлось важной составляющей начального образования для мужчин. На востоке плавание восходит по крайней мере к 1 веку до нашей эры, есть некоторые свидетельства плавательных гонок в Японии, восходящие к этому времени. В I веке до нашей эры римлянин Гай (меценат), как говорят, построил первый бассейн с подогревом, что очень напоминает современные спа-салоны. Среди дописьменных морских народов Тихого океана плавание, очевидно, было освоено детьми примерно в то время, когда они начинали ходить или даже раньше. Среди древних греков есть упоминание о гонках в воде, и знаменитый боксер плавал в рамках своей тренировки. Римляне построили бассейны, отличные от своих бань. К XVII веку императорский указ сделал преподавание плавания обязательным в школах. Организованные мероприятия по плаванию проводились в XIX веке.
Цель нашего исследования - изучить особенности влияния занятий по плаванию на здоровье организма обучающихся.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить значение спортивного, оздоровительного и лечебного плавания для укрепления здоровья обучающихся;
- рассмотреть общие преимущества спортивного, оздоровительного и лечебного плавания;
- провести апробацию данных опроса обучающихся о плавании.
В современном мире плавание принято рассматривать как совокупность водных видов спорта, включая их стили. В связи с многообразием видов спорта по плаванию их можно объединить в определенные группы. Классифицировать принято на виды плавания: оздоровительное, лечебное, спортивное. Так, например, функции и задачи оздоровительного плавания - гигиеническое, закаливающее, профилактическое, восстановительное, тонизирующее воздействие на организм. Лечебное - восстановительное, реабилитационное, тонизирующее воздействие (рекомендуется при дегенеративных заболеваниях суставов, проблем с позвоночником, заболеваниях сердечно-сосудистых и дыхательных систем, ожирении, неврозах и в целях реабилитации после тяжелых травм и операций). Спортивное - совершенствование своих физических показателей, формирование целеустремленности, воли, спортивного духа.
Оздоровительное плавание является одной из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы. Систематические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, способствуют развитию мышечной системы, подвижности связочно-суставного аппарата, совершенствованию координации движений, положительно воздействуют на нервную систему, улучшают обмен веществ, работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем [2, с. 41 - 47]. Ученые из Финляндии, которые провели обзор исследований по влиянию лечебных упражнений для плавания, обнаружили, что это может быть эффективной терапией при боли в спине. Их результаты, опубликованные в январе 2019 года, показали, что плавание было потенциально полезно для пациентов, страдающих от общей хронической боли в пояснице и связанной с беременностью. Отдельное исследование в Бразилии, опубликованное в 2005 году в журнале «Revista Brasileira de Medicina do Esporte», показало, что плавание может помочь в реабилитации пациентов с травмами спинного мозга, улучшая их способность купаться и одеваться и восстанавливая некоторую мышечную силу и двигательные навыки. Тренировка физических упражнений в теплой воде улучшает емкость тренировки и функцию мышцы у пациентов с хронической сердечной недостаточностью без неблагоприятных сердечно-сосудистых влияний, согласно исследованию, опубликованному в «Европейском журнале сердечной недостаточности» в 2003 году. Исследователи в Швеции обнаружили, что пациенты с ХСН также улучшили свою мышечную выносливость при выполнении растяжек колена и пятки и показали большую гибкость плеча, чем не пловцы. Однако сердечные заболевания непредсказуемы, и каждый случай отличается, необходимы консультации врачей перед началом занятий по плаванию.
Лечебное плавание - одна из форм лечебной физической культуры (ЛФК), особенностью которой является одновременное воздействие на организм человека воды и активных (реже пассивных) движений [3, с. 13]. Бассейны с подогревом особенно полезны для пациентов с артритом и фибромиалгией, потому что тепло помогает расслабить мышцы и уменьшить боль и жесткость. Теплая вода также заставляет кровеносные сосуды расширяться и усиливать кровообращение. Люди с ревматоидным артритом, занимающиеся гидротерапией, имеют большее улучшение здоровья в области колена, чем при других формах тренировки. Согласно исследованию, опубликованному в 2017 году в «Скандинавском журнале ревматологии», у пациентов с фибромиалгией до 24 месяцев после начала гидротерапии симптомы, физические и социальные функции улучшаются. Общеизвестны и преимущества плавания для укрепления сердечной мышцы, исследования также указывают на аэробную активность, при занятиях плаванием уменьшается воспаление, которое способствует атеросклерозу. Уменьшение общесистемного воспаления приводит к уменьшению прогрессирования заболеваний во многих других областях. Люди с диабетом часто страдают от невропатии, или повреждения нерва, ведущего к конечностям, со следующими симптомами: боль, покалывание, потеря чувствительности в руках и ногах. Группа ученых из Турции изучала лабораторных крыс с диабетической периферической нейропа-тией для исследования защитных и терапевтических эффектов плавания. Их научные результаты, опубликованные в 2008 году, показали, что терапия плаванием способствовала потере избыточной массы тела, которая является фактором,
способствующим диабету, а также помогла восстановить мышечную, нервную активность и двигательные навыки.
Спортивное плавание - совершенствование своих навыков плавания на занятиях по физической культуре или на тренировках. Оно включает не только проплывы на различные дистанции, но и как упражнение в многоборьях, помимо этого выделяют игровое плавание (например, водное поло), спортивные прыжки в воду, фигурное плавание (например, синхронное) и прикладное плавание (способность держаться на воде и выполнять жизненно необходимые действия и мероприятия).
При систематических, регулярных занятиях обучающиеся получают общий оздоровительный эффект, а также приобретают профессиональные навыки, такие как способность выступать под давлением (соревновательный опыт), работать в команде и умение обращать внимание на детали (если работают над совершенствованием своей техники плавания).
Любой из видов плавания развивает гибкость, борется с избыточным весом, улучшает кровоснабжение, метаболические процессы, развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, является профилактикой стрессовых ситуаций.
На базе Сибирского университета геосистем и технологий было проведено исследование для выявления заинтересованности студентов в занятиях плаванием. Объектом исследования стали обучающиеся Сибирского государственного университета геосистем и технологий от 18 - 22 лет в количестве 120 человек. Предметом исследования выступила оценка их отношения к плаванию. Методом сбора социологической информации было анкетирование - это процедура п ро-ведения опроса в письменной форме при помощи заранее подготовленных бл ын-ков. Методом обработки социологической информации явился элементарный статистический анализ. Респондентам был задан следующий вопрос: «Какчасто вы занимаетесь плаванием?» 65% опрошенных заявили, что часто посещоюакт-нятия плаванием, 30% - редко, 5% - не посещают занятия плаванием (рис. 1).
«Помогли ли вам занятия плаванием для укрепления здоровья?» на данный вопрос 82% опрошенных ответили положительно, а 18% сказали, что нет (рис. 3).
Рис.З. [Влияйие занятий плаванием
«Вчемименнопомоглизаня тияплаванием?» Наданныйвопрос 47%опро-шенных опмвиплв, что уфепиловн фовоо3ммммнзе,у«1% улучш-лась умствен-наяаквивимнтв, у 1И%паоизоынювесываненюоиыгоодвимнлвтзренпезравлизы-ваиных мо1ш°(ынл. 4р.
конечно, я
вижу результаты 18%
зависит от занятости 14%
да, с удовольствием 59%
выннтанывнннпн
nыввижнывтн травлирываннше лышц 5%
мнмчшннин ММйтвннныХ нлтивнынти -4%
Рис. 1. Отношение студентов к занятию плаванием
Респондентам б%ю %аджв задон и одкой вопрвс: кХотоли Дд оыдо1вти вок-од%ндсть посещатм занятна ппювдонемо цен^ях^зпд^^л^нипор^з^ыдонр» а9% анвпаокнех оопенали, о хси"ввдпкеь^1 ьорещить занлтид [■тавотием,
тИИоxoтатнндетх японоою™, HДBHоaнíхг^и оы нтптщеньеннытия в зн^вк^хаюкив»» ит занятости и 9% не хотят посещать занятия (рис. 2).
Рис. 2. Посещение занятий плаванием в целях оздоровления организма
Рис. 4. Значение занятий плаванием для студентов
Нросзовс »си»едоссния можно лделюсь вывод, что зисгие »туденты хосат т ;^г^я^р^уаю,^1^!впя1ысилидр[яы0)^п^<^0-)в^асудр улучшению их здоровья, умственной тетичзостлРсидросвы.
У^Ойяыситс^и, роясувр рбщиесуврмущества занятий плаванием для обучающихся:
1. Увеличивается амплитуда движений и подвижность суставов. При плавании в работу включается все тело, при усиленной циркуляции мышцы расслабятся, человек становится гибким, что в конечном итоге ведет к большому диапазону движения [4, с. 76 - 83].
2. Восстанавливается подвижность травмированных мышц.
3. Уменьшается риск травматизма на занятиях и улучшается состояние здоровья.
4. Происходит быстрое восстановление организма и снятие психоэмоционального напряжения. Поскольку около 90% тела находится в бассейне, суставы принимают меньше стресса при упражнениях в воде, чем на суше. Вода добавляет большее сопротивление, чем воздух, делая каждое движение упражнением сопротивления. Трудно перегреваться во время тренировки в воде, так как тепло тела рассеивается в бассейне [5, с. 84 - 90].
5. Ведет к физической терапии и закаливанию.
Следовательно, плавание является одним из эффективным средств физического воспитания и закаливания организма обучающихся в высшем учебном заведении.
BзелиoгиаЖичecкйй овдвок
1, A<Зсоивюхнее л,лaтaнбт.OЫевтше 7Д7нсхаею лтц н нарднвеендш олното-Тивгатеиьного аппарата, 2016.
2. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом жиДнтоно (ялично. ФнзuиeзкoeбocпхmaтmeныyДeнmoв. 2012; № 4: 37 - 41.
3. Передриенко С.В. Плавание: Учебно-методический комплекс, 2017.
4. Булатова М.М. Плавание для оздоровления. Киев: «Здоровье», 2018: 134.
5. Полеся Г. В. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей, 2017.
References
1. Adaptivnoe plavanie. Obuchenie plavaniyu lic s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata, 2016.
2. Ganchar A.I. Dinamika pokazatelej plavatel'noj i fizicheskoj podgotovlennosti kursantov morskogo profilya v processe fizicheskogo vospitaniya i sporta s uchetom gendernyh otlichij. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2012; № 4: 37 - 41.
3. Peredrienko S.V. Plavanie: Uchebno-metodicheskij kompleks, 2017.
4. Bulatova M.M. Plavanie dlya ozdorovleniya. Kiev: «Zdorov'e», 2018: 134.
5. Polesya G.V. Lechebnoeplavanieprinarusheniyah osankiiskolioze u detej, 2017.
Статья поступила в редакцию 23.09.19
УДК 374
Boyakova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Radomskaya O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL PORTRAIT OF A MODERN TEENAGER AND A YOUNG PERSON (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW STUDENTS). The article presents a comprehensive study of socio-cultural competencies of modern children and young people aged 12 to 21 years. It summarizes the materials of experimental work on the study of socio-cultural portrait of the younger generation. Emphasis is placed on artistic and aesthetic interests and perceptions, value orientations that affect individual self-realization. The characteristic interests and preferences of teenagers and young people studying in Moscow are highlighted and described. The selective comparative analysis of the results obtained in other major cities of Russia (St. Petersburg, Rostov-on-Don) is carried out. The meaning-related analysis of the respondents' answers shows that modern children are focused mainly on real communication with peers than virtual, pragmatic in the "ideal" construction of their future. The article gives preliminary pedagogical recommendations on the organization of educational work on the cultural component of the term and extracurricular work with students at different levels of education.
Key words: taste, perception, youth, teenager, children, socio-cultural portrait, art education.
Е.В. Боякова, канд. пед. наук, ст. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного
образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
О.И. Радомская, канд. пед. наук, ст. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного
образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА И МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОСКВЫ)
Статья посвящена комплексному исследованию социокультурных компетенций современных детей и молодежи в возрасте от 12 лет до 21 года. В ней обобщены материалы экспериментальной работы по изучению социокультурного портрета подрастающего поколения. Акцент сделан на художественных и эстетических интересах и восприятии, ценностных ориентациях, влияющих на индивидуальную самореализацию. Выделяются и описываются характерные интересы и предпочтения подростков и молодежи, обучающихся в Москве. На основе изучения массива данных проводится выборочный сравнительный анализ результатов, полученных в других крупных городах России (Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону). На основе содержательного анализа ответов респондентов показано, что современные дети ориентированы преимущественно на реальное общение со сверстниками, чем на виртуальное, прагматичны в «идеальном» построении своего будущего. В статье даны предварительные педагогические рекомендации по организации образовательной работы по формированию культурной составляющей урочной и внеурочной работы с обучающимися на разных уровнях образования.
Ключевые слова: вкус, восприятие, молодежь, подросток, дети, социокультурный портрет, художественное образование.
Внедрение культурного стандарта для школьников, Концепция преподавания предметной области «Искусство» [1] предполагают формирование у детей и молодежи художественного восприятия, интересов, вкуса, ценностных ори-ентаций. По мнению Е.П. Олесиной, О.И. Радомской, сформированное художественное восприятие открывает детям и юношеству возможности использовать многообразие культуры в целях саморазвития и общения. Прежде чем построить педагогическую модель развития художественного восприятия на уроках или во внеурочной деятельности, необходимо провести мониторинг по определению уровней его развития [2]. Многое в достижении качества образования зависит от того, какими представляют себе детей педагоги, преподающие предметы искусства, и могут ли они выстроить образовательный процесс в соответствии с психологическими особенностями современных детей, их предпочтениями, интересами, со спецификой региона и месторасположением образовательной организации [3]. Выявление социокультурного портрета современного ребенка даст возможность сравнить, совпадают ли субъективные взгляды педагогов с данными, полученными в научном исследовании, и подготовить педагогические рекомендации по обновлению образовательного процесса.
Н.Н. Фоминой разработана методика сравнительного исследования творческого развития детей на основе изучения продуктов изобразительной деятельности [4]. Е.М. Торшиловой изучена динамика развития эстетических предпочтений и вкусов детей дошкольного возраста и школьников с 4 до 17 лет, определены связи индивидуальных особенностей и уровня развития с эстетическими типами. На основе экспериментальной эстетики ею созданы тестовые методики, используемые, в том числе, в кросс-культурных исследованиях [5], [6]. В нашем исследовании за основу выявления художественных и эстетических вкусов и интересов, жизненных ориентаций взяты принципы, ранее разработанные и опубликованные Е.М. Торшиловой, Ю.У. Фохт-Бабушкиным и другими [5 - 9].
Быстро развивающаяся техника, компьютеризация обыденной жизни, наблюдаемая легкость вхождения подрастающего поколения в современную общественную и культурную среду диктуют изменения в содержании, средствах и методах обучения и воспитания. Между тем масштабных исследований в направлении изучения социокультурного портрета современных детей и молодежи не проводилось.
Группа ученых Института художественного образования и культурологии Российской академии образования в составе Е.П. Олесиной (руководитель проекта), Е.В. Бояковой, Е.Н. Лихановой, Л.П. Печко, О.И. Радомской, Л.Г Савенковой, Е.М. Торшиловой, Н.Н. Фоминой в 2019 году организовали интернет-анкетирование по составленному ими вопроснику. Анкетирование проводилось в нескольких российских регионах и зарубежных странах. Респонденты вне зависимости от места жительства отвечали на одни и те же вопросы.
Цель исследования - выявление общекультурных компетенций современных детей и молодежи. Метод исследования - интернет-анкетирование средствами Google-формы. Мониторинг исключал персонификацию участников, основывался на уважении мнения респондентов. Анкетирование было полностью анонимным и добровольным, сбор адресов электронной почты и других персональных данных не производился. Вопросы сформулированы в закрытой форме с возможностью выбора из нескольких предложенных ответов или дописывания в графе «Другое».
В статье предлагаем для обсуждения данные, полученные в результате обработки некоторых вопросов из анкеты. Московские школьники и молодежь заполнили 697 Google-форм. В анкете не было обязательных вопросов, чтобы соблюсти принцип добровольности. В опросе участвовали респонденты мужского (34,3%) и женского (65,7%) пола в возрасте от 12 лет до 21 года, из них обучаются в школе 65,1%. Наибольшее число анкет получено