2013
Занятия плаванием в повышении уровня здоровья студентов
Цеслицка Мирослава
Университет Казимира Великого в Быдгощ, Польша
Анотации:
Цель. Анализ исследований последних лет по проблемам занятий плаванием среди студентов в контексте повышения их уровня здоровья. Материал и методы. Источниками информации были научные журналы, которые представляют исследования проблем физического воспитания студентов. Результаты. При освоении навыка дыхания в непривычной среде для начального обучения плаванию рекомендуется до 40% времени занятий отводить дыхательным упражнениям. Рекомендуются ранние многоуровневые программы плавания для всех детей с целью помочь им преодолеть страх перед водой, повысить эффективность занятий в бассейне и плавательную производительность. Это увеличит процент взрослых, которые могут плавать. Отмечается необходимость создания благоприятной обстановки для занятий студентов с легкими и тяжелыми формами инвалидности. Для этого рекомендуется адаптировать программы занятий плаванием. Выводы. Комплексное решение проблем организации и проведения занятий по плаванию со студентами позволит повысить качество жизни и основные показатели их здоровья. Занятия плаванием показаны при различных отклонениях в состоянии здоровья для студентов специальных медицинских групп.
Ключевые слова:
плавание, здоровье, студент, реабилитация, рекреация.
Цеслицка М. Заняття плаванням у підвищенні рівня здоров'я студентів. Мета. Аналіз досліджень останніх років з проблем занять плаванням серед студентів у контексті підвищення їх рівня здоров'я. Матеріал і методи. Джерелами інформації були наукові журнали, які представляють дослідження проблем фізичного виховання студентів. Результати. При освоєнні навику дихання в незвичному середовищі для початкового навчання плаванню рекомендується до 40% часу занять відводити дихальним вправам. Рекомендуються ранні багаторівневі програми плавання для всіх дітей з метою допомогти їм подолати страх перед водою, підвищити ефективність занять в басейні і плавальну продуктивність. Це збільшить відсоток дорослих, які можуть плавати. Відзначається необхідність створення сприятливої обстановки для занять студентів з легкими і важкими формами інвалідності. Для цього рекомендується адаптувати програми занять плаванням. Висновки. Комплексне вирішення проблем організації та проведення занять з плавання зі студентами дозволить підвищити якість життя і основні показники їх здоров'я. Заняття плаванням показані при різних відхиленнях у стані здоров'я для студентів спеціальних медичних груп.
плавання, здоров’я, студент, реабілітація, рекреація.
Cieslicka Miroslawa. Swimming lessons in improving the health of students. Purpose. Analysis of studies in recent years on the problems of swimming among the students in the context of improving their level of health. Material and methods. Sources of information were scientific journals, which are research problems of physical education students. Results. When developing the skill of breathing in an unfamiliar environment for initial training is recommended to swim up to 40 % of the time take classes breathing exercises. Recommended early tiered swimming program for all children to help them overcome their fear of water, improve the efficiency of training in the pool and swimming performance. This will increase the percentage of adults who can swim. The need to create an enabling environment for the employment of students with mild to severe disabilities. For this program are encouraged to adapt swimming. Conclusions. Comprehensive solution to the problems of organizing and conducting classes in swimming with students will improve the quality of life and basic indicators of health. Swimming lessons are shown at different deviations in health for students of special medical groups.
swimming, health, rehabilitation, recreation.
student,
Введение.
Среди разнообразных направлений повышения уровня здоровья и качества жизни молодежи и, особенно, студентов, заметно выделяются занятия плаванием. Разнообразие возможностей заниматься плаванием, его рекреационное и оздоровительное значение ставит этот вид спорта в число наиболее популярных среди студентов. Международные организации здравоохранения, медицинские общества в своих рекомендациях заявляют плавание как один из наиболее безопасных и полезных видов реабилитации и рекреации [13]. По мнению многих авторов, занятия оздоровительным плаванием положительно влияют на показатели объективного здоровья студентов, что проявляется в нормализации деятельности их сердечно-сосудистой системы. Занятия плаванием также положительно влияют на субъективное здоровье занимающихся: снижается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную дезадаптацию, самооценка своего здоровья становится более адекватной [9, 14, 17-19].
Исследования различных проблем повышения уровня здоровья и качества жизни через занятия плаванием представлены в работах таких авторов, как: Скирене В.В., Скирюс Э.Р. (2012); Ганчар А.И. (2012); Баламутова Н.М. (2012); Козина Ж.Л., Ермаков С.С.,
© Цеслицка Мирослава., 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.880636
Базылюк Т.А., Волошина Е.В. (2012); Курко Я.В. Федчишин О.Я. (2012); Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. (2011); Химич И.Ю. (2009); Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. (20013). Авторы показали направления эффективного решения поставленных проблем и привели практические рекомендации, касающиеся студентов с различным уровнем подготовки. Вместе с тем, многие авторы отмечают заметное снижение уровня здоровья студенческой молодежи. По результатам ежегодного медицинского обследования около 40-45% студентов относятся к специальному учебному отделению [6]. Такое разнообразие направлений исследований требует подробного анализа и распределения их по тематическим разделам.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - анализ исследований последних лет по проблемам занятий плаванием среди студентов в контексте повышения их уровня здоровья.
В качестве материалов для анализа были использованы специализированные журналы, которые ориентированы на отражение исследований по проблемам здоровья студентов. Анализ журналов [Физическое воспитание студентов (http://www.sportedu.org. ua), College Student Journal (http://www.questia.com/ library/p1917/college-student-journal), Journal of School Health (http://onlinelibrary.wiley.com/journal/10.1111/ (ISSN)1746-1561), Journal of Teaching in Physical Education (http://journals.humankinetics.com/about-jtpe)]
І ПЕДАГОГІКА І
ПСИХОЛОГІЯ
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
показал, что наибольшее количество публикаций в свободном доступе содержится в журнале «Физическое воспитание студентов», который и был взят за основной источник информации.
Результаты исследований.
Занятия плаванием и их эффективность во многом зависят от правильной организации учебного процесса, соответствующего технического и кадрового обеспечения. В этом аспекте можно выделить рекомендации Ганчара А.И. [4, 5]. Автор отмечает, что в теории и практике следует различать 5 основных аспектов формирования навыков плавания. Они детально характеризуют качественную реализацию учебно-воспитательных, профессионально-прикладных, оздоровительно-гигиенических, лечебно-профилактических и спортивно-педагогических влияний средств плавания на людей различного возраста с учетом их анатомических, морфологических, функциональных и гендерных отличий. Автор акцентирует внимание на уровне и степени формирования навыков плавания и считает необходимым корректировку государственных тестов и программ по физическому воспитанию разных групп населения. Вместе с тем, такой подход позволил установить доминирующие аспекты формирования навыков плавания для разных возрастных групп. Кроме того автор выделяет негативные явления организационного характера, которые не позволяет своевременно и надежно сформировать у человека жизненно важные навыки безопасного передвижения по воде [4, 5].
Исследование динамики уровня показателей частоты сердечных сокращений в сочетании с опросом показало, что занятия оздоровительным плаванием положительно влияют на объективное и на субъективное здоровье студентов. Было установлено, что показатели деятельности сердечно-сосудистой системы нормализуются, самооценка своего состояния здоровья и самочувствия становится более адекватной, а количество жалоб у студентов снижается. У студентов с разным уровнем объективного здоровья наблюдается несоответствие физиологических показателей адаптации и самочувствия: среди студентов с низкой степенью адаптации более 52% оценивают свое здоровье и самочувствие как среднее и высокое, а среди студентов с удовлетворительной адаптацией 22% оценивают свое здоровье как низкое [9].
Важным фактором при обучении студентов плаванию является правильное дыхание. Решение этой проблемы предлагается в работе Скирене В.В., Ски-рюс Э.Р. [11]. В этом случае обязательно учитывается самочувствие студентов (рис.1). Авторы предлагают проводить акцентированное обучение дыханию в непривычной среде, что позволяет студентам быстрее освоить технику спортивных способов плавания и увереннее чувствовать себя в воде. Методика, примененная авторами, эффективна и позволяет за довольно короткий промежуток времени добиться ощутимых результатов при обучении плаванию взрослых.
Известно, что плавание рекомендуется многими специалистами как средство реабилитации при различных деформациях позвоночника. В этом аспекте, можно выделить исследования Баламутовой Н.М. [2, 3]. Автор рекомендует свою программу занятий гидроаэробикой и дозированным плаванием. Результаты эксперимента подтвердили эффективность избранной методики тренировки, которая выразилась в:
• улучшении коррекции дисбаланса тонуса вертебральных мышц;
• поддержании высокого уровня динамической и статической выносливости мышц, формирующих корсет;
• улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
• достижении закаливающего эффекта, выраженного в повышении уровня сопротивляемости организма занимающихся респираторным заболеваниям
Кроме того, в других исследованиях автор предлагает еще одну методику [3]. Данный комплекс упражнений способствует формированию симметричного мышечного корсета, восстановлению правильной осанки, что позволяет удерживать позвоночник в оптимальном положении. Сочетание плавательных упражнений со специальными дыхательными упражнениями позволяет оптимизировать функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы, способствует улучшению мозгового кровотока, нормализует артериальное давление, повышает общий адаптационный потенциал студентов.
Хорошим дополнением к различным комплексам упражнений на воде могут быть технические средства обучения. В этом плане можно выделить исследования коллектива авторов - методика аквафитнеса игрового
1 - уверенность в себе, 40%,
2 - дискомфорт (боязнь воды), 7%,
3 - дискомфорт (стыд перед сокурс-
никами), 5,3%,
4 - ощущение безопасности, 47%.
Рис. 1. Самочувствие студентов на занятиях по плаванию (%) (по данным Скирене В.В., Скирюс Э.Р., 2012].
направления с применением технических устройств в физическом воспитании студенток. Авторами разработан специальный баскетбольный щит, который прикрепляется непосредственно на бортик бассейна или на ватерпольные ворота. Использование щита позволяет выполнять броски мяча с разных дистанций с разным бросковым усилием. Установлено, что в таких занятиях наблюдается оптимизация функционального состояния и физической подготовленности студенток [1, 8].
Анализ роли и значения учебной дисциплина «Физическое воспитание» и ее раздела «Плавание» позволил автору выделить основные проблемы в системе физического воспитания студентов. Одна из них -разработка программы занятий с включением оздоровительных видов плавания, отбор методов и средств с учетом их индивидуальных возможностей. К числу малоизученных аспектов этой проблемы относятся: взаимодействие показателей физического здоровья и физической подготовленности студентов, нормативная оценка их физической подготовленности и оценка целесообразности (и даже необходимости) включения занятий по плаванию в учебный процесс физического воспитания. Проведенные автором исследования показали позитивное влияние плавания на физическую подготовленность студентов. Автор отмечает целесообразность включения занятий по плаванию в учебный процесс физического воспитания [12].
Исследования состояния суставно-связочного аппарата студентов основной и специальной медицинской группы дали возможность определить важные направления повышения показателей здоровья. Авторская методика применения оздоровительного плавания имеет своей целью коррекцию негативных проявлений. Для коррекции нарушений предлагаются несколько способов плавания. Дозирование нагрузки предлагается осуществлять длиной проплываемого отрезка, интенсивностью, способом плавания, количеством выдохов в воду между отрезками, чередованием с упражнениями на месте, продолжительностью занятия [6].
Литература
1. Базылюк ТА., Козина Ж.Л., Безнес Е.Е., Коверя В.Н. Применение аквафитнеса игровой направленности в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание студентов. - 2010.
- № 6. - С. - 8 - 12.
2. Баламутова Н.М. Гидропедагогика и гидрокинезиотерапия, как средство реабилитации студентов, больных сколиозом // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 1. - С. - 13 - 17.
3. Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. Лечебно-оздоровительное плавание в специальной медицинской группе у студенток с остеохондрозом шейного отдела позвоночника // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 3. - С. - 8 - 11.
4. Ганчар А.И. Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов.
- 2012. - № 3. - С. - 24 - 28.
5. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 4. - С. - 37 - 41.
Э2013
Полезными для планирования занятий по плаванию со студентами могут быть исследования проблем подготовки спортсменов. Рассматривая вопросы современного подхода к совершенствованию техники скоростных поворотов в плавании кроль на груди Савченко Н.И. и Новицкий В.Я. рекомендуют повышать технический уровень выполнения скоростных поворотов, а также акцентировать внимание на точном выполнении всех элементов поворота [10].
В своем исследовании Качуровского Д.О. показывает направления формирование у граждан жизненно важного навыка плавания и предлагает варианты решения проблемы обучения плаванию сельского населения, а также увеличение количества занимающихся плаванием. Автор рассматривает традиции семейного отдыха в плавательных комплексах. Также выделяет пути повышения уровня физической подготовки учащихся, трудящихся и военнослужащих [7].
Необходимо отметить, что комплексное решение проблем организации и проведения занятий по плаванию со студентами позволит повысить качество жизни и основные показатели здоровья студентов.
Выводы:
Таким образом, занятия плаванием показаны при различных отклонениях в состоянии здоровья для студентов специальных медицинских групп. В дополнение в вышеизложенным рекомендациям можно добавить следующее:
1. При освоении навыка дыхания в непривычной среде для начального обучения плаванию рекомендуется до 40% времени занятий отводить дыхательным упражнениям [11].
2. Рекомендуются ранние многоуровневые программы плавания для всех детей с целью помочь им преодолеть страх перед водой, повысить эффективность занятий в бассейне и плавательную производительность. Это, в конечном счете, увеличит процент взрослых, которые могут плавать [15].
3. Необходимо создавать благоприятную обстановку для занятий студентов с легкими и тяжелыми формами инвалидности. Для этого необходимо адаптировать программы занятий плаванием [16].
References:
1. Bazyliuk T.A., Kozina ZH.L., Beznes E.E., Koveria V.N. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2010, vol.6, pp. 8 - 12.
2. Balamutova N.M. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.1, pp. 13 - 17.
3. Balamutova N.M., Sidorenko G.M. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.3, pp. 8 - 11.
4. Ganchar A.I. Garkusha S.V Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.3, pp. 24 - 28.
5. Ganchar A.I. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.4, pp. 37 - 41.
6. Drogomereckij V.V., Kondakov V.L., Gorelov A.A. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2013, vol.5, pp. 46-54. doi:10.6084/m9.figshare.771046
7. Kachurovskij D.O. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2009, vol.3, pp. 41 - 45.
8. Kozina Zh.L., Iermakov S.S., Bazyliuk T.A., Voloshina E.V Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students],
2012, vol.1, pp. 42 - 46.
та медико-біологічні проблеми фізичного
виховання і спорту _______________________________
6. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Применение средств оздоровительного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 5. - С. 46-54. doi:10.6084/m9.figshare.771046
7. Качуровский Д.О. Актуальные проблемы плавания в Украине // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 3. - С. - 41 - 45.
8. Козина Ж.Л., Ермаков С.С., Базылюк ТА., Волошина Е.В. Инновационные технологии аквафитнеса игровой направленности с применением технических устройств в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 1. - С. - 42 - 46.
9. Курко Я.В. Федчишин О.Я. Показатели здоровья студентов, занимающихся оздоровительным плаванием // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 1. - С. - 59 - 62.
10. Савченко Н.И. Новицкий В.Я. Анализ эффективности выполнения скоростных поворотов в плавании кроль на груди // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 1. - С. - 111 - 113.
11. Скирене В.В., Скирюс Э.Р. Умение дышать в непривычной среде как фактор успешности обучения плаванию // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 6. - С. - 104 - 107. doi:10.6084/ m9.figshare.96578
12. Химич И.Ю. Проведение учебных занятий по плаванию в НТУУ Киевский политехнический институт // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 2. - С. - 101 - 103.
13. 2013 ESH/ESC Guidelines for the management of arterial hypertension / Mancia G., Fagard R., Narkiewicz K., Redon J. // Journal of Hypertension. 2013, vol.31(7), pp. 1281-1357
14. Bolton N., Martin S. The policy and politics of free swimming. // International Journal of Sport Policy and Politics. 2013, vol.5(3), pp. 445-463. doi:10.1080/19406940.2012.656689.
15. Karen D. Berukoff, Grant Michael Hill. A study of factors that influence the swimming performance of hispanic high school students. //International Journal of Aquatic Research and Education, 2013, vol. 4(4), pp. 409 - 421.
16. Phillip Conatser, Martin E. Block, Monica Lepore. Research aquatic instructors’ attitudes toward teaching students with disabilities. // Adapted Physical Activity Quarterly. 2013, vol.17(2), pp. 197 - 207.
17. Sebert P., Mortelette H., Nicolas J., Amerand A., Belhomme M., Moisan C. In vitro aerobic and anaerobic muscle capacities in the European eel, Anguilla anguilla: Effects of a swimming session. // Respiratory Physiology & Neurobiology. 2011, vol.176(3), pp. 118122. doi:10.1016/j.resp.2011.02.003.
18. Tavakolizadeh J., Abedizadeh Z., Panahi M. The Effect of Swimming on Self Concept’s Girl High School Students. //Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012, vol.69, pp. 1226-1233. doi:10.1016/j. sbspro.2012.12.055.
19. Toussaint H.M., Roos P.E., Kolmogorov S. The determination of drag in front crawl swimming. //Journal of Biomechanics. 2004, vol.37(11), pp. 1655-1663. doi:10.1016/j.jbiomech.2004.02.020.
9. Kurko IA.V. Fedchishin O.IA. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.1, pp. 59 - б2.
10. Savchenko N.I. Novickij V.IA. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2011, vol.1, pp. 111 - 11З.
11. Skirene V.V., Skirius E.R. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vo1.6, pp. 104 - 107. doi:10.6084/ m9.figshare.9б578
12. Khimich I.Iu. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2009, vol.2, pp. 101 - 10З.
13. Mancia G., Fagard R., Narkiewicz K., Redón J. 201З ESH/ESC Guidelines for the management of arterial hypertension. Journal of Hypertension. 201З, vol3l(7), pp. 1281-1З57.
14. Bolton N., Martin S. The policy and politics of free swimming. International Journal of Sport Policy and Politics. 201З, vol.5^), pp. 445^бЗ. doi:l0.l080/l9406940.20l2.656689.
15. Karen D. Berukoff, Grant Michael Hill. A study of factors that influence the swimming performance of hispanic high school students. International Journal of Aquatic Research and Education, 201З, vol. 4(4), pp. 409 - 421.
16. Phillip Conatser, Martin E. Block, Monica Lepore. Research aquatic instructors’ attitudes toward teaching students with disabilities. Adapted Physical Activity Quarterly. 201З, vol.l7(2), pp. 197 - 207.
17. Sébert P., Mortelette H., Nicolas J., Amérand A., Belhomme M., Moisan C. In vitro aerobic and anaerobic muscle capacities in the European eel, Anguilla anguilla: Effects of a swimming session. Respiratory Physiology & Neurobiology. 2011, vol.17б(3), pp. 118122. doi:10.101б/j.resp.2011.02.003.
18. Tavakolizadeh Jю, Abedizadeh Zю, Panahi M. The Effect of Swimming on Self Concept’s Girl High School Students. Procedia
— Social and Behavioral Sciences. 2012, vol.69, pp. 1226-12ЗЗ. doi:l0.l0l6/j.sbspro.20l2.l2.055.
19. Toussaint H.M., Roos PE., Kolmogorov S. The determination of drag in front crawl swimming. Journal of Biomechanics. 2004, vol^ll), pp. 1б55-1ббЗ. doi:l0.l0l6/j.jbiomech.2004.02.020.
І ПЕДАГОГІКА I
ПСИХОЛОГІЯ
Информация об авторе: Information about the author:
Цеслицка Мирослава Зигмунтовна: ORCID: 0000-0002-0407- Cieslicka Miroslawa: ORCID: 0000-0002-0407-2592; rektor@ukw.edu.
2592; rektor@ukw.edu.pl; Университет Казимира Великого в Быдгощ; pl; Kazimierz Wielki University in Bydgoszcz; Chodkiewicza str. 30, 85-
ул. Ходкевича 30, г.Быдгощ 85-064, Польша 064 Bydgoszcz, Poland
Цитируйте эту статью как: Цеслицка М. Занятия плаванием в повышении уровня здоровья студентов // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -
2013. - № 12 - С. 101-104. doi:10.6084/m9.figshare.880636
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 15.12.201З г. Опубликовано: З0.12.201З г
Cite this article as: Cieslicka Miroslawa. Swimming lessons in improving the health of students. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.12. pp. 101-104. doi:10.6084/m9.figshare.880636
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 15.12.201З Published: З0.12.201З