УДК 378.147:376.545 ББК Ч448.024.2
DO110.26170/po 19-07-20 ГРНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.08
Мокроусов Сергей Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусства, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; 625007, г. Тюмень, проезд 9 Мая, 5; e-mail: [email protected]
Кашина Наталья Ивановна,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет, 620151, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: [email protected]
Лапенок Марина Вадимовна,
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Институт математики, физики, информатики и технологий, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Валеева Эльвира Мавлитовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, Южно-Уральский государственный университет; 454080, г. Челябинск, ул. Ленина, 76; e-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: одаренность; одаренные студенты; интернет-ресурс; художественно-творческая деятельность; педагогическая диагностика.
АННОТАЦИЯ. Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена необходимостью инструментального обеспечения выявления, развития, диагностики и сопровождения одаренной молодежи, обучающейся в вузе, в различных областях творческой деятельности, на разных образовательных ступенях и этапах личностного развития. Цель исследования — обобщить опыт создания и использования образовательного интернет-ресурса Аrt-edu72.ru, разработанного на кафедре искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета. Методологической основой исследования являются: теоретические положения о художественно-творческой деятельности как целостном комплексе взаимосвязанных элементов и их отношений (А. А. Мелик-Пашаев, Н. Г. Тагильцева), концепция одаренности (Д. Б. Богоявленская, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, методы психолого-педагогической диагностики. Научная новизна состоит в том, что авторами предлагается исследовать признаки одаренности студентов в области художественно-эстетической деятельности, используя при этом возможности интернет-ресурса Аrt-edu72.ru в ходе комплексного анализа работ студентов, экспертного оценивания, опроса, осуществления психометрической экспертизы доминантного типа мышления и уровня IQ студентов. Авторы делают вывод о том, что данный интернет-ресурс позволяет не только повысить эффективность диагностики одаренных за счет своевременного выявления, дифференциации и точечной индивидуализированной работы с одаренной личностью, но и объединить, синхронизировать работу экспертов, осуществить анализ результатов.
Mokrousov Sergey Ivanovich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Art, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University; Tyumen, Russia.
Kashina Natalya Ivanovna,
Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Music Education, Institute of Music and Art Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Lapenok Marina Vadimovna,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Informatics, Information Technologies and Informatics Teaching Methods, Institute of Mathematics, Physics, Informatics and Technologies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Valeeva Elvira Mavlitovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Sociology, Southern Ural State University, Chelyabinsk, Russia.
DIAGNOSTICS OF ENDOWMENTS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE FIELD OF ART AND CREATIVE ACTIVITY BY MEANS OF THE INTERNET RESOURCE
KEYWORDS: giftedness; gifted students; Internet resource; artistic and creative activity; pedagogical di-
ABSTRACT. The relevance of the problem considered in article is caused by need of tool ensuring identification, development, diagnostics and escort of the gifted youth studying in higher education institution, in various areas of creative activity at different educational steps and stages of personal development. A research objective — to generalize experience of creation and use of the educational Art-edu72.ru Internet resource developed at department of arts of Institute of psychology and pedagogics of the Tyumen state university. A methodological basis of a research are: theoretical regulations on art and creative activity as a
agnostics.
complete complex of the interconnected elements and their relations (A. A. Melik-Pashayev, N. G. Tagiltse-va), the concept of endowments (D. B. Bogoyavlenskaya, M. A. Holodnaya, V. D. Shadrikov). The following methods of a research were used: studying and analysis of literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, pedagogical observation, methods of psychology and pedagogical diagnostics. The scientific novelty consists that authors offer to investigate signs of endowments of students in the field of art and esthetic activity, using at the same time possibilities of the Art-edu72.ru Internet resource, during the complex analysis of works of students, expert estimation, poll, implementation of psychometric examination of prepotent type of thinking and the IQ level of students. Authors draw a conclusion that this Internet resource allows not only to increase efficiency of diagnostics presented due to timely identification, differentiation and the pointed individualized work with the gifted personality, but also to unite, synchronize work of experts, to carry out the analysis of results.
Введение
Выявление, поддержка и развитие одаренных детей и талантливой молодежи, создание благоприятных условий для их самореализации, развития творческих способностей, профессионального и личностного роста являются приоритетными направлениями развития отечественного образования [6]. Эти идеи нашли отражение в ряде нормативных официальных документов, касающихся содержания образования в различных учреждениях системы отечественного образования (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.», «Концепция модернизации российского образования» и др.).
Реализация данных идей предполагает разработку современных средств и методов поиска, диагностики и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи. В связи с этим обобщение опыта практического использования интернет-ресурсов для диагностической работы с одаренной молодежью в области художественно-творческой деятельности, обучающейся в вузе, может явиться одним из шагов в формировании нового знания, которое базируется на комплексном использовании инструментария, являющегося, с одной стороны, традиционным инструментарием современных психологов и педагогов (экспертная визуальная оценка художественных продуктов, анкетирование, психометрия и т.д.). С другой стороны, этот инструментарий предъявлен реципиентам (студентам вуза) в новом формате — формате интернет-ресурса, что позволяет объединить и синхронизировать в едином процессе работу экспертов, которые осуществляют анализ художественной одаренности студентов с помощью различных инструментальных средств.
Данный формат позволяет оптимизировать процесс взаимодействия исследователя и реципиента, реализует принципы наглядности, активности и индивидуализации. Еще Ян Амос Каменский в XVII в. ука-
зывал на наглядность как на «золотое» правило дидактики. Сегодня исследователи в области психологии искусства (И. В. Калинина, Н. Г. Тагильцева, Е. М. Торшилова и др.) указывают на предрасположенность современных детей и молодежи к визуальному восприятию современной культуры и более оптимальной работе именно с визуальными источниками информации. При этом, обеспечение доступа к диагностическим средствам широкого круга пользователей в описываемом в данной статье Интернет-ресурсе делает процесс диагностики более прозрачным, технологичным, оптимальным, и создает условия для повторения опыта, накопленного авторами данной статьи, в других вузах России.
Обзор литературы
Информатизация современного образования способствует созданию системы социокультурных инноваций, открывающих новые возможности для всех субъектов образования (А. В. Завражин [2], П. Г. Рагулин [9]).
В современном интернет-пространстве действуют специализированные интернет-ресурсы, ориентированные на узко сегментированную аудиторию пользователей — библиотеки, сайты для лиц с ОВЗ и т.д. Но при всем разнообразии форм информатизации образования, довольно остро ощущается недостаток образовательных Интернет-ресурсов, в контенте которых бы предлагался диагностический инструментарий для выявления и сопровождения детей и молодежи с особыми образовательными потребностями в узко специфических видах деятельности, какой является художественно-творческая деятельность (включающая хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную) [8]. Вследствие этого может произойти снижение эффективности обучения данной категории обучающихся, что связано с поздним выявлением и неадекватной диагностикой их одаренности.
Анализ современных подходов к работе с одаренными с использованием интернет-ресурсов выявил основные направления исследовательской деятельности. Например, С. А. Филипповым и Е. В. Комелиной опи-
© Мокроусов С. И., Кашина Н. И., Лапенок М. В., Валеева Э. М., 2019
сывается процесс дистанционного взаимодействия между преподавателями вуза и одаренными школьниками [10]; Т. В. Ларионовой и Н. Б. Сологубовой раскрываются возможности информационно-коммуникационных технологий, базирующихся на интернет-ресурсах, для выявления одаренных [4]; Н. Г. Тагильцевой, С. А. Коноваловой, О. А. Овсянниковой и др. описывается опыт комплексного применения информационных технологий в развитии музыкальных и художественных способностей обучающихся «Smart-e-Leaming» [155].
Ресурсы сети Интернет и дистанционные технологии позволяют сегодня осуществлять выявление и диагностику одаренных детей. Для этого создаются специальные сайты, порталы, позволяющие проводить диагностику в онлайн режиме. В работе И. Ю. Малковой, В. В. Мацуты и М. А. Подойнициной [5] раскрывается содержание работы образовательного портала, ориентированного на развитие одаренности детей и подростков, апробированного в Сибирском федеральном округе. Авторы делают вывод о том, что использование информационных технологий позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, что является условием полноценной и адекватной реализации одаренных детей и молодежи. Одаренные дети довольно быстро «перерастают» традиционную школьную программу и требуют построения индивидуального образовательного маршрута.
Результаты исследования
Специалисты в области психологии и педагогики отмечают, что одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими [1]. Они рекомендуют осуществлять исследование одаренных в форме мониторинга - продолжительных во времени мероприятий, с использованием различных средств диагностики, так как такой подход позволяет получить более достоверные результаты [11; 11].
Поэтому диагностическая работа была разбита на два этапа: предварительный, на котором осуществлялся отбор из общего числа студентов лиц с признаками одаренности, и констатирующий, в процессе которого осуществлялась верификация предварительных результатов исследования, определялись проблемные зоны в одаренности у каждого исследуемого студента, затем составлялась индивидуальная карта и программа развития одаренности в области изобразительной деятельности.
Опытно-поисковая работа проводился на кафедре искусств Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета в конце 2017 г. и начале 2018 г. Целью исследования явилось выявление студентов, обучающихся на кафедре искусств Тюменского государственного университета, с выраженными признаками одаренности в области изобразительной деятельности.
В ходе опытно-поисковой работы использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности, тесты, опрос.
Данное обследование проводилось с использованием возможности интернет-ресурса Art-edu72.ru в ходе ряда мероприятий.
Для проведения диагностической работы в опоре на исследования Д. Б. Богоявленской и др. [1] были выделены следующие критерии и показатели: мотиваци-онный — выраженный интерес к одному или нескольким направлениям изобразительной деятельности, готовность к углубленному освоению одной или нескольких областей изобразительной деятельности; когнитивный — степень полноты знаний в одной или нескольких областях изобразительной деятельности, наличие сформированного познавательного интереса, широта кругозора, потребность в расширении и углублении теоретических знаний и практических умений в одной или нескольких областях изобразительной деятельности [7]; операционно-технологический — степень владения инструментарием в одной или нескольких областях изобразительной деятельности, наличие индивидуального стиля, специфической стратегии деятельности (быстрота освоения, вариативность, генерация новых целей); личностно-ценностный — высокая требовательность к результатам своей деятельности, неприятие стандартных и шаблонных решений, наличие собственных ценностных представлений.
Творчество связано с наличием у личности способностей, мотивов, знаний и умений, посредством которых модулируется творческая деятельность [3, с. 4]. Для успешной деятельности в области изобразительной деятельности необходима доминанта образного мышления, креативность, в меньшей степени предметное, знаковое и символьное мышление. Экспериментально подтвержденные исследования уровня интеллекта ^ убедили нас в необходимости введения данного показателя для идентификации контингента [133; 144]. Для выявления уровня ^ у студентов с признаками одаренности использовались тестовые методики Дж. Брунера и Дж. Равена, которые
были доступны в «Личном кабинете» пользователя после прохождения процедуры регистрации на интернет-ресурсе art-edu72.ru.
Всего в обследовании на данном этапе приняли участи 19 человек, после отбора с учетом выше обозначенных критериев осталось 6 человек.
Основные причины исключения из списка: низкая мотивация, участие в одной выставке одной работой, наличие одного положительного отзыва эксперта, низкие оценки по просмотру.
Констатирующий этап исследования предполагал верификацию результатов предварительного отбора и выявление студентов с признаками одаренности в области изобразительной деятельности: осуществлялось выявление специфики мотивации, наличия и степени развития когнитивной и познавательной сферы (осмысление базовых знаний, наличие концептуальности мышления, широты кругозора и т.д.), специфики индивидуальной стратегии деятельности (работа сериями, индивидуальный стиль), наличия личностно-ценностных представлений (принятие шаблонов, наличие авторской позиции, стереотипов и т.д.).
На констатирующем этапе с помощью интернет-ресурса art-edu72.ru нами было проведено анкетирование. Анкета включала 14 вопросов, которые были сгруппированы в блоки (Анкета доступна по ссылке http: / / art-edu72.ru/ articles/5a9cec7i4ae59.docx). Эта работа проводилось с целью верификации специфики мотивации, выявления степени сформированности познавательной сферы, степени осмысления индивидуальной стратегии деятельности, наличия личностно-ценностных представлений. На основе обработанных по материалам анкеты результатов первичной диагностики была составлена сводная диагностическая карта результатов констатирующего этапа.
Результаты данного этапа позволили составить индивидуализированную диагностическую карту на каждого студента, которая позволила выявить проблемные зоны и составить индивидуализированную программу по каждому студенту для развития слабо выраженных признаков одаренности.
На основе полученных данных и заполненных диагностических карт были разра-
ботаны индивидуализированные программы для каждого студента. Их реализация предполагала замену позиции преподавателя на позицию тьютора или тьютора-преподавателя, выбор одной из четырех типов программ работы с одаренными: ускорения, углубления, обобщения, проблема-тизации.
Результаты констатирующего этапа диагностической работы, направленной на выявление одаренности, были представлены в форме доклада на научно-практическом семинаре «Одаренность в сфере искусства», который проходил на кафедре искусств ИПиП ТюмГУ в 2018 г.
Заключение
Таким образом, диагностика одаренности в области изобразительной деятельности — это длительный по времени процесс, который предполагает организацию системы мониторинга и прохождение ряда этапов, что повышает значимость использования возможностей интернет-ресурса, который позволяет сделать его более технологичным, дает возможность расширения диапазона применения различных диагностических мероприятий, обеспечивает хранение данных, стимулирует внешнюю и внутреннюю мотивацию студентов, упрощает процесс экспертного оценивания продуктов деятельности, позволяет привлекать для экспертизы высококвалифицированных специалистов из различных учреждений и регионов, делает исследование более объемным и целостным. Это способствует более точной дифференцированной диагностике, а значит более и адекватному подбору мероприятий для сопровождения одаренности.
Таким образом, использование современных технологий и специализированных образовательных Интернет-ресурсов позволяют повысить эффективность диагностики одаренных за счет своевременного выявления, дифференциации и точечной индивидуализированной работы с одаренной личностью, а значит, решит проблему подготовки кадров качественно нового уровня. Данная работа является важным компонентом комплексного подхода к выявлению и сопровождения одаренных (студенты, школьники и т.д.) на различных этапах становления и развития одаренной личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности [Электронный ремурс]. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — Режим доступа: http: //psychlib.ru/mgppu/rko/rko-00l-.htm#$pl.
2. Завражин А. В. SMART и новые подходы в современном образовании // Мира образования — образование в мире. — 2015. — № 2. — С. 59-65.
3. Коновалова С. А. Музыкальное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования : учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2018. — 116 с.
4. Ларионова Т. В., Сологубова Н. Б. Использование информационно--коммуникационных технологий при работе с одаренными детьми во внеурочное время / / Гаудеамус. — 2016. — Т. 15. — № 1. — С. 94-97.
5. Малкова И. Ю., Мацута В. В., Подойницина М. А. Образовательный портал как условие становления профессионального сообщества, ориентированного на развитие одаренности детей и подростков: обоснование содержания и результаты апробации в Сибирском федеральном округе // Сибирский психологический журнал. — 2013. — № 49. — С. 50-58.
6. Мокроусов С. И. Тьюторское сопровождение одаренных студентов, обучающихся по художественно-педагогическим специальностям [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2017. — № 1. — С. 43-48. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mokrousov_43-48.pdf.
7. Мокроусов С. И. Развитие профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства в области компьютерного моделирования (в системе повышения квалификации) [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. — 2010. — № 3. — С. 1-8. — Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/11_09_mokrousov.pdf.
8. Мокроусов С. И., Кашина Н. И. Интернет-ресурс диагностики и сопровождения одаренных студентов в области художественно-эстетической деятельности // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 11. — С. 72-76.
9. Рагулин П. Г. Информационные технологии : электронный учебник. — Владивосток: ТИДОТ Дальневост. ун-та, 2004. — 208 с.
10. Филиппов С. А., Комелина Е. В. Система подготовки педагогов к работе с одаренными детьми на основе современных информационных технологий // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. — 2013. — № 1. — С. 28-34.
11. Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности: от традиционных представлений к новому пониманию природы феномена [Электронный ресурс] // Вебинар. — 20 февраля 2013 года. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=S3eVFgiC4nQ.
12. Холодная М. А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития / / Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2004. — Т. 1. — № 2. — С. 66-75.
13. Herrnstein R. J., Murrey Ch. The bell curve: Intelligence and class structure in American life. N.Y. : Free Press, 1994.
14. Schneider W. Acquiring expertise: Determinants of exceptional performance // International handbook of research and development of giftedness and talent / Heller K. A. (Ed.). — Oxford : Pergamon, 1993. — P. 311-324.
15. Tagiltseva N. G., Konovalova S. A., Kashina N. I., Valeeva E. M., Ovsyannikova O. A., Mokrousov S. I. Information Technologies in Musical and Art Education of Children. Smart Education and e-Learning 2017: sb. nauch. trudov. Smart Innovation, Systems and Technologies. — 2017. — Vol. 75. — P. 112-119.
REFERENCES
1. Bogoyavlenskaya D. B., Shadrikov V. D. Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Elektronnyy remurs]. — 2-e izd., rassh. i pererab. — M., 2003. — Rezhim dostupa: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1.
2. Zavrazhin A. V. SMART i novye podkhody v sovremennom obrazovanii // Mira obrazovaniya — obra-zovanie v mire. — 2015. — № 2. — S. 59-65.
3. Konovalova S. A. Muzykal'noe vospitanie detey v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya : ucheb. posobie dlya samostoyatel'noy raboty studentov / Ural. gos. ped. un-t. — Ekate-rinburg, 2018. — 116 s.
4. Larionova T. V., Sologubova N. B. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy pri rabote s odarennymi det'mi vo vneurochnoe vremya // Gaudeamus. — 2016. — T. 15. — № 1. — S. 94-97.
5. Malkova I. Yu., Matsuta V. V., Podoynitsina M. A. Obrazovatel'nyy portal kak uslovie stanovleniya pro-fessional'nogo soobshchestva, orientirovannogo na razvitie odarennosti detey i podrostkov: obosnovanie soderzhaniya i rezul'taty aprobatsii v Sibirskom federal'nom ok-ruge // Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. — 2013. — № 49. — S. 50-58.
6. Mokrousov S. I. T'yutorskoe soprovozhdenie odarennykh studentov, obuchayushchikhsya po khu-dozhestvenno-pedagogicheskim spetsial'nostyam [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusstva. — 2017. — № 1. — S. 43-48. - Rezhim dostupa: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/mokrousov_43-48.pdf.
7. Mokrousov S. I. Razvitie professional'noy kompetentnosti uchiteley izobrazitel'-nogo iskusstva v oblasti komp'yuternogo modelirovaniya (v sisteme povysheniya kvalifikatsii) [Elektronnyy resurs] // Pedagogika iskusst-va. — 2010. — № 3. — S. 1-8. — Rezhim dostupa: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/11_09_mokrousov.pdf.
8. Mokrousov S. I., Kashina N. I. Internet-resurs diagnostiki i soprovozhdeniya odaren-nykh studentov v oblasti khudozhestvenno-esteticheskoy deyatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 11. — S. 72-76.
9. Ragulin P. G. Informatsionnye tekhnologii : elektronnyy uchebnik. — Vladivostok: TIDOT Dal'nevost. un-ta, 2004. — 208 s.
10. Filippov S. A., Komelina E. V. Sistema podgotovki pedagogov k rabote s odarennymi det'mi na osnove sovremennykh informatsionnykh tekhnologiy // Vestnik RUDN. Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya. — 2013. — № 1. — S. 28-34.
11. Kholodnaya M.A. Psikhologicheskie mekhanizmy intellektual'noy odarennosti: ot traditsionnykh pred-stavleniy k novomu ponimaniyu prirody fenomena [Elektronnyy resurs] // Vebinar. — 20 fevralya 2013 goda. — Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=S3eVFgiC4nQ.
12. Kholodnaya M. A. Psikhologicheskoe testirovanie i pravo lichnosti na sobstvennyy variant razvitiya // Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. — 2004. — T. 1. — № 2. — S. 66-75.
13. Herrnstein R. J., Murrey Ch. The bell curve: Intelligence and class structure in American life. N.Y. : Free Press, 1994.
14. Schneider W. Acquiring expertise: Determinants of exceptional performance // International handbook
nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2019. № 7
153
of research and development of giftedness and talent / Heller K. A. (Ed.). — Oxford : Pergamon, 1993. — P. 311-324.
15. Tagiltseva N. G., Konovalova S. A., Kashina N. I., Valeeva E. M., Ovsyannikova O. A., Mokrousov S. I. Information Technologies in Musical and Art Education of Children. Smart Education and e-Learning 2017: sb. nauch. trudov. Smart Innovation, Systems and Technologies. — 2017. — Vol. 75. — P. 112-119.