Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ НЕКОТОРЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ'

К ОЦЕНКЕ НЕКОТОРЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Г Ф. Беренштейн, А Г. Караваев, М Н. Нурбаева, П А. Медведев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ НЕКОТОРЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ»

УДК 371.711.8

Г. Ф. Беренштейн, А. Г. Караваев, М. Н. Нурбаева, П. А. Медведев

К ОЦЕНКЕ НЕКОТОРЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

В 1983—1984 гг. нами были обследованы учащиеся 5 общеобразовательных школ-интернатов Витебской области (табл. 1).

У всех детей определяли соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометриче-ские (жизненная емкость легких — ЖЕЛ, экскурсия грудной клетки, сила кистей, становая сила) показатели, артериальное давление (АД); у девочек регистрировали срок появления менархе. Обследование детей, расчеты антропометрических индексов, математическую обработку данных осуществляли по общепринятым методикам [6—9]. Для выявления особенностей морфофункционального развития учащихся школ-интернатов проведено сравнение изученных показателей с таковыми учеников общеобразовательных школ Витебской области [I—5].

Анализ результатов обследования детей показал, что средний рост мальчиков 7 лет был 121,5±0,89 см и к 16 годам увеличился до 166,3±1,25 см. Среднегодовое увеличение составило 5 см, наибольшим оно было между 13 и 14 годами (9,4 см). В возрасте 7 лет у девочек рост был 119,2±0,8 см, в 16 лет — 159,7±1,18 см (за год увеличение в среднем на 4,5 см). Наибольшее увеличение отмечено между 12 и 14 годами (8 см). Во всех возрастных группах рост мальчиков был больше, чем девочек, и только в 13 лет он был одинаковым. По нашему мнению, это связано с более поздним вступлением девочек, обучающихся в интернатах, в пубертатный период, что подтверждается более поздним наступлением у них менархе (13 лет 6 мес) по сравнению со школьницами Витебска (12 лет 5 мес) и области (13 лет 1 мес). Рост учащихся интернатов в большинстве возрастно-половых групп оказался меньше, чем у учеников общеобразовательных школ.

Масса тела у 7-летних мальчиков была 24,1 ±0,39 кг и к 16 годам повысилась до 56±1,49 кг (за год в среднем на 3,5 кг). Наибольшее возрастание наблюдалось между 13 и 14 годами (5,9 кг). У девочек масса тела в 7 лет равнялась 23,1 ±0,5 кг, в 16 лет — 55,5±0,8 кг (увеличение за год в среднем на 3,6 кг). Наибольшее увеличение отмечено между 12 и 13 годами (6,5 кг) и 13 и 14 годами (5,4 кг). Следует отметить, что в 13, 14 и 15 лет масса тела была больше у девочек, в остальные возрастные периоды не отмечено существенной разницы между массой тела девочек и мальчиков. Массоростовой индекс Кетле у мальчиков колебался от 198,3±2,5 г/см в 7 лет до 336,7± ±6,99 г/см в 16 лет, у девочек — соответственно от 193,8± ±2,43 до 347,5±7,39 г/см. Обращает на себя внимание то, что у девочек 14—16 лет этот индекс был несколько выше, чем у мальчиков, в то время как, по данным С. В. Хрущева |9], в старшем школьном возрасте он выше у мальчиков.

Проведенная по местным стандартам [1,4] оценка физического развития обследованных детей (табл. 2) нока-

Таблица 1

Распределение обследованных учащихся школ-интернатов по возрастно-половым группам

Группа обследованных Возраст, годы

» 10 11 12 13 '« 15 16

Мальчики 40 43 57 60 56 57 62 56 52 32

Девочки 39 44 54 40 57 53 52 57 52 30

зала, что у большинства из них физическое развитие»' нормальное.

Следует подчеркнуть, что в школах-интернатах значи-. тельно меньше детей с избыточной массой тела, чем вЩ общеобразовательных школах, а с дефицитом массы тела мальчиков больше, чем девочек.

Окружность грудной клетки в 7 лет у мальчиков была 62,4±0,32 см и увеличилась к 16 годам до 84,2±0,97 см (за год в среднем на 2,4 см), у девочек — 61,3±0,51 и 83,0±0,77 см (за год в среднем на 2,4 см). Индекс Эрисмана был отрицательным у детей всех возрастно-половых групп, кроме 7- и 16-летних мальчиков, 7-, 15- и 16-летних девочек. Индекс Пинье у девочек 13—16 лет оказался достоверно ниже, чем у мальчиков этого возраста. Это, вероятно, связано с более быстрым формированием туловища у девочек. ^

ЖЕЛ у мальчиков 7 лет была 1584,4±30 мл и посте* пенно повышалась до 3593,8±92 мл в 16 лет (за год увеличение составило в среднем 233,3 мл). Наибольшее увеличение ЖЕЛ (412,9 мл) отмечено у мальчиков между 13 и 14 годами. У девочек ЖЕЛ в 7 лет была 1600± ±49,8 мл, а к 16 годам достигла 3046,7±73,8 мл (за год прибавление в среднем на 160,7 мл); наибольшее увеличение было между 12 и 13 годами (332,5 мл) и 13 и 14 годами (336,7 мл). Следует отметить, что ЖЕЛ у учащихся общеобразовательных школ была выше. Нами также установлено, что фактическая ЖЕЛ у мальчиков из интернатов составляла 88,4—97,7% от должной, а у девочек 8—13 лет она была ниже должной на 1,3—7,8%. Примерно аналогичное соотношение фактической и должной ЖЕЛ установлено у учеников общеобразовательных школ [3]. Р

Экскурсия грудной клетки у мальчиков 7 лет была 5,4±0,17 см, 8 лет — 4,8±0,19 см, а затем постепенно возрастала до 8,5±0,25 см в 16 лет. У девочек с 7 до 13 лет наблюдалось увеличение этого показателя с 4,3± ±0,07 до 7,7±0,18 см, а в 14 и 15 лет — снижение (6,9± ±0,24 и 6,8±0,21 см), в 16 лет — вновь увеличение до 7,7±0,22 см.

Сила правой кисти у мальчиков 7 лет была 16,2± ±0,44 кг, а к 16 годам достигла 37,4±1,4 кг (за год увеличение составило в среднем 2,4 кг); сила левой кисти изменилась с 14,7±0,44 до 35,8±1,3 кг. Силовой индекс прн этом колебался от 62 до 70%. У девочек сила правой кисти 0 в 7 лет равнялась 14,9±0,4 кг и увеличилась к 16 годам до 32,3±0,81 кг (за год в среднем на 1,9 кг), сила левой кисти была соответственно 14,7±0,43 и 30,4±0,87 кг. Силовой индекс изменялся от 52,6 до 64,5%. Следует отме-

Таблица 2

Распределение учащихся школ-интернатов в зависимости от оценки их физического развития

Показатель Мальчики Девочки

абс. я авс. *

Нормальное физическое раз-

витие 419 81,36 401 83,9

Дефицит массы тела 50 9.7 29 6,07

Избыток » » 3 0,59 3 0,63

Низкий рост 43 8,35 45 9,4

тить, что сила кистей рук мальчиков, обучающихся в общеобразовательных школах, в 12—16 лет больше, чем у их сверстников из интернатов (Р<0,05). У девочек подобного различия не обнаружено.

Становая сила у мальчиков с 7 до 16 лет изменялась от 32,3±1,16 до 110,4±3,6 кг. у девочек — от 31,7 ±1,31 Щ. 80,9±2,35 кг. Среднегодовое увеличение составило у мальчиков 8,7 кг, у девочек 5,5 кг. Силовой индекс, ^.становой силы у мальчиков изменялся со 134 до 197% у девочек — со 127 до 146,4%. Во всех возрастных группах (кроме 7-летней) становая сила достоверно была больше л у мальчиков, чем у девочек. В большинстве возрастно-половых групп становая сила у учащихся интернатов оказалась ниже, чем у учеников общеобразовательных ф школ [3].

^ Анализируя показатели АД, следует отметить, что у детей 7 лет из школ-интернатов систолическое давление (у мальчиков 102,5±1,2 мм рт. ст., у девочек 108,3± ±1,46 мм рт. ст.) было достоверно выше, чем у их сверстников из общеобразовательных школ (2). Л\ы склонны объяснить этот факт более трудной адаптацией детей, живущих вне семьи, к учебной нагрузке. В последующие годы систолическое АД у детей из интернатов было ниже, чем у проживающих дома. По нашему мнению, это связано со строгим режимом жизни в школах-интернатах и систематической трудовой активности этой группы детей. В возрасте 8—10 лет систолическое АД у школьников ^интернатов было одинаковым и у мальчиков, и у девочек, в 11 —15 лет оно было выше у девочек, в 16 лет — у мальчиков. К 16 годам систолическое АД у мальчиков стало 119,4±3,1 мм рт. ст., у девочек — 113,9±1,73 мм рт. ст. Диастол и чес кое АД оказалось несколько ниже у мальчиков (в 7 лет 53,5±1,7 мм рт. ст.. в 16 лет 58,'7±2,9 мм рт. ст.), чем у девочек (58,4±1,97 и 59,7±1,77 мм рт. ст. соответственно). Днастолическое АД было ниже у 8— 16-летннх учащихся школ-интернатов по сравнению с детьми из общеобразовательных школ |2]. У 11% обследованных мальчиков и 14,4% девочек выявлены дисто-нические реакции. Сосудистая дистония по гипертоническому типу значительно чаще встречалась у девочек, а по гипотоническому типу — несколько чаще у мальчиков. Выводы. 1. Большинство обследованных учащих-

ся школ-интернатов имеют нормальное физическое развитие.

2. Воспитанники школ-интернатов позже вступают в пубертатный период.

3. У учащихся школ-интернатов более низкий рост и меньшие физиометрнческне показатели, чем у учеников общеобразовательных школ.

4. У детей 8—16 лет из школ-интернатов АД ниже, чем у учеников общеобразовательных школ.

5. Сосудистая дистония гипертонического типа у девочек встречается чаще, чем у мальчиков.

Литература

1. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Медведев П. А., Нурбаева М. Н. Методические рекомендации по нормативам физического развития сельских школьников Витебской области. Витебск, 1982.

2. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбае-ва М. И. и др. — Таблицы оценки артериального давления школьников Витебской области. Витебск, 1983.

3. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Василенко Н. И. и др. — Изв. АН БССР. Серия биол. наук, 1983, № 4, с. 111—112.

4. Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбаева М. Н., Медведев П. А. Таблицы оценки физического развития школьников Витебска. Витебск, 1984.

5. Нурбаева М. //., Беренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Медведев П. А. — Здравоохр. Белоруссии, 1984, № 6, с. 24—27.

6. Спортивная медицина/ Под ред. А. В. Чоговадзе, Л. А. Бутченко. М., 1984.

7. Спортивная метрология/ Под общ. ред. В. М. Зациор-ского. М., 1982.

8. Ставицкая А. Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.

9. Хрущев С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М., 1980.

Поступила 11.03.85

Аннотации

УДК 613.95:616-053.2-084

Б. О. Анджелин. Взаимосвязи гигиены детей и педиатрии (Армянский педагогический институт им. X. Абовяна)

И гигиена детей, и педиатрия занимаются профилактикой заболеваний в детских учреждениях. При этом и педиатрия, и гигиена детей в области организации и проведения как санитарно-гигиенических, так и противоэпидемических мероприятий в детских и подростковых коллективах руководствуются научными данными других медицинских наук — эпидемиологии, гельминтологии, офтальмологии и др. Для осуществления мер борьбы и профилактики необходимы обширные знания, касающиеся этиологии заболеваний, механизмов их передачи, клинической картины и симптомов с целыо своевременного распознавания, изоляции и лечения больных детей. Начиная с момента рождения каждый ребенок находится под постоянным медицинским наблюдением педиатра. Ребенок одновременно нуждается и в гигиенической организации окружающей среды. В первые годы жизни детский организм особенно чувствителен к воздействиям ее факторов. Поэтому педиатры, под наблюдением которых находятся дети раннего и дошкольного возраста, гораздо больше внимания должны уделять гигиеническим вопросам окружающей среды, гигиеническому уходу за ребенком, физическому воспитанию и закаливанию, режиму учебных занятий, гигиене одежды, гигиеническому режиму питания, сна и др. Однако наряду с этим имеются и другие

не менее важные вопросы, относящиеся к строительству детских учреждений, вентиляции, отоплению, освещению, которые решаются в основном врачами-гигиенистами. Но на протяжении последующих возрастных периодов детства гигиеническая организация окружающей среды является предметом исследования исключительно гигиенической науки, поскольку невозможно точно определить, где начинается и где кончается подростковый возраст. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Педиатрия — наука, которая изучает детские заболевания, их клиническое течение н лечение. Однако педиатрия не только клиническая дисциплина, она имеет и свое профилактическое направление. А гигиена детей как всецело профилактическая наука занимается лишь профилактическими вопросами педиатрии — главным образом в плане предупреждения детских болезней. При этом следует подчеркнуть, что педиатр в отличие от гигиениста в каждом случае использует индивидуальный подход, конкретный по отношению к каждому больному ребенку, при назначении лечения, тогда как гигиена детей организует гигиенические оздоровительные мероприятия применительно для массового, большого коллектива детей, исходя из санитарного состояния детского населения. Вместе с тем следует отметить, что педиатр в детском учебно-воепктатель-ном учреждении, помимо гигиены отдельного здорового ребенка, заботится обо всем детском коллективе в целом, об общественной гигиене, проводя в коллективе оздоровительные, профилактические мероприятия. Гигиена де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.