Научная статья на тему 'К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Изменения этого показателя оказались благоприятными, хотя до полного соблюдения гигиенических норм еще очень далеко. Процент случаев, когда дети вообще не смотрели телепередачи, уменьшился с 43,6 до 40,8. Случаи, когда учащиеся укладывались в гигиенические нормативы, возросли с 12,1 до 34,7%. Соответственно значительно (с 44,3 до 24,5) уменьшилось число случаев, когда дети смотрели телепередачи дольше положенного времени. А количество случаев «патологического просмотра» (термин автора. — И. С.), когда учащиеся ежедневно находились перед телевизором по 4 ч и более, сократилось с 12,1 до 3.9 %.

Следующие два изученных нами показателя — это работа по дому и чтение художественной литературы. Эти показатели типовым режимом дня учащихся не регламентированы, поэтому сравнения с нормативами мы не проводили, а лишь констатировали фактическое положение.

При изучении времени, затрачиваемого на работу по дому оказалось, что процент случаен, когда дети не занимались ею, уменьшилось с 45,9 до 39,6, когда дети работали более 1 ч в день — с 22,4 до 18,7. Изменение этого показателя благоприятно в том отношении, что предусмотренное типовым режимом личное время у детей посвящалось работе по дому, т.е. они находились в движении. Вместе с тем им прививалось трудолюбие и это не влекло за со-

бой изменения продолжительности других обязательных^ компонентов режима дня. '

Что касается времени, затрачиваемого на чтение художественной литературы, то наши опасения, не будет ли это в ущерб многим другим компонентам режима дня, не подтвердились. Наоборот, в 5-м классе таких случаев было 11,4 %, а в 4-м — 25 %. Среди четвероклассников «зачитывающихся» (термин автора. — И. С.), т.е. читавших по 2—3 ч подряд, было 8,7 %, среди пятиклассников — только 0,4 %. По-прежнему оставался большой процент учащихся, вообще не читавших художественную литературу. Если в 4-х классах их было 55,4 %, то в 5-х — даже немного больше — 62,6 %.

В заключение можно сказать, что результаты выполненных нами исследований не только указывают на определенные положительные итоги целенаправленных мероприятий по разъяснению значения режима дня, но и на то, по каким показателям происходят наиболее существенные сдвиги в режиме дня у детей при переходе из 4-го в 5-й класс. Все это в свою очередь определяет основные направления санитарно-просветительной работы и проведение соответствующих мероприятий в общеобразовательных школах.

Поступила 29.03.84

УДК 371.71:371.711.8] (476.5-22)

Г. Ф. Беренштейн, М. Н. Нурбаева, П. А. Медведев, А. Г. Караваев

К ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ школьников

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

В 1981/82 учебном году в школах Сенненского района Витебской области проведено обследование учащихся 4— 8-х классов с изучением показателей физического развития (роста и массы тела, окружности грудной клетки) и физической подготовленности (бег на 30 или 60 м, прыжок в длину с места, бросание набивного мяча массой 1 кг из-за головы), установлена взаимосвязь между этими параметрами. Одновременно определены динамика успеваемости этих учащихся по четвертным и годовым оценкам и взаимосвязь уровня успеваемости и физической подготовленности с типом соматического статуса. Обследование проводили по общепринятой методике [2]. Тип соматического статуса (микро-, мезо- и макросоматический) определяли, исходя из длины и массы тела, окружности грудной клетки [!]•

Анализ полученных данных показал, что среди школьников большинство имели мезосоматнческий статус (66,1 % мальчиков и 69,5% девочек). Мнкросоматический статусу мальчиков встречался чаще (19,4 %), чем у девочек (14,3%), макросоматический же — у 14,6 и 16% соответственно.

Показатели физической подготовленности были выше у мальчиков всех возрастных групп. Так, четвероклассники пробегали 30 м за 5,81 ±0,13 с, пятиклассники — за 5,67± ±0,3 с, шестиклассники 60 м — за 9,94±0,3 с, семиклассники — за 10,43±0,26 с, восьмиклассники — за 10,08±0,3 с, у девочек это время составило соответственно 6,14±0,2, 5,9±0,2, 10,7±0,3, 10,63±0,3 и 10,55±0,33 с. Следует отметить, что скорость бега на 30 м была выше у мальчиков с микросоматнческим статусом (у учащихся 4-х классов 5,63±0,3 с) и у девочек с мезосоматическим (5,93±0,4 с), чем у детей остальных типов. Скорость про-бегания 60 м оказалась выше у мальчиков макросомати-ческого и у девочек мезосоматического статуса.

Длина прыжка с места составила у мальчиков 4-х классов 154,4±8,2 см, 5-х классов — 157,6±7 см, 6-х классов — 182,9±7,1 см, 7-х классов — 181,5±9,5 см, 8-х классов — 189,9±1! см, у девочек — соответственно 135,3±8, 149,3± ±8, 165,8±10, 162,6±8,5 и 160,8±11,3 см. У учащихся 4—

7-х классов не выявлено зависимости между длиной прыжка и соматическим статусом. У восьмиклассников лучшие результаты показали лица с макросоматическнм статусом, худшие — с микросоматическим.

Бросание набивного мяча дало следующие результаты: у учеников 4-х классов 401,6± 16,3 см, 5-х классов 486,7± ±17 см, 6-х классов 487,4±7,8 см, 7-х классов 514,2±29 см,

8-х классов — 612,8± 19,6 см, у девочек 370,8±17,6, 434,2± ±19,6, 478,4 ±27, 458,1 ±19,6 и 503 ±29 см соответственно. Лучшие результаты в этом упражнении оказались у детей с мезо- и макросоматическнм статусом.

Анализ корреляционных связей между показателями ф><£у знческого развития и физической подготовленности показал, что между ростом и физической подготовленностью имеется слабая взаимосвязь (г от 0,1 до 0,22), между массой тела и показателями физической подготовленности — значительно более выраженная (г от 0,23 до 0,61).

Успеваемость (отличная принята за 100%) учащихся была более высокой во втором полугодии и составила у девочек в I четверти 82 %, в III четверти 83%, в IV четверти 84%, у мальчиков — соответственно 73,2, 74,2 и 74,6%. Наиболее высокой успеваемость за годы была у учениц 5-х и 8-х классов (4,23±0,07 и 4,19±0,09 балла), самой низкой — в 7-м классе (3,9± 1,08 балла) при среднегодовой во всех классах 4,12±0,1 балла. У мальчиков среднегодовая успевасмссть составила 3,67±0,09 балла, самая высокая успеваемость была у учащихся 4-х классов (3,92± ±0,07 балла), самой низкой — у восьмиклассников (3,44± ±0,058 балла). Не выявлено определенных закономерностей при изучении успеваемости в зависимости от типа соматического стагуса детей, но несколько чаще встречались случаи более высокой успеваемости у детей с мезосоматическим статусом (/><0,1). Корреляционная связь между успеваемостью и отдельными показателями физической подготовленности или практически отсутствовала (г = 0,052, л = 0,093 и 0,14), или была слабой (г = 0,26, /• = 0,27 и 0,3). Отсутствовала корреляционная связь между успеваемостью и ростом, между успеваемостью и массой тела (г— в пределах 0,1).

Выводы. 1. Среди обследованных школьников у большинства был мезосоматический статус.

2. Лучшая успеваемость выявлена у девочек, более высокие показатели физической подготовленности — у мальчиков.

3. В большинстве возрастно-половых групп у детей с мезо- и макросоматическим статусом установлены более высокие показатели физической подготовленности.

4. Успеваемость детей не зависит от типа соматического статуса.

5. Не отмечено выраженной корреляционной зависимости между ростом и показателями физической подготовлен-

ности, между ростом, массой тела и успеваемостью учащихся. Более выраженная корреляционная связь имеется между массой тела и отдельными показателями физической подготовленности.

Литература

1. Бахрах И. И., Дорохов Р. Н. — В кн.: Детская спортивная медицина. М„ 1980, с. 165—171.

2. Ставицкая А. Б.. Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М., 1959.

Поступила 08.05.84

УДК 612.66-053.2-087

А. А. Крюкова, Т. В. Абрамчук

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Вопросам, касающимся функционального состояния организма детей и подростков, посвящены многочислен-рКные исследования. Их проведение стало возможным благодаря разработке и совершенствованию разнообразных методов, определяемых задачами, стоящими перед исследователями. Однако в большинстве случаев применяемые методы позволяют проводить раздельное изучение состояния центральной нервной системы, сердечно-сосудистой или дыхательной системы и т. п., они трудоемки и не всегда способствуют выявлению наиболее информативных показателей, характеризующих функциональное состояние организма детей и подростков.

Предлагаемая нами методика даст возможность расширить представления о физиологических особенностях организма детей и подростков, значительно уменьшить объем измерений путем частичной автоматизации процессов измерения и одновременного определения функционального состояния нескольких систем организма.

Основные особенности данной методики заключаются в следующем. Для регистрации формы импульсов сердечных сокращений на испытуемом размещают серийно выпускаемые датчики 2 (см. рисунок), для регистрации спиро-грамм — измерительные преобразователи глубины и частоты дыхания 41. Сигнал от датчиков 2 соответствует II ^стандартному отведению ЭКГ, он поступает на регистрирующий прибор 3, например двухканальный электрокардиограф. В свою очередь сигнал от измерительного преобразователя 4, включенного в электрическую схему измерений 5, поступает на второй канал регистрации прибора 3. При этом достаточно точно со всеми особенностями регистрируется форма импульса дыхания. Для определения жизненной емкости легких — ЖЕЛ (V) предложено устройство 6. принцип работы которого заключается в интегрировании импульса дыхания, запоминании соответствующего ему значения V и регистрации цифровым вольтметром нормированного значения V. Полученные таким образом импульсы сердечных сокращений и дыхания позволяют получать данные о частоте и длительности сердечных сокращений, частоте и глубине дыхания, проводить пробы с задержкой вдоха и выдоха, а также регистрирсвать ЖЕЛ. Сммарная погрешность определения амплитудных

значений измеряемых параметров ле превышает 5 %, а погрешность определения временных параметров — не более 3 %.

Для одновременного изучения латентного периода и длительности зрительно-моторной и зрительно-словесной реакций при дифференцнровке сигналов раздражения и реакции на них использован измеритель последовательных реакций 8 типа ИПР-01. Основное преимущество прибора в том, что апробирование методики реализуется более автоматически, удобнее, на более высоком метрологическом

1 Тезисы докладов VIII Всесоюзной научно-технической конференции «Теизометрия-83». М., 1983, с. 159,

Структурная схема установки для исследования физиологических функций организма.

Объяснения в тскстс.

уровне, т. е. при более высокой точности измерения. Для осуществления указанных исследований нами разработан генератор световых сигналов раздражения 7 типа ГССР-01, управление которым осуществляется непосредственно от ИПР-01.

Исследования показали, что использование методики повышает точность измерений, позволяет более детально изучить изменения функционального состояния организма детей и подростков, повысить эффективность измерений за счет как уменьшения трудоемкости измерительных операций, так и автоматизации процессов измерения, в частности путем использования устройства 6 и генератора 7.

Поступила 04 04.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.