Научная статья на тему 'ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 4—8-Х КЛАССОВ ВИТЕБСКА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА'

ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 4—8-Х КЛАССОВ ВИТЕБСКА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 4—8-Х КЛАССОВ ВИТЕБСКА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА»

УДК 613.95:572.311-07

Г. Ф. Беренштейн, М. Н. Нурбаева, А. Г. Караваев, П. А. Медведев

^ ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 4—8-Х КЛАССОВ ВИТЕБСКА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Витебский педагогический институт им. С. М. Кирова

Рост и развитие организма школьника во многом определяются условиями среды, которая включает и его определенную деятельность. Такой деятельностью для детей является учеба в школе. Она снижает двигательную активность, уменьшает время пребывания детей на свежем воздухе и требует больших энергетических затрат и нервного напряжения [1, 2].

В связи с этим интересно было проследить динамику ряда морфофункциональных показателей у школьников в течение учебного года.

В 1982/83 учебном году нами в его начале, конце первого полугодия и в апреле—мае были обследованы учащиеся 4—8-х классов Витебска. Под наблюдение были взяты в 4-х классах 34 девочки и 31 мальчик, в 5-х классах— соответственно 30 и 30, в 6-х классах — 36 и 27, в ф* классах — 29 и 39, в 8-х классах — по 30. У всех детей с помощью общепринятых методик изучали динамику роста, массы тела, окружности грудной клетки, окружности плеча и бедра, размеров таза (только у девочек), жизненной

емкости легких (ЖВЛ), экскурсии грудной клетки, силы обеих кистей и становой силы.

Установлено, что наиболее интенсивный рост тела в длину был у учениц 4-х классов и составил в первом полугодии 1,4 см, во втором — 2,5 см. Следует также отметить, что у учениц разных классов интенсивность роста была различной по полугодиям: в 4-м и 6-м она была выше во втором полугодии, в 5, 7 и 8-м — в первом. У восьмиклассниц во втором полугодии не наблюдалось изменения длины тела. У мальчиков же наиболее интенсивный рост тела в длину отмечен в 6-м и 7-м классах. У мальчиков 6-го класса за первое полугодие оп увеличился на 1,7 см, за второе — на 2,6 см, у семиклассников — соответственно на 2 см и 2,4 см. Следует отметить, что и в 8-м классе прирост тела в длину у мальчиков составил 2.1 см (см. таблицу).

Темп прироста массы тела были выше, чем длины тела, и у девочек, и у мальчиков (см. таблицу) и наиболее выраженным во втором полугодии. У девочек в изученной период темп увеличения окружности бедра был несколько

Динамика некоторых морфофункциональных показателей учащихся 4—8-х классов Витебска в первом (А) и втором (Б) полугодиях учебного года

4-Я класс 5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс

Показатель А Б А Б А Б А Б А Б

Девочки

Рост 1,0 1,8 0,93 0,85 0,5 1.4 0,76 0,62 0,6 0

Масса тела 0,9 4.5 3,8 6.1 2,4 3.8 2,8 1.3 0,5 0.7

Окружность:

грудной клетки 1,0 0 0,83 1,1 0,4 1.0 0,25 0,87 0,37 0,49

плеча 0,93 1,85 1.3 0 1.2 1.2 1,6 1.9 1,55 0,76

бедра 1.1 2,2 1,9 2.3 1.0 1.4 1.1 1.9 1,25 1,25

Размеры таза:

дистанция спи-

нарум 1.2 3,5 1.1 4.3 1.1 3.2 0 5,3 2,3 4,6

^ дистанция тро-

* хантерика 3.0 3,4 3,1 4.2 3,0 3,3 1,4 3,4 2,0 2,6

ЖЕЛ 4,8 2.1 1,1 2,7 5.5 0,7 3.1 2.5 -1.0 1,4

Экскурсия грудной 13,2

клетки 20,0 18,7 2,8 17,8 20,3 20,8 -1,4 23,3 6.3

Сила кисти:

правой 2,65 4,66 6,8 —0,9 5,3 0 1,45 9.0 5,5 —7,0

левой 3.4 9,3 11,1 —0,87 7,6 0 8,6 4,9 6,1 —3,4

Становая сила 0 21,4 3,0 21,2 3,1 11.2 9,3 4,8 3,3 6,2

Мальчики

Рост 0,92 1,4 0,9 1.0 1.1 1.7 1,2 1.5 0,8 1.2

Масса тела 2,65 4,0 3.7 4,9 3,9 2,8 2,7 3,2 4,1 1,7

Окружность:

грудной клетки 0,73 1,74 0,7 0.7 0 1,5 0,6 0,7 2,1 0,7

плеча 1.6 2,3 3,2 2.2 3.1 1,7 2,7 1.5 2,4 2,6

бедра 0,23 0,7 2,0 1.1 1,9 1.7 1,6 0,8 1.9 0,8

ЖЕЛ 6,5 0 3,5 1.5 5,7 4,2 9,1 6,9 3.1 5,7

Экскурсия грудной 9,9

клетки 19,6 6,0 7,7 12.1 13,6 16,0 10,6 19,8 14.1

Сила кисти:

правой 6,6 0,4 6,0 6.8 9,2 4,7 7,7 3,6 4.3 4,1

левой 6,2 3,4 9,6 4.8 12,0 5,6 8,7 4.6 5,2 1,3

Становая сила 3,1 13,3 6.7 10,2 8,8 17,8 9,7 3.7 6.6 15,4

выше, чем окружности плеча. У мальчиков четко проявлялась противоположная тенденция. Динамика этих показателей по полугодиям не имела каких-либо закономерностей ни у мальчиков, ни у девочек.

Размеры таза у девочек увеличились на протяжении учебного года, но более значительно во втором полугодии.

Темп повышения функциональных показателей (ЖЕЛ, силы обеих кистей) был более высоким в первом полугодии, а становой силы достоверно выше во втором. Следует обратить внимание на тот факт, что у учениц 8-х классов в течение учебного года снижались показатели ЖЕЛ и силы кистей.

Таким образом, следует отметить, что в течение учебного года в основном происходит возрастание морфофунк-циональных показателей у учащихся 4—8-х классов, но имеются определенные возрастно-половые различия в ин-

тенсивности этнх процессов. Имеются также различия в темпах повышения морфологических и функциональных показателей. Увеличение темпа прироста массы тела по сравнению с темпом роста тела в длину, более выраженноеАо втором полугодии, н снижение темпа возрастания ряла функциональных показателей в это время учебного года мы склонны объяснять снижением двигательной активности детей к концу учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грибан В. Г., Мельников В. Л.— В кн.: Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980, с. 55—61.

2. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. М., 1978.

Поступила 15.10.83

УДК 614.73:546.711.02.541-074

Н. В. Винцукевич, /О. А. Томилин, Л. Д. Пидоренко

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ "Мп В ПРОБАХ РАСТИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА И ПОЧВЫ

Николаевская областная санэпидстанция

Радиоактивный распад ыМп происходит путем электронного захвата, сопровождающегося испусканием фотонов с максимальной энергией 0,835 МэВ. В этом энергетическом диапазоне ■у-излученни находятся у_Л11ННи и таких радионуклидов, как '"Се, иСо, 1,0Ад и др. (Еу|ПЯХ, '"Се 0,796 МэВ, мСо 0.810 МэВ, "»Ай 0,884 МэВ) [2]'" Энергетическое разрушение современной отечественной -у-спектР°-метрической аппаратуры со сцинтилляционным детектором (10—11 %), который в настоящее время в отличие от полупроводникового более доступен для санэпидстанций, не позволяет без радиохимического выделения радионуклида из пробы достаточно точно определить его концентрацию в различных объектах внешней среды.

Один из методов радиохимического выделения 54Мп, используемый нами для определения содержания радионуклида в образцах почвы и растительного материала, основан на экстрагировании днэтилдитиокарбамата мащдцда' четыреххлористым углеродом. Метод включает большое число операций, что увеличивает вероятность потерь элемента. Особенно заметен этот недостаток метода при работе с пробами, содержащими небольшие количества радионуклида (менее 10-10 Ки/кг). Кроме того, для проведения экстракции требуется большой набор дефицитных реактивов [2, 41.

В связи с этим при анализе проб растительного материала и почвы на содержание в них |овЯи, '"Се и 6,Мп мы попытались отделить последний от других элементов осаждением с каким-либо носителем. Для данной цели необходимо было подобрать такой реактив, который отделял бы марганец от других элементов, причем после однократного осаждения, и позволял проводить радиометрию осадка после минимального числа химических операций. По нашему мнению, таким реактивом мог бы служить хлорат калия, который осаждает марганец из кипящих азотнокислых растворов в виде его двуокиси [3].

Анализ проводили следующим образом. Навеску золы (20—30 г при удельной активности золы ~пКи/г и 5—10 г при ~нКи/г) переносили в фарфоровую чашку и при 350 °С, периодически смачивая Н202, освобождали от остатков органических веществ. Естественное содержание марганца предварительно определяли из отдельной навески золы колориметрическим методом [2, 3). Носитель помещали в золу в виде раствора МпС12 из расчета 100—200 мг Мп2+ с учетом естественного содержания марганца в пробе. Содержимое чашки растворяли при кипячении в минимальном объеме азотной кислоты, добавляли равный объем воды и отфильтровали осадок. Фильтрат выпаривали до сиропо-

Я

образного состояния и прибавляли 50 мл разбавленной (1:1) азотной кислоты. Стакан покрывали часовым стеклом, для удаления окислов азота кипятили несколько минут и, поддерживая температуру, близкую к кипению, вводили в рас-

Зависимость скорости счета импульсов от препарата, содержащего "Мп, от количества внесенного в раствор носителя (активность 14Мп в пробе 0,8-10 8 Ки)

пробы Количество внесенного Ми3*. мг Скорость счета имп/мин Количество Мп мг ыделенного %

1 26,5 140,0 17,7 66,7

2 26,5 122,3 13,4 50,5

3 26,5 125,2 14,9 56,5

4 53,0 151,1 31,9 60,2

5 53,0 128,0 32,6 61,6

6 53,0 135,0 28,6 54,0

7 106,0 178,0 79,9 75,3

8 106,0 182,2 83,4 78,7 Р

9 106,0 170,0 75,8 71,6

10 212,0 177,0 171,0 80,6

11 212,0 181,7 152,8 72,1

12 212,0 174,2 146,7 69,2

13 318,0 170,4 216,2 67,9

14 318,0 177,0 210,1 66,1

15 318,0 173,5 234,0 73,6

16 530,0 169,5 343,9 64,9

17 530,0 165,8 332,3 62,7

18 530,0 175,1 414,9 78,3

19 742,0 160,6 561,8 75,7

20 742,0 169,6 448,9 60,5

21 742,0 171,7 529,7 71,4

22 1060,0 162,5 639,3 60,3

23 1060,0 157,8 757,9 71,5

24 1060,0 166,3 622,2 58,7

25 1590,0 150,0 923,8 58,1

26 1590,0 160,1 993,7 62,5

27 1590,0 155,5 1033,5 65,0

28 2120,0 152,2 1512,7 71,3

29 2120,0 145,7 1168,1 55,1

30 2120,0 159,4 1191,4 56,2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.