Научная статья на тему 'Морфо-функциональные показатели детей младшего школьного возраста при различном планировании учебного процесса'

Морфо-функциональные показатели детей младшего школьного возраста при различном планировании учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
433
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / PHYSICAL ACTIVITY / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ / WEEKLY TRAINING CYCLE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ШКОЛА / SCHOOL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS / MORPH FUNCTIONAL STATES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов В.В.

Начиная с семилетнего возраста, заботу о физическом воспитании детей в значительной мере берет на себя школа. При этом для подавляющего большинства из них единственной организованной формой физического воспитания является уроки физической культуры. Два урока в неделю, согласно школьной программы, даже при использовании самых передовых технологий не дают школьнику необходимой мышечной нагрузки, не позволяют развивать в полной мере его двигательные способности, не формируют потребности к физическим нагрузкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORPH FUNCTIONAL PRIMARY SCHOOL CHILDREN STATES UNDER THE DIFFERENT PLANS OF STUDY PROCESS

School takes the responsibility of children physical education when they are 7 years old. Most trainings for them are physical culture and sport lessons. Two lessons a week, up to program, dont give children necessary muscles stress, do not let them to develop their motor activeness, do not form needs to physical stress.

Текст научной работы на тему «Морфо-функциональные показатели детей младшего школьного возраста при различном планировании учебного процесса»

УДК 612.(075)

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗЛИЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Павлов, Камский государственный институт физической культуры,

г. Набережные Челны MORPH FUNCTIONAL PRIMARY SCHOOL CHILDREN STATES UNDER THE DIFFERENT PLANS OF STUDY PROCESS V.V. Pavlov, Ph.D., Associate Professor Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, морфо-функциональные показатели, физическая нагрузка, тренировочный недельный цикл, физическая культура, школа, педагогический процесс.

Аннотация: Начиная с семилетнего возраста, заботу о физическом воспитании детей в значительной мере берет на себя школа. При этом для подавляющего большинства из них единственной организованной формой физического воспитания является уроки физической культуры. Два урока в неделю, согласно школьной программы, даже при использовании самых передовых технологий не дают школьнику необходимой мышечной нагрузки, не позволяют развивать в полной мере его двигательные способности, не формируют потребности к физическим нагрузкам [19,20].

Key words: primary school children, morph functional states, physical activity, weekly training cycle, physical culture, school, pedagogical process.

Summary: School takes the responsibility of children physical education when they are 7 years old. Most trainings for them are physical culture and sport lessons. Two lessons a week, up to program, don't give children necessary muscles stress, do not let them to develop their motor activeness, do not form needs to physical stress.

Ученые в области медицины, педагогики и в других областях науки с беспокойством и тревогой констатируют ухудшение здоровья подрастающего поколения, снижение уровня физических качеств. Эти неблагоприятные изменения имеют ряд причин. Однако одной из ведущих, по мнению ученых [4,15,19] является снижение двигательной активности.

Начиная с семилетнего возраста, заботу о физическом воспитании детей в значительной мере берет на себя школа. При этом для подавляющего большинства из них единственной организованной формой физического воспитания является уроки физической культуры. Два урока в неделю, согласно школьной программы, даже при использовании самых передовых технологий не дают школьнику необходимой мышечной нагрузки, не позволяют развивать в полной мере его двигательные способности, не формируют потребности к физическим нагрузкам [19,20].

У специалистов в области физического воспитания детей нет сомнения в необходимости увеличения организованной двигательной активности детей. Полноценное развитие детей без активных физкультурно-спортивных занятий практически недостижимо (2,10,17). Два урока физической культуры в неделю не выполняют ни тактических, ни стратегических задач физического воспитания младших школьников [3,4].

В научно-методической литературе имеется много работ, в которых изучаются особенности развития детского организма при хорошо обкатанных технологиях спортивной подготовки. В то же время недостаточно работ, предметом исследования в которых является влияние количества уроков физической культуры в недельном цикле на органы и системы детского организма. До настоящего времени еще не создана стройная, научно-обоснованная система формирования физического развития детей в условиях современной школы. При этом реальность такова, что решение этого вопроса не терпит отлагательства [1,9,12].

Школа - это институт, через который проходит все население страны, и поэтому систематизированный учебно-воспитательный процесс является значимой возможностью формирования гармоничной личности.

Для оценки эффективности увеличения количества уроков в недельном цикле мы провели модельный педагогический эксперимент в школах № 10 и № 20 г. Набережные Челны, в экспериментальных вторых и третьих классах в течение двух лет количество уроков физической культуры было увеличено соответственно до 3-х, 4-х 5-и уроков в неделю.

Результаты исследований соматических показателей физического развития представлены в табл. 1,2,3.

Таблица 1.

Длина тела девочек и мальчиков 8-10 лет (М±т)см.

Кол-во уроков в неделю 8,0-8,5 лет 8,5-9,0 лет 9,0-9,5 лет 9,5-10,0 лет

Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

2 130,60 ±2,6 132,64 ±0,9 132,25 ±2,6 134,17 ±1,9 134,29 ±1,9 137,33 ±0,9 137,76 ±1,6 138,96 ±0,9

3 129,88 ±1,4 131,40 ±1,8 132,18 ±1,3 134,92 ±1,6 134,24 ±1,3 136,42 ±1,7 137,67 ±1,5 139,18 ±1,8

4 130,60 ±1,1 130,00 ±1,1 132,30 ±1,1 131,25 ±1,1 135,31 ±1,0 133,53 ±1,0 139,08 ±1,0 138,33 ±1,0

5 131,47 ±1,2 132,93 ±1,4 133,25 ±1,4 135,23 ±1,6 135,53 ±1,3 137,73 ±1,2 140,42 ±1,7 140,60

Мх 130,55 ±2,4 132,00 ±1,6 132,40 ±2,3 133,90 ±1,4 134,65 ±1,5 136,52 ±1,4 138,40 ±1,5 139,19 ±1,5

Таблица 2. Масса тела девочек и мальчиков 8-10 лет (М±т)см.

Кол-во уроков в неделю 8,0-8,5 лет 8,5-9,0 лет 9,0-9,5 лет 9,5-10,0 лет

Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

2 26,20 ±2,3 27,00 ±2,0 28,50 ±2,0 29,48 ±0,9 29,43 ±1,1 32,07 ±1,1 30,88 ±1,4 32,88 ±1,3

3 25,18 ±0,8 28,10 ±1,0 27,35 ±0,8 30,75 ±1,3 29,71 ±1,0 32,50 ±1,3 30,07 ±1,3 33,36 ±1,8

4 27,70 ±1,2 26,27 ±0,9 29,00 ±1,4 27,44 ±0,8 30,54 ±1,2 29,18 ±0,9 31,67 ±1,5 30,47 ±1,1

5 25,71 ±0,9 26,87 ±0,9 27,25 ±1,1 29,54 ±1,2 30,07 ±1,1 30,33 ±0,8 32,03 ±1,6 33,00 ±0,9

Мх 26,11 26,97 28,08 29,25 29,79 31,20 30,77 32,35

±2,0 ±0,9 ±1,7 ±1,1 ±1,2 ±1,1 ±1,5 ±1,4

Как видно из данных представленных в таблицах средние показатели длины и массы тела, а также окружности грудной клетки детей в наших исследованиях, соответствуют среднему уровню физического развития [13,22,23], который сохранился на протяжении всех этапов исследования. Статистически достоверных различий между классами с различным количеством уроков в недельном цикле не отмечается. На протяжении всех этапов исследования средние показатели длины и массы тела у мальчиков были несколько выше средних показателей девочек. По длине тела разница составила по этапам исследования от 0,79 до 1,87 см, а по массе тела от 0,86 до 1,41 кг. Однако эти различия не являются статистически достоверными (Р>0,05), что согласуется с работами других авторов [21].

В тоже время из данных таблицы 3. видно, что девочки и мальчики имеющие в неделю 5 уроков по объему грудной клетки при максимальном вдохе (ОГК-2) на последнем этапе исследования достоверно превосходят показатели классов с двумя уроками в неделю. Так у девочек эти показатели составили 67,4±0,5 см и 69,4±0,7 см (Р<0,05). У мальчиков этот показатель составил соответственно 68,3±0,8 см и 7±0,70,4 см (Р<0,05).

Также различия отмечаются и при исследовании экскурсии грудной клетки (ЭКГ). У девочек, имеющих в недельном расписании два урока, средняя величина экскурсии грудной клетки составила 5,2±0,34 см, у девочек при пяти уроках в неделю 6,3±0,34 см (Р<0,05). У мальчиков соответственно 5,5±0,26 см и 6,5±0,21 (Р<0,05).

Таким образом, нами установлено, что увеличение количества уроков физической культуры не оказывает влияние на длину и массу тела детей 8-10 лет, однако существенно сказывается на величине максимального вдоха и экскурсии грудной клетки, что особенно отчетливо проявляется при пяти занятиях в неделю.

Таблица 3.

Окружность грудной клетки детей 8-10 лет (М±m)см.

Возраст детей Вид измерения Количество уроков ФК в неделю

2 у рока 3 урока 4 урока 5 уроков

Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

8,0-8,5 ОГК-1 59,4 ±0,7 61,7 ±1,3 59,7 ±1,0 60,9 ±1,7 60,1 ±0,8 59,7 ±1,8 60,3 ±0,7 61,4 ±1,0

ОГК-2 62,9 ±0,6 64,1 ±1,1 63,2 ±1,0 64,6 ±1,5 63,7 ±0,7 63,5 ±1,2 63,6 ±1,0 64,0 ±0,9

ОГК-3 58,1 59,1 58,2 59,7 59,0 58,8 58,8 58,9

±1,1 ±1,1 ±1,0 ±1,2 ±0,7 ±1,1 ±1,1 ±0,7

ЭКГ 4,8 5,0 5,0 4,9 4,7 4,7 4,8 5,1

±0,32 ±0,27 ±0,25 ±0,31 ±0,31 ±0,42 ±0,50 ±0,34

ОГК-1 60,9 62,4 61,6 62,3 62,1 61,9 62,3 63,5

±0,6 ±1,2 ±0,9 ±1,0 ±0,7 ±0,9 ±1,2 ±1,3

н е ОГК-2 64,6 65,9 65,6 66,2 66,0 66,1 66,2 67,1

о ±0,5 ±1,1 ±0,7 ±0,9 ±1,1 ±0,7 ±0,8 ±1,1

ОГК-3 59,6 60,6 60,2 61,7 61,9 61,1 61,1 62,1

оо" ±1,0 ±0,8 ±1,0 ±0,7 ±0,8 ±0,8 ±0,5 ±1,0

ЭКГ 5,0 5,3 5,4 5,5 5,1 5,0 5,1 5,5

±0,28 ±0,32 ±0,37 ±0,22 ±0,30 ±0,39 ±0,37 ±0,26

ОГК-1 62,8 63,8 63,6 63,9 64,2 63,5 64,2 65,5

±0,9 ±1,1 ±0,9 ±1,1 ±0,9 ±0,9 ±0,5 ±1,0

н е ОГК-2 64,8 66,0 65,3 66,0 66,1 66,0 66,2 68,3

±0,7 ±0,5 ±1,3 ±0,6 ±0,8 ±0,9 ±0,6 ±0,7

ОГК-3 59,4 60,3 59.7 60.2 60.6 60.3 60.6 62.4

±1,2 ±0.7 ±1.1 ±0.7 ±0.6 ±0.7 ±0.8 ±1.2

ЭКГ 5.2 5.7 5.6 5.8 5.5 5.7 5.6 5.9

±0.37 ±0.22 ±0.16 ±0.49 ±0.24 ±0.36 ±0.39 ±0.4

ОГК-1 63.7 64.3 64 64.5 64.9 64.0 65.1 66.2

±0.9 ±1.5 ±0.7 ±0.6 ±0.4 ±0.7 ±0.8 ±0.6

е ч ОГК-2 63.4 68.0 68.3 69.0 68.8 68.5 69.4 70.7

о, ±0.5 ±0.8 ±1.0 ±0.9 ±0.8 ±0.5 ±0.7 ±0.7

о ОГК-3 62.2 61.9 62.2 63.1 62.8 63.5 63.1 68.2

±0.7 ±0.6 ±1.1 ±1.0 ±1.3 ±1.3 ±1.0 ±0.6

ЭКГ 5.2 5.5 6.1 5.9 6.0 6.0 6.3 6.5

±0.35 ±0.26 ±0.20 ±0.27 ±0.22 ±0.27 ±0.28 ±0.20

Величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) имеет большое значение при определении возможностей дыхательной функции. В процессе рациональных занятий отмечается закономерное увеличение ЖЕЛ [7].

Поэтому данный показатель представляется важным для оценки физического развития детей и эффективности проведенного педагогического эксперимента.

Результаты исследований приведены в таблице 4. Из материалов таблицы видно, что средние показатели ЖЕЛ у девочек в возрасте 8,0-8,5 лет до начала эксперимента были в пределах 1592,94±43,3 - 1615,0±47,4 мл (Р>0,05), а у мальчиков 1641,7±35,7 -1765,1±61,3 мл (Р>0,05). Эти показатели согласуются с данными, полученными у детей 8-летнего возраста в других исследованиях [14,25]. Данные последнего этапа исследования показали, что ЖЕЛ у детей всех классов увеличилась, однако в разной степени. Наиболее заметно показатели выросли у детей, которые имели в недельном расписании 5 уроков в неделю. Показатели детей, имеющих в недельном расписании 3 и 4 урока, занимают промежуточное положение. Наименьшее изменение выявлено у детей, имеющих в недельном расписании 2 урока в неделю. Прирост показателей составил у девочек

199±21,1 мл, у мальчиков 173,4±22,3 мл. При пяти уроках эти показатели составили у девочек 496,3±20,5 мл, у мальчиков - 531,8±21,7 мл. В целом можно констатировать, что прирост абсолютных показателей ЖЕЛ у мальчиков и девочек корректируется с количеством проводимых уроков.

Таблица 4.

Показатели ЖЕЛ детей 8-10 лет (М±т) мл.

Кол-во 8,0-8,5 лет 8,5-9,0 лет 9,0-9,5 лет 9,5-10,0 лет

уроков

в неделю Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

2 1606.7 1725.1 1707.5 1827.7 1719.9 1864.2 1806.6 1960.1

±58.9 ±61.3 ±50.3 ±62.2 ±49.1 ±38.2 ±41.6 ±42.8

3 1592.9 1729.0 1750.0 1895.0 1796.7 1913.1 1946.9 2060.7

±43.3 ±50.9 ±38.5 ±44.4 ±39.7 ±70.5 ±29.4 ±68.2

4 1615 1641.7 1758.1 1866.7 1782.3 1886.7 2007.4 2061.4

±47.4 ±35.7 ±91.7 ±31.1 ±61.0 ±30.7 ±51.8 ±47.2

5 1599.3 1718 1820.0 2007.8 1856.3 2007.3 2085.6 2520.2

±34.2 ±32.2 ±32.2 ±48.6 ±30.7 ±36.5 ±48.8 ±39.9

Следует отметить, что прирост относительных показателей ЖЕЛ наблюдается лишь в экспериментальных классах (см. табл.5) в контрольных классах выявлено снижение жизненного индекса (ЖИ) у девочек на 2,82 мл/кг, у мальчиков на 4,28 мл/кг. У мальчиков, имеющих в недельном расписании три урока, ЖИ остался без изменения. Следовательно, и трех уроков физической культуры в неделю для мальчиков начальных классов недостаточно для увеличения относительного показателя ЖЕЛ. Этот показатель является одним из факторов лимитирующих увеличение доставки кислорода к тканям.

Таблица 5.

Показатели ЖИ детей 8-10 лет (М±т) мл/кг.

Кол-во уроков в неделю 8,0-8,5 лет 8,5-9,0 лет 9,0-9,5 лет 9,5-10,0 лет

Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

2 61,32 63.89 58.50 59.61

3 63.26 61.59 64.14 61.77

4 58.30 62.49 63.38 67.75

5 62.39 63.95 65.42 68.18

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что введение в учебный процесс дополнительного количества уроков физической культуры оказывает благоприятное влияние на внешнее дыхание. Наши данные позволяют утверждать, что и

пять занятий в неделю не представляют собой чрезмерную физическую нагрузку для детей 8-10 летнего возраста. Известно, что если двигательная активность становится чрезмерной, то положительная динамика реакции организма детей на нагрузку не наблюдается.

Результаты исследования динамики кистевой динамометрии предоставлены в таблице 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным [14] сила сгибателей кистей рук в этом возрасте имеет индивидуальный разброс от 9 до 24 кг, а средние результаты соответствуют данным, полученным в нашем исследовании. Средние показатели динамометрии правой и левой рук достоверных отличий не имеют (Р>0,05). Однако индивидуальные показатели достаточно разбросаны, при этом у 20,1% детей левая кисть сильнее правой, у 21,6% силовые способности кистей обеих рук равнозначны. Поэтому, по нашему мнению, более точным показателем динамометрии кистей рук является суммарный показатель обеих рук. Если учитывать этот показатель, то к восьмилетнему возрасту показатели мальчиков ощутимо выше (Р<0,05) показателей девочек, а если учитывать лишь результаты ведущей кисти, то статически достоверных различий не имеется (Р>0,05). К возрасту 8,5-9,0 лет средние показатели мальчиков оказались выше показателей девочек уже не только по суммарному показателю (Р>0,05), и это преимущество прослеживается до окончания нашего исследования. К 10 годам различие по суммарному показателю обеих рук составляло 5,79±0,8 кг. Полученные результаты показывают, что с возрастом сила мышц кистей рук у мальчиков по сравнению с показателями девочек увеличивается в большей степени.

Анализ полученных данных позволяет констатировать отсутствие прямой зависимости показателей кистевой динамометрии с количеством уроков физической культуры в недельном цикле, лишь у девочек, имеющих в расписании 5 уроков к 10-летнему возрасту результат оказался выше, чем во всех других классах.

Отсутствие корреляции в зависимости от количества уроков в недельном цикле очевидно связано с несколькими факторами: не совсем благоприятным периодом для развития силы, недостаточным использованием средств и методов развивающих силу мышц сгибателей кистей рук. И все же большой разброс индивидуальных показателей указывает на ведущее значение генетических факторов, биологического возраста у детей 8-10 лет [15].

Таблица 6.

Показатели кистевой динамометрии детей 8-10 лет (М±т)кг.

СО о О ей [ РР Л Руки Количество уроков ФК в неделю

2 урока 3 урока 4 урока 5 уроков

Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

8,0-8,5 лет Правая 13.01 ±0.4 14.31 ±0.8 12.56 ±0.6 15.00 ±0.8 13.75 ±0.6 14.49 ±0.8 12.09 ±0.8 14.49 ±0.8

Левая 12.26 ±0.9 14.26 ±0.6 12.11 ±0.7 14.06 ±1.0 12.74 ±0.7 13.56 ±0.7 12.38 ±0.5 13.85 ±0.7

8,5-9,0 лет Правая 14.40 ±0.5 15.82 ±0.4 13.44 ±0.7 16.75 ±1.3 15.01 ±0.7 15.29 ±0.6 13.57 ±0.9 16.19 ±0.7

Левая 13.95 ±0.5 15.78 ±0.5 12.83 ±0.7 16.42 ±1.2 14.22 ±1.1 14.71 ±0.7 13.32 ±0.7 15.76 ±0.7

9,0-9,5 лет Правая 15.81 ±0.6 17.50 ±0.6 14.14 ±0.7 17.56 ±1.5 15.06 ±0.8 16.73 ±0.8 16.80 ±0.9 17.49 ±0.8

Левая 14.44 ±0.6 17.46 ±0.5 13.65 ±0.8 16.70 ±1.3 13.93 ±0.5 16.43 ±0.8 5.11 ±0.8 17.11 ±0.9

9,5-10,0 лет Правая 15.75 ±0.5 19.5 ±0.6 16.29 ±0.9 18.61 ±1.1 15.60 ±0.9 18.47 ±0.7 18.33 ±1.3 19.24 ±0.9

Левая 14.64 ±0.5 18.36 ±0.6 16.07 ±0.9 17.83 ±1.1 14.53 ±0.5 17.74 ±0.8 18.02 ±1.2 18.29 ±0.7

Показатели становой силы представлены в таблице 7. К восьмилетнему возрасту средние показатели мальчиков выше, чем у девочек на 8,5±2,3 кг (Р>0,05), что согласуется с данными Л.К. Великановой и Г.П. Сальниковой [5,21]. Следует отметить, что разброс индивидуальных показателей очень высок от 29,5 кг до 52,5 кг у девочек, у мальчиков от 32,0 до 66,5 кг.

Второй этап исследования (8,5-9,0 лет), по сравнению с первым показал, что несмотря на различие в количестве уроков физической культуры в недельном цикле в показателях становой силы контрольных и экспериментальных классов достоверных отличий не выявлено (Р>0,05).

Таблица 7.

Показатели становой силы у детей 8-10 лет (М±т) кг.

Кол-во уроков в неделю Возраст

8,0-8,5 лет 8,5-9,0 лет 9,0-9,5 лет 9,5-10,0 лет

Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

2 38.43 ±2.3 47.18 ±1.9 41.75 ±1.7 52.14 ±2.3 43.50 ±1.7 55.18 ±2.1 47.82 ±1.7 57.74 ±2.0

3 37.80 ±1.9 46.34 ±3.0 42.12 ±1.7 53.01 ±3.2 45.94 ±1.4 56.60 ±2.8 47.57 ±1.8 58.10 ±2.7

4 39.27 ±2.6 44.75 ±2.3 43.15 ±2.6 52.27 ±1.8 45.08 ±2.5 56.69 ±1.9 48.50 ±2.3 62.92 ±1.5

5 37.34 ±2.0 48.04 ±2.6 41.26 ±2.7 54.87 ±2.5 44.45 ±2.4 56.83 ±2.7 52.91 ±2.2 66.30 ±2.3

Результаты четвертого этапа исследования по сравнению с первым показали, что в ходе педагогического эксперимента у всех детей, принимавших участие в нашем исследовании, становая сила возросла, однако в разной степени. Наиболее заметно указанный показатель возрос у девочек, имеющих пять уроков в неделю на 15,57±0,3 кг, и у мальчиков имеющих четыре и пять уроков на 18,17±0,7 кг и 18,26±0,6 кг соответственно. Менее значительно возросли показатели у девочек, имеющих 2 и 3 урока в неделю на 9,39±0,8кг - 10,77±1,0 кг и у мальчиков на 10,57±1,3 кг - 11,76±0,8 кг соответственно. При сравнительной оценке их показателей оказалось, что они соответствуют данным других авторов [12] и «среднему уровню» физического развития [22]. Показатели мальчиков, имеющих пять уроков, соответствуют уровню «выше среднего». Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, показывают, что независимо от количества уроков динамика изменений становой силы детей за один год занятий в контрольных и экспериментальных классах существенно не отличается (Р>0,05). Однако, по результатам второго года исследования, выявлено значительное повышение исследуемого показателя у девочек и у мальчиков, имеющих в недельном расписании 5 уроков и у мальчиков с 4 уроками, по сравнению с детьми других классов, имеющих меньшее количество уроков в недельном цикле.

Результаты исследования динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое показаны в таблице 8.

Таблица 8.

Частота сердечных сокращений в покое у детей 8-10 лет (уд/мин).

Кол-во уроков в неделю Возраст

8,0-8,5 лет 8,5-9,0 лет 9,0-9,5 лет 9,5-10,0 лет

Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

2 88.00 ±0.9 87.48 ±1.2 85.51 ±1.3 84.55 ±1.0 87.68 ±1.1 85.92 ±1.3 84.12 ±1.3 83.18 ±1.6

3 90.39 ±1.3 88.80 ±2.0 85.88 ±1.7 85.25 ±1.8 85.13 ±1.7 84.92 ±1.5 80.01 ±1.2 80.36 ±1.5

4 88.91 ±1.7 89.25 ±1.9 84.73 ±1.9 84.3 ±1.2 85.09 ±1.8 83.65 ±1.0 78.43 ±0.8 77.47 ±1.2

5 89.43 ±1.2 89.67 ±2.5 88.00 ±2.1 82.03 ±2.2 84.15 ±1.5 80.77 ±1.5 76.73 ±1.4 74.77 ±1.3

Мх 88.78 ±1.4 88.39 ±1.6

Результаты первого этапа исследования не выявили различий в показателях ЧСС между контрольными и экспериментальными классами (Р>0,05), а также между мальчиками и девочками. Средний показатель ЧСС в покое для девочек 8-летнего

возраста составил 88,78±1,4 уд/мин, у мальчиков 88,39±1,6 уд/мин, что согласуется с данными других авторов [11,24].

Результаты второго этапа исследования по сравнению с первым показали, что ЧСС в покое за учебный год у детей всех классов снизилось, однако в разной степени. Наиболее значимо показатели снизились у детей, имеющих в недельном цикле 5 уроков: у мальчиков - на 7,67±0,30 уд/мин, у девочек - на 5,43±0,27 уд/мин. Снижение ЧСС существенно и у детей, в недельном цикле которых было 4 урока: у мальчиков - на 4,90±0,33 уд/мин, у девочек - на 4.51±0,35 уд/мин. Наименьшее снижение ЧСС выявлено в контрольных классах: у мальчиков - на 2,93±0,3 уд/мин, у девочек - на 2,50±0,39 уд/мин.

Результаты третьего этапа исследования, по сравнению с результатами второго этапа, выявили незначительные изменения ЧСС (Р>0,05). Низкая динамика снижения ЧСС в интервале между вторым и третьим этапами, три месяца из которых пришлись на время летних каникул, может свидетельствовать о низкой эффективности двигательной активности детей в летнее, наиболее благоприятное для оздоровления время.

Четвертый этап исследования, по сравнению с первым этапом, выявил еще более значимые различия в динамике снижения ЧСС между контрольными и экспериментальными классами. В контрольных классах снижение ЧСС за период исследования составило у мальчиков 4,30±0,28 уд/мин, у девочек - 4,00±0,41 уд/мин. В классе с тремя уроками ЧСС у мальчиков снизилась - на 8,44±0,37 уд/мин, у девочек - на 10,39±0,27 уд/мин. В классе, в котором в недельном цикле было четыре урока, ЧСС у мальчиков снизилась - на 11,77±0,41 уд/мин, у девочек - на 10,47±0,30 уд/мин. Наибольшее снижение показателя ЧСС в покое выявлено при пяти уроках: у мальчиков на 14,09±0,33 уд/мин, у девочек на 12,70±0,29 уд/мин. Снижение ЧСС в экспериментальных классах в значительной мере связано, несомненно, с увеличением количества уроков физической культуры, что обеспечило более высокий уровень двигательной активности детей. В растущем организме ЧСС в покое под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями снижается в большей степени, чем при их отсутствии [27].

Из приведенных данных хорошо видно, что снижение ЧСС у детей 8-10 летнего возраста коррелирует с количеством уроков физической культуры в недельном цикле. Это свидетельствует о положительном влиянии увеличения количества уроков на деятельность сердца.

У детей младшего возраста регуляция дыхания осуществляется при ином, чем у взрослых, составе альвеолярного воздуха, а задержка дыхания (ЗД) прерывается уже при насыщения крови кислородом менее 90-92%, вместо 80-85% у взрослых. Поэтому

считается, что дети не могут длительно задерживать дыхание, норма которого у взрослых составляет 30-50 сек. Длительность задержки дыхания (ЗД) на вдохе (проба Штанге) представлена в таблице 9.

Таблица 9.

Длительность задержки дыхания на вдохе у детей 8-10 летнего возраста (сек).

Кол-во Возраст

уроков 8,0-8,5 лет 8,5-9,0 лет 9,0-9,5 лет 9,5-10,0 лет

в неделю Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

2 22.2 26.4 25.4 27.2 25.7 30.9 26.0 32.1

±1.3 ±2.3 ±0.8 ±1.4 ±1.6 ±1.9 ±1.5 ±1.9

3 20.8 25.6 25.3 29.0 25.9 30.7 26.3 31.3

±1.3 ±1.2 ±1.2 ±1.5 ±1.3 ±1.7 ±1.1 ±1.2

4 22.6 26.9 30.5 39.3 31.2 39.7 32.8 41.5

±1.2 ±1.4 ±1.8 ±1.4 ±1.8 ±1.5 ±2.6 ±2.1

5 21.1 25.8 31.3 38.5 34.1 41.1 35.9 44.8

±1.3 ±1.5 ±1.8 ±2.7 ±2.3 ±1.5 ±2.4 ±1.0

Мх 21.9 26.3

±1.3 ±1.7

Результаты первого этапа исследования показывают, что средний результат ЗД на вдохе у мальчиков 8-летнего возраста составили 26,3 сек и достоверных различий между классами не выявлено (Р>0,05). В тоже время этот показатель у девочек ниже, чем у мальчиков - 21,9±1,3 сек. Эти показатели согласуются с данными, полученными в других работах [16,26] для детей этого возраста не занимающихся спортом.

Результаты второго исследования показали, что с возрастом способность детей переносить кислородную недостаточность и избыток углекислоты в крови увеличивается. Наиболее заметно указанный показатель возрос у детей, в недельном цикле которых было 5 уроков: у девочек на 10,2 сек., у мальчиков на 12,7 сек. Высокий показатель прироста выявлен и в классе с четырьмя уроками: у девочек на 7,9 сек., у мальчиков на 12,7 сек. Менее заметно выросли показатели у детей имеющих в недельном цикле 2 и 3 урока: у девочек на 3,2 сек. и 4,5 сек., у мальчиков на 0,8 сек. и 4,4 сек. соответственно.

Показатели третьего этапа исследования выявили прирост способности к ЗД на вдохе, но этот прирост, который пришелся на время летних каникул, оказался не столь заметным, как в период сплошной учебы в школе. В частности у девочек он составил 0,32,8 сек., у мальчиков 0,4-3,7 сек.

Данные четвертого этапа исследования выявили, что у детей имеющих в недельном расписании 2 и 3 урока в недельном цикле средние показатели ЗД не отличаются и

составляют у мальчиков соответственно 32,1±1,9 сек. и 31,0 ±1,2 сек., у девочек 26,0±1,5 сек. и 26,3±1,1 сек. Эти результаты согласуются с работами других современных авторов [26]. В тоже время в более ранних исследованиях Е.П. Соскунайте (1959 год) этот показатель составлял - 35,0±2,6 сек. В исследованиях тридцатых годов прошлого века этот показатель составлял 42,0 сек., что соответствует нашим данным для детей, имеющих в недельном цикле 4-5 уроков.

Из данных представленных в табл. 9 видно, что наибольший прирост в экспериментальных классах наблюдается в первый год эксперимента, что по нашему мнению связано с законом начальных величин. Воздействие дополнительных уроков оказывает положительное воздействие на улучшение исследуемого показателя, а два урока недостаточно способствуют адаптации к гипоксемическим сдвигам. Однако и трех уроков недостаточно для существенного увеличения ЗД.

Наше исследование дает основание считать, что физиологическое воздействие четырех уроков в неделю на организм детей младшего школьного возраста является той нижней границей, которая адаптирует возбудимость дыхательного центра к гипоктическому состоянию и приближает длительность ЗД к уровню взрослых.

Интересно отметить, что у детей 10-ти летнего возраста, живущих в горах на высоте 800-1500 м, ЗД составляет 51,5±1,5 сек., а у детей этого же возраста, живущих на высоте 1600-2000 м - 61,9±2,0 сек. [8]. Следовательно, на способность к длительной ЗД оказывает влияние не только физическая активность, но и среда. Предполагается, что увеличение ЗД связано с улучшением компенсаторных реакций на молекулярном и клеточном уровне, а также организма в целом [6].

Известно, что уровень максимального потребления кислорода (МПК) достаточно полно характеризует аэробные возможности организма. Он интегрирует «содружество» кардиораспироторной и кровеносной систем. С возрастом развитие МПК приобретает свои особенности, которые еще не изучены в полном объеме. По данным ряда исследований наиболее благоприятные возможности для его развития отмечаются в возрасте 16-18 лет. Однако, как видно по результатам таблицы 10, значительный прирост МПК происходит и в более раннем возрасте. В частности, абсолютные показатели МПК за время исследования у мальчиков возросли в соответствии с количеством проводимых уроков: на 18,45%, 22,73%, 25,11% и на 32,93% в классах с пятью уроками. У девочек выявлена такая же закономерность, однако прирост в экспериментальных классах оказался более значим, чем у мальчиков, соответственно: 14,09%, 26,04%, 28,71% и 42,17%. Прирост же относительных показателей МПК оказался менее значим, что видно по данным табл. 10. У детей контрольных классов этот показатель не изменился и

согласно данным Л.К. Великановой [5] соответствует «удовлетворительному» уровню физического развития, который был выявлен на первом этапе во всех классах. Показатели мальчиков, имеющих 3 урока физической культуры, вплотную приблизились к «хорошему». Показатели девочек, имеющих три урока, а также мальчиков, имеющих четыре урока соответствуют «хорошему» уровню. Данные девочек имеющих четыре и пять уроков, а также мальчиков этого класса соответствуют уровню «отлично».

Таблица 10.

Показатели МПК у детей 8-10 лет (М±т) л/мин, мл/мин

Пол Кол-во уроков Возраст

8,0-8,5 лет 8,5-9,0 лет 9,0-9,5 лет 9,5-10,0 лет

АБС ОТН АБС ОТН АБС ОТН АБС ОТН

2 1.244 ±0.008 46.08 ±0.31 1.344 ±0.008 45.38 ±0.27 1.453 ±0.012 45.17 ±0.38 1.526 ±0.008 46.32 ±0.24

к и к ч 3 1.275 ±0.007 45.37 ±0.25 1.447 ±0.009 46.91 ±0.28 1.512 ±0.010 46.34 ±0.32 1.650 ±0.009 49.37 ±0.29

л ей Е 4 1.215 ±0.009 46.27 ±0.38 1.313 ±0.008 47.74 ±0.29 1.404 ±0.007 47.81 ±0.26 1.623 ±0.008 53.27 ±0.25

5 1.228 ±0.009 45.72 ±0.33 1.425 ±0.008 48.19 ±0.26 1.485 ±0.009 48.77 ±0.28 1.831 ±0.007 55.32 ±0.21

2 0.975 ±0.011 37.22 ±0.42 1.091 ±0.010 38.28 ±0.36 1.110 ±0.009 37.72 ±0.29 1.146 ±0.009 37.11± 0.30

и И ч о 3 0.943 ±0.012 37.46 ±0.47 1.103 ±0.011 40.33 ±0.40 1.164 ±0.009 39.19 ±0.31 1.275 ±0.010 42.43 ±0.32

и е « 4 1.23 ±0.011 36.95 ±0.39 1.184 ±0.010 40.84 ±0.35 1.208 ±0.009 39.57 ±0.30 1.435 ±0.008 45.32 ±0.27

5 0.942 ±0.010 36.65 ±0.37 1.147 ±0.009 42.10 ±0.33 1.238 ±0.008 41.19 ±0.27 1.629 ±0.011 50.87 ±0.35

Вывод. Увеличение количества уроков физической культуры в недельном цикле существенно сказывается на улучшении жизненной емкости легких, частоты сердечных сокращений, скорости потребления кислорода, жизненного индекса, экскурсии грудной клетки. Достоверные изменения Р<0,05 выявлены при трех и более уроках. Способность задерживать дыхание на вдохе (проба Штанге) имеет достоверные различия лишь при четырех и более уроках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байтман, А.Б. Путь к ежедневным урокам физической культуры в школе / А.Б.Байтман // Физическая

культура в школе.- 1998. - № 5.- С.62.

2. Бальсевич В.К., Запорожнов В.А. Физическая активность человека / В.К.Бальсевич, В.А.Запорожнов. -

Киев: Здоровье, 1982. - 221 с.

3. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

4. Вавилов Ю.И. Концептуальные предпосылки школьной системы физического воспитания / Ю.И.Вавилов

// ТиПФК. - 1990. - № 10. - С. 2-9.

5. Великанова, Л. К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного

процесса в школе / Л.К.Великанова. - Новосибирск, 1993. - 168 с.

6. Волков, В.М. Искусственный кислородный дефицит при работе и функция кровообращения /

В.М.Волков, П.П.Кузнецов // Физиологическое обоснование тренировки. Сб. трудов институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1969. - С. 81-85.

7. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста / А.Б.Гандельсман, К.М.Смирнов. -

М.: ФиС, 1966.-254 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Гониянц, С. А. Исследование выносливости и экспериментальное обоснование моторики и ее воспитание

у детей: дис. ... канд. пед. / С.А.Гониянц. - М., 1999. - 171-141 с.

9. Губа, В.П. Морфологический подход как основа возрастного физического воспитания / В.П.Губа //

Физическая культура: воспитание, образование и тренировка. - 2001. - № 6. - С. 2-26.

10. Цыганов, Г.В. Особенности развития функциональных показателей детей школьного возраста в связи с их двигательной активностью: автореферат дис. ... канд. биол. наук / Г.В.Цыганов. - Казань, 1996. - 20 с.

11. Чинкин, А. С. О происхождении и механизме брадикардии тренированности / А.С.Чинкин, О.Д.Курмаев // Фиозилогический журнал СССР. - 1970. - № 6. - С. 916-920.

Glossary:

1. Baitman A.B. The way to everyday physical culture and sport lessons at school / Baitman A.B. // Physical culture

and sport at school.- 1998. - №: 5.- P. 62.

2. Balsevich, V.K. Physical men activity / Balsevich V.K., ЗZaporozhnov V.A. - Kiev: Health, 1982. - 221 p.

3. Balsevich, V.K. Physical culture and sport for everybody / Balsevich, V.K. - М.: Physical culture and sport,

1988. - 208 p.

4. Vavilov, U.I. Conceptual prerequisite of physical culture and sport school system / Vavilov U.I. // T&PFK. -

1990. - № 10. - P. 2-9.

5. Velikanova, L.K. Physiologo hygienic criteria of rational organization of teaching and upbringing school process

/ Velikanova L.K. - Novosibirsk, 1993. - 168 p.

6. Volkov, V.M. False oxygen deficit at work and circulation of the blood function / Volkov V.M., Kuznetsov P.P.

// Book: Physiological trainings basis. Collection of works at Institutes Of Physical Culture. - М.: Physical culture and sport, 1969. - P. 81-85.

7. Gandelsman, A.B. School children physical culture / Gandelsman A.B., Smirnov K.M. - М.: Physical culture and

sport, 166.-254 p.

8. Goniants, S.A. Researches of stamina and experimental base of motility and its involve to children: Dis. ... Ph.D

/ Goniants S.A. - М., 1999. - 171-141 p.

9. Guba, V.P. Morphological approach as a base of age-specific physical education / Guba V.P. // Physical culture.:

upbringing, education, trainings. - 2001. - № 3-4. - P. 2-26.

10. Tsyganov, G.V. Functional school children states features of development up to their motor activity: Autoreferat, dis. ... Ph.D / Tsyganov G.V. - Kazan, 1996. - 20 p.

11. Chinkin, A.S. Birth and mechanism of bradycardia of trainings / Chinkin A.S., Kurmaev O.D. // Phiology. Journal USSR. G. 56, 1970. - № 6. - P. 916-920.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.