ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.В. ЕФРЕМОВА,
Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна
Аннотация
В статье рассмотрены особенности процесса развития выносливости у школьников 5-6 классов на уроках физической культуры. Особое внимание уделяется вопросу упорядоченности и систематичности использования средств развития выносливости в физическом воспитании учащихся. В связи с этим проблема поиска унифицированных и универсальных средств развития выносливости на уроках физической культуры на протяжении всего учебного года является актуальной научной задачей. Одним из возможных вариантов решения обозначенной проблемы может быть использование челночного бега со ступенчато возрастающей
скоростью.
Ключевые слова: челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью, выносливость, ЧСС, урок физической культуры.
Abstract
The purpose of the present study was to consider the peculiarities of endurance improvement process on the lessons of physical culture of pupils V-VI classes. Special attention was paid to the question of orderliness and systematic use of means of development of endurance in physical education students. In this regard, the problem of finding a uniform and universal means of developing endurance on the lessons of physical culture for the entire school year is an important scientific problem. One of the possible solutions to identified problems can be the use of shuttle run with stepwise increasing speed.
Keywords: shuttle run with stepwise increasing speed, endurance, heart rate, the lesson of physical culture.
Выносливость как физическое качество составляет одну из основ структуры всесторонней физической подготовленности школьников, отражающую уровень здоровья, работоспособности и функциональных возможностей школьников, которые в последние годы вызывают серьезную тревогу врачей, педагогов, специалистов, общественности [1, 2]. Учащиеся 5-х классов, как ни одни из других параллелей учащихся, испытывают на себе наибольшее влияние различных факторов, как внешних, так и внутренних. Это влечет за собой активацию процессов роста и нового скачка в развитии. Следует отметить, что недостаточная двигательная активность, а также недостаточный уровень развития выносливости в данном возрасте приводит к значительному снижению работоспособности - как физической, так и умственной [2].
Также важно отметить, что в этот критический период, связанный с переходом 10-11-летних учащихся из базовой в основную школу, создается ряд негативных эффектов, проявляющихся в снижении продуктивности
и качества учебной деятельности. Для эффективного прохождения адаптации в новой среде необходимо активизировать работу по физическому воспитанию вообще, и по развитию выносливости в частности [1]. До настоящего времени недостаточно разработаны конкретные рекомендации по развитию выносливости у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы, что особенно важно в связи с необходимостью выполнения норм комплекса ГТО в беге на 1500 м.
Цель исследования - экспериментально обосновать наиболее эффективную методику развития выносливости у школьников 5-6 классов на уроках физической культуры.
Методы исследования
В основном эксперименте принимали учащиеся 5-х классов Гимназии № 4 г. Озёры Московской области. В исследованиях приняли участие 60 испытуемых, разделенных на 3 группы: группа «А» (п = 20; 12 мальчиков
и 8 девочек); группа «Б» (п = 20; 9 мальчиков и 11 девочек); группа «В» (п = 20; 8 мальчиков и 12 девочек). Длительность педагогического эксперимента составила 2 года. В течение эксперимента применялись следующие тестовые испытания: бег на 1500 м как характеристика выносливости в субмаксимальной зоне мощности (фиксировался результат в с); 6-минутный бег как характеристика аэробной выносливости (фиксировался результат в м); тест «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» (фиксировался результат в м). Для определения уровня физической подготовленности учащихся применялись: 1) бег на 30 м как характеристика скоростных качеств (фиксировался результат в с); 2) челночный бег 3x10 м как характеристика координационных способностей и быстроты (фиксировался результат в с); 3) прыжок в длину с места как характеристика силовых способностей (фиксировался результат в см); 4) подтягивания как характеристика силы мышц рук. Мальчики подтягиваются на высокой перекладине, девочки -на низкой, опираясь пятками на пол, хватом двух рук
При планировании учебного урочного материала для упражнений на выносливость отводится, как правило, осенне-весенний период обучения и, как правило, не более 8-10 уроков за год обучения. Это, несомненно, недостаточно для целенаправленного совершенствования такого качества [3]. Это позволяет заключить, что около 50% мальчиков и около 25% девочек-шестиклассниц могут выполнить нормативы комплекса ГТО низшей ступени, что показывает недостаточный уровень развития выносливости детей 11-12 лет. В связи с этим необходимо найти наиболее рациональные и доступные средства, методы и организационные формы для совершенствования выносливости учащихся и подготовки их к успешной сдаче нормативов комплекса ГТО III ступени.
Поскольку уроки физической культуры проводятся в различных условиях, возникает проблема поиска наиболее унифицированных средств систематичного совершенствования выносливости на протяжении всего учебного года. В процессе исследования был выбран челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью, т.к. это упражнение отвечало требованию универсальности и представляло возможности для круглогодичного применения.
снаружи (фиксировалось количество циклов упражнения, выполненных за 30 с); 5) наклон вперед как характеристика гибкости (фиксировался лучший результат в см после выполнения трех попыток). Частота сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин) измерялась при помощи мониторов сердечного ритма "Polar S610i" в покое, во время выполнения нагрузки и в период восстановления.
Результаты исследования
В процессе исследований выявлено значительное отставание результатов современных школьников, учащихся 5-6 классов, в контрольном упражнении «Бег на 1500 м» от нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» III ступени (табл. 1). В качестве модели объекта исследования обследованы учащиеся 5-6 классов разных школ г. Озёры Московской области. Каждая возрастно-поло-вая группа представлена 50 респондентами (50 девочек и 50 мальчиков - учащиеся разных школ города).
В экспериментальной группе «А» для развития выносливости применяли упражнение «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью». Для этой работы отводилось 1 урочное занятие в неделю. В осенне-весен-ний период времени школьники занимались на спортивной площадке (использовался вариант с 20-метровыми отрезками), в зимний период - в спортивном зале (использовался вариант с 10-метровыми отрезками).
В экспериментальной группе «Б» для развития выносливости на уроках физической культуры применялся непрерывный равномерный бег в течение 5-7 минут, для этой работы также отводилось 1 урочное занятие в неделю. В осенне-весенний период школьники занимались на спортивной площадке, в зимний период - в спортивном зале (выполнялся бег по периметру зала). В экспериментальной группе «В» не было никаких изменений в отношении направленного развития выносливости.
Результаты исследований и их статистические характеристики приведены в табл. 2 и 3.
Педагогический эксперимент показал, что наибольшие результаты в контрольных испытаниях, отражающих уровень развития выносливости, были у учащихся 5-6 классов, входящих в экспериментальную группу «А». Итоговые приросты составили: у мальчиков - 33,99%
Таблица 1
Критерии оценки выполнения бега на дистанцию 1500 м у школьников 5-6 классов
Класс Девочки и мальчики Результат тестирования школьников в беге на 1500 м, X- ± о (с) Норматив комплекса ГТО III ступени по уровням (с) и вероятностная оценка их выполнения (%)
Золотой значок Серебряный значок Бронзовый значок
с % с % с %
5 Девочки (n = 50) 583,14 ± 39,33 480 0,5 515 4,2 535 11,2
Мальчики (n = 50) 560,87 ± 30,61 430 0 475 2,0 515 6,8
6 Девочки (n = 50) 561,43 ± 31,28 480 0,3 515 6,5 535 20,1
Мальчики (n = 50) 510,12 ± 23,02 430 0,2 475 6,4 515 58,3
в тесте «Бег на 1500 м», 24,61% - в испытании «6-минутный бег», 32,69% - в тестовом упражнении «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью». У девочек той же группы приросты в результатах тестов на выносливость составили: 35,4% - в тестовом испытании «Бег на 1500 м», 22,95% - в тесте «6-минутный бег», 29,78% - в контрольном упражнении «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью». Отсюда следует, что предложенная нами методика непрерывного развития выносливости на уроках физической культуры с применением упражнения «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью», показала свою результативность и эффективность (табл. 2 и 3).
Анализ уровня физической подготовленности учащихся по пяти тестовым испытаниям, отражающим различные стороны физического состояния школьников, показывает, что во всех исследуемых группах наблюдается стабильное повышение результатов. В частности, у мальчиков к концу педагогического эксперимента статистически значимо увеличиваются результаты в таких
контрольных упражнениях, как бег на 30 м, челночный бег 3x10 м, прыжок в длину с места. Не выявлено значимых различий в результатах тестов на гибкость и подтягиваниях (табл. 4).
Девочки в конце педагогического эксперимента демонстрируют статистически значимые приросты результатов во всех обследуемых группах (табл. 5). Таким образом, можно сделать вывод о том, что упорядоченное применение средств развития выносливости у учащихся 5-6 классов на уроках физической культуры сказывается положительно на всесторонней физической подготовленности школьников 11-12 лет. Возможно, систематизация работы по развитию выносливости отчасти приводит к более упорядоченному развитию других физических качеств.
Нагрузки с направленностью на развитие выносливости приводят к развертыванию разнообразных адаптационных изменений со стороны различных функциональных систем организма, в особенности у детей и подростков [4]. Среди функциональных изменений, про-
Таблица 2
Уровень развития выносливости у мальчиков в экспериментальных («А», «Б») и контрольной («В») группах в начале, середине и конце педагогического эксперимента
№ п/п Тест Начало эксперимента Середина эксперимента Окончание эксперимента
«А» «Б» «В» «А» «Б» «В» «А» «Б» «В»
1. Бег на 1500 м (с) 550,3 ± 41,5 547,4 ± 33,8 555,6 ± 35,5 459,5 ± 23,8 *** 487,2 ± 29,9 *** 516,7 ± 27,3 ** 410,7 ± 25,6 *** 453,2 ± 21,1 ** 498,4 ± 15,2
2. 6-минутный бег (м) 1026,5 ± 43,7 1050,2 ± 33,8 1031,1 ± 38,7 1215,7 ± 39,1 *** 1155,8 ± 40,3 *** 1108,2 ± 30,5 *** 1361,6 ± 21,9 *** 1230,9 ± 36,7 *** 1163,6 ± 37,8 ***
3. Тест «Челночный бег» (м) 700 ± 60 720 ± 40 700 ± 40 920 ± 40 *** 840 ± 60 *** 760 ± 80 * 1040 ± 40 *** 900 ± 60 * 800 ± 40
Примечание: * Р < 0,05; ** Р < 0,01; *** Р < 0,001
№ п/п Тест Начало эксперимента Середина эксперимента Окончание эксперимента
«А» «Б» «В» «А» «Б» «В» «А» «Б» «В»
1. Бег на 1500 м (с) 579,3 ± 28,7 574,8 ± 33,1 581,2 ± 34,2 480,6 ± 30,3 *** 502,9 ± 27,4 *** 535, ± 25,6 ** 427,7 ± 22,1 *** 470,2 ± 24,3 ** 519,6 ± 19,9
2. 6-минутный бег (м) 896,7 ± 56,5 890,2 ± 58,3 891,9 ± 54,2 1058,1 ± 50,1 *** 995,2 ± 48,3 *** 958,8 ± 60,1 * 1163,9 ± 44,8 *** 1057,9 ± 36,7 ** 987,5 ± 30,4
3. Тест «Челночный бег» (м) 660 ± 40 640 ± 60 660 ± 60 800 ± 60 *** 720 ± 40 *** 720 ± 20 *** 940 ± 40 *** 800 ± 60 *** 760 ± 40 **
Примечание: * Р < 0,05; ** Р < 0,01; *** Р < 0,001
Таблица 3
Уровень развития выносливости у девочек в экспериментальных («А», «Б») и контрольной («В») группах в начале, середине и конце педагогического эксперимента
Таблица 5
Сводные данные уровня физической подготовленности девочек 5-6 классов в начале и конце педагогического эксперимента
Таблица 4
Сводные данные уровня физической подготовленности мальчиков 5-6 классов в начале и конце педагогического эксперимента
№ п/п Тест Начало эксперимента Окончание эксперимента
«А» «Б» «В» «А» «Б» «В»
1. Бег 30 м (с) 5,7 ± 0,33 5,8 ± 0,44 5,8 ± 0,51 5,2 ± 0,21 *** 5,3 ± 0,34 ** 5,3 ± 0,43 **
2. Челночный бег 3x10 м (с) 9,1 ± 0,26 9,0 ± 0,28 9,1 ± 0,25 8,5 ± 0,31 *** 8,7 ± 0,29 ** 8,6 ± 0,33 ***
3. Прыжок в длину с места (см) 165,8 ± 12,2 168,4 ± 15,1 166,3 ± 20,4 181,1 ± 10,4 *** 180,7 ± 9,5 *** 178,2 ± 8,3 **
4. Наклон (см) 5,5 ± 2,1 6,1 ± 3,5 5,2 ± 3,8 5,8 ± 3,3 6,5 ± 4,1 5,7 ± 4,5
5. Подтягивания1-* (кол-во раз) 3,4 ± 1,4 3,9 ± 2,2 3,5 ± 3,0 3,8 ± 2,9 4,1 ± 3,2 3,9 ± 3,0
Примечание: 1) мальчики - из виса на высокой перекладине, девочки - из виса лежа на низкой перекладине. * Р < 0,05; ** Р < 0,01; *** Р < 0,001
№ п/п Тест Начало эксперимента Окончание эксперимента
«А» «Б» «В» «А» «Б» «В»
1. Бег 30 м (с) 5,9 ± 0,21 5,8 ± 0,27 5,9 ± 0,3 5,3 ± 0,32 *** 5,5 ± 0,18 *** 5,2 ± 0,15 ***
2. Челночный бег 3x10 м (с) 9,5 ± 0,25 9,6 ± 0,3 9,7 ± 0,2 9,0 ± 0,33 *** 9,1 ± 0,4 *** 9,3 ± 0,35 ***
3. Прыжок в длину с места (см) 155,2 ± 8,7 157,3 ± 9,3 153,1 ± 7,1 166,4 ± 6,9 *** 169,1 ± 8,5 *** 166,2 ± 7,3 ***
4. Наклон (см) 10,5 ± 3,7 9,8 ± 3,5 10,3 ± 4,0 13,6 ± 4,4 * 12,9 ± 4,1 * 12,9 ± 3,9 *
5. Подтягивания1) (кол-во раз) 10,4 ± 4,6 11,1 ± 3,9 10,0 ± 2,8 13,0 ± 3,8 * 13,9 ± 4,5 * 12,3 ± 3,8 *
Примечание: 1) мальчики - из виса на высокой перекладине, девочки - из виса лежа на низкой перекладине. * Р < 0,05; ** Р < 0,01; *** Р < 0,001
текающих по ходу выполнения физических нагрузок, ценную информацию дает показатель частоты сердечных сокращений [5, 6]. В процессе педагогического эксперимента регулярно велась регистрация значений ЧСС во время выполнения нагрузок на выносливость. Особый интерес представляет динамика изменения данного показателя во время выполнения теста «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью», а также те адаптационные сдвиги, которые наблюдались в конце педагогического эксперимента. На рисунках 1 и 2 представлены графики изменения частоты сердечных сокращений во время выполнения теста «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» в начале
и в конце педагогического эксперимента соответственно. Кроме видимого увеличения общего времени работы с 4,5 мин в среднем до 7 мин, увеличилось время работы в диапазоне ЧСС более 180 уд./мин - с 1,5 мин в начале эксперимента до 2 мин 40 с в конце эксперимента. Этот факт может свидетельствовать о повышении функциональных возможностей учащихся и положительном воздействии на вегетативный контроль сердца. Все это способствует обеспечению работы в большей степени за счет ударного объема сердца, а не повышения ЧСС, а также более быстрому восстановлению гемодинамических показателей после нагрузки.
60
-чсс
Время, с 120 180
Время, мин
240
300
■ Средняя скорость
60 120
Время, с 180 240
300 360 420
1
чсс
2 3 4 Время, мин
5 6 7 средняя скорость
0
0
0
Рис. 1. Динамика изменения частоты сердечных сокращений во время выполнения теста «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» в начале педагогического эксперимента
Выводы
1. Реализация разработанной методики непрерывного развития выносливости на уроках физической культуры показала, что для качественной подготовки к сдаче нормативов на выносливость следует рекомендовать применение упражнения «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью», вводя в режим его выполнения 1 урочное занятие в неделю.
2. Педагогический эксперимент показал высокую эффективность занятий с применением упражнения «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью»
Рис. 2. Динамика изменения частоты сердечных сокращений во время выполнения теста «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» в конце педагогического эксперимента
для развития выносливости школьников 5-6 классов по сравнению с контрольными группами.
3. Положительная динамика результатов физической подготовленности школьников в процессе педагогического эксперимента свидетельствует о гармоничном и всестороннем развитии учащихся 5-6 классов, что подтверждает состоятельность предложенной методики.
4. Адаптационные сдвиги в реакции ЧСС на нагрузку «Челночный бег со ступенчато возрастающей скоростью» свидетельствуют о достоверном повышении функциональных возможностей учащихся и положительном воздействии на вегетативный контроль работы сердца.
Литература
1. Грязнова, Е.В. Адаптационные особенности организма юных спортсменов 10-14 лет на беговые нагрузки на выносливость / Е.В. Грязнова, Б.Ф. Прокудин, Л.Н. Бакланов // Сборник материалов XX международной научно-практической конференции «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» - Коломна, 2010. - С. 355-358.
2. Грязнова, Е.В. Развитие выносливости юных спортсменов в различные возрастные периоды / Е.В. Грязнова, Б.Ф. Прокудин // Наука и освита. Науково-прак-тичный журнал Пивденного наукового центру АПН Украини. - № 6 (XXXIII), сент., 2010 г. - С. 152-155.
3. Ефремова, Е.В. Выносливость и ее совершенствование на уроках физической культуры / Е.В. Ефремова, В.Б. Грязнов // Физическая культура в школе. - 2014. -№ 1. - С. 27-28.
4. Прокудин, Б.Ф. Выносливость и зоны относительной интенсивности циклических упражнений / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Ефремова, Л.Н. Бакланов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяю-
щемся мире: материалы XXIII международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна, 2013. - С. 362-365.
5. Прокудин, Б.Ф. Выносливость как многоаспектное специфическое физическое качество / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Ефремова // Инновационные технологии в подготовке высококвалифицированных спортсменов в условиях училищ олимпийского резерва: сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 29-31 января 2015 г.). - Смоленск: СГУОР, 2015 г. - С. 264-270.
6. Прокудин, Б.Ф. Рассмотрение упражнений на выносливость с точки зрения их классификации по энергообеспечению / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Ефремова, Л.Н. Бакланов // Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса: материалы I всероссийской научно-практической конференции (21 февраля 2013 г.): в 2-х т. - Набережные Челны: НФ Поволжской ГАФК-СиТ, 2013 г. - Т. 2. - С. 141-144.
References
1. Grjaznova, E.V. Adaptive features of an organism of young athletes 10-14 years cross-country load of endurance / E.V. Grjaznova, B.F. Prokudin, L.N. Baklanov // Sbornik materialov XX mezhdunarodnoy nauchno-prakti-cheskoy konferencii «Chelovek, zdorov'e, fizicheskaya kul'tu-ra i sport v izmenjajushhemsya mire» - Kolomna, 2010. -Pp. 355-358.
2. Grjaznova, E.V. Development of endurance of young athletes at different ages / E.V. Grjaznova, B.F. Prokudin // Nauka i osvita. Naukovo-praktichniy zhurnal Pivdennogo naukovogo centra APN Ukraini. - No. 6 (XXXIII), sen', 2010. - Pp. 152-155.
3. Efremova, E.V. Endurance and improve on the lessons of physical culture / E.V. Efremova // Fizicheskaya kul'tu-ra v shkole. - 2014. - No. 1. - Pp. 27-28.
4. Prokudin, B.F. Endurance and zones of relative intensity of cyclic exercises / B.F. Prokudin, E.V. Efremova, L.N. Baklanov // Chelovek, zdorov'e, fizicheskaya kul'tura i sport v izmenjajushhemsya mire: materiali XXIII
mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii po problemam fizicheskogo vospitaniya uchashhihsya. -Kolomna, 2013. - Pp. 362-365.
5. Prokudin, B.F. Endurance as a multidimensional specific physical quality / B.F. Prokudin, E.V. Efremova // Innovacionnie tehnologii v podgotovke vysokokvalifici-rovannih sportsmenov v uslovijah uchilisch olimpijskogo rezerva: sbornik nauchnih trudov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (g. Smolensk, 2931 janvarya 2015 g.). - Smolensk: SGUOR, 2015. -Pp. 264-270.
6. Prokudin, B.F. Consideration of exercises for stamina with respect to their classification by energy / B.F. Prokudin, E.V. Efremova, L.N. Baklanov // Sovremennie problemi i perspektivi razvitiya fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i social'no-kul'turnogo servisa: materiali I vserossijskoy nauchno-prakticheskoy konferencii (21 fevralya 2013 g.): v 2-h t. - Naberezhnie Chelni: NF Povolzhskoj GAFKSiT, 2013. - Vol. 2. - Pp. 141-144.