Научная статья на тему 'Развитие физических качеств у школьников с нарушением зрения в условиях коррекционной школы III-IV вида'

Развитие физических качеств у школьников с нарушением зрения в условиях коррекционной школы III-IV вида Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1950
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / HEALTH / VISUAL PATHOLOGY / THE LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL ABILITIES / EXERCISES / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абызова Татьяна Васильевна, Акатова Алевтина Анатольевна, Рудаков Федор Дмитриевич

В статье представлены результаты исследования уровня физического развития школьников, имеющих нарушение зрения. Показаны результаты уровня развития выносливости, силовых и скоростных качеств у школьников девятых классов коррекционной школы III-IV вида. Представлен комплекс упражнений, направленных на развитие физических качеств учащихся, и показана его эффективность при использовании на занятиях физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абызова Татьяна Васильевна, Акатова Алевтина Анатольевна, Рудаков Федор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of research of physical development of schoolchildren with impaired vision. Shows the results of the level of development of endurance, power and speed qualities in schoolchildren of the ninth grade special education school III-IV. The complex of exercises directed on development of physical qualities of pupils and shows ego efficiency when used at physical culture lessons.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств у школьников с нарушением зрения в условиях коррекционной школы III-IV вида»

РАЗДЕЛ 4. АДАПТИВНАЯ И ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.01

Абызова Татьяна Васильевна

кандидат биологических наук, доцент кафедры адаптивной и лечебной

физической культуры

Акатова Алевтина Анатольевна

доктор медицинских наук, профессор кафедры адаптивной и лечебной

физической культуры

Рудаков Федор Дмитриевич

студент факультета физической культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 212-91-21 e-mail: vilat57@mail.ru

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ

ШКОЛЫ III-IV ВИДА

Tatiana V. Abyzova

Ph.D., Associate Professor of Adaptive and Medical Physical Culture

Alevtina A. Akatova

Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Adaptive and Medical

Physical Culture

Fedor D. Rudakov

Student of Faculty of Physical Culture

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: vilat57@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT IN THE CONDITIONS OF CORRECTIONAL SCHOOLS OF III-IV

© Абызова Т.В., Акатова А.А., Рудаков Ф.Д., 2016

131

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня физического развития школьников, имеющих нарушение зрения. Показаны результаты уровня развития выносливости, силовых и скоростных качеств у школьников девятых классов коррекционной школы III-IV вида. Представлен комплекс упражнений, направленных на развитие физических качеств учащихся, и показана его эффективность при использовании на занятиях физической культурой.

Ключевые слова: здоровье, зрительная патология, уровень физического развития, физические качества, комплекс упражнений, сравнительный анализ.

Abstract. The article presents the results of research of physical development of schoolchildren with impaired vision. Shows the results of the level of development of endurance, power and speed qualities in schoolchildren of the ninth grade special education school III-IV. The complex of exercises directed on development of physical qualities of pupils and shows ego efficiency when used at physical culture lessons.

Key words: health, visual pathology, the level of physical development, physical abilities, exercises, comparative analysis.

Актуальность исследования. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья, приводящих к социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения [4]. В России более 22 тысяч детей с патологией зрения, из них 11 тысяч с тяжелыми нарушениями, в том числе 3 тысячи детей - тотально слепые и год от года их количество возрастает [2; 4].

В школах для слабовидящих физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии [2; 4; 6].

Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. С возрастом показатели физического развития у них меняются, но значительно медленнее по сравнению с нормально видящими. Так, у этой категории детей отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также задержка развития скоростных и силовых качеств на всех возрастных этапах развития.

Совершенствование системы физического воспитания детей с нарушениями зрения является одной из важных задач в свете реформ общего образования. Это прежде всего связано понижением функционального состояния организма и двигательной активности у слабовидящих детей.

В настоящее время в Российской Федерации почти в каждом региональном центре существуют коррекционные школы детей с нарушением

132

зрения. В г. Перми такой школой является школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей, где проходят обучение около 200 человек.

Для работы с этой категорией детей целесообразно разрабатывать специальные индивидуальные методики физического воспитания, направленные на развитие физических качеств, что и определило актуальность данного исследования [6], целью которого стало повышение уровня физического развития у детей с нарушениями зрения в условиях Краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Ш-1У вида.

Для достижения поставленной цели последовательно решались задачи, связанные с изучением физического развития учащихся Краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Ш-1У вида, разработки комплекса упражнений, направленных на развитие выносливости, скоростных и силовых качеств у этих детей с последующим применением его на занятиях физической культурой. На заключительном этапе исследования ставилась задача по оценке эффективности воздействия разработанного комплекса упражнений на уровень физической подготовленности исследуемых по вышеперечисленным показателям.

Методы исследования. В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: для оценки выносливости сердечно-сосудистой системы к нагрузкам - Гарвардский степ-тест (тест «Ступеньки»); для оценки скорости, проявляемой в целостном движении (максимальной скорости), - тест «Челночный бег (3x10 м)».

При тестировании силовых качеств применялись простейшие методики с использованием веса собственного тела, такие как сгибание - разгибание рук в упоре лежа (сила мышц плечевого пояса), поднимание туловища в сед из положения лежа на спине (сила мышц брюшного пресса) и поднимание и опускание туловища и рук над землей (сила мышц спины).

Полученный материал подлежал математической обработке с использованием непараметрических критериев Вилкоксона

(WilcoxonMatehedPairsTest) и Манна-Уитни (Mann-WhitneyUTest) [1; 3; 5].

Комплекс упражнений, силовой и скоростной направленности продолжительностью от 10 до12 минут разработан для включения в основную и заключительную часть урока физической культуры учащихся девятых классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната Ш-1У вида. Занятия физической культурой осуществлялись 2 раза в неделю. В состав комплекса включены силовые упражнения на основные группы мышц плечевого пояса, брюшного пресса, спины (основная часть урока) и игры-эстафеты «Веселые старты» (заключительная часть урока). Количество упражнений и игр предусматривает их вариативность в течение четырех уроков, с последующим увеличением нагрузки при условии обязательного обеспечения наблюдения за самочувствием занимающихся, качеством и безопасностью при выполнении упражнений [1; 4; 6].

Организация исследования. Исследования проводились на базе Краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы Ш-1У вида с марта по май 2016 г. В нем приняли участие 16 учащихся (мальчиков) 9-х классов с патологией зрения (центральной дегенерацией сетчатки, смешанным астигматизмом обоих глаз, отслойкой сетчатки обоих глаз, врожденной миопией высокой степени обоих глаз, нистагмами обоих глаз, частичной атрофией зрительного нерва), в возрасте 15 лет. Выбор возрастной категории учащихся обусловлен тем, что физическое развитие детей с нарушением зрения, как было отмечено ранее, отстает от сенситивного возраста здоровых детей на 3-4 года.

Для достижения поставленной цели в ходе педагогического эксперимента исследуемые были разделены на 2 репрезентативные группы:

- 1-я группа (основная) - учащиеся (п=8), с которыми проводились уроки физической культуры с использованием комплекса упражнений, направленных на развитие выносливости, силовых и скоростных качеств;

- 2-я группа (контроля) - учащиеся (п=8), с которыми поводились только занятия физической культурой, согласно существующей школьной программе.

Результаты исследования. На начальном этапе исследования физической подготовленности учащихся данной возрастной и нозологической группы (п=16) установлено следующее:

1. Оценка выносливости сердечно-сосудистой системы с помощью теста «Ступеньки» выявила высокий уровень у 18,7 % лиц (п=3), средний - у 37,5 %, (п=6), низкий - у 43,8 %, (п=7), что свидетельствует о сниженном уровне ее функционального состояния и работоспособности у большинства исследуемых.

2. Тестирование силовых качеств мышц плечевого пояса позволило выявить средний и низкий уровни развития у 50 и 50 % лиц соответственно. При этом силовые качества мышц брюшного пресса составили высокий уровень - у 37,5 % лиц (п=6), средний - у 43,8 % (п=7) и низкий - у 18,7 % (п=3).

Результаты развития силы мышц спины показали преимущественно низкий уровень у 11 лиц (68,8 %) и средний уровень у 5 (31,2 %).

3. Показатели развития скоростных качеств у исследуемых (п=16) при выполнении теста «Челночный бег 3х10 м» не соответствовали нормативному уровню в 100 % случаев при среднем значении 11,22±1,26 с (ниже среднего), что указывает на уровень снижения физической подготовленности у детей со зрительной патологией.

Для оценки эффективности разработанного комплекса упражнений, адаптированного к занятиям физической культурой, в ходе педагогического эксперимента был проведен сравнительный анализ полученных данных в группах наблюдения.

Анализ результатов в основной группе наблюдения позволил установить общую тенденцию к улучшению уровня развития силовых качеств

у исследуемых, что выразилось в увеличении количества отжиманий от пола с 18,44±1,36 (низкий) до 20,12±0,98 раз (ниже среднего) и улучшении средних значений в группе по оценочному показателю уровня развития силы мышц брюшного пресса с 20,46±0,88 (ниже среднего) до 22,24±1,46 количества раз (средний). Однако изменений со стороны силы мышц спины в этой группе учащихся не отмечалось (рис. 1). В группе контроля значимых изменений по показателям силовых качеств не регистрировалось.

Сила мышц спины

80

» 70

С.

I 60 | 50

| 40 j 30 20 10

Сила мышц плечевого пояса

Сила мышц брюшного пресса

62,5

62,5

Начало

исследования

Через 3 мес.

Начало

исследования

Через 3 мес.

0

Начало исследования

37,5

5

0

■ Высокий уровень

□ Средний

□ Ниже среднего

□ Низкий

Через 3 мес.

Рис. 1. Результаты исследования силовых качеств под воздействием комплекса упражнений среди учащихся основной группы

По окончании исследования по данным уровня развития скоростных качеств учащихся основной группы (п=8) наблюдалось сокращение времени, затраченного на выполнение теста «Челночный бег 3х10 м» на 2 секунды у 3 (37,5 %) и на одну секунду у 2 исследуемых (25 %), что позволило судить о положительной тенденции в развитии данного качества. Среднее значение в группе улучшилось с 11,12±1,26 до 10,34±0,48 с, р>0,05. При сравнении полученных результатов с идентичными в группе контроля, где регистрировалось улучшение данного показателя на одну секунду у 3 лиц (37,5 %), позволило судить об эффективности влиянии разработанного комплекса упражнений на уровень физической подготовленности учащихся, имеющих зрительную патологию.

Полученные результаты уровня развития выносливости в основной группе показали ее улучшение у 2 исследуемых от низкого показателя до среднего, у 2 - незначительное улучшение результата в пределах среднего уровня, в результате чего среднее значение в группе улучшилось с 80,33±1,24 (средний) до 78,22±0,98 секунд (средний), р>0,05. При это в группе контроля тенденция к улучшению измеряемого показателя отмечалась только у 3 человек, а среднее значение в группе не имело значимых изменений и составило 80,64± 1,98 секунд, что соответствует среднему ровню (рис. 2).

75

50 50

25

0

0

12,5%

25% )

- 37,5%

высокий (п=3)

25% (п=2)

□ средний

□ низкий

(п=5)

Группа основная (п=8)

62,5%

7,55% (п=3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа контроля (п=8)

Рис. 2. Результаты исследования уровня выносливости сердечно-сосудистой системы по данным теста «Ступеньки» до и по окончании эксперимента

Заключение. В ходе исследовательской работы установлено, что у школьников, имеющих зрительную патологию, снижен (относительно нормы) уровень физического развития по показателям выносливости сердечнососудистой системы (81,3 % лиц); уровень развития силы мышц плечевого пояса (100 %), брюшного пресса (62,5 %) и мышц спины (100 %); развития скоростных качеств (100 %), что соответствует данным современных литературных источников по проблеме физического развития школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Разработанный комплекс упражнений, направленных на развитие физических качеств школьников и используемый на занятиях физической культурой в коррекционной школе III-IV вида, способствует развитию физической подготовленности и повышению уровня функционального состояния организма, что указывает на дополнительные возможности в реализации физической культуры в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

1. Беляева И.В. Методическая поддержка педагогов в организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. № 1. С. 14-18.

2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: АСТ: Астель, 2008. 222 с.

3. Йегер Й.М., Крюгер Карстен. Мышцы в спорте. Анатомия. Физиология. Тренировка. Реабилитация. М.: Практическая медицина, 2016.

4. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие для студентов вузов. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 140 с.

5. Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль: пособие для учителей общеобразоват. организаций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2014. 208 с.

6. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2007. 608 с.

Список литературы

408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.