Научная статья на тему 'К. К. Сартбаев об обучении синтаксису'

К. К. Сартбаев об обучении синтаксису Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СИНТАКСИСУ / SYNTAX / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / PROPOSAL / УСТНАЯ РЕЧЬ / SPEAKING / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / WRITING / СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / COMPLEX SENTENCE / СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / COMPOUND SENTENCE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскар Kyzy Jyldyz

Основные задачи концепции К. К. Сартбаева и педагогические условия для их осуществления на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. К. Сартбаев об обучении синтаксису»

Четвертый раздел рассматривает виды стилей и их некоторые характерные черты. Во-первых, дается определение понятия «стиль», «стиль» вместе с определением мировоззрения и особенностей творчества писателя, определение жанра произведения. Стилистика же - это раздел науки о языке, который определяет стили в речи и учение о стиле [2, с. 43].

На уроках родного языка, какой бы раздел языка ни изучался, пусть - фонетика, лексика, морфология или пунктуация - везде есть проблемы, затрагивающие стилистику. Для того чтобы ученик мог устно или письменно содержательно и последовательно выразить свои мысли или мнения других, необходимо уделять большое внимание логическому мышлению учеников.

Литература

1. Сартбаев К. К. Кыргыз тилин окутуунун методикасы. Фрунзе, 1978. 308 б.

2. Сартбаев К. К. Кыргыз тилинде стилдин TYрлeрY // «Мугалимдер газетасы», 15.01.1972.

3. Чыманов Ж. Байланыштуу кепти окутуунун негиздери. Бишкек, 1997, 96 б.

4. Мусаева В. Байланыштуу кепти, кептин стилдерин окутуу. Бишкек, 2009. 144 б.

K. Sartbayev about learning the syntax Askar kyzy J. К. К. Сартбаев об обучении синтаксису Аскар кызы Ж.

Аскар кызы Жылдыз / Askar kyzy Jyldyz - старший преподаватель, кафедра технологии филологического образования, факультет кыргызской филологии, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: основные задачи концепции К. К. Сартбаева и педагогические условия для их осуществления на современном этапе.

Abstract: the main objectives K. Sartbaeva concepts and pedagogical conditions for their implementation at the present stage.

Ключевые слова: обучение синтаксису, предложение, устная речь, письменная речь, сложноподчиненное предложение, сложносочиненное предложение.

Keywords: syntax, training, proposal, speaking, writing, complex sentence, compound sentence.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016-60-002

Одним из первых, кто обратился к методике преподавания синтаксиса кыргызского языка и начал разрабатывать определенные методы в его обучении, несомненно был профессор К. К. Сартбаев. В его книге «Методика преподавания кыргызского языка» есть отдельная глава «Методика обучения синтаксису».

О значении обучения синтаксису ученый писал: «Если ученики через изучение морфологии получают понятие об образовании слов и сочетании морфем, то через изучение синтаксиса они понимают грамматическое сочетание слов внутри предложения и учатся навыкам правильно выстроенной речи» [3, с. 153]. На самом деле, если изучение раздела морфологии в грамматике помогает учащимся пополнять словарный запас, то раздел синтаксиса помогает учащимся четко и правильно излагать свои мысли на письме. А также, если через морфологию они учатся не допускать орфографических ошибок, то через изучение синтаксических материалов приобретают навыки пунктуационной грамотности.

К. К. Сартбаев в своей работе обозначил основные задачи в обучении синтаксису. В первой главе «Обучение повествовательному, вопросительному и восклицательному предложениям» он объясняет значение изучения видов предложений. Он подчеркивает необходимость объяснить учащимся о трех видах предложений: повествовательного, вопросительного и восклицательного, и указать основные принципы разделения и зависимость определения вида от значения и интонации предложения. Затем нужно объяснить значение предложений и можно приступать к выполнению упражнений, - считает он. При выполнении упражнений и синтаксическом разборе выбранного текста, он указал на необходимость обращать внимание на значение предложения и на правильную постановку интонации. Далее он выявил основные требования к учителю при обучении с помощью текста: 1. Ученики должны выразительно читать текст. Для примера учитель сам должен вслух прочитать текст.

2. Заострить внимание учеников, в каком значении и с какой целью употребляется каждое предложение.

3. Обратить внимание учеников на то, с какой интонацией используются в устной речи повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения, и на какую часть предложения падает интонационное ударение.

4. Проговорить предложения с разной интонацией и наглядно показать ученикам, где можно и нельзя использовать ту или иную (повествовательную, вопросительную, восклицательную) интонацию.

5. Прочитать разные предложения с логическим ударением на определенные слова.

6. Обратить внимание студентов на то, какие знаки препинания используются в разных видах предложений в письменной речи.

7. Определить простое или сложное предложение, распространенное и нераспространенное предложение, полное или неполное предложение.

8. Обратить внимание ученика на возможность и невозможность обратить один вид предложения в другой (к примеру: повествовательное предложение в вопросительное).

9. Дать задание ученикам найти в тексте примеры, когда на вопросительные предложения даются полные ответы, и в каких примерах - неполные ответы.

Вместе с вышеперечисленными требованиями к учителю автором предлагаются дать ученикам для самостоятельной работы задания, такие как: составить предложения, выделить в тексте виды предложений, написать небольшой рассказ, применяя разные виды предложений, выполнить упражнения из учебника и много других видов заданий.

Следующая глава «Словосочетание и сочетаемость слов в предложении» посвящена одному из сложных разделов в синтаксисе. Какое бы ни было предложение, слова в составе этого предложения находятся в определенных отношениях между собой.

Для успешного изучения словосочетаний необходимо изучить следующее:

1. Четко различать сложные слова и словосочетания.

2. Выделять в предложении словосочетания.

3. Уметь различать виды синтаксических связей в предложении.

4. Правильно определять части речи.

5. Правильно провести синтаксический разбор членов предложения [3, с. 158].

При обучении синтаксису особое внимание должно быть уделено правильному пониманию словосочетания. Только при понимании значений словосочетаний можно правильно проводить синтаксический разбор предложения.

При обучении синтаксису учитель сам не должен упускать из виду, что словосочетание и предложение - это две разные синтаксические категории.

В синтаксисе словосочетания обращается внимание на его тип, структуру, функцию, а также на формы слов и связи между ними. Учителю предлагается объяснить ученикам, что в предложении слова не связаны хаотично, а связаны друг с другом через лексические и грамматические правила.

В разделе о синтаксисе за словосочетанием даются понятия о предложении и членах предложения и понятие о сложных предложениях. Определения, которые даются в учебниках, для учеников представляют определенную сложность и не всегда понятны. Поэтому при обучении правилам учителю необходимо дополнять, разъяснять и облегчить понимание особо сложных моментов.

Изучение материалов морфологии всегда дается в связи с синтаксисом. Но они выполняют разные задачи. При проведении разбора предложения ученики часто путают члены предложения с частями речи. Поэтому необходимо проводить в большом количестве работы с упражнениями. При выполнении таких упражнений предлагается учитывать следующее:

1. Нужно, чтобы ученики находили главные члены предложения, затем второстепенные, потом по порядку проговаривали части речи.

2. Называя часть речи, они должны сказать, чем выражены они в предложении.

3. При этом каждый раз напоминать, в чем различие между частями речи и членами предложений и их особенности.

В разделе «Обучение словам, грамматически не связанным с членами предложения» даны методики изучения вводных слов, обращения и междометий.

Раздел «Методика преподавания сложного предложения» разделен на три главы. В первой главе он обращается к некоторым общим задачам преподавания сложного предложения. Автором предлагаются методы для того, чтобы дать четкие понятия о том, что сложное предложение состоит из двух или более простых предложений, и что простые предложения связаны по значению в составе сложного предложения, и об отличии сложного предложения от простого по структуре и по значению.

Во второй главе даются методы преподавания сложносочиненного предложения. На примере предложений показано, что простые предложения в составе сложносочиненного предложения связаны союзной и бессоюзной связью.

В третьей главе приведены методы обучения сложноподчинительных предложений. При изучении сложноподчинительных сложных предложений предлагается учитывать следующее:

1. В составе сложноподчинительного предложения есть главное предложение и зависимое предложение.

2. Наличие собственного подлежащего.

3. Наличие собственной интонации.

4. Пути образования сложноподчиненного предложения.

5. Значение, передаваемое сложноподчиненным предложением [ 1, с. 88].

Если начало методики преподавания кыргызского языка было положено Э. Арабаевым, С. Наматовым, то через изучение их опыта и работ, основываясь на общей советской педагогике, в формирование и становление методики, как отдельной науки, К. К. Сартбаев внес свой неоценимый вклад. Общеизвестно, что его книга «Методика преподавания кыргызского языка» является одним из первых трудов, широко охватывающим методику преподавания всех разделов кыргызского языка.

В этой книге рассматривается и методика преподавания синтаксиса кыргызского языка. В указанном разделе, кроме того что даются основные методы, необходимые при обучении синтаксису, затрагиваются основные задачи преподавания [2, с. 6].

В результате, мы пришли к выводу, что профессор К. К. Сартбаев как ученый-методист является не только одним из основоположников формирования методики преподавания кыргызского языка как науки, но и ученым, создавшим свою научную школу подготовки языковедов-ученых. Точнее, он является научным руководителем почти всех кандидатских диссертаций по методике преподавания кыргызского языка, написанных в 60-70-х гг. прошлого века.

Литература

1. Омуралиев Б., Жумакунова З. Кыргыз тилинин синтаксисин окутуу. Фрунзе, 1979. 136 б.

2. Сартбаев К. К. Окумуштуу жана педагог. Жыйнак. Бишкек, 2002. 286 б.

3. Сартбаев К. К. Кыргыз тилин окутуунун методикасы. Фрунзе, 1978. 208 б.

4. ЧымановЖ. Кыргыз тилин окутуунун теориясы жана практикасы. Бишкек, 2009. 488 б.

Problems of performing musical thinking in a piano class Kudryavtseva E.

Проблемы исполнительского музыкального мышления в классе фортепиано

Кудрявцева Е. В.

Кудрявцева Елена Вячеславовна /Kudryavtseva Elena — преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа, г. Лесной, Свердловская область

Аннотация: в статье анализируются проблемы развития музыкального мышления начинающих пианистов.

Abstract: the article analyzes problems of development of musical thinking beginner pianists.

Ключевые слова: музыкальное мышление, музыкальное исполнительство. Keywords: musical thinking, musical performance.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016-60-003

«Да, музыка - это язык! Иностранный язык, который очень трудно изучить. На этом языке написаны поэмы, рассказы, стихи. Задача исполнителя - рассказать эти поэмы и стихи и сделать это связно, логично, чтобы органично сочетать в одно целое все звенья» (К. Н. Игумнов).

Способностью почувствовать музыку обладает любой человек с раннего детства. Освоение «словарного» запаса музыкального языка - процесс трудоемкий и длительный, но доступный любому учащемуся музыкальной школы. С одной стороны, необходимо научиться читать (видеть) авторский текст. Звуковысотный и ритмический контур, динамические нюансы, штрихи - все это фиксируется посредством нотной записи. Комплексное восприятие нотного текста вырабатывается постепенно, чему способствует развитие произвольного внимания и логического мышления. С возрастом юные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.