ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Some questions for working with writing outlining Tinistanova N.
Некоторые вопросы по работе с написанием изложений Тыныстанова Н. А.
Тыныстанова Нуриса Ашыровна / Tinistanova Nurisa - кандидат филологических наук, и. о. доцента, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены некоторые вопросы по работе с написанием изложений. Abstract: the article deals with some issues to work with the writing of summaries.
Ключевые слова: изложение, текст, грамотность, научно-теоретические мысли, учебный процесс, речь ученика, логическое мышление, стиль, школа, учитель.
Keywords: presentation, text, literacy, scientific and theoretical thinking, the learningprocess, student speech, logical thinking, style, school, teacher.
DOI: 10.20861/2304-2338-2016-57-001
При обучении кыргызскому языку письменные работы необходимо рассматривать, связывая их с научно-педагогической деятельностью людей, первыми начавшими исследования его с научно-теоретической стороны.
В науке методики изучения кыргызского языка немало трудов, посвященных ведению письменных работ на кыргызском языке, требующих отдельного глубокого и всестороннего исследования. Такие лучшие работы принадлежат профессору К. Сартбаеву. Так как К. Сартбаев хоть письменные работы на кыргызском языке отдельно и глубоко не исследовал, он - ученый, один из первых заявивший о своих взглядах по этому направлению [1, с. 20].
В его работе по написанию изложений было предложено учителям того времени в качестве помощи по методике обучения кыргызскому языку отражено мнение ученого в науке методики. Анализируя одним из первых учебный процесс того времени, отмечая функцию изложения, выражал личное мнение - каким должны быть её целевые действия. Если опираться на взгляды ученого, правильно отмечено, что изложение играет важную роль в развитии устной и письменной речи учеников, отмечается большое значение написания изложения среди учеников. На взгляд ученого точно не определено, в каком классе, как нужно писать изложение, его место в письменных работах рассматривается общими вопросами. Хотя ученый в своем мнении точно не указал работу по написанию изложения по классам, но убедительно отмечал его большое значение в обучении родному языку.
С точки зрения исторических аспектов нельзя не отметить, что взгляды К. Сартбаева несколько устарели. Точнее сказать, «написание изложения в V-VIII классах восьмилетней школы должно вестись в широком виде. В старой методической литературе определены два разных аспекта по поводу работы с написанием изложения:
1. Аспект механически правильно написанного произведения (оригинала);
2. Аспект на «свободное написание» [2, с. 16] в определенном смысле требует уточнения.
Так как в настоящее время требования по отношению к изложению, а также его роль, выполняемая в процессе обучения, несколько обновилась. Если в таком мнении учитывались требования учебного процесса того времени, в настоящее время определены требования по работе с изложениями, в которых полностью сохранилась их роль в учебном процессе и углубилась содержательность.
В настоящее время в общем роль изложения среди учеников такая же, как и прежде, или выполняет точно такую же функцию того времени, иначе говоря, цель того времени сохранена сполна. Однако в настоящее время в требованиях к изложению имеется относительное обновление, расширение его выполняемой роли в процессе обучения, что можно заметить из мыслей последующих ученых [3].
Хотя на сегодняшний день несколько изменились работы по написанию изложения, принцип проверки знания ученика в деле изучения кыргызского языка в классах учитывает возрастные особенности ребенка и служит в соответствии с требованиями написания. Точнее говоря, работы по написанию изложения в обучении кыргызскому языку в средней школе преследуют несколько целей. Можно отметить, что изложение, не теряет свою функцию, отмеченную К. К. Сартбаевым, особенно «в развитии речи учеников», напротив ему стало свойственно глубокое содержания.
Если изложение раньше ограничивалось развитием речи учеников, то сейчас выполняет функцию развития логического мышления каждого ребенка, мастерства восприятия, вместе с тем и проверки уровня грамотного письма.
Ученики приобретают навыки через написание изложения к правильному пониманию материалов литературного чтения, что в настоящее время остается важным в вопросе развития их общего творчества. Рассматривается в этом направлении выполняемая функция изложения, принятая к руководству еще в начальных классах, которая служит как особая форма проверки знания учеников. Иными словами, работы по написанию изложения осуществляются и в начальных классах, выполняя задачу в соответствии с деятельностью учителя и его мастерства в организации урока. Работа по написанию изложения в школе, начиная с V класса, должна превратиться в некую систему. Как отмечал ученый К. Сартбаев, учитель, не осуществивший эту работу системно, в процессе обучения не может полностью достичь своей цели. В этой связи учитель к работе по написанию изложения должен относиться творчески и с мастерством. Точнее говоря, работа по написанию изложения в каждом классе должна развиваться последовательно от простого к сложному и системно. Практика показывает, что важную роль играет точное знание учителем своих функций и правильная оценка его работы в образовании.
В том случае когда учитель не определяет правильное восприятие учениками материала, усвоение знаний при написании изложения, он свою задачу в учебном процессе выполняет не совсем точно. Главной функцией изложения в средней школе является проверка определенного уровня знания, формирование через него письменной культуры, направленной от простого к сложному. Иначе говоря, преподавать навыки, выработанные при написании изложений, добиться раскрытия размышления учеников вокруг одной темы, текста или мысли, в результате, в старших 1Х-Х1 классах школы должно дать возможность подготовить и служить к написанию самостоятельного сочинения сложного содержания, даже доклада по важнейшим вопросам.
Таким образом, цель изложения не ограничивается выражением мыслей ученика в письменном виде, написание изложения способствует и развитию логического мышления учеников. Оно в соответствии с предъявленными учителем требованиями может быть сложным и легким. Эту работу необходимо вести в тесной связи с составлением плана по тексту (в самом начале простой план, затем сложный план).
В написании учеником изложения является важным выбрать вначале зримые события или тексты с сюжетом. Потому очевидно, что ученик при написании изложения представляет событие, выполняет письменные работы, опираясь на него. По этой причине выбирается текст изложения в зависимости от возрастных особенностей учеников, чтобы им было доступно предложение плана. Известно, что такие попытки предложения плана не всегда приводят к успеху. Однако ученики в младших классах не знают, как писать изложения, поэтому после прочтения текста предложение учителем всему классу плана обуславливает правильное восприятие события, сказанное в тексте или содержании. Также в организации урока по изложению, приводя мысли учеников к одному порядку, выражает вначале, на что они должны обратить внимание. По этому плану предоставляется возможность ученикам написать изложение, приводя в порядок свои мысли.
Осуществление работы через системное написание изложения не только развивает мышление учеников, формирует присущий им себе стиль в построении предложения, это обуславливает грамотное письмо не только по стилю, способствует формированию умения правильно использовать каждое слово на своем месте, упражняться по правильному составлению предложений по синтаксису.
К. Сартбаев выражает мнение: «Системно осуществленное изложение научит учеников грамотному письму орфографически и по пунктуации. Некоторые ученики, написав хорошо диктант, правильно отрабатывая грамматические проверки, из-за малочисленных упражнений по написанию изложения затрудняются в его написании. Поэтому необходимо осуществлять изложение в системном виде». Это правильно, потому что когда дети пишут диктант, они пишут прочитанный учителем текст, механически повторяя, не очень видно личное творчество учеников, и оно не требуется. А изложение по сравнению с диктантом требует творчества в отношении письменности. Там, во-первых, текст, образованный слуховым восприятием ребенка, должен отразиться на бумаге. Здесь ребенок не отражает предложения механически как в диктанте, напротив, он должен вновь «переработать» текст своим восприятием. Во-вторых, ребенок при построении текста вокруг темы не сможет свободно мыслить. Это ограничивает мышление ребенка на определенном уровне, их требования обязывает отражать систематически на бумаге.
К. Сартбаев выражает мнение: «Изложение - очень важный вид письменной работы между диктантом и сочинением. Учитель при работе по написанию изложения должен обратить внимание на выполнение нижеследующей задачи:
1. На понимание содержания прочитанного произведения.
2. На последовательное знание событий, фактов в произведении.
3. На отражение стиля прочитанного произведения в изложении».
Действительно, учитель должен правильно выбрать и материал изложения. Он, в соответствии с интересами детей, должен выбираться из художественных произведений, фольклорных материалов, научно-популярных произведений и быть доступным. Облегчается написание изложения, говоря иначе, понятливостью при близком к детям содержании и формы. Поэтому важно выбрать для изложения тексты, отрывки, краткие рассказы меньшего объема. Если выбранные тексты тяжелы по композиции и содержанию, создаются затруднения детям при написании, может быть не выполнены требования, предъявляемые к письменному делу. А при очень легких текстах могут быть не выполнены требования, предъявляемые к проверке уровня знаний учеников. В этой связи учитель при выборе текста изложения должен составлять материалы по тяжести и легкости восприятия детьми в классе, особенно не создающие затруднения детям с психологической стороны. По этой причине тексты изложения в соответствии с восприятием детей могут быть разными, точнее говоря, его объем определяется в соответствии с восприятием учеников в классе и особенностей их возраста. Насколько повышается класс, материалы изложения по композиции и содержанию также должны усложняться.
К. Сартбаев руководствуется требованиями, предъявленными в то время, иначе говоря, «объем текста, выбранного для написания контрольного изложения, может быть нижеследующим:
1) для V класса - до 200-250 слов,
2) для VI класса - до 300-350 слов,
3) для VII класса - до 400-450 слов,
4) для VIII класса - до 500-550 слов.
Материал нужно взять из жизни наших руководителей, знаменитых ученых, писателей, Героев Социалистического Труда, Советской Армии, которые учат учеников храбрости, честности, патриотизму, труду [4, с. 8].
Конечно, если здесь не рассмотрен политический вопрос, в основном материал изложения должен быть в духе гражданственности, во всех случаях соответствовать педагогическим требованиям. А также правильно начинать выбирать изложения из художественных произведений в соответствии с особенностями возраста учеников. К. Сартбаев правильно замечал такое отношение к изложению, поэтому писать изложения он указывал: «начинать с легких видов жанра (басня, сказка, рассказ)». В дальнейшем свое мнение ученый выражал в следующем:
«Изложение делится на два вида: 1. Устное. 2. Письменное. Работа написания изложения учениками является сложным делом, требующим особой подготовки учителей. Только при системном написании изложения возможен хороший результат.
Для написания изложения необходимо специально определить время в несколько часов в течение месяца. В течение учебного года в V-VIII классах необходимо проводить 15-20 изложений» [5, с. 19].
Если определить место изложения, его можно писать в классе и дома (однако в большинстве случаев пишется в классе), но проведение изложения в классе даст навыки ученикам завершить изложение в течение определенного времени.
К. Сартбаев: «Для написания изложения необходима со стороны учителя следующая подготовка:
1. Предварительно рассмотреть особенности затруднений по стилю, грамматике, орфографии в тексте изложения.
2. Определение плана в соответствии с написанием изложения.
3. Определение возможного дополнительного задания по изложению.
4. Определение пути художественного прочтения текста в классе.
Текст изложения учитель прочтет сам один-два раза ясно, чётко, медленно, в художественном виде.
Слова, вызывающие орфографические затруднения, пишутся на доске и даются объяснения. Объясняются непонятные для учеников по смыслу слова. По окончании выполнения данных действий он приступает к объяснению плана изложения. Данные навыки ученики должны приобрести ещё в начальной школе.
Составлением плана изложения является разделение содержание текста на отдельные разделы.
Возможно составить план в нижеследующем порядке:
1) использование готового плана, составленного учителем;
2) коллективное составление плана с помощью учителя;
3) личное составление плана каждым учеником самостоятельно.
Начиная с VIII класса, необходимо использовать сложные планы. По окончании завершения составления плана изложения ученики приступают к его написанию» [6, с. 127].
Этот взгляд, определенный ученым, остается важным и по сегодняшний день.
Говоря точнее, дело написания изложения в учебном процессе осуществляется в следующих этапах:
1) вступительное слово учителя;
2) прочтение текста [ раз;
3) составление плана;
4) прочтение текста ц раз;
5) написание изложения.
Такие требования изложения должны выполняться учениками и поныне.
А также следующие обстоятельства учебного процесса, отмеченные К. Сартбаевым, и сейчас остаются важными. «При проверке изложения, написанного учениками, учитель должен учесть следующее: если план составлен учениками, рассматривается его правильное составление, иначе говоря, последовательное отражение содержания текста, правильное использование слов по месту, правильное составление предложения по синтаксису, отражение основного вопроса с выделением от вспомогательного вопроса, полное отражение события, ошибки по орфографии и пунктуации и др.
Изложению ученика ставится только одна оценка, однако за ошибки по орфографии и пунктуации можно ставить оценку со снижением. После проверки всех изложений из них выбрать три-четыре работы (одно хорошее, одно среднее, одно плохое), прочитав их классу, можно провести проверку в порядке образца».
Обобщая мысли по изложению, предложения К. Сартбаева, исследуя его основные принципы в качестве ученого, можно отметить, что высказанные им мысли сохраняют ценность по сегодняшний день, не теряя силу. Сейчас необходимо углубить высказанные им мысли и дополнить лишь современными важными научно-методическими мыслями.
Литература
1. Сартбаев К. Окуучулардын изложение жазуу иши. // Мугалимдерге жардам, 1949, № 3, С. 19-21.
2. Сартбаев К. Кыргыз тилин окутуунун методикасы. Фрунзе, 1963, 206 с.
3. Темиров Ш. Оозеки жана жазуу речин естуруу жолдору. // Мугалимдер газетасы, 1969, 17 декабря.
4. Шериев А., Муратов А. Кыргыз адабияты. Терминдердин тушундурме сездугу, Бишкек, 1994. 120 с.
5. Кыргыз ССРинин башталгыч, сегиз жылдык жана орто мектептеринде кыргыз тили жана адабияты боюнча окуучулардын жазуу иштерине баа коюу нормалары, Фрунзе, 1962. 58 с.
6. Сартбаев К. К. Кыргыз тилин окутуунун методикасы. Фрунзе, 1978. 308 с.
Formation of readiness for international English examination as a tool for the effective preparation of a competitive specialist in high school Koss Ye.1, Kirillova A.2 Формирование готовности к сдаче международного экзамена по английскому языку как один из инструментов эффективной подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе Косс Е. В.1, Кириллова А. В.2
'Косс Евгения Валериевна /Koss Yevgenia — старший преподаватель; 2Кириллова Анна Валентиновна /Kirillova Anna — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и практики перевода, Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти
Аннотация: в статье рассматривается вопрос оценки качества знаний английского языка в вузе на основе международной системы оценки TOEIC. Тестирование, приближенное к формату TOEIC, было апробировано на занятиях по дисциплине «Английский язык» со студентами бакалавриата ТГУ. Abstract: the article investigates the problem of quality estimation of English in high school on the basis of international assessment system TOEIC. Testing close to the format of TOEIC exams has been applied for English with the students of TSU.
Ключевые слова: международные системы оценки знаний английского языка, совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, формирование готовности к сдаче экзамена TOEIC. Keywords: international system of English evaluation, improvement of foreign language communicative competence, readiness for TOEIC successful examination.
В настоящее время существует достаточно большое количество международных систем оценки знаний английского языка, позволяющие определить уровень и навыки владения английским языком у людей, которые не являются носителями этого языка. Одним из самых популярных является