Научная статья на тему 'Развитие речи у учеников в исследованиях К. К. Сартбаева'

Развитие речи у учеников в исследованиях К. К. Сартбаева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / SPEAKING / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / WRITING / РЕЧЬ УЧЕНИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING / БОГАТСТВО РЕЧИ / SPEECH PUPIL / WEALTH SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аскар Кызы Жылдыз

В статье идет анализ педагогического наследия К. К. Сартбаева по основным вопросам методики преподавания кыргызского языка, выявляются и предлагаются разработки технологии преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Аскар Кызы Жылдыз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речи у учеников в исследованиях К. К. Сартбаева»

3. Телеуов М. К., Досмагамбетова Р. С., Молотов-Лучанский В. Б. Инновационные технологии в обучении и оценке учебных достижений студентов Карагандинского государственного медицинского университета: Монография. Караганда, 2010. 118 с.

4. Безрукова А. В. Конспект и конспектирование // Народное образование, 2001. № 5. С. 150-154.

5. Ерастов Н. П. Методика самостоятельной работы. М.: Мысль, 2007. 79 с.

The development of speech at students in research K. Sartbaeva

Askar kyzy J.

Развитие речи у учеников в исследованиях К. К. Сартбаева

Аскар кызы Ж.

Аскар кызы Жылдыз / Askar kyzy Jyldyz - старший преподаватель, кафедра технологии филологического образования, факультет кыргызской филологии, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье идет анализ педагогического наследия К. К. Сартбаева по основным вопросам методики преподавания кыргызского языка, выявляются и предлагаются разработки технологии преподавания.

Abstract: the article analyzes the pedagogical heritage K. Sartbaeva on major issues of the methods of teaching the Kyrgyz language, identifies and proposes the development of teaching technology.

Ключевые слова: устная речь, письменная речь, речь ученика, преподавание, обучение, богатство речи. Keywords: speaking, writing, speech pupil, teaching, learning, wealth speech.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016-60-001

Развитие речи у учеников - одна из основных задач в школе. Этой задаче посвящена глава «Методика развития речи» в книге «Методика преподавания кыргызкого языка» доктора филологических наук, члена корреспондента академии наук КР, профессора Калкабай Калыковича Сартбаева. Так как развитие речи у учеников - одна из актуальных проблем в обучении языку.

Автор разделил методику развития речи на девять разделов. В первом разделе «Некоторые общие задачи работ по развитию речи» автор на наглядных примерах доказывает, что развитие речи у учеников является одной из сложных задач в школе. По мнению ученого, еще в школе ученика необходимо научить выступать в аудитории, писать доклады, составлять деловые бумаги, писать статьи в газеты и журналы. Он также отмечает, что для развития у учеников устной и письменной речи внимание этому должно уделяться не только на уроках языка, но и на других уроках тоже.

На первых порах речь у школьника хаотична. Но как только они начинают изучать основные законы и правила кыргызского языка, ученики стараются грамматически правильно построить свою речь. Поэтому учитель сам должен хорошо усвоить фонетику, морфологию, синтаксис и лексику родного языка. Во время уроков учителю необходимо четко и грамматически правильно приводить те или иные факты в пример. А также отвечать точно и правильно на вопросы учеников.

В развитии речи учеников особое место занимают художественные тексты. При регулярном чтении художественных текстов ученик овладевает новыми понятиями и тем самым обогащает свою речь. Он старается использовать эти слова в своей устной и письменной речи. Поэтому учителю необходимо творчески подходить к выбору художественных текстов. Выбранный текст или отрывок из текста должен быть проанализирован в классе. Это помогает развитию устной речи ученика. Ученик старается грамматически верно выстроить свою речь. Если прочитать этот текст в классе и дать задание написать изложение или сочинение по тексту, это напрямую влияет на формирование письменной речи у учеников. Они учатся грамматически верно выражать свои мысли, соблюдая при этом орфографические и пунктуационные правила.

Необходимо, чтобы ученики выписали непонятные слова из текста в тетрадь и нашли их в орфографическом словаре. Нужно проконтролировать, чтобы эти слова были не просто выписаны в тетрадь, а чтобы ученик использовал их в устной и письменной речи.

Большое значение в развитии речи у учеников имеет знакомство их с деловыми бумагами. Потому что с написанием таких деловых бумаг как: заявление, объяснительная, рапорт, протокол и многие другие, они обязательно столкнутся в будущем.

Существует одна особенность деловых бумаг. К примеру, при написании справок сказуемое употребляется перед подлежащим. Поэтому при составлении деловых бумаг нужно подбирать слова в зависимости от их содержания и необходимо учитывать использование стандартных предложений.

Кроме этого, учеников нужно учить публичным выступлениям, умению пересказывать тексты и написанию докладов, постановлений.

Особое значение имеет выразительное чтение заученных отрывков из художественных произведений, стихов. Заучивание создает благоприятные условия для повышения памяти учеников. Кроме этого, ученики активно используют слова из заученного текста в своей речи. Это повышает лексический запас слов у ученика. Поэтому ученикам необходимо предоставить возможность выбрать текст для заучивания. Выразительное чтение стихотворения помогает ученику в формировании правильной интонации и мимики, темпа и тона стиха.

Необходимо систематическое проведение вышеназванных работ для развития устной и письменной речи у учащихся.

Детская речь до школы носит хаотичный характер. Но после того как они поступают в школу и начинают изучать правила и законы родного языка, этот недостаток их речи постепенно ликвидируется. Под руководством учителя они учатся грамотно излагать свою устную речь, обучаются грамотному письму: без орфографических и пунктуационных ошибок.

В следующем разделе дается обширная информация о лексике кыргызского языка. Автор рассматривает, какое место занимает лексика языка в школьной программе, и как распределены они по классам. По типу содержания работ по лексике предлагается осуществление следующих задач:

1. Повышение словарного запаса у учеников.

2. Обучение правильному пониманию лексического значения и правильного написания слов.

3. Ознакомить учеников с употреблением слова как художественно-выразительного средства [1, с. 226].

Существуют разнообразные методы повышения словарного запаса у учеников, к примеру: показать вещь, которую обозначает слово. Некоторые ученики иногда не могут объяснить лексическое значение слова. Например, слова-диалектизмы. Если ученику сложно понять лексическое значение слова, которое он раньше не слышал, возможно, что наглядная демонстрация этого предмета или его рисунка поможет ему.

Нередко встречаются слова с разными лексическими значениями. В таких случаях учителю рекомендуется найти слово в «Толковом словаре кыргызского языка» и там выбрать соответствующее значение слова.

Как уже говорилось выше, большое влияние на развитие речи у школьников оказывает чтение художественных текстов. Пересказ или написание сочинений о прочитанной книге или о кинофильме помогают развитию устной и письменной речи у учеников.

Синонимы делают речь более выразительной. Поэтому нужно научить ученика правильно использовать синонимы при написании сочинения, статьи или изложения.

Вместе с вышеизложенными задачами автором были предложены и методы для развития речи. Например: объяснение лексического значения слова через наглядную демонстрацию, использование толкового словаря, через синонимический ряд слов, через логический анализ, через замену одного слова другим словом, через перевод слова.

Затем автор приводит примеры к этим методам.

При развитии речи у учеников необходимой работой являются работа с упражнениями. При выполнении упражнений к ученику предъявляются следующие требования. Он должен уметь составлять предложения, употребляя слова с новым для себя значением, самостоятельно находить и объяснять значение слова в словаре, подбирать к нему синонимический ряд, находить антонимы, определить, к какой части речи относится новое слово, а также давать полную характеристику слова, правильно, без орфографических ошибок написать это слово. В результате можно сделать вывод о том, что вышеуказанные виды упражнений пополняют лексический запас слов у школьников.

Третий раздел называется «Словарная работа». Чем выше развивается уровень образования у школьника, тем богаче его словарный запас. Значит, чем больше ученик узнает нового, тем больше он знакомится и с новыми словами. Поэтому учителю необходимо правильно организовать работу учеников со словарями. Лексика любого языка обогащается и развивается в результате научно -технического прогресса. Некоторые слова в кыргызском языке заимствуются из русского языка или из других языков через русский язык. Таким образом, наш родной язык находится на пути постоянного развития. По этому поводу ученые предлагают следующее: «Школьники не могут быть вне этого процесса. Они активно участвуют в этом процессе, так как ученики постоянно употребляют новые слова в своей устной и письменной речи. Существуют разные виды развития и обогащения словарного запаса учеников. Основной вид развития речи у учащихся тесно связан с образованием и чтением художественных книг. Ученики читают не только художественную литературу, они читают и публицистическую, и научную литературу. Чтение научной литературы открывает для учеников пути освоения новых слов и специальных терминов» [2].

Четвертый раздел рассматривает виды стилей и их некоторые характерные черты. Во-первых, дается определение понятия «стиль», «стиль» вместе с определением мировоззрения и особенностей творчества писателя, определение жанра произведения. Стилистика же - это раздел науки о языке, который определяет стили в речи и учение о стиле [2, с. 43].

На уроках родного языка, какой бы раздел языка ни изучался, пусть - фонетика, лексика, морфология или пунктуация - везде есть проблемы, затрагивающие стилистику. Для того чтобы ученик мог устно или письменно содержательно и последовательно выразить свои мысли или мнения других, необходимо уделять большое внимание логическому мышлению учеников.

Литература

1. Сартбаев К. К. Кыргыз тилин окутуунун методикасы. Фрунзе, 1978. 308 б.

2. Сартбаев К. К. Кыргыз тилинде стилдин TYрлeрY // «Мугалимдер газетасы», 15.01.1972.

3. Чыманов Ж. Байланыштуу кепти окутуунун негиздери. Бишкек, 1997, 96 б.

4. Мусаева В. Байланыштуу кепти, кептин стилдерин окутуу. Бишкек, 2009. 144 б.

K. Sartbayev about learning the syntax Askar kyzy J. К. К. Сартбаев об обучении синтаксису Аскар кызы Ж.

Аскар кызы Жылдыз / Askar kyzy Jyldyz - старший преподаватель, кафедра технологии филологического образования, факультет кыргызской филологии, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: основные задачи концепции К. К. Сартбаева и педагогические условия для их осуществления на современном этапе.

Abstract: the main objectives K. Sartbaeva concepts and pedagogical conditions for their implementation at the present stage.

Ключевые слова: обучение синтаксису, предложение, устная речь, письменная речь, сложноподчиненное предложение, сложносочиненное предложение.

Keywords: syntax, training, proposal, speaking, writing, complex sentence, compound sentence.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016-60-002

Одним из первых, кто обратился к методике преподавания синтаксиса кыргызского языка и начал разрабатывать определенные методы в его обучении, несомненно был профессор К. К. Сартбаев. В его книге «Методика преподавания кыргызского языка» есть отдельная глава «Методика обучения синтаксису».

О значении обучения синтаксису ученый писал: «Если ученики через изучение морфологии получают понятие об образовании слов и сочетании морфем, то через изучение синтаксиса они понимают грамматическое сочетание слов внутри предложения и учатся навыкам правильно выстроенной речи» [3, с. 153]. На самом деле, если изучение раздела морфологии в грамматике помогает учащимся пополнять словарный запас, то раздел синтаксиса помогает учащимся четко и правильно излагать свои мысли на письме. А также, если через морфологию они учатся не допускать орфографических ошибок, то через изучение синтаксических материалов приобретают навыки пунктуационной грамотности.

К. К. Сартбаев в своей работе обозначил основные задачи в обучении синтаксису. В первой главе «Обучение повествовательному, вопросительному и восклицательному предложениям» он объясняет значение изучения видов предложений. Он подчеркивает необходимость объяснить учащимся о трех видах предложений: повествовательного, вопросительного и восклицательного, и указать основные принципы разделения и зависимость определения вида от значения и интонации предложения. Затем нужно объяснить значение предложений и можно приступать к выполнению упражнений, - считает он. При выполнении упражнений и синтаксическом разборе выбранного текста, он указал на необходимость обращать внимание на значение предложения и на правильную постановку интонации. Далее он выявил основные требования к учителю при обучении с помощью текста: 1. Ученики должны выразительно читать текст. Для примера учитель сам должен вслух прочитать текст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.