Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ПОЛИЦЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ В ТАИЛАНДЕ'

К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ПОЛИЦЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ В ТАИЛАНДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОЛЕВСКАЯ ПОЛИЦИЯ ТАИЛАНДА / ПОЛИЦЕЙСКАЯ КАДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ / ТАЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ / УГОЛОВНОЕ ПРАВОСУДИЕ / ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрутдинова Ирина Викторовна, Индичук Анастасия Андреевна

В данной статье описываются различные типы специализированных программ, предоставляемых Полицейской кадетской академией Таиланда, приводятся примеры академических, практических и специальных полицейских курсов. В качестве проблемы рассматривается недостаточно высокий статус полицейского инструктора в сравнении с действующим полицейским, борцом с преступностью. Также приводятся особенности предварительной и профессиональной подготовки унтер-офицеров полиции, курсов профессиональной общей и специальной подготовки без отрыва от службы. Институтом развития управления полиции разработаны шесть курсов повышения уровня знаний для офицеров полиции. Освещен международный опыт учебных программ для полицейских. Даны теоретические рекомендации по внесению изменений в системе образования и подготовки полицейских в Таиланде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE ISSUE OF POLICE EDUCATION AND POLICE TRAINING IN THAILAND

This article describes the different types of specialized programs provided by the Police Cadet Academy of Thailand, and provides examples of academic, practical and special police courses. An insufficiently high status of a police instructor in comparison with an active policeman, a fighter against crime is considered as a problem. There are also given the features of the preliminary and professional training of non-commissioned police officers, courses of professional general and special training on the job. The Police Management Development Institute has developed six advanced training courses for police officers. The international experience of training programs for police officers is highlighted. Theoretical recommendations are given for making changes in the education and training of police officers in Thailand.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ВОПРОСА О ПОЛИЦЕЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПОДГОТОВКЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ В ТАИЛАНДЕ»

К истории вопроса о полицейском образовании и подготовке полицейских в Таиланде

Хайрутдинова Ирина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Академии управления МВД России E-mail: au-lingva@mail.ru

Индичук Анастасия Андреевна,

адъюнкт Академии Управления МВД России, майор полиции E-mail: zvezda.033@mail.ru

В данной статье описываются различные типы специализированных программ, предоставляемых Полицейской кадетской академией Таиланда, приводятся примеры академических, практических и специальных полицейских курсов. В качестве проблемы рассматривается недостаточно высокий статус полицейского инструктора в сравнении с действующим полицейским, борцом с преступностью. Также приводятся особенности предварительной и профессиональной подготовки унтер-офицеров полиции, курсов профессиональной общей и специальной подготовки без отрыва от службы. Институтом развития управления полиции разработаны шесть курсов повышения уровня знаний для офицеров полиции. Освещен международный опыт учебных программ для полицейских. Даны теоретические рекомендации по внесению изменений в системе образования и подготовки полицейских в Таиланде.

Ключевые слова: Королевская полиция Таиланда, Полицейская кадетская академия, тайская полиция, уголовное правосудие, подготовка полицейских.

о с

U

см о см

Полицейская кадетская академия в Таиланде предоставляет своим курсантам различные специализированные программы: междисциплинарные гуманитарные науки и учебные программы в области уголовного правосудия, права и криминологии; профессиональные образовательные программы в области уголовного правосудия; профессиональная программа подготовки полицейских [1, с. 30-35].

Курсанты должны пройти 57 академических курсов (154 зачета) (в том числе курсы в области права, социальных наук, управления полицией, следствия, английского языка, информатики), а также 15 практических полицейских курсов (например дзюдо, самооборона, обеспечение правопорядка, прыжки с парашютом), принять участие в 14 специальных видах деятельности (например физическая подготовка, патрулирование). Несмотря на то, что зачеты по практике и специальным видам деятельности не надо сдавать, курсанты, которые не выполняют ни одно из этих требований на удовлетворительном уровне, не будут допущены к переходу в следующий класс. Полицейская кадетская академия не принимает результаты зачетов других учебных заведений, в то же время ее академические зачетные единицы используются выпускниками полиции для получения других "смежных" степеней - таких, например, как юриспруденция; немаловажно и то, что эти результаты учитываются при получении высшего образования в области уголовного правосудия или государственного управления во многих университетах, расположенных в Таиланде и других странах. Королевская полиция Таиланда предоставляет повышение по службе сотрудникам, которые получают степень магистра в первые четыре-пять лет своей полицейской карьеры. Таким образом, зачастую молодые лейтенанты полиции или капитаны имеют высшее образование.

Высшее образование в Таиланде стало более доступно для полицейских. Раньше офицеры, заинтересованные в получении высшего образования в области уголовного правосудия или государственного управления, должны были уехать за границу, в частности в США. Большинство офицеров Королевской полиции Таиланда обычно получают степень магистра. Многие частные и государственные университеты Бангкока предлагают аспирантуру для сотрудников полиции. Есть и другая тенденция в полицейском образовании: многие сотрудники полиции получают иную степень, отличную от уголовного правосудия или государственного управления, например сдают экзамен

на адвоката после получения ученой степени в области юриспруденции, делового администрирования, английского языка, компьютерных наук или некоторых дисциплин социальных наук [2, с. 1521].

Согласно мнения ряда экспертов качество преподавания в Полицейской кадетской академии значительно улучшилось. Академия в значительной степени опиралась на совместителей - преподавателей, которые были либо сотрудниками полиции, либо университетскими профессорами (более 80%). Использование совместителей отрицательно сказалось не только на разработке планов занятий, но и на преподавании в аудитории. Часто совместители не могли осуществлять образовательную деятельность из-за невозможности его совмещения с оперативной работой.

Большинство из немногих штатных полицейских инструкторов, работающих в Академии, изначально не планировали осуществлять преподавательскую деятельность. С тех пор как национальная полицейская система Таиланда допускает переводы, многие полицейские переходят в Академию для получения повышения.

Одним из способов решения Академией проблемы перехода является стимулирование продвижения. Квалифицированные сотрудники полиции, которые добровольно станут штатными преподавателями Академии, будут повышены до офицера более высокого ранга, когда придет очередь, без необходимости конкурировать с другими офицерами. Тем не менее, Академия все еще вынуждена полагаться на инструкторов полиции, работающих по совместительству, по многим полицейским предметам, так как их опыт и знания в области правоохранительной деятельности остаются востребованными.

Королевская полиция Таиланда разрабатывает свою учебную программу подготовки полицейских, направленную на освоение важных полицейских технологий и навыков (таких как методы патрулирования и управления дорожным движением, а также методы расследования и ареста), которыми офицеры должны в совершенстве овладеть, чтобы выполнять свои задачи. Как и во многих полицейских учебных программах в США, полицейские в Таиланде не сдают университетские зачеты на курсах, которые они заканчивают.

Поскольку и полицейские провинциальные школы, и Полицейская кадетская академия являются учреждениями, ориентированными на профессиональную деятельность полиции, их учебная программа охватывает как формальное образование, так и учебные программы. Этот вид преддипломной подготовки стал неотъемлемой частью программы формального образования новобранцев [3, с. 34-40].

Королевская полиция Таиланда также предоставляет шестимесячную программу предварительной подготовки для новичков полиции, которые имеют юридические, политологические или другие специальные степени. Поскольку ни один

из них не имеет полицейского опыта, они должны пройти эту шестимесячную программу обучения, которая обычно проводится в Полицейской кадетской академии, до назначения на работу.

Что касается унтер-офицеров полиции, то курсы профессиональной подготовки без отрыва от службы носят как специальный, так и общий характер. Специальная программа «Уголовное расследование» для полицейских капралов и сержантов длится двенадцать недель. Сержанты должны повысить свои знания в области расследования преступлений, чтобы лучше помогать сотрудникам уголовного розыска.

Отдел планирования образования - Бюро полицейского образования разрабатывает учебные курсы для всех унтер-офицеров и организует их через полицейские школы в провинциальных и центральных и районах. Существует десять курсов: расследование наркопреступлений; профилактика и пресечение наркопреступлений; полицейская тактика; предупреждение и пресечение преступности; уголовный розыск; помощники следователей; управление персоналом; управление дорожным движением; логистическая подготовка; финансовая подготовка. Преподаватели, отобранные как для специальной, так и для общей подготовки, в основном являются опытными полицейскими.

Институт развития управления полиции, подчиненный Бюро образования полиции, разрабатывает шесть учебных курсов повышения уровня знаний и эффективности офицеров полиции: шест-надцатинедельный курс высшего командования, который проводится для заместителей командиров полиции или руководителей полиции высшего уровня с целью повышения их административных, управленческих и организационных навыков и возможностей; шестнадцати недельный суперинтендантский курс, предназначенный для того, чтобы дать менеджменту среднего звена знания и навыки в применении управленческих и технологических моделей в их работе; десятинедельный инспекторский курс, направленный на повышение знаний младших инспекторов или администраторов первого уровня в связанных с их работой в областях, включая административное управление, расследование, уголовное право и управление дорожным движением; пятнадцатинедельный курс генерального штаба, который также проводится для младших инспекторов с целью изучения передовых административных и управленческих методов; шестнадцатинедельный курс уголовного расследования, который прививает субинспекторам основные понятия расследования, уголовного процесса и их применение; специализированный курс, который специально разрабатывается отдельными полицейскими подразделениями для реагирования на конкретную ситуацию, такую как курс борьбы с беспорядками Столичного полицейского управления или подготовка миротворцев по вопросам международной полицейской деятельности, проводимая Отделом иностранных дел полиции [4, с. 70-78].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Преподавателями этих курсов являются как квалифицированные опытные полицейские, так и университетские профессора. Иногда инструкторы из других стран приезжают в Таиланд, чтобы провести обучение полицейских. Например, Правительство США спонсировало курс по борьбе с насилием в семье в Бангкоке. Нидерланды предоставили инструкторов для семинара по анализу криминальной разведки. Обычно для участия в каждой из этих международных учебных программ выбирается только один полицейский. Однако Королевская полиция Таиланда максимально расширила свой международный опыт благодаря своим внутренним разработанным семинарам. После прохождения обучения некоторые из международных участников тренинга организовали учебные занятия с целью передачи полученной ими информации другим сотрудникам тайской полиции.

Королевская полиция Таиланда рассчитывает достичь трех основных целей в результате этого расширенного обучения: обеспечить сотрудников актуальными технологическими, коммуникативными и научными знаниями и методами, используемыми другими правоохранительными сообществами; дать возможность сотрудникам полиции узнать, как применять самые современные технологические и научные знания в своей работе в целях сокращения использования полицией чрезмерных усилий в сборе улик и доказательстве вины преступника; научить сотрудников эффективному и действенному сотрудничеству с международными полицейскими организациями в целях предупреждения и раскрытия международной преступности и проблем, затрагивающих их страну.

При финансовой поддержке и помощи правительства США Королевская полиция Таиланда учредила Международную академию правоохранительных органов для подготовки должностных лиц в Азиатском регионе по разработке стратегий правоохранительных органов по борьбе с транснациональной преступностью.

Существует ряд проблем, препятствующих эффективности обучения полицейских. В то время как некоторые из них только появились, другие являются характерными для системы образования тайской полиции.

К ним относится использование совместителей. Поскольку Полицейская кадетская академия -единственное учебное заведение в Таиланде, которое обучает на всех уровнях офицеров полиции, проблема наличия преподавательского состава в Академии, по-видимому, имеет наиболее значительное влияние. Как правило, эффективное обучение студентов включает в себя не только преподавание, но и надзор за студентами и наставничество, и эффективное обучение полиции 5 не является исключением. Без достаточного коли-§ чества штатных преподавателей трудно составить ^ учебные планы, а также контролировать, настав-еЗ лять и консультировать новобранцев полиции [5, I с. 102-118].

Многие полицейские учебные курсы (такие как расследование, криминалистика и баллистика) по-прежнему требуют опыта и знаний ветеранов полиции или полицейских экспертов для обеспечения качества преподавания.

В последнее время предпринимаются попытки заменить полицейских инструкторов, которые делают акцент на функции борьбы с преступностью (вместо модели общественной полиции, которая подчеркивает служебный аспект работы полиции). В этом случае современные программы обучения и подготовки полицейских в Таиланде служат не в качестве модели новой полицейской службы, предусмотренной политикой Королевской полиции Таиланда. Другими словами, нынешняя учебная программа не готовит новобранцев полиции с необходимыми знаниями и навыками.

В дополнение к проблеме учебной программы полицейская политика и практика многих полицейских ведомств также подавили усилия Королевской полиции Таиланда по изменению роли полиции, чтобы она была более ориентирована на службу. Большинство полицейских участков приняли мандат по охране общественного порядка и политику в области образования полиции только для того, чтобы улучшить свой имидж в области связей с общественностью. Опрос 656 сотрудников столичной полиции показал, что большинство офицеров не считают, что Королевская полиция Таиланда обладает развитой культурой службы, необходимой для успешной реализации программ общественной полиции.

Для того чтобы изменить роль полиции посредством образования, по мнению автора необходимо прежде всего изменить систему образования и подготовки полицейских. Теоретически план изменений представляется более логичным и привлекательным, поскольку информация, предоставляемая действующими офицерами, непосредственно взаимодействующими с гражданами, должна быть более достоверной и ценной, чем информация, генерируемая на верхних уровнях организации.

Исходя из приведенной ранее информации, хорошо план изменений должен быть реализован в трех областях: предварительная подготовка (изменение учебного плана, повышение качества профессорско-преподавательского состава и ресурсов); обучение без отрыва от работы (изменение и расширение учебных программ, а также требование участия в обучении всех руководителей полиции, особенно начальников полиции); руководство и управление полицией (например более децентрализованная система, выравнивание иерархии, большая командная работа и политика открытых дверей).

Таким образом, полицейское образование и профессиональная подготовка в Таиланде нуждаются в улучшении во многих областях. Самоотверженность и тщательное планирование со стороны высших полицейских чинов являются обязательными для любого улучшения. Это бы-

ло бы лучшим вариантом для подготовки полицейских учебных программ и обучения как до службы, так и во время службы. Однако изменения должны основываться на результатах эмпирических исследований. Поэтому первый шаг, который Королевская полиция Таиланда может сделать в направлении совершенствования системы образования и подготовки тайской полиции, - это стимулировать проведение дополнительных исследований в этих областях.

ON THE HISTORY OF THE ISSUE OF POLICE EDUCATION AND POLICE TRAINING IN THAILAND

Khairutdinova I.V., Indichuk A.A.

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

This article describes the different types of specialized programs provided by the Police Cadet Academy of Thailand, and provides examples of academic, practical and special police courses. An insufficiently high status of a police instructor in comparison with an active policeman, a fighter against crime is considered as a problem. There are also given the features of the preliminary and

professional training of non-commissioned police officers, courses of professional general and special training on the job. The Police Management Development Institute has developed six advanced training courses for police officers. The international experience of training programs for police officers is highlighted. Theoretical recommendations are given for making changes in the education and training of police officers in Thailand.

Keywords: Royal Thai Police, Police Cadet Academy, Thai police, criminal justice, police training.

References

1. Al-Kaabi.Nassaser Rashid. « Police Education and Training: A Comprehensive Comparative View», the Ninth Annual Meeting of International Police Executive Symposium. Antalya, Turkey, May 21-24, 2002.

2. Carter, David L., The State of Police Education: Policy direction for the Twenty-First Century, Police Executive Research Fo-rum,1989.

3. Peter C. Kratcoski and Dilip K. Das, Police Education and Training in a Global Society, 2007, pp. 34-40.

4. Police Education Council (2003) Working programme.

5. Singhsilark.Jakkrit. « Police Training and Education in Thailand», the Ninth Annual Meeting of International Police Executive Symposium. Antalya, Turkey, May 21-24, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.