Научная статья на тему 'К истории создания организации Варшавского Договора'

К истории создания организации Варшавского Договора Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8548
1305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быстрова Н. Е.

В статье, основанной на широком круге источников, прежде всего архивных, рассматривается роль Советского Союза в кодификации восточного блока, в создании его военно-политической организации в мае 1955 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is based on the large amount of archive data. The author analyzes the USSR's role in the Eastern bloc ratification, precisely, in its military and political organization formation on May 1955.

Текст научной работы на тему «К истории создания организации Варшавского Договора»

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА

Н.Е. БЫСТРОВА

Центр «Россия в международных отношениях» Институт российской истории РАИ Ул. Дм. Ульянова, 19, 117036 Москва, Россия

В статье, основанной на широком круге источников, прежде всего архивных, рассматривается роль Советского Союза в кодификации восточного блока, в создании его военно-политической организации в мае 1()5>5 г.

Международные события первого послевоенного десятилетия подтвердили, что выиграть войну еще не значило обеспечить прочный мир и надежную безопасность в будущем. Интенсивная разработка основ послевоенной блоковой политики велась уже в недрах антигитлеровской коалиции. Размежевание бывших союзников по коренным вопросам переустройства послевоенного мира, по геополитическим и экономическим проблемам, прикрываемым идеологией, привело к формированию противостоящих военно-политических блоков. Отсутствие взаимного доверия и рост подозрительности ускорили переход их отношений из союзнических во враждебные. Хотя большой войны удалось избежать, мир надолго оказался во льдах войны холодной.

Среди важнейших факторов нарастания противоречий между СССР и западными странами особое место заняла ситуация в Восточной Европе, где после ликвидации гитлеровского господства были установлены режимы народной демократии, из которых и начал формироваться блок во главе с СССР. На Западе построение безопасного мирового порядка видели в едином англо-американском союзе, на Востоке - в союзе славянских народов. Всем было ясно, что если не удастся договориться о дальнейшем сотрудничестве, эти миры будут друг другу противостоять.

Военно-блоковая логика восторжествовала к 1949 г., когда Запад создал военно-политический Североатлантический союз. Восточный блок, не имея в то время ни экономической, ни политической, ни военной основы, настолько развитой, чтобы создать свой военно-политический союз, создал замкнутую экономическую блоковую структуру - Совет Экономической Взаимопомощи. В мае 1955 г. блоковое противостояние получило свое формальное завершение: с вступлением в НАТО ФРГ было окончено оформление Североатлантического союза и создано так называемое «Восточное НАТО» - Организация Варшавского Договора.

ОВД и НАТО стали уникальными явлениями в области международных отношений, причем, если НАТО и ныне сохраняет свою ключевую роль в решении военных проблем международной безопасности, то история Варшавского Договора, просуществовавшего чуть больше 36 лет, уже закончена. Тема военного измерения холодной войны [1J из-за недоступности архивных данных исследуется мало; практически не изучена и история зарождения, попыток реформирования и распада Организации Варшавского Договора. Хотя различные аспекты военно-блокового противостояния в Европе давно изучаются исследователями, полемика по проблемам консолидации западного блока |2| и становления блока восточного [3] продолжается.

Основное внимание в данной статье, основанной на широком круге источников, прежде всего архивных, сосредоточено на роли Советского Союза в кодификации восточного блока, в создании его поенно-нолитичсской организации.

Чтобы ответить на вопрос, почему военно-политическая организация восточного блока не была создана в 1949 г. как противовес образованию Североатлантического альянса, следует обратить внимание на 'то, что на рубеже 1940-х и 1950-х гг. отношения между странами Центральной и Восточной Европы развивались на двусторонней основе. Механизмы многостороннего сотрудничества как в экономической, так и военно-политической области только зарождались, не было и 'той политической основы, на которой можно было бы создать «Восточное НАТО». Социальный строй стран народной демократии не был стабилизирован, у народов этих стран не было доверия к их политической системе, новому правящему слою - партийно-государственной номенклатуре. Идейно-политические предпосылки оформления советского блока только складывались. В 1949 г. не было ни готовности, ни уверенности в том, что военно-политическая организация восточного блока будет аналогичной Североатлантическому союзу, не успевшему, правда, еще развернуть свою деятельность в полной мере. Не было ни достаточного экономического потенциала, ни технических средств, ни надежных военных кадров; большую часть командного состава восточноевропейских армий составляли представители старого офицерского корпуса, не проявлявшие стремления к перестройке своих армий и не вызывавшие доверия ни руководителей своей страны, ни Кремля. К серьезному развитию армий приступили только в начале 1950-х гг., когда войска восточноевропейских стран были интегрированы в советские боевые порядки и реорганизованы по советскому образцу. По данным МИД СССР, уже к концу 1949 г. в регион были направлены 187 специалистов для оказания технической помощи, 61 - военный советник, 18 - гражданских советников и специалистов [4]. В 1950 г. только в Чехословакию было послано 1000 советников из СССР для организации ее вооруженных сил [5]. Фактически советские военные советники выполняли подготовительную работу к объединению армий восточноевропейских стран в военно-политический блок.

Однако строительство армий и их оснащение вооружениями на Востоке значительно отставало от этого процесса на Западе. Союзники Соединенных Штатов Америки в Западной Европе неуклонно увеличивали свои вооруженные силы, удвоив с 1949 г. по 1952 г. военные бюджеты и продлив срок военной службы. Военное производство в Европе возросло почти в 4 раза. Более чем

вдвое возросло с 1949 г. число организованных боевых дивизий, находившихся в распоряжении Североатлантического союза [6].

Решения по усилению советской военной мощи представлялись в связи с тгим шагом вынужденным. Возникала также насущная необходимость координации военно-организационных мероприятий и планов военных поставок стран восточного блока. Это показало проведенное в Кремле с 9 по 12 января 1951 г. секретное совещание генеральных секретарей партий стран Восточной Европы, на котором было подписано соглашение, обязывающее союзников СССР передать свои армии под непосредственное советское командование в случае войны [71. По инициативе Сталина был создан специальный комитет для обеспечения союзных армий необходимым военным снаряжением, а также для решения вопросов, связанных со специализацией некоторых стран Восточной Европы в производстве отдельных видов оборонной продукции [8]. Председателем Военно-координационного комитета был избран H.A. Булганин, однако вскоре его сменил маршал А.М. Василевский. Этот Комитет стал своего рода предтечей Организации Варшавского Договора ~ военно-политического союза стран народной демократии. Однако в письме в Президиум Совета Министров СССР Г.М. Маленкову в июне 1953 г. Л.П. Берия дал весьма критическую оценку его работы. Ом в частности отмечал, что «Комитет, пожалуй, ничего полезного не дает, кроме того, что вносит путаницу и неразбериху и предъявляет непомерные требования к промышленности Советского Союза и стран народной демократии» [9]. В связи с этим Берия предложил создать вместо существовавшего Совета Экономической Взаимопомощи и Координационного Комитета единый орган, состоящий из ответственных представителей руководства стран народной демократии и СССР (по 3 человека от каждой страны).

Однако до 1955 г. на Востоке не было создано ничего, подобного НАТО, хотя меры в связи с этим, безусловно, предпринимались. Идея создания военного союза стран соцлагеря с 1952 г. существовала на уровне политических согласований между лидерами соцстран [10]. На противостояние с Западом, на реализацию военных программ уходила основная доля советского национального бюджета. СССР был для стран народной демократии в первой половине 1950-х гг. основным источником кредитов, машин, оборудования и сырья. Причем, предоставляя кредиты на льготных условиях, СССР руководствовался скорее политическими и идеологическими интересами, чем коммерческой выгодой.

К концу жизни в менталитете Сталина наметились изменения в отношении НАТО [111, однако из-за недоступности источников можно лишь догадываться о намерениях советского лидера, проявившего особую заинтересованность во встрече с новым французским послом Луи Жоксом в августе 1952 г., во время которой впервые и, видимо, в ироничной форме упомянул о возможности присоединения СССР к Североатлантическому Союзу. Оформление коалиции западных держав вступало тогда в решающую фазу. К невыгоде Советского Союза сложился военно-политический союз западноевропейских стран с Соединенными Штатами. Реальной была перспектива включения в него Западной Германии. Изменение восприятия советским руководством угрозы Североатлантического альянса с политической на военно-стратегическую привело к необходимости форсировать создание восточного блока.

С окончанием сталинской эпохи в СССР и сменой хозяина Белого Дома в США появилась надежда изменить международную ситуацию. Но вырваться из плена инерции холодной войны оказалось не просто. 1953-1954 гг. считались критическими с точки зрения угрозы новой войны по обе стороны железного занавеса. Именно тогда происходил бурный рост и качественное совершенствование ядерного потенциала ведущих стран обоих блоков. Несмотря на колебания темпов гонки вооружений, курс на военное соперничество с западным блоком оставался магистральным направлением советского развития. Практически на всех этапах гонки вооружений тон в ней задавали Соединенные Ш таты Америки, определяя ее основные направления.

Предложения о создании системы коллективной безопасности, которая положила бы конец образованию противостоящих друг другу военных группировок европейских государств [12], Советский Союз внес в качестве альтернативы формированию Европейского оборонительного сообщества (ЕОС) на Берлинской конференции министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции 10 февраля 1954 г. Эти предложения не получили поддержки со стороны западных участников конференции. В речи же советского министра иностранных дел В.М. Молотова госсекретарь США Дж.Ф. Даллес особо выделил слова о том, что создание армии нескольких западноевропейских государств может вызвать образование оборонительного союза других европейских государств с целью обеспечения их безопасности [13].

Советское правительство позднее не только выразило согласие на участие в Общеевропейском договоре Соединенных Штатов, но и в марте 1954 г. предложило рассмотреть вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре. Однако Запад советские предложения отклонил. Генеральный секретарь НАТО лорд Исмэй в мае 1956 г. четко выразил позицию Запада по этому вопросу, заявив, что «никогда не может быть и речи о принятии Советского Союза в НАТО. В тот день, когда СССР приобретет все качества, необходимые для принятия в НАТО, существование этой организации потеряет смысл и страны-члены смогут продолжать свое сотрудничество в рамках ООН» [14].

Пытаясь предотвратить создание ЕОС, советский блок оказался вынужденным противостоять более продвинутой западноевропейской военной интеграции. В военно-политической сфере Запад подготовил более эффективную замену ЕОС в виде комплекса Парижских соглашений, подписанных 23 октября

1954 г. Вместо включения ФРГ в европейскую военную интеграцию через не испытанные ранее структуры «европейской армии», западногерманская армия вошла в хорошо разработанную систему НАТО. В Париже были подписаны соглашения об изменении Брюссельского договора 1948 г. и создании Западноевропейского союза (ЗЕС).

Угроза интересам национальной безопасности СССР приобретала более реальные очертания. На повестку дня стал вопрос о необходимости создания оборонительной военной организации стран восточного блока в противовес НАТО и Западноевропейскому союзу. Действовавший с начала 1951 г. Координационный Комитет по военно-организационным вопросам СССР и восточноевропейских стран уже не отвечал требованиям нового времени, возросшим в связи с осложнением европейской ситуации и завершением консолидации западного военно-политического блока. Несмотря на негативную позицию Запа-

да, СССР вновь выступил с предложением созвать общеевропейское совещание по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе. Публично отверг нув советское предложение, министр иностранных дел Франции П. Мендес-Франс предложил в свою очередь созвать конференцию четырех держав в мае 1955 г. после ратификации парижских соглашений. Он высказал пожелание, чтобы по образцу Западноевропейского союза была создана оборонительная ассоциация Восточной Ивропы, при условии, если она примет положения, которые предусмотрены на Западе для представления сведений, ограничения и контроля вооружений 115]. В связи с советской нотой от 13 ноября 1954 г. о коллективной безопасности в Нвропе в СЛИЛ и других западных странах высказывалось предположение, что независимо от характера ответов западных держав Советский Союз созовет в Москве совещание, где будет создан Договор, который станет восточным соперником Атлантического союза.

В день открытия совещания восьми европейских государств восточного блока с учас тием наблюдателя из КПР 29 ноября 1954 г. в передовой статье газеты «Правда« указывалось, что «в условиях, сложившихся в результате подписания парижских соглашений, будет совершенно естественным, если миролюбивые европейские народы окажутся вынужденными принять новые меры для обеспечения своей безопасности». Эти меры и были приняты: на Московском совещании была достигнута договоренность стран соцлагеря о создании собственной оборонительной военной организации.

В середине января 1955 г. в Министерстве иностранных дел СССР был разработан проект «Договора о совместной обороне от агрессии» между СССР, Польшей, Чехословакией, ГДР, Венгрией, Румынией, Болгарией и Албанией, который лег в основу Варшавского договора [16]. 25 февраля 1955 г. Молотов направил в ЦК КПСС проект Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР, ПНР, Чехословацкой Республикой, ГДР, ВНР, РНР, НРБ и Народной Республикой Албании [17]. Заключение Договора предусматривалось в случае ратификации парижских соглашений. А в связи с тем, что решения об одобрении парижских соглашений были уже проведены в парламентах большинства стран-участниц этих соглашений, МИД СССР счел своевременным приступить к предварительным переговорам с правительствами европейских стран народной демократии по проекту предполагаемого Договора.

Проект Договора был одобрен всеми предполагавшимися его участниками во время проходивших в марте 1955 г. консультаций. Однако по формулировкам отдельных статей проекта Договора был высказан ряд замечаний [18]. Так, ЦК ПОРП предложил в частности упомянуть в преамбуле роль США и их стремление к созданию военных баз и блоков. Принятие этой поправки было признано нецелесообразным, так как при составлении проекта Договора стремились к тому, чтобы он не был направлен против какой-либо конкретной страны.

22 марта 1955 г. было опубликовано официальное сообщение, в котором подчеркивалось полное единство взглядов стран-участниц Московского совещания относительно принципов Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, а также об организации Объединенного командования. Новое совещание с участием Советского Союза и его союзников было решено созвать в Варшаве, но важнейшие документы готовились в Москве. Пока нет данных, которые позволили бы точно ответить на вопрос, почему именно столица Польши -

Варшава была избрана местом создания Организации Варшавского Договора. Сам факт, что пакт создавался за пределами СССР уже не смог бы никого убедить в его независимости от Кремля. Можно считать символичным, что именно Польша, первой испытавшая на себе ужасы второй мировой войны, была выбрана местом создания оборонительной системы безопасности, призванной защитить страны Восточной Европы от новой агрессии. Именно Польша, по замыслам советских организаторов Московской встречи в конце 1954 г., должна была выступить с заявлением о несостоятельности попыток западных держав ограничить вооружение Германии и гарантировать безопасность соседних с ней стран. Советское руководство, возможно, остановило свой выбор на Польше потому, что стремилось не только напомнить о се горьком историческом опыте и об исходившей угрозе с Запада, но и о позиции СССР как основного гаранта новых польско-германских границ по Одеру и Пейсе; о принадлежности Польши, имевшей важное стратегическое значение и наибольшие, помимо СССР, вооруженные силы, к странам Восточного блока, надеясь столь высоким доверием крепче привязать ее к блоку. Эти напоминания не были излишними, так как в 1954-1955 гг. в Польше, а также в Венгрии отчетливо обозначились симптомы кризиса существующего режима.

18 апреля 1955 г. в Президиум ЦК КПСС Г.К. Жуковым и В.М. Молотовым был представлен проект протокола о создании Объединенного Командования Вооруженными Силами [19], послуживший основой для принятого на совещании в Варшаве документа. В проекте протокола предусматривалось установить, что решение общих вопросов, относящихся к укреплению обороноспособности и к организации Объединенных вооруженных сил государств-участников Договора, возлагается на Политический Консультативный Комитет. Непосредственное руководство этими силами возлагалось на Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами. В проекте предлагалось Главнокомандующим назначить маршала Советского Союза А.М. Василевского, но им стал маршал И.С. Конев. Как в проекте протокола, так и в принятом на совещании документе, было зафиксировано, что размещение Объединенных вооруженных сил на территории государств-участников договора будет осуществляться в соответствии с потребностями взаимной обороны по соглашению между этими государствами.

В проекте Жукова и Молотова было названо точное количество соединений сухопутных войск и авиации, которое должны были выделить подписавшие Договор государства. Общее число дивизий сухопутных войск составляло 85; авиационных, в частности, истребительных - 42, штурмовых - 8 и 11 - бомбардировочных [20]. На долю СССР приходилось соответственно 32 сухопутные дивизии; 22 авиационных истребительных дивизии, 3 - штурмовых и 9 - бомбардировочных. На втором месте по количеству выделенных в состав ОВС соединений сухопутных войск и авиации была Польша. Она, как предполагалось, должна была выделить 14 дивизий сухопутных войск и 10 авиационных дивизий, из них: 7 - истребительных, 2 - штурмовых и 1 - бомбардировочную.

При обсуждении проекта Договора руководители ГДР В. Ульбрихт и

О. Гротеволь в осторожной форме в беседе с советским послом Г.М. Пушкиным затронули вопрос о желательности зафиксировать при заключении Договора оговорку о том, что в случае объединения единая Германия не будет связана

обязательствами, вытекающими для ГДР из Договора восьми государств. В Москве сочли это вполне допустимым, и при подписании Варшавского Договора премьер-министр ГДР О. Гротеволь выступил с декларацией, в которой указывалось, что объединенная Германия будет свободна от обязательств, принятых той или иной частью Германии по соответствующим военно-политическим договорам и соглашениям, заключенным до ее объединения.

Для Советского Союза процесс становления Организации Варшавского Договора не был легким и бескомпромиссным. Замыслы и амбиции советских руководителей, главных организаторов ОВД, далеко не всегда совпадали с интересами и претензиями руководителей других стран Восточного блока. «Опасные мины», такие, как, например, советский диктат, способные в будущем взорвать ОВД, были заложены уже в самом оформлении организации как союза суверенных государств. По мере развития ОВД происходило углубление противоречий, во-первых, между армиями отдельных стран и контролирующими их партиями, с одной стороны, и Советским Союзом - с другой, и, во-вторых, между ОВД в целом и устремлениями Советского Союза.

Если непосредственным поводом к реализации идеи создания военного союза соцстран послужили парижские соглашения, то их ратификация в мае 1955 г. привела к рождению Организации Варшавского Договора. 11-14 мая 1955 г. в Варшаве состоялось совещание по обеспечению мира и безопасности в Европе с участием правительственных делегаций Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, а также представителя КИР в качестве наблюдателя. По вопросам создания Объединенных вооруженных сил на закрытом заседании 12 мая выступил генерал армии А.И. Антонов, который и стал первым Начальником Штаба ОВС ОВД. Решение о создании Объединенного командования вооруженными силами государств-участников Варшавского Договора и штаба ОВС ОВД с местопребыванием в Москве было принято 13 мая. 14 мая 1955 г. Варшавский Договор был подписан. В силу он вступил 4 июня 1955 г. после ратификации и передачи ратификационных грамот всех стран-участниц польскому правительству.

ОВД возникла после НАТО как вынужденная адекватная ответная мера Востока на угрозу со стороны Запада. Варшавский Договор придал социалистической коалиции более определенную структуру, в большей степени соответствовавшую классическим положениям международного права, чем те структуры, которые ранее предлагал Коминформ или обеспечивали двусторонние договоры. Достаточно рациональной для своего времени и своих целей была и структура ОВД в организационно-техническом отношении. Он предусматривал создание политических и военных органов союза (ПКК и Объединенного Командования ОВС). При этом соотношение политических и военных органов ОВД, работавших на постоянной основе, было явно в пользу последних [21]. Это было вполне объяснимо, если учесть, что важной причиной создания ОВД было стремление советского руководства получить юридическую базу для сохранения в странах Восточной Европы своих войск. В первую очередь это касалось Венгрии. Если пребывание советских войск в Польше объяснялось необходимостью поддержания связи с Группой советских войск в Германии, то в отношении Венгрии этот аргумент после заключения Договора с Австрией в мае

1955 г. и вывода оттуда советских войск не действовал. По мнению российских

исследователей, присутствие в Венгрии советских войск в масштабах, во много раз превосходивших численность венгерской армии, не только обеспечивало защиту общей линии фронта с империализмом, но и в значительной степени предопределяло развитие внутриполитической обстановки.

Причиной создания Варшавского Договора было также стремление советского руководства закрепить военно-политический контроль над странами Восточной Европы, ослабевший после смерти Сталина. Целью пребывания советских войск в странах Восточного блока было не только оказание военной помощи союзникам против любого нападения извне, но и гарантия определенной стабильности внутриполитической обстановки, опора коммунистических режимов в этих странах. Как стремление советского руководства достичь юридического оправдания для размещения своих войск в Восточной Мвропе рассматривали создание ОВД многие западные исследователи |22|. Создавая Варшавский Договор, Советский Союз преследовал, с их точки зрения, следующие цели: усилить свой военный потенциал за счет включения в него потенциала восточноевропейских стран для создания противовеса НАТО; создать контролирующий инструмент, усиленный рядом обязательств стран Восточной Гвропы в военной области для использования его в целях обеспечения своих позиций в этих странах, а также для добровольного признания советской ведущей роли и координации внешней и внутренней политики стран-участниц Варшавского Договора. Договор, предусматривая развитие всесторонних связей между его участниками, был открыт для присоединения к нему любого государства, независимо от его общественного строя. Однако ни одно государство не могло в тот период выйти из ОВД добровольно. Когда во время венгерских событий 1956 г. пре-мьер-министр Венгрии И. Надь объявил о выходе своей страны из Варшавского Договора, он впоследствии поплатился за это жизнью [23).

Несмотря на провозглашенное в Договоре равноправие его участников как в политическом, так и в военном сотрудничестве, преобладающую позицию занимал Советский Союз. Проекты всех важнейших документов ПКК ОВД готовились и утверждались советским руководством перед тем, как отправить на рассмотрение ПКК, где они принимались практически без изменений. Должность генерального секретаря ПКК занимали сначала генерал армии А.И. Антонов и заместитель министра иностранных дел СССР Н.П. Фирюбин, а затем уже представители тех стран, где проходило очередное заседание ПКК. Во многом соответствовал действительности и опровергаемый в свое время советскими авторами тезис о том, что разработка планов обороны в рамках ОВД осуществляется Советским Союзом, а советское командование руководит вооруженными силами государств Варшавского договора. Советские военачальники доминировали в военных органах ОВД: в Москве находились Объединенное командование ОВС и его Штаб. Советские маршалы и генералы руководили вооруженными силами государств-участников ОВД, занимая посты Главнокомандующего и Начальника Штаба ОВС. Ротация же на этих постах никогда на практике не осуществлялась, хотя и была предусмотрена. Генерал армии А.И. Грибков, в течение 12 лет с 1976 г. бывший начальником Штаба ОВС, пишет в своей книге, что технический комитет ОВС и Штаб ОВС, чьи функции были определены лишь в 1969 г., комплектовались из числа генералов и офицеров всех союзных армий по принципу пропорционального представительства. В процентном от-

ношении это выглядело так: Болгария - 7%, Венгрия - 6%, ГДР - 6%, Польша -13,5%, Румыния - 10%, СССР - 44,5%, Чехословакия - 13%. Из такого же расчета складывался бюджет для финансирования деятельности Объединенного командования, Штаба и других органов управления ОВС [24J.

Важным фактором, обеспечивавшим доминирующее положение СССР в ОВД, являлась идентичная подготовка руководящих кадров национальных армий в советских военных учебных заведениях, где офицеры овладевали не только общими техническими методами, но и единой идеологией. Военно-техническое сотрудничество между странами Варшавского Договора до 1969 г. осуществлялось в основном по двусторонним соглашениям. Координирующую роль в этом играли техническое управление 10-го Главного управления Советского Генерального Штаба и комиссия по оборонной промышленности СОВ.

Основную часть расходов на содержание Объединенных вооруженных сил и военной инфраструктуры Варшавского Договора, составлявшую свыше 90% [25], нес Советский Союз. U.C. Хрущев в своих воспоминаниях писал о том, что военные расходы Советского Союза были бы сокращены наполовину, если бы удалось равномерно распределить расходы на оборону социалистического лагеря. Цена СССР за создание восточного блока была несопоставима и с ценой, затраченной на создание западного блока Соединенными Штатами. США предпочитали делить бремя военных расходов со своими союзниками, тщательно обговаривая вклад каждой страны в общую оборону.

Итак, создание Организации Варшавского Договора завершило раскол Европы на два военно-политических блока и подвело черту под оформлением биполярной структуры международных отношений. Эволюция и распад ОВД требуют особого исторического осмысления, но с ее возникновением «европейский фронт» «холодной войны» был стабилизирован. К середине 1950-х гг. на две противостоящие друг другу системы блоков, ни одна из которых не имела решающего перевеса, был расколот и весь мир. Черту под послевоенной эрой конфронтации и раскола Европейского континента подвело подписание Венских договоренностей в январе 1989 г. и Парижской хартии для Новой Европы в ноябре 1990 г. Этими документами был положен и предел противоборству Востока и Запада. Россия и страны НАТО не рассматривают больше друг друга в качестве противника, выступая как партнеры в борьбе с такими угрозами современного мира, как терроризм и региональная нестабильность. Но достичь евроатлантического единства они смогут только в том случае, если будут совместными усилиями строить свои взаимоотношения на доверии, учитывая уроки прошлого.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.См.: Смирнов Ю.Н. Холодная война как явление ядерного века // Холодная война 1945-1963 гг. - М., 2003, с. 597-622; Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны (вторая половина 40-х - начало 60-х годов) -М., 2000; Советская военная мощь от Сталина до Горбачева - М., 1999; Мальков В.Л. «Манхэттенский проект». Разведка и дипломатия. - М., 1995; и др.

2. См.: Противостояние. Очерки военно-политической конфронтации первой половины XX века. - М., 1995; Сталин и холодная война. - М., 1998; Егорова Н.И. Военно-по-

литическая интеграция стран Запада и реакция СССР (1947-1953 гг.) // Холодная война 1945-1963 гт, с. 187-223; и др.

3. См., например: Волокитина Т.В., Мурашко ГЛ., Носкова А.Ф., Покиваіиюва ТА. Москва и Восточная Европа. Становление режимов советского типа (1949-1953): Очерки истории. - М., 2002; Гибиапский Л.Я. Проблемы Восточной Европы и начало формирования советского блока // Холодная война 1945-1963 гг. - М., 2003, с. 105-132; Тоталитаризм: Исторический опыт Восточной Европы. «Демократическое интермеццо» с коммунистическим финалом. 1944-1948 / Отв. ред. В.В. Марьина. ~ М., 2002; Neinuirk N.M. ('old War Studies and New Archival Materials on Stalin // The Russian Rewiew. January 2002. Vol. 61, № 1, p. 1-16; The Soviet Global Impact: 1945--4991 // Russian History. Summer-Fall-Winter, 2002. Vol. 29, № 2 4.; и др.

4. Восточная Европа в документах российских архивов 1944- 1953. Т. 2. 1(>49 1953.

М. Новосибирск, 1998, с. 150-151.

5. Хо.ч.чоюйД, Сталин и бомба. Новосибирск, 1997, с. 318.

6. АВ11 РФ, ф. 566, он. К д. 578, п. 255, л. 358.

7. КоффаДж. История Советского Союча: В 2-х т, Т. 2 - М., 1990, с. 381.

8. См.: Егорова ff.Il. Военно-политическая интеграция стран Запада и реакция СССР (1947-1953 гг.) // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. - М., 2003, с. 202.

9. Восточная Европа в документах российских архивов 1944 1953. 7'. 2. 1949- 1953, с. 918-919.

10. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. - М., 1995, с. 245.

11. См.: Сталин и холодная война. - М., 1998, с. 310-311.

12. См.: Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав - СССР, Великобритании, США и Франции (25 января - 18 февраля 1954 г.). Документы и протоколы. - М., 1954, с. 172-176.

13. Там же, с. 16.

14. АВП РФ, ф. 566, он. 2, д. 336, п. 180, л. 217.

15. Там же, ф. 021, оп. 8-а, д. 17-а, п. 8, л. 19.

16. Там же, ф. 06, оп. 14, д. 183, п. 13, л. 20-24.

17. Там же, ф. 06, оп. 14, д. 54, п. 4, л. 3-9.

18. Там же, л. 27-28.

19. 'Гам же, л. 76-78.

20. АВП РФ, ф. 06, ои. 14, д. 54, п. 4, л. 77.

21. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX в. Т. 1. Становление «реального социализма». 1945-1965. - М., 2000, с. 302.

22. Staar R. Communist Regimes in Eastern Europe. - Stanford, 1977, p. 213; Johnson A.R.

The Warsaw Pact: Soviet military policy in Eastern Europe / Ed. by Terry S.- N. Y. 1984;

Rubin F. The theory and concept of national Security in the Warsaw Pact countries // In-

ternational Affairs. - L., 1982. Vol. 58, №4, p. 648-657; The Warsaw Pact: Political Purpose and Military Means / Ed. by R.D. Cawson and LS. Kaplan. - Wilmington [Del.]: Scholarly resources, 1982.

23. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX в. Т. 1, с. 301.

24. Грибков АЛ. Судьба Варшавского Договора. Воспоминания, документы, факты. -М., 1998, с. 39.

25. См.: Центрально-Восточная Европа во второй половнне XX в. Т. 1, с. 303.

ТО THE HISTORY OF THE WARSAW PACT ORGANIZATION

UNDER FORMATION

N.E. BYSTROVA

«Russia in International Relations» Centre Russian History Institute of the Russian Academy of Science

19, D. Ulyanov st,, 117036 Moscow, Russia

The article is based on the large amount of archive data. The author analyzes the USSR’s role in the Eastern bloc ratification, precisely, in its military and political organization formation on May 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.