Научная статья на тему 'К истории деятельности Тотайкойского педтехникума. 1922 - 1931 гг'

К истории деятельности Тотайкойского педтехникума. 1922 - 1931 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / NATIONAL SCHOOL / ПЕДАГОГ / TEACHER / КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ЯЗЫК / CRIMEAN TATAR LANGUAGE / КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / THE CRIMEAN TATAR INTELLIGENTSIA TOTAYKOY PEDTEKHNIKUM. (TEACHER'S COLLEGE) / ТОТАЙКОЙСКИЙ ПЕДТЕХНИКУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова Сайде Аблякимовна

Оторванность современной школы от национальных традиций образования очевидна для многих практиков и теоретиков ее реформирования. Исторический опыт представляет неисчерпаемый ресурс, который дает нам материал для обновления форм и методов обучения, но для этого необходимо прежде всего обратиться к анализу деятельности ранее существовавших образовательных учреждений. Осмысление народной школы позволит, на наш взгляд, лучше понять сущность современных задач национальной школы, будет способствовать активному поиску путей совершенствования существующей модели образования. Ретроспективный анализ образовательной деятельности народной школы поможет запустить механизм преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в современной национальной школе, осмыслить влияние позитивных и негативных политических, социально-экономических факторов на функционирование этих школ. В статье рассматриваются предпосылки и история создания Крымского татарского педагогического техникума (Тотайкойского педтехникума). Автором предпринята попытка осветить деятельность Тотайкойского педтехникума, которая до сегодняшнего дня оставалась неисследованным, темным пятном в деле национального образования крымских татар начала XX века. Исследование опирается на архивные документы ГАРК, считавшиеся утерянными, которые впервые вводятся в научный оборот: ведомости, учебные планы, состав педагогического коллектива, количество обучающихся и закончивших обучение учащихся за все время существования техникума. Также описаны краткая история становления и существования техникума, преподавательский состав и его деятельность, количество обучавшихся и выпустившихся студентов за все известные годы работы данного техникума, стипендии. В заключительной части автором дается общая оценка и определяется значение деятельности Тотайкойского педтехникума, представляются фамилии знаменитых выпускников, которые являются по сей день гордостью крымскотатарского народа. Отсюда следует, что Крымский татарский педагогический техникум в 1923-1931 годы являлся одним из важнейших культурных центров для крымскотатарского населения Крыма, сфера его профессиональной деятельности, а именно образовательная и воспитательная, была стержневой основой национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical performance of Totaykoy Pedagogical (Teachers College) in 1922-1931

The isolation of modern school from national traditions of education is evident to many practitioners and theoreticians of its reforming. Historical experience is an inexhaustible resource from which we can take material to update the forms and methods of training, and this is, once again, turn to the analysis of pre-existing educational institutions. Understanding the folk school will allow, in our opinion, to better understanding of contemporary problems of national schools, will contribute to seek actively ways to improve the existing model of education. Retrospective analysis of the educational activities of public school will start the mechanism of continuity in the organization of the educational process in the modern national school, to understand the impact of positive and negative political, social and economic factors on functioning of these schools. This article deals with the background and history of the Crimean Tatar Teachers College (Totaykoy pedtekhnikum). To highlight the activities of Totaykoy pedtekhnikum (Teachers College), which until now has remained unexplored,and is a dark spot in the national education of the Crimean Tatars in the early XX century, it is based on archival documents of GAARK, being considered lost, and for the first time is introduced to scientific circulation: sheets, curricula, structure of the teaching staff, the number of students and a number of students graduated during the existence of the college. The findings summarized the overall significance of Totaykoy pedtekhnikum, names of famous graduates, who were the pride of the Crimean Tatars. Thus, the Crimean Tatar Pedagogical College in the years of 1923-1931 was one of the most important cultural centers of the Crimean Tatar population of the Crimea, the scope of his professional activities, namely educational and training, were the core foundation of the national culture.There is also described a brief history of formation and existence of the college, the teaching staff and their activities, the number of enrolled students and its release during all the years of well-known college scholarships.

Текст научной работы на тему «К истории деятельности Тотайкойского педтехникума. 1922 - 1931 гг»

УДК 377.8 (477.75)"19"

К истории деятельности Тотайкойского педтехникума. 1922 - 1931 гг.

Усманова Сайде

(Крымский инженерно-педагогический университет)

Аннотация. Оторванность современной школы от национальных традиций образования очевидна для многих практиков и теоретиков ее реформирования. Исторический опыт представляет неисчерпаемый ресурс, который дает нам материал для обновления форм и методов обучения, но для этого необходимо прежде всего обратиться к анализу деятельности ранее существовавших образовательных учреждений. Осмысление народной школы позволит, на наш взгляд, лучше понять сущность современных задач национальной школы, будет способствовать активному поиску путей совершенствования существующей модели образования. Ретроспективный анализ образовательной деятельности народной школы поможет запустить механизм преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в современной национальной школе, осмыслить влияние позитивных и негативных политических, социально-экономических факторов на функционирование этих школ. В статье рассматриваются предпосылки и история создания Крымского татарского педагогического техникума (Тотайкойского педтехникума). Автором предпринята попытка осветить деятельность Тотайкойского педтехникума, которая до сегодняшнего дня оставалась неисследованным, темным пятном в деле национального образования крымских татар начала XX века. Исследование опирается на архивные документы ГАРК, считавшиеся утерянными, которые впервые вводятся в научный оборот: ведомости, учебные планы, состав педагогического коллектива, количество обучающихся и закончивших обучение учащихся за все время существования техникума. Также описаны краткая история становления и существования техникума, преподавательский состав и его деятельность, количество обучавшихся и выпустившихся студентов за все известные годы работы данного техникума, стипендии. В заключительной части автором дается общая оценка и определяется значение деятельности Тотайкойского педтехникума, представляются фамилии знаменитых выпускников, которые являются по сей день гордостью крымскотатарского народа. Отсюда следует, что Крымский татарский педагогический техникум в 1923-1931 годы являлся одним из важнейших культурных центров для крымскотатарского населения Крыма, сфера его профес-

сиональной деятельности, а именно образовательная и воспитательная, была стержневой основой национальной культуры.

Ключевые слова: образование, национальная школа, педагог, крымскотатарский язык, крымскотатарская интеллигенция, Тотайкойский педтехникум.

Народное образование - составная часть национальной культуры и духовной жизни общества. Изучение истории народного образования позволяет глубже понять многие проблемы отечественной истории, в том числе эффективность социальной политики государства, роль общества, интеллигенции, народных масс в становлении культуры в целом. Обращение к историческому опыту развития народной школы в XIX - начале XX вв. определяется необходимостью научного познания прошлого нашей страны, возможностью использования этого опыта для анализа современного состояния народного образования. Оторванность современной школы от национальных традиций образования очевидна для многих практиков и теоретиков ее реформирования. Она началась в советский период и привела к забвению множества элементов воспитания. Сегодня остро встает вопрос о необходимости воспитания подрастающего поколения с учетом не только общечеловеческих идеалов и ценностей, но и этнических особенностей. Исторический опыт представляет неисчерпаемый ресурс, из которого можно получать материал для обновления форм и методов обучения. Для этого стоит еще раз обратиться к анализу деятельности ранее существовавших образовательных учреждений.

Актуальность избранной темы объясняется тем, что критическое осмысление нашей действительности требует возвращения к опыту народа, идеи народной педагогики являются неисчерпаемым источником для изучения культуры народа, для возрождения системы национального образования и воспитания подрастающего поколения.

Вопросы развития и структуры конфессионального образования, дающего право работать учителями в начальной школе и духовных училищах в Крыму в Х1Х - начале XX столетия рассматривались в отдельных работах Ф. Андриевского, У. Боданинского, В. Ганкевича, И. Гаспринского, В. Григо-рьянца, И. Зайченко, Д. Прохорова, А. Глузмана, Л. Редькиной, С. Тигранян, З. Хайрединовой, Д. Абибуллаевой, Э. Аблаева, М. Прохорчик, Э. Абибулла-евой, Г. Кондратюка и др.

В рамках поиска материала для диссертационного исследования в Госу -дарственном архиве Республики Крым найдено 125 дел под грифом «Ялтинский татарский педагогический техникум». При детальном изучении выяснилось, что данные материалы относятся к Тотайкойскому педтехникуму и проливают свет на историю развития и становления педагогического образования в Крыму в 20-30-е годы прошлого столетия. В найденных ценных ма-

териалах оказались протоколы школьных заседаний, переписка с Профобром Крыма, списки курсантов, методическая работа техникума, учебные планы и списки преподавателей, расписание занятий и многое другое. По утверждению архивных работников, со дня поступления в архив этих дел не касалась рука исследователя.

В 1922 году в бывшем имении помещика Кесслера в селе Тотайкой (ныне село Ферсманово), недалеко от Симферополя, были открыты педагогические курсы, которые в 1923 году были переименованы в Крымский татарский педагогический техникум с четырехлетним обучением на основных курсах и один год на подготовительном отделении [1, л. 60]. Обиходным названием заведения было «Тотайкойский педтехникум», и оно сохранилось за ним и после перевода в Симферополь летом 1924 года. В Симферополе техникум занял дом предпринимателя Христофорова, на улице Феодосийской, 1/2 (ныне ул. Киевская, 75/1). Открытие Крымского татарского педагогического техникума в феврале 1922 года было своевременным и целесообразным. Целевой установкой педтехникума являлась подготовка учителей для татарских школ 1-й ступени. Отделение было одно - школьное, языки преподавания татарский и русский, принимали исключительно лиц крымскотатарской национальности [2, л. 52]. Первоначально учебный план педтехникума был с сельскохозяйственным уклоном: первые два курса - общеобразовательный с педагогическим уклоном, и III и IV специально-педагогическим уклоном [3, л. 1].

В Крымском татарском педагогическом техникуме преподавали учителя, чьи имена навсегда вошли в историю. Преподавательский состав Тотайкой-ского педтехникума за все время его существования объединял лучшие кадры крымскотатарской интеллигенции. Здесь работали Амет Озенбашлы, лекции по филологии читал знаменитый ученый, тюрколог с мировым именем профессор Бекир Чобан-заде, после отъезда в Азербайджан его заменяет Асан Сабри Айвазов, родной язык преподавал Шевки Бектуре, Хамиде Бек-туре учила рукоделию, психологию вел поэт и педагог Абибулла Одабаш, музыку - композитор Асан Рефатов, краеведение и экономическую географию - Фейзи Эдгем, естествознание - Мемет Абдулла, О. Акчокраклы, Умер Аджи-Асан, Бекиров Мустафа, Вели Габилев. Кадры для техникума подбирал Народный Комиссариат Просвещения. Ведущую роль по управлению техникумом играл заведующий. Первым заведующим техникума был Амет Озенбашлы. С 1924 года по 1925 год техникумом заведует Мустафа Бекиров [4, л. 34]. В 1925 г. заведующим был назначен талантливый педагог и писатель Вели Габилев [5, л.11] . С декабря 1926 г. по конец 1928 техникумом заведует известный ученый-языковед Якуб Азизов, после него эту должность занимает А. Мензатов (с 28 февраля 1929 года) [6, л.48].

Педагогический состав в период с 1922 по 1925 г. был представлен 18 преподавателями, из них крымских татар было шестеро. В 1925-1926 учебном

году число преподавателей также 18. В 1926-1927 учебном году работали 16 педагогов, из которых татар было девять. Высшее образование имели 13 человек, среднее - три. Педагогический стаж абсолютного большинства составлял свыше пяти лет. Нагрузка колебалась от 12 часов и выше, максимальная нагрузка одного преподавателя составляла 30 недельных часов [7, л. 16].

Из сведений о языке преподавания становится известно, что в 1925-1926 году в Крымском татарском педагогическом техникуме на родном крымскотатарском языке преподавалась частично математика на младших курсах (вела С. Байрашевская). Кроме того, на крымскотатарском языке преподавались татарский язык и история татарской литературы (А. Айвазов), обществоведение у студентов I и II курсов (Гафаров), обществоведение у III и IV курсов (Аблямитов). Также на родном языке велась политпросветработа (В. Габилев), методика татарского языка (А. Одабаш), музыка и пение (А. Рефатов). Остальные предметы велись на русском языке [8, л. 75].

Руководство техникума стремилось к тому, чтобы большинство предметов преподавалось на родном языке. Однако ввиду того, что квалифицированных преподавателей из числа крымских татар было очень мало, в 1927 году около 54 % учебных дисциплин преподавалось на русском языке, которым учащиеся недостаточно владеют. Факт преподавания почти половины дисциплин на родном языке можно считать достижением техникума, так как до 1927-1928 учебного года преподавание на русском языке велось на 65 %. Нужно сказать, что руководство техникума в 1927-1928 учебном году ставило целью понизить долю преподавания на русском языке до 45 % благодаря привлечению крымскотатарских преподавателей. В связи с отсутствием учебников на родном языке, преподаватели вынуждены были нередко пользоваться учебниками на русском языке [9, л. 81].

В 1928-1929 учебном году в техникуме преподавали 20 человек, из них крымских татар было семь, русских - 13.

Преподавательский состав Тотайкойского техникума в разные годы:

преп. состав 19221923 19231924 19241925 19251926 19261927 19271928 19281929 19291930

русских 8 ч.- 50% 8 ч.- 44,5% 11ч.- 64,7% 10 ч.- 55,5% 9 ч.- 52,9% 12 ч.- 57,1% 13 ч.- 65%

татар 8 ч. -50% 10 ч.-55,5% 6 ч.- 35,3% 8 ч.- 44,5% 8 ч.- 47,1% 9 ч.- 42,9% 7ч.-35%

всего 16 18 17 18 17 21 20

Из составленной нами таблицы видно процентное соотношение преподавателей.

В техникуме большое внимание уделялось кружковой работе. Наиболее

интенсивно работал краеведческий кружок, главной задачей которого являлось обследование города Симферополя, кружок по письмоводству и политический кружок, работа которого носила характер практический и велась активно-трудовыми методами; многие из учащихся посещали литературный кружок преподавателя А. Айвазова [10, л.113].

Также активно функционировал музыкальный кружок, где студенты занимались не только пением, но и обучались игре на музыкальных инструментах, был создан духовой оркестр под руководством Асана Рефатова. Известно, что в это время талантливый композитор А. Рефатов написал «Тотайкойский марш», «Марш джигитов» (на слова Б. Чобан-заде). Можно предположить, что «Тотайкойский марш» был своеобразным гимном педтехникума.

Поступать в Тотайкойский педагогический техникум имели возможность только лица татарской национальности с 14 до 28 лет, предпочтение отдавалось представителям рабоче-крестьянской молодежи и девушкам.

Благодаря документам, обнаруженным в фондах ГАРК, мы составили таблицу, показывающую состав и количество учащихся за период с 1922 по 1928 годы:

19221923 19231924 19241925 19251926 19261927 19271928 19281929 19291930

Подготовит. 28 32 52 50 41 41

I 32 35 41 45 41 43

II 59 40 31 29 44 41 44

III 54 62 35 27 30 37 34

IV 34 59 34 22 24 29

Семинарская группа - - - 7 - - -

Муж/жен 148/42 147/44 134/52 125/67

От 13-14 л. 2 - - - -

от 15-18л. 83 20 41 41

от 18-20 л. 53 81 110 71

от 20-25л. 58 80 22 57

св. 25 л. 9 5

Всего 150 168 196 192 190 191 186 192

Стипендиальный фонд в 1925-1926 году планировался на 200 человек из расчета 9 р.50 копеек на питание одного человека в месяц и 44 рубля в год на одного человека на вещевое довольствие. Из общих сведений о техникуме известно следующее: «Обмундированием учащиеся удовлетворены на все 100 %. Отпускаемая на питание сумма в 9 р.50 коп. на одного учащегося в месяц - цифра недостаточная, в особенности с повышением цен на продукты» [2, л.53].

В 1926-1927 гг. стоимость обучения одного учащегося в год равнялась

26 р. 30 коп. При распределении этой стоимости обучения стипендия составила 54 %. На содержание помещений, ремонт, топливо и разные хозяйственные расходы приходилось 14 %, на содержание обслуживающего персонала - 24 % и на учебные расходы - 8 % [7, л. 22].

В 1927-1928 гг. годовая стоимость одного ученика - 371 р.70 к. (сюда включались стипендия, питание и вещевое довольствие - 165 р., содержание обслуживающего персонала - 142 р. 50 к., содержание помещений: ремонт здания, топливо и хозяйство - 38 р. 20 к., учебные расходы - 26 р. [11, л. 80].

В техникуме была библиотека, которая насчитывала в 1927 году свыше 7000 экземпляров [11, л. 81].

Учебный год делился на три части, так называемые триместры. Были зимние, весенние и летние каникулы с 15 июня по 15 августа. В связи с отсутствием среди татарской рабоче-крестьянской молодежи подготовленных для педагогического техникума ученических кадров Тотайкойскому техникуму пришлось значительно уклониться от действующего нормального положения приема в педагогический техникум.

К 1927-1928 учебному году Тотайкойский педтехникум окончательно выработал учебно-методические планы согласно своей специфике. По этим составленным планам Тотайкойский педагогический техникум работал до 1931 года. К сожалению, сведения о данном педтехникуме на этом обрываются, и до сих пор доподлинно неизвестно, по какой причине он был закрыт.

До 1928 года учащиеся получали квалификационные дипломные работы вначале два триместра, приблизительно в начале января. Учащиеся должны были к концу учебного года их проработать и защитить. В 1928 году дипломные работы были даны в конце учебного года, проработать и защищать их учащиеся должны были после годовой практической работы, на основании ежедневного опыта в школе [12, л. 77].

Технически получение квалификации осуществлялось следующим образом: во-первых, учитывались академические успехи учащегося за все время его пребывания в техникуме, в особенности последнего года обучения, во-вторых, конечно же, дипломная работа и проявленная активность во всех видах и отраслях школьной работы. Эти сведения прорабатывались предварительно и подытоживались педколлективом и затем в конце года - квалификационной комиссией. По окончании курсантами техникума на руки выдавалось удостоверение.

В 1922-1923 учебном году число окончивших техникум - три человека [13, л. 23].

В 1923-1924 учебном году Тотайкойский педтехникум сделал первый полный выпуск учащихся - 28 человек (19 мужчин и 9 женщин). Выпуск состоялся 28.08.1924 в 18:00 в Доме просвещения. [14, л.16].

В 1924-1925 учебном году педтехникум выпустил 34 учащихся.

В 1925-1926 учебном году выпуск составил 59 человек. Трое из данного выпуска поступили в вузы, один выпускник был послан по линии политпрос-ветработы, еще один пошел по комсомольской линии, трое уехали на Кавказ (один из них стал заведовать областным политпросветом, а двое стали работать учителями). Семь человек остались в семинарской группе техникума и одновременно стали работать в школах города Симферополя. Остальные 45 человек были распределены учителями деревенских школ по районам Крыма, один (вследствие дефекта речи - заикания) - на техническую работу. Выпускники были обязаны по истечении учебного года прибыть на конференцию, проводимую техникумом, сдать отчеты о проделанной за год работе, разобрать очередные методические вопросы [7, л. 20].

В 1926-1927 учебном году выпуск составил 33 человека [11, л. 79].

В 1927-1928 году педтехникум выпустил 21 преподавателя, из них две женщины. Все выпускники были распределены Крымнаркомпросом по районам Крыма. Выпускников поделили на три группы: первая группа, состоявшая из девяти человек, могла с успехом вести работу на всех ступенях школьного образования и руководить педагогическими коллективами. Вторая группа из семи человек была подготовлена для работы в татарских школах 1-й ступени. И третья группа - это учителя массовой школы [15, л. 23; 11, л. 91].

В 1929 году выпуск составил 23 человека. Из них сельскими учителями стали 16 человек, пять человек продолжили обучение в высшем учебном заведении, один уехал на Кавказ и еще один перешел в другое учебное заведение.

Таким образом, с момента основания Крымский татарский педагогический техникум выпустил, в общей сложности 201 педагога, необходимых для школ Крыма.

Выводы. Тотайкойский педагогический техникум в 1922-1930 гг. являлся центром возрождения и развития народного образования и продолжения традиций народной педагогики, воспитания интеллигенции, повышения уровня грамотности и развития культуры крымскотатарского населения. Сфера его профессиональной деятельности - образовательная и воспитательная, была стержневой основой национальной культуры.

За время своего существования техникум систематически завоевывал симпатию населения. Деятельность техникума должна рассматриваться с точки зрения особых условий, в которых он находился. К этим особым условиям относятся в первую очередь слабая подготовка поступающих в техникум, незнание русского языка, ограниченное количество учебников и учебных пособий, слабая материальная база и многое другое. Тотайкойский педтехникум в первую очередь ставил перед собой задачу - подготовить в своих стенах квалифицированных педагогов для школ. Несмотря на сложную обстановку как политическую, так и образовательную, Тотайкойский педтехникум с поставленной задачей справился на отлично, дав Крыму новое поколение крым-

скотатарской интеллигенции. Тотайкойский педагогический техникум за период своего существования (с 1922 по 1931 гг.) подготовил целую плеяду выпускников, которые оказались достойными своих выдающихся учителей. Впоследствии некоторые из выпускников педтехникума, а именно Мерьем Османова, Зейнеб Аббасова, Мустеджап Тогунджи, Эмирасан Куртмоллаев, Девлетов Али, Джавтобели Зиядин, Джаманакълы Керим, Кадыр Халиль, Касимов Асан, Кендже Джемиль, Куртмоллаев Эмирасан, Эюпов Гафари др., становятся педагогами и руководителями учебных заведений, авторами учебников для крымскотатарских школ. Имена Амита Алиева, Энвера Муратова, Османа Батырова, Ибраима Бахшиша и др., мы встречаем среди переводчиков учебников. Известными поэтами были Зиядин Джавтобели, Фетта Аким, Джемиль Кендже, Зейнеб Аббасова, Ибраим Бахшиш, Ибраим Акманайлы, Таир Усеин. Большой вклад в развитие крымскотатарской фольклористики и литературоведения внес кандидат филологических наук Керим Джаманаклы. Асан Касимов стал впоследствии известным ученым-химиком. Почетное место среди выпускников занимает выдающийся организатор крымскотатарского национального движения за возвращение в Крым журналист Джеппар Акимов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп. 1.Д. 33.

2. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп.1. Д. 44.

3. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп.1. Д. 8.

4. ГАРК. Ф. Р-20. Оп. 3. Д. 20.

5. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп.1, Д. 13.

6. ГАРК.Ф. Р-3440. Оп. 1. Д. 128.

7. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп.1. Д. 64.

8. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп.1. Д. 34.

9. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп. 1. Д. 87.

10. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп. 1. Д. 10.

11. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп. 1. Д. 111.

12. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп. 1. Д. 135.

13. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп. 1. Д. 130.

14. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп. 1. Д. 6.

15. ГАРК. Ф. Р-3440. Оп. 1. Д. 138.

Сведения об авторе: Усманова Сайде Аблякимовна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры вокального искусства и дирижирования. Факультет истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы Крымского инженерно-педагогического университета (295015, Учебный пер., 8, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация); sayde777@yandex.ru

Historical performance of Totaykoy Pedagogical (Teachers College) in 1922-1931

Sayde Usmanova

(Crimean Engineering and Pedagogical University)

Abstract. The isolation of modern school from national traditions of education is evident to many practitioners and theoreticians of its reforming. Historical experience is an inexhaustible resource from which we can take material to update the forms and methods of training, and this is, once again, turn to the analysis of preexisting educational institutions. Understanding the folk school will allow, in our opinion, to better understanding of contemporary problems of national schools, will contribute to seek actively ways to improve the existing model of education. Retrospective analysis of the educational activities of public school will start the mechanism of continuity in the organization of the educational process in the modern national school, to understand the impact of positive and negative political, social and economic factors on functioning of these schools. This article deals with the background and history of the Crimean Tatar Teachers College (Totaykoy pedtekhnikum). To highlight the activities of Totaykoy pedtekhnikum (Teachers College), which until now has remained unexplored,and is a dark spot in the national education of the Crimean Tatars in the early XX century, it is based on archival documents of GAARK, being considered lost, and for the first time is introduced to scientific circulation: sheets, curricula, structure of the teaching staff, the number of students and a number of students graduated during the existence of the college. The findings summarized the overall significance of Totaykoy pedtekhnikum, names of famous graduates, who were the pride of the Crimean Tatars. Thus, the Crimean Tatar Pedagogical College in the years of 1923-1931 was one of the most important cultural centers of the Crimean Tatar population of the Crimea, the scope of his professional activities, namely educational and training, were the core foundation of the national culture.There is also described a brief history of formation and existence of the college, the teaching staff and their activities, the number of enrolled students and its release during all the years of well-known college scholarships.

Keywords: education, national school, teacher, Crimean Tatar language, the Crimean Tatar intelligentsia Totaykoy pedtekhnikum. (Teacher's College)

REFERENCES

1. GARK. F. R-3440. Op. 1. D. 33.

2. GARK.F. R-3440. Op.1. D. 44.

3. GARK, F. R-3440. Op. 1. D. 8.

4. GARK.F. R-20. Op. 3. D. 20.

5. GARK. F. R-3440. Op. 1. D. 13.

6. GARK. F. R-3440. Op. 1. D. 128.

7. GARK.F. R-3440. Op. 1. D. 64.

8. GARK.F. R-3440. Op. 1. D. 34.

9. GARK.F. R -3440. Op. 1. D. 87.

10. GARK.F. R-3440. Op. 1. D. 10.

11. GARK.F. R-3440. Op. 1. D. 111.

12. GARK.F. R-3440. Op. 1. D. 135.

13. GARK.F. R-3440. Op. 1. D. 130.

14. GARK.F. R-3440. Op. 1. D. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. GARK.F. R-3440. Op. 1. D. 138.

About the author: Usmanova Sayde Ablyakimovna - Cand.Sci (Ped)., Senior Lecturer at the Department of Vocal Art and Conducting, Faculty of History, Arts, Crimean Tatar Language and Literature of the Crimean Engineering and Pedagogical University (295015, Uchebniy lane, 8, Simferopol, Crimea, Russian Federation); sayde777@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.