Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность Б. Чобан-заде в Крымском татарском педагогическом техникуме'

Педагогическая деятельность Б. Чобан-заде в Крымском татарском педагогическом техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ Б. ЧОБАН-ЗАДЕ / PEDAGOGICAL COLLEGE B. CHOBAN-ZADE / CRIMEAN TATARS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова Сайде Аблякимовна

В статье рассматриваются педагогическая деятельность Б. Чобан-заде в Тотайкойском педтехникуме. Особенное значение уделяется роли Тотайкойского педтехникума в культурно-образовательной жизни крымскотатарского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational activities Bekir Choban-zade in the Crimean Tatar Pedagogical College

The article deals with pedagogical activity B. Сhoban-zade Totaykoyskom pedtehnikuma. Particular importance is given to the role Totaykoyskogo pedtehnikuma in cultural and educational life of the Crimean Tatar people.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность Б. Чобан-заде в Крымском татарском педагогическом техникуме»

ник; [ред.-сост. И. Н. Храпунов]. - Симферополь : Таврия, 1997. - Вып. 1. - С. 428-434.

9. Лаптев Ю. Н. Религиозная жизнь немцев Крыма XIX - начала ХХ вв. (на примере евангелическо-лютеранской общины) материалы научных чтений [I Таврические междунар. науч. чтения], (19 мая 2000 г.) / гл. ред. Е. Б. Вишневская. - Симферополь : Телекс, 2000. - С. 83-87.

10. Статистический очерк Таврической губернии: Евпаторийский уезд; список населенных пунктов [сост. Ф. Н. Андриевский, под. ред. М. Е. Бекенсона]. - Симферополь : Типография Таврического Губернского земства, 1915. - Ч. 2; выпуск 5. - 211 с.

11. Студеншков I. Репоналютика i реп-онознавство: проблеми методологи та катего-рiального апарату / I. Студеншков // Региональна iсторiя Украши. - 2007. - Вип. 1. -С. 67-78.

С. А. Усманова

УДК 377.8 (477.75) ,,19"

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б. ЧОБАН-ЗАДЕ В КРЫМСКОМ ТАТАРСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ

II ародное образование - составная часть национальной культуры и духовной жизни общества. Изучение истории народного образования позволяет глубже понять многие проблемы отечественной истории, в том числе эффективность социальной политики государства, роль общества, интеллигенции,

народных масс, в становлении культуры в целом. Обращение к историческому опыту развития народной школы в XIX - начале XX вв. определяется необходимостью научного познания прошлого нашей страны, возможностью использования этого опыта для анализа современного состояния народного образования. Оторванность современной школы от национальных традиций образования очевидна для многих практиков и теоретиков ее реформирования. Она началась в советский период и привела к забвению множества элементов воспитания. Сегодня остро встаёт вопрос о необходимости воспитания подрастающего поколения с учётом не только общечеловеческих идеалов и ценностей, но и этнических особенностей. Исторический опыт представляет неисчерпаемый ресурс, из которого можно заимствовать материал для обновления форм и методов обучения. Для этого стоит ещё раз обратиться к анализу деятельности ранее существовавших образовательных учреждений.

Актуальность избранной темы объясняется тем, что критическое осмысление нашей действительности требует возвращения к опыту народа, идеи народной педагогики являются неисчерпаемым источником для изучения культуры народа, для возрождения системы национального образования и воспитания подрастающего поколения.

Цель статьи - представить широкому кругу читателей ряд интересных фактов из жизни Б. Чобан-заде и впервые ввести в научно-методический оборот материалы, обнаруженные в архиве ГААРК и проливающие свет на педагогическую деятельность учёного в Крымском Татарском Педагогическом Техникуме, известного как «Тотай-койский педтехникум».

В государственном архиве Автономной Республики Крым, найдено 125 дел под грифом «Ялтинский татарский педагогический техникум». При детальном изучении выяснилось, что данные материалы относятся к Крымскому Татарскому Педагогическому Техникуму (Тотайкойскому педтехникуму) и

открывают неизвестные страницы из истории развития и становления педагогического образования в Крыму в 20-30-е годы прошлого столетия. В найденных материалах оказались протоколы школьных заседаний, переписка с Профобром Крыма, списки курсантов, методическая работа техникума, учебные планы за все годы существования техникума, списки преподавателей, расписание занятий и многое другое. По утверждению архивных работников, со дня поступления в архив этих дел не касалась рука исследователя.

Первые сведения о том, что Бекир Чобан-заде преподавал в Тотайкойском педтехни-куме, Дарульмуалимате и в Крымском университете, а также заведовал татарским отделением в Крымнаркомпросе встречаются в статье профессора Ашнина Ф. Д. «О научной деятельности Б. Чобан-заде» [1, с. 209].

В монографии Урсу Д. П., посвящённой жизнедеятельности Б. Чобан-заде «Жизнь. Судьба. Эпоха», также встречается упоминание о том, что выдающийся филолог преподает в данных учебных заведениях [2, с. 89].

Сеитбекиров Э. А. в статье «Мы достойны свободной и самостоятельной жизни», рассматривая деятельность крымскотатарского национально-освободительного движения Крыма, обращается к описанию деятельности Тотайкойского педтехникума и некоторых её преподавателей, в частности, Амета Озенбашлы [3, с. 47].

Интерес представляет статья Пашени Е. И. и Эмировой А. А. «Из истории крымского татарского педагогического техникума (19211931 (?))», в которой освещены некоторые моменты становления и развития техникума, а также воспоминания бывшего курсанта Тотайкойского педтехникума А. Селяметова [4, с. 52].

Кондратюк Г. Н. в статье «Развитие крымскотатарских школ в первой половине 1920-х годов» указывает на деятельность Б. Чобан-заде в данномпедтехникуме, а также на то, что преподаваемый им курс занимал особое место в программах техникума [5, с. 101].

Но в целом история развития и существования Тотайкойского педтехникума, учебные планы, методическая работа, педагогическая практика, роль педагогического состава, а самое главное деятельность крымскотатарской интеллигенции остаётся неисследованной и неизвестной в силу того, что материалы по Тотайкойскому педтехни-куму считались утерянными. В данной статье сделан акцент на деятельности БекирЧобан-заде в Тотайкойскомпедтехникуме, о которой практически нет никаких сведений.

В первой четверти XX века в Крыму официально существовало двенадцать техникумов, из них три педагогических: Симферопольское татарское женское училище -«Дарульмаулимат», Промышленный экономический техникум (Севастополь), Промышленный экономический техникум (Ялта), Промышленный экономический техникум (Симферополь), Симферопольский Татарский фельдшерско-акушерский, Сестринско акушерский (Симферополь), Крымский татарский педагогический техникум, Феодосийский педагогический техникум, Карасубазар-ский сельскохозяйственный техникум, Дере-койский техникум спецкультур, Музыкальный техникум (Симферополь), Бахчисарайский художественно-промышленный техникум [6,с. 114].

В 1922 году в бывшем имении помещика Кесслера в селе Тотайкой (ныне село Ферс-маново), недалеко от Симферополя, были созданы Педагогические курсы, которые в

1923 году были переименованы в Крымский татарский педагогический техникум с четырехлетним курсом обучения на основных курсах и один год на подготовительном отделении. В быту это учебное заведение стали называть «Тотайкойский педтехни-кум», это название сохранилось за ним и после перевода в Симферополь летом

1924 года [7, с. 60].

В Симферополе техникум занял дом предпринимателя Христофорова, по улице Феодосийской дом 1/2 (ныне пр. Победы) Целевой установкой Педтехникума являлось

подготовка учителей для татарских школ 1 -ой ступени. Отделение в педтехникуме было одно - школьное, язык преподавания татарский-русский, принимали исключительно лиц крымскотатарской национальности [8,с. 52]. Первоначально учебный план педтехникума был с сельскохозяйственным уклоном: первые два курса - общеобразовательный с педагогическим уклоном, и III и IV специально педагогическим уклоном [9, с. 1].

В техникум принимали только лица крымскотатарской национальности [10, л. 52]. Учащиеся техникума пользовались полным пансионом: студентов и преподавателей обеспечивали не только жильем, одеждой, но и кормили [11, с. 78].

При открытии Тотайкойского педтехникума в 1922-1923 учебном году обучающихся в техникуме было - 150 человек [3, с. 54]. В 1923-1924 учебном году - 200 человек [12, л. 3], по состоянию на 1924-1925 учебный год - 196 [13, л. 112], а на 1925-1926 год - 190 [9, л. 114].

Учебный год делился на три части, так называемые триместры. Были зимние, весенние и летние каникулы с 15 июня по 15 августа. Для поступления проводились вступительные экзамены по предметам: татарский язык, обществоведение, русский язык, математика. В педтехникуме преподавались следующие предметы: татарский язык, русский язык, физика, естествознание, обществоведение, математика, политпросветработа, рисование, сельское хозяйство, география, гигиена, история народного образования, педало-гия, трудовая школа, педагогика, программы ГУС'а, история тюрко-татарской литературы, экономическая география, музыка [13 , л. 38]. Со временем учебные программы техникума совершенствовались: если в первые годы они представляли собой программы семилеток с некоторыми видоизменениями, то с 1925 года была введена новая программа, составленная методическим кабинетом педтехникума специально для данного учебного заведения, с учетом местных условий [14, л. 189].

Таким образом, на педтехникуме лежала двойная задача: дать не только специальное

педагогическое образование, но и общее, необходимое для усвоения педагогических дисциплин и для полноценной будущей работы в школе. А для этого было необходимо усилить преподавание общеобразовательных предметов - русского, математики, обществоведения и татарского языка. Система преподавания была предметная: методы преподавания варьировались от лекционного до активно-трудового включительно [7, л.16].

В Крымском татарском педагогическом техникуме преподавали учителя, чьи имена навсегда вошли в историю. Преподавательский состав Тотайкойского педтехникума за всё время его существования объединял лучшие кадры крымскотатарской интеллигенции: Амет Озенбашлы, лекции по филологии читал профессор, ученый тюрколог с мировым именем Бекир Чобан-заде, после отъезда в Азербайджан его заменяет Асан Сабри Айвазов, родной язык - Шевки Бектуре, Хамиде Бектуре учила рукоделию, психологию вёл поэт и педагог Абибулла Одабаш, музыку - композитор Асан Рефатов, краеведение и экономическую географию - Фей-зи Эдгем, естествознание - Мемет Абдулла, О. Акчокраклы, Умер Аджи-Асан, Бекиров Мустафа, Вели Габилев. Народный Комиссариат Просвещения подбирал кадры для техникума. Ведущую роль по управлению техникумом играл заведующий. Первым заведующим техникума был - Амет Озенбашлы. С 1924 года по 1925 годы техникумом заведует Мустафа Бекиров [10, л.34]. В 1925 г. заведующим был назначен талантливый педагог и писатель Вели Габилев [14, л.11]. С декабря 1926 г. по конец 1928 гг. техникумом заведует известный ученый-языковед Якуб Азизов, после него эту должность занимает А. Мензатов с 28.02.1929 года [15, л.48].

Администрация техникума привлекла к работе в учебном заведении лучших преподавателей. Среди них был и профессор Крымского (Таврического) университета Бекир Чобан-заде, который читал лекции по истории тюрко-татарской литературы и родному языку [13, л.68]. Это позволило организовать педагогический процесс на высоком уровне.

Учёный европейского уровня, Чобан-заде, стремился привить будущим учителям любовь к родному языку, подготовить к будущей профессиональной работе. Бекир Чобан-заде осознавал значение национальной школы. В Европе после первой мировой войны школы вошли в новую фазу развития. Национальное образование и воспитание должны были формировать национальных активистов-патриотов. Главным способом воспитания будущих учителей, по мнению Б. Чобан-заде, должно было стать изучение языка и культуры родного народа. Методика национальной начальной школы предполагала, чтобы учитель и ученики были одной национальности и процесс обучения велся на родном языке. Поэтому преподаваемый в техникуме курс Б. Чобан-заде занимал в учебных программах особое место. Родной язык являлся способом национального воспитания. Бекир Чобан-заде в Тотайкойском педтехникуме преподает историю тюрко-татарской литературы на III и IV курсах. В расписании занятий педтехникума за 1924— 1925 учебный год его уроки значатся по вторникам и субботам 3-им и 4-ым уроком [9, л. 43].

Несмотря на свою занятость, так как известно, что Бекир Чобан-заде в Крыму вёл активный образ жизни, он был организатором школьного дела в Татуправлении Наркомпроса, одновременно работал в нескольких учебных заведениях, преподавал в женском педагогическом училище «Дарульмуаллимат» в Симферополе, читал лекции по тюрко-татарскому языкознанию и историю тюрко-татарского племени в Крымском университете им. Фрунзе [16, л.506]. Из сведений о данных преподавателями количества уроков в 1924-1925 учебном году (два триместра) видно, что из 38 уроков которых должен был дать Б. Чобан-заде, он пропустил только 2 урока [13, л. 44].

В связи с тем, что учителя нужны были в села, педтехникум подготовил и разработал учебный план с сельскохозяйтсвен-ным уклоном:

1. Программы техникума, подготавливающих учителей для школы 1-ой ступени согласованы были с программами последних.

2. В программах стройно и полно выражена идея общественно-трудового воспитания и образования, поскольку учащиеся вводятся в разные формы трудовой деятельности человека и в общественную организацию труда в условиях местной природы и фиксирования трудовыми и общественными навыками.

3. Сельскохозяйственная база, на которой строились программы предметов, являлись наиболее подходящими к опыту, какой наблюдался у большинства поступающих в техникум, и к той обстановке в какой придется работать по окончании курсантами техникум [17, л. 44].

В 1923-1924 году Бекир Чобан-заде указывает на то, что он «... категорически не может согласиться рассматривать учащихся педагогического техникума как сельскохозяйственных работников. Одно из двух: или техникум есть сельскохозяйственная школа, тогда такой подход понятен, или техникум выпускает не садовников, а учителей, тогда необходимо для работы в совхоз изыскать другие средства». Из всех присутствующих на заседании педсовета педтехникума, только Бекир Чобан-заде высказывал такие категорические заявления, считая, что курсанты должны выйти квалифицированными преподавателями и что необходимо поднимать педагогический статус техникума. В дальнейшем Бекир Чобан-заде предлагает совершенно убрать сельское хозяйство из учебного плана, в виду недостаточной общей подготовки, и за счет этого предмета усилить нагрузку общеобразовательных предметов [18, л.4].

Бекир Чобан-заде принимал самое активное и непосредственное участие в жизни техникума. На одном из заседаний педагогического совета от 19.05.1924 года Бекир Чобан-заде отмечает: «.учащиеся слабо подготовлены и не смогут справиться с предстоящей им работой учителей и в связи с этим предлагает продлить обучение еще на

один год, оставив учащихся в их классах. А также, что в связи с переездом в город летом 1924 года педтехникума, у учащихся теперь, появится возможность восполнить пробелы и учебно-методическая работа будет происходить с полную силу» [18, л. 13].

В 1924 учебном году педтехникум планировал перейти на новую систему оценивая учащихся. В связи с этим из архивных документов стало известно, что Бекир Чобан-заде предлагает ввести новую учебно-методическую программу с учетом индивидуальных способностей курсантов чуть позже, то есть не отказываться совсем от формы учета в виде экзаменов и зачетов, а новую систему ввести в будущем учитывая нынешние условия и методы работы [18, л. 14].

Из архивных документов становиться известно, что студенты оставались на летние каникулы в техникуме для работы в совхозах закрепленных первое время за техникумом, Бекир Чобан-заде активно принимал участие в жизни учащихся техникума, так как не понаслышке знал о трудностях проживания в сельской жизни. Бекир Чобан-заде, принимая во внимание то обстоятельство, что многие из учащихся являлись единственными кормильцами в своих семьях и поэтому вынуждены работать в семьях летом. Считал невозможным, затруднительным и неправильным то, что учащиеся остаются летом на сельхоз-работах в закрепленных совхозах.

Педагогический совет принял во внимание предложения Бекир Чобан-заде и решением педсовета оставили всех учащихся (кроме выпускного курса) еще на один год обучения, и большинство учащихся, единственные кормильцы в своих семьях, были освобождены от работы в летнее время в техникуме. Этот факт говорит о том, что в педтехникуме Бекир Чобан-заде имел большой авторитет [18, л. 15].

БекирЧобан-заде говорит: «. что в связи с оторванностью от города техникума, отсутствия непосредственной академической связи с просветительными учреждениями, совершенного отсутствия литературы -

техникум не может быть всегда в курсе начинаний, требований и задач этого строительства, а потому эту связь необходимо усилить через связь с педколлективами и школьными инструкторами при наличии соответствующей литературы. Что в этом направлении Профобром предриняты шаги в тоже время педфак при Крымском университете берет под свое шефство Татарский педагогический техникум и этот факт даст возможность осуществить связь не только с педагогическими учреждениями Крыма, но и всего СССР» [18, л. 17].

Для повышения качества педагогического процесса Бекир Чобан-заде просит руководство техникума выписать периодическую педагогическую литературу. Были выписаны следующие педагогические журналы: «Народный учитель», «Путь просвещения», «На путях к новой школе», «Вестник просвещения», «Учительскую газету» [18, л.52].

Известно, что первое отчисление студентов из педтехникума было связано с социальной чисткой так называемых «чуждых элементов». В 1924 году были отчислены 19 курсантов, при чем во внимание как указывает заведывающий техникумом Беки-ров: «в основании чистки было принято не только социальное происхождение и его материальное положение, но так же и чисто индивидуальные моменты учащегося: пассивность к школьной жизни и ее организациям, неработоспособность, общественные наклонности, враждебность и нетерпимость к новым требованиям пролетарской культуры, монкирование своих прямых ученических обязанностей, невзирая на неоднократные предупреждения со стороны самих товарищей и др.». В ответ Б. Чобан-заде также предлагает обратиться в соответствующие органы с ходатайством о возвращении обратно в техникум уволенных студентов батраческого происхождении [18, л. 11].

В Тотайкойском педтехникуме применялись различные методы преподавания: эвристический, лекционный, экскурсионный (в

виду крайне ограниченного числа учебников и отсутствия пособий в первое время). В 1924 году Тотайкойскийпедтехникум переходит на новые методы обучения - Дальтон план развивающие активность и более сознательный подход к предмету, ряд преподавателей перешел на письменный и устный доклад на основании указанного материала, с обсуждением в классе [13, л.164].

Бекир Чобан-заде стремился применять эти новые, инновационные для того времени, методы обучения, а именно Дальтон-план, при котором курсанты вовлекались в самостоятельную работу, группами по 5-6 человек с прорабатыванием пройденного материала. Этот метод предполагал большую самостоятельность студентов, работу с учебниками и литературой. Класс делился на несколько групп, человек по 6 в каждой, и каждой группе давались отдельные задания, связанные между собой в большинстве случаев единством общей темы. Задания предлагались небольшие, рассчитанные на неделю, и материал для их выполнения брался из имеющихся у учащихся на руках учебников. Затем все отдельные работы, выполненные несколькими группами объединялись и составлялся один связный доклад; это поручалось специальной редакционной комиссии, в которую входили представители от каждой группы. Конференция велась организовано: после доклада предлагались вопросы, затем шли прения по докладу и заключительное слово докладчика, после чего выносилось постановление относительно того, можно ли признать доклад удовлетворительным [13, с. 56].

Из архивных материалов становится известно, что 21 февраля 1925 года Бекир Чобан-заде дал последние уроки родного языка и тюрко-татарской литературы учащимся III и IV курса Крымского Татарского Педагогического Техникума, перед своим отъездом в Азербайджан, эта дата отмечена в отчете заведывающего учебной частью пед-техникума Л. В. Жирицкого за II триместр [18, л.196].

Таким образом, данные сведения раскрывают неизвестные страницы из жизни ученого в Крыму. Установлена четкая позиция Бекир Чобан-заде в ведении учебного процесса и подготовки будущих педагогических кадров для крымскотатарских начальных школ. Открылись новые вехи, точно установлено время работы Б. Чобан-заде в педтехникуме с 1922 года по 21.02. 1925 года, то есть вплоть до самого отъезда в Азербайджан. Б. Чобан-заде преподавал в техникуме татарскую литературу, осознавая огромное значение национальной школыон организовывал педагогический процесс на высоком уровне, стремился привить будущим учителям любовь к родному языку, подготовить к будущей профессиональной работе. Главным, по мнению Б. Чобан-заде, должно было стать изучение языка и культуры родного народа, так как методика национальной начальной школы предполагала, чтобы учитель и ученики были одной национальности и процесс обучения велся на родном языке. Преподаваемый в техникуме курс Б. Чобан-заде занимал в учебных программах особое место. Родной язык являлся способом национального воспитания.

Изучение опыта работы Б. Чобан-заде в Тотайкойском педтехникуме может помочь в выработке целостной концепции развития национального образования в Крыму. Трудно отделить педагогическую деятельность Бекир Чобан-заде отнаучной и общественно-политической, несомненно, что просветительство народа он считал своей главной целью и на этом поприще добился значительных успехов. Бекир Чобан-заде преподавал в техникуме, ставя во главу угла формирование будущей интеллектуальной элиты, осознавая огромное значение в деле подготовки будущих учителей для национальной школы, проводил педагогический процесс на высоком уровне, прививал будущим учителям любовь к родному языку. Педагогическая работа великого ученого - еще одна страница его просветительской деятельности в широком смысле этого слова. Ученого заботили и вопросы воспитания национального самосоз-

нания крымскотатарского народа, его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Крымский татарский педагогический техникум с поставленной перед ним задачей справился на отлично. Следует сказать, что выпускники впоследствии оказались достойными своих учителей, ставшие видными деятелями культуры и общественными лидерами, среди них: авторы учебников для крымскотатарских школ - Мерьем Османова, Зейнеб Абассова, Мустеджип Тогунджи, Эмирасан Куртмол-лаев; переводчики учебников - Амит Алиев, Энвер Муратов, Осман Батыров; поэты -Зиядин Джавтобели, Фетта Аким, Джемиль Кендже, Зейнеб Аббасова, Ибраим Бахшиш, Ибраим Акмайналы, Таир Усеин; журналист, лидер крымскотатарского национального движения - Джеппар Акимов; кандидат филологических наук - Керим Джаманаклы. Многие из выпускников стали педагогами сельских и городских школ, заведующими учебными заведениями [6, л.56].

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются педагогическая деятельность Б. Чобан-заде в Тотайкой-ском педтехникуме. Особенное значение уделяется роли Тотайкойского педтехникума в культурно-образовательной жизни крымскотатарского народа.

Ключевые слова: крымские татары, просвещение, педагогический техникум Б. Чобан-Заде.

SUMMARY

The article deals with pedagogical activity B. ^oban-zade Totaykoyskom pedtehnikuma. Particular importance is given to the role Totaykoyskogo pedtehnikuma in cultural and educational life of the Crimean Tatar people.

Key words: Crimean Tatars, education, Pedagogical CollegeB.Choban-Zade

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашнин Ф. Д. О научной деятельности Б. Чобан-заде/ Ф. Д. Ашнин // Народы Азии и Африки. - 1967. - № 1. - С. 201-216 с.

2. Урсу Д. П. Бекир Чобан-заде. Жизнь. Судьба. Эпоха / Д. П. Урсу. - Симферополь : Крымское учебное педагогическое государственное издательство, 2004. - 276 с.

3. Сеитбекиров Э. Мы достойны свободной и самостоятельной жизни / Э. Сеитбе-киров // А. Озенбашлы Къырымфаджиасы. -Симферополь : Таврида, 1997. - С. 38-52.

4. Пашеня Е. И., Эмирова А. А. Из истории Крымского Татарского Педагогического Техникума (1921-1931 (?)) / Е. И. Пашеня, А. А. Эмирова // Эстафета поколений: Материалы научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня открытия Симферопольской татарской учительской школы. - Симферополь : Доля, 2003. - С. 259.

5. Кондратюк Г. Н. Развитие национальных школ в Крымской АССР в 20-х годах XX века / Г. Н. Кондратюк // Культура народов Причерноморья. - 2001. - № 24. -С. 101.

6. Р-20, оп.1, д.23, л.114.

7. ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 33.

8. ГААРК, ф. Р-3440, оп. 1, д. 44.

9. ГААРК, ф. Р-3440, оп. 1, д. 8.

10. ГААРК, ф. Р-20, оп. 3, д. 20, л.205.

11. Озенбашлы М. Великий Аллах - да успокоит дух моего родителя / А. Озенбашлы // Трагедия Крыма: Воспоминания и документы. - Симферополь, 2007. - С. 320.

12. ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 141.

13. ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 10.

14. ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 13.

15. ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 128.

16. ГААРК, ф. Р-652, оп. 1, д. 189, л. 506-514.

17. ГААРК, ф. Р-3440, оп. 1, д. 135.

18. ГААРК, ф. Р-3440, оп.1, д. 6.

Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.