Культура
УДК 792.071:792/09:792.02"1937-1938"
Крымский государственный татарский театр оперы и балета 1937-1938 гг.: опыт создания (по материалам архивов)
Исмет Заатов
(Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос опыта создания в 1937— 1938 годах в Симферополе Крымского государственного татарского театра оперы и балета. В данной статье, впервые в искусствоведческой литературе, на основании данных архивных документов рассматриваются причины и история создания советским государством в тридцатые годы прошлого века крымскотатарской национальной оперы и балета в Крыму. Предпринята попытка показать в условиях каких политических реалий происходил процесс создания крымскотатарского театра оперы и балета, а также раскрыть роль отдельных политических и творческих деятелей той эпохи в деле становления искусства оперы и балета в Крыму.
Ключевые слова: Крымская АССР, Ильяс Тархан, Сервер Трупчу, Лев Книп-пер, СНК Крыма, Томский, Резникович, Умер Ипчи, Асан Рефатов.
Параллельно с усилением репрессивного аппарата сталинского режима в СССР, возможно, в качестве некой моральной компенсации по отношению к чаяниям творческой интеллигенции национальных республик, входивших в Советский Союз, развернулась партийная кампания по созданию национальных театров оперы и балета в столицах союзных и автономных республик. Коснулась непосредственно эта кампания и Крымской Автономной Советской Социалистической Республики.
Согласно установившегося в СССР порядка, этим процессом в республиках руководили партийные функционеры высокого ранга. В Крыму эта честь выпала на долю второго секретаря Крымского областного комитета ВКП (б), двадцатидевятилетнего уроженца Ялты Сервера Трупчу.
В историю развития крымскотатарского сценического искусства опыт
создания в Симферополе Крымского государственного татарского театра оперы и балета вошел отдельной главой. Днем основания крымскотатарского театра оперы и балеты следует считать дату принятия Советом народных комиссаров Крымской АССР постановления за номером 1029 (протокол № 16) от 20 июня 1937 года [1].
Все события, связанные с организацией в национальных республиках национальных опер, происходили планово, в русле решений центральных и местных партийных органов по поднятию уровня культуры среди трудящихся союзных и автономных национальных республик Советского союза.
Для некоего сравнения и воссоздания атмосферы развернувшегося в стране советов процесса культурного строительства, выступившего фоном создания крымскотатарской оперы, ниже приводится хроника создания национальных опер в братских для Крымской АССР союзных и автономных республиках Советского союза. В первую очередь на примере организации национальных опер в тюркских и других восточных национальных государственных образованиях бывшего СССР.
В 1937 году при Московской консерватории была создана оперная студия, выпускники которой сформировали труппу будущего казанского оперного театра. Татарский государственный театр оперы и балета был создан в 1939 году, на два года позже Крымскотатарского театра оперы и балета. Открылся он постановкой татарской оперы «Качкын» («Беглец) Н. Жиганова. В 1945 году им был показан первый татарский балет «Шурале» («Леший») Н. Яруллина.
В 1932 году была создана башкирская оперная студия. 14 декабря 1938 года после двух лет подготовки выпускники башкирского курса оперного отделения Московской консерватории, которые составили костяк труппы будущего национального башкирского оперного театра, сыграли премьеру своего дипломного спектакля, оперы на башкирском языке итальянского композитора Джовани Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Этот день считается днем рождения Башкирского театра оперы и балета. Через два года, 8 февраля 1940 года на сцене театра состоялась премьера первой башкирской оперы — «Хакмар» М. Валеева, а через несколько месяцев, в декабре, поставлена национальная опера «Мергэн» А. Эйхенвальда [17].
Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая был основан в 1933 году в Алма-Ате первоначально как Музыкальная студия. После поставленной ею в 1934 году музыкальной комедии «Айман-Шолпан» (музыкальное оформление И.В. Коцыка, обработка народных казахских песен) студия была преобразована в Казахский музыкальный театр. В 1935 году в театре была сформирована русская оперная труппа, первой постановкой которой явилась «Кармен». С 1936 года театр носил название Государственный объединённый театр казахской и русской оперы, и с 1937
года - Казахский государственный театр оперы и балета, которому в 1945 году было присвоено имя Абая. В 1934 году театр поставил первую национальную оперу «Кыз-Жибек» Брусиловского, вслед за ней были поставлены национальные оперы «Жалбыр» (1935) и «Ер-Таргын» (1937) Бруси-ловского. В 1938 году балетная труппа осуществила постановку первого национального казахского балета «Калкаман и Мамыр» Великанова [19].
В 1929 году в Ташкенте Мухиддином Кари-Якубовым при участии Тамары Петросянц (Тамара ханум) был создан Узбекский музыкально-драматический театр. Премьера первой узбекской оперы «Буран», поставленной режиссером Эмилем Юнгвальдом-Хилькевичем 11 июня 1939 года дала толчок к развитию национального музыкального театра, который в этот же день был преобразован в Государственный узбекский театр оперы и балета. В 1948 году театр получил название «Государственный театр оперы и балета имени Алишера Навои». С 1959 года театр назывался «Государственный Академический Театр оперы и балета имени Алишера Навои». В 1966 году театр был преобразован в Государственный Академический Большой Театр оперы и балета имени Алишера Навои [22].
Первоначально Киргизский государственный театр оперы и балета открыт в 1937 году во Фрунзе (ныне Бишкек) в качестве Киргизского музыкально-драматический театра, созданного, в свою очередь, на базе Киргизского государственного театра, в котором шли драматические и музыкальные спектакли. Сразу после своего открытия Киргизским театром оперы и балета были поставлены национальные музыкальные драмы - «Алтын кыз» («Золотая девушка») Власова и Фере (1937) и «Аджал ордуна» («Не смерть, а жизнь») Власова, Малдыбаева и Фере (1938). В 1939 году театр ставит первую киргизскую оперу «Айчурек» («Лунная красавица») Власова, Малдыба-ева и Фере. Организованная в 1939 году балетная труппа театра осуществила в 1940 году постановку первого национального киргизского балета «Анар» Власова и Фере. Впоследствии театру было присвоено имя Адыласа Малды-баева [14].
В 1937 году в столице Туркменской ССР - городе Ашхабаде - была создана оперная студия с вокальным и балетным отделениями. В 1941 году на базе оперной студии был открыт Туркменский театр оперы и балета. В том же году была поставлена первая национальная опера «Судьба бахши», музыка композитора Георгия Кахиани, либретто Тамары фон Адеркас. В 1956 году театр был назван именем Махтумкули Фраги.
Несомненно, пионерами в деле создания национальной оперы являлись деятели искусств Азербайджана. В 1907 году азербайджанским композитором Узеиром Абдул-Гусейн оглы Гаджибековым была написана первая азербайджанская национальная опера «Лейля и Меджнун» (азерб. Leyli уэ Мэепип) [25], явившаяся одновременно и первой оперой в истории искус-
ства тюрко-исламского мира. Сам театр оперы был создан в мае 1920 года Декретом правительства Азербайджанской ССР. На сцене театра шли оперные, балетные, драматические спектакли как на азербайджанском, так и на русском языке, ставились также и оперетты [29].
В сезоне 1924-1925 гг. балетная и оперная труппа театра были выделены в самостоятельный коллектив. В сезоне 1924 года были поставлены опера «Лейля и Меджнун» Узеира Гаджибекова, опера «Шах Исмаил» Муслима Магомаева, в 1925 году опера «Ашуг Гариб» Зульфугара Гаджибекова и оперетта «Аршин-мал-алан» Узеира Гаджибекова [15].
Первая чувашская опера «Шывармань» («Водяная мельница») Ф. Васильева была поставлена на сцене Чувашского музыкально-драматического театра в 1960 году. Коллектив возглавил Борис Семенович Марков. В 1967 году осуществлена этапная постановка оперы «Нарспи» Г. Хирбю, отмеченная Государственной премией Чувашской АССР им. К. Иванова, а также показан первый балетный спектакль — «Жизель» А. Адана. В 1969 году музыкальная труппа была выделена в самостоятельный Чувашский музыкальный театр, преобразованный в 1993 году в Чувашский государственный театр оперы и балета [20].
Государственный театр оперы и балета Республики Саха - Якутия им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона был создан в г. Якутске в 1991 году. Постановлением Совета народных комиссаров Мордовской АССР от 7 января 1937 года Русский театр музыкальной комедии в Саранске был реорганизован в передвижной театр, но в июне того же года его ликвидировали. Вместо него в Саранске был создан Мордовский государственный театр оперы и балета.
На первых порах шефство над молодым коллективом взял Большой театр, который предоставил декорации и костюмы. Театральный сезон 1937 года был открыт оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Партию Гре-мина исполнил первый профессиональный мордовский певец — Илларион Максимович Яушев. Знаковой страницей в истории Мордовского государственного театра оперы и балета стала постановка музыкальной драмы «Литова» в 1943 году. Мордовский поэт Никул Эркай написал либретто по драме П.С. Кириллова, а исследователь и пропагандист народной песенной культуры мордвы Л.П. Кирюков сочинил музыку.
Государственный академический театр оперы и балета Монголии (Монгол Улсын дуурь бYжгийн эрдмийн театр) был создан в Улан-Баторе 15 мая 1963 года в здании, где с 1931 года размещался Национальный центральный театр, заложивший основу театрального искусства Монголии. 18 мая 1963 года театр провёл церемонию открытия, поставив оперу Чайковского «Евгений Онегин».
В 1938 году в Бурятском драматическом театре была поставлена пер-
вая национальная музыкальная драма «Баир» П. Берлинского на текст Г.Ц. Цыдынжапова и А. Шадаева. Во многих национальных театрах СССР того времени музыкальная драма являлась переходным жанром к опере. 20 декабря 1939 года Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР принял постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. 20 октября 1940 года в Москве началась I Декада бурят-монгольского искусства в Москве. Театр показал музыкальные драмы «Баир» П.М. Берлинского и «Эржен» В. Морошкина и первую бурятскую оперу «Энхэ-Булат батор» по мотивам национального эпоса. В 1948 году из состава музыкально-драматического был выведен музыкальный театр, на базе которого был создан Бурятский театр оперы и балета, и поставлена бурятская опера «На Байкале» Л.К. Книппера [24, 23, 30].
Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу был основан на базе созданного в 1980 году Молдавского государственного театра оперы и балета, выведенного в 1957 году из состава Молдавского театра оперы, балета и драмы, который был в свою очередь создан в 1955 году на основе Молдавского музыкально-драматического театра. Первый молдавский оперный спектакль - «Грозован» Гершфельда состоялся в 1956 году, первый балет — «Бахчисарайский фонтан» Асафьева - в 1957 году [21, 31]. Хронологический анализ вышеприведенных данных свидетельствует о том, что Крымский государственный татарский театр оперы и балета был организован в стране одним из первых.
На момент создания Крымского государственного татарского театра оперы и балета на полуострове действовали Крымский государственный татарский драматический театр, Севастопольский городской театр им. Луначарского, Евпаторийский драматический театр им. Пушкина, Крымский государственный театр юного зрителя, Крымский Еврейский колхозный театр (был организован 1-го марта 1937 года), Крымский государственный русский драматический театр. Помимо функционировавших вышеперечисленных театров в Управлении по делам искусств Совета народных комиссаров Крымской АССР на тот момент обсуждалась тема создания театра оперетты на базе евпаторийского театра и драматических театров в Керчи и Феодосии.
Поневоле возникает вопрос: насколько злободневным являлся вопрос открытия тогда татарского театра оперы и балета в Симферополе? С одной стороны, на тот момент в Крымскотатарском драматическом театре уже существовал музыкальный оркестр, на достаточно неплохом уровне ставились национальные музыкальные спектакли, и существовало явное желание представителей крымскотатарской интеллигенции, отдельных крымскотатарских творческих работников и артистов иметь свою национальную оперу и балет. С другой стороны, Крымская АССР не располагала на тот период достаточными для осуществления столь грандиозного творческо-
го проекта материальными, техническими и, самое главное, творческими ресурсами. Руководство крымской культуры, в отличии от своих татарских или башкирских коллег, не удосужилось вовремя предусмотреть вопрос о подготовке высокопрофессиональных национальных исполнительских кадров, который заключался в открытии оперной студии и специального крымскотатарского курса в главной кузнице вокальных творческих кадров страны - в Московской государственной консерватории. Настроенным по-большевистски «шапкозакидательски», на прорыв, очень поверхностно отнесшимся к столь значительному и сложному делу, крымским руководством основные надежды в деле создания Крымского татарского театра оперы и балета ошибочно возлагались на абсолютно не подготовленных к столь высокоуровневой творческой работе студентов и выпускников бывшей студии при Крымскотатарском театре, преобразованной на тот момент в Крымский татарский театральный техникум (училище), а также приглашенных из Москвы и других театральных и музыкальных учреждений Крыма специалистов. Помимо всего этого, в некоторых консервативных и схоластических кругах крымскотатарского сообщества продолжало бытовать некое неприятие идеи создания национальной оперы и балеты, рассматривавших в этом деле угрозу разрушения религиозных и народных устоев. Основным движителем процесса создания Крымского государственного татарского театра оперы и балета являлся человек с непростой судьбой (во время голода 1921-1922 гг. в возрасте 13 лет потерял отца, четверых братьев и сестер, после чего воспитывался в детдоме), выпускник Института красной профессуры в Москве (1932-1937), направленный в апреле 1937 года на родину в Крым на должность второго секретаря обкома партии - Сервер Трупчу [18, с. 180]. Согласно негласных партийных порядков, в годы СССР в национальных республиках, как в союзных, так и автономных, традиционно первыми секретарями обкомов и рескомов партии назначались представители некоренного населения. Вторыми же секретарями этих парторганизаций, как правило, назначались представители титульных национальностей этих советских государственных образований. В основные должностные обязанности вторых секретарей обкомов, в первую очередь, входила идеологическая работа.
Будучи человеком широчайшей эрудиции, Сервер Трупчу, помимо вопросов подъема национального образования (выпуск учебной литературы, двуязычных словарей, изучение и публикация крымскотатарского литературного наследия), развернул активнейшую деятельность интенсификации развития крымскотатарской культуры. Под его настойчивым руководством было ускорено строительство здания Крымского государственного татарского драматического театра, которое было начато согласно постановлению Президиума Крым ЦИК от 20 мая 1933 года, для чего был отведён уча-
сток по Советской улице возле кинотеатра «Большевик» (бывший «Баян», а ныне кинотеатр им. Т.Г. Шевченко - И.З.) [16] и вскоре превратилось в «социалистический долгострой». Особая заслуга Серверу Трупчу принадлежала в деле организации Крымского государственного театра оперы и балета, который был создан в рекордно кратчайшие сроки благодаря исключительно его личному упорству и настойчивости. Даже преподаватели Московской консерватории для работы с артистическим составом крымскотатарской оперы были приглашены им лично [18, с. 181]. В апреле 1937 года он только принял дела в обкоме партии, а уже в июне того же года было подготовлено и принято правительственное постановление об организации крымскотатарского оперного театра, текст которого имеет смысл привести полностью:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ.
СНК Крымской АССР.
№ 1029 (протокол № 016) от 20 июня 1937 г.
«Об организации в Крыму Государственного Татарского театра оперы и балета»
Сов Нар. Ком. Крым АССР - ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Организовать в Крыму Государственный Татарский театр оперы и балета.
Имеющееся Крымское татарское театральное училище к концу учебного года реорганизовать, подчинив учебные планы училища создающемуся Крымскому Государственному Татарскому театру оперы и балета.
Учащихся театрального и балетного отделений училища, имеющих данные для работы во вновь создающемся Крымском Государственном Татарском театре оперы и балета передать последнему.
Предложить НКФ Крыма тов. Байбулатову имеющиеся ассигнования на оперу «Арзы-Кыз» в сумме 42 т.р. переключить на финансирование организационных расходов, и кроме, того выделить 200 т.р. в процессе исполнения бюджета на это мероприятие.
Поручить Наркомфину Крыма тов. Байбулатову изыскать необходимое количество музыкальных инструментов для Крымского Государственного Татарского театра оперы и балета из госфонда.
Председатель СНК Крыма - пдп - (А.Самединов).
Управделами СНК Крыма - пдп - (Лоссовский) [1].
Одним из соратников Сервера Трупчу в деле организации крымскотатарской оперы выступил племянник супруги А.П. Чехова, актрисы О.Л. Книппер-Чеховой, известный московский композитор и одновременно агент НКВД Лев Книппер [28, с. 186]. Вероятно, их знакомство состоялось в годы учебы С. Трупчу в Москве, где с 1936 года Л. Книппер работал руководителем музыкальной части Театра народов Востока [16, с. 216]. О
периоде деятельности Л. Книппера по организации крымскотатарского оперного театра в литературе какие-либо сведения отсутствуют. В биографической литературе его нахождение в 1937 году в Крыму подтверждает лишь факт завоевания Л. Книппером звания чемпиона Крыма по теннису в 1937 году [26]. В фондах архива Крыма хранятся материалы с упоминаниями его имени и фамилии в контексте эпизодов, связанных с рассматриваемой в данной работе тематикой. Следует заметить, что в биографии композитора творческое сотрудничество в области музыкального искусства восточных народов занимает особое место. Им были записаны сотни образцов курдской, таджикской, бурятской, туркменской, киргизской, ассирийской народной музыки. В 1948 году он написал музыку к бурятской опере «На Байкал».
Под размещение крымскотатарского оперного театра было выделено помещение в центре Симферополя по адресу: улица Желябова № 17 [2]. По всей видимости, подготовка к созданию в Симферополе оперного театра началась еще в конце 1935 года. Об этом свидетельствует данное официальное обращение главы Крымской АССР, председателя Совета народных комиссаров республики Ильяса Тархана к председателю Азербайджанской ССР Рахманову:
№ Р-234 от 16 сентября 1935 г. в СОВНАРКОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СНК - тов. РАХМАНОВУ.
УВАЖАЕМЫЙ тов. РАХМАНОВ.
Тов. РЕФАТОВ Асан работает в Азербайджанском Радиокомитете и консерватории, Крымский композитор по нашей просьбе изъявил желание перейти для работы в Крымскую республику.
В виду начала сезона работ, как в театре, так и в учебных заведениях, прошу Вас оказать содействие и не препятствовать в освобождении тов. РЕФАТОВА от занимаемых им работ.
Председатель ЦИК Крым АССР - подпись - /ТАРХАН/. (орфография и стиль сохранены в оригинале - И.З.) [7].
Речь в письме крымского руководителя шла о крымскотатарском композиторе Асане Рефатове (1902-1938). Родившийся в музыкальной семье бахчисарайского учителя Мамута Рефатова, Асан явился автором первой национальной оперы, написанной по мотивам одноименного крымскотатарского народного эпоса «Чора-Батыр» (премьера состоялась 23.09.1923 г. на сцене Клуба красноармейцев в Симферополе) [27, с. 7]. Внес он также определенный вклад и в развитие музыкального искусства Азербайджана. Его учениками были Кара Караев, Тофик Сеид и другие выдающиеся азербайджанские композиторы. Он написал ряд серьезных крупных музыкальных произведений для азербайджанской сцены, в том числе оперу «Гяве». В 1934 году А. Рефатов стал первым председателем созданного в Баку Со-
юза композиторов Азербайджанской ССР [13, с. 96]. Согласно хронике культурной жизни Крымской АССР за 1936 год, композитор А. Рефатов закончил «Татарский марш» для симфонического оркестра и готовит к своему отчетному концерту классическое произведение «Сюита на крымские темы» [18, с. 160]. В это же время за очень короткий срок он пишет музыку к спектаклям Юсуфа Болата «Той девам эте» («Свадьба продолжается»), Эльтона «Насреддин оджа» («Ходжа Насреддин») и Ильяса Тархана «Уджум» («Атака»). Судя по этому списку можно сделать вывод о том, что в 1936 году он уже вернулся в Крым. На это также указывает и год открытия в Симферополе музыкального техникума (училища) (1936 г.), в который он был приглашен и дал согласие преподавать теоретические дисциплины [18, с. 160]. Можно также предположить, что в это время композитор уже начал работу над заказанной ему правительством республики Крым оперой «Арзы къыз» («Девушка Арзы») для создаваемого крымскотатарского оперного театра. Во всяком случае, об этом можно косвенно сделать вывод из пункта № 3 вышеуказанного текста постановления правительства Крыма о создании Крымского государственного татарского театра оперы и балета. В этом пункте наркому финансов Крымской АССР тов. Байбулатову поручается имеющиеся ассигнования (по-видимому, ранее выделенные на написание данной оперы - И.З.) на оперу «Арзы къыз» в сумме 42 тыс. руб. переключить на финансирование организационных расходов, связанных с открытием крымскотатарского оперного театра. О том, что он работает над написанием оперы «Арзы къыз» и планирует ее закончить к 20-летию Октябрьской революции, говорил сам композитор в своем докладе на отчетном собрании 24 апреля 1937 года в музыкальном техникуме [13, с. 98; 27, с. 8]. Дождаться выхода правительственного постановления о создания оперного театра Асану Рефатову не хватило 52 дней. Его арестовали 28 апреля 1937 года из номера гостиницы, в которой он все это время проживал. Был реабилитирован 10 октября 1957 года. В справке о его реабилитации указано на то, что композитор умер в 1938 году в заключении. Можно допустить мысль, что организм композитора не выдержал тяжести пыток.
Начиная с 1931 года республикой руководил выходец из южнобережного крымскотатарского села Корьбек (ныне Изобильное) Ильяс Тархан (1900 -17.04.1938). Он являлся выпускником Зынджирлы медресе, был членом партии большевиков с 1919 года, участник партизанского движения против белых в Крыму и коммунистического подполья в Турции. С 1921 по 1925 годы руководил комсомолом и молодежной газетой «Яш къувет» («Молодая сила») [18, с. 172]. Несмотря на занятость И. Тархан, будучи талантливым литератором и драматургом, все свободное от основной деятельности время посвящал драматургии и театральному делу в Крыму. В 1933 году он явился инициатором начала строительства отдельного здания Крымского
государственного татарского драматического театра [6]. В 1934 году был избран председателем Союза писателей Крыма. И. Тархан является автором известных драматургических произведений: пьес «Уджюм» («Атака») (1932) и «Москва айта» («Говорит Москва») (1934). Его пьесы ставились как в Крыму, так и в Москве, Ташкенте и других городах Советского Союза. В этом ряду можно также упомянуть и о таком малоизвестном факте из творческой биографии И. Тархана. Во время работы в фондах Крымского государственного архива Республики Крым нами была выявлена рабочая записка следующего содержания: « № Р - 118 от 3 ноября 1935 г. ИСТПАРТ при ОК ВКП (б). В связи с тем, что тов. ШАХОВСКОМУ поручена работа по составлению секций кинокартины по либретто тов. ТАРХАНА, отражающей историю гражданской войны в Крыму, - просит допустить тов. Шаховского для ознакомления с некоторыми материалами. - Управделами ЦИК Кр. АССР пдп /УМЕРОВ/» [8].
Именно в период руководства Крымом Ильясом Тарханом наблюдается некое оживление кинематографа в республике. В 1935 году в Крыму и Москве активно обсуждался вопрос о создании на полуострове «киногорода» по прообразу Голливуда. О масштабах этого проекта можно судить по некоторым цифрам из письма Постпреда Крымского ЦИК при Президиуме Всесоюзного ЦИК М. Асманова за № 9/15 от 11 декабря 1935 года, на имя Председателя Крымского ЦИК Тархана «О предполагаемом строительстве киногорода на Южном берегу Крыма». В третьем пункте письма приводится цифра предполагаемой численности киногородка в 50-70 тысяч человек.
В четвертом пункте говорится, что производственная мощность киногородка рассчитана «...на 800 к/картин в год, как в Америке в год». Данные приводимые в письме М. Асманов записал в ходе его беседы с Шумяцким -председателем Главного Управления Кинофотопромышленности СССР [9].
С первых дней своей работы в качестве руководителя республики Тархан активно включился в дело строительства национального театрального дела в Крыму. Принятие решения об открытии в Крыму оперного театра проходило при его непосредственном контроле и, вероятно, по его личной инициативе. Ввиду того, что Сервер Трупчу на тот момент только появился в Крыму, скорее всего он, как и председатель Совета народных комиссаров Крымской АССР Абдураим Самединов, по распоряжению которого было подготовлено постановление о создании в Крыму оперного театра, как и все остальные участники дела создания крымской оперы, выполнял волю Ильяса Тархана.
Ильясу Тархану повезло больше нежели Асану Рефатову. Ему удалось увидеть первые творческие шаги Крымского государственного татарского театра оперы и балета. Его арестовали через 79 дней после принятия вышеуказанного постановления 8 сентября 1937 года. Осужден выездной
сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР 17 апреля 1938 года и приговорен к расстрелу. Виновным себя ни в чем не признал. Казнен в тот же день [18, с. 173]. Реабилитирован 24 ноября 1956 года.
Сервера Курт Сеита Трупчу, непосредственно руководившего процессом создания оперного театра в Крыму, арестовали через два месяца с небольшим после ареста Тархана 23 ноября 1937 года. Расстрелян был он в один день со своим идейным руководителем 17 апреля 1938 года. Был реабилитирован за отсутствием состава преступления 22 марта 1958 года [18, с. 181]. В марте 1938 года был арестован подписавший постановление о создании оперного театра, уроженец южнобережного крымскотатарского села Лимена, председатель Совета народных комиссаров Крымской АССР с 1931 года по 1937 год Абдураим Абдураман Самединов (1900-17.04.1938). К смертной казни его приговорили в один и тот же день, что и его товарищей, 17 апреля 1938 года. В тот же день его вместе с 40 другими представителями крымскотатарской интеллигенции расстреляли [32].
Крымский государственный татарский театр оперы и балета приступил к организационной деятельности 1 июля. Свою профессионально-творческую работу оперный театр начал 5 сентября 1937 года [4]. По причине отказа после выхода постановления СНК Крымской АССР о создание театра оперы и балета возглавить театр Л. Книппера, временно исполняющими должности директора и художественного руководителя театра были назначены соответственно Томский и Резник [5]. Крымский государственный театр оперы и балета располагался в Симферополе по двум адресам: улица Горького, 10/15 и улица Желябова, 17 [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГАРК. Ф. Р-652. Оп. 10. Д. 33. Л. 15.
2. ГАРК. Ф. Р-652. Оп. 11. Д. 11. Л. 2.
3. ГАРК. Ф. Р-652. Оп. 11. Д. 11. Л. 203.
4. ГАРК. Ф. Р-652. Оп. 11. Д. 11. Л. 52.
5. ГАРК. Ф. Р-652. Оп. 11. Д. 11. Л. 6.
6. ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 5. Д. 93. Л. 2.
7. ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 7. Д. 453. Л.2.
8. ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 7. Д.108. Л. 12.
9. ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 7. Д.108. Л. 14.
10. ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 7. Д.108. Л. 4.
11. ГАРК. Ф. Р-663. Оп. 7. Д.108. Л. 5.
12. ГАРК. Ф. Р-663/5. Оп. 93. Л. 1.
13. §amilA. Qirim sevgisi: qirimtatar halkqnin belli erbaplari aqqinda. Simferopol: QCi "Qirimdevoquvpedne^riyati", 2012.
14. Алагушов Б., Каплан А.С. Музыкальная энциклопедия. М., 1982.
15. Большая Советская Энциклопедия. Т. 1. А-Ангоб. 1969. 608 стр., илл.; 47 л. илл. и карт, 1 отд. л. табл.
16. Гайдамович Т.А. Лев Книппер. Годы жизни. М.: Композитор, 2003.
17. Галина Г.К. 75-летию Башкирского государственного театра оперы и балета: страницы истории // Ватандаш. 2014. № 2.
18. Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944 гг.): Биобиблиографический словарь. Симферополь: Доля, 1999.
19. Ерзакович Б.Г. Музыкальная энциклопедия. М., 1982.
20. Заломнов П.Д. Марков Борис Семенович. Чувашский государственный театр оперы и балета и ведущие мастера его сцены. Чебоксары, 2002. С. 25-26.
21. Киртока А., Мануйлов М. Молдавский государственный театр оперы и балета. Кишинёв, 1960.
22. Корсакова А.Ф. Узбекский оперный театр. Ташкент, 1961; Пеккер Я. Узбекская опера. М., 1963; История узбекской советской музыки. Т. 2. Ташкент, 1973.
23. Куницын О.И. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1988. 254 с.
24. Куницын О.И. Бурятская опера. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. 198 с.
25. Музыкальная энциклопедия. Т. 1. А-Гонг. 1072 стр. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1973.
26. Книппер - Чехова О.Л. Воспоминания и переписка. Т.2. М.: Искусство, 1972.
27. Стенограмма воспоминаний сестры Асана Рефатова - Айше Рефатовой. Личный архив И. Заатова.
28. Судоплатов П. Спецоперации. Лубянка - Кремль (1930-1950 годы). М.: Олма пресс. 1997.
29. Театральная энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, А-«Глобус». 1961, 1214 стр. с илл., 12 л. илл.
30. Цыдынжапов Г.Ц.: материалы и воспоминания: (к 100-летию со дня рождения). Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005.
31. Шехтман Н.И. Молдавский театр оперы и балета // Большая советская энциклопедия. Т. 16. С. 446.
32. 32. Эмир Аблязов. Расстрельный список // «Голос Крыма». № 15 (1005) от 15.04.2013.
Сведения об авторе: Исмет Аблятифович Заатов - доктор философии в арт-критицизме, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (Бахчисарай, Крым, Российская Федерация); заместитель министра культуры Республики Крым (295005, пр. Кирова, 13, Симферополь, Крым, Российская Федерация); [email protected]
Crimean State Opera and Ballet in 1937-1938, experience of creation (archive materials)
Ismet Zaatov
(Crimean Scientific Center of Sh. Marjani Institute of History
Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan)
Abstract. This article examines the creation experience of the Crimean Tatar State Opera and Ballet Theatre in 1937-1938, in Simferopol. In this article, for first time in the literature of art criticism, on the basis of archive materials, the reasons of creation and history of National Theatre of the Crimean Tatars by the Soviet State will be considered. The article was written on the basis of archival documents of the thirties, last century. There also will be made an attempt to show the political realities, in which the process of creating the Crimean Tatar Theatre of Opera and Ballet took place, as well as to reveal the role of different individual political and artistic personalities of that era in the formation of the art of opera and ballet in the Crimea.
Keywords: Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic, Ilyas Tarhan, Server Trupchu, Lev Knipper, SNK Crimea, Tomskiy, Reznikovich, Umer Ipchi, Asan Refatov.
REFERENCES
1. GARK. F. P. -652. Op. 10. D. 33. L. 15.
2. GARK. F. P.-652. Op. 11. D. 11. L. 2.
3. GARK. F. P.-652. Op. 11. D. 11. L. 203.
4. GARK. F. P.-652. Op. 11. D. 11. L. 52.
5. GARK. F. P.-652. Op. 11. D. 11. L. 6.
6. GARK. F. P.-663. Op. 7. D. 453. L. 2.
7. GARK. F. P.-663. Op. 5. D. 93. L. 2.
8. GARK. F. P.-663. Op. 7. D. 108. L. 12.
9. GARK. F. P.-663. Op. 7. D. 108. L. 14.
10. GARK. F. P.-663. Op. 7. D. 108. L. 4.
11. GARK. F. P.-663. Op. 7. D. 108. L. 5.
12. GARK. F. P.-663 / 5. Op. 93. L. 1
13. Shamil A. Kirim sevgisi: kirimtatar halkinin belli erbaplari akkinda. Simferopol, 2012. [Love to the Crimea: about famous Public Figures and Artists of the Crimean Tatar people]. Simferopol, 2012.
14. Alagushev B., Kaplan A. S. Muzykalnnaya entsiklopediya [Musical encyclopedia]. Moskva, Sovetskaya entsiklopediya, 1973 - 1982
15. Bolshaya Sovetskaya Entsiklopediya [The Large Soviet Encyclopedia]. 3-e iz-daniye. Vol. 1. 1969.
16. Gaydamovich T. A. Lev Knipper. Godi zhizni. [Leo Knipper. The years of life]. Moscow, Kompozitor, 2003.
17. Galina G.K. K 75-letiyu Bashkirskogo gosudarstvennogo teatra opery i baleta: stranitsy istoriyi [Bashkir State Opera and Theatre: pages of history]. Vatandash - Compatriot, 2014, no. 2.
18. Deyateli krimskotatarskoy kulturi (1921-1944 gg.): Biobibliograficheskiy sl-ovar. [Public Figures and Honored Artists of the Crimean Tatar culture: Biobibliography dictionary]. Simferopol, Dolya, 1999.
19. Erzakovich B.G. Muzykalnnaya entsiklopediya [Musical encyclopedia]. Moscow, 1982.
20. Zalomnov P.D. Markov Boris Semenovich. Chuvashskiy gosudarstvenniy teatr operi i baleta I veduschiye mastera yego stseni [Markov Boris Semenovich. Chuvash State Theatre of Opera and Ballet and the leading master of its stage]. Cheboksari, 2002.
21. Kirtoka A., Manuylov M. Moldavskiy gosudarstvenniy teatr operi i baleta [Moldova State Theatre of Opera and Ballet]. Kishinev, 1960.
22. Knipper - Chehova O. L. Vospominaniya i perepiska [Memories and correspondence]. Vol. 2. Moscow, Iskusstvo, 1972.
23. Korsakova A.F. Uzbekskiy operniy teatr [Uzbek Opera Theatre]. Tashkent, 1961.; Pekker Ya. Uzbekskaya opera [Uzbek Opera]. Moscow, 1963.; Istoriya uzbeks-koy sovetskoy muziki. Vol. 2, Tashkent, 1973.
24. Kunitsin O. I. Buryatskaya opera [Buryat opera]. Ulan-Ude, Buryatskoye knizhnoye izdatelstvo, 1984.
25. Kunitsin O.I. Muzikalniy teatr Buryatiyi [Musical Theatre of Buryatia]. Ulan-Ude, 1988.
26. Muzykalnnaya entsiklopediya. [Musical encyclopedia]. Ed. Yu.V. Keldisha. V. 1. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1973, 1072 str. s ill.
27. Stenogramma vospominaniy sestri Asana Refatova - Ayshe Refatovoy. Lichniy arhiv I. Zaatova. [Short hand reports and recollections of Asan Refatovs sister - Ayshe Refatova. The private archive of I. Zaatov].
28. Sudoplatov P. Spetsoperatsiyi. Lubyanka -Kreml 1930 - 1950 godi [Special operation. Lubyanka - Kremlin]. Moscow, Olma press, 1997.
29. Teatralnaya entsiklopediya [Theater encyclopedia]. Ed. S.S. Mokulskiy. Vol. 1. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1961.
30. Tsidinzhapov G. Ts.: materiali i vospominaniya (k 100 - letiyu so dnya pozh-deniya) [Materials and memories: To 100 anniversary since the birthday]. Ulan-Ude, Respublikanskaya tipografiya, 2005.
31. Shehtman N.I. Moldavskiy teatr operi i baleta [Moldova State Opera and Ballet Theatre]. Bolshaya Sovetskaya Entsiklopediya - Big Soviet Encyclopedia, Vol. 16.
32. Emir Ablyazov. Rasstrelniy spisok [The list of those being shot]. Golos Krima - The Voice of the Crimea, no. 15 (1005) at 15.04.2013.
About the author: Ismet Ablyatifovich Zaatov - Doctor of Philosophy in Artcriti-cism, Cand. Sci. (Art history), Leading Research Fellow of the Crimean Scientific Center of Sh.Marjani Institute of history, Academy of Sciences of the Republic Tatarstan (Bakhchisaray, Crimea, Russian Federation); Deputy Minister of Culture of the Republic Crimea (295005, Kirova av., 13, Simferopol, Crimea); [email protected]