РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ
УДК 94(=512.19)-058.237« 1920/1930»
Аби буллаева Д.И.
СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКОЙ АССР В НАЧАЛЕ 30-х ГОДОВ ХХ в.
Аннотация. В статье рассматривается состояние народного образования в начале 30-х годов в условиях кампании по поиску «классово-чуждых» элементов среди служащих и преподавателей учебных заведений всех уровней наркомпросом Крымской АССР, на которых представляли характеристики как на «неблагонадежных» сотрудников. Выискивание «социально-чуждых элементов» в порядке секретности было унизительным для учителей и служащих всех уровней. Эти события являются трагическими страницами в истории народного образования Крыма и заслуживают глубокого научного исследования.
Ключевые слова: система образования Крымской АССР, «классово-чуждые элементы», народный комиссариат просвещения.
Abibullayeva D.I.
SYSTEM OF NATIONAL EDUCATION IN CRIMEAN AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC IN THE EARLY 30-ies OF XX CENTURY
Summary. The article examines the state of education in the early 30-ies in a campaign to find a «class-alien» elements among employees and teachers of educational institutions of all levels of People's Commissariat of the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic, which represented characteristics as «unreliable» personnel. A secret going negative on «socially alien elements» was humiliating for the teachers and staff at all levels. These events are tragic pages in the history of public education of the Crimea and deserve deep research.
Key words: system of education in the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic, «class-alien elements», the People 's Commissariat of Education.
Постановка проблемы. В августе 1930 г. XVI съездом ВКП(б) и Совнаркомом СССР было принято постановление о всеобщем начальном образовании в сельской местности и семилетнем в городах и рабочих поселках, что положило начало «культурной революции», которая была призвана решить важнейшие задачи: ликвидировать неграмотность, создать систему народного образования, сформировать кадры новой интеллигенции, использовать научные достижения для социалистического строительства. В Крымской АССР в соответствии с решениями VI объединенного Пленума ОК ВКП(б) в 1931 г. предполагалось провести реорганизацию под углом коренизации и повышения удельного веса татар в органах власти, государственных учреждениях, обеспечения в составе студенчеств с преобладанием места за рабочими, колхозниками и прежде всего ударниками, укомплектование аспирантуры преимущественно за счет татар с расчетом планового и скорейшего обеспечения института татарскими преподавателями [1, с. 16]. Принятые постановления постепенно решались и в начале 30-х годов были открыты учебные заведения, готовились педагогические кадры.
Анализ научной литературы. Вопросы развития народного образования крымских татар в 20-30-е годы отражены в монографии Сайде Усмановой, посвященной истории То-тайкойского педтехникума [2]. Также в статье Розы Аирчинской представлена история Бахчисарайской художественно-промышленной школы [3].
Цель статьи - рассмотреть состояние системы народного образования в Крымской АССР и процесс по выискиванию «классово-чуждых» элементов среди работников наркомпроса и преподавательского состава учебных заведений в начале 1930-х годов, составить на них характеристики под углом выявления их социального происхождения, прошлой деятельности и качества современной работы.
Изложение основного материала. Вопросы развития образования крымских татар находились в компетенции Народного комиссариата просвещения Крымской АССР, который в декабре 1933 г. состоял из 16 человек, из них 5 человек были крымские татары. В списке членов и кандидатов ВКП(б), работающих в аппарате наркомпроса была информация о них, в частности, Асанов Али Асанович - нарком просвещения Крымской АССР, член ВКП(б) с 1926 г.; Аметов Абдулла Аметович - член Коллегии и заведующий планово-финансового сектора наркомпроса, 1897 года рождения, член ВКП(б) с 1927 г., имел среднее образование, педагог; Али Абибуллаевич Омеров - член Коллегии и заведующий школьным сектором, 1901 года рождения, член ВКП(б) с 1929 г., педагог; Умеров Джемиль был инструктором по ликвидации неграмотности и малограмотности, член ВКП(б) с 1927 г.; Муединов Осман в наркомпросе занимал должность инспектора-методиста по крымскотатарскому языку, был кандидатом в члены ВКП(б) с 1931 г. [4, с. 98].
Следует отметить, что Али Асанов (1900-1938) в должности наркома просвещения работал с 1930 по 1934 годы, когда в стране развернулась борьба с «буржуазным национализмом», «классово-чуждыми элементами». 20 апреля 1934 г. Али Асанов был снят с поста наркома просвещения, за нерешительность в борьбе с «буржуазным национализмом» и переведен директором Крымского НИИ национально-культурного строительства. В 19351937 гг. он был редактором районной газеты «Бригадир» в г. Судаке. Будучи курсантом Центральных Курсов редакторов и переводчиков при ЦК партии, был арестован 22 июля 1937 г. в Москве, 2 ноября 1938 г. Военной коллегии Верховного суда СССР был приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован посмертно 12 декабря 1959 года [5, с. 41].
В марте 1933 г. наркомпросом Крымской АССР на закрытом заседании был проработан материал, опубликованный в газете «Правда» об извращении ленинской национальной политики в национально-культурном строительстве Белорусской ССР и ряде других республик и областей. Было принято постановление, в котором указывалось «о всемерном повышении качества национально-культурного строительства, предложить всему руководящему составу наркомпроса и его органам на местах усилить классовую большевистскую бдительность, провести более решительную и энергичную борьбу с буржуазно-кулацкими националистическими тенденциями, заострить особое внимание на работе национальной школы, качестве ее учителей и педагогов, произвести тщательную проверку профессорско-преподавательского состава пединститута, техникумов, рабфаков наркомпросом под углом выявления их социального происхождения, прошлой деятельности и качества современной работы, решительно изгоняя чуждые буржуазно-кулацкие, националистические, оппортунистические элементы, заменяя их наиболее выдержанными кадрами из молодых научных работников и педагогов» [4, с. 41]. Данное постановление стало началом унизительной кампании против учителей учебных заведений, служащих всех уровней в системе образования.
В это же время в постановлении ОК ВКП(б) от 14 марта 1933 г., отмечено, «что Крымский Педагогический институт имеющий назначение готовить преподавательские кадры для средней школы, главным образом, из коренного населения (татар) добился несомненных успехов в перестройке своей работы прежде всего в укреплении социального состава учащихся и профессорско-преподавательских кадров и коренизации, на 1 января 1933 г. в составе студенчества имеется 28% рабочих, 45% колхозников, 27% служащих и прочее. Из них татар 32%. Профессорско-преподавательский состав коренизирован на 33%. В этом году окончили Пединститут 77 татар» [6, с. 138].
В это время в пединституте было 16 преподавателей, из них 4 преподавателя были крымские татары: Леманов Исмаил Леманович - доцент, заведующий кафедрой татарского языка и литературы; Акчокраклы Осман Асанович - ассистент кафедры татарского языка и литературы; Багаутдинов Абдулла Касимович - преподаватель истории ВКП(б) и ленинизма; Кадыров Нуредин Кадырович - преподаватель политической экономии. В июле 1933 г. на этих преподавателей были подготовлены характеристики как на «социально-чуждых элементов» [4, с. 26-29].
Так, 21 августа 1933 г. наркомпрос Али Асанов был поставлен в известность, «что на ближайшем бюро ОК ВКП(б) стоит его доклад о кадрах системы наркомпроса и в связи с этим просьба представить следующие сведения: 1. Какие меры намечает Наркомпрос по очистке учительских кадров от социально-чуждых элементов и несоответствующих своему назначению учителей, сведения необходимо дать в районном и национальном разрезе; 2. Характеристику на работников аппарата НКТса и ОНО» [3, л. 76].
Интересным представляется знакомство с содержанием характеристик, составленных по месту работы на служащих наркомпроса - беспартийного состава: «Байрашевский - б/п, работал в НКП с марта 1924-1929 гг. Бывший прапорщик, из дворян, из НКП ушел по личному желанию. Сейчас работает в рабфаке. Тип крайне сомнительный. Куркчи - б/п, националист. Хитро, незаметно для других проводит национальную линию, имеет связь с националистами. Также было решено заменить, но решение не выполнено. Сведения по проверке состава подведомственных учреждений: «Мензатов - заведующий татарским Педтехни-кумом в г. Симферополе. Член ВКП(б) с 1926 г., работает с 1928 г., в должности заведующего с 1929 г. С работой вполне справляется. Количество учащихся в Техникуме 200 чел. Материальное положение в Техникуме тяжелое, что отражается в общественной работе и учебе. Следует провести проверку в татарском Педтехникуме. Сведения по проверке зав. ОНО (характеристики)»: Мусаниф Якуб - заведующий Евпаторийским ОНО, член ВКП(б). Бывший секретарь Крым ЦИКа. Назначен без ведома НКП. В работе проявил большую инициативу, разрешил ряд деловых вопросов. В одном из национальных вопросов должна была строиться школа. Мусаниф самовольно перенес стройку в другую деревню. Ибраимов - Зав. Ялтинским ОНО, член ВКП(б) с 1928 г. Недостаточно активен, не проявляет никакой инициативы в работе. Гафаров - зав. Карасубазарского ОНО, назначен всего несколько дней назад, наркомпрос не может дать подробную характеристику. Мамуткази - инспектор Судакского ОНО, б/п, с высшим образование, татарин, но хорошо владеет русским языком. Обвинялся в национализме, факты не проверены. Работу зав ОНО выполняет Омеров - зав. Бахчисарайского ОНО, член ВКП(б), работает с 1923 г., ранее работал избачем, затем инструктором П/просвета в течение года. Назначен без ведома НКП. Четкую классовую линию не проводит, не проявляет настойчивость в постановке вопросов ОНО перед РИКом, не организовал общественного мнения вокруг ново-тюркского алфавита» [7, с. 2]. В результате очищения рядов просвещенцев от «классово-чуждых элементов» наркомом просвещения в 1933 г. в Крыму было снято с работы 200 человек, из них 100 человек как классово-чуждые и 100 человек как не справившиеся с работой и по неграмотности [4, с. 81].
Одновременно в 1933 году проводились проверки состояния школ, техникумов и на заседании бюро Симферопольского горкома ВКП(б) слушали доклады и принимали постановления по устранению недостатков в учебном процессе. Так, 11 апреля 1933 г. бюро Симферопольского ГК ВКП(б) приняло постановление «О состоянии Татмедтехникума» по докладу Ислямова в котором было отмечено, что «наряду с достижениями в работе техникума: организационное оформление учебного года, на основе решения ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. - перевод занятия техникума на твердое расписание с переходом на шестидневку и полным обеспечением одного выходного после осеннего семестра, организация соцсоревнования и ударничеств внутри техникума и значительное улучшение санитарных и материально-бытовых условий, учебно-методическое бюро в течение семестра собиралось всего лишь 2 раза; учебные планы и программы проработали только на учебных совещаниях, без проработки на производственных совещаниях и до групп и студентов не доведены; новейшие достижения советской медицины в программе отражены слабо, а по общественно-политическим дисциплинам программы отсутствуют. Вопросами комплектования техникум достаточно не занимался: оплата труда преподавателей и стипендии студентов не дифференцируются, соцсоревнования с другими учебными заведениями не проводятся.
Бюро горкома ВКП(б) постановило: предложить Ислямову к 25 апреля 1933 г. наладить учебно-методическую работу техникума, в двухнедельный срок пересмотреть все программы и учебные планы с насыщением новейших достижений советской медицины, со-
ставить программы по общественно-политическому циклу, немедленно провести диффе-ренсацию стипендии» [6, с. 97].
Таким образом, проводилась соответствующая работа по совершенствованию учебных заведений одновременно Наркомпросом Крымской АССР и горкомом ВКП(б) в целях правильного проведения национальной политики партии, а также кампания по выискиванию «социально-чуждых элементов» среди преподавательского состава и служащих в системе образования Крыма, которая имела весьма негативные последствия в процессе развития образования и культуры в республике.
ЛИТЕРАТУРА
1. ГАРК. Ф.Р. 20. Оп. 3. Д. 101. Л. 16.
2. Усманова С. Тотайкойский педтехникум (по следам архивных материалов) / С. Усманова. - Баку: БХРР, 2012. - 284 с.
3. Аирчинская Р. Бахчисарайская художественно-промышленная школа: служить жизни / Р. Аирчинская // Голос Крыма. - 2016. - 10 июля.
4. ГАРК. Ф.Р. 20. Оп. 3. Д. 112. Л. 98.
5. Урсу Д.П. Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944 гг.): библиографический словарь / Д.П. Урсу. - Симферополь: Доля, 1999. - 240 с.
6. ГАРК. Ф.Р. 20. Оп. 3. Д. 111. Л. 122.
7. ГАРК. Ф.Р. 20. Оп. 3. Д. 96.