УДК 94(=512.19) - 058.237 "1920/1930"
Абибуллаева Диляра Ильясовна1 E mail: [email protected]
Народный комиссар просвещения Али Асанов о проблемах всеобуча в системе народного образования Крымской АССР в начале 1930-х годов
Аннотация. В статье рассматриваются публикации народного комиссара просвещения Крымской АССр А. Аса-нова. Представлен краткий анализ его статей о всеобщем начальном обязательном обучении в Крыму в начале 1930-х годов. В своих работах А. Асанов основное внимание уделил процессу введения всеобуча и решения проблем по обеспечению школ учебными помещениями, квалифицированными учителями, учебниками в условиях весьма ограниченного местного бюджета и тяжелого материального положения крымской системы образования.
Ключевые слова: народный комиссар просвещения, система народного образования, всеобщее начальное обязательное обучение, Крымская АССР.
Народное образование крымских татар в начале 1930-х годов развивалось в русле политических установок коммунистической партии и советского правительства, в рамках социалистического строительства и культурной революции.
Со всей решительностью выдвигались задачи ликвидации культурно-технической отсталости и неграмотности населения. Состоявшийся в июне 1930 года XVI съезд ВКП (б) четко определил, что «проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности должны стать боевой задачей партии в ближайший период» [1, с. 3]. Поэтому введение всеобщего обязательного первоначального обучения (всеобуча) стало важнейшей директивой партии для советского народа и в связи с этим огромная ответственность возлагалась прежде всего на народный комиссариат просвещения (НКП) СССР и Крымской АССР
С сентября 1930 года наркомом просвещения Крымской АССР стал Али Асанович Асанов (1901 - 2 ноября 1938 гг.) - педагог, общественный деятель. В 1923 - 1925 годах он учился в педагогической академии им. Крупской в Москве, затем в течение двух лет заведовал Бахчисарайским районо. В 1930-1934 годы Али Асанов занимал должность наркома просвещения Крымской АССР и в эти годы им были опубликованы статьи «О всеобщем начальном обязательном обучении в Крыму», «Борьба за всеобуч в Крыму», «Национально-культурное строительство» на страницах журнала «Просвещение национальностей».
XVI съезд ВКП (б), состоявшийся в 1930 году, со всей решительностью выдвинул вопрос о введении всеобщего обязательного первоначального образования и ликвидации неграмотности, как одной из решающих проблем и важной предпосылки дальнейшего развития культурной революции в СССР.
Вопросы развития народного образования в Крымской АССР в начале 1930-х гг. в условиях введения всеобщего обязательного первоначального образования и ликвидации неграмотности отражены в публикациях К. Монатова [6], Б. В. Змерзлого [4], Г. Н. Кондратюка [5], Д. П. Урсу [7], в которых затронуты проблемы материального обеспечения учебных заведений и решения кадровых вопросов. Однако в научных исследованиях не освещаются
1 Абибуллаева Диляра Ильясовна, к. и. н., доц., ст. науч. сотрудник НИИ крымскотатарского языка, литературы, истории и культуры этносов Крыма ГБОУВО РК КИПУ.
такие вопросы как особенности всеобуча в Крыму, преодоление трудностей и вклад Нар-компроса в ликвидацию неграмотности.
Публикация А. Асанова «О всеобщем начальном обязательном обучении в Крыму» была своевременной, актуальной и представляла состояние системы образования на момент начала всеобуча в Крымской АССР Автор кроме общих трудностей по введению всеобуча отмечает ряд специфических особенностей, которые заключаются в трудности охвата детей по причине недостатка школьных помещений в национальной деревне. В начале учебного года вопрос с педагогическими кадрами обстоял весьма остро - их в Крыму было очень мало, поэтому пришлось выписывать из других районов Союза. Вопрос с учебниками для национальных школ до сего времени еще не урегулирован. Небезынтересными являются данные о состоянии начального обучения в Крыму до Октября. В 1914 году сеть начального народного образования имела: начальных школ - 698; школ повышенного типа - 48; учреждений проф обуча - 18; учреждений внешкольного образования - 22. Из общего количества начальных школ только 68 являлись земскими школами для татарских детей с преподаванием на русском языке и вероучения на арабском. Главная масса татарских детей обучалась в самоокупаемых школах - «мектеб» и «медресе», которых в 1914 году насчитывалось в Крыму до 360, где совместно с 68 земскими школами обучалось около 11.000 татарских детей [1, с. 5]. Таким образом, царское правительство, главным образом, обучало русских и детей, говорящих на русском языке. Совершенно иную картину мы видим в советский период. Резко увеличивалась сеть учреждений народного образования. Огромные денежные средства вкладывает пролетарское государство. Так, контрольные цифры только по всеобучу утверждены Совнаркомом Крым АССР в сумме 5.400.000 руб., которые были распределены следующим образом: местный бюджет - 4.400.000; потребкооперация - 200.000; сельскохозяйственная кооперация; КСПС - 1.500.000; сель-хозтрест - 27.000; НКПС - 87.000; комзет - 150.000; прочие - 60.000. Осуществление всеобуча в Крыму требовало гораздо больше средств, но недостающее нужно было взыскать на местах, для чего всей советской общественности необходимо было проявить широкую инициативу [1, с. 8].
Далее А. Асанов отмечает, что в начале мая 1930 года Наркомпрос Крыма совместно ОНО составил план введения всеобуча в районном и национальном разрезах и оперативные планы ОНО. За 3 месяца до окончания 1929/30 учебного года в некоторых районах (Симферополь, Ялта, Севастополь и Евпатория) был произведен предварительный набор детей, подлежащих охвату в связи с всеобучем, с которыми занимались 1,5/2 месяца. Вопросы введения всеобуча перед концом учебного года были проработаны на собраниях просвещенцев; таким образом, до летних каникул по этому вопросу кое-что было проделано, но во время летних каникул подготовка к введению всеобуча почти прекратилась, и ею начали заниматься вплотную лишь только в начале учебного года [1, с. 8].
В общем, подготовка к нынешнему учебному году прошла слабо: со школьным строительством опоздали. Вопрос о переводе этого строительства в первую категорию был разрешен слишком поздно, в результате чего к началу учебного года почти повсеместно новое строительство, ремонт и оборудование школ не закончено. Опоздали и по части снабжения школ учебниками, программами, а национальные школы (татарские и нацмен) еще в конце октября не имели полностью необходимых учебников и учебных пособий [1, с. 8].
Народный комиссар просвещения Крым АССР А. Асанов, рассматривая состояние школьного дела в Крыму к моменту введения всеобуча, вскрывает как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным явилось то, что был неуклонный ежегодный рост сети школ и контингент учащих - 963 с числом учащихся 59.616 (1927/28 учебный год). Сравнительно близкое к норме соотношение учащихся мальчиков и девочек (мальчиков -52,9 %, девочек - 47,1%) даже в татарской школе (мальчиков - 55,2%, девочек - 44,8%), мы имели сравнительную густоту сети школ в деревне и небольшой средний школьный радиус в Крыму (0,5 км). Процент охвата детей школьного возраста процессом обучения был сравнительно высок, составлял по городам - 96,69%, по регионам - 80% [1, с. 9].
Наряду с этим, отмечает Али Асанов, мы сталкиваемся и с такими отрицательными факторами, как: преобладание числа сети школ однокомплектных и школ с незначительной нагрузкой учащихся: на 1 учителя - однокомплектных школ - 7,6%, двухкомплектных - 10%, 3-х комплектных - 3%, 4-х комплектных - 11%, карликовых школ, то есть с загрузкой менее 30 человек [1, с. 9]. В силу отсутствия массовой разъяснительной работы среди родителей, с одной стороны и материальной необеспеченности части детей, с другой мы имеем большой процент отсева учащихся при прохождении курса, поражающий наиболее ценный в социальном отношении слой учащихся и, наконец, большая засоренность школы второгодниками и переростками (второгодников в городе - 9,6 %, в деревне - 14,3%, переростков в городе - 16%, в деревне - 12%) [1, с. 10].
Кроме того, качественный состав нашего учительства недостаточно высок не только в смысле общеобразовательной подготовки, но и, в особенности, низок политический уровень (в городе с низшим образованием - 11,5%, в деревне - 20,7%), еще слабее обстоит дело с национальным и, в особенности, с татарским учительством [1, с.10].
С такими показателями приступили в Крыму к осуществлению всеобщего обязательного первоначального обучения.
Автор приводит данные переписи, проведенной 26 октября 1930 г. в Крыму, где говорится, что мы имеем детей от 8 до 11 лет всего 74.904 чел., переростков от 12 -15 лет -31.783 чел. По национальному составу русских 22.646 чел., татар - 14.468 чел., немцев -2.580 чел. И прочих - 13.141 чел. [1, с.10] Охвачено же на 30-е октября 1930 года 79.683 человека или 90,5%.
Среди многих причин недоохвата детей школьной сетью называет, до сего времени не законченную работу на местах по постройке новых и ремонту старых школ (в середине октября по Крыму 17 школ не обеспечены помещениями и в 31 школе не закончен ремонт) [1, с. 11].
Автор отмечает, что особо остро стоит вопрос с организацией интернатов в степной части Крыма (Евпатория, Джанкой, Керчь и отчасти Симферополь). Здесь больным местом является оборудование последних лет (нет коек, матрацев и т. п.) Потребкооперация пока слишком мало снабжает их необходимыми материалами. Плохо обстоит дело со снабжением школьников обувью и одеждой, здесь наряду с фактами головотяпства со стороны потребкооперации налицо ряд трудностей объективного порядка. Очень остро стоял вопрос с обеспечением школ педагогическими кадрами в начале учебного года [1, с. 11]. Были приняты строгие меры к разрешению. Этого вопроса - произведен досрочный выпуск татарского педагогического техникума в Симферополе, выпуск Феодосийского педагогического техникума, кроме того, совместно с комсомолом и профсоюзом был мобилизован ряд товарищей, окончивших 9-летки и даже семилетки. Таким образом, острота этого вопроса смягчена [1, с. 12].
Укомплектование школ работниками, не имеющими специальной педагогической подготовки и навыков, ставит перед нами серьезную задачу по переподготовке, отмечает нар-компрос А. Асанов [1, с. 12].
Одновременно автор отмечет, что огромную роль должна сыграть по введению всеобуча профсоюзные организации, вопросы снабжения школ необходимыми средствами, стопроцентного охвата детей школьного возраста, организации горячих завтраков в школе и т.п. должны стать первоочередными задачами. Нельзя в дальнейшем терпеть бюрократического отношения со стороны аппарата потребительской кооперации к нуждам всеобуча, необходимо, наконец, положить конец таким безобразиям, как факты посылки в деревенскую школу в счет нормы обувь для 4-х летних ребят (Керчь, Севастополь), галоши для взрослых (Карасубазар) и т.п. [1, с. 18].
Таким образом, А. Асанов в своей работе «О всеобщем начальном обязательном обучении в Крыму» раскрыл трудности по введению всеобуча и процесс осуществления поставленных задач наркомпросом Крым АССР.
Проблема проведения всеобщего обязательно первоначального обучения и ликвидации неграмотности в Крыму А. Асанов представил в своей статье «Борьба за всеобуч в Крыму», в которой также наряду с существующими трудностями, пытается показать и некоторые достижения в решении поставленных задач. Нарком просвещения А. Асанов писал, что в начале 1930-х годов, в период реорганизации районо в Крыму возникли серьезные проблемы в снабжении сельских школ продуктами питания, местами имелись случаи перебоя. Горячими завтраками дети в городах были удовлетворены в основном все, в деревни -60%. В области снабжения сельских просвещенцев нормой рабочих нам пришлось вести упорную борьбу с теми, которые несмотря на четкие директивы партии и правительства, бюрократически относились к этому делу! В такой борьбе мы добились удовлетворения обувью и одеждой детей: отпущено 79505 пар обуви, 21925 пар галош, 36326 пальто и др. Кроме того в этом году добились значительного расширения школьной площади - приспособлен 121 кулацкий дом, как совершенно новое мероприятие в этом году открыли 31 интернат в сельских местностях и организован подвоз детей [2, с. 30].
Наименьшее внимание, писал А. Асанов, мы должны уделять вопросам качественного порядка работы школ: отсев, второгодничество, уплотнение рабочего дня в школе должны не меньше интересовать органы народного просвещения. Со всей решительностью нужно вести борьбу за сохранение продолжительности учебного года. Ведь весь смысл введения всеобуча именно и заключается в том, чтобы учащийся проходил нормальную начальную школу с полным курсом, а не превращался в малограмотного переростка [2, с. 30].
В директивах XVI съезда ВКП(б) отмечалось, что громадная задача введения всеобуча может быть разрешена при условии обеспечения ее партийным руководством, при активной работе профсоюзных, комсомольских, пионерских организаций. Надо признать, пишет А. Асанов. что в этой области не все обстоит благополучно, несмотря на то, что вопросы культурного строительства партией и правительством признаны одной боевых задач на ближайший период, все же, к сожалению, до настоящего времени отодвигаются на задний план. Крымские организации как областные, так и низовые не поняли сразу значения вопроса введения всеобуча и не взялись по-большевистски за разрешение практических мероприятий [2, с. 31].
Профсоюзы до настоящего времени не раскачались, не переключились на боевые темпы работы по организации масс членов профсоюзов вокруг приведения практических мероприятий по всеобучу. Крымский комсомол также не сразу включился в работу, только за последний период чувствуется некоторый перелом, но и тот не обеспечивает большевистских темпов. Органы Наркомпроса еще не переключились на новые методы работы, до сих пор не смогли в достаточной степени вовлечь широкие массы рабочих трудящихся, зачастую варясь в своем собственном соку [2, с. 31].
Для оперативного руководства и содействия делу всеобуча в центре и на местах были созданы комитеты по всеобучу. В результате халатности отдельных горсоветов эти комитеты созданы с большим опозданием (Керчь, Севастополь). Только после долгой работы по работы по разъяснению важности этого вопроса в последнее время комитеты начали работать, но все же они не являются боевыми органами, опирающимися в своей работе на широкие массы трудящихся, своевременно не организуя их активности и инициативу на выполнении боевых задач всеобуча.
Что же касается работы сельских комитетов содействуя всеобучу, то приходится констатировать, что они по сей день в большинстве мест существуют на бумаге. Там, где сельские комитеты содействия всеобуча работают, школа своевременно отремонтирована при непосредственном участии населения, обеспечена топливом, организованы горячие завтраки, в общем школьное дело поставлено удовлетворительно; там же где сельские комитеты бездействуют, нет ни готовых зданий, ни горячих завтраков и т.д. Так же обстоит дело с организацией интернатов. Сельские советы, ссылаясь на перегруженность политическими и хозяйственными кампаниями просто отмахиваются от всеобуча [2, с. 31].
Система Колхозсоюза еще до сего времени не предприняла никаких мер по всеобучу: получается такая картина, как будто всеобуч не касается ее, она остается совершенно в стороне. Коллективные хозяйства, являются в деревне передовыми, такими же они должны быть и в деле введения всеобуча [2, с. 31].
В условиях Крыма, когда мы имеем свыше 76% коллективизированных хозяйств, роль колхозов должна быть поднята на принципиальную высоту. Колхозы в деле проведения всеобуча в деревне, в оказывании помощи в школе, учителю и учащимся должны быть передовыми. Постановление крымского правительства об организации детского питания в колхозах еще не реализуется колхозами [2, с. 32].
Кроме того в области осуществления всеобуча серьезное внимание уделялось политехнизации школы. Нарком просвещения А. Асанов отмечал, что политехнизация в условиях Крыма встречает много трудностей на своем пути, в особенности эти трудности остро ощущаются в национальной школе. Слабая квалификация большинства национальных учителей вообще и отсутствие политехнических навыков у них, недостаток литературы на родном языке по вопросам политехнизации школы, отсутствие элементарных условий в школе в виде рабочих комнат, мастерских и т. п. - все это тормозит дело политехнизации национальной школы в Крыму [2, с. 32]. В этой области пишет А. Асанов, проводились конференции просвещенцев, Всекрымский съезд по политехническому образованию, проведены курсы политехнизации, школы прикреплены к производству, дан ряд указаний.
Из городов в Крыму сравнительно удовлетворительно поставлено дело политехнизации школы в Севастополе, но в национальных городах, как скажем Бахчисарае и Карасубазаре, дело сводится к простому ремесленничеству [2, с. 32].
Все это заставляет нас очень серьезно задуматься и наметить ряд решительных мероприятий, чтобы устроить имеющие недочеты в работе. В первую очередь мы летом намечаем: курсовые мероприятия по политехнизации с охватом 700 чел., издание ряда методических разработок и доведения их до каждой школы, созыв совещаний хозяйственников и т.д. Все эти мероприятия мы уверены, отмечает А. Асанов, дадут возможность создать перелом в деле политехнизации школы [2, с. 32].
Таким образом, нарком просвещения Крым АССР А. Асанов, достаточно подробно изложил достигнутые успехи, а также как несерьезное отношение политических и общественных организаций отражалось в осуществлении всеобуча в Крыму. В условиях Крыма, когда мы имеем свыше 76% коллективизированных хозяйств, роль колхозов должна быть поднята на принципиальную высоту. Колхозы в деле проведения всеобуча в деревне, в оказывании помощи в школе, учителю и учащимся должны быть передовыми. Постановление крымского правительства об организации детского питания в колхозах еще не реализуется колхозами [2, с. 32].
Кроме того, в области осуществления всеобуча серьезное внимание уделялось политехнизации школы. Нарком просвещения А. Асанов отмечал, что политехнизация в условиях Крыма встречает много трудностей на своем пути, в особенности эти трудности остро ощущаются в национальной школе. Слабая квалификация большинства национальных учителей вообще и отсутствие политехнических навыков у них, недостаток литературы на родном языке по вопросам политехнизации школы, отсутствие элементарных условий в школе в виде рабочих комнат, мастерских и т. п. - все это тормозит дело политехнизации национальной школы в Крыму [2, с. 32]. В этой области пишет А. Асанов, проводились конференции просвещенцев, Всекрымский съезд по политехническому образованию, проведены курсы политехнизации, школы прикреплены к производству, дан ряд указаний.
Из городов в Крыму сравнительно удовлетворительно поставлено дело политехнизации школы в Севастополе, но в национальных городах, как скажем Бахчисарае и Карасубазаре, дело сводится к простому ремесленничеству [2, с. 32].
Все это заставляет нас очень серьезно задуматься и наметить ряд решительных мероприятий, чтобы устроить имеющие недочеты в работе. В первую очередь мы летом
намечаем: курсовые мероприятия по политехнизации с охватом 700 чел., издание ряда методических разработок и доведения их до каждой школы, созыв совещаний хозяйственников и т.д. Все эти мероприятия мы уверены, отмечает А. Асанов, дадут возможность создать перелом в деле политехнизации школы [2, с. 32].
Таким образом, нарком просвещения Крым АССР А. Асанов, достаточно подробно изложил достигнутые успехи, а также как несерьезное отношение политических и общественных организаций отражалось в осуществлении всеобуча в Крыму.
Статья А. Асанова «Национально - культурные строительство в Крыму» предоставляет дополнительную информация о деятельности наркомпросса Крым АССР в осуществлении всеобуча и решении непростых задач по обеспечению школ учебными помещениями, педагогическими кадрами, политехнических воспитанием и подготовкой.
Автор А. Асанов отмечает, что на основе решений XVI съезда и постановления ЦК в прошлом учебном году в Крыму осуществлено всеобщее начальное обязательное обучение в объем 4-летки. С 1931 г. 1 сентября вводится 7-летнее обучение в городах: Корчи, Феодосии, Симферополя, Севастополя и Бахчисарайском (татарском) районе, а с 1 января 1932 г. будет введено семилетнее обучение во всем Крыму.
Введение семилетнего обучения в Крыму упирается сейчас в основном в вопросы о помещениях и педкадрах. Нарком просвещения А. Асанов отмечает, что школьное строительство в Крыму из-за недостатка средств и стройматериалов идет черепашьим темпом; в деле обеспечения семилетнего обучения помещениями нам предстоят огромные трудности. Другой не менее сложный для семилетнего обучения вопрос о кадрах, должен быть разрешен, во что бы то ни стало. Продукция нашего педвуза, особенно ее национальная часть, далеко не удовлетворяет потребности в педкадрах, поэтому сейчас мы вынуждены оставить вопрос таким образом, чтобы путем кадровых мероприятий и выдвижения лучшей части учителей I ступени обеспечить семилетнее обучение соответствующими педкадрами [3, с. 44].
Актуальным вопросом нового учебного года являлось обеспечение детей одеждой, обувью, горячими завтраками, учебниками и учебными пособиями. Одновременно А. Асанов отмечает, что в деле политехнической перестройки нашей школы в Крыму достигнуты серьезные успехи. Проделана большая работа по пропаганде идей политехнизма; проведен съезд по политехническому образованию, проведены районные конференции, краткосрочные курсы, через которые пропущено абсолютное большинство педперсонала; проведен месячник смотра политехнизации, в районы направлены четыре бригады; школы прикреплены к производству и поспешно осуществляется связь школы с заводом, фабрикой, колхозом, совхозом и МТС [3, с. 44].
Тем не менее автор А. Асанов наряду с положительными фактами говорит и об имеющихся недостатках, в частности, что качество работы по политехнизации заставляет желать еще очень много лучшего. Зачастую учитель сам плохо представляет себе политехническую школу вследствие слабой политехнической подготовки. Факты ремесленничества имеют место особенно в национальной школе, расположенной в непромышленных районах. Очень часто приходится сталкивать с фактами недооценки, а зачастую и игнорирования со стороны хозяйственников и отдельных организаций вопросов политехнизации школы, например, в Севастополе в секторе кадров Севастопольского морского завода, В Бахчисарае председатель одной кустарной артели и другие не выполняют своих обязательств по отношению к школе.
Ценная информация по ликвидации неграмотности приводится А. Асановым по результатам переписи проведенной в ноябре 1930 г., в Крыму числилось неграмотных - 50741, малограмотных - 41973 и подлежащий переобучению - 11982, всего - 104, 642. На май 1931 г. охвачено ликпунктами неграмотных 38878 (76%); малограмотных - 27722 и переоб-ученцев - 10968 (91%); всего - 77568. Обучено фактически неграмотных 25 тыс., малограмотных - 15 тыс. (на курсах переобученцев); 5928, всего 45928.
Для завершения сплошной ликвидации неграмотности закрепления знаний окончивших ликпункты планом предусматриваются следующие контрольные цифры: обучить неграмотных - 25741 чел., малограмотных - 35 тыс.чел и переобучить - 6 тыс.чел, всего - 66741 чел. Причем бюджетной сеть. Предполагается охватить только 70 %, а остальное должно быть проведено за счет общественности.
Для реализации этого плана требуются 490 платных ликвидаторов, из коих 310 имеется налицо, а 180 необходимо подготовить из лучших культурмейцев.
До 1 января 1932 г. мы, во что бы то ни стало должны закончить ликвидацию неграмотности. Огромнейшим завоеванием в области национально-культурного строительства в Крыму является введение нового латинизированного татарского алфавита. Замена старого арабского шрифта является революцией в этой области. Мы полностью перешли на новый алфавит [3, с. 45].
Подготовка квалифицированных кадров, нарком просвещения А. Асанов, считает самой актуальнейшей задачей в Крыму, так как создание кадров из среды трудящихся коренной национальности - крымских татар - и отсталых национальных меньшинств приобретает сугубо политическое значение.
В 1930 г. являлся переломным в деле подготовки кадров, годом когда вопрос о них получил значение первостепенной важности. В 1930 г. проведена реорганизация учебных заведений; школы II ступени преобразованы в фабрично - заводские семилетки (ФЗС) и техникумы, которые на основе новых программ осуществляют связь обучения с производством.
В 1930/31 учебном году мы имеем в Крыму 29 ШКМ (школ колхозной молодежи), из них
11 русских, 10 крымскотатарских, 6 немецких и 2 еврейский, тогда как в 1927 году было всего лишь 5 школ крестьянской молодежи [3, с. 46].
Семилеток и девятилеток в Крыму до реорганизации было 53 после реорганизации и некоторого укрупнения мы имеем 44 ФЗС, из них 25 русских, 8 крымскотатарских, 3 армянских, 2 греческих, 1 еврейскую.
В области профобразования по сравнению с 1929/30 г. большой скачок вперед - вместо
12 техникумов - 23; с контингентом дело обстоит так: в 1929 г. - 1857 чел., в 1931 г. - 4000 чел., из коих сейчас 35% татар. Но, несмотря на все это, отмечает А. Асанов, этих мероприятий далеко недостаточно. Необходимо в дальнейшем эту работу значительно усилить и расширить [3, с. 46].
Также в этой публикации А. Асанов затрагивает вопрос руководящих кадров по народному образованию в Крыму. Реорганизация ОНО в районную инспекцию не дала ожидаемых результатов, работа в районах значительно ослабла, отмечает он. Фактически инспектор наробраза превратился в технического работника. Он очень редко бывает на своем производстве в школе; методическая работа в районах почти замерла. Необходимо срочно укрепить органы наробраза в районе, необходимо восстановить районные и городские ОНО [3, с. 47].
Далее автором отмечено, что научно-исследовательские работы в Крыму поставлены слабо. Лишь в последнее время проведена реорганизация Крымского научно - исследовательского института и других научно-исследовательских организаций. Начиная с прошлого года подготовкой научных кадров занялись всерьез; открыт институт аспирантов при педагогическом институте; в связи с открытием комвуза, медвуза и сельскохозяйственного вуза при них тоже намечаются открытие подобных институтов аспирантуры, задачей которых главным образом будет подготовка научных кадров из трудящихся татар и отсталых нацмен [3, с. 47].
Таким образом, статьи Али Асанова являющийся ценной информацией о состоянии народного образования в Крыму накануне введения всеобуча, пути преодоления трудностей в подготовке квалифицированных педагогических кадров, построении учебных зданий, обеспечении одеждой, обувью, учебниками и т.д., а также достижения в решении задач культурной революции, поставленных советским правительством. Следует отметить, что
нарком просвещения Крым АССР Али Асанов находит пути решения многих проблем в системе образования, несмотря на ограниченные возможности местного бюджета, что подчеркивает его высокий профессионализм, компетентность, организаторские способности. Именно в годы его деятельности развернулась борьба с «Буржуазным национализмом», настоящему разгрому подвергались преподаватели всех школ, техникумов и ВУЗов Крыма.
20 апреля 1934 г. Али Асанов был снят с поста наркома просвещения за нерешительность в борьбе с «буржуазным национализмом» и переведен директором Крымского НИИ национально культурного строительства. В 1935 - 1937 гг. А. Асанов был редактором районной газеты «Бригадир» в г. Судаке. Будучи курсантом Центральных Курсов редакторов и переводчиком при ЦК партии, был арестован 22 июня 1937 г. в Москве, 2 ноября 1938 г. Военный коллегией Верховного Суда СССР был приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован посмертно 12 декабря 1959 г. [7, с. 41].
Анализ публикаций Али Асанова дает основание утверждать, что народный комиссар просвещения Крымской АССР внес весомый вклад в осуществлении всеобуча и проявил себя компетентным, талантливым, инициативным деятелем в сфере системы образования.
Список литературы и источников:
1. Асанов А. О всеобщем начальном обязательном обучении в Крыму. - Симф.: Крымго-сиздат, 1930. - С. 3 - 20.
2. Асанов А. Борьба за всеобуч в Крыму // Просвещение национальностей. - 1931. -№ 4/5. - С. 26 - 33.
3. Асанов А. Национально- культурное строительство // Просвещение национальностей. - 1931. - № 11/12 - С. 44 - 47. '
4. Змерзлый Б. В. Развитие системы подготовки кадров для крымскотатарских школ Крымский АССР // Эстафета поколений: материалы научно - практической конференции, посвященной 130летию со дня открытия Симферопольской татарской учительской школы -Симф.: Доля, 2003. - С. 68 - 72.
5. Кондратюк Г. Н. Подготовка педагогических кадров для крымскотатарских школ в Крымской АССР (1921 - 1941 гг.) // Эстафета поколений: материалы научно - практической конференции, посвященной 130 летию со дня открытия Симферопольской татарской учительской школы - Симф.: Доля, 2003. - С. 32 - 40.
6. Монатов К. О состоянии народного образования в Крыму // Экономик и культура. -1934. - № 3 - 4. - С. 94 - 103.
7. Урсу Д. П. Очерки истории культуры крымскотатарского народа (1921 - 1941). - Симф.: Крымучпедгиз, 1999. - 144 с.
Abibullayeva Dilara Ilyasovna
Ali Asanov, the People's Commissar of Education on the problems
of universal education in the system of public education
of the Crimean ASSR in the early 1930's
Abstract. Some publications by the People's Commissar of Education of the Crimean ASSR are thoroughly reviewed in the article. A brief analysis of his articles regarding the universal primary compulsory education in the Crimea in the early 1930s is presented. In his works, A. Asanov paid special attention to the process of introducing universal education and solving problems to provide schools with educational facilities, qualified teachers, textbooks in the conditions of a very limited local budget and a difficult financial situation of the Crimean education system.
Key words: people's commissar of education, public education system, universal primary compulsory education, Crimean ASSR.