Научная статья на тему 'К дискуссии о применении современных «развлекательных» и «увлекательных» форм и методов православного просвещения детей в приходской деятельности'

К дискуссии о применении современных «развлекательных» и «увлекательных» форм и методов православного просвещения детей в приходской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воскресная школа / приходское просвещение / приходское попечение о детях / творческие мастерские / игровые методики / организация процесса обучения и воспитания. / Sunday school / parish education / parish care for children / creative workshops / play methods / organization of the process of education and upbringing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В статье рассматривается ситуация «перезагрузки» воскресной школы в связи с выявленными трудностями и проблемами на современном этапе. Любые изменения обостряют проблему соотнесения традиции, наследования и инновационных подходов, поэтому представляется важным найти между ними определенный баланс. Актуализируется главная миссия воскресной школы как начальной ступени вхождения в Церковь и приобретения опыта жизни с Богом. В настоящей работе поднимается вопрос об уместности и целесообразности применения современных образовательных технологий, творческих заданий и игровых методик на занятиях в воскресной школе. Автор обращает внимание на имеющиеся риски и спорный опыт использования игровых и творческих заданий и предлагает критерии отбора методического инструментария при работе с материалом сакрального и вероучительного содержания. Приводятся и разбираются конкретные примеры игровых приёмов с промежуточными выводами об их применяемости в соотнесенности с православной духовной традицией. Предлагаются интерактивные творческие мастерские для разновозрастной аудитории и обосновывается их педагогическая целесообразность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the discussion about the use of modern «entertaining» and «fascinating» forms and methods in Orthodox education of children in the parish activity

The article considers the situation of «reloading» of Sunday school in connection with the emerged difficulties and problems at the present stage. Any changes exacerbate the problem of the relationship between tradition, inheritance and innovation, so it is important to find a balance between them. The main mission of the Sunday school as an initial stage of entering the Church and acquiring the experience of living with God is actualized. This work raises the topic of the appropriateness of the use of modern educational technologies, creative tasks and game techniques in Sunday school classes. The author draws attention to the existing risks and controversial experience of the use of game and creative tasks, offers criteria for the selection of methodical tools for proper working with sacred and religious content. Specific examples of game techniques with conclusions about their application in relation to the Orthodox spiritual tradition are given and analyzed. Interactive creative workshops for different age groups are proposed.

Текст научной работы на тему «К дискуссии о применении современных «развлекательных» и «увлекательных» форм и методов православного просвещения детей в приходской деятельности»

Гуманитарные исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. №2. С. 122-132

УДК 37

Урбанович Любовь Николаевна Смоленская православная духовная семинария

К дискуссии о применении современных «развлекательных» и «увлекательных» форм и методов

православного просвещения детей в приходскои

деятельности

Аннотация. В статье рассматривается ситуация «перезагрузки» воскресной школы в связи с выявленными трудностями и проблемами на современном этапе. Любые изменения обостряют проблему соотнесения традиции, наследования и инновационных подходов, поэтому представляется важным найти между ними определенный баланс. Актуализируется главная миссия воскресной школы как начальной ступени вхождения в Церковь и приобретения опыта жизни с Богом. В настоящей работе поднимается вопрос об уместности и целесообразности применения современных образовательных технологий, творческих заданий и игровых методик на занятиях в воскресной школе. Автор обращает внимание на имеющиеся риски и спорный опыт использования игровых и творческих заданий и предлагает критерии отбора методического инструментария при работе с материалом сакрального и вероучительного содержания. Приводятся и разбираются конкретные примеры игровых приёмов с промежуточными выводами об их применяемости в соотнесенности с православной духовной традицией. Предлагаются интерактивные творческие мастерские для разновозрастной аудитории и обосновывается их педагогическая целесообразность.

Ключевые слова: воскресная школа; приходское просвещение; приходское попечение о детях; творческие мастерские; игровые методики; организация процесса обучения и воспитания.

На протяжении почти 30 лет сохраняется устойчивый интерес к такой форме православного воспитания и обучения детей как воскресная школа. На первых порах возрождения православного образования внимание было обращено на имеющийся в истории опыт воскресных школ в дореволюционный и эмиграционный периоды. Несомненно, что в каждый исторический период воскресная школа выполняла и выполняет свою миссию и имеет определенные

целевые установки1. Многочисленные исследования различных аспектов феномена воскресной школы представлены достаточно широко в православной педагогической литературе и научных исследованиях.

За годы практики накопился большой опыт работы и, безусловно, имеются положительные эффекты, но в тоже время отмечаются недостатки и фиксируются проблемы. Среди них снижение и сокращение количественных показателей воскресных школ, общего числа воспитанников, минимальный процент подростков, остающихся в воскресных школах, из-за не эффективных подходов к организации занятий.

Проблема зафиксирована не сегодня, ещё в 2004 году патриарх Московский и всея Руси Алексей II на ежегодном епархиальном собрании московского духовенства обращал внимание, что «в воскресных школах часто царит формализм, преподавание ведется сухо и никак не соотносится с реальной жизнью. «Следует заботиться, - отмечал Первоиерарх, - о том, чтобы преподавание было живым, образным, давало возможность слушателям применять полученные знания в жизни. ... Все виды творчества приемлемы для верующего, лишь бы они были наполнены соответствующим духовным содержанием», - подытожил докладчик . В 2016 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Высшего церковного совета Русской Православной Церкви заявил, что «воскресные школы не должны копировать старый способ образования, когда преподаватель рассказывает, дети слушают,

3

потом что-то запоминают, потом отвечают ...» .

Если обобщить называемые проблемы, то среди них фигурируют дидактичный подход с доминирующим объяснительно-иллюстративным методом, где воспитанникам отведена пассивная роль слушателей, формализм и догматизм преподавания, схоластичность и не соотнесенность знаний с реальной жизнью детей, их трудностями и радостями, копирование классно -урочной школьной системы образования с дисциплинарно-казенным подходом, что не может не обременять детей, посещающих школу шесть дней в неделю.

Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви была объявлена «перезагрузка» воскресной школы. В чём она заключается? Если в общих чертах, то это выход за рамки воскресной

4 5

школы в поле приходского попечения о детях , т. е. всестороннее включение

1 Урбанович Л. Н. Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка / Л. Н. Урбанович. // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. - №3. - С. 105-120

2 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы/ URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/142-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-2004-g (доступ от 11.01.2022)

3 Святейший Патриарх Кирилл: В программу воскресных школ должно входить то, что вводит ребенка в соприкосновение с реальной жизнью URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4655463.html (доступ от 11.01.2022)

4 Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. - М., 2018. URL:https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix- (доступ от 10. 01. 2022)

детей в жизнь прихода, в котором православное просвещение будет одним, но не единственным из направлений. Приоритетной задачей обозначено создание «благорасположенной к детям среды», т.е. условий для присутствия детей в Церкви «комплексно», чтобы воскресная школа стала входом детей в Церковь (подробнее об этом см. статью Урбанович Л.Н. «К вопросу об условиях формирования "благорасположенной к детям среды " на православном приходе в контексте новой парадигмы» /Теологический вестник Смоленской семинарии 2022. -№1(14). - С. 126-140).

На концептуальном уровне обозначен переход от знаниевой парадигмы к деятельностной - от знаний к опыту. Обращается внимание не на передачу информации, в которой сейчас нет дефицита, а на передачу духовных смыслов и приобщение к опыту жизни с Богом.

На организационном уровне декларирован отход от классно-урочной системы организации процесса обучения, начиная с выведения из употребления слов «школа», «урок», «учитель», «домашнее задание» до полного пересмотра применяемых организационных форм и методов.

На методическом уровне предлагается перейти от дидактичности к творческому взаимодействию педагогов, детей и родителей, отказ от репродуктивных методов и приёмов в пользу активных и интерактивных, включение игровых, творческих, проектных заданий, учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей, опора на личный опыт, связь преподаваемых знаний с жизнью. «В программе воскресных школ, - выразил свое мнение Патриарх Кирилл, - должны появляться образовательные курсы, которые вводят ребенка в контакт с реальными предметами, которые развивают мышление и конкретные навыки... нам нужно усиливать именно интерактивную часть работы», - подчеркнул Святейший 6.

Итак, объявлен поиск новых подходов и инструментария, которые бы на современном этапе помогли бы ответить на вызовы времени, на потребности и запросы сегодняшних детей с учетом происходящих изменений в их психологическом облике. Набатом для педагогов звучат слова: если сегодня будем работать как вчера, то завтра дети окажутся за церковной оградой.

Как же найти баланс между так называемыми традиционными и современными формами и методами православного просвещения. Бесспорно, что к этому вопросу надо подходить творчески, сделать серьезную ревизию наследия и понять, что именно из прошлого необходимо взять, а от чего следует отказаться. Однако, как пишет Л.В. Сурова, найти ответ на данный вопрос можно только тогда, когда педагоги сами почувствуют живое биение

5 Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. Пособие для священников, педагогов, ответственных за попечение о детях на приходах Русской Православной Церкви. - М., 2018. URL: https://pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/ ( доступ от: 04.01.2022).

6 Святейший Патриарх Кирилл: В программу воскресных школ должно входить то, что вводит ребенка в соприкосновение с реальной жизнью URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4655463.html (доступ от 11.01.2022).

времени, ощутят реальные нужды сегодняшнего дня, начнут осмысливать их в контексте всей истории Церкви7.

Считается, чтобы воскресная школа должна быть «точкой входа» ребёнка в Церковь, в которой он бы себя нашёл, возрастал и укреплялся в вере. Но чтобы это случилось необходимо, чтобы в воскресной школе было интересно,

чтобы она, по справедливому замечанию С.С. Куломзиной, была открыта (т.е.

£

доступна - Л. У.) всем: и верующим, и неверующим, и русским, и нерусским» .

Итак, определено главное условие «перешагнуть порог церковной школы» - ИНТЕРЕС. В искреннем желании сделать занятия интересными акцент был сделан на игровые методики, которые при определенной доли полезности заключают и определенные риски, и нежелательные последствия. Обозначим некоторые из них.

1. Наблюдается увлеченность игровыми методиками в ущерб ценностно-смысловому содержанию. Игры используются с целью развлечения и избавления от скуки. В качестве примера приведём аукцион на тему «Рождество Христово»9] или дебаты «Миссия выполнима» 10.

2. Приём ради приёма, игнорирование целеполагания и ожидаемых воспитательных и образовательных эффектов. Например, игра в «Морской бой» на тему поста. По замыслу педагога, каждый кораблик в игре символизирует одну из страстей человека. Предполагается, что, играя с соседом по парте в морской бой, можно одновременно убивая кораблик, бороться со страстями11. Не отвергая сам игровой приём, важно подобрать соответствующее содержательное наполнение.

3. Десакрализация священного текста, выхолащивание благоговейного отношения к сакральному содержанию. Возникает ценностно-смысловой

диссонанс на такие творческие задания, как сенсационный репортаж на

12

событие воскрешения Лазаря или евангельский квест на тему «Пасха» с инсценировкой события Тайной Вечери 13.

Сразу внесём ясность, что игровых методик и приёмов широкая палитра и отвергать их педагогическое значение некорректно. Игровые методики вполне уместны на материале нравственного содержания. Например, на занятиях творческого семейного чтения, которые имеют цель с помощью чтения нравственной литературы, через слово ввести детей в мир человеческих чувств,

7 Сурова Л. В. Учимся учить (Поиск православного метода в педагогике) / Л. В. Сурова. // Воскресная школа: Сайт методической поддержки начального богословского образования. URL: https://school.orthpatr.ru/node/231693 (доступ от 12.01.2022)

8 Софья Куломзина: Что и как преподавать в воскресной школе. URL:https://pravoslavnaya-obshina.ru/1998/no46/article/sofja-kulomzina-chto-i-kak-prepodavat-v-voskresnoi-shk/ (доступ от 11.01.2022).

9 Кокин И. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. Рабочая тетрадь III для детей 11-13 лет. / И. Кокин. - Изд. 3-е, дополн., исправл. - М, 2021. -с.39

10 Кокин И. Закон Божий. Методическое пособие для учителя. / И. Кокин. - М., 2019. - с.5

11 Кокин И. Дети в Церкви «Чемоданчик для воскресной школы» URL: https://prichod.ru/children-in-the-church/36066/( доступ от 15.01.2022).

12 Кокин И. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. Рабочая тетрадь III для детей 11-13 лет. / И. Кокин. - Изд. 3-е, дополн., исправл. - М, 2021. - с.81

13 Специалист сектора приходского просвещения СОРОиК приняла участие в слете подростков Самарской епархии. URL: https://pravobraz.ru/specialist-sektora-prixodskogo-prosveshheniya-soroik-prinyala-uchastie-v-slete-podrostkov-samarskoj-eparxii/ (доступ от 13.01.2022)

радостей и страданий, нравственных отношений, пробудить мысль, сподвигнуть на добрые поступки. Поэтому уместно включение на занятиях игровых приёмов, например, живые картины, игра в радость, инсценировки, сюжетно-ролевые и подвижные игры и другие.

Сомнение и недопонимание возникают, когда предлагаются пальчиковые игры на заповеди Божие, весёлая зарядка на дни творения Богом мира, игра в козла отпущения на тему грехи. Трудно согласиться с авторами разработчиками учебно-методических материалов, что «дети в игровой форме

усваивают азы библейской истории, узнают о Боге-Творце, о том, что душа

-т 14

человека призвана к совершенству и для этого Бог дал нам заповеди .

Ожидать воспитательный эффект, что дети с благоговением будут произносить

имя Божие и почувствуют, что «понятие о Боге исключительное (sui generis), не

имеющее себе подобное и надо уметь обращаться с ним должным образом

(М.М. Манасеина), не стоит.

В связи с изложенным хотелось бы поделиться некоторыми критериями использования игровых методик в православном просвещении.

1. Педагогическая целесообразность. Формы, методы и приёмы должны способствовать продвижению к поставленной цели. Для педагога важны не смена деятельности, а смыслы, то, что останется в душе и сердце ребёнка после занятия. Смена деятельности важна для детей, но эта деятельность должна быть осмысленной.

2. Сообразность и уместность с учётом сакрального содержания материала. Применение данного критерия предполагает не только наличие богословских знаний, но и развитого религиозного вкуса, тактичности и деликатности, личного духовного опыта.

3. Направленность на работу ума и сердца. Методы и приёмы должны иметь не развлекательный характер, а пробуждающий мысль, заставляющий искать ответы на непростые жизненные вопросы.

Интерес, который заявлен как главное условие вхождения «в притвор церкви» (С.С. Куломзина), в психологическом смысле - это не забава и не развлечение от скуки, а направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете, желание познакомиться с ним 15.

Если же приёмы игровой деятельности применяются на материале сакрального содержания с целью развлечь, повеселить, то это промах мимо цели, т. е. amartia. К сожалению, приходится констатировать, что наступила эра развлечения. Все сегодня хотят развлечь детей, а их надо не развлекать, а увлекать и вовлекать. Увлекать высокими идеями, увлекать достойными образами, увлекать работой ума и сердца, личным опытом христианской жизни, вовлекать в интересную и личностно значимую интерактивную деятельность.

14 Кокин И. Дети в Церкви «Чемоданчик для воскресной школы» URL: https://prichod.ru/children-in-the-church/36066/( доступ от 15.01.2022).

15 Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко - М.: Просвещение, 1986. -с. 111

Следует подчеркнуть, что мы вовсе не разделяем крайне категоричную позицию наших коллег в отношении неприемлемости инновационных приёмов современных образовательных технологий. Так в пособии по изучении святости отмечается, что применение таких современных приемов, как кластеры и синквейны вряд ли приемлемо и оправдано, т. к. «возникает не только стилистический, но и когнитивный диссонанс. Святость как сакральное понятие и значение имеет глубокое содержание и вмещать его в узкие формальные рамки кластера и синквейна, что "лгати на святого"», - считает автор 16. Сами по себе кластер и синквейн - это лишь способ графической или текстовой организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, помогающие открыть смыслы, установить причинно-следственные связи.

Бесспорно, необходимо найти новый язык общения и донесения христианских истин до современных детей. Поэтому элементы активных и интерактивных технологий - диалог с включением интересных и умных вопросов, проблемные задания, кейсы, интервью, приёмы «воображаема встреча» и живые картины, дискуссии, рефлексия, творческие проекты -должны превалировать над репродуктивными.

Видятся целесообразными и полезными для детей 7-12 лет такие интерактивные формы, как лаборатория юного естествоиспытателя «Божий мир глазами юного естествоиспытателя» или экспериментально-творческая мастерская «Божественная премудрость в живой природе», которые направлены на соединение в сознании ребенка научных знаний и православного понимания картины мира. Ещё в своё время К.Д. Ушинский писал, что по малодушию и недоверию к истине и её Источнику - Творцу природы и души человеческой отрицают естествознание, считая его проводником материалистических убеждений. «Естественные науки, - писал Ушинский, - дают многостороннее развитие всем духовным способностям,

17

сближая человека с природой» , способствуют движению мысли к высшим духовным выводам, развивают глубокое чувство красоты и наполняют сердце детей религиозным благоговением. Спецификой занятий являются межпредметные связи - биология, география, археология, палеонтология, физика, химия, библейская история. Особое место отводится экспериментальной части с элементами исследовательской деятельности. Экспериментально-творческая мастерская отличается от лаборатории тем, что на занятиях дети создают творческий продукт: изготавливают своими руками модели изучаемого явления, оформляют альбом, пишут заметку о своем открытии, делают тематическую поделку, создают видеоролик.

Это не совсем привычный для воскресных школ способ православного просвещения - путь от познания простейших научных законов природы к пониманию Божественного устройства мира в творческой форме

16 Зыбина Т. М. Святость в контексте русской культуры, Учебно-методическое пособие по «Основам духовно-нравственной культуры народов России [Текст] / Т. М. Зыбина. - Смоленск: Свиток, 2018. - с.9

17 Цит по Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании / В. Я. Василевская. // Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. - М.: Мартис, 1993. - С.159.

взаимодействия детей, педагогов и родителей. Но этот путь способен увлечь развивающуюся, стремящуюся к познанию, к открытию личность. Подобного рода занятия привлекают в воскресную школу не только юных прихожан храмов, но и невоцерковленных детей.

Для подростков тематику естественнонаучного цикла можно обогатить вопросами философии, биоэтики и предложить дискуссионный клуб «Диалог веры и науки в XXI веке» с обсуждением таких проблем, которые волнуют современного подростка. Например, «Теория эволюции против Библии: как появился человек?», «Почему в мире существует зло?» «Жизнь и смерть: может ли смерть быть во благо, а жизнь - в наказание?», «Бывает ли ложь во спасение и не противоречит ли это библейской заповеди?» и другие.

Интересными находками взаимодействия с подростками в условиях

18

приходского попечения поделился священник Илья Шугаев . Из своего педагогического опыта священник-педагог назвал встречи-беседы о музыке и исполнителях, которые слушают подростки, о любимых книгах. Из опыта встреч, которые оказались востребованы и вызвали интерес у взрослых и воспитанников, были вынесены важные и полезные уроки.

1) Необходимо предоставить подросткам возможность выразиться и раскрыться, не ограничивая выбор материала своими педагогическими запросами и личными предпочтениями, не критикуя и не обличая их выбор.

2) Умело модерировать, направлять беседу, чтобы помочь подросткам высказать собственное суждение и его аргументировать, сформировать свою личную позицию по обсуждаемому вопросу.

3) Создать условия для доверительного диалога взрослого с подростами, без попыток манипулировать и воздействовать на воспитанников. Такой разговор является проводником во внутренним мир подростка, который откроет тайники своей души, если к нему проявят живой и искренней интерес. А это, как известно, серьёзный шаг в деле духовного роста личности.

Используя данную методику и опираясь на личный педагогический опыт, в качестве материала для обсуждения можно привлечь и кинематограф, и произведения искусства, и видеоролики. Пользуются среди подростков популярностью квесты исторической, паломническо -краеведческой тематики, театрализованные представления, экскурсии, киноклубы и пр. Педагогическая литература содержит богатый материал интересных, увлекательных, эффективных инструментов для работы педагога, главное в творческом порыве не увлечься формой в ущерб ценностному, духовному содержанию и ожидаемым воспитательным результатам.

Приходское попечение включает в себя не только православное просвещение, но и социальные акции, паломническо-туристические поездки, творческие и опытно-экспериментальные мастерские и многие другие практики, в которых элементы игровых технологий имеют право на

18 Священник Илия Шугаев: Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в воскресной школе URL: https://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavnoe-obuchenie-i-vospitanie-detej-v-uslovijakh-sovremennoj-prikhodskoj-zhizni.shtml (доступ от 12.01.2022)

существование при одном, на наш взгляд, условии - если они помогают раскрыть жизненные и духовные ценности и смыслы.

Однако, чтобы не возник риск из воскресной школы сделать досуговый центр или центр творческого развития детей, в центре внимания важно держать занятия с вероучительным, сакральным компонентом, но сделать их живыми, доступными, связанными с жизненным опытом детей. И в этом большую помощь окажут современные образовательные технологии, все виды наглядности, чередование коллективных, групповых и индивидуальных форм организации процесса, активные и интерактивные методы и приёмы. В авторской статье «К вопросу об условиях формирования "благорасположенной к детям среды" на православном приходе в контексте новой парадигмы» сделан акцент на занятиях образовательного цикла «Введение в храм» в интерактивной форме с применением приёмов современных образовательных технологий и с учётом элементов «перезагрузки», поэтому в данной работе этот аспект приходского попечения не затрагивается.

Резюмируя, хотелось бы подытожить изложенные мысли. Во-первых, всё то, о чем говорят часто и без должного внимания и благоговения, воспринимается поневоле как нечто тривиальное. Если мы хотим зародить в сердце детей высокое понятие о Боге, то должны придерживаться правила говорить о Боге с детьми «только в подходящие для того минуты жизни, а никак не среди суеты будничной жизни», - как писала М.М. Манасеина. Дети должны видеть, что взрослые становятся серьезнее, тише и добрее, когда говорят о Боге19. Во-вторых, дети из игры вырастут и всё, что было связано с игрой может быть оставлено в детском возрасте как детское, а значит, незначительное и несерьезное, то что взрослым уже не нужно. В-третьих, не всё, что весело для детей, для них же и полезно. Развлекательный характер преподавания вероучительных истин не обеспечивает живого отклика души ребёнка на слово Божие, а, значит, не достигает своей цели.

Православная педагогика по своей сути имеет анагогический характер, т. е. призвана поднять, возвести душу ребёнка «к горе». Представляется важным из безграничной области знаний, богатейшего педагогического наследия и имеющегося опыта педагогов-практиков отобрать самое лучшее, сообразное высокой цели православного просвещения и привести всё в стройную систему.

Литература

1. Василевская В. Я. Учение Ушинского о воспитании / В. Я. Василевская. // Куломзина С. С. Наша Церковь и наши дети. - М.: Мартис, 1993. - С.150-189.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко - М.: Просвещение, 1986. - 271 с.

3. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании города Москвы/ URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-

19 Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования [Текст] / М. М. Манасеина. - СПб, 1894. - Вып. 1. - с.61

129

eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/142-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-2004-g (доступ от 11.01.2022).

4. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. - М., 2018. URL:https://pravobraz.m/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix- (доступ от 10. 01. 2022)

5. Зыбина Т. М. Святость в контексте русской культуры, Учебно-методическое пособие по «Основам духовно-нравственной культуры народов России [Текст] / Т. М. Зыбина. -Смоленск: Свиток, 2018. - 192 с.

6. Кокин И. Дети в Церкви «Чемоданчик для воскресной школы» URL: https://prichod.ru/children-in-the-church/36066/( доступ от 15.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кокин И. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. Рабочая тетрадь III для детей 11-13 лет. / И. Кокин. - Изд. 3-е, дополн., исправл. - М, 2021. - 170 с.

8. Кокин И. Закон Божий. Методическое пособие для учителя. / И. Кокин. - М., 2019. - 40 с.

9. Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования [Текст] / М. М. Манасеина. - СПб, 1894. - Вып. 1. - 116 с.

10. Психолого-педагогические основы работы с детьми на приходе. Пособие для священников, педагогов, ответственных за попечение о детях на приходах Русской Православной Церкви. - М., 2018. URL: https://pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode/ ( доступ от: 04.01.2022).

11. Святейший Патриарх Кирилл: В программу воскресных школ должно входить то, что вводит ребенка в соприкосновение с реальной жизнью URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4655463.html (доступ от 11.01.2022).

12. Священник Илия Шугаев: Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в воскресной школе URL: https://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavnoe-obuchenie-i-vospitanie-detej-v-uslovijakh-sovremennoj-prikhodskoj-zhizni.shtml (доступ от 12.01.2022)

13. Софья Куломзина: Что и как преподавать в воскресной школе. URL:https://pravoslavnaya -obshina.ru/1998/no46/article/sofja-kulomzina-chto-i-kak-prepodavat-v-voskresnoi-shk/ (доступ от 11.01.2022).

14. Специалист сектора приходского просвещения СОРОиК приняла участие в слете подростков Самарской епархии. URL: https://pravobraz.ru/specialist-sektora-prixodskogo-prosveshheniya-soroik-prinyala-uchastie-v-slete-podrostkov-samarskoj-eparxii/ (доступ от 13.01.2022).

15. Сурова Л. В. Учимся учить (Поиск православного метода в педагогике) / Л. В. Сурова. // Воскресная школа: Сайт методической поддержки начального богословского образования. URL: https://school.orthpatr.ru/node/231693 (доступ от 12.01.2022).

16. Урбанович Л. Н. Православная воскресная школа на пороге перемен: осмысление исторического опыта и концептуальная перезагрузка / Л. Н. Урбанович. // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2021. - №3. - С. 105-120.

Urbanovich Lyubov Nikolaevna Smolensk Orthodox Theological Seminary

To the discussion about the use of modern «entertaining» and «fascinating» forms and methods in Orthodox education of

children in the parish activity

Abstract: The article considers the situation of «reloading» of Sunday school in connection with the emerged difficulties and problems at the present stage. Any changes exacerbate the problem of the relationship between tradition, inheritance and innovation, so it is important to find a balance between them. The main mission of the Sunday school as an initial stage of entering the Church and acquiring the experience of living with God is actualized. This work raises the topic of the appropriateness of the use of modern educational technologies, creative tasks and game techniques in Sunday school classes. The author draws attention to the existing risks and controversial experience of the use of game and creative tasks, offers criteria for the selection of methodical tools for proper working with sacred and religious content. Specific examples of game techniques with conclusions about their application in relation to the Orthodox spiritual tradition are given and analyzed. Interactive creative workshops for different age groups are proposed.

Keywords: Sunday school, parish education, parish care for children, creative workshops, play methods, organization of the process of education and upbringing.

References

Vasilevskaya V. Ya. Ushinsky's teaching about education / V. Ya. Vasilevskaya. // Kulomzina S. S. Our Church and our children. - Moscow: Martis, 1993. - pp.150-189.

Gamezo M.V., Domashenko I.A. Atlas of Psychology. [Text] / M. V. Gamezo, I. A. Domashenko - M.: Enlightenment, 1986. - 271 p.

Report of His Holiness Patriarch Alexy II of Moscow and All Russia at the Diocesan Assembly of the city of Moscow/ URL: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/142-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-2004-g (accessed from 11.01.2022).

Roadmap of priority measures (comprehensive proposals) for the formation and development of favorable conditions for the spiritual education of children in the parish communities of the Russian Orthodox Church. - M., 2018. URL:https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix - (accessed from 10.01.2022)

Zybina T. M. Holiness in the context of Russian culture, an educational and methodological manual on "The basics of spiritual and moral culture of the peoples of Russia [Text] / T. M. Zybina. - Smolensk: Scroll, 2018. - 192 p.

Kokin I. Children in the Church "Suitcase for Sunday school" URL: https://prichod.ru/children-in-the-church/36066 / (accessed from 15.01.2022).

Kokin I. The Life and teachings of the Lord Jesus Christ. Workbook III for children aged 1113. / I. Kokin. - Ed. 3rd, supplement., corrected. - M, 2021. - 170 p.

Kokin I. The Law of God. Methodical manual for teachers. / I. Kokin. - M., 2019. - 40 p.

Manaseina M. M. Fundamentals of education from the first years of life to the full completion of university education [Text] / M. M. Manaseina. - St. Petersburg, 1894. - Issue 1. - 116 p.

Psychological and pedagogical foundations of work with children in the parish. A manual for priests, teachers responsible for the care of children in the parishes of the Russian Orthodox Church. - M., 2018. URL: https://pravobraz.ru/psixologo-pedagogicheskie-osnovy-raboty-s-detmi-na-prixode / (accessed from: 04.01.2022).

His Holiness Patriarch Kirill: The Sunday school program should include something that brings the child into contact with real life URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4655463.html (accessed from 11.01.2022).

Priest Ilia Shugaev: Features of teaching spiritual and moral subjects in Sunday school URL: https://azbyka.ru/katehizacija/pravoslavnoe-obuchenie-i-vospitanie-detej-v-uslovijakh-sovremennoj-prikhodskoj-zhizni.shtml (accessed from 12.01.2022)

Sofia Kulomzina: What and how to teach in Sunday school. URL:https://pravoslavnaya-obshina.ru/1998/no46/article/sofja-kulomzina-chto-i-kak-prepodavat-v-voskresnoi-shk / (accessed from 11.01.2022).

A specialist of the parish education sector SOROiK took part in a gathering of teenagers of the Samara diocese. URL: https://pravobraz.ru/specialist-sektora-prixodskogo-prosveshheniya-soroik-prinyala-uchastie-v-slete-podrostkov-samarskoj-eparxii / (accessed from 01/13/2022).

Surova L. V. Learning to teach (Search for the Orthodox method in pedagogy) / L. V. Surova. // Sunday School: Website of methodological support for primary theological education. URL: https://school.orthpatr.ru/node/231693 (accessed from 12.01.2022).

Urbanovich L. N. Orthodox Sunday School on the threshold of change: understanding historical experience and conceptual reboot / L. N. Urbanovich. // Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary. 2021. - No. 3. - pp. 105-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.