Научная статья на тему 'К десятилетию направления «Искусства и гуманитарные науки»'

К десятилетию направления «Искусства и гуманитарные науки» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешко Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К десятилетию направления «Искусства и гуманитарные науки»»

КОЛОНКА РЕДАКЦИИ

Е. Д. Мелешко

К ДЕСЯТИЛЕТИЮ НАПРАВЛЕНИЯ «ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

В декабре 2012 года отмечался праздник, посвященный важному событию в становлении либерального образования в России - десятилетию направления «Искусства и гуманитарные науки» в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого. Праздничные мероприятия проводились в два дня: 1 декабря был проведен творческий капустник для преподавателей и выпускников факультета, а 21 декабря состоялась официальная часть, состоящая из праздничного концерта и мастер-классов от ведущих специалистов в области культуры и искусства Тулы.

Перед праздничным концертом министр образования и культуры Тульской области Д.В. Бычков наградил руководителя магистерской программы «Теория и методика преподавания искусств и гуманитарных наук», заведующего кафедрой философии, культурологии, прикладной этики религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова Е.Д. Мелешко и

ведущих преподавателей направления «Искусства и гуманитарные науки» почетными грамотами Правительства Тульской области. Это достойная награда за многолетний, упорный, но радостный труд коллектива кафедры.

Подготовка студентов - будущих искусствоведов - сочетает в себе академичность и творческое начало: через систему базовых философских и культурологических курсов, через активное участие в работе мастерских «Театр», «Живопись», «Музыка», «Литература» формируются самостоятельность мышления, творческие навыки, креативность.

Создавая это направление, мы ориентировались на принципы либерального образования - свободу личности, возможность выбора, многопрофильность и разносторонность.

В России история либерального образования началась с А.С. Хомякова - выдающегося православного богослова, историка, публициста и поэта. В развитие его идей в 1997 году в Санкт- Петербурге был открыт Факультет (затем-институт) свободных искусств и наук. Факультет свободных искусств и наук был первым и на то время единственным в России факультетом, основанный на принципах либерального образования. Он появился как совместный проект Бард колледжа (США) и Санкт-Петербургского государственного университета, и сегодня стал самой продолжительной и успешной совместной образовательной программой между Россией и США.

Узнав об этом опыте, мы начали работу в этом направлении, и в 2002 году в ТГПУ им. Л.Н. Толстого был создан факультет искусств и гуманитарных наук. Помимо направления «Искусства и гуманитарные науки» на нем открылись направления «Теология» и «Религиоведение». В 2006-2007 гг. открываются магистратуры по направлениям «Религиоведение» и «Искусства и гуманитарные науки». Впервые у студентов появилось возможность выбирать индивидуальный путь обучения через программы концентрации. Следует заметить, что это было первым для университета шагом к переходу на двухуровневую систему образования. Лишь через несколько лет программы бакалавриата откроются на других факультетах. В начале пути нас ждали большие трудности: сменилось несколько деканов, был крайне ограниченным бюджет. Но направление успе но развивалось. И сегодня нам есть, чем гордиться. У нас прекрасный профессорско-преподавательский состав: доктор философских наук, профессор В.Н. Назаров, кандидат филологических наук, доцент Л. И. Решетова, доктор искусств, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств Майоров А.И. и многие другие.

Наши общие усилия направлены на то, чтобы в процессе обучения происходило становление каждого студента как сформировавшейся творческой личности.

Много было сделано для того, чтобы в нашем направлении появились новые составляющие - началась подготовка журналистов, создан Молодежный ииновационный центр культурного туризма и прикладной этики, ряд курсов стал строиться на основах мультикультурного образования. Наш факультет ещё молодой. Но он уже прошёл большой путь, преобразился, изменился. Сейчас он активно и динамично развивается.

Научная работа

Важнейшим ориентиром для организации обучения студентов была и остается научная работа. Особое значение она приобретает в магистратуре, где неотъемлемой частью является научно-исследовательская и научно-педагогическая практики. И, конечно же, написание научной работы - магистерской диссертации. Помочь в этом призваны «Научно-методические семинары аспирантов, магистрантов и молодых преподавателей кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова», которые проводятся с 2008 года с целью приобретения навыков научно-исследовательской работы. Данные семинары имеют своей целью способствовать научному исследованию коренных мировоззренческих, методологических и ценностных проблем, стоящих перед современной цивилизацией, логическому, методологическому и философскому анализу развития и функционирования различных сфер жизни общества и его социальных институтов. Семинары включают в себя обсуждение научных сообщений, положений авторефератов и кандидатских диссертаций аспирантов, магистерских диссертаций и выпускных квалификационных работ студентов, что в последствие отражается в публикации результатов своих исследований в различных научных трудах.

Научная работа отличается систематичностью, сочетанием фундаментальной и прикладной направленности исследований. К юбилею направления «Искусства и гуманитарные науки» был создан Молодежный ииновационный центр культурного туризма и прикладной этики, в работе которого участвуют магистры данного направления. Выпускница магистратуры, а в настоящее время, аспирантка Микуцкая Марина Юрьевна выполняет на базе данного Центра исследования в рамках подготовки кандидатской диссертации «Развитие культурного туризма в Тульском регионе».

Часть выпускников магистратуры продолжают образование в аспирантуре по специальностям 09.00.05 «Этика», 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры», 09.00.14 «Философия религии и религиоведение». В настоящее время таких аспирантов более десяти.

Большинство защит проходит в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, где работает объединенный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций

ДМ 212.270.02. Только за последние пять лет аспирантами и соискателями кафедры было защищено более 15 кандидатских и 1 докторская диссертации (Бирюкова Э.А. Духовно-нравственное оздоровление человека: анализ сущности и виртуально-образных форм (этико-философское исследование)), выполненные под научным руководством д.ф.н., проф. Мелешко Е.Д., д.ф.н., проф. Назарова В.Н., д.ф.н., проф. Мирошниковой Е.М.

Учебно-методическая работа

Теоретические и методологические основания проектирование учебных образовательных курсов в системе либерального образования базируются на следующих методологических принципах:

1. принципе системности;

2. принципе проблемности;

3. принципе историзма

Принцип системности выражается в выявлении категорий, обнаружение логической взаимосвязи этих категорий, их иерархичности и последовательности. Концептуальность курса определяется общей проблемой или законом которые пронизывают содержание дисциплины, (например, проблема антиномичности философского знания). Проблема рассматривается в историко-философском ракурсе, в процессе исторического развития идеи.

Все это дает возможность проектировать большие по объему материала курсы, выстраивать их в проблемном поле и хронологической последовательности, соблюдать исторические приоритеты и в конечном итоге получать системный продукт не только для аудиторных занятий, но и для самостоятельной работы студентов (напр., проектирование курсов «Философия», «Парламентская этика», курсов по выбору «Искусства морали», «Л.Н. Толстой и культура ислама» и т.д.).

Структура ряда учебных курсов для бакалавров и магистров направления «Искусства и гуманитарные науки» разработаны совместно со Смольным Институтом свободных искусств филологического факультета СПБГУ, по программе Министерства образования и науки РФ и института ислама «Культура ислама». Ведущими преподавателями кафедры Мелешко Е.Д., Назаровым В.Н., Гусовой С. А. разработаны УМК по философии, этике, эстетике, философии ценностей. Их структура следующая: аннотации курсов, программа курсов, электронные учебные пособия, методические рекомендации для преподавателя, рабочие тетради для студентов.

Электронные пособия построены по модульному принципу, и включают в себя: темы занятий модуля, глоссарий, ключевые слова, основное содержание тем, тесты по темам и тесты по курсу, список основной и дополнительной литературы, методические указания студенту и преподавателю, критерии оценивания результатов усвоения, итоговое

контрольное задание, академическое эссе. Рабочие тетради для студентов содержат проблемные вопросы, методические рекомендации по чтению первоисточников, задания по работе с текстом учебника, решение кроссвордов, составление таблиц, дополнительные материалы (глоссарий, словарные статьи, хрестоматия первоисточников).

Выпускники

Эффективность реализации системы либерального образования на Тульской земле доказывается успешностью их реализации в выбранном деле. Не всегда эта работа связана с искусством и педагогической деятельностью. И это не удивительно, ведь направление «Искусства и гуманитарные науки» изначально задумывалось как междисциплинарное, направленное на формирование творческих компетенций, востребованных на рынке труда. Среди выпускников нашего направления - директора предприятий (Антон Адамов, учредитель, генеральный директор, ООО "Игротэк"; Анна Белова, генеральный директор ООО "ДЭВАР"), ведущие специалисты в области искусства (Наталья Постникова (Ергунева), специалист экспозиционной и выставочной деятельности музея-усадьбы "Ясная Поляна"; Оксана Воронина, экскурсовод Тульского государственного музея оружия; Екатерина Наумова, звукорежиссер Театра Юного Зрителя, фотограф; Анастасия Барсукова, руководитель интернет-проектов в интернет-агентстве Registratura.ru; Светлана Мулыкина, тележурналист "ТВ Центр"), педагоги (Полина Субочева, педагог-организатор Тульского областного медицинского колледжа; Екатерина Ульяненкова (Семернина) и Евгения Швейнфорт, педагоги-организаторы МОУ ДОД "Дворец детского (юношеского) творчества").

Именно благодаря общему инновационному подходу, наш праздник прошел в несколько нетрадиционной форме - его завершением стала череда мастер-классов, проведенных преподавателями и аспирантами кафедры ФКПЭРиТ им. А.С. Хомякова. Особенно следует отметить, что проводить мастер-класс «Коллаж: человек играющий» пришла недавняя выпускница Осипян Э.Г. В настоящее время она работает художником-дизайнером в фирме "Шар-папье". Необычный, но вызвавший интерес мастер-класс провел выпускник бакалавриата, а в настоящее время магистрант кафедры ФКПЭРиТ им. А.С. Хомякова Величко И.В.- «Музыка heavy-metal».

Проведение мастер-классов преследовало несколько целей. Это и профориентационная работа со школьниками гуманитарных классов, призванная показать достоинства либерального образования. И просветительская работа в области культуры и искусства. И, конечно же демонстрация достижений наших выпускников.

Данный номер журнала «Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого» посвящен мастер-классам, проведенным в рамках празднования юбилея направления «Искусства и гуманитарные науки» в ФГБОУ ВПО

«ТГПУ им. Л.Н. Толстого». Надеемся, что он поможет читателям представить специфику образовательного процесса на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук не только с академической, но и с практической стороны.

Новости

Старший научный сотрудник кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» Ю.В. Назарова стала лауреатом премии Российского исторического общества, посвященной двадцатилетию Федерального Собрания и Конституции РФ для молодых ученых.

На конкурс поступило почти 150 заявок из разных регионов: научные монографии, документальные публикации, проекты нормативно-правовых актов, образовательные и просветительские проекты в области изучения истории парламентаризма, законотворчества, парламентской и правовой культуры.

Третьей премии была удостоена монография кандидата философских наук Ю.В. Назаровой «Парламентская этика в России: опыт Государственной Думы 1906-1917 годов» - результат комплексного исследования опыта отечественного парламентаризма с этико-философской точки зрения.

«Парламентская этика приобретает в России особую актуальность в период построения демократии и развития демократических ценностей. Я уверена, что опыт дореволюционной России важен и для современного общества. Прежде всего было интересно исследовать этико-нормативную

составляющую деятельности Думы 1906-1917 годов», - говорит Юлия Владимировна.

Награды лауреатам премии вручил председатель РИО С.Е. Нарышкин. Открывая церемонию награждения, он отметил, что 27 апреля впервые будет отмечаться новая памятная дата - День российского парламентаризма:

- В этой профессиональной аудитории излишне говорить, что история нашей Государственной Думы складывается из 11 дореволюционных и 20 последних лет, - сказал Сергей Евгеньевич.

Председатель Госдумы пригласил победителей выступить в российском парламенте с лекцией, а также присоединиться к депутатам Госдумы в начале сентября, чтобы совместно провести в школах открытые уроки по истории парламентаризма.

В церемонии награждения приняли участие члены Экспертного совета и Совета по культуре при Председателе Государственной Думы, члены Совета РИО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.