Научная статья на тему 'Культурноаксиологические практики: социальнопросветительский проект научной школы (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)'

Культурноаксиологические практики: социальнопросветительский проект научной школы (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
126
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНФЛИКТ / КУЛЬТУРНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА ПАРЛАМЕНТАРИЗМА / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ЦЕНТР / TRADITIONAL AND INNOVATIVE VALUES / CONFLICT / CULTURAL AND AXIOLOGICAL PRACTICE / SOCIAL TECHNOLOGY / ARTS EDUCATION / THE CULTURE OF PARLIAMENTARIANISM / CULTURAL TOURISM CENTER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мелешко Елена Дмитриевна, Назаров Владимир Николаевич

В статье представлена концепция научно-исследовательского проекта, разрабатываемого коллективом научной школы «Социально-философские проблемы прикладных исследований в культурологии, религиоведении, этике» под руководством проф., д.филос.н. Назарова В.Н., проф., д.филос.н. Мелешко Е.Д., в котором рассматриваются идеи проекции теоретических гуманитарных исследований на современные культурные практики. В связи с этим выделены основные современные культурно-аксиологические практики в конфликте традиционных и инновационных ценностей и социальные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL PRACTICES AXIOLOGICAL: SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECT SCIENTIFIC SCHOOL (TULA STATE LEV TOLSTOY PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

The article introduces the concept of a research project, developed by a team of scientific school "Socio-philosophical problems of applied research in cultural studies, religious studies, ethics" under the guidance of prof., Doctor of Philosophy Nazarov V.N., prof., Doctor of Philosophy. Meleshko E.D., which deals with the idea of the projection of the theoretical humanities research on contemporary cultural practices. In this connection, it highlights the main modern cultural practices axiological conflict of traditional and innovative values and social technologies.

Текст научной работы на тему «Культурноаксиологические практики: социальнопросветительский проект научной школы (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)»

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Е. Д. Мелешко

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

В. Н. Назаров

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

КУЛЬТУРНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ: СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ (ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО)

В статье представлена концепция научно-исследовательского проекта, разрабатываемого коллективом научной школы «Социально-философские проблемы прикладных исследований в культурологии, религиоведении, этике» под руководством проф., д.филос.н. Назарова В.Н., проф., д.филос.н. Мелешко Е.Д., в котором рассматриваются идеи проекции теоретических гуманитарных исследований на современные культурные практики. В связи с этим выделены основные современные культурно-аксиологические практики в конфликте традиционных и инновационных ценностей и социальные технологии.

Ключевые слова: традиционные, инновационные ценности, конфликт, культурно-аксиологические практики, социальные технологии, гуманитарное образование, культура парламентаризма, культурный туризм, центр.

E. D. Meleshko

TSPU (Tula, Russia)

V. N. Nazarov

TSPU (Tula, Russia)

CULTURAL PRACTICES AXIOLOGICAL:

SOCIAL AND EDUCATIONAL PROJECT SCIENTIFIC SCHOOL (TULA STATE LEV TOLSTOY PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

The article introduces the concept of a research project, developed by a team of scientific school "Socio-philosophical problems of applied research in cultural studies, religious studies, ethics" under the guidance of prof., Doctor of Philosophy Nazarov V.N., prof., Doctor of Philosophy. Meleshko E.D., which deals with the idea of the projection of the theoretical humanities research on contemporary cultural practices. In this connection, it highlights the main modern cultural practices axiological conflict of traditional and innovative values and social technologies.

Keywords: traditional and innovative values, conflict, cultural and axiological practice, social technology, arts education, the culture of parliamentarianism, cultural tourism center.

3

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

Президент России Владимир Путин в ходе своего выступления перед федеральным собранием (2013 г.) выступил в защиту традиционных ценностей. Путин процитировал философа Николая Бердяева, который считал, что «смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме». В некоторых странах мира, по словам президента, идет процесс разрушения традиционных ценностей, что может привести к негативным последствиям для всего общества. Президент выразил сожаление тем, что во многих государствах пересматриваются нормы морали и нравственности и от общества требуют «обязательного признания равноценности добра и зла, противоположных по смыслу понятий». Ценностная парадигма современного общества, и в частности России, по мнению В.В. Путина, основана на здравом смысле, определяющим ценностные ориентиры развития личности и общества, в центре которых «многовековой опыт, не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совместной органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства». Защита традиционных ценностей является актом действительной демократии, так как традиционным ценностям привержено большинство мирового сообщества.

Ценностная парадигма современного общества, действительно, является актуальной проблемой современной секулярной культуры, охваченной вызовами, связанными с процессами глобализации во всех сферах жизни, на фоне расширения экономических и культурных связей, геополитических устремлений и интересов государств, неравномерностей культурного и социального развития различных стран, и, как следствие, противоречий, конфликтов и дилемм национального и общекультурного контекста.

Вызовы культуры, вместе с необходимостью изменения традиционных форм развития науки, образования, экономики, рождают потребность в инновационных культурно-аксиологических практиках, раскрывающих новые ценностные измерения общественного развития. В связи с этим мы предполагаем представить развернутый систематический анализ традиционных культурных ценностей в исторической ретроспективе и современной перспективе. Это предполагает обозначить теоретические модели ценностей, как в истории философских учений, так и в современной культурнофилософской традиции, их преломление в культурно-аксиологических практиках гуманитарного образования, культуры парламентаризма,

культурного туризма.

Культурно-аксиологические практики - термин, который нами впервые вводится в терминологический научный обиход, обозначая ценностнозначимые и наиболее актуальные сферы культурного развития современной России. Основные направления современных культурно-аксиологических практик представлены в культуре парламентаризма как ценностной основы демократического государственного устройства, образования как условия аксиологической безопасности, культурного туризма как средства практики культурных коммуникаций и ценностного обмена.

4

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

Динамика развития культурных практик зависит от ценностного содержания и практической значимости, что известной степени определяется не только теоретическими проектами, но и социальными технологиями. Разворот гуманитарного знания и гуманитарного образования к гуманитарным и социальным технологиям в настоящее время имеет большое значение для развития не только гуманитарного, но и естественнонаучного знания. Создание социальных технологий связано с теоретическими обоснованиями, в частности, с моделями традиционных и инновационных ценностей. В связи с этим в перед исследователями в области гуманитарного знания стоит задача разработки модели традиционных ценностей как синтеза общечеловеческого и национального; инновационные ценностные модели могут быть обозначены как результат конфликта и дилемм инновационного процесса, имеющего мощный потенциал дальнейшего развития.

Таким образом, мы можем констатировать, что конфликт традиционных и инновационных ценностей в сфере культуры проецируется на культурноаксиологические практики: гуманитарное образования, парламентаризм, культурный туризм, что стимулирует создание и научно-исследовательскую разработку социальных технологий в этой области.

Данный проект, являясь социально-просветительским, представляет собой принципиально новую в гуманитарном знании систему социальных технологий, имеющих инновационное содержание, основывающуюся на принципах креативности, кросскультурного и интегративного подходов в сферах: гуманитарного образования, культуры парламентаризма, культурного туризма с учетом традиционных ценностей российского общества.

- Проект имеет фундаментально-прикладной характер, основанием которого является конфликт традиционных и инновационных ценностей как ответ на вызовы культуры, диктующими необходимость кардинальных изменений в общественном и культурном развитии страны.

-Узловыми сферами этих изменений является власть, ценностным содержанием которой демократия, образование, определяемое как ценность инновационного, креативного «прорыва» в науке и межкультурные коммуникации, концентрирующимися в контенте ценностей просветительства культурного туризма.

- Социальные технологии в области развития гуманитарного образования в высшей школе - создание межрегионального Центра инновационных идей и гуманитарных технологий на базе ТГПУ им. Л.Н. Толстого, ТГУ и ВГУ. Организация конференций, семинаров, мастер-классов, создание тематических групп в социальных сетях Facebook и Вконтакте. Создание «системы обратной связи» с ведущими центрами Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

- Социальные технологии в сфере парламентской культуры: создание в социальных медиаинформационного ресурса «Этика депутата». Осуществление экспертизы и введение алгоритма этического режима в систему работы региональных парламентов. Обоснование и введение систематического этического и правового образования в школе депутата.

5

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

- Социальные технологии в области культурного туризма: мониторинг и алгоритм этического кодекса туроператора и туриста. Организация в социальных сетях медиаинформационного проекта «Этические особенности межкультурных коммуникаций».

Культурное развитие общества в большей степени зависит от развития науки и образования. Причем, развитие гуманитарного образования и науки имеет не меньшее значение, чем развитие естественнонаучного знания.

В настоящее время современное гуманитарное образование переживает глубокий кризис, который обнаружил противоречие между инновационными вызовами культуры и традиционной системой образования, традиционными и инновационными ценностями образования. Возникла потребность в создании прикладных гуманитарных наук и технологий, проецирующихся на социокультурную реальность, интеграции гуманитарного знания с другими областями знаний.

Потребность в интегративном знании и специалистах наиболее ярко проявилась в проекте «Атлас профессий», выделивших интегративные профессии, в котором представлены новые востребованные компетенции системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации, умение управлять процессами и проектами, навык программирования IT-решений. клиентоориентированность, мультиязычность и мультикультурность, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач, способность к художественному творчеству и наличие развитого эстетического вкуса. Потребность «прорыва» к инновационному гуманитарному знанию и новым социальным технологиям имеет место в различных публикациях и конференциях [коммент. 1]. Организации Центров гуманитарных исследований (Центра обновления гуманитарных наук (The Centre for Humanities Innovation) в Даремском университете (Англия)) - теории к проективной и

трансформативной деятельности. Центр представляет собой «Репозиторий новых идей» (Repository of new ideas), где могут быть опубликованы идеи всех желающих, в новом гуманитарном журнале «Minima: А Journal of Intellectual Micro Genres». В России и странах ближнего зарубежья существуют аналогичные Центры: Центры гуманитарных технологий (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.), Летучий университет, Белорусский Коллегиум, открытые лекции Европейского кафе, публичные мероприятия ЕГУ «Artes Liberales» [1], Центр Трансгуманистического движения с идеей новой концепции эволюции человека в современных условиях, содействия развитию новых и традиционных наук [2], Центр гуманитарных технологий [3] информационно-аналитическое агентство, которое систематизирует и распространяет информацию об основных направлениях и рынках гуманитарных технологий в России и за рубежом:

В отличие от них цель Центра инновационных идей и гуманитарных технологий - создать, во-первых, банк идей в области гуманитарного знания эквивалентных по своей ценности естественнонаучным теориям,

6

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

художественным сюжетам, визионерским откровениям (в духе Эд. Кейси), альтернативным моделям знания (в духе Лоренса Гарднера) и т.п. Во-вторых, представить описание моделей социальных технологий в гуманитарном образовании, культуре парламентаризма, культурном туризме, используя ситуативный анализ, для чего создать банк конфликтных ситуаций и параметры выбора снятия конфликта. В-третьих, подготовить материалы для сайта, используя тематические ресурсы, специализированную литературу, осуществляя связь с аудиторией посредством конференций, семинаров, мастерклассов, создания тематических групп в социальных сетях Facebook и Вконтакте.

Анализ исследований по проблеме разработанности ценностных теорий культурно-аксиологических практик и социальных технологий [коммент. 2], позволил выделить следующие характеристики кризиса современного гуманитарного образования, в основе которых экономический кризис, отсутствие социального регулирования государства; потребительское отношение к образованию, техноцентризм современного общества; секуляризация общества.

Содержание кризиса обозначило необходимость: трансформации

образования; перехода на инновационную стадию развития знания; организации процесса получения знания; выявлении и исследовании конфликта традиционных и инновационных ценностей образования, соотношения и приоритетов либеральной, светской и религиозной парадигм ценностей (религиозных и нравственных ценностей). Кризис гуманитарного образования обозначил конфликт между традиционными и инновационными проектами образования, в результате чего в некоторых странах были созданы центры, например, Центр гуманитарных инноваций (Чи), The Centre for Humanities Innovation (CHI) Университет Дарем, Великобритания, цель которого содействие интеллектуальному творчеству в науке, создание новых идей, понятий, терминов, парадигмы, психических схем и других продуктов интеллектуальной воображения. Приоритетом центра являются изобретение и распространение новых форм мышления в ориентированных на будущее гуманитарных науках. Центр опирается на Minima, онлайн журнал интеллектуальной «микро-жанров», «репозитория из новых идей», «Задачи гуманитарных наук», организует семинары, практикумы, и коллективные импровизации различной тематики, рассматривающих состояние и перспективы гуманитарных наук. Руководитель: Михаил Эпштейн, профессор российской и культурной теории, кафедры современных языков и культуры, Университет Дарема. Заместитель директора: Caitriona Ni Dhhill, старший преподаватель кафедры современных языков и культур Университет Дарема. Дарин Барни, Роберт Барски, Джулия Камминг, Эдвард Г. Фридман, Петер Хичкок, Майкл Холквист, Уильям Айви, Майкл Джемтруд, Десмонд Мандерсон, Марк Шонфилд, Уилл Строу, Сесилия Тичи, Пол Яхнин, Ли Йеттер [4].

7

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

Комментарии

- См.: «Власть в глобальном и культурном контексте» (г. Москва,

Российская академия государственной службы при Президенте РФ, февраль 2006; Симпозиум «Инновации и современность» в рамках Первого международного молодежного инновационного Форума «Интерра» (г.

Новосибирск, сентябрь 2009; «Сибирь - Америка» «Вызовы инновационного развития» г. Новосибирск, июнь 2010); Симпозиум «Инновации как фактор стратегии модернизации» в рамках Второго международного молодежного инновационного Форума «Интерра» (г. Новосибирск, сентябрь 2010; Симпозиум «Инновационный человек и инновационное общество» в рамках Третьего международного молодежного инновационного Форума «Интерра» (г. Новосибирск, сентябрь 2011) Симпозиум «Инновации как драйвер социокультурного развития» в рамках Четвертого международного инновационного Форума «Интерра» (г. Новосибирск, сентябрь 2012)

- Архитектоника проекта основана на исследованиях зарубежных и отечественных ученых, а также на научных работах коллектива научной школы. Аксиологические теории рассматривались в трудах Канта, Гегеля, Ницше, Г. Риккерта и В. Виндельбанда, Э. фон Гартмана, Э. Гуссерля, М. Шелера, В. Дильтея, М. Вебера, Д. Дьюи, Т. Парсонса, М. Рокича, А. Маслоу,

A. Тоффлера, Н. Решера, К. Боулинга, Дж. Гэлбрейта. А.С. Хомяковым, Н.О. Лосским, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Н.Я. Данилевским, Ф.М. Достоевским, Вяч. Ивановым, В. Соловьевым, В. Эрном, В. А. Василенко, О.Г. Дробницким,

B. П. Тугариновым были заложены методологические основы советской

аксиологии. В 70-ые гг. В.А. Ядов и в 80-ые гг. С.Г. Климов, Н.Ф. Наумов, В.Б. Ольшанский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.А. Рубинштейн, Б.С. Братусь, Б.И. Додонов, Б.В. Зейгарник, А.Г. Спиркин, Л.М. Архангельский, И.Ф. Балакиной, К. Гулиан, О.Г. Дробницкий, С.И. Попов, Л. Сиклаи, В.П.

Тугаринов, А.Ф. Шишкин, Т.Н. Горнштейн, М.А. Кисель, В.В. Прозерский, Е.А. Рудельсон, Э.В. Соколов, В.Н. Шердаков, Л. А. Чухина, В. Блюмкин, А. Запесоцкий, В. Тугаринов, Анисимова, О. Бакурадзе, Ю. Борева, С. Гольдентрихт, А. Гулыга, В. Додонов, A. Здравомыслов, В. Иванов, А. Ивин, В. Келле, К. Любутина, М. Мамардашвили, Е. Мамчур, Н. Мотрошилова, И. Нарский, Б. Орлов и Н. Эйнгорн, С. Рубинштейн, Л. Столович, М. Туровский, А. Хапсироков, Н. Чавчавадзе, Л. Чухина, Г. Шингаров, В. Ядов, В.В. Ильин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.И. Лапин, Ю. Левада, В.О. Оссовский, Л.Н. Столович, С.Ф. Анисимова, Б.С. Галимов, В.С. Грехнёв, А.Я. Гуревич, П.А. Горохов, Е.В. Дегтярев, М.С. Каган, Л.Н. Коган, В.А. Кувакина, В.А.

Лекторский, И.Я. Лойфман, К.Н. Любутина, Л.А. Микешина, Д.А. Нуриева, Д.В. Пивоварова, С.М. Поздяева, С.Л. Слободнюк, В.И. Толстых, Ф.С. Файзуллина, В.Г. Федотова, В.С. Хазиева, Э.Г. Юдина, В.А. Яковлева - теории личностной автономии (Д. Рац, Дворкин, Джилл, С. Уолл, С. Бенн, Янг) Анализ индивидуалистических теорий - К.Поппер, Д. Бьюкенен, Г. Таллок, Хэмптон, коммунитарных теорий (Э. Гутман, Сэнделл), аксиологического подхода

8

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

психологической наукой - Р Кенней, Тс. Макигуши. Проблема

инновационного развития рассматривалась в работах И. Шумпетера, Н.Д. Кондратьева. В трудах западноевропейских ученых: А. Бандура, А. Грублера, П. Друкера, Ф. Котлера, Э. Роджерса, Д. Шон, в работах отечественных исследователей: И.В. Бестужев-Лады, Н.И. Лапины, А.И. Пригожина, М. Эпштейна, И.В. Чумаченко. Проблема гуманитарного образования

рассматривалась в трудах Делора Ж., Гениса А, Кучерука И.В., Лебедева О.Е. Патти Макгилл Питерсона Г., Перевозчиковой Л.С., Огурцова А.П., В.В. Платонова, Шор Ю.М., Шихатова С., Филиппова А.Ф. Выявление природы, особенностей возникновения, динамики, технологии оптимизации

конфликтов - в трудах Ф.М.Бородкина, О.Н. Громовой, В.В. Дружинина, Ю.Г. Запрудского, П.Г. Здравомыслова, Д.А. Зеркина, Н.М. Коряк, Е.И. Степанова; типологии конфликтов - А.Я. Анцуповой, Е.М. Бабосовой, А.В. Глуховой,

A. В. Дмитриевой, А.К. Зайцевой, Ю.Г. Запрудского, Т.Т. Сулимовой, В.А. Тишкова, А.И. Шипилова, Глуховой А.В. Дмитриевой, Ю.Г. Запрудского, В.Н. Кудрявцева, О. Мнацаканяна, Л.М. Никовской, B.C. Рахманина, Л.М. Романенко, B.C. Семенова, В.В. Серебрянникова, Е.И. Степановой, JI.H. Тимофеевой, К.Е. Трошиной, Л.Н. Чумиковой. Пед. инновации - К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Я.С. Турбовского. К. Ангеловски, B.C. Лазарева, A.M. Моисеева, Л.С. Подымовой, С.Д. Полякова,

B. А. Сластенина, Ю.С. Тюнникова, О.Г. Хомерики, А.В. Хуторского, Ю.В. Шмариона; оценки инновационных процессов образовании: Е В. Коротаевой, Л. Клариной, B.C. Лазарева, О.В. Шушпановой. Юсуфбековой.

организационным инновациям (B.Berg, W. Bridges; L. Coetsee; I. Drummond, M.G. Fullan, A. Hannan, I. Nixon, B. Ostergren; H.Silver; S.Stiegelbaner; Wiltshire; конфликты инновационного развития рассматривались в работах А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Н.Н. Кобзевой, Ю.Д. Красовского, Е. Полупановой, И И. Цыркун. Современные этические разработки проблемы представлены в трудах: А. А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, В. Бакштановского, Ю. Согомонова, А.И. Титаренко, В.Н. Назарова, Е.Д. Мелешко, А.В. Прокофьева, А.И. Разина, Э.А. Бирюковой, Ю.В. Назаровой.

Литература

1. Михеева Л. Спасение гуманитарного знания: миссия не выполнима?

[Электронный ресурс] // Новая Еуропа: [электронный журнал]. URL: http://n-europe.eu/article/2013/05/03/spasenie gumanitarnogo znaniya missiya ne vypolni ma (дата обращения: 15.12.2015) [Miheeva L. Spasenie gumanitarnogo znanija: missija ne vypolnima? [Jelek-tronnyj resurs] // Novaja Europa: [jelektronnyj zhur-nal]. URL: http://n-europe.eu/article/2013/05/03/spasenie gumanitarnogo

znaniya missiya ne vypolnima (data obrashhenija: 15.12.2015) (In Russ.)]

2. Российское Тран сгуманистическое Движение [Электронный ресурс] : официальный сайт. URL: www.transhumanism-russia.ru/ (дата обращения:

15.12.2015) [Rossijskoe Transgumanisticheskoe Dvizhenie [Jelektronnyj resurs] :

9

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого

№ 4, декабрь 2015 г.

oficial'nyj sajt. URL: www.transhumanism-mssia.ru/ (data obrashhenija: 15.12.2015) (In Russ.)]

3. Центр гуманитарных технологий [Электронный ресурс] : информационно-аналитический портал. URL: http:// gtmarket.ru (дата обращения:

15.12.2015) [Centr gumanitarnyh tehnologij [Jelektronnyj resurs] : informacionno-analiticheskij portal. URL: http://gtmarket.ru (data obrashhenija: 15.12.2015) (In Russ.)]

4. О ценности гуманитарных наук : доклад, подготовленный американскими и канадскими учеными в 2011-2012 гг. [Электронный ресурс] // Гефтер : интернет-журнал. 19.10.2012. URL: http://gefter.ru/archive/6539 (дата обращения:

15.12.2015) [O cennosti gumanitarnyh nauk : doklad, podgotovlennyj amerikanskimi i kanadskimi uchenymi v 2011-2012 gg. [Jelektronnyj resurs] // Gefter : internet-zhurnal. 19.10. 2012. URL: http://gefter.ru/archive/6539 (data obrashhenija:

15.12.2015) (In Russ.)]

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.