Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 4, декабрь 2015 г.
Научные сообщения
Хоу Цзюэ
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
ВЛИЯНИЕ ЭТИКИ КОНФУЦИЯ НА ВЗГЛЯДЫ И ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КНР СИ ЦЗИНЬПИНА
В научном сообщении приводится обзор использования председателем Китайской народной республики базовых идей конфуцианства. Особое внимание уделяется двум выступлениям китайского лидера на заседании Генеральной ассамблеи ООН и Пекинском университете. Устанавливается их синкретический характер, выделяются элементы конфуцианства, марксизма, европейского либерализма.
Ключевые слова: Китай, конфуцианство, Си Цзиньпин, культурный синкретизм.
Hou Czjuje
TSPU (Tula, Russia)
THE INFLUENCE OF CONFUCIUS ETHICS ON THE VIEWS AND PUBLIC SPEECHES BY THE PRESIDENT XI JINPING
In the scientific communication provides a review of the use of the Chairman of the people's Republic of China the basic ideas of Confucianism. Special attention is paid to two performances of the Chinese leader at a meeting of the General Assembly of the United Nations and Peking University. Their syncretic nature, distinct elements of Confucianism, Marxism, European liberalism.
Keywords: China, Confucianism, Xi Jinping, cultural syncretism.
Нельзя не заметить, что с приходом к власти в Китае Си Цзиньпина стал возрождаться и значительно возрос интерес к учению Конфуция, поощряемый как среди руководства страны, так и среди гражданского населения. Анализируя политику Си Цзиньпина, можно увидеть, что мнение председателя во многих вопросах схоже с принципами и понятиями конфуцианства; особенно явно это можно увидеть в публичных выступлениях и речах Си Цзиньпина.
Актуальность данной работы состоит в том, что анализ поставленной задачи, а именно общий вектор внутренней и внешней политики, проводимой Си Цзиньпином, и его соответствие учению Конфуция может помочь совершать определенные прогнозы в отношении развития общества в современном Китае, а также по отношению к связям с другими странами.
Новизна данной работы заключается в анализе публичных выступлений и речей председателя КНР Си Цзиньпина, их соответствие
62
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 4, декабрь 2015 г.
(или несоответствие) учению Конфуция и другим учениям или доктринам, соотнесение речей Си Цзиньпина с основными принципами Конфуцианства.
В отношении внешней и внутренней политики Си Цзиньпин зачастую руководствуется принципами, изложенными в учении Конфуция. Это можно проследить в его выступлениях, где он нередко приводит цитаты из трудов Конфуция, например, «Лунь Юй» и прочих источников. Ярким примером может служить выступление Си Цзиньпина перед преподавателями и учащимися Пекинского университета в 2014 году. В своей речи Си Цзиньпин говорил о выработанных за тысячелетия принципах и ценностях китайского народа. К таким ценностям он отнес трудолюбие, верность, честность, саморазвитие, уважение к старшим и доброжелательность [1]. Перечисляя эти ценности, Си Цзиньпин постоянно прибегал к цитированию Конфуция - к примеру, «народ -основание государства», «человек и природа - одно целое», «искать согласия в споре», «благородный муж должен постоянно
совершенствоваться, подобно непрестанно движущимся в небе светилам», «каждый человек несет ответственность за судьбу страны»,
«справедливость - главное во всех делах для благородного мужа», «у благородного мужа всегда найдутся единомышленники», «гуманный человек любит других», «способствовать добрым делам других людей», «не делать другим того, чего не хочешь себе», «чтить своих родителей и родителей других людей, заботиться о своих детях и детях других людей», «помогать в трудную минуту», «бояться не бедности, но неравенства»[2] и проч.
Также заслуживает внимания выступление Си Цзиньпина на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. В своей речи председатель КНР затронул ряд важных вопросов, относящихся к международному взаимодействию и сотрудничеству путем мирного диалога на равных условиях, призывая к отказу от конфликтов и вооруженных столкновений. Основная его мысль в этом вопросе - «закон джунглей больше не работает» и «камень, который сильный собирается кинуть в слабого, однажды может упасть на ногу сильному» [3]. Эти слова вполне соответствуют этике Конфуция, так как это согласуется с принципами человечности (жэнь), справедливости (и), благоразумия (чжи). Конфуций считал, что эти качества (и некоторые другие) присущи «благородному мужу (цзюнь цзы)», и наличие этих качеств у всех людей привело бы к всеобщему благу и процветанию. Говоря о равных условиях, Си Цзиньпин призвал представителей главенствующих мировых держав считаться с развивающимися странами и заявил о намерении Китая оказать материальную и военную поддержку африканским странам для стабилизации экономической ситуации и обеспечения общественного
63
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 4, декабрь 2015 г.
порядка [3], что соотносится с учением Конфуция, но лишь отчасти, так как если провести параллель между сильными державами и развивающимися странами, с власть имущими и простолюдинами, то Конфуций оправдывал социальное и классовое неравенство, но призывал к справедливому и бережному отношению повелителей к своему народу, говорил о моральном совершенствовании людей.
Если понимать слова Си Цзиньпина о равенстве в буквальном смысле, то есть как всеобщее социальное и классовое равенство, то в этом вопросе его взгляды близки к учению Мо-цзы, выступавшего за естественное равенство всех людей [4]. В своей речи Си Цзиньпин уделил большое внимание идее о том, что экономический рост международного сообщества возможен лишь при справедливом распределении средств между людьми. По мнение Си Цзиньпина, «невидимая рука» рынка должна быть в согласии с «видимой рукой» государства для гармоничного развития экономики. Эта мысль являет собой объединение мыслей Конфуция, Мо-Цзы и коммунистов, которые говорили о справедливом разделении средств в обществе.
Си Цзиньпин подчеркнул важность бережного отношения к природе и безвредного для окружающей среды развития технологий. Конфуций черпал некоторые свои идеи в природе - видя гармонию природы, он стремился научить гармонии людей. Вполне разумно, что, заботясь о природе и поддерживая ее в чистоте, человек более поспособствует своему духовному развитию.
Си Цзиньпин упомянул, что в настоящее время примерно 800 миллионов человек живут в крайней нищете, около 6 миллионов детей умирают, не дожив до шести лет, и почти 60 миллионов детей лишены возможности ходить в школу. По мнению Си Цзиньпина, все люди в обществе должны иметь равные права, и главное из них - право на образование, в котором китайский правитель видит ключ к светлому будущему, именно в этом видели смысл как Конфуций, так и Мо-цзы, а позднее - коммунисты.
Подводя итоги анализа публикаций выступлений главы КНР, необходимо подчеркнуть намерения Си Цзиньпина объединить духовные идеалы конфуцианства и доктрины коммунизма, что можно объяснить следующими причинами: в настоящее время, когда Китай набирает экономическое и культурное влияние на международной арене, страна нуждается в духовном идеале, в этом смысле философские и государственно-политические идеи Конфуция, определившие духовную жизнь Китая в течение двух тысячелетий, отвечают современным общественным запросам китайского общества.
Основные моральные и духовные ценности не меняются со временем, поэтому тем более не стоит пренебрегать колоссальным духовным опытом,
64
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 4, декабрь 2015 г.
накопленным за всю историю китайского государства - по этой причине учение Конфуция может стать незаменимым орудием для построения здорового, сильного и духовно развитого общества при успешном экономическом росте страны.
Под руководством Си Цзиньпина партия изменила свои идеологические лозунги в духе конфуцианства. На ее съезде в 2012 году, приуроченном к вступлению Си Цзиньпина на высший государственный пост, лозунги «центральных социалистических ценностей» уместились 12 слов, каждое из которых состояло из двух иероглифов. Некоторые на удивление напоминают западные - демократия, свобода и равноправие. Есть и социалистические лозунги, например, - «приверженность работе». Другие - такие, как гармония и откровенность, связаны с идеями конфуцианства [5].
В настоящее время желание лидера Китая изучить толкования изречений и деяний Конфуция вполне объяснимо, и, исходя из объективно понятных предпосылок, Китай по-прежнему будет черпать мудрость и силу в традиционной культуре; вместе с тем государству необходимо обладать достаточной мощью и уверенностью в своих силах перед лицом всего мира, нельзя постоянно подстраиваться под западные ценности. Необходимо в соответствии с принципом «ладить со средой, не отожествляясь с нею», распространять собственную культуру и взгляды.
Из проведенного анализа следует, что многие идеи и мысли Си Цзиньпина касательно развития общества и международных отношений отчасти позаимствованы у Конфуция. При разумной проекции традиционных китайских ценностей на развитие современного общества политика Си Цзиньпина может привести к положительным результатам в сфере как духовного, так и материального развития общества, в поисках грамотной международной политики, основанной на разумном компромиссе.
Литература
1. Речь Си Цзиньпина перед учащимися и преподавателями Пекинского
университета в 2014 году [Электронный ресурс] // Sunningview: [сайт]. URL: http://ru.sunningview.com/article/42066 (дата обращения: 15.11.2015). [Rech' Si Czin'pina pered uchashhimisja i prepodavateljami Pekinskogo universiteta v 2014 godu [Jelektronnyj resurs] // Sunningview: [sajt]. URL:
http://ru.sunningview.com/article/42066 (data obrashhenija: 15.11.2015). (In
Russ.)]
2. Переломов Л.С. Конфуций «Лунь юй» : исследования, перевод с китайского, комментарии. М.: «Восточная литература» РАН, 1998. 588 с. [Perelomov L.S. Konfucij «Lun' juj» : issledovanija, perevod s kitajskogo, kommentarii. M.: «Vostochnaja literatura» RAN, 1998. 588 р. (In Russ.)]
65
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого
№ 4, декабрь 2015 г.
3. Выступление главы КНР Си Цзиньпина на Г енеральной Ассамблее
ООН [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ : [сайт]. URL:
http://inosmi.ru/world/20151001/230573187.html (дата обращения: 15.11.2015). [Vystuplenie glavy KNR Si Czin'pina na General'noj Assamblee OON [Jelektronnyj resurs] // INOSMI.RU : [sajt]. URL:
http://inosmi.ru/world/20151001/230573187.html (data obrashhenija: 15.11.2015).]
4. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М.: Наука, 1985. 245 с. [Titarenko M.L. Drevnekitajskij filosof Mo Di, ego shkola i uchenie. M.: Nauka, 1985. 245 р. (In Russ.)]
5. Конфуций сказал - Си сделал : коммунистическая партия обращается за помощью к древней философии [Электронный ресурс] // Marketsolves: world economic news : [сайт]. URL: http://marketsolves. com/konfutsii-skazal-si-sdelal/ (дата обращения: 15.11.2015). [Konfucij skazal - Si sdelal : kommunisticheskaja partija obrashhaetsja za pomoshh'ju k drevnej filosofii [Jelektronnyj resurs] // Marketsolves: world economic news : [sajt]. URL: http://marketsolves.com/konfutsii-skazal-si-sdelal/ (data obrashhenija: 15.11.2015). (In Russ.)]
6. История восточной философии / отв. ред. М.Т. Степяниц. М.: ИФРАН, 1998. 120 с. [Istorija vostochnoj filosofii / otv. red. M.T. Stepjanic. M.: IFRAN, 1998. 120 р. (In Russ.)
66