Научная статья на тему 'Научно-теоретические и практические аспекты развития историко-культурного туризма в Калининградской области'

Научно-теоретические и практические аспекты развития историко-культурного туризма в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
588
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / TOURISM DEVELOPMENT / HISTORICAL AND CULTURAL TOURISM / THE KALININGRAD REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Найденко Александр Леонидович

В данной статье представлены результаты изучения основных научно-теоретических подходов к определению сущности понятия «историко-культурный туризм», его особенностей. Кроме того, отражено современное состояние развития этого вида туризма в одном из регионов Российской Федерации Калининградской области. Выявлены факторы, оказывающие негативное и позитивное влияние на развитие историко-культурного туризма в Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Найденко Александр Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические и практические аспекты развития историко-культурного туризма в Калининградской области»

Научно-теоретические и практические аспекты развития историко-культурного туризма в Калининградской области

Scientific-theoretical and practical aspects of the development of historical and cultural tourism in the Kaliningrad region

Найденко А.Л.1 A. Naidenko

В данной статье представлены результаты изучения основных научно-теоретических подходов к определению сущности понятия «историко-культурный туризм», его особенностей. Кроме того, отражено современное состояние развития этого вида туризма в одном из регионов Российской Федерации - Калининградской области. Выявлены факторы, оказывающие негативное и позитивное влияние на развитие историко-культурного туризма в Калининградской области.

This article presents the results of studying the main scientific and theoretical approaches to the definition of the essence of the concept of "historical and cultural tourism", its features. In addition, it reflects the current state of development of this type of tourism in one of the regions of the Russian Federation - the Kaliningrad region. Factors that have a negative and positive impact on the development of historical and cultural tourism in the Kaliningrad region have been identified.

Ключевые слова: развитие туризма, историко-культурный туризм, Калининградская область.

Keywords: tourism development, historical and cultural tourism, the Kaliningrad region.

1 Научный руководитель - д.э.н., профессор Зайцева Н.А., РЭУ им. Г.В. Плеханова

Развитие историко-культурного туризма является одним из актуальных направлений, так как играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. Новое понимание культуры в общественном развитии и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы культурного туризма как фактора регионального развития [4, с. 32].

Рассмотрим далее основные научные подходы к определению сущности понятия «историко-культурный туризм» (таблица 1.).

Таблица 1.

Основные научно-теоретические подходы к определению сущности понятия

«историко-культурный туризм»

№ п/п Определение понятия Авторы, источник

1 Историко-культурный туризм - это туризм, предлагающий туристу экскурсионные программы, основанные на получении художественно-эстетических впечатлений, побуждающие к приобретению исторических и культурологических знаний и художественно-эстетических эмоций. Лелина Е.И. [7, с. 58]

2 Историко-культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их неизменного места проживания, мотивированное полностью либо отчасти интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места обычного времяпровождения местного населения, отображающих историческое наследие, инновационное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новейшей информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей Карпова Г. А., Хорева Л.В.. [5, c.135]

3 Культурный туризм - это вид туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями. Халява О.А. [9, с. 127]

4 Technical definition of cultural tourism: all movements of persons to specific cultural attractions, such as heritage sites, artistic and cultural manifestations, arts and drama outside their normal place of residence. Richards, G. Cultural Tourism Research Methods.[10, с. 15]

Таким образом, по данным таблицы 1 видно, что в основном указанные в ней специалисты в этой области исследования рассматривают историко-культурный туризм как познание культуры и культурного наследия страны, участие в туристической программе, цель которой состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями обитателей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, разными формами проведения досуга местных жителей.

Представляется подходящим рассматривать наиболее широкий подход, который предложили Лелина Е.И. и Тереханова А. А.: «Историко-культурный туризм - это туризм, предлагающий туристу экскурсионные программы, основанные на получении художественно-эстетических впечатлений, побуждающие к приобретению исторических и культурологических знаний и художественно-эстетических эмоций». Поэтому дальше в работе будет применено следующее определение понятия «историко-культурный туризм» - это перемещение туристов из неизменного места обитания, мотивированное посещением культурных центров, достопримечательностей, музеев, исторических мест с главной целью ознакомления с историей и культурой страны в разных её проявлениях.

В результате проведенного исследования развития «историко-культурный туризм» в Калининградской области можно обосновать следующие основные проблемы, негативно влияющие развитию данного вида туризма в этом регионе:

1. В Калининградской области имеет место проблема плохого обслуживания как самих объектов туристического показа, так и прилегающей инфраструктуры.

Из-за этой проблемы, например, пешеходные экскурсии не могут набрать большую популярность - прогулки не всегда доступны туристам из-за плохого состояния дорог. Реставрация и поддержание зданий в должном виде даст развитие архитектурному туризму [8]. Хорошим примером может служить Кафедральный собор в Калининграде.

Рис. 1. Кафедральный собор г. Калининград

Кафедральный собор - место, имеющее богатую историю, начинающуюся с XIV века, находящееся не в самом лучшем состоянии до конца 90-х. Сейчас собор восстановлен и имеет большую популярность не только у туристов, но и местного населения.

2. Плохая информированность туристов об объектах культуры в окрестностях Калининграда приводит к тому, что основная часть туристов, особенно иностранных, посещает только самый центр г. Калининграда, обделяя вниманием достопримечательности, которые слишком удалены от города.

Усиление рекламно-информационной деятельности учреждений культуры и туристских компаний помогло бы решить проблему смежных видов туризма. Такие города, как Черняховск, Гусев, Советск обделены вниманием туристов, хотя представляют большую историческую и культурную ценность.

3. Недостаточный уровень подготовки специалистов, занимающихся оказанием услуг в области историко-культурного туризма [3, с. 39], является одной из сдерживающих причин развития этого вида туризма в Калининградской области.

Профессиональная подготовка и переподготовка кадров могла бы повысить эффективность и качество обслуживания. К сожалению, в области не так много ВУЗов, способных предоставить полноценное образование в туристической сфере. Сейчас насчитывается пять учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров в регионе.

Компаниям, занимающимся оказанием услуг по направлению «историко-культурного туризма», в системе корпоративного менеджмента важно оценить перспективы развития данного вида туризма. В результате проведенного исследования были выявлены следующие перспективы развития историко-культурного туризма в Калининградской области:

1. Создание новой туристической инфраструктуры в Калининградской области в связи с ростом популярности экологического и сельского туризма повысило привлекательность турпродукта, что привело к стабильному росту туристического потока.

В настоящее время туристов все больше привлекает культурная просветительская деятельность на базе археологических, этнографических, исторических, архитектурных, природно-ландшафтных памятников [6]. В связи с этим развиваются комплексные музеи под открытым небом. Примером могут стать раскопки Королевского замка в Калининграде, которые планируется превратить в музей под открытым небом. Это в будущем музей, сочетающий в себе элементы историко-культурного и археологического туризма. Создание нового вида интерактивного туризма привлечёт все больше количество внутренних и внешних туристов.

Кроме того, следует активнее продвигать уже известные среди тех, кто хоть раз был в Калининграде, объекты показа, например, Фридландские ворота. Только за период с января по сентябрь текущего года этот объект показа посетили 67 тысяч человек, из которых 50 тысяч человек пришли в сам музей и 17 тысяч человек на выездные выставки, проводимые в этом музее.

Рис. 2. Фридландские ворота в г. Калининград

Поможет привлечь туристов создание схемы интерактивного туристического маршрута по улицам г. Калининграда. С помощью мобильной связи у туриста появляется возможность получить информационную справку об объекте, получить исторические виды. Данный сервис предлагает различные туристические программы с элементами игры, которые доступны для туристов на их собственных смартфонах. Программа составляется в зависимости от предпочтений, времени года и других ключевых аспектов любого путешествия.

2. Создание новой инфраструктуры в связи с проведением Чемпионата Мира по футболу в 2018 году повышает привлекательность регионального турпродукта и приводит к стабильному росту туристического потока, в том числе по направлению «историко-культурный туризм»[1].

Ожидаемое увеличение потока туристов является ярким примером того, как событийный туризм может влиять на развитие гостиничной индустрии. На сегодняшний день уже была открыта гостиница «ibis», «Radisson», «Kaiserhof» а так же ведется строительство еще нескольких гостиниц [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при большом количестве культурных объектов, главной причиной задержки развития историко-культурного туризма является плохая организация, невозможность обеспечить все условия для комфортного пребывания туристов и ознакомления с культурной программой.

Увеличение потока туристов в Калининградскую область даст импульс к развитию и модернизации историко-культурного туризма, расширению спектра оказываемых услуг, способных удовлетворить разнообразные потребности современных туристов.

Литература

1. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2025 года» Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ь11р:/^0У^агап1.га/8Е8810К/Р1Ь0Т/тат.Ь1;т(дата обращения: 03.11.2017).

2. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калининградской области «Туризм». Департамент перспективного развития министерства по культуре и туризму Калининградской области: Официальный сайт: https://tourism.gov39.ru/ [Электронный ресурс]- Режим доступа: Дата обращения: 06.11.2017.

3. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. / Н.А. Зайцева. М. Издательский центр Академия, 2005, - 240 с.

4. Зайцева Н.А. Практикум по менеджменту туризма / Н.А. Зайцева. М. Издательство Форум - Инфра-М., 2007, - 160 с.

5. Карпова Г.А. Экономика и управление туристской деятельностью: Учебное пособие / Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. - Спб: СПбГУЭФ, 2011. — 268 с.

6. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://publications.hse.ru/chapters/78358566. Дата обращения: 05.11.2017.

7. Лелина Е.И. Историко-культурный туризм в современном образовательном пространстве / Е.И. Лелина, А.А. Тереханова // Альманах современной науки и образования. - 2016. - №7. - С. 56-63.

8. Никольская Е. Ю. Стратегии развития внутреннего туризма в России /Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Вып. 1. - Самара, 2016. - Режим доступа:Ь11рв://^га2уШе.га/^р-соп1еп1;/ир1оаё8/2016/02/Nikolskaya.pdf. Дата обращения: 04.11.2017.

9. Халява О. А. Социокультурные и правовые основания развития культурного туризма / О.А. Халява //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №1. - С. 120-132.

10. Richards, G. Cultural Tourism Research Methods. / Richards, G.Munsters W. - Wallingford, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.