Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития туристско-рекреационного комплекса в Калининградской области'

Формирование стратегии развития туристско-рекреационного комплекса в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
680
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / KALININGRAD REGION / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ТУРИСТ СКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / TOURIST TRAFFIC / TOURISM AND RECREATIONAL COMPLEX / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / PROBLEMS OF TOURISM DEVELOPMENT / БАЗЫ ОТДЫХА / RECREATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Айдаров Лечи Аюбович, Лавров Виктор Валерьевич

В статье рассмотрены особенности развития туризма в Калининградской области. Серьезное внимание уделено вопросам разработки стратегии функционирования туристско-рекреационного комплекса в Калининград ской области. Представлена классификация проблем с подробной характе ристикой, что важно учитывать при формировании стратегии развития туризма. Рассмотрены тенденции развития туризма, которые будут спо собствовать улучшению социально-экономической ситуации в регионе и повысят конкурентоспособность туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Айдаров Лечи Аюбович, Лавров Виктор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY FOR TOURISM AND RECREATIONAL COMPLEX IN THE KALININGRAD REGION

The article dwells upon the features of tourism development in the Kaliningrad re gion. Considerable attention is paid to the issues of strategy development of tour ism and recreational complex functioning in the Kaliningrad region. It also gives the detailed problems classification that is important to consider when forming a tourism development strategy. The article presents the tendencies of tourism devel opment which may help to improve the social and economic situation in the region and raise the competitiveness of the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития туристско-рекреационного комплекса в Калининградской области»

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА

В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

DEVELOPMENT STRATEGY FOR TOURISM AND RECREATIONAL COMPLEX IN THE KALININGRAD REGION

УДК 338.48(470.26)

АйДАРОВ Лечи Аюбович

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, доктор экономических наук, [email protected]

AYDAROV Lechi Ayubovich

Professor of the Economic and Social Processes Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Doctor of Economics

ЛАВРОВ Виктор Валерьевич

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]

LAVROV Victor Valerievich

Associate Professor of the Economic and Social Processes Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрены особенности развития туризма в Калининградской области. Серьезное внимание уделено вопросам разработки стратегии функционирования туристско-рекреационного комплекса в Калининградской области. Представлена классификация проблем с подробной характеристикой, что важно учитывать при формировании стратегии развития туризма. Рассмотрены тенденции развития туризма, которые будут способствовать улучшению социально-экономической ситуации в регионе и повысят конкурентоспособность туристской индустрии.

Ключевые слова: туризм, Калининградская область, стратегия, турист-ско-рекреационный комплекс, проблемы развития туризма, туристский поток, базы отдыха.

Abstract.

The article dwells upon the features of tourism development in the Kaliningrad region. Considerable attention is paid to the issues of strategy development of tourism and recreational complex functioning in the Kaliningrad region. It also gives

the detailed problems classification that is important to consider when forming a tourism development strategy. The article presents the tendencies of tourism development which may help to improve the social and economic situation in the region and raise the competitiveness of the tourism industry.

Key words: tourism, the Kaliningrad region, strategy, tourism and recreational complex, problems of tourism development, tourist traffic, recreation.

Калининградская область в настоящий момент рассматривается как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма. Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие курортов федерального значения и большого числа объектов историко-культурного наследия - существенный фактор конкурентоспособности территории региона.

По основным параметрам, характеризующим уровень социально-экономического развития, таким как объем ВРП на душу населения, доходы населения, уровень обеспеченности социальными инфраструктурами, Калининградская область к началу 1990-х гг. мало отличалась от стран Прибалтики. В последующие пятнадцать лет, особенно в 2000-е гг., обозначилось существенное отставание области по всем основным макроэкономическим и определяющим качество жизни показателям. В условиях открывающегося рынка и все большей интеграции стран Балтии в ЕС Калининградская область оказалась менее конкурентоспособной, чем ее соседи -область не смогла сформулировать стратегию, адекватную сложившейся ситуации.

Основной целью органов власти Калининградской области и бизнеса на настоящий момент становится восстановление высокого уровня конкурентоспособности территории, причем в условиях не столько национального, сколько глобального рынка. Этой задаче должны быть подчинены экономическая и социальная политика в области и ее пространственное развитие. Следовательно, для активизации деятельности в области ту-

ризма необходимо разработать стратегию развития туристско-рекреационного комплекса.

Стратегия развития должна ориентироваться на перспективу позиционирования области в глобальной экономике, опираясь при этом на иное понимание ресурсов и на новую структуру видов экономической деятельности. Стратегия будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности региона, что становится актуальным в условиях рынка и усиливающейся конкуренции.

При достижении региональной конкурентоспособности Калининградской области могут оказаться востребованными ее преимущества:

• географическая и транспортная близость к Европе - одному из центров силы в современной мировой хозяйственной системе;

• наличие квалифицированной рабочей силы, ее относительная, с учетом перспектив миграции, доступность;

• дешевизна электроэнергии, по сравнению с европейскими странами.

Развитие конкурентоспособных направлений деятельности может осуществляться на базе традиционных отраслей производственной специализации Калининградской области:

• морской транспорт, эксплуатирующий удачное географическое положение калининградских портов;

• отдельные сегменты пищевой промышленности (рыболовство и переработка рыбы);

• производство отдельных видов потребительских товаров (мебель, текстиль);

• сектор розничной торговли;

• туризм и индустрия гостеприимства.

В целях активизации деятельности по развитию туризма и других направлений социально-экономического комплекса в Калининградской области в 2013 г. была утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года», разработчиком и ответственным исполнителем которой является Министерство регионального развития РФ.

В состав программы включены три подпрограммы:

• развитие приоритетных секторов экономики на территории Калининградской области;

• развитие Калининградской области как культурного и туристического центра;

• обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» [1].

Туристско-рекреационный комплекс Калининградской области будет способствовать развитию ряда смежных отраслей, что может изменить ситуацию на рынке недвижимости и повлиять на сложившийся рынок труда.

В настоящее время ежегодное увеличение туристического потока на территорию Калининградской области составляет 10-12% в год, что свидетельствует об устойчиво положительной динамике посещаемости региона туристами в последние годы. В рамках долгосрочной перспективы с учетом увеличения мест размещения более чем в 3 раза (как минимум до 60 тыс.) область сможет принимать не менее 1,2 млн туристов в год, а далее возможен рост до 3-4 млн человек в год. При увеличении доли ВРП до 7-10% может произойти рост доходов до 850 млн долл. (25 млрд руб.) в год, и, таким образом, области удастся выйти на показатели устойчивого роста турбизнеса, характерные для Балтийского региона.

Следовательно, для координации деятельности в области развития туризма и активизации процессов по формированию туристско-рекреационного комплекса Калининградской области, соответствующей современным экономическим условиям, не-

обходимо разработать стратегию развития туризма на долгосрочную перспективу. На рисунке 1 представлены этапы разработки и реализации стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Калининградской области.

Калининградская область - единственная административная единица России, которая не имеет общих границ с другими областями, отделена от основной территории и является полуэксклавом, так как соединена с Россией морскими территориями. Она граничит с Польшей и Литвой. Площадь области - 15 100 кв. км, население - 954 773 человек. В Калининградской области расположено много объектов турист-ско-рекреационного интереса. Рассмотрим самые основные достопримечательности региона.

Калининград - бывший немецкий город Кенигсберг - место жизни и последнего приюта величайшего немецкого философа И. Канта. Могила Канта находится в Кафедральном соборе. Весь островок, на котором находится собор, носит название остров Канта.

Янтарное богатство Калининградской области представлено в музее янтаря в Калининграде. Общая площадь экспозиции 1000 м2.

В Калининграде сохранилось множество старых зданий и фортификационных укреплений (Литовский вал, некоторые городские ворота, башни («Врангель» и «Дона»), часть стены возле здания Южного вокзала, форты), в некоторых устроены музеи, как например, в крепости «Фридландские ворота». Экспозиция музея посвящена истории фортификационных сооружений Кенигсберга, есть оружейные залы и залы искусства, залы истории ибыта местных жителей. Каждый год музей организует международный рыцарский фестиваль, который проходит в начале осени и приурочен ко Дню города.

Калининград - мультикультурный город, где расположены католический и евангелический соборы, православная церковь и буддийский храм.

Одним из обязательных мест посещения туристов является символ поясного времени.

Анализ тенденций развития ТРК КО

Формирование региональной политики в области развития ТРК КО

Оценка состояния ТРК КО

Оценка текущего Оценка благоприятности

потенциала условий для развития

региона туризма

Установление приоритетов развития ТРК КО

Формирование стратегических целей развития ТРК КО

Разработка и анализ стратегических альтернатив

Разработка региональных программ развития ТРК КО

Оценка влияния на ТРК КО факторов внешней среды

Выбор оптимальной стратегии развития ТРК КО

Конкретизация объектов реализации стратегии Ресурсное обеспечение стратегии развития туризма в регионе

Рисунок 1

Этапы разработки и реализации стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Калининградской области

В Светлогорске находится великолепный органный зал, где размещен орган фирмы «Хуго Майер». Светлогорский зал считается вторым в России после Большого зала Московской консерватории по качеству акустики.

В регионе находится особо охраняемая природная территория - национальный парк «Куршская коса», знаменитый своими уникальными ландшафтом, фауной и флорой. Традиционно на территории Куршской косы самое широкое распространение получило рекреационно-оздоровительное направле-

ние. На сегодняшний день гостей национального парка могут принять более 30 баз отдыха и около 20 гостиниц и гостевых домов вместимостью от 20 до 600 отдыхающих. Уникальность косы издавна привлекает внимание туристов, однако ее слабая защищенность требует особой взвешенности и осторожности при использовании территорий. Поэтому наиболее приемлемым видом туризма для Куршской косы является эколого-по-знавательный туризм, ориентированный на разные категории посетителей парка [2].

Таблица 1

Сведения о деятельности баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха в 2012 г.

Наименование 2012 г.

Число баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха (кроме турбаз), ед. Численность размещенных лиц в них, чел.

Российская Федерация - всего 1589 2 682 763

Северо-Западный федеральный округ 124 248 162

Республика Карелия 7 13 614

Республика Коми 1 4738

Архангельская область 4 11 461

Ненецкий автономный округ 1 4256

Вологодская область 6 31 749

Калининградская область 3 1114

Ленинградская область 43 63 678

Мурманская область 27 30 755

Новгородская область 15 14 378

Псковская область 11 60 283

Санкт-Петербург 6 12 136

Источник: [3]

Таблица 2

Структура баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха Калининградской области в 2012 г.

Наименование Число баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха (кроме турбаз) Численность размещенных лиц

ед. % чел. %

Северо-Западный федеральный округ 124 100 248 162 100

Республика Карелия 7 5,6 13 614 5,5

Республика Коми 1 0,8 4738 1,9

Архангельская область 4 3,2 11 461 4,6

Ненецкий автономный округ 1 0,8 4256 1,7

Вологодская область 6 4,8 31 749 12,8

Калининградская область 3 2,4 1114 0,4

Ленинградская область 43 34,7 63 678 25,7

Мурманская область 27 21,9 30 755 12,4

Новгородская область 15 12,1 14 378 5,8

Псковская область 11 8,9 60 283 24,3

Санкт-Петербург 6 4,8 12 136 4,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: выполнено авторами на основе данных таблицы 1.

На основе проведенного исследования, можно сделать вывод о недостаточно полном использовании природно-ресурсного потенциала региона, что подтверждают полученные данные о структуре баз отдыха. Как видно из таблицы 2, Калининградская область по количеству баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха занимает 2,4% от общего количества аналогичных мест размещения туристов по Северо-Западному федеральному округу. Количество размещенных в 2012 г. отдыхающих составило 1114 человек, или 0,4%. Калининградская область по количеству размещенных лиц занимает последнее место по субъектам РФ в Северо-Западном федеральном округе. Вне всякого сомнения, в данном

случае не учитываются туристы, размещенные в гостиницах, отдыхающие в палатках или прибывшие к родственникам и знакомым. Но, тем не менее, для увеличения потока туристов в Калининградскую область необходимо увеличить количество мест размещения различного качества, различной ценовой категории.

Несмотря на проблемы транспортной доступности Калининградской области, визового режима, административные барьеры, развитие индустрии туризма Калининградской области только по официальной статистике приносит 2 % ВРП (более 5 млрд руб.) ежегодно. Основные показатели развития сферы туризма Калининградской области представлены в таблице 3.

Таблица 3

Основные показатели развития сферы туризма Калининградской области

№ Показатель Годы

п/п 2007 2008 2009 2010 2011

1 Количество туристов, посещающих Калининградскую область, тыс. чел., в том числе: 397,0 520,0 390,0 420,0 450,0

2 иностранные туристы 55,58 72,8 78,0 52,9 55,5

3 российские туристы 341,4 447,2 312,0 367,1 394,5

4 Доля туристской отрасли в ВРП, % 1,874 2,676 1,484 2,035 2,01

Источник: [4].

Российские туристы рассматривают Калининградскую область прежде всего как территорию лечебно-оздоровительного туризма (48%), который сочетается с культурно-познавательным туризмом (28%). Активно развивается деловой, конгресс-туризм (15%).

В структуре въездного иностранного туризма преобладает культурно-познавательный (46%) и деловой туризм (35%).

Внутренние туристы предпочитают пассивный пляжный (34%) и лечебно-оздоровительный отдых (15%) в приморской зоне Калининградской области. Полную загрузку имеют детские оздоровительные лагеря, функционирующие на территории Калининградской области. Растет доля делового ту-

ризма (13%). Экологический туризм связан, прежде всего с посещением Куршской косы и Виштынецкого озера (7%).

В Калининградской области существует большой потенциал для развития активного туризма (пешеходного, водного, велотуризма, яхтенного, конного). Его дальнейшее развитие потребует обустройства привлекательных маршрутов с соответствующей инфраструктурой.

Перспективным направлением является сельский туризм, позволяющий гражданам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом данного вида туризма является то, что он может стать источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского

населения, особенно в периферийных районах Калининградской области.

В связи с географическим положением Калининградской области одним из наиболее перспективных видов туризма является водный туризм. Калининградская область обладает густой сетью водных путей, имеются выходы к Балтийскому морю и двум заливам. Существует возможность развития круизного туризма, путешествий по внутренним водным путям Калининградской области. Через территорию

Калининградской области проходит международный водный маршрут Е-70, берущий начало в городе Роттердаме (Голландия). Динамичному развитию данного вида туризма препятствуют отсутствие необходимой инфраструктуры и ряд барьеров административного характера.

Перед организациями сферы туризма Калининградской области стоит ряд проблемных вопросов организационного, инфраструктурного и институционального характера (таблица 4) [4].

Таблица 4

Классификация проблем сферы туризма в Калининградской области

Вид проблем Характеристика

Организационные проблемы сферы туризма Недостаточное количество сформированных и активно позиционируемых центров притяжения туристов, слабая привлекательность Калининградской области как туристического центра на российском и международном рынках; слабая вовлеченность в туристскую деятельность потенциала муниципальных образований Калининградской области, неразвитость межмуниципального сотрудничества в сфере туризма; ограниченная доступность туристических объектов, расположенных в зоне регламентированного посещения; низкая конкурентоспособность организаций сферы туризма Калининградской области и ограниченная дифференциация их услуг; низкий уровень активности и незначительная доля организаций малого и среднего бизнеса в сфере туризма и сервиса

Инфраструктурные проблемы сферы туризма Недостаточное количество и низкий уровень развития объектов туристской инфраструктуры, неудовлетворительное состояние (или отсутствие) объектов сопутствующей инфраструктуры (информационных указателей, парковок, туалетов и др.); ограниченность транспортного сообщения и комплексность условий транспортной доступности Калининградской области; неудовлетворительное состояние (аварийность) большей части объектов историко-культурного наследия; отсутствие подготовленных инвестиционных площадок и зон, предназначенных для размещения туристских объектов

Институциональные проблемы сферы туризма Особенности организации и осуществления туристской деятельности в условиях эксклавности Калининградской области; разрозненность областных и муниципальных планов, программ, стратегий развития туризма; отсутствие нормативно-правовой базы стимулирования и поддержки развития сферы туризма; недостаток профессионалов в сфере туризма

Источник: Таблица составлена авторами на основе [4].

По оценкам экспертов, для совершенствования туристско-рекреационного комплекса Калининградской области, необходимо осуществить переход к осуществлению ком-

плексных решений. Для этого необходимо перейти к:

• эффективному администрированию отрасли путем разработки и реализации новой

ПЕтербургский экономический журнал • № 1 • 2014

89

программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на среднесрочную перспективу, направленной на создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды;

• созданию на территории области особой экономической зоны туристско-рекре-ационного типа, что означает активное участие федерального центра в модернизации ключевых инфраструктур и в целом способствует успешному маркетингу территории;

• комплексному финансированию отрасли и созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения в отрасль крупных, в том числе иностранных, инвестиций;

• выводу на уровень международных стандартов качества туристско-рекреацион-ной, а также сопутствующих (транспортной и информационной) инфраструктур, на данный момент выступающих базовым условием развития туристско-рекреационного кластера.

Цели на долгосрочную перспективу:

• согласование культурной политики России и стран Балтии; включение культурных мероприятий в Калининграде и Санкт-Петербурге в европейский календарь важнейших культурных событий;

• активная работа с городской средой областного центра - Калининграда, направ-

ленная на повышение качества и условий жизни населения;

• формирование единого туристско-ре-креационного пространства с регионами Польши и Литвы; активизация приграничного и международного сотрудничества со странами, история которых тесно связана с историей области (в том числе, с Францией, Голландией, Италией, Австрией, Чехией);

• формирование на Северо-Западе России индустрии гостеприимства, отвечающей международным стандартам;

• превращение области в один из базовых регионов России в сфере развития водного (морского, речного, круизного и яхтенного) туризма;

• создание лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного комплексов, а также формирование площадки для развития культурно-познавательного и делового туризма (в первую очередь, конгресс-туризма вместе с бизнес-образованием), обеспечивающих круглогодичный поток туристов.

Формирование современного туристско-ре-креационного комплекса Калининградской области будет способствовать привлечению туристов, повышению уровня конкурентоспособности региона, а также повышению уровня жизни населения и привлекательности региона для инвесторов.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» / Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2013 № 461-р. URL: http://kaliningraddaily.com/industry/ekonomrazvi-tie/201303299797 (дата обращения: 05.02.2014).

2. Кропинова Е. Г. Калининградская область. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: russiatourism.ru/map/-1694498888/ (дата обращения: 05.02.2014).

3. Сведения о деятельности баз отдыха, кемпингов и других организаций отдыха в 2012 году. Статистическая информация по субъектам Российской Федерации. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: www.russiatourism. ru/rubriki/-1124140723/ (дата обращения: 05.02.2014).

4. Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу. Приложение к постановлению Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 года № 583. URL: www.gov39.ru/ekono-my/ (дата обращения: 05.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.