ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Е. Д. Мелешко, Е. Г. Мартьянова, Е. Н. Чеснова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
ФЕНОМЕН РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПЫТ ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГО)
Статья посвящена рассмотрению феномена религиозного экстремизма, его особенностям и причинам его привлекательности. В статье затрагивается проблема профилактики религиозного экстремизма, анализируется опыт ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Показываются результаты активной деятельности кафедры философии и культурологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого по профилактике религиозного экстремизма.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, религия, религиоведение, ценности, образование, общество.
THE PHENOMENON OF RELIGIOUS EXTREMISM AND ITS PREVENTION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION (TULA STATE LEV TOLSTOY PEDAGOGICAL
UNIVERSITY'S EXPERIENCE)
The article considers the phenomenon of religious extremism, its peculiarities and reasons of its attractiveness. The article addresses the issue of prevention of religious extremism, analyzes the experience Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Showing results vigorous activity of the Department of Philosophy and Cultural Studies Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University prevention of religious extremism
Keywords: religious extremism, religion, religious, values, education, society.
Государственная политика Российской Федерации ставит одной из профилирующих задач «стремление быть равноправным участником политических, экономических, социокультурных взаимодействий с другими странами, общественными институтами и организациями. Суверенитет и стабильность страны, ее экономическое» [9, с. 283], культурное, духовно-нравственное развитие, «демографическая ситуация зависят от множества факторов, одним из которых выступает ... развитое независимое гражданское общество свободно взаимодействующее с государством через систему своих институтов» [9, с. 283], обладающее знаниями в области религии и религиозных убеждений, свободы совести, правовой грамотностью. Особый интерес общественности в настоящее время привлекают негативные моменты, присутствующие в религиозной сфере, а именно проблема религиозного
E. D. Meleshko, E. G. Martyanova, E. N. Chesnova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia)
экстремизма. Исследователи выделяют такие причины, способствующие его возникновению, как отсутствие полноценного знания о религии, понимания внутренней системы ценностей и целей религии, нетерпимость и жесткость. Это заставляет экстремиста слепо следовать исключительно своим собственным убеждениям, не принимая во внимание интересы окружающих людей, объективные обстоятельства. Экстремист стремится к запретам и ограничениям, которые нередко имеют показную и постоянную чрезмерность в религиозном поведении. Действия приверженцев экстремистских взглядов выражают тенденцию заставить других поступать так же.
Корень проблемы религиозного экстремизма связан с личностными особенностями человека, образованием, взаимоотношениями с членами семьи и родственниками, коренится «в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом, между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным» [1, с. 3]. Религиозный экстремизм обнаруживается в когнитивных деструкциях: отсутствии полноценного знания о религии, традиционного «понимания ее внутренней системы ценностей и целей, фанатичной нетерпимости и жесткости» [1, с. 3-4], авторитаризме и диктате, стремлении к запретам и ограничениям, в показной и постоянной чрезмерности в религиозном поведении, в тенденции «заставить других поступать так же» [1, с. 4].
В узком смысле понятие экстремизма означает приверженность человека или группы людей к крайним взглядам и действиям в политике и идеологии. Правовая характеристика экстремизма и форм его проявления дана в Федеральном законе от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 23.11.2015). С точки зрения закона, «экстремистская деятельность (экстремизм) - это: «1) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 2) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; 3) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 4) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 5) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; 6) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; 7) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; 8) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении
какой-либо социальной группы; 9) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; 10) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; 11) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; 12) организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; 13) финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг» [См.: 5; 10].
Также религиозный экстремизм выступает как тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении. Целью является коренное реформирование существующей религиозной системы в целом или какого-либо ее значимого компонента; зачастую реализация этой цели связана с задачами глубокой трансформации, сопряженных с религиозной системой социальных, правовых, политических, нравственных и иных устоев общества».
По мнению А. В. Римского, религиозный экстремизм характеризуется приверженностью к крайним толкованиям вероучений и методов действий по распространению своих взглядов и реализации своих целей. Характерной чертой религиозного экстремизма выступает крайняя нетерпимость к инакомыслию, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, что, несомненно, представляет опасность для стабильного существования государства [6, с. 26].
Ценностные установки религиозного экстремизма основываются на признании вседозволенности и радикализма, культа силы; на попрании нравственных принципов и идеалов нравственного долга, обязанностей по отношению к людям, обществу, личной ответственности; на пренебрежении к общественным нормам закона, отрицании ценности культуры для личности и общества, цинизме в оценке ее исторических достижений.
По мнению отечественной исследовательницы Ю. В. Ахромеевой, основой религиозного экстремизма является религиозный фундаментализм, следствием терроризм [См.: 1]. Экстремизм апеллирует к эмоциям, минуя сознание, нередко имеет эпатажный, скандальный, вызывающий характер, что особенно ярко проявляется в молодежной среде. Недостаток социального
опыта, высокая эмоциональность, доверчивость при недостаточности самоконтроля и личной ответственности нередко позволяют делать экстремально настроенных людей, особенно молодежь, заложниками политических и иных сил, которые используют их в своих корыстных целях.
В виду особенностей формирования целей религиозного экстремизма и его реализации на практике, его негативного влияния на жизнь и психологическое здоровье людей, стабильность общества и государства, одним из важных вопросов является популяризация в обществе объективных знаний о религии, деятельности религиозных институтов, религиозной этике и культуре, что будет способствовать профилактике экстремистской деятельности. Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование здорового демократически развитого государства и общества, на мировоззрение, религиозные и ценностные установки каждого члена общества, преемственность поколений выступает образование. Особое место в данной сфере принадлежит высшему образованию, в том числе этическому и религиоведческому. Данные области ответственны не только за формирование мировоззренческих установок, толерантности, мотивации и навыков поведения в изменяющемся мире с учетом культурных, национальных, религиозных различий. Они формируют положительные образцы и ценности социального общения и поведения в поликультурном мире, в том числе и в сети Интернет.
В Тульском регионе вопросы религии, этики и образования имеют свою специфику и историю. Тульский край исторически соединил такие выдающиеся имена русской культуры как А. С. Хомяков, Л. Н. Толстой, М. В. Лодыженский. На основе их богатого этического, религиозно-философского наследия раскрывается идея культурного и образовательного проекта религиозно-философского краеведения [См.: 3]. Религиозно-философское краеведение в Тульском регионе включает в себя широкий спектр вопросов: создание культурного, религиозного туризма, воспитательной доминанты дисциплин в системе образования, которые связаны с основами этики, религиозной культуры, религиоведения, литературного и культурного наследия края. В этом отразилась направленность образовательной политики Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, который ведет активную и целенаправленную деятельность по формированию мировоззрения и активной гражданской позиции, воспитанию толерантного, уважительного отношения в условиях поликультурной среды, многоконфессионального общества, поиска форм стабильного функционирования гражданского общества и его институтов, устойчивых к проявлениям религиозной ксенофобии, экстремизма и терроризма. «Это можно проследить, например, на деятельности объединенного диссертационного совета ДМ 212.270.02 действовавшего в течение 10 лет на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого по защите докторских и кандидатских диссертаций. Совет действовал с 2003 по 2012 года, деятельность совета была прекращена в соответствии с приказом ВАК МОиН РФ № 1485/нк от 27 ноября 2015 года» [9, с. 285]. Диссертационный совет во многом
способствовал развитию высшего образования в области подготовки кадров высшей квалификации, с целью повышения академического статуса этического и религиоведческого образования, популяризации знаний об этике, религии, подготовки кадров органов государственной власти, управления. Деятельность диссертационного совета отражалась на развитии всего Центрального федерального округа (Белгород, Воронеж, Калуга, Курск, Москва, Орёл, Смоленск, Тула, Новомосковск), Северо-Западного федерального округа (Архангельск), на их социально-экономических характеристиках. «За время действия диссертационного совета (КМ212.270.01 - 21; ДМ212.270.02 - 105; КР212.270.07 - 2 (разовый совет)) было защищено 128 диссертаций, из них 8 докторских диссертаций (д.д.) и 120 кандидатских диссертаций (к.д.)» [9, с. 285]. Это играло немаловажную роль в привлекательности Тульского региона и его стабильного эффективного развития в области подготовки научных кадров. «Это можно проследить по географии и количеству защищенных в диссертационном совете диссертаций: Москва - 12 к.д.; Тула - 65 к.д., 5 д.д.; Курск - 12 к.д.; Воронеж - 14 к.д., 3 д.д.; Белгород - 5 к.д.; Орел - 1 к.д.; Новомосковск - 2 к.д.; Архангельск - 2 к.д., Смоленск - 1 к.д.; Калуга - 6 к.д. Защита осуществлялась по таким научным специальностям (в соответствии с новой номенклатурй научных специальностей): 09.00.05 - Этика (философские науки), 09.00.13 -Философская антропология, философия культуры (философские науки) и 09.00.14 - Философия религии и религиоведение (философские науки)» [9, с. 285], в рамках которых рассматривались вопросы религиозного образования, культуры, этики, нравственных ценностей, информационной безопасности, новых религиозных движений и культов, социокультурных основ религиозного экстремизма, его исторических форм и трансформаций и т.д. Среди них наибольший интерес представляют диссертационные исследования Ю. В. Ахромеевой (науч. рук. работы А. А. Радугин, 2009 г.), А. В. Римского (науч. рук. работы Е. Е. Тонков, 2012 г.), А. Н. Агальцова (науч. рук. работы В. Н. Назаров, 2011 г.), О. Н. Римской (науч. рук. работы А. М. Страхов, 2011 г.), З. А. Ереминой (науч. рук. работы Е. М. Мирошникова, 2007 г.), Н. В. Ситкевич (науч. рук. работы Э. А. Бирюкова, 2011 г.) и так далее. В рамках деятельности диссертационного совета можно выделить деятельность таких видных отечественных исследователей в области религии, религиозной культуры, этики как В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко, Е. М. Мирошникова, Е. П. Мартынова, А. А. Радугин, А. В. Арапов, А. В. Усачев, В. П. Римский, В. В. Варава, ГА. С. Стрельцов!, ГА. К. Зайцев] и др.
На базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого осуществлялся набор и подготовка профессиональных кадров для системы образования, для органов государственной власти разных уровней: бакалавров религиоведения по направлению «Религиоведение» в течение 2002-2012 годов, магистров религиоведения по магистерской программе «Философия религии» с 2006 года по 2013 год, магистров Педагогического образования по направленности (профилю) «Теория и методика преподавания основ религиозных культур» в 2013-2015 годах также было направлено на подготовку необходимого
количества квалифицированных кадров, которые способны реализовывать предмет «Основы религиозных культур и светской этики», понимать специфику преподавания основ религиозных культур на светских основаниях, на объективных позициях с учетом конфессиональной специфики, особенностей вероучения, религиозной идентификации и религиозной мобильности российского общества, религиозной принадлежности учеников и их родителей. А также осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Конституция РФ, Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
На популяризацию знаний о религии и этике, профилактику религиозного экстремизма, анализ оснований формирования стабильности гражданского общества и развития Тульского региона направлена деятельность научной школы «Социально-философские проблемы прикладных исследований в культурологии, религиоведении, этике» под руководством ведущих преподавателей кафедры философии и культурологии д-ра филос. наук, проф. Е. Д. Мелешко, д-ра филос. наук, проф. В. Н. Назарова, деятельность Научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике при кафедре философии и культурологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Важность этического и религиоведческого образования можно проследить на примере реализации Федерального проекта «Модернизация педагогического образования» под руководством Института качества высшего образования НИТУ «МИСИС» (г. Москва) на базе ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» (г. Тула) «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки -Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» [См.: 9, с. 286-287] в 20142015 годах. А именно в разработке и апробации дисциплины «Этика образования и воспитания» (д.филос.н., профессор Ю. В. Назарова, к.филос.н., ст. преп. Е. Г. Мартьянова, к.филос.н., ст. преп. Е. Н. Чеснова, к.филос., ст. преп. О. В. Солопов), целью которой является формирование у студентов знаний специфики и основных категорий этики, методов этико-прикладного исследования в области образования и воспитания, что будет способствовать выработке у студентов понимания этико-образовательных и этико-воспитательных проблем, умений и навыков их анализа в различных педагогических контекстах, навыков работы с текстами первоисточников, моделирования этических кодексов, проведения самостоятельных исследований этических проблем в сфере образования и воспитания [См.: 2; 4; 7; 8]. Важную роль в профилактике религиозного экстремизма является разработка и реализация дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» (к. филос. н., ст. преп. кафедры философии и культурологии Е. Н. Чеснова). «Целью реализации дисциплины
являлось формирование у студентов мировоззрения и общих знаний о религии, <...> религиозных движениях, мировой и национальной культуре, ценностях культуры, толерантности, <...> знаний основ гражданско-правового образования, законодательства в области религии и культуры в России и за рубежом» [См.: 8]; знаний основ психодидактики, поликультурного образования. Реализация дисциплины способствует «подготовке квалифицированных специалистов для последующего преподавания в школе предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», всевозможных факультативов в области религии, культуры, этики» [См.: 8], в виду их нехватки и даже отсутствия на данный момент, способствуют формированию аналитических способностей и свободного мышления, активной и объективной собственной позиции по вопросам религии и культуры», и нравственности, межконфессионального диалога, формированию навыков и умений в профессиональной и экспертной деятельности, в том числе и коммуникативные способности [См. 9, с. 287].
Другим примером важности религиоведческого образования является многолетнее преподавание профессорско-преподавательским составом кафедры философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого дисциплин религиоведческой направленности:
в бакавриате по направлению подготовки «Религиоведение» -Философия религии, Социология религии, Психология религии, Феноменология религии, История религии, Религиозная антропология, Религиозная этика, Эстетические проблемы в религиоведении, Наука и религия, Свобода совести, История свободомыслия, Эзотерические учения, Современные нетрадиционные религиозные движения и культы, Религиозная философия, А. С. Хомяков и философия религии в России, Гносис и доникейское христианство, Государственно-церковные отношения в системе учения мировых религий, Текстология Нового Завета, Ветхозаветные теологемы поэзии А. С. Хомякова, Эволюция религии в современном мире, Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений, Христианская теология (богословие);
в магистратуре по направлению подготовки «Религиоведение», магистерская программа «Философия религия» - Современные проблемы религиоведения, Эволюция религии в современном мире, История отечественного и зарубежного религиоведения, Государственно-церковные отношения в истории России, Религиозная этика, Социология религии, Теория и методика преподавания религиоведения, Язык в системе религиозного дискурса, Этика Нового Завета, Текстология Нового Завета, Модели государственно-церковных отношений, Проблема морали и права в социальной концепции Русской Православной Церкви, Современная западная философия религии, Религиозная метафизика и гносеология, Философия религии в России, Религиозно-нравственное учение Толстого, Каноническое право, Семантика сакрального, История и теория христианского искусства.
Значимость этического образования можно проследить на примере ряда дисциплин прикладной и профессиональной этики, которые реализует
кафедра философии и культурологии на протяжении многих лет: «Профессиональная этика», «Профессиональная этика и этикет», «Этика успеха: как быть успешным в современной жизни от Платона до Карнеги», «Социальная этика», «Информационная этика», «Этика и психология семейной жизни», «Этика образования», «Парламентская этика» и т.д. Данные дисциплины направлены на повышение компетентности, на формирование ценностной ориентации студентов, социальной и этической ответственности за принимаемые решения, направленности на создание нравственно и психологически здорового общества.
Данные примеры этического и религиоведческого образования представляют собой одно из важных оснований для развития общества с развитыми общественными (социальными) институтами, адекватно протекающими процессами национальной, культурной, религиозной идентификации свободных от негативного влияния религиозного экстремизма и ксенофобии.
В рамках написания выпускных и квалификационных работ и магистерских диссертаций в ходе обучения в бакалавриате и магистратуре студентами проводился ряд научных исследований по изучению межконфессионального диалога, культурной, религиозной и этической составляющих христианства и ислама, различных форм религиозного экстремизма, новых религиозных движений и культов, взаимодействия государства и различных религиозных объединений, свободы совести, секуляризации, толерантности и т.д. Например, выпускные квалификационные работы (бакалавриат, магистратура) А. С. Г. Магомаевой (науч. рук. Н. Н. Михайлюкова, 2011 г.), Р. В. Иванова (науч. рук. Е. М. Мирошникова, 2011 г.), С. В. Караулова (науч. рук. работы В. Н. Назаров, 2011 г.), К. А. Платонова (науч. рук. А. Ю. Каширин, 2011 г.), А. Х. Накоховой (науч. рук. Е. Д. Мелешко, 2011 г.), Н. Г. Опарина (науч. рук. Ю. В. Назарова, 2011 г.), Ю. Ю. Петрова (науч. рук. Е. Д. Мелешко, 2011 г.), Н. А. Жариковой (2009 г.), М. Д. Козловой (науч. рук. Е. Д. Мелешко, 2010 г.), Н. С. Г. Магомаевой (науч. рук. Ю. В. Назарова, 2011 г.), И. С. Гришаевой (науч. рук. Е. М. Мирошникова,
2012 г.), М. С. Костриковой (2007 г.), К. П. Соболева (науч. рук. В. Н. Назаров,
2013 г.), М. Е. Новикова (2010 г.), А. П. Гвоздева (2010 г.), А. Ю. Зориной (науч. рук. Е. М. Мирошникова, 2010 г.), Е. В. Демидовой (науч. рук. Е. Д. Мелешко, 2012 г.), Г. В. Порфирова (науч. рук. А. В. Романов) и так далее.
Кафедра философии и культурологии во главе с Мелешко Е.Д. неоднократно выигрывала гранты РГНФ. Так, при поддержке гранта РГНФ была проведена Международная научная конференция «Духовное наследие А.С. Хомякова: теология, философия, этика», Тула-Богучарово, 15-17 мая 2003 г. с изданием одноименного юбилейного сборника. Мелешко Е.Д. являлась так же участником научного проекта при поддержке РГНФ «Концепция этического образования в России: проект «интегральной» этики» (проект 03-03-00049а), результатом которой явилась монография «Этическое образование в России» (лауреат фонда РГНФ 2005 г.). В 2009 г. под руководством Е. М. Мирошниковой был осуществлен крупный
международный проект по организации, переводу и публикации на русском языке книги «Государства и религии в Европейском Союзе». Е. М. Мирошникова так же организовала и со-редактировала международный проект «Religious education in the modern world» («Религиозное образование в современном мире), результатом которого явилась монография «The Routledge international Handbook of Religious Education» («Международная настольная книга Рутледжа по религиозному образованию»), изданная на английском языке в издательстве Routledge Taylor @Francis Goup (Великобритания) в 2012 г.
Тульская областная общественная организация «Хомяковское научно-культурное и просветительское общество» (далее - Общество), созданная зав. кафедрой философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого Е. Д. Мелешко с целью освещения истинной значимости имени философа, славянофила, писателя Тульского края А. С. Хомякова и связанных с ним памятных мест и существовавшая с 03.06.2004 г. по 12.08.2008 г., сыграла значительную роль в распространении и популяризации знаний о религии, философии, культуре, этике. Результатом работы Общества явился ряд выигранных грантов на организацию и проведение конференций (Международная научная конференция «Духовное наследие А.С. Хомякова: теология, философия, этика», посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Хомякова, Тула-Богучарово, 12-14 мая 2004 г. (грант РГНФ 04-03-14003г), Международная научно-практическая конференция «Хомяковские чтения -2008 г.: новые исследования в области религиозной и нравственной философии А.С. Хомякова (грант губернатора Тульской области в сфере науки и техники 2007 № 60-К-1/1057) с последующим изданием одноименных сборников. Сборники включают в себя статьи известных ученых, посвященные богословским, историософским и этико-философским аспектам творчествам А. С. Хомякова.
Деятельность в данном направлении способствует более ускоренному социально-экономическому развитию Тульского региона. Наличие квалифицированных кадров в области религии и этики в органах власти будет способствовать налаживанию продуктивного диалога между населением региона, гражданскими институтами, активно поддерживающими и выражающими общественное мнение и волю и сами государством в лице различных его учреждений по всему спектру религиозных вопросов. В виду многоконфессиональности и поликультурности российского общества, наследия советского атеистического воспитания и как следствие отсутствия адекватных, объективных знаний о религии, культуре, светской этике религиоведческое образование будет способствовать снижению напряженности в обществе по отношению к людям иного вероисповедания, культуры, национальности, этноса. Это особенно актуально в виду периодически происходящих военных конфликтов, террористических актов (представители террористических организаций нередко «оправдывают» свои действия религиозными, национальными идеями, например, террористическая
группировка «Исламское государство»), как за рубежом, так и в недавнем историческом прошлом Российской Федерации.
Профилактика экстремизма тесно связана с развитием культурного туризма. В этой связи сотрудниками научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике в 2016 г. был выигран региональный конкурс грантов РГНФ с темой проекта «Культурный туризм как фактор комплексного развития Тульской области». В рамках данного проекта планируется разработка новых маршрутов по направлениям религиозно-философского краеведения, таких как эзотерический туризм, культурно-исторический туризм, школьный туризм, культурно-религиозный туризм, литературный туризм и др.
Подобные направления исследования и проектирования выбраны не случайно, поскольку к функциям культурного туризма относятся: образовательная; просветительская; воспитательная; социально-коммуникативная; паломническая; творческая; эстетическая; эмоционально-психологическая.
Реализация данных функций посредством развития культурного туризма в Тульском регионе (через разработку новых маршрутов и проектов объектов туристского интереса) должна способствовать:
1) развитию у туристов представлений о культурно-историческом и религиозно-нравственном наследии Тульской области;
2) формированию у туристов толерантного отношения к представителям иных культур и религий;
3) развитию межкультурной коммуникации между жителями Тульской области и туристами из других регионов и стран.
Поэтому поддержка сферы высшего образования, понимание и принципиальная позиция на необходимость объективного светского знания и понимания религии, этики, культуры будут способствовать положительному знанию о религии, предотвращению экстремистских настроений в обществе, функционированию гражданского общества, будет возможно повышение и раскрытие потенциала общества, его институтов и стабильное развитие Тульского региона и самой страны.
Литература
1. Ахромеева, Ю. В. Социокультурные основы религиозного экстремизма [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / Ахромеева Юлия Васильевна. Воронеж, 2009. 19 с.
2. Мартьянова (Якимова), Е. Г. Методика преподавания курса «Этика образования и воспитания» бакалаврам непедагогических направлений подготовки, мотивированных к педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Е. Г. Мартьянова (Якимова) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 116-120. URL: http://e-koncept.ru/2015/95706.htm (дата обращения: 20.01.2016).
3. Мелешко, Е. Д. Идея религиозно-философского краеведения как
культурный и образовательный проект [Текст] / E. Д. Мелешко, В. Н. Назаров // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований : материалы V Международной научно-практической конференции. В 2 т. / отв. ред. О. Г. Вронский. Тула: Изд-во Тул. гос. пед ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. Т. 2. С. 26-31.
4. Назарова, Ю. В. Особенности преподавания профессиональной этики будущим педагогам: опыт апробации дисциплины «Этика образования» [Электронный ресурс] / Ю. В. Назарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 96-100. URL: http://e-koncept.ru/2015/95702.htm (дата обращения: 20.01.2016).
5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ : ред. от 23.11.2015. // Справочно-правовая система «Гарант». URL:
http://www. garant.ru/_products/ipo/prime/doc/71153654/#ixzz4AnCWP232
Правовая система нового поколения. Референт. URL: https://www.referent.ru71/95895/context (дата обращения 07.04.2016 г.)
6. Римский, А. В. Культурно-экзистенциальные трансформации
религиозного экстремизма [Текст]: дис..... канд. филос. наук: 09.00.14 /
Римский Алексей Викторович. Белгород, 2012. 159 с.
7. Солопов, О. В. Проблемы этики образования в содержании дисциплин по выбору в рамках апробации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» [Электронный ресурс] / О. В. Солопов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 106-110. URL: http://e-koncept.ru/2015/95704.htm (дата обращения: 20.01.2016 г.).
8. Чеснова, E. Н. Особенности разработки и апробации дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» для студентов непедагогических направлений подготовки, обучающихся по новым модулям укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» [Электронный ресурс] / E. Н. Чеснова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 86-90. URL: http://e-koncept.ru/2015/95700.htm (дата обращения: 20.01.2016).
9. Чеснова, E. Н. Религиоведческое и этическое образование как фактор развития гражданского общества в Тульском регионе [Электронный ресурс] / E. Н. Чеснова // Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: сб. материалов XII Регион. научн.-практ. конф. аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. Электрон. дан. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2016. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Intel Celeron 1700 Mhz и выше, 128 Мб RAM, 300 Мб на винчестере, ОС Microsoft Windows XP, Vista; дисковод CD-ROM 2х и выше, SVGA 64 Mb; мышь. Загл. с этикетки диска. С. 283-290.
10. Юридическое определение в России [Электронный ресурс] // Экстремизм.ш: сайт. 2010-2016. Загл. с экрана. URL:
http://www.ekstremizm.ru/baza-znaniy/item/20-uridicheskoe-opredelenie (дата обращения: 07.04.2016 г.)
Bibliography
1. Akhromeyeva, Yu. V. Sotsiokul'turnyye osnovy religioznogo ekstremizma [Social and cultural foundations of religious extremism] [Text]: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: [Abstract of Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09.00.13/Akhromeyeva Yulia Vasilyevna. Voronezh, 2009. 19 p.
2. Martyanova (Yakimova), Ye. G. Metodika prepodavaniya kursa «Etika obrazovaniya i vospitaniya» bakalavram nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki, motivirovannykh k pedagogicheskoy deyatel'nosti [Methodology of teaching of the course «Ethics of education and up-bringing» for bachelors of non-pedagogical foci of training motivated to pedagogical activity] [Electronic resource] / Е. G. Martyanova (Yakimova) // Periodic scientific and methodological e-journal «Koncept». 2015. Vol. 34. Pp 116-120. URL: http://e-koncept.ru/2015/95706.htm (accessed: 20.01.2016).
3. Meleshko, E. D. Ideya religiozno-filosofskogo krayevedeniya kak kul'turnyy i obrazovatel'nyy proyekt [Idea of religious and philosophical regional studies as a culture and education project] [Text] / E. D. Meleshko, V. N. Nazarov // Rol' universitetov v podderzhke gumanitarnykh nauchnykh issledovaniy: materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The role of universities in support of humanitarian research: Materials of V International scientific and practical conference]. In 2 vol. / ed. by O. G. Vronskiy. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped un-ta im. L. N. Tolstogo publ., 2010. Vol. 2. Pp. 26-31.
4. Nazarova, U. V. Osobennosti prepodavaniya professional'noy etiki budushchim pedagogam: opyt aprobatsii distsipliny «Etika obrazovaniya» Peculiarities of teaching of professional ethics to future teachers: experience of the discipline validation «Ethics of Education» [Electronic resource] / U. V. Nazarova // Periodic scientific and methodological e-journal «Koncept». 2015. Vol. 34. Pp 96100. URL: http://e-koncept.ru/2015/95702.htm (accessed: 20.01.2016).
5. The Russian Federation. Laws. Of implementing the amendment of the Federal Law «Of counteraction to extremist activity» [Electronic resource]: the Federal Law of 25.07.2002 No. 114-FZ: Version of 23.11.2015. // GARANT system. URL: http: //www. garant. ru/ products/ipo/prime/doc/71153654/#ixzz4AnCWP232 (accessed: 07.04.2016)
6. Rimskiy, А. V. Kul'turno-ekzistentsial'nyye transformatsii religioznogo ekstremizma [Cultural and existential transformations of religious extremism] [Text]: dis. ... kand. filos. nauk: [Cand. Dis. ... Cand. Philos. Sciences] 09.00.14 / Rimskiy Alexey Viktorovich. Belgorod, 2012. 159 p.
7. Solopov, O. V. Problemy etiki obrazovaniya v soderzhanii distsiplin po vyboru v ramkakh aprobatsii novykh moduley osnovnoy obrazovatel'noy programmy bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovaniye i pedagogika» [Problems of ethics of education in the content of elective courses within the validation of new undergraduate modules of the basic educational program on the integrated specialty group «Education and Pedagogy»] [Electronic
ryMaHurapHbie BeflOMOCTM Trny mm. fl. H. ToncToro
№ 2 (18), MWHb 2016 r.
resource] / O. V. Solopov // Periodic scientific and methodological e-journal «Koncept». 2015. Vol. 34. Pp 106-110. URL: http://e-koncept.ru/2015/95704.htm (accessed: 20.01.2016).
8. Chesnova, E. N. Osobennosti razrabotki i aprobatsii distsipliny «Religioznaya kul'tura i mezhkonfessional'nyy dialog v obrazovanii» dlya studentov nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki, obuchayushchikhsya po novym modulyam ukrupnennoy gruppy spetsial'nostey «Obrazovaniye i pedagogika» [Features of the development and testing of the discipline «Religious culture and interfaith dialogue in education» for students of non-teaching fields of training, studying on the new modules of enlarged group of specialties "Education and Pedagogy"] [Electronic resource] / E. N. Chesnova // Periodic scientific and methodological e-journal «Koncept». 2015. Vol. 34. Pp. 86-90. URL: http://e-koncept.ru/2015/95700.htm (accessed: 20.01.2016).
9. Chesnova, E. N. Religiovedcheskoye i eticheskoye obrazovaniye kak faktor razvitiya grazhdanskogo obshchestva v Tul'skom regione [Religious studies and ethics education as a factor of development of the civil society in the Tula region] [Electronic resource] / E. N. Chesnova // Issledovatel'skiy potentsial molodykh uchenykh: Vzglyad v budushcheye: sb. materialov XII Region. nauchn.-prakt. konf. aspirantov, soiskateley, molodykh uchenykh i magistrantov. Elektron. data. Tula: Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2016. 1 electr. opt. disk (CD-ROM). System requirements: Intel Celeron 1700 Mhz or higher, 128 MB RAM, 300 MB hard drive, operating system Microsoft Windows XP, Vista; CD-ROM drive 2 or higher, SVGA 64 Mb; mouse. Disk label title. Pp. 283-290.
10. Legal definition in Russia [Electronic resource] // Ekstremizm.ru: site. 2010-2016. Screen title. URL: http://www.ekstremizm.ru/baza-znaniy/item/20-uridicheskoe-opredelenie (accessed: 07.04.2016).