Научная статья на тему 'Профилактика религиозного экстремизма в системе мировоззренческой подготовки будущего педагога'

Профилактика религиозного экстремизма в системе мировоззренческой подготовки будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ТУРИЗМ / WORLD OUTLOOK TRAINING / PEDAGOGICAL EDUCATION / RELIGIOUS EXTREMISM / RELIGIOUS LOCAL LORE / TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелешко Елена Дмитриевна, Чеснова Елена Николаевна, Афонский Владимир Игоревич

В статье проанализирован опыт социально ориентированного образовательно-просветительского проекта Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в области педагогического образования. Авторы предлагают на основе реализованного Федерального проекта «Модернизация педагогического образования» и опыта в системе религиоведческого образования осуществлять мировоззренческую подготовку будущего педагога в контексте неразрывности образовательного, просветительского и научного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелешко Елена Дмитриевна, Чеснова Елена Николаевна, Афонский Владимир Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF RELIGIOUS EXTREMISM IN THE SYSTEM OF WORLD OUTLOOK TRAINING OF A FUTURE TEACHER

The article analyzes the experience of socially oriented educational and enlightenment project of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University in the field of teacher education. On the basis of the implemented Federal project “Modernization of pedagogical education” and experience in the system of theological education the authors suggest performing world outlook preparation of a future teacher in the context of the continuity of education, enlightenment and science components.

Текст научной работы на тему «Профилактика религиозного экстремизма в системе мировоззренческой подготовки будущего педагога»

Мелешко Елена Дмитриевна, Чеснова Елена Николаевна, Афонский Владимир Игоревич ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье проанализирован опыт социально ориентированного образовательно-просветительского проекта Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в области педагогического образования. Авторы предлагают на основе реализованного Федерального проекта "Модернизация педагогического образования" и опыта в системе религиоведческого образования осуществлять мировоззренческую подготовку будущего педагога в контексте неразрывности образовательного, просветительского и научного компонентов. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/10-3753.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(64): в 3-х ч. Ч. 3. C. 194-197. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/10-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

194

ISSN 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 3

Современные методики изучения иностранного языка едины в одном - языковые способности человека следует рассматривать как неотъемлемую часть когнитивной системы. Все лингвистические категории обязательно базируются на когнитивных механизмах: сенсорный опыт, организация восприятия, ориентация в пространстве, и составляют основу, на которой строится языковая организация. В качестве таких примеров универсальных когнитивных механизмов, которые могут использоваться в обучении иностранным языкам, можно назвать перспективизацию, категоризацию, образование аналогий, ролевые актанты и т.д. Обязательными составляющими обучения иностранному языку являются три элемента: внимание, память и автоматизация образовательного процесса (особенно что касается грамматики и лексики) [1].

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что выбор учебных стратегий для обучения иностранным языкам будет эффективным только в том случае, если преподаватель будет принимать во внимание как универсальные когнитивные процессы, так и специфические процессы, свойственные конкретному иностранному языку.

Список литературы

1. Генералова Л. М. Когнитивно-концептуальный взгляд на преподавание иностранного языка // Пространство в языке. Пространство языка. Пространство интеракций. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. С. 180-189.

2. Anderson J. R. The architecture of cognition. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. 314 p.

3. Bimmel P. Lernstrategien im Deutschunterricht // Fremdsprache Deutsch. 1993. № 8. S. 4-11.

4. O'Malley J. M., Chamot A. U. Learning strategies in second language acquisition. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 235 p.

5. Storch G. Deutsch als Fremdsprache: eine Didaktik: theoretische Grundlagen und praktische Unterrichtsgestaltung. München: Wilhelm Fink Verlag GmbH, 2001. 367 S.

LEARNING STRATEGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS THE COMPLEX OF COGNITIVE ABILITIES

Mashlykina Natal'ya Dmitrievna, Ph. D. in Pedagogy Volgograd State Agrarian University mashlykina-n@mail. ru

The article considers specific features of a learning strategy and peculiarities of their use while teaching foreign languages. It is shown that the choice of a certain learning strategy is conditioned by the type of the presented cognitive knowledge. The results of the research confirm the significance of the complex linguo-cognitive approach to the choice of certain learning strategies for teaching a foreign language.

Key words and phrases: learning strategy; declarative knowledge; procedural knowledge; memory representation; paradigm of information processing.

УДК 001.83; 21; 30; 36; 304.2; 304.4; 378.1

В статье проанализирован опыт социально ориентированного образовательно-просветительского проекта Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в области педагогического образования. Авторы предлагают на основе реализованного Федерального проекта «Модернизация педагогического образования» и опыта в системе религиоведческого образования осуществлять мировоззренческую подготовку будущего педагога в контексте неразрывности образовательного, просветительского и научного компонентов.

Ключевые слова и фразы: мировоззренческая подготовка; педагогическое образование; религиозный экстремизм; религиоведческое краеведение; туризм.

Мелешко Елена Дмитриевна, д. филос. н., профессор Чеснова Елена Николаевна, к. филос. н. Афонский Владимир Игоревич, к. пед. н.

Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого phileo@tspu.tula.ru; Elenika.Nova@gmail.com

ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Современное развитие нашей страны ставит одной из профилирующих задач в политике «стремление быть равноправным участником <...> взаимодействий с другими странами, общественными институтами и организациями. Суверенитет и стабильность страны» [7, с. 283], ее культурное, духовно-нравственное развитие «зависят от множества факторов, одним из которых выступает <.> развитое независимое гражданское общество, свободно взаимодействующее с государством через систему своих институтов» [Там же], обладающее знаниями в области религии, религиозных убеждений, свободы совести, правовой грамотностью. В связи с этим одной из важных задач современного высшего учебного заведения является мировоззренческая

подготовка будущего равноправного члена общества вне зависимости от его профессии. Максимальная ответственность в этом вопросе лежит на высшем учебном заведении, его профессорско-преподавательских кадрах, когда осуществляется процесс подготовки будущих педагогов.

Наибольшую актуальность и остроту имеет религиозный компонент. Религия всегда занимала важное место в культуре. Но в настоящее время особый интерес общественности вызывают негативные моменты, присутствующие в религиозной сфере. В связи с этим профилактика религиозного экстремизма начинает занимать одно из центральных мест в системе мировоззренческой подготовки на всех уровнях образования. Данная проблема нашла свое отражение в социально ориентированном образовательном проекте Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (ТГПУ им. Л. Н. Толстого), нацеленном на мировоззренческую составляющую педагогического образования. В последние годы «мировоззренческая подготовка студентов педагогических вузов, которая является одним из базовых оснований профессиональной культуры специалиста, приобретает особое значение» [1, с. 15].

Мировоззренческая подготовка является сложной системой, «целостность которой достигается интеграцией ее компонентов» [Там же], а также реализацией ее внешних («трансляционная, аксиологическая и интегрирующая» [Там же]) и внутренних функций (познавательно-гносеологическая, преобразующая, деятель-ностная). Мировоззренческая подготовка, являясь неотъемлемой частью «системы профессиональной подготовки» [Там же], может обладать устойчивостью и успешно развиваться при наличии единства образовательного, просветительского и научного компонентов.

Образовательный компонент мировоззренческой подготовки будущего педагога базируется на реализации компетентностного подхода в области религиоведческого образования, что связано с усвоением студентами основных базовых понятий мировых религий и их культурного значения как определяющего фактора воспитания толерантности и терпимости по отношению к другим религиозным конфессиям. ТГПУ им. Л. Н. Толстого имеет богатый опыт в области религиоведческого образования, что связано с наличием на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук (кафедра философии и культурологии) бакалавриата и магистратуры по религиоведению, в рамках которых реализовывалась образовательная подготовка с 2002-2013 гг. Данная подготовка высококвалифицированных специалистов в области религиоведения проводилась для системы образования, органов государственной власти разных уровней. Осуществлялась подготовка: бакалавров религиоведения - по направлению «Религиоведение», магистров религиоведения - по магистерской программе «Философия религии», магистров педагогического образования - по направленности (профилю) «Теория и методика преподавания основ религиозных культур» [7, с. 286]. Подготовка религиоведческих кадров по профильным дисциплинам реализовывалась научным коллективом кафедры философии и культурологии (под руководством В. Н. Назарова). Именно эти обстоятельства способствовали включению коллектива кафедры в реализацию Федерального проекта «Модернизация педагогического образования» под руководством Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (НИТУ «МИСиС»), и на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого был осуществлен эксперимент: «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика" (направление подготовки - Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия в 2014-2015 годах» [Там же, с. 286-287].

В 2014 году Е. Н. Чесновой была осуществлена разработка и апробация дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании». Результат эксперимента - определение цели курса, соответствующих компетенций, внедрение религиоведческого образования в образовательный процесс при подготовке будущих выпускников непедагогических направлений для повышения их компетентности и конкурентоспособности. Это послужило основанием для последующего внедрения дисциплины в образовательный процесс подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

Данная дисциплина по результатам успешно проведенного эксперимента была внесена в учебные планы подготовки магистров педагогического образования по всем направленностям (профилям) в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. «Целью реализации дисциплины являлось формирование у студентов мировоззрения и общих знаний о религии, <.. .> религиозных движениях, мировой и национальной культуре, ценностях культуры, толерантности, <...> знаний основ гражданско-правового образования, законодательства в области религии и культуры в России и за рубежом» [6, с. 88]; знаний основ психодидактики, поликультурного образования. В дальнейшем закрепление полученных компетенций было осуществлено в рамках дисциплины «Этика образования и воспитания» (Ю. В. Назарова, О. В. Солопов, Е. Н. Чеснова, Е. Г. Якимова) в 2015 году при реализации проекта НИТУ «МИСиС». Дисциплина также была включена в учебные планы подготовки бакалавров, магистров по направлению «Педагогическое образование». В процессе реализации дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» в результате целевых социологических опросов было определено, что усвоение основных понятий и проблем способствовало воспитанию мировоззренческой парадигмы: формированию аналитических способностей и свободного мышления, активной и объективной собственной «позиции по вопросам религии и культуры» [Там же, с. 89], нравственности, межконфессионального диалога.

В рамках данного эксперимента была реализована профессиональная образовательная цель - подготовка «квалифицированных специалистов для последующего преподавания в школе предмета "Основы религиозной культуры и светской этики", всевозможных факультативов в области религии, культуры, этики» [Там же, с. 88], формирование навыков и умений в профессиональной и экспертной деятельности,

196

^БЫ 1997-2911. № 10 (64) 2016. Ч. 3

коммуникативных способностей «в соответствии с законодательством Российской Федерации» [7, с. 286] (Конституция РФ [2], Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» [5], Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [4]).

Научное направление деятельности объединяет: а) результаты работы научной школы кафедры; б) подготовку кадров высшей квалификации в области религиоведения и философии религии. Исследовательская работа научной школы «Социально-философские проблемы прикладных исследований в культурологии, религиоведении, этике» (руководители - Е. Д. Мелешко, В. Н. Назаров), научно-исследовательской лаборатории по социологии, культурному туризму и прикладной этике направлена на изучение ценностных соотношений религиозного и нравственного сознания, трудов в области русской религиозной философии, социологии религии. Результаты работы научной школы сконцентрированы в исследовательских проектах, монографиях и статьях.

Научные исследования в области религиоведения, философии религии, а также осуществляемые на стыке религиоведения и этики получали свое признание и возможность для дальнейшего развития благодаря успешно проходившим защитам в объединенном диссертационном совете ДМ 212.270.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций, который действовал в течение 10 лет на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В состав диссертационного совета входили лучшие научные кадры ТГПУ им. Л. Н. Толстого и Центрального региона. Проблемы, затронутые в научных изысканиях соискателей научных степеней кандидата/доктора наук и прошедшие успешную защиту в диссертационном совете, во многом способствовали развитию высшего образования в области подготовки кадров высшей квалификации, кадров органов государственной власти и управления. «Было защищено 128 диссертаций, из них 8 докторских диссертаций (д. д.) и 120 кандидатских диссертаций (к. д.)» [7, с. 285]. Многие из них были защищены под научным руководством, консультированием докторов кафедры философии и культурологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Данный подход был направлен на создание кадров высшей квалификации в первую очередь для формирования профессорско-преподавательского состава и реализации научно-исследовательского потенциала научной школы ТГПУ им. Л. Н. Толстого, а также для подготовки кадров органов государственной власти и управления Тулы и Тульской области. Это сыграло немаловажную роль в привлекательности Тульского региона и в его стабильном эффективном развитии.

Многие успешно защищенные диссертационные исследования были посвящены проблемам религиозного экстремизма, новых религиозных движений и культов, социокультурных основ религиозного экстремизма, его исторических форм и трансформаций, религиозного образования. Вопросам религиоведческой направленности посвящены также и выпускные квалификационные работы, магистерские диссертации по изучению межконфессионального диалога, кросскультурных взаимодействий религиозных учений, составляющих религии, форм религиозного экстремизма, новых религиозных движений и культов, взаимодействия государства и религиозных объединений, свободы совести, толерантности и т.д. При этом надо отметить, что просветительское направление деятельности кафедры направлено на популяризацию культурно-исторического наследия, связанного с именами известных философов-религиоведов, а также на исследования культурных мест Тульского края и разработку туристской маршрутизации с последующим включением в туристский кластер Тульской области. Просветительская работа в области религиоведения связана и с образовательной и воспитательной компонентами, что способствует пополнению знаний о родном крае, воспитанию патриотизма, развитию культуры личности. Популяризацию религиозного наследия русских философов, связанных с Тульским краем, осуществляла Тульская областная общественная организация «Хомяковское научно-культурное и просветительское общество» (популяризация идей философа, славянофила, писателя Тульского края А. С. Хомякова), осуществлявшая свою деятельность с 03.06.2004 г. по 12.08.2008 г. Результатом работы явился ряд выигранных грантов на организацию и проведение конференций с последующим изданием одноименных сборников, посвященных богословским, историософским и этико-философским аспектам творчества А. С. Хомякова. «Тульский край исторически соединил такие выдающиеся имена русской культуры, как А. С. Хомяков, Л. Н. Толстой, М. В. Лодыженский» [3, с. 26]. На основе их богатого наследия получает свое научно-теоретическое и практическое воплощение идея культурного и образовательного проекта религиозно-философского краеведения Тульского региона, она включает в себя широкий спектр вопросов, связанных с созданием культурного, религиозного туризма, с воспитательной доминантой этих направлений в системе образования, раскрывающих основы религиозной культуры, религиоведения, литературного и культурного наследия края.

Исследованием Тульского края и разработкой туристской маршрутизации с последующим включением в туристский кластер Тульской области занимается научно-исследовательская лаборатория культурного туризма, прикладной этики и социологии (руководитель - Е. Д. Мелешко). В настоящее время разрабатывается проект религиозного краеведения Тульского края, получивший поддержку фонда РГНФ № 16-13-71001 (руководитель - О. В. Солопов).

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что многолетний опыт в области религиоведческого образования кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого позволяет формировать мировоззренческую подготовку будущего педагога, готовить квалифицированные кадры в области непедагогических специальностей в контексте неразрывности триады образовательного, просветительского и научного компонентов. Важнейшим фактором в данном процессе выступает личность педагога, обладающего широким спектром культурных знаний в области религиоведения, нравственным и духовным потенциалом. Но чтобы сохранить достигнутые результаты, а также осуществлять в дальнейшем работу по профилактике религиозного экстремизма, необходимо не только расширить религиоведческую подготовку педагогов в рамках магистратуры по религиоведению, ввести религиоведение как базовый курс в систему педагогического образования, но и продолжить работу по подготовке кадров высшей квалификации в области религиоведения по Центральному региону РФ.

Список литературы

1. Колесников М. А. Мировоззренческая подготовка студентов педвуза // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 60. Вып. 24. С. 15-20.

2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята референдумом 12.12.1993; с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Конституция РФ. URL: http://constrf.ru/ (дата обращения: 07.09.2016).

3. Мелешко Е. Д., Назаров В. Н. Идея религиозно-философского краеведения как культурный и образовательный проект // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010. Т. 2. С. 26-31.

4. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // Правовая система нового поколения. Референт. URL: https://www.referent.ru/1/95895/context (дата обращения: 07.04.2016).

5. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.03.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения: 15.05.2016).

6. Чеснова Е. Н. Особенности разработки и апробации дисциплины «Религиозная культура и межконфессиональный диалог в образовании» для студентов непедагогических направлений подготовки, обучающихся по новым модулям укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2015. Т. 34. С. 86-90. URL: http://e-koncept.ru/2015/95700.htm (дата обращения: 20.01.2016).

7. Чеснова Е. Н. Религиоведческое и этическое образование как фактор развития гражданского общества в Тульском регионе [Электронный ресурс] // Исследовательский потенциал молодых ученых: Взгляд в будущее: сб. материалов XII Регион. научн.-практ. конф. аспирантов, соискателей, молодых ученых и магистрантов. Электрон. дан. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2016. С. 283-290 (CD-ROM).

PREVENTION OF RELIGIOUS EXTREMISM IN THE SYSTEM OF WORLD OUTLOOK TRAINING OF A FUTURE TEACHER

Meleshko Elena Dmitrievna, Doctor in Philosophy, Professor Chesnova Elena Nikolaevna, Ph. D. in Philosophy Afonskii Vladimir Igorevich, Ph. D. in Pedagogy Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University phileo@tspu. tula. ru; Elenika.Nova@gmail. com

The article analyzes the experience of socially oriented educational and enlightenment project of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University in the field of teacher education. On the basis of the implemented Federal project "Modernization

of pedagogical education" and experience in the system of theological education the authors suggest performing world outlook

preparation of a future teacher in the context of the continuity of education, enlightenment and science components.

Key words and phrases: world outlook training; pedagogical education; religious extremism; religious local lore; tourism.

УДК 372.881.111.1

В статье обсуждается проблема использования мультимедийных ресурсов в обучении иностранному языку с целью совершенствования учебного процесса. Проанализирован опыт Уральского государственного университета путей сообщения, преподаватели которого разработали критерии отбора и оценки использования таких ресурсов, которые, в свою очередь, предлагаются студентам, чтобы с их помощью определить наиболее эффективные из них и в дальнейшем максимально эксплуатировать их потенциал в целях совершенствования учебного процесса.

Ключевые слова: интернет-ресурс; мультимедиа; иностранный язык; информатизация; критерии отбора; критерии оценки.

Москвина Юлия Александровна

Уральский государственный университет путей сообщения то&'^та_уыНуа@Ьк гы

РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Вхождение России в Болонский процесс создания единого образовательного пространства Европы требует более эффективного и оперативного обеспечения формирования компетенций студента высшей школы с целью выполнения профессиональных функций в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, а значит,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.