УДК 374.71
М. Ю. Микуцкая (Тула, ТГПУ им. Л. Н. Толстого) Тел.: +79207465952, e-mail: [email protected]
МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ВИДАМ ИСКУССТВА КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗА
С ВЫПУСКНИКАМИ ШКОЛ
В статье рассматриваются особенности деятельности школ и вузов в области профессиональной ориентации молодежи на современном этапе, проанализированы актуальные формы профориентации выпускников, позволяющие наиболее эффективно ориентировать и консультировать будущих специалистов в выборе сферы профессиональной деятельности: довузовская подготовка, профильное обучение, научные исследования и мастер-классы. Приводится пример проведения профориентации в формате мастер-класса на базе кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова.
Ключевые слова: профориентация, профессиональная ориентация, образование, ценности, довузовская подготовка, квалификация, мастер-класс, выпускники, самоопределение.
Глобализация, рыночная экономика, всеобщая интеграция -процессы, характеризующие современное состояние жизни. В этих условиях фактор правильного определения своего места в жизни выходит на первое место. Самореализация, раскрытие своих талантов и способностей, развитие навыков и умений - вот цели, которых хочет достигнуть любой уважающий себя молодой человек, вступающий во взрослую жизнь. Но на этом пути саморазвития стоит внушительный барьер, суть которого в следующем: как соотнести свои возможности со своими потребностями? Как реализовать себя и при этом приносить своей деятельностью пользу обществу, в котором живешь? Как сделать правильный выбор профессии, которая позволит удовлетворить все собственные амбиции и желания, при этом получая от этой самой работы
радость и удовлетворение? Ответы на эти вопросы можно найти, обратившись к такой сферы деятельности, как профориентация.
Профориентация, по определению Большого толкового словаря, -ознакомление или обучение основам какой-либо профессии с целью получения более полных представлений о данной специальности. Профориентационная деятельность в современных условиях жизни выступает необходимым условием успешного выбора профессии в силу нескольких причин.
Во-первых, произошел переход на новый уровень образовательных стандартов, который привел к коренным изменениям в системе образования. Понятие «получить профессию» сменилось понятием «получить квалификацию», то есть узкая специализация выпускника-профессионала теперь сменилась широким полем квалификации бакалавра или магистра в той или иной области знаний. Теперь выпускник должен быть готов к тому, что она сам - творец свей судьбы. ВУЗ дает ему базовые знания соответствующего уровня в той или иной предметной области, а в какой именно профессиональной деятельности выпускник их применит - это его право. Подобная ситуация является стрессовой для молодого человека, который находится перед огромным количеством вариантов выбора своего будущего. И здесь на помощь ему приходит профориентация. Профориентационная деятельность обеспечивает консультирование по вопросам самоопределения в широком поле профессиональной деятельности, смягчая стрессовую обстановку и облегчая выбор [11, 7].
Во-вторых, произошло изменение мировоззренческих парадигм: «образование на всю жизнь» сменилось «образованием через всю жизнь» [11, с. 6]. Скорость развития техник и технологий, научных открытий и совершенствования жизни во всех сферах диктует свои правила адаптации в профессиональном поле. Чтобы оставаться конкурентоспособным работником, человеку все время приходится повышать свою квалификацию, осваивать новые сферы деятельности, связанные с основной работой, интеллектуально развиваться. Исследуя ситуацию на рынке труда, взаимодействуя как с работниками, так и с работодателями, профориентация как посредник способна обеспечить мобильность своих клиентов, их лучшую приспособленность к изменяющимся условиям на рынке труда.
В-третьих, благодаря профориентации молодые люди быстрее определяются с выбором сферы деятельности, быстрее проявляются личностные способности. Соответственно максимум результата от работы и саморазвитие как профессионала в той или иной области достигается в кратчайшие сроки.
В-четвертых, профориентация, как весы, выступает между молодым работником, определяющимся с будущими профессиональными
интересами, и работодателем, заинтересованном в качественном выполнении необходимой работы квалифицированным специалистом. Как считает А.В. Меренков, в настоящее время нельзя говорить о единой системе ценностей всех сторон-участников профессиональных отношений. По результатам проведенных им исследований «по анализу факторов, определяющих формирование ориентаций и установок современных старшеклассников и студентов на желаемую профессию и будущую трудовую деятельность, можно выделить как минимум три системы. Первая система - ценности, определяющие престижность профессии в представлениях молодежи. Вторая - ценности, которые определяют престижность профессии в представлении молодежи. Третья - те ценности, которые отражают представления о престижности той или иной профессии на конкретном предприятии».
Школьники, Работодатели Конкретное
студенты предприятие
Высокий Высокий Особые знания
заработок заработок и навыки
Хорошее Социальный Хорошее
образование статус образование
Особые в обществе Опыт и
знания Возможность квалификация
и навыки управлять другими Творческий
Карьерный людьми характер работы
рост Карьерный рост Интеллектуальная
Социальный Хорошее работа
статус образование Высокий
в обществе Интеллектуальное заработок
Опыт и развитие Карьерный рост
квалификация Чистая, легкая
Возможность работа
управлять другими
людьми
По мнению А.В. Меренкова, «сравнительный анализ этих систем показывает, что ни работодатели, ни работники конкретных предприятий не выступают в роли тех субъектов, которые формируют мнение учащейся молодежи о престижности различных профессий. Школьники и студенты получают представление о значимости отдельных профессий от родителей, сверстников, средств массовой информации, а не от людей, которые в современной экономической ситуации в стране определяют ценность знаний и умений специалиста» [9, 34].
Профессиональная ориентация выпускников школ - залог их успешной профессиональной деятельности. Качественная работа по информированию абитуриентов вуза о специфике тех или иных профессий, их востребованности на рынке труда, уровне сложности будущей работы, особенностях самореализации в рамках той или иной работы - задачи профориентации. Все это позволяет выпускникам более осознанно подойти к выбору, тщательно проанализировать свои амбиции, желания и возможности и сделать наиболее правильный выбор в пользу определенной сферы профессиональной деятельности.
Профориентационная работа обязательно должна быть многоуровневой, затрагивать все заинтересованные стороны (и выпускников, и работодателей, и вузы), проводиться с использованием инновационных приемов и методов, новейших информационных технологий. Она должна комплексно воздействовать на молодых людей, качественно иллюстрируя специфику профессий и особенности работы в той или иной области, обязательно сосредотачивая достаточное количество внимания на том, как именно молодые люди смогут самореализоваться. Объективно лучшим выходом из подобной ситуации является выстраивание системной профориентационной работы «школа-вуз-работа», ее непрерывность, преемственность и последовательность.
Среди способов профориентационной работы в самой школе одним из наиболее эффективных можно назвать профильное обучение. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Москва, 2002 г.), профильное обучение - средство дифференцированного и индивидуализированного обучения, которое позволяет учитывать интересы, склонности и способности учащихся.
Качество подготовки специалистов в вузах непосредственно зависит от уровня абитуриентов, по мнению Р.М. Зайниева. Сегодня ситуация в этой области такова, что на вступительных испытаниях много внимания уделяется проверке знаний по общеобразовательным предметам, а определению склонностей, умений и изучению интересов поступающих - мало [6].
Изменить данную ситуацию может такая форма профориентационной работы вуза, как довузовская подготовка, считает А. И. Черных. Довузовская подготовка - период развития профессионального самосознания, когда у школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт постижения своих реальных возможностей, происходит уточнение социально-профессионального статуса [12, 176-177].
Также во время профориентации одной из форм работы может быть углубленное изучение конкретной предметной деятельности, формирование профессионально важных для этой профессии качеств, контроль и коррекция профессиональных планов школьников.
Кроме того, эффективным способом повышения уровня и улучшения качества образования является раннее приобщение проявивших таланты школьников к научным исследованиям (подготовка проектов, участие в круглых столах, проблемных группах и пр.) [2]
В контексте всего вышесказанного одной из актуальных форм профориентации в вузе сегодня представляется форма мастер-класса. Мастер-класс, согласно Современному толковому словарю русского языка, - краткосрочные курсы высшего мастерства в какой-либо области искусства, спорта и т.п., проводимые выдающимися специалистами в этой области. Другими словами это публичная демонстрация умений и навыков специалиста в каком-либо деле. Школьники, окунаясь в атмосферу какой-либо сферы деятельности в рамках мастер-класса, имеют возможность примерить на себе социальные роли, связанные с выбранной областью деятельности. Мастер-класс дает молодым людям возможность на практике проверить уровень своих знаний и умений в этой области, а также получить шанс пообщаться со специалистом и задать ему вопросы, чтобы составить полное впечатление о деле, которым они хотят в дальнейшем заниматься.
Нами была опробована данная форма профориентационной работы в рамках деятельности кафедры философии, культурологии, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова, на которой ведется подготовка специалистов в области искусства, культурологии, этики и религиоведения. Мастер-класс по архитектуре на тему «Город Тула -зеркало души его горожан» был проведен в рамках профориентационного мероприятия «Юбилей направления «Искусства и гуманитарные науки» в Тульском государственной педагогическом университете им. Л.Н. Толстого 21 декабря 2012 г. В план мастер-класса, рассчитанного на 1 час, входило следующее: беседа о городе как среде обитания и особенностях зданий; устный опрос участников с целью определения уровня знаний об архитектуре в общем и об архитектурном облике Тулы в частности; введение участников в историко-культурный контекст появления того или иного типа зданий, способов отделки и пр.; демонстрация анализа архитектурного объекта; интерактивная мини-игра «Я - экскурсовод», в рамках которой участникам предлагалось проверить свои знания истории и краеведения и попробовать свои силы - рассказать о здании, изображенном на картинке; беседа с участниками о планах реконструкции исторической части Тулы; подведение итогов. Мастер-класс проходил в аудитории ТГПУ им. Л.Н. Толстого, оснащенной интерактивной доской, что позволило оперативно иллюстрировать рассказ изображениями архитектурных объектов, планов реконструкции, сцен из жизни и быта туляков прошлых столетий. Участники мастер класса активно слушали специалиста в области архитектуры родного города, живо включались в обсуждение, старались максимально проявить себя, свои знания и навыки
во время кейса «Я-экскурсовод». Многие из участников признались в том, что до мастер-класса не представляли, насколько может быть интересно изучение архитектуры с культурно-исторической точки зрения. Продемонстрировав на личном примере то, чему можно научиться, обучаясь по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки», специалисту, проводившему мастер-класс, удалось сориентировать выпускников школ в специфике и особенностях такой сферы деятельности, как архитектура.
Перед регионами сегодня остро стоит проблема создания особых организационных форм сотрудничества учреждений образования для постоянной целенаправленной работы по формированию у подрастающего поколения ориентаций на приобретение профессий, обеспечивающих эффективное экономическое и социокультурное развитие региона и страны в целом. Успешное решение задач профориентации в основной школе в комплексе с профильным обучением в старших классах ведет к сознательному выбору профессии. В процессе профориентации главное -«дать школьникам установку на необходимость формирования себя как инновационно мыслящего и действующего на основе достижений мировой науки и техники специалиста» [9, 37]. Это возможно осуществить на базе вуза, обращаясь к самым передовым формам профориентационной работы, как, довузовская подготовка, углубленное изучение конкретной предметной деятельности, исследовательская деятельность, участие в проблемных группах, круглых столах и мастер-классах. Важна последовательность и системность профориентационной работы. В таком случае она позволит молодым людям чувствовать себя уверенно при выборе области собственной профессиональной деятельности.
Литература
1. Андреянов А.А. Социально-профессиональная ориентация и самоопределение личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 2-2. С. 10-12.
2. Андрусенко С.Ф., Кравцова Е.Ю. Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие научно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник Ставропольского государственного университета. 2010. № 6. С. 228-231.
3. Бодрова Е.В. Определяющий фактор повышения эффективности гуманитарной подготовки в высшей школе - профессиональная ориентация // Власть. 2008. № 6. С. 55-60.
4. Гавриленкова И.В. Профессиональная ориентация как глобальная проблема человека нового тысячелетия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 3. С. 70-71.
5. Дуброва Т. И. Профессиональная ориентация: инновации педагогической деятельности // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 2. С. 70-74.
6. Зайниев Р.М. Профессиональная ориентация учащихся -составная часть учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4. С. 53-58.
7. Клюев А.В., Урсу И.С. Ценностные и профессиональные ориентации современной студенческой молодежи: социологический аспект // Управленческое консультирование. 2008. № 1. С. 165-174
8. Корнеева Т.В. Мотивация обучения и профессиональная ориентация студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. № 4. С. 16-26.
9. Меренков А.В. Особенности и проблемы формирования профессиональных ориентаций учащейся молодежи // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 31-37.
10. Третьякова Т. В., Галкина Т. В. Маркетинговая образовательная стратегия как средство ориентации студентов на профессиональные ценности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 3. С. 90-96.
11. Рыбаков М.Ю. Профессиональная ориентация школьников: традиционное содержание и векторы модернизации // Среднее профессиональное образование. 2008. № 2. С. 6-8.
12. Черных А.И. Профессиональная ориентация как условие довузовской подготовки школьников // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 168-177.
M. Yu. Mikuckaia
The article discusses the features of schools and universities in the field of professional orientation of young people at this stage, the topical form of career counseling graduates, making the most effective guide and advise future professionals in choosing specialty areas: pre-university training, specialized education, research and workshops. An example is given in the format of the guidance of the master class at the Department of Philosophy, Cultural Studies, Applied Ethics, Religious Studies and Theology named after A.S. Khomiakov.
Keywords: vocational guidance, vocational counseling, education, values, pre-university training, qualification, master class, graduates, self-determination