Научная статья на тему 'Профориентационная работа как Наука о поиске призвания (опыт организации профориентационной деятельности в Иркутском филиале ФГБОУ во «МГТУ га»)'

Профориентационная работа как Наука о поиске призвания (опыт организации профориентационной деятельности в Иркутском филиале ФГБОУ во «МГТУ га») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ИНЖЕНЕРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / СТУДЕНТ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ / CAREER ORIENTATION WORK / ENGINEERING ART / SPECIAL PURPOSE CLASSES / STUDENT / UPBRINGING METHODS / FORMS OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбашева Людмила Юрьевна

В статье профориентация в Иркутском филиале МГТУ ГА рассматривается как часть непрерывной профессиональной подготовки обучающихся. Анализируется профориентационная деятельность в вузе через функционирование элементов: довузовское образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование. Представлены: формы и методы профориентационной работы, нацеленной на привлечение наиболее способных абитуриентов; создание условий для качественной подготовки к поступлению в университет, оказания помощи студентам (курсантам) университета в профессиональном самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барбашева Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career orientation work as a science of searching for a vocation (an attempt of organizing career orientation work in Irkutsk branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation)

Career orientation work in Irkutsk branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation is regarded in the article as a part of students’ continuous professional training. Career orientation work in the higher education institution is analyzed through the following elements’ functioning: pre-university training, professional higher education, postgraduate education. Forms and methods of career orientation work aimed at engaging the ablest applicants, establishing conditions for high-quality pre-entry training, rendering assistance to the students (trainees) in their professional identity are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа как Наука о поиске призвания (опыт организации профориентационной деятельности в Иркутском филиале ФГБОУ во «МГТУ га»)»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (12). Март 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 377.6

ББК 4481,6(2) 202.5,0 Б246

Л. Ю. Барбашева Иркутск, Россия

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК НАУКА О ПОИСКЕ ПРИЗВАНИЯ (ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИРКУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ФГБОУ ВО «МГТУ ГА»)

В статье профориентация в Иркутском филиале МГТУ ГА рассматривается как часть непрерывной профессиональной подготовки обучающихся. Анализируется профориентационная деятельность в вузе через функционирование элементов: довузовское образование, высшее профессиональное образование, послевузовское образование. Представлены: формы и методы профориентацион-ной работы, нацеленной на привлечение наиболее способных абитуриентов; создание условий для качественной подготовки к поступлению в университет, оказания помощи студентам (курсантам) университета в профессиональном самоопределении.

Ключевые слова: профориентационная работа, инженерное творчество, профильные классы, студент, методы воспитания, формы воспитания.

L. Yu. Barbasheva Irkutsk, Russia

CAREER ORIENTATION WORK AS A SCIENCE OF SEARCHING FOR A VOCATION (AN ATTEMPT OF ORGANIZING CAREER ORIENTATION WORK IN IRKUTSK BRANCH OF MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY OF CIVIL AVIATION) Career orientation work in Irkutsk branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation is regarded in the article as a part of students' continuous professional

© Барбашева Л. Ю., 2017

training. Career orientation work in the higher education institution is analyzed through the following elements' functioning: pre-university training, professional higher education, postgraduate education. Forms and methods of career orientation work aimed at engaging the ablest applicants, establishing conditions for high-quality pre-entry training, rendering assistance to the students (trainees) in their professional identity are represented in the article.

Key words: career orientation work, engineering art, special purpose classes, a student, upbringing methods, forms of upbringing.

Годы проходят, а рассуждения русского литературоведа, семиотика, культуролога и Учителя с большой буквы Юрия Лотмана: «Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу» [Знания, память, 2012] - сохраняют глубину, правдивость и красоту. Задача современного образования, по Ю. Лотману, заключается в необходимости приучать человека к активной работе мысли и совести. Отдавая себе отчет в сложности сформулированной установки, предлагаю пока отойти от мировоззренческого контекста и для начала сконцентрировать внимание на «активной работе мысли» всю жизнь - непрерывности образования.

В ряде документов: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012]; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. №2 751 - отмечается, что непрерывность образования в течение всей жизни человека и преемственность уровней и ступеней образования входят в состав образовательных целей.

Иркутский филиал ФГБОУ ВО «МГТУ ГА» (Иркутский филиал МГТУ ГА) реализует идею непрерывного образования и рассматривает профориентацион-ную работу как ее составную часть. В Концепции профориентационной работы

Иркутского филиала ФГБОУ ВО «МГТУ ГА» на 2017-2020 гг. сформулирована цель - привлечение наиболее способных абитуриентов, создание условий для качественной подготовки к поступлению в университет, оказание помощи студентам (курсантам) университета в профессиональном самоопределении, выборе специализации, становлении, социальной и психологической адаптации, послевузовском трудоустройстве. Именно реализация обозначенной цели позволит Иркутскому филиалу ФГБОУ ВО «МГТУ ГА» сохранить свои конкурентные преимущества [Похолков, 2012] и результативно организовать довузовскую, вузовскую и послевузовскую профориентационную работу с привлечением школьников, выпускников и студентов образовательных организаций среднего образования и среднего профессионального образования, несмотря на объективные проблемы профессионального самоопределения современной молодежи [Зали-ванский, Самохвалова, 2017].

Необходимость подготовки образовательного процесса в вузе обусловлена рядом объективных факторов, как макросреды, так и микросреды:

• политические - стабильность экономики и государственной власти;

• демографические - высокий миграционный отток в Иркутской области (сокращение и числа, и доли детей до 16 лет, а значит, уменьшается прием в 10 классы общеобразовательной школы и, как следствие, падение конкурса абитуриентов) [Демография на фоне кризиса, 2008];

• отраслевые - доминирование негативных тенденций в области гражданской авиации (старение и нехватка кадров инженерно-технического профиля [Кто сядет за штурвал российских лайнеров, 2011], не в полной мере учет интересов конкретных работодателей, особенностей и потребностей авиационного рынка труда);

• социальные - в обществе проявилась смысловая трансформация понятия труд, и интеллектуальный труд в частности, как по содержанию, так и по восприятию [Барбашева, 2015], снижение статуса традиционных профессий, в том числе профессии инженера [Кочетков, Кочеткова, 2013];

• «педагогическое проектирование» - объективные проблемы в изучении потребности молодежи в профессиональном самоопределении, социокультурное обоснование востребованности инженерного образования, направленного на развитие способностей старшеклассника, в частности, инженерного творчества;

• образовательные - сложности в популяризации профильных предметов (физика, математика, информатика) и влиянии на профессиональное самоопределение учащихся.

Итак, профориентационная деятельность Иркутского филиала МГТУ ГА предусматривает организацию профессиональной ориентации на системной основе, включающей: 1) довузовскую; 2) вузовскую (додипломную); 3) послевузовскую (последипломную) подсистемы.

1. Довузовская подсистема профориентационной работы Иркутского филиала МГТУ ГА.

Профориентационная работа с целью привлечения абитуриентов в вуз организована в Иркутском филиале МГТУ ГА системно, с применением как проверенных, так и активных методов профориентационной деятельности. Официальные документы, например, Письмо Минобрнауки РФ от 20 января 2010 г. № 51/12-16 О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В ВУЗАХ предлагает: «широкое использование таких форм, как «дни открытых дверей», презентации факультетов и специальностей в школах, «ярмарки профессий», развитие научно-технического творчества молодежи, проведение предметных олимпиад школьников, размещение материалов в средствах массовой информации, изготовление и распространение рекламной печатной продукции, разъяснение сущности будущей профессии, перспектив трудоустройства, возможностей творческой самореализации и карьерного роста помогут молодежи осознанно сделать выбор будущей профессии» [О профориентационной работе в вузах, 2011].

Вопросы довузовской подготовки обучающихся и первый опыт организации работы профильных классов рассматривался нами в статье «Траектории интеллектуальной культуры как нравственные ценности современной молодежи» [Барбашева, 2015]. Полученный опыт способствует апробированию различных

форм работы, поскольку сегодня сохраняются требования раннего определения профессии выпускником школы. «У меня растут года, - писал когда-то В. Маяковский, - будет мне семнадцать, где работать мне тогда, чем заниматься?» На момент окончания школы обучающиеся должны иметь представление о сфере будущих профессиональных интересов.

Чтобы создать модель своего будущего и, преломив на себя, осуществить выбор приоритетов школьник должен совершить, на мой взгляд, тяжелую мыслительную и ценностную работу. Моделируя будущее, подросток будет действовать следующим образом. Он сформулирует достойные жизненные цели и устремления, при этом оценит собственные ресурсы, соотнесет их со своими потребностями. Согласно своему опыту мы знаем, что, формулируя жизненные, образовательные и профессиональные недолговременные и долгосрочные планы, желательно не «занизить планку» и не израсходовать ресурсы на полпути к цели. При этом школьник уже должен понимать себя и уметь понимать других людей. Представленный набор мыследействий может стать серьезной проблемой для взрослых людей, не говоря о подростках - выпускниках наших образовательных учреждений. Поэтому налицо педагогическая проблема - научить школьника ориентироваться на достижительные стратегии (выпускник в роли «стратега») с учетом ситуативного реагирования, (выпускник в роли «тактика») сохранять уверенность в осуществимости планов и на ближайшее, и на отдаленное будущее. Есть еще и психологическая проблема, хотя она не является предметом наших рассуждений, но обозначить ее необходимо. Школьник, планируя будущее, кому впоследствии адресует ответственность за успехи и неудачи собственной жизни: себе или обстоятельствам? Нам важно понимать, готов ли сегодняшний школьник взять на себя ответственность за свои неудачи.

Итак, выпускник школы, как минимум, нуждается в пропаганде профессий и в информационно-педагогическом сопровождении, которое успешно реализует Иркутский филиал МГТУ ГА различными формами: размещение информации о профориентационной работе на сайт вуза, рекламная работа, организация олимпиад по авиации, формирование общественных связей и партнерских отношений

с образовательными организациями. Мы относимся к профессиональной ориентации как к науке о поиске призвания, поэтому сотрудничество школы и вуза успешно реализуется. Например, День науки для 8, 9, 10 классов рассматриваем как «дальнюю профориентацию». С 10 и 11 классами организованы профильные классы. На сегодняшний день функционируют три профильных класса: профильный инженерно-авиационный класс МАОУ «Центр образования №2 47» г. Иркутска (директор Тютрина Надежда Геннадьевна) на базе кафедры авиационного радиоэлектронного оборудования (АРЭО). Доцент кафедры АРЭО, кандидат физико-математических наук Межетов М. А. знакомит школьников с возможностями применения цифровых видов модуляции в приёмо-передающей аппаратуре воздушных судов ГА, что, безусловно, требует от обучающихся углубленного погружения в математику и физику.

Историческая фотография Первые занятия «Школы спутниковой навигации» со школьниками «Лицея № 2» г. Ангарска. Лектор - Скрыпник Олег Николаевич, заместитель директора по учебно-научной работе, доктор технических наук, профессор,

почетный работник ВПО РФ

Занятия профильного инженерно-авиационного класса МАОУ

«Центр образования № 47» г. Иркутска проводит доцент кафедры АРЭО, кандидат физико-математических наук Межетов Муслим Амирович Инженерно-авиационный класс МАОУ «Лицей № 2» г. Ангарска (директор Беркут Виктор Никифорович) на базе кафедры летательных аппаратов и двигателей (ЛАиД) сопровождают преподаватели и заведующий кафедры ЛАиД, кандидат технических наук, доцент Ходацкий С. А. Ассистенты кафедры, аспиранты Скоробогатов С. В. и Киренчев А. Г. знакомят с аэродинамикой проточной части авиационного двигателя, с подходами совершенствования рабочего процесса типового двигателя и пульсирующего двигателя, и камеры сгорания.

Занятия проводит заведующий кафедрой ЛАиД, кандидат технических наук,

доцент Ходацкий Сергей Альбертович Профильный класс МБОУ Гимназии № 9 (директор Шаманская Ольга Ивановна) г. Усолья-Сибирского организован на базе кафедры авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов (АЭС и ПНК). Попов В. М. (кандидат технических наук, доцент), Чигвинцев А. А. (кандидат технических наук, доцент), Диль В. Ф., Устинов В. В. (доцент) знакомят со сферой научных интересов кафедры АЭС и ПНК. Котлов Ю. В. (кандидат технических наук, доцент) проводит занятия по робототехнике.

Проект «Университетские субботы» осуществляет кафедра естественнонаучных дисциплин (ЕНД) на базе МБОУ СОШ № 1 г. Иркутска (директор Багмат Любовь Николаевна).

Созданные профильные классы призваны реализовать и успешно выполняют следующие функции: обучающую, развивающую, социализирующую, корректирующую.

Преподаватели вуза, помимо погружения в специальность авиационного инженера, используют богатейший профориентационный опыт советской педагогики, раскрывавшей диапазон способностей школьников, чтобы почувствовать резонанс таланта [Пекелис, 1986]. Начинаем с расширения общенаучной эрудиции: чтение научно-популярных журналов таких как: «Наука и жизнь», «Знания - сила», «Техника молодежи» - с различными сопровождающими заданиями, решение стандартных, хорошо разработанных и изложенных в учебниках и справочниках задач, знакомство с ситуациями, когда готовых подходов к решаемой им проблеме нет, а решение найти непременно надо. Преподаватели вуза, владеющие методикой ТРИЗ, предлагают задания, обладающие новизной для школьника, поэтому обучающийся знакомится с современными методами изобретательской деятельности [Горин, Нелюдов, Свистунов, 2010]. Не случайно, что на это еще в средине прошлого века обращал особое внимание Нобелевский лауреат, один из создателей Физико-технического института, академик Петр Леонидович Капица: «... Нет сомнения, что для правильного обучения современной молодежи нужно воспитывать в ней творческие способности, начиная со школьной скамьи, и кончать в высших учебных заведениях. Это фундаментальная задача, от решения которой может зависеть будущее нашей цивилизации.» [Капица, 1971].

Надпись на Дельфийском храме «Познай самого себя» мы адресуем современным школьникам, потому что именно с познания самого себя все начинается, им все определяется - линия жизни, дело жизни. Преподаватели на исторических примерах [Голованов, 1983] и своей историей успеха, своей жизненной траекторией наглядно демонстрируют: выбрать дело - выбрать жизненный путь. Это

значит: чтобы труд был интересным, результативным и творческим, необходимо соответствие призвания человека и данного вида трудовой деятельности.

Созданная система подготовки потенциальных абитуриентов к свободному и самостоятельному выбору профессии авиационного инженера включает в себя организацию и проведение заочного и очного тура олимпиады по авиации. За-дачный материал содержит в основном практико-ориентированные задания. Интересна статистика: 2013 год - в 1-й областной межотраслевой олимпиаде школьников по авиации приняли участие 52 учащихся 10-11 классов образовательных организаций Иркутской области, Красноярского края, Республики Бурятия. Для участия во 2-й межрегиональной олимпиаде школьников по авиации в 2014 году прислали заявки 94 обучающихся из общеобразовательных организаций г. Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, Усольского района, Камчатского края. В 2015 году 3-я региональная олимпиада школьников по авиации собрала 197 обучающихся из общеобразовательных организаций г. Иркутска, Ангарска, Тулуна, Нижнеудинска, Иркутского, Баяндаевского районов.

Такие мероприятия, как: День науки, олимпиада по авиации, профильные классы, «Университетские субботы» - способствуют не только популяризации достижений отечественной науки, наполнению содержанием профессии авиационного инженера, информированности о возможном трудоустройстве, формированию профессиональной идентичности, т. е. отождествлению себя с будущей профессией, социально-ценностному отношению к осваиваемой профессии, но и мотивируют школьников к постоянному стремлению как к росту, к саморазвитию, так и к самоограничению и самодисциплине [Астраханцев, 2013], а именно - планомерно, четко организовывать свое самостоятельное чтение и самостоятельную работу. Наша задача - донести до школьников: «Человек есть то, что он из себя делает и как творит себя» [Сартр Жан-Поль, 2009]. И в этом направлении педагоги Иркутского филиала МГТУ ГА могут оказать неоценимую помощь, предложить советы и провести консультации, опираясь на исторический материал [Астраханцев, 2013] и собственный опыт. Собран и обработан материал по методике научной организации труда мыслителями и деятелями разных научных направлений и интеллектуальных интересов: В. И. Толмачева, разработчика экраноплана «Орленок» и Ан-124 «Руслан»; исследователя, нейрофизиолога, академика Н. П. Бехтеревой; философа, культуролога, писателя, эссеиста Г. С. Померанца; писателя, драматурга, поэта и философа Ю. В. Мамлеева; ведущего математика и физика, академика В. Захарова; писателя-фантаста А. Азимова; журналиста В. Шахиджаняна и др.

Одно из важнейших направлений профориентационной работы вуза - информирование потенциальных абитуриентов через рассылку рекламных материалов и полиграфической продукции (сборники трудов научно-практических студенческих конференций «Общество и личность: современные тенденции и исторический подход» с публикациями как студенческих НИР, так и школьных исследовательских проектов). За последние годы о нас узнали общеобразовательные учреждения повышенного уровня (победители конкурса «Лучшие школы России», лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов) Сибир-

ского Федерального округа (Республика Бурятия, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область, Томская область), Уральского Федерального округа (Тюменская область, Ханты-Мансийская АО, Челябинская область, Ямало-Ненецкий АО), Дальневосточного Федерального округа (Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край), Приволжский ФО (Пермский край).

Агитационно-профориентационная работа на родительских собраниях в школах города Иркутска и Иркутской области также рассматривается нами как мотивирующий фактор в выборе профессии авиационного инженера.

Иркутский филиал МГТУ ГА проводит День открытых дверей в рамках выставки «Знание, профессия, карьера».

Посетители выставки имеют возможность получить представление о факультетах и кафедрах вуза, увидеть презентации студенческих творческих коллективов и студенческого отряда, узнать о правилах поступления, познакомиться с учебно-лабораторной базой, оснащенной современными процедурными авиационными тренажерами - самолета А-320, самолета Ил-96, Ан-148, аппаратно-программными комплексами на базе платформы National Instruments, а также техническим и компьютерным оборудованием. Выступление студенческого отряда позволяет позиционировать результаты своей работы, например, «летняя сессия» на строительных объектах филиала Спецдорстрой № 733 космодрома «Восточный» в Амурской области.

Таким образом, применяемые Иркутским филиалом МГТУ ГА активные методы профориентационной деятельности ориентированы на косвенное вовлече-

ние предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества.

2. Вузовская подсистема профориентационной работы Иркутского филиала МГТУ ГА

В федеральных государственных стандартах ВО по специальностям, которые готовят в Иркутском филиале ФГБОУ ВО «МГТУ ГА»: 25.05.03 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования; 25.03.02 Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов; 25.03.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей - прописаны ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника вуза: «способность к саморазвитию и самообразованию», «готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала», «готовность к ответственному отношению к своей трудовой деятельности, пониманию значимости своей будущей специальности». Весь набор компетенций должен сформировать у студента профессиональное самоопределение. Буянова Г. А. выделяет целую систему возможных «самоопределений»: «полоролевое», «ценностно-смысловое», «жизненное», «социальное», «личностное», «профессиональное» и т. п. Профессиональное самоопределение выступает системообразующим центром для всей системы «самоопределений» человека как субъекта де-

ятельности и гражданина [Буянова, 2015]. Соглашусь, что профессиональное самоопределение - это многомерное и многокомпонентное явление, поэтому возникает вопрос практической направленности: какими педагогическими приемами, методами и подходами вуз может сформировать профессиональное самоопределение студентов, понимаемое нами как развитие личности в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.

Студент должен быть: носителем социально значимых и профессионально-важных качеств личности, готовым к постоянному профессиональному росту и положительно мотивирован к профессиональной деятельности. На пути выстраивания профессионального самоопределения студента мы зачастую сталкиваемся с «кризисом профессионального обучения», вызванным как неудовлетворенностью профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, так и адаптацией к организации самостоятельной работы обучающегося. «Профессиональное самоопределение пассивно, когда человек выбирает свой профессиональный путь, подчиняясь обстоятельствам, реализуя цели других людей. Об активности самоопределения говорят тогда, когда деятельность человека детерминируется внутренними убеждениями, стремлением достичь собственных профессиональных целей» - утверждает Буянова Г. В. [Буянова, 2015, с. 15]. У студентов, имеющих высокий уровень притязаний по отношению к обучению и нацеленность на получение профессии авиационного инженера, будет в большей степени выражена активная модель развития профессионального самоопределения в рамках образовательной деятельности вуза. Такой вывод мы делаем на основании проведенного анкетирования студентов 1 -х курсов очной формы обучения укрупненной группы специальности 160000 «Авиационная и ракетно-техническая техника». Всего в анкетировании приняли участие 168 студентов 1-х курсов очной формы обучения (2013 и 2014 годы набора). Потребность в профессии определили 32% опрошенных в 2013 году и 42% в 2014 году. Считают профессию авиационного инженера престижной 51% в 2013 г., и 69% в 2014. Ценностными ориентациями и мотивами профессиональной деятельности выступили: востребованность выпускников ИФ МГТУ ГА на рынке труда - 58% в 2013 г.,

72% в 2014 г.; помощь вуза в дальнейшем трудоустройстве 54% в 2013 г. и 57% в 2014 г., высококвалифицированный преподавательский состав - 72% в 2013 г. и 76% в 2014 г. В мониторинге профессионально-ценностных ориентаций студентов ИФ МГТУ ГА при выстраивании рейтинга ценностных ориентаций студентов позиция «профессионализм и интересная работа» занимает 5 место, «получение образования» - на 2 месте.

Любопытно провести исторические параллели и посмотреть предпочтение и оценку выпускниками - советскими школьниками второй половины XX века того или иного требования к своей будущей профессии.

Итог ответов: [Пекелис, 1986]

Идеальная профессия должна давать возможность Очень важное требование, % Средней важности требование, % Не важное требование, % Не ответили, %

Творить и быть оригинальным 53,5 33,3 7,7 5,5

Использовать личные возможности 75 17,5 2,9 4,5

Постоянного самоусовершенствования и развития кругозора 88 9 0,3 2,5

Быть полезным народному хозяйству 48,9 37,9 8,4 4,8

Хорошо зарабатывать 28,8 58,9 9,3 3,0

Цениться среди друзей и знакомых 41,5 43,5 10,4 4,6

Добиться видного положения и престижа в обществе 8 37,4 47,4 7

Руководить людьми 9,6 27,4 55,9 7,1

Обеспечить стабильное и 20,9 44,5 27,8 6,8

спокойное будущее

Вывод Пекелиса В. - значительная часть советской молодежи (в 1960-1970 годах) в основу шкалы престижа выдвигала такой критерий, как творчество и желание быть полезным народному хозяйству. Важным считалось стремление к самосовершенствованию и к тому, чтобы цениться среди друзей и знакомых.

Стоит признать, что часть современных студентов испытывают затруднения в процессе адаптации к обучению в вузе. Деятельность по минимизации последствий «кризиса профессионального обучения» успешно реализуется в Иркутском филиале МГТУ ГА следующим комплексом мероприятий: нахождение интересной для студента идеи, смысла в получаемой профессии путем изучения истории авиации, достижений отечественного самолетостроения. Помните, как у Есенина: «Попасть достаточно на строчку, и вмиг понятен «Капитал» [Есенин, 1924]... Достаточно студенту на младших курсах, общаясь с преподавателем, прочувствовать труд совместного удивления и открытия, труд увлекательный, приносящий радость и серьезное напряжение, и он начнет любить авиацию. Косвенно о результатах профориентационного самоопределения свидетельствуют результаты мониторинга за последние несколько лет (2015-2016 гг.). На вопрос: «Совпало ли Ваше представление о студенческой жизни и об учебе с реальностью?» - ответы распределились: да - 63,75 %, нет - 14,5 %, затрудняюсь ответить - 21,75 %. На вопрос: «Вы сделали для себя предварительный вывод?»:

- мне нравится Иркутский филиал МГТУ ГА, хочу здесь остаться, продолжить учебу - 78,25 %;

- при первой же возможности готов перейти в другой институт/университет - 5 %.

На старших курсах организована активная ориентация на прохождение различных видов практик, выбор руководителя для дальнейшей работы над дипломным проектом, максимизировано взаимодействие студентов с представителями работодателей, содействие занятости и трудоустройству выпускников, работа со

студентами по обучению практическим навыкам самопрезентации. Как показывает многолетний опыт, конкурс на лучший проект, реализованный в выпускных квалификационных работах студентов, становится не просто показателем профессиональных знаний, а указывает путь профессионального самосовершенствования.

3. Послевузовская подсистема профориентационной работы Иркутского филиала МГТУ ГА

Как показывают многочисленные опросы и анкеты, наши студенты, являясь студентами технического вуза, связывают получение диплома о высшем образовании с дальнейшими жизненными перспективами и трудоустройством по специальности. Иркутский филиал МГТУ ГА реализует подготовку, повышение квалификации и переподготовку, программы дополнительного обучения, аспирантуру.

Аспиранты - Арефьева Наталья Геннадьевна и Арефьев Роман Олегович

Научному исследованию Арефьевой Н. Г. и Арефьева Р. О. (подруководством д.т.н., профессора Скрыпника О. Н.) «Совершенствование аэронавигационного обеспечения этапа посадки путем оптимизации размещения псевдоспутников ГЛОНАСС» присуждено второе место по направлению «Системы радиолокации, радионавигации и связи в аэрокосмической сфере» в конкурсе научно-техни-ческихработ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики». Первое место присвоено Арефьевой Н. Г. и Арефьеву Р. О. за работу «Исследование характеристик навигационно-временного поля спутниковых систем навигации в

высоких широтах» по направлению «Инновации в области управления движением и обеспечении безопасности» по итогам конкурса «Молодыеученые транспортной отрасли - 2016».

Профориентационная деятельность на послевузовском этапе ориентирована на обеспечение адаптивности занятых, их мобильности, повышение конкурентоспособности специалистов, содействие им в карьерном росте. Для вуза особенно привлекательны студенты, сделавшие свой выбор в пользу занятия научной деятельностью. Ведь, оставаясь в профессии авиационного инженера, учебное заведение решает также проблему острой нехватки молодых кадров. Поступление студентов в аспирантуру - это еще один шаг на пути самореализации и выстраивания «жизненной задачи». Как правило, о том, правильно ли найден «жизненный проект», мы судим по удовлетворенности, которую испытываем, занимаясь какой-либо деятельностью, по тому, насколько мы поглощены ею. Зачастую, результаты научных изысканий студентов и аспирантов зависят еще и от того, насколько научные руководители не пожалели сил и времени на воспитание смены. Результаты, достигнутые нашими аспирантами - Арефьевой Н. Г. и Арефьевым Р. О. особенно значимы, потому что, не обеспечивая себе материальный достаток, приносят нам душевный комфорт, признание экспертного сообщества и новые смыслы, новые цели, новые задачи научной школе авиационной радионавигации.

Таким образом, профориентационная работа Иркутского филиала МГТУ ГА объединяет все звенья единой образовательной цепочки для подготовки специалистов, владеющих тонкостями, нюансами профессии авиационного инженера.

Библиографический список

1. Астраханцев О. Н. Организация учебной работы в иркутской военной школе авиационных техников в 1930-е годы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-2 (29). С. 20-22.

2. Астраханцев О. Н. Воинская дисциплина в иркутской военной школе авиационных техников в 1931-1937 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11-2 (37). С. 20-22.

3. Барбашева Л. Ю. Траектории интеллектуальной культуры как нравственные ценности современной молодежи // Общество. 2015. № 1 (4). С. 33-36.

4. Буянова Г. В. Анализ подходов к изучению и формированию профессионального самоопределения студентов вуза // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. ВЫПУСК 2. 2015. С. 13-22. URL: http://vestnik1.pspu.ru/files/1-2015-2.pdf (дата обращения 04.02.2017).

5. Голованов Я. Этюды об ученых // [Электронный ресурс]. -1983. URL: http://modernlib.ru/books/golovanov_yaroslav/etyudi_ob_uchenih/read (дата обращения (08.02.2017).

6. Горин Ю. В. «Креативная вертикаль» в инженерном образовании / Ю. В. Горин, А. Д. Нелюдов, Б. Л. Свистунов // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 119-123.

7. Демография на фоне кризиса. Что ждет Иркутскую область в ближайшие годы? Мнение эксперта // [Электронный ресурс]. - 2008. URL: http://i38.ru/obschestvo-kommenti/demografiya-na-fone-krizisa-chto-zhdet-irkutskuiu-oblast-v-blizhayshie-godi-mnenie-eksperta (дата обращения 04.02.2017).

8. Есенин С. Весна // [Электронный ресурс]. - 1924. URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/10.htm (дата обращения 05.02.2017).

9. Заливанскии Б. В. Проблемы организации профориентационной работы в университете / Б. В. Заливанский, Е. В. Самохвалова // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 64-70.

10. Знания, память и совесть Юрия Лотмана // Известия. 2012. 26 февраля. URL: http://izvestia.ru/news/516521 (дата обращения 4.02.2017).

11. Капица П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования // Вопросы философии. 1971. № 7. С. 16-24.

12. Кочетков В. В. Этос креативности и статус инженера в постиндустриальном обществе: социально-философский анализ / В. В Кочетков, Л. Н. Кочеткова // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 3-12.

13. Кто сядет за штурвал российских лайнеров? // [Электронный ресурс]. -2011. URL: http://www.aviaport.ru/news/2011/12/13/226632.html (дата обращения 04.02.2017).

14. О профориентационной работе в вузах. Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное агентство по образованию письмо от 20 января 2010 г. № 51/1216 // [Электронный ресурс].

2011. URL: http://profil.mos.ru/media/doc/med/med_o_proecte_12.pdf (дата обращения 04.02.2017).

15. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Издательство «Знание», 1986. 272 с.

16. Похолков Ю. П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы // Инженерное образование. 2012. № 10. С. 50-65.

17. Сартр Жан-Поль Мудрые мысли // [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://www.epwr.ru/quotation/txt_460_5.php (дата обращения 08.02.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с поправками от декабря 2009 г.) / [Электронный ресурс]. http://xn--273 --84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (Дата обращения: 16.02.2017).

References

1. Astrakhantsev O.N. (2013). Organization of academic work in Irkutsk military school of aircraft maintenance technicians in 1930s // Historical, philosophical, political and legal sciences, cross-cultural studies and art history. Theory and practice issues. 2013. No. 3-2 (29). p.p. 20-22. (In Russian).

2. Astrakhantsev O.N. (2013). Military discipline in Irkutsk military school of aircraft maintenance technicians in 1931-1937. // Historical, philosophical, political and legal sciences, cross-cultural studies and art history. Theory and practice issues. 2013. No. 11-2 (37). p.p. 20-22. (In Russian).

3. Barbasheva L. Ju. (2015). Paths of intellectual culture as moral values of modern youth// Society. 2015. No. 1 (4). p.p. 33-36. (In Russian).

4. Buyanova G. V. (2015). The analysis of approaches to the study and formation of university students' professional identity// Bulletin of the Perm' state humanitarian pedagogical university. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences. No. 2. 2015. p.p. 13-22. URL: http://vest-nik1.pspu.ru/files/1-2015-2.pdf (access date: 04.02.2017). (In Russian).

5. Golovanov Ja. (1983). Sketches about scientists // [Electronic resource]. -1983. URL: http://modernlib.ru/books/golovanov_yaroslav/etyudi_ob_uchenih/read (access date: (08.02.2017). (In Russian).

6. Gorin Ju.V. (2010). «Creative vertical» in engineering education / Ju.V.Gorin,A.D. Nelyudov, B.L. Svistunov. // Higher education in Russia. 2010. No. 5. p.p. 119-123. (In Russian).

7. Demography in the face of the crisis. What awaits Irkutsk region in the years to follow? Expert's opinion// [Electronic resource]. - 2008. URL: http://i38.ru/obschestvo-kommenti/demo-grafiya-na-fone-krizisa-chto-zhdet-irkutskuiu-oblast-v-blizhayshie-godi-mnenie-eksperta (access date: 04.02.2017). (In Russian).

8. Yesenin S. (1924). Spring // [Electronic resource]. - 1924. URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/10.htm (access date: 05.02.2017). (In Russian).

9. Zalivansky B. V. (2017). The problems of organization career orientation work at the university / B.V.Zalivansky, Ye.V.Samokhvalova// Higher education in Russia. 2017. No. 7. p.p. 6470.

10. Knowledge, memory and a sense of conscience of Juri Lotman// Izvestiya. 2012. February 26th. URL: http://izvestia.ru/news/516521 (access date: 4.02.2017). (In Russian).

11. Kapitsa P. L. (1971). Some principles of creative upbrining and education // Philosophical issues. 1971. No. 7. p.p.16-24. (In Russian).

12. Kochetkov V. V. (2013). Ethos of creativeness and engineer status in post-industrial society: socio-philosophical analysis / V. V. Kochetkov, L.N. Kochetkova // Philosophical issues. 2013. No. 7. p.p. 3-12. (In Russian).

13. Who will fly Russian airliners? // [Electronic resource]. 2011. URL: http://www.aviaport.ru/news/2011/12/13/226632.html (access date: 04.02.2017). (In Russian).

14. On career orientation work in higher education institutions. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal education agency, a letter under date of January, 20th, year 2010 No. 51/12-16 // [Electronic resource]. - 2011. URL: http://profil.mos.ru/me-dia/doc/med/med_o_proecte_12.pdf (access date: 04.02.2017). (In Russian).

15. Pekelis V. (1986). Your capabilities, human! Moscow, Znanie Publ., 1986. 272 p. (In Russian).

16. Pokholkov Ju. P. (2012). National doctrine of proactive engineering education in Russia in the context of a new industrialization: approaches to formation, the goal, the principles // Engineering education. 2012. No. 10. p.p. 50-65. (In Russian).

17. Sartre Jean-Paul. (2017). Wise thoughts // [Electronic resource]. -2009. URL: http://www.epwr.ru/quotation/txt 460 5.php (access date: 08.02.2017). (In Russian).

18. The Federal Law «On Education in the Russian Federation». - Moscow, 2013. The Law of the Russian Federation «On Education» (as revised in December 2009.) / [Electronic resource] . http://xn--273 --84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (access date: 16.03.2015). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.