Научная статья на тему 'Опыт профориентационной деятельности в китайской Народной Республике: учителя только открывают двери, дальше идёте вы'

Опыт профориентационной деятельности в китайской Народной Республике: учителя только открывают двери, дальше идёте вы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHINA / SCHOOL EDUCATION / STUDENT / VOCATIONAL GUIDANCE WORK / КИТАЙ / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбашева Людмила Юрьевна

В статье обобщается опыт профориентационной работы, периодически осуществляемой высшими учебными заведениями города Иркутска в системе школьного образования Китайской Народной Республики. Рассмотрены приемы организации знакомства старшеклассников с предлагаемым спектром образовательных услуг иркутскими вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of vocational guidance work in the People''s Republic of China: teachers only open doors, further you go

The article summarizes the experience of vocational guidance work, which is periodically carried out by higher educational institutions of Irkutsk in the system of school education of the People's Republic of China. Methods of organizing high school acquaintances with the offered spectrum of educational services by Irkutsk universities are considered.

Текст научной работы на тему «Опыт профориентационной деятельности в китайской Народной Республике: учителя только открывают двери, дальше идёте вы»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (14). Сентябрь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37 ББК 74.04(3) Б246

Л. Ю. Барбашева Иркутск, Россия

ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: УЧИТЕЛЯ ТОЛЬКО ОТКРЫВАЮТ

ДВЕРИ, ДАЛЬШЕ ИДЕТЕ ВЫ

В статье обобщается опыт профориентационной работы, периодически осуществляемой высшими учебными заведениями города Иркутска в системе школьного образования Китайской Народной Республики. Рассмотрены приемы организации знакомства старшеклассников с предлагаемым спектром образовательных услуг иркутскими вузами.

Ключевые слова: Китай, школьное образование, студент, профориентаци-онная работа.

L. Yu. Barbasheva Irkutsk, Russia

EXPERIENCE OF VOCATIONAL GUIDANCE WORK IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: TEACHERS ONLY OPEN DOORS, FURTHER YOU GO

The article summarizes the experience of vocational guidance work, which is periodically carried out by higher educational institutions of Irkutsk in the system of school education of the People's Republic of China. Methods of organizing high school acquaintances with the offered spectrum of educational services by Irkutsk universities are considered.

Keywords: China, school education, student, vocational guidance work.

© Барбашева Л. Ю., 2017

В марте 2017 года представители высшей школы города Иркутска: ФГБОУ ВО Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации (Иркутский филиал МГТУ ГА) - Скрыпник Олег Николаевич (заместитель директора по учебно-научной работе), Барбашева Людмила Юрьевна (заместитель директора по учебно-воспитательной и профо-риентационной работе); ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС) - Богатов Максим Юрьевич (начальник управления международного сотрудничества), Хоменко Георгий Андреевич (начальник центра международных образовательных программ); ФГБОУ ВО Иркутский государственный университет Международный институт экономики и лингвистики - Белоусова Ирина Михайловна (и. о. декана подготовительного факультета), Хомякова Ирина Витальевна (сотрудник управления международных связей); ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского (ИГАУ) - Козлова Елена Георгиевна (начальник отдела международных связей) - приняли участие в работе семинаров по сотрудничеству в сфере образования и провели комплекс профориентационных мероприятий в провинциях Китайской Народной Республики (Аньхой, Шаньдун, Хэнань).

1

Автором и организатором семинаров и встреч с комитетами образования провинций и руководителями партнерских школ выступил ректор Пекинского университет международных коммуникаций - господин Ци Яньцзюнь.

Представители высших учебных заведений города Иркутска получили возможность: познакомиться с организацией школьного образования в Китае; посетить старшие классы, изучающие русский язык в государственных школах; поддержать интеллектуальные и творческие инициативы китайских учителей и школьников; выступить перед родителями и выпускниками с презентационными материалами, помогающими в профессиональном самоопределении старшеклассников. Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации заключил договор о сотрудничестве с Партнерскими школами Пекинского университета международных коммуникаций (КНР) и протоколы намерений со Второй школой (провинция - Шаньдун, город - Цзинсян), Первой школой (провинция - Шаньдун, город Шаньсянь), Кайцюйской школой (провинция - Аньхой, город Хуайбэй).

Кайцюйская школа (провинция - Аньхой, город Хуайбэй)

Иркутские вузы - ИрГУПС, Иркутский филиал МГТУ ГА, ИГУ, ИГАУ -совместными выступлениями профориентационной направленности решают стратегические задачи, а именно - «рекрутирование» международных студентов для обучения в российских вузах по широкому спектру специальностей, в том числе технических. Международная деятельность высших учебных заведений в геополитическом масштабе [Большова, 2014] позволяет России сформировать большое количество людей, понимающих историю и культуру нашей страны, умеющих работать на российском оборудовании, знающих российские технологии и организацию производства в России. Такая информированность, в частности, позволит закрепить присутствие российской транспортной систе-

мы в мегапроекте экономического пояса Шелкового пути [Россия - Китай: проекты сотрудничества].

Перед выступающими стояли задачи: познакомить китайских старшеклассников, родителей, администрацию школ и руководителей образования со спецификой вузовского профессионального образования в России, спроектировать школьный образовательный процесс и профессиональные предпочтения обучающихся. Ожидаемый результат - поступление в российские высшие учебные заведения как гуманитарного (лингвистического, экономического) так и технического (транспортного: железнодорожного и авиационного) профилей.

Первая школа (провинция - Шаньдун, город Шаньсянь)

Стоит отметить, что Иркутские вузы, и, в частности, Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), имеют богатейший опыт реализации как классического, так и инновационного подходов к транспортному образованию в международном контексте. Иркутскому филиалу МГТУ ГА, устанавливающему связи с зарубежными образовательными и научными учреждениями, предстоит ознакомиться и изучить подходы многолетнего сотрудничества ИрГУПСа с монгольскими и китайскими транспортными предприятиями [Хоменко, Каргапольцев, Сольская, Богатов, 2016]. За 30-летнюю историю развития международных связей ИрГУПСа с Китайской Народной Республикой выработаны различные формы и технологии обучения, организована довузовская подготовка выпускников школ по общеобразовательным предметам и русскому языку, внедрены программы дополнительного образования, выстроена работа Ассоциации выпускников вуза. Профессорско-преподавательским составом ИрГУПСа монгольские и китайские студенты активно вовлекаются в научные исследования, результаты которых представляются на Всероссийском смотре научных и творческих работ иностранных студентов.

Итак, четыре основные составляющие профориентации: профпросвещение, профконсультации, профотбор, профадаптация - изучаются [Дементьев, 2008] и реализуются иркутскими вузами, которые применяют различные организационные схемы. Так, например, профпросвещение и профконсультации осуществлялись на встречах с китайскими школьниками, учителями, родителями. В выпускных классах при вопросно-ответной беседе, организованной после вы-

ступления представителей высшей школы, удавалось определить мотивацион-ную готовность абитуриента, обдуманность профессионального выбора. Безусловно, в дальнейшем эти факторы определят успешность адаптации к особенностям обучения и проживания в новых для школьников условиях. Приятно, что китайские школьники подчеркивали важность для себя интереса к будущей работе и к личностному росту.

Профотбор и профадаптацию возможно реализовать, предложив обучающимся старших классов такую форму работы как летняя или зимняя школы в Иркутских вузах. Это позволит: познакомиться с вузовскими учебно-научными комплексами и учебно-лабораторными помещениями, попробовать себя в роли специалиста той или иной отрасли. Например, авиационно-техническая база Иркутского филиала МГТУ ГА имеет: современные процедурные авиационные тренажеры самолетов А-320, В-737, Ил-96, Ан-148, аппаратно-программные и моделирующие комплексы.

Также существенную роль в профессиональном самоопределении китайских школьников сыграют специальные уроки по философии выбора профессии. На этих занятиях Скрыпник О. Н., Богатов М. Ю., Козлова Е. Г., Хомякова И. В., Белоусова И. М. выступили советниками по профориентации, ярко и отчетливо представив специфику предлагаемых профессий. Музыкальные ролики и фильмы, сопровождавшие выступления, помогали чувствам и переживаниям наполнить пространство аудитории и зрительного зала. Презентационные материалы и раздаточные буклеты отличались яркостью и доходчивостью, поскольку большая часть текста была заранее переведена на китайский язык, что облегчало восприятие слушателям и работу переводчика. Необходимо отдельно отметить исторический, культурологический, философский, информационный (например, «истории успеха» выпускников) контексты каждого выступления педагогов высшей школы. Мы знаем, что сама по себе речь ничего не стоит, если не побуждает к действию и не двигает вперёд желания людей, а значит, важна не только сила вопроса, но и сила ответа. Подчеркнём, что речь

иркутских педагогов представляла собой свидетельство силы идей, и, в конечном счете, силы слова.

Принимая участие в работе семинаров по сотрудничеству китайских провинций и иркутских вузов в сфере образования, удалось познакомиться с системой школьного образования Китая, которую эксперты определяют как прагматическую [Ван Ди, 2015; Верисова, 2015; Кекеева, 2008; Толстогузов, 2015]. Рассмотрим некоторые особенности китайской системы школьного образования, выявленные эмпирически.

Первое, что впечатляет - масштабы школьных территорий и статистика. Например, Первая школа (провинция - Шаньдун, город Шаньсянь) - территория - 150 га, 160 классов, 10 тыс. учеников, 400 учителей, 123 учителя получили степень магистра и повышают квалификацию в США. За 66 лет выпустили 100 тыс. школьников. Первая школа (провинция - Хэнань, город - Луи) - 180 га, 10 тыс. учащихся, 548 учителей, 120 человек - администрация школы. Школьная территория - это комплекс учебных корпусов, общежитий, столовых, библиотек, спортивных площадок, парковые зоны. Стоит особо сказать об идеальной чистоте и ухоженности каждого объекта.

Кайцюйская школа (провинция - Аньхой, город Хуайбэй)

Первая школа (провинция - Хэнань, город - Луи)

Второе - распорядок дня, организация учебного процесса и растворенные в нем идеологические установки. На территории каждой школы - флаг страны. День начинается с построения всех школьников и учителей, ритуала поднятия флага и утренней гимнастики.

Первая школа (провинция - Хэнань, город - Луи)

Третье. В классе от 40 до 80 учеников. Тем, кому не хватает посадочного места, ходят со своими табуретками.

На занятиях - чтение вслух. На переменах - проговаривание материала и пробежка классом во внутреннем дворе школы. Общая целеустремленность и сосредоточенность школьников олицетворяет китайскую пословицу: «Чтобы выполнить задания, кажущиеся невыполнимыми, нужно упорно работать».

Кайцюйская школа (провинция - Аньхой, город Хуайбэй)

Вторая школа (провинция - Шаньдун, город - Цзинсян)

В китайских школах особая школьная форма - они ходят на занятия в одинаковых спортивных костюмах, даже если в расписании урок физкультуры от-

сутствует. Все помещения без отопления, поэтому и взрослые, и дети в холодное время года в верхней одежде.

Закрепление учебного материала и проверка качества усвоения только в форме тестирования. Преподаватели проверяют выполненные задания, полученные по локальной сети.

Первая школа (провинция - Хэнань, город - Луи)

Техническое оснащение школ разное. Мы увидели школьные кабинеты, наполненные техническими средствами обучения, а актовые залы - качественной аудио- и видеотехникой.

Первая школа (провинция - Хэнань, город - Луи)

Четвертое. В каждой школе есть музей, где десятилетиями бережно ведется летопись и сохраняются все кино- и фотодокументы. Музейные помещения, стенды и экспозиции удивляют масштабами и приятно радуют эстетичностью оформления.

Первая школа (провинция - Шаньдун, город Шаньсянь)

Школьники, преодолевая внутреннюю робость и зажатость, с неподдельным интересом шли на установление контакта и общение. Пользуясь случаем, охотно демонстрировали математическую подготовку.

Кайцюйская школа (провинция - Аньхой, город Хуайбэй)

В Китае ученики оцениваются по 100-балльной шкале. Экраны успеваемости огромных размеров размещаются на всеобщее обозрение.

Не менее интересно знакомство с бытовыми вопросами. Например, в школах организовано питание учащихся, но блюда, на наш взгляд, выглядят достаточно экзотичными.

Кайцюйская школа (провинция - Аньхой, город Хуайбэй)

Кстати, китайцы гораздо меньше употребляют чай, чем нам казалось ранее. В основном, они пьют кипяток, разливаемый в термосы разного объема и конфигурации. Обучающимся централизованно каждый день доставляют кипяток.

И самое главное, китайские школьники оставили о себе приятные впечатления, демонстрируя доброжелательность, трудолюбие, самодисциплину и любознательность.

Если попытаться сделать некоторое обобщение, то следует сказать, что проведение профпросвещения и профконсультаций со старшеклассниками, знакомство с организацией школьного образования и социально-бытовыми условиями, погружение в материальную и духовную культуру Китая позволили составить впечатление о менталитете [Александрова-Зорина, 2014; Варламова, 2012; Сердюк, 2003] и образе мышления китайского народа. Особое место, на мой взгляд, занимает концепция Г. Гачева, объясняющая, что национальная целостность представляет собой космо-психо-логос [Гачев, 2007], а именно, единство местной природы (космос), национального характера (психея) и склада мышления (логос). Эти три уровня находятся в отношении соответствия дополнительности (комплементарности) друг друга. Понимаю это так, что дополнение создает принципиально новый образ, не сводимый к трем его составным частям. Значит, знание основного компонента рассматриваемой структуры -национального характера позволяет правильно оценивать ситуацию, делать практические выводы, прогнозировать поведенческие модели, сочетающие традиции и современные реалии жизни. Соответственно, учет особенностей национального менталитета в процессе обучения позволит более полно, системно и всесторонне разработать для китайских студентов программы адаптации как к новому виду деятельности - учебе в иркутских вузах, так и к новой культуре, климату, социально-бытовым условиям.

Могу предположить, что представляет несомненный интерес обращение к собственному духовному опыту, поскольку никто не возвращается из путеше-

ствий таким, каким он был раньше. Знакомство и погружение в китайское школьное образование способствовало нашему личному прочтению исторического опыта, традиций, обрядов Поднебесной. В этом случае, собственная любознательность выступала благотворным условием вхождения в культуру Китая. Эпохи, выраженные в мыслях и запечатленные в камне и дереве, - вот что мы почувствовали и увидели, прикоснувшись к достопримечательностям и сохранившимся памятникам архитектуры и скульптуры, произведениям живописи и шелкографии.

Провинция Хэнань, город Луи - это родина великого мудреца Лао-цзы, основателя даосизма. В этом храмовом комплексе по-особому чувствуешь время, вновь открывая истины Лао-цзы для себя.

Провинция - Хэнань, город - Луи, храмовый комплекс Лао-цзы

А может прав был Учитель, что ни кратко, ни пространно не пытался объяснить ученикам парадоксальность жизни, (поскольку объяснение должно быть личным, должно быть самообъяснением), а лишь предусмотрительно предупреждал: «Бойтесь своих мыслей - они начало поступков». Масштаб и краски храмов, парков и старинных сооружений заставляли нас учиться улавливать смысл невысказанного, но подразумеваемого. Звуки тишины в мире звучащих слов заставляли погрузиться в свой внутренний мир. Пребывание в храме, созерцание и осмысление красоты и величия требовали долгой работы мысли и сердца. А вот многочисленные изображения двух начал «инь и ян» напоминали об одном: всё в этом мире должно быть соразмерно.

Библиографический список

1. Александрова-Зорина Е. Китай и китайцы. Мастерство разговора // [Электронный ресурс]. - 2014 URL: https://snob.ru/profile/26949/blog/76741 (дата обращения: 02.04.2017).

2. Большова Н. Н. Государственная политика в области высшего образования и науки как инструмент «мягкой силы» (опыт Германии) // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 2 (35). С. 71-80.

3. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае // Сибирский вестник специального образования. 2015. № 1 (14). С. 11-13.

4. Варламова Н. В. Особенности менталитета китайских студентов // Омский научный вестник 2012 № 1 (105). С. 31-33.

5. Верисова А. Д. Особенности школьного образования в Китае // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58864 (дата обращения: 02.04.2017).

6. Гачев Г. Национальные образы мира // [Электронный ресурс]. - 2007 URL: http://polit.ru/article/2007/05/24/kulturosob/ (дата обращения 27.04.2017).

7. Дементьев И. В. Профориентация: зарубежный опыт // Актуальные проблемы современного гуманитарного образования. Материалы V научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов РИВШ. - Минск, 2008. - С. 9-16.

8. Кекеева З. О. Основные тенденции развития образовательного пространства в Монголии и Китае // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 9. С. 164-168.

9. Россия - Китай: проекты сотрудничества // Экспертная библиотека Научно-исследовательского института корпоративного и проектного управления // [Электронный ресурс]. URL: http://expert-nii-kpu.ru/files/Россия Китай проекты сотрудничества^Г (дата обращения 20.04.2017)

10. Сердюк Ю. О. Менталитет китайцев // [Электронный ресурс]. - 2003 URL: http://geo.1september.ru/article.php?id=200300803 (дата обращения: 02.04.2017).

11. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151-165.

12. Хоменко А. П. Непрерывное образование в международном контексте как инструмент инновационного развития железнодорожного транспорта / А. П. Хоменко, С. К. Карга-польцев, И. Ю. Сольская, М. Ю. Богатов // Инновационный транспорт. 2016. № 2 (20). С. 27-30.

References

1. Alexandrova-Zorina E. (2014) China and the Chinese. Skill of conversation // [Electronic resource]. - 2014 URL: https://snob.ru/profile/26949/blog/76741 (access date: 02.04.2017). (In Russian).

2. Bolshova N. N. (2014) State policy in the field of higher education and science as a tool of "soft power" (the German experience) // Bulletin of MGIMO University. 2014. No. 2 (35). pp. 71-80. (In Russian).

3. Van Dee. (2015) Schooling system in modern China // Siberian journal of special education. 2015. No. 1 (14). pp. 11-13. (In Russian).

4. Varlamov N. V.(2012) Peculiarities of the mentality of the Chinese students // Omsk scientific Bulletin 2012 No. 1 (105). pp. 31-33. (In Russian).

5. Veresova A. D.(2015) Peculiarities of school education in China // Modern scientific researches and innovations. 2015. № 11 [Electronic resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58864 (access date: 02.04.2017). (In Russian).

6. G. Gachev,(2007) National images of the world // [Electronic resource]. - 2007 URL:http://polit.EN/article/2007/05/24/kulturosob/ (access date: 27.04.2017). (In Russian).

7. Dementiev, I. V. (2008) Career guidance: foreign experience // Actual problems of contemporary humanitarian education. Materials of V science-practical conference of young scientists and graduate students of national Institute of higher education. - Minsk, 2008. - pp. 9 - 16. (In Russian).

8. Kekeeva Z. O. (2008) Main trends of development of educational space in Mongolia and China // proceedings of Volgograd state pedagogical University. 2008. No. 9. pp. 164-168. (In Russian).

9. Russia - China: cooperation projects // Expert library research of the Institute of corporate and project management // [Electronic resource]. URL: http://expert-nii-kpu.ru/files/PoccHg_KHTaH_npoeKTM_coTpvaHHqecTBa.pdf (access date: 20.04.2017). (In Russian).

10. Serdyuk Y. A. (2003) The Mentality of the Chinese // [Electronic resource]. - 2003 URL:http://geo.1september.EN/article.php?id=200300803 (access date: 02.04.2017). (In Russian).

11. Speshnev N. A. (2011) Chinese: peculiarities of the national psychology. SPb. : KARO, 2011. p.336. (In Russian).

12. Tolstoguzov S. N. (2015) Vocational experience of working abroad // Education and science. 2015. No. 1 (120). pp. 151-165. (In Russian).

13. Khomenko A. P. (2016) Continuing education in an international context as a tool for innovative development of railway transport / A. P. Khomenko, Kargapoltsev S. K., I. Y. Saleska, M. Bogatov Y. // Innovative transport. 2016. No. 2 (20). pp. 27-30. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.