Научная статья на тему 'Новые формы профориентационной работы со школьниками на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого'

Новые формы профориентационной работы со школьниками на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ORIENTATION / FORMS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашина Екатерина Юрьевна

В статье описан и проанализирован опыт профориентационной работы со школьниками на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Особое внимание уделено интерактивным формам совместной деятельности учащихся, студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK AT THE FACULTY OF ARTS, HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES IN TULA STATE LEV TOLSTOY PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article described and analyzed experience of professional orientation work at the faculty of Arts, Humanities and Social Sciences in Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Particular attention is given to interactive forms of joint activity of pupils, students and teachers.

Текст научной работы на тему «Новые формы профориентационной работы со школьниками на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого»

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.018

Е. Ю. Ромашина (Тула,

ФГОБУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»),

Тел.: 8(4872)452090, e-mail: phileo@tspu.tula.ru

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ,

СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ТГПУ ИМ. Л. Н. ТОЛСТОГО

В статье описан и проанализирован опыт профориентационной работы со школьниками на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Особое внимание уделено интерактивным формам совместной деятельности учащихся, студентов и преподавателей.

Ключевые слова: профориентация, формы образовательной и

просветительской деятельности.

В сложившихся условиях острой конкуренции на рынке образовательных услуг и непростой демографической ситуации особое значение приобретает системный характер профориентационной работы со школьниками, предусматривающий не только традиционную -информационную, но и деятельностную и эмоционально-ценностную составляющие.

Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук - один из самых востребованных и «конкурсных» в университете, а потому перед нами ежегодно стоит задача не привлечения абитуриентов вообще, а скорее - привлечения своих абитуриентов, что предполагает целенаправленную и адресную деятельность кафедр в этом направлении.

Конечно, факультет использует и вполне традиционные формы работы со школьниками общей информационной направленности. Компания по профориентации обычно предусматривает: обновление данных о специальностях и направлениях подготовки бакалавриата, магистратуры, аспирантуры на странице официального сайта университета; встречи со старшеклассниками и их родителями в общеобразовательных и специализированных учебных заведениях г. Тулы, Тульской области и региона; участие в Ярмарках учебных вакансий (г. Серпухов, г. Донской, пос. Ленинский, г. Ефремов); проведение Дней открытых дверей в университете и на факультете; беседы с педагогами школ в процессе курсов повышения квалификации в ТГПУ им. Л.Н. Толстого (семинар

работников сферы молодежной политики, курсы повышения квалификации учителей музыки и др.)

Для профориентационной работы преподавателями факультета используются также все возможные площадки внеучебной работы со школьниками: региональный этап Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века»; заседания координационного совета по развитию волонтерского движения в г. Туле; областной фестиваль для подростков и старшеклассников «Мы вместе - мы едины»; встречи со школьниками в детских оздоровительных лагерях и т.д.

По итогам приемной компании 2012 г. на факультете был проведен опрос первокурсников с целью выяснения эффективности используемых нами информационных каналов получения абитуриентами знаний об университете, факультете, направлении подготовки. Были опрошены 50 студентов. Получены следующие результаты.

Укажите основной источник вашей информации об университете, факультете, направлении подготовки

Источник информации Ответов в %

Сайт университета 34%

День открытых дверей 14%

Объявления в СМИ 2%

Встреча с представителями университета в школе, др. учреждении образования 2%

Родители, родственники 38%

Друзья, которые уже учатся в ТГПУ им. Л.Н. Толстого 12%

Результаты опроса подчеркивают важность размещения полной информации для абитуриентов на сайте университета. Отметим низкую эффективность объявлений в СМИ. А вот данные о встречах в школе и информации от родителей и родственников требуют особого внимания и расширения информирования по проблемам поступления в вуз не только школьников, но и взрослых.

Особое внимание сегодня факультет уделяет инновационным формам профориентационной работы, предусматривающим личностную вовлеченность подростков в различные виды деятельности университета, факультета и кафедр. Такой подход базируется на использовании интерактивных технологий, предполагающих доминирование активности и широкого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса -школьников, студентов и преподавателей вуза. Организация работы в этом

случае ориентирована в основном на групповую совместную деятельность, на частично-поисковые и исследовательские методы работы, такие как: дискуссия (круглый стол, дебаты, групповое обсуждение, фокус-группа), мозговой штурм, организационно-деятельностные игры (деловые, ролевые, ситуативные), са8е-8Шёу (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер класс, тренинг, интерактивная экскурсия и др. Интерактивные технологии смещают акценты с когнитивной на операционально-деятельностную и аффективную сферы личности -процесс знакомства школьников с университетом превращается в событие, активное участие, действо, своеобразный «эктттн». Формируются и развиваются познавательные интересы, умения самостоятельной исследовательской деятельности; организаторские и коммуникативные умения и навыки; ценностные установки, позиции, мнения и отношения.

В этом случае роль организаторов работы заключается, прежде всего, в продуктивном взаимодействии с учащимися и требует владения следующими умениями:

- определять цели и задачи взаимодействия в группе;

- организовывать групповую работу (правильно распределять групповые роли, определять проблему, осуществлять грамотный инструктаж, консультирование);

- управлять групповым взаимодействием, создавать «коммуникативное поле», руководить дискуссией, полемикой;

- создавать необходимую психологическую атмосферу для продуктивной работы;

- диагностировать и оценивать ее результативность.

Выстраивая работу со школьниками именно на таких основаниях,

факультет искусств, социальных и гуманитарных наук успешно осуществляет ряд профориентационных проектов.

Среди них - «Один день в вузе» (октябрь 2011; март 2012; декабрь 2012 гг.). Участниками проекта являются: преподаватели и аспиранты кафедры философии, культурологи, прикладной этики, религиоведения и теологии им. А.С. Хомякова (Е.Д. Мелешко, А.И. Майоров, Л.И. Решетова, М.А. Загибалова, К.Ю. Бешнов, Ф.А. Лавров, М.Ю. Микуцкая), кафедры молодежной политики (Е.В. Декина, О.И. Симонова), студенты направлений подготовки «Искусства и гуманитарные науки», «Организация работы с молодежью», учащиеся школ и лицеев г.Тулы, слушатели подготовительных курсов.

Преподаватели, аспиранты и студенты направления подготовки «Искусства и гуманитарные науки» проводили для учащихся лицея ТГПУ им. Л.Н. Толстого День в вузе, посвященный профессии журналиста. На презентации факультета выступили доктор философских наук, профессор Е.Д. Мелешко, профессор Л.И. Решетова и др. Учащиеся познакомились с особенностями процесса обучения в университете, с содержанием

подготовки по профилю «Журналистика в сфере культуры». Итогом совместной работы стал специальный номер факультетской газеты «88 ступеней» - «Заметки лицеиста». Учащиеся разделились на группы для работы над рубриками газеты. Отдел новостей составил актуальную подборку событий культурной жизни, отдел экспериментальной журналистики поработал в области электронных музыкальных технологий, отдел интервью познакомился с заслуженным художником РФ, членом-корреспондентом РАХ, профессором А.И. Майоровым, отдел фоторепортажа постарался зафиксировать свой взгляд на происходящее, а отдел юмора составил «десятку» самых смешных фильмов. Свою работу ребята подытожили так: «Мы поняли: профессионализм журналиста заключается в умении кратко рассказать о многом, при этом рассказать интересно!» Созданный таким образом номер газеты был представлен на Всероссийском конкурсе студенческой прессы «Первая полоса» в Нижегородском государственном лингвистическом университете и стал победителем в номинации «Лучший индивидуальный проект».

В декабре 2012 года направление подготовки «Искусства и гуманитарные науки» отмечало свой десятилетний юбилей. В этот день факультет «открыл двери» для старшеклассников школ и лицеев Тулы. Преподаватели и аспиранты факультета провели разноплановые мастер-классы для школьников и студентов: «Пишем новость», «Коллаж: человек играющий», «Музыка Иеауу-ше1а1 и современность», «Тула: старый город и новое поколение», «Неизвестные смыслы знакомого мира», «Загадки мира музыки», «Арт- терапия: цвет, символ, сказка», где в увлекательной форме говорили с ребятами об изобразительном искусстве, архитектуре, вокале и музыке, сцендвижении и журналистике. Подчеркнем, что работа в рамках мастер-классов явилась совместным творчеством опытных преподавателей, аспирантов, выпускников специальности и студентов.

В феврале - марте 2013 года факультет искусств, социальных и гуманитарных наук совместно с научно-образовательным библиотечноинформационным центром университета организовал и провел конкурс творческих работ старшеклассников «Я и образованиЯ». Цели и задачи конкурса были определены нами как:

• вовлечение школьников и студентов в инновационную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность;

• содействие самореализации и расширению социальных контактов молодежи;

• привлечение внимания учащихся общеобразовательных учреждений к осознанному выбору будущего профессионального пути;

• выявление уровня подготовленности молодых людей 14-17 лет к получению высшего образования;

• привлечение потенциальных абитуриентов к поступлению в Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

В конкурсе приняли участие более шестидесяти школьников из 17 учебных заведений г. Тулы и Тульской области.

Конкурс проводился в 3 номинациях:

• письменная работа в виде эссе, сочинения-размышления;

• мультимедийная презентация;

• видео-ролик.

Конкурсантам предлагалось в свободной творческой форме представить собственный взгляд на необходимость и значимость получения образования и процесс самообразования, предложить эффективные стратегии и методы достижения целей, продемонстрировать личное отношение к школе и сформулировать ожидания от высшего учебного заведения, в котором предстоит учиться в будущем.

Что отличает тебя от всех других людей на Земле? Как найти свой путь? Что такое профессиональное призвание? Можно ли говорить о равновесии прав и обязанностей человека в разные периоды его жизни? Как соотносятся понятия «образование», «культура» и «мораль»? Вместе со школьниками мы искали ответы на эти и другие непростые вопросы...

В период проведения конкурса состоялись консультации и мастер-классы, ребята участвовали в дискуссиях и организационнодеятельностных играх, беседовали со студентами и преподавателями университета.

«Каждому есть о чем рассказать», - так называлась презентация начальника Центра информационно-общественных связей ТГПУ им. Л.Н. Толстого Марии Валерьевны Носковой, речь шла о содержании и форме конкурсного эссе. Конкурсанты смогли познакомиться с журналистом, сценаристом, писателем Олегом Эсгатовичем Хафизовым. В следующий раз гостьей встречи была Екатерина Сергеевна Гарбузова - заведующая отделом гуманитарных проблем газеты "Тульские известия”, писатель, поэт, автор книг для детей и подростков. Екатерина Сергеевна поделилась своим профессиональным опытом, размышляла об особенностях современного образования, его отличиях от образования советской эпохи. Авторы конкурсных эссе смогли обсудить с ней свои работы, посоветоваться о характере содержания и изобразительных средств. Советы «мэтров» несомненно пригодились начинающим авторам.

«Библиотека? Современная? Что это?» - на эти вопросы вместе со школьниками отвечала директор НОБИ-центра Юлия Владимировна Иванова. Ребята пришли к выводу, что библиотека как культурнопросветительное учреждение не стоит на месте, а шагает в ногу со временем - она может быть и музеем книги, и ресурсным центром на базе современнейших компьютерных технологий.

Об основных правилах представления информации в визуальных форматах конкурсантам рассказали студенты - руководитель инновационного проекта «Интересное образование» Иван Тетерин и автор проекта «Занимательная математика» Юлия Липатова. Ребята узнали основные правила успешной операторской работы, убедились в том, что по-настоящему хорошее видео, без сильной мысли и продуманного сценария, создать нельзя. Старшеклассники познакомились с программой для видео монтажа: изучали интерфейс приложения, работали с медиаданными, добавляли простейшие эффекты и переходы. Изучать новое - это тоже весело, и учеба может быть занимательной!

Школьники активно включились в дискуссию «Что для меня образование?» Знания? Амбиции? Интерес? Польза? А может, личностная потребность каждого? Модератором обсуждения выступала доктор педагогических наук, декан факультета Е.Ю. Ромашина.

Весело прошла игра «сломанный телефон» - ребята убедились, как непросто передать информацию без искажений, как сложно порой понять друг друга, каким образом объективный мир становится нашими субъективными мыслями и чувствами.

Антинаучный бой! Что лучше - бумажная книга или электронная? Настоящее сражение разыгралось между двумя командами. А главной его задачей было научиться аргументированно выстраивать доказательства, слышать доводы противника, точно и коротко опровергать их.

По итогам предварительной работы жюри объявило список претендентов на победу в каждой из номинаций. 26 марта 2013г. номинанты публично представляли свои работы в университете, отвечали на вопросы зала и жюри. Были определены победители и призеры.

Вот как оценила свое участие в проекте победитель в номинации «эссе», десятиклассница школы №41 Татьяна Паршкова: «Мне очень понравился конкурс. Он не похож на те, в которых я участвовала раньше. Прежде всего, тем, что тут хотели услышать мое личное мнение, искали необычные мысли и сверхновые идеи. Это очень ценно и редко. Очень мне понравилась общая идея, и, конечно, это была своего рода проба пера. Благодаря конкурсу я познакомилась с очень интересными людьми, которых волнуют вопросы образования, которые сами создают свое будущее. Я получила, немного ясности, немного уверенности в себе, целую кучу идей, которые буду еще обдумывать, и, конечно же, много положительных эмоций, в том числе и от победы». Для поступления «я выбираю ТГПУ» - это звучало в работах многих конкурсантов.

Использование активных форм работы со школьниками позволило преподавателям факультета видоизменить характер профориентационной деятельности - с транслирующей на диалоговую, основанную на взаимопонимании и взаимодействии. Была создана среда образовательного общения, характеризующаяся открытостью, активной позицией

участников, накоплением совместного познавательного, организационного и коммуникативного опыта.

Материалы и сценарии проведенных преподавателями мастер-классов, а также эссе участников конкурса «Я и образовании» вы можете прочитать в соответствующих разделах настоящего номера журнала.

E. Yu. Romashina

NEW FORMS OF PROFESSIONAL ORIENTATION WORK AT THE FACULTY OF ARTS, HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES IN TULA STATE LEV TOLSTOY PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article described and analyzed experience of professional orientation work at the faculty of Arts, Humanities and Social Sciences in Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. Particular attention is given to interactive forms of joint activity of pupils, students and teachers.

Keywords: professional orientation, forms of educational activities.

УДК -140.8

А. С. Стрельцов (Калуга, ФГБОУ ВПО «КГУ им. К. Э. Циолковского») ------------------------------------ 16----------------------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.