Научная статья на тему 'К АНАЛИЗУ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

К АНАЛИЗУ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально важные качества / методологические подходы / обучающийся / системный подход / субъектный подход / деятельностный подход / закономерности / принципы / профессиональная деятельность / professionally important qualities / methodological approaches / student / systematic approach / subjective approach / activity approach / patterns / principles / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.Н. Бирюкова, Ю.Г. Лесных, Т.П. Аванесова

В статье анализируются представленные в научно-педагогической литературе подходы, в основе которых лежат противоречия в формировании профессионально важных качеств обучающихся, обусловленные, с одной стороны, особенностями личности, характеризующими её как субъекта деятельности с комплексом знаний, умений, навыков, ценностными ориентациями и способностями, и, с другой стороны, содержанием целенаправленности формирования основ будущей профессиональной деятельности, что является актуальным в современном мире. Представленные авторами системный, деятельностный и субъектный подходы способствуют достижению цели методологического исследования данного феномена. Профессионально важные качества обучающихся рассматриваются как совокупность способностей, качеств и психических свойств личности, связанных с осуществлением будущей профессиональной деятельности. Рассмотренные методологические подходы позволяют в полной мере раскрыть различные методологические основы для исследования процесса формирования профессионально важных качеств у обучающихся. Выявленная взаимозависимость системного, деятельностного и субъектного подходов позволила определить закономерности и принципы развития анализируемой системы для данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.Н. Бирюкова, Ю.Г. Лесных, Т.П. Аванесова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ANALYSIS OF THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN STUDENTS

The article analyzes approaches presented in the scientific and pedagogical literature, which are based on contradictions in the formation of professionally important qualities of students, determined, on the one hand, by personality characteristics that reveal it as a subject of activity with a complex of knowledge, skills, value orientations and abilities, and, on the other hand, the content of the purposefulness of forming the foundations of future professional activity, which is relevant in the modern world. The systemic, activity-based and subjective approaches presented by the authors contribute to achieving the goal of methodological research of this phenomenon. Professionally important qualities of students are considered as a set of abilities, qualities and mental properties of the individual associated with the implementation of future professional activities. The considered methodological approaches make it possible to fully reveal various methodological foundations for studying the process of forming professionally important qualities in students. The identified interdependence of the systemic, activity-based and subjective approaches made it possible to determine the patterns and principles of development of the analyzed system for this study.

Текст научной работы на тему «К АНАЛИЗУ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

4. Vasil'eva E.V. Komp'yuternaya zavisimost' podrostka kak social'no-pedagogicheskaya problema. Gaudeamus. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal. 2016; T. 15, № 2: 32-39.

5. Drepa M.I. Internet-zavisimost' kak ob'ekt nauchnoj refleksii v sovremennoj psihologii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009; № 2: 52-57.

6. Brodovskaya E.V., Sinyakov A.V., Ivanov I.S. Vliyanie internet-kommunikacii na formirovanie cennostnyh orientacij molodezhi: analiz faktorov intensivnosti. Publikacii MGGU im. M.A. Sholohova. Available at: https://ojs.itmo.ru/index.php/IMS/article/view/257

7. Aseeva O.V. Vliyanie social'noj seti internet na razvitie social'noj aktivnosti molodezhi. Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2012; № 2 (121): 181-184.

8. Petlin M.A. Postmodernaya kul'tura - kiberkul'tura. Omskij nauchnyj vestnik. 2013; № 5 (122): 212-124.

9. Sudich Yu.V. Rol' social'nyh setej v zhizni molodezhi. Psihologiya i pedagogika: sovremennye vyzovy i resheniya: sbornik statej XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Moskva: Centr gumanitarnyh issledovanij «Socium», 2014: 59-62.

10. Ivanov M.S. Psihologiya samorealizacii lichnosti v komp'yuternoj igrovoj deyatel'nosti. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2008.

11. Pogorelov D.N. Psihologicheskoe soderzhanie idiagnostika virtual'noj identichnostipol'zovatelejsocial'nyh setej: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2022.

12. Gapic A.E. Theoretical and methodological approaches to the study of the structure of youth inter-no-communities. Theory and practice of public development. 2015; № 11: 36-404.

13. Reingold G. Smart Crowd: A New Social Revolution. Moskow: FairPress, 2006.

14. Williams J.P. Authentic identities. Straightedge subculture, music, and the Internet. Journal of contemporary ethnography. 2006; Vol. 35, Issue 2: 173-200.

15. Wood R.T. The straighedge youth sub-culture: Observation of the cobplexity of subcultural identy. Jornal of Youth Studies. 2003; № 6 (1): 33-52.

16. Young K.S. CBT-IA: The first treatment model to address Internet addiction. Journal of Cognitive Therapy. 2011; Vol. 25 (4): 304-312.

17. Toncheva A.V. Diagnostika kiberkommunikativnoj zavisimosti. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2012; № 4 (13): 138.

Статья поступила в редакцию 29.12.23

УДК 378.09:81'25

Biryukova Yu.N, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kuban State Agrarian University n.a. I.T. Trubilin (Krasnodar, Russia), Е-mail: biij@bk.ru

Lesnyaya Yu.G., Doctor of Sciences (Economics), Senior Lecturer, Kuban State Agrarian University n.a. I.T. Trubilin (Krasnodar, Russia), Е-mail: lesnih-u@mail.ru

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: avanesova1@mail.ru

TO THE ANALYSIS OF THE METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES IN STUDENTS.

The article analyzes approaches presented in the scientific and pedagogical literature, which are based on contradictions in the formation of professionally important qualities of students, determined, on the one hand, by personality characteristics that reveal it as a subject of activity with a complex of knowledge, skills, value orientations and abilities, and, on the other hand, the content of the purposefulness of forming the foundations of future professional activity, which is relevant in the modern world. The systemic, activity-based and subjective approaches presented by the authors contribute to achieving the goal of methodological research of this phenomenon. Professionally important qualities of students are considered as a set of abilities, qualities and mental properties of the individual associated with the implementation of future professional activities. The considered methodological approaches make it possible to fully reveal various methodological foundations for studying the process of forming professionally important qualities in students. The identified interdependence of the systemic, activity-based and subjective approaches made it possible to determine the patterns and principles of development of the analyzed system for this study.

Key words: professionally important qualities, methodological approaches, student, systematic approach, subjective approach, activity approach, patterns, principles, professional activity

Ю.Н. Бирюкова, канд. пед. наук, доц., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: birj@bk.ru

Ю.Г. Лесных, д-р эконом. наук, доц., Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар, E-mail: lesnih-u@mail.ru

Т.П. Аванесова, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: avanesova1@mail.ru

К АНАЛИЗУ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье анализируются представленные в научно-педагогической литературе подходы, в основе которых лежат противоречия в формировании профессионально важных качеств обучающихся, обусловленные, с одной стороны, особенностями личности, характеризующими её как субъекта деятельности с комплексом знаний, умений, навыков, ценностными ориентациями и способностями, и, с другой стороны, содержанием целенаправленности формирования основ будущей профессиональной деятельности, что является актуальным в современном мире. Представленные авторами системный, деятельностный и субъектный подходы способствуют достижению цели методологического исследования данного феномена. Профессионально важные качества обучающихся рассматриваются как совокупность способностей, качеств и психических свойств личности, связанных с осуществлением будущей профессиональной деятельности. Рассмотренные методологические подходы позволяют в полной мере раскрыть различные методологические основы для исследования процесса формирования профессионально важных качеств у обучающихся. Выявленная взаимозависимость системного, деятельностного и субъектного подходов позволила определить закономерности и принципы развития анализируемой системы для данного исследования.

Ключевые слова: профессионально важные качества, методологические подходы, обучающийся, системный подход, субъектный подход, деятельностный подход, закономерности, принципы, профессиональная деятельность

Актуальность проблемы обусловлена следующими противоречиями в современном образовательном учреждении высшего образования. С одной стороны, принятой в педагогике зависимостью результатов образовательного процесса от особенностей контингента обучаемых и отсутствием в практике реализации единого подхода к формированию ПВК, с другой стороны. Наличие этого противоречия определяет отсутствие гарантий эффективности решений, принятых в моделировании учебно-образовательного процесса. Предлагается рассмотреть сочетание различных научных подходов, методологическая основа исследования представляет собой первостепенную часть концепции, позволяющая обосновать нормализацию и расширение методологического пространства науки. Она нацелена на определение новых свойств и неординарных идей, процессов, феноменов, проникающих в проблемное поле научного исследования, раскрывая систему закономерностей и принципов образования и развития исследуемого.

Цель данного научного исследования: теоретическое обоснование сочетаний методологических подходов, гарантирующих формирование ПВК обучающихся.

Основные задачи статьи: конкретизировать понятие профессионально важных качеств и его основные компоненты; рассмотреть методологические подходы к формированию профессиональных качеств личности.

Методы научного исследования: анализ научных изысканий по проблеме формирования профессионально важных качеств; аргументирование теоретико-методологической базы исследования.

Научная новизна статьи определена сложным и переменным характером, имеющим неоднозначные решения в подходах к формированию профессионально важных качеств.

Теоретическая и практическая значимости статьи отражены в обоснованных знаниях о формировании важных качеств обучающихся в образовательном процессе с целью их дальнейшего применения в профессиональной деятельности.

Придерживаясь позиции В.И. Загвязинского, предлагается рассмотреть сочетания различных научных подходов к формированию профессионально важных качеств личности [1]. Методологическая основа исследования представляет собой первостепенную часть концепции, позволяющую обосновать нормализацию и расширение методологического пространства науки. Она нацелена на определение новых свойств и неординарных идей, процессов, феноменов, проникающих в проблемное поле научного исследования и раскрывающих систему закономерностей и принципов образования и развития исследуемого.

Для проектирования исследования формирования профессионально важных качеств у обучающегося, а также раскрытия особенностей разрешения исследовательских задач необходимо провести анализ различных теорий, концепций, подходов по данной проблеме. Понятие «формирование профессионально важных качеств (ПВК)» невозможно рассматривать в рамках одной методологической концепции или одного методологического подхода. В основу построения концепции формирования ПВК у обучающихся положено их многообразие.

В современной науке методология исследования представлена системой взаимосвязанных принципов и способов организации, а также теоретической деятельностью и учением об этой системе. По мнению Э.П Юдина, методология отражает размышления над самосознанием научного исследования, представляясь мировоззренческой позицией исследователя. Методология реализует функции, направляющие и определяющие правила. Методологическое знание, считает автор, представляется в описательной (или в нормативной) форме - в форме положений, направленных указаний к деятельности [2]. Основываясь на данном утверждении ученого, можно чётко обозначить два аспекта - знаниевый и деятельностный.

Справедливо отмечены А.И. Зеленковым характеризуемые методологические знания, отражающие главные части научного исследования: объекта, предмета и задач исследования, объединяющих исследовательские возможности, необходимые для решения определенных задач, формируемых смысл о последовательности действий индивидуума в ходе решения исследовательских задач [3, с. 158].

Согласно анализу терминологического аппарата философии, методология педагогического исследования представляет собой область педагогической науки, изучающей теоретическое обоснование педагогической деятельности. Пути и способы используемых приемов раскрывают логику исследования в педагогике и отражают взаимосвязь познавательных средств. Так, методология представлена в педагогической науке как объединение теоретических положений о педагогическом знании и трансформации действительности, о чём утверждал Э.П. Юдин [2].

В.С. Швырев связывает научное познание с особенностями и закономерностями научно-познавательной деятельности, считая, что способность, формулирующая гипотезу, является главной формой развития научного знания, поскольку разумному объяснению и предвидению автор придавал значимость первичных функций научного мышления. Моделирование, идеализацию и т. п. В.С. Швырев связывает с общими приёмами научного исследования, принимая во внимание отношение эмпирического и теоретического уровней научного познания [4].

Основным ориентиром исследования проблемы формирования ПВК у обучающихся выступает многоуровневая методология, представленная В.И. Загвя-зинским, В.В. Краевским, И.Я. Лернером, С.Н. Скаткиным, опирающаяся на фундаментальные основания науки, общенаучную и конкретно-научную методологию, а также на аналогичные им разнообразные методики исследования [1; 5; 6; 7].

Общефилософский подход методологического знания, по мнению Э.П Юдина, можно разграничить тремя уровнями. Фундаментальный (философский) уровень считается первым, т. к. описывает теоретическое обоснование методов научного познания, развитие которого в новой философии начинается с Ф. Бэкона и Р Декарта. Вторым уровнем является общенаучный, объясняющий открытие не только как предметное, но и как общеметодологическое содержание, требующее пересмотра понятийного аппарата, причин, условий и подходов к ранее популярным истинам. Третий уровень связан с понятием «парадигма» и представлен системой научных взглядов, идей, научных достижений в области психолого-педагогических наук. К нему относятся конкретно-научные идеи, или специфические методы конкретной науки [2]. Представленные уровни образуют объединенную систему методологического знания. Многоаспектность в современном мире профессий требует всестороннего изучения подходов и анализа теоретических основ формирования ПВК специалиста. Исходя из этих общих позиций, идеи системного, деятельностного и субъектного подходов выступают в качестве методологической основы нашего исследования.

Общенаучный уровень нашего исследования включает в себя совокупность подходов, базовых для педагогического исследования процесса формирования ПВК у обучающихся, позволяющих выделить сущность изучаемого процесса, а также актуализировать ведущие направления и тенденции исследования. Самым проекционным для нашего исследования представляется системный подход, направленный на рассмотрение процесса формирования ПВК как единой системы, составляющей ее компоненты и их взаимосвязи в рамках данной системы. Системный подход опирается на законы координации отражательных, регулятивных, коммуникативных функций психики в процессе формирования субъект-объектных отношений, проявляющихся системообразующими факторами профессиональной деятельности. Принципы системности и содержание системного подхода представляют целенаправленное множество взаимодействующих составных частей, нацеленных на достижение определенного результата [8-11].

По мнению И.В. Блауберга, основным отличием данного подхода от других выступает первоначальная и воспринимаемая ориентация на исследование объекта (личности) как единого целого, так же, как и выработка методов изучения для различных периодов становления системологии. Считается, что системное исследование - сама система, её структура, организация, воздействие и т. п. -классифицируют и выделяют комплексные свойства объекта исследования [12].

Н.М. Таланчук отмечает, что исследование системного подхода выступает гарантирующим условием эффективности психолого-педагогического исследования и разнообразием основных, значимых факторов, взаимосвязанных и взаимодействующих в образовательном процессе. Достигаемые результаты исследования чаще всего отражают сложный и переменный характер, хотя иногда и неоднозначны. Н.М. Таланчук отмечает в своей работе, что «...исследование без использования системного подхода не позволит объективно изучить образовательный процесс как целостное, интегративное явление.» [13].

Системный подход к проблеме формирования ПВК у обучающихся диктует необходимость рассматривать личность как общественную систему ее особенностей и как индивид, организм - как «.иерархическую систему системных качеств.» (В.П Афанасьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев) и индивидуальную систему (К.К. Платонов, Б.М. Теплов). В своих работах В.П Афанасьев отмечает систему как объединение свойств личности, их взаимовлияние способствует развитию новых интегральных качеств [14]. Данные качества он выделил в аспекты с понятийными характеристиками:

- системно-интегратиеный аспект позволяет изучать факторы системности, механизмы, гарантирующие качественную специфику системы, функционирование и развитие этих факторов;

- системно-коммуникационный аспект рассматривает взаимосвязь каждого компонента системы с внешней средой как по горизонтали, так и по вертикали, реализуя коммуникационную функцию, гарантирующую эффективный обмен информацией между субъектом и объектом воздействия;

- системно-процессуальным считается процедурный, операционный аспект, в рамках которого рассматриваются компоненты процессов в целях сохранения целостности, совершенствования и развития системы;

- системно-функциональный аспект позволяет определить формы активности системы, способы взаимосвязи между собой ее компонентов, функции системы и образующие ее компоненты [14].

Следует отметить, что основным системным фактором любого общественного объекта выступает самоорганизованность и самоуправляемость - наличие в системе механизмов и факторов воздействия, гарантирующих целостность системы [15; 16]. Образцом системного подхода является социологическая концепция З. Фрейда как противоречивое единство психики личности в трёх взаимодействующих сферах: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), сущность которых отображает ее существо и многообразие. Объектом исследования понимается организм как сложная энергетическая система [17], управляемая законом сохранения энергии, оставляющая либидо и раскрывающая «оно» в разнообразных характеристиках деятельности при переносе, изгнании, регрессии и с использованием иных инструментов, рассмотренных в теории. Анализируя теории личности З. Фрейда, Э.В. Палажинский отмечает, что личность в процессе формирования и совершенствования взаимодействует со сферами, осуществляя порождающую роль в процессе развития ПВК у обучающихся [18].

Системный подход при исследовании ПВК у обучающихся выступает постижением взаимоотношений, зависимости, иерархии сущностей рассматриваемых элементов. В работе М.С. Кагана предметный аспект системного исследования формирования профессиональных качеств предусматривает решение двух взаимозависимых задач: выяснение того, из каких элементов (компонентов, подсистем) состоит изучаемая система, и определение того, какие элементы между собой связаны [19]. При исследовании ПВК у обучающихся как системы следует выделить системообразующий фактор, определяющий однородность, объединение структурных компонентов в единое целое. Личность специалиста в профессии выступает в качестве субъекта самосовершенствования профессионально важных качеств, как системообразующий фактор. Проведенный анализ системного подхода позволил нам выделить связь данного подхода с общей теорией систем, предложенной такими учеными, как Л. фон Берталанфи, А.А. Богдановым, М.И. Сетровым, принципы которой следует применять в процессе формирования ПВК у обучающихся [20; 21; 22]:

- принцип механизма двойного взаимного регулирования, при котором формирование ПВК осуществляется с использованием взаимного контроля и регуляции;

- «закон необходимого разнообразия», дающий возможность использовать разные средства воздействия, влияющие на рост разнообразных элементов ПВК, приводя как к увеличению устойчивости, так и к ее уменьшению в контексте компетентностной образовательной среды;

- принцип взаимно-дополнительных соотношений, позволяющий использовать обратные связи в образовательной среде в процессе формирования ПВК;

- принцип актуализации функций, применяемый в классификации ПВК, в отношении поддержания функциональной способности целого как результата адаптации в образовательном процессе;

- «закон минимума», позволяющий проследить устойчивость системы, напрямую зависит от наименьших сопротивлений ее отдельных частей (элементов);

- принцип организационной непрерывности, позволяющий проанализировать, что между различными системами устанавливаются посредственные звенья в процессе формирования ПВК у обучающихся в ходе профессиональной подготовки [23].

Следует отметить, что на основании вышеизложенных принципов актуальность подхода обусловлена совокупностью компонентов, этапов и субъектов, позволяющих выявить его связи и взаимозависимости при сбалансированном применении форм и методов исследования. Личность специалиста определенной профессии изучается в иерархической совокупности ПВК. Основополагающие системные связи процесса формирования ПВК у обучающихся со средой образовательной организации высшего образования позволяют нам спроектировать его теоретическую модель, а также сформулировать закономерности и принципы развития анализируемой системы.

В нашем исследовании мы опирались на идеи деятельностного подхода К.А. Абульхановой-Славской, Л.С. Выготского, Л. Гараи, А.Н. Леонтьева, ГИ. Щукина, нацеленного на анализ познавательных стремлений личности с точки зрения ее внутренней активности наряду с системным подходом. Согласно А.Н. Леонтьеву, развитие и совершенствование личности осуществляется в процессе включения (вовлечения) ее в разнообразные виды деятельности [24].

В «Педагогическом словаре» понятие «деятельность» представляется как форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Иная дефиниция деятельности раскрывается в «Педагогическом энциклопедическом словаре» как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий свои потребности [25; 26].

М.С. Каган определяет деятельность в виде формы человеческой деятельности и формы самостоятельного отношения человека к окружающему миру, способствуя упорядоченным изменениям и преобразованиям. Характеризуется способ включения личности в существующую структуру профессиональной деятельности, в которой совершенствуются пВк. Поскольку деятельность является отправной точкой в психолого-педагогическом анализе личности, отдельно взятые действия и операции, выполняющиеся личностью, характеризуют деятельность в целом [27]. В работе А.Н. Леонтьева именно деятельность - это объединение действий (операций), направленных на конкретную цель при выполнении определенных функций [24].

По мнению А.Г Асмолова, личностью становятся тогда, когда сформирована способность делать осознанный выбор, при возникших внутренних потребностях; способность оценить последствия принятого самостоятельного решения и взять на себя ответственность за них перед обществом и собой [28].

Определяя продукт общественно-исторического формирования и развития человека в любой деятельности, личность, с точки зрения А.В. Петровского, в жизненном цикле проявляется гораздо позже, чем начало индивида [29]. Согласно деятельностному подходу А.Г Асмолова, М.С. Кагана, А. Н. Леонтьева, А.В. Петровского, личность и её психические явления предлагается изучать в тесной связи с категорией «деятельность», поскольку деятельность есть подвижная, развивающаяся иерархическая структура взаимозависимости субъекта с окружающей средой при воссоздании новых психических образов, реализуемых в объекте деятельности, преобразовании психических отношений субъекта в конкретной действительности. Функциональная составляющая любой деятельности - отбирать и реализовывать определенные ПВК личности [28; 27; 29; 30]. Поэтому ряд таких ученых как Г Айзенк, Р Кэттелл, Г Олпорт и др., представляют личность как совокупность социально-психологических характеристик (свойств, качеств), приобретаемых в разнообразной деятельности: учебной, служебной, повседневной и др., выполняя полезную роль с позиций своего положения в данной деятельности [8; 31].

Современное педагогическое понимание деятельности как «целенаправленной трансформации субъектом «первоначального материала» в «продукт» по предложенной норме» гарантирует минимизацию профессиональных рисков в случае происхождения проблемного исполнения норм (Л.Г. Пе-терсон) на основе рефлексивной самореализации для развития личности (Н.В. Кузьмина), профессионального становления (А.К. Маркова). Согласно реализации положений деятельностного подхода к процессу формирования ПВК у обучающихся определяются общие способы изучения, содержательные цели исследуемого процесса в логике его операционально-действенного обеспечения [31].

Библиографический список

В нашем исследовании деятельностный подход означает, что обучающийся будущий специалист с первого дня обучения вовлечен в деятельность (учебную, внеучебную, трудовую, игровую и т. п.), обеспечивающую формирование необходимых специалисту ПВК. Таким образом, деятельностный подход в формировании ПВК у обучающихся открывает перспективу его изучения как субъекта профессиональной деятельности, способного к самосовершенствованию нормативного поведения, общения и деятельности.

Конкретно-научный уровень нашего исследования представлен субъектным подходом, рассматриваемом в научных трудах ГИ. Аксёновой, В.А. Сласте-нина, К.А. Абульханова-Славской, Б.Г Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.И. Божо-вича, А.В. Брушлинского, В.С. Мухиной, В.Ф. Петренко, В.А. Петровского и др., в основе которого лежит понятие субъектности. Происходит интегрирование психики личности, обеспечивающей её адаптацию к окружению и изменениям психики по принципу согласования эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа «Я» [23]. Поэтому ПВК рассматриваются не только как инструменты, способствующие эффективности профессиональной подготовки, но и как работа над собой и совершенствование себя как будущего специалиста. Согласно субъектному подходу, главным элементом образовательного процесса выступает обучающийся с набором различных особенностей личности: дисциплинированность, ответственность, активность, инициативность, избирательность, свобода выбора и т. п. Только при таких условиях разработки концепции могут быть сформированы ПВК у обучающихся. Причём акценты образовательного процесса переходят от преподавания к самообучению, от формирования ПВК - к проектированию педагогических условий для их развития и формирования. Обучающийся как субъект образовательного процесса в состоянии осознано преодолеть противоречия между исходным и требуемым уровнями развития у него ПВК с предоставленной свободой выбора путей осуществления познавательной деятельности, соответствующей его индивидуальным особенностям. Ему дана возможность формировать свою мировоззренческую позицию, определяющую индивидуальную линию совершенствования своих качеств (свойств) и профессиональное развитие с полной ответственностью за свой выбор [8].

В работе Г И. Аксёновой отмечено, что наличие субъектной и объектной позиций предопределяет выбор между ними. При наличии средств выбора человек свободен, субъектен. В противном случае он объектен. Отсутствие выбора между объектностью и субъектностью превращает человека (личность) в объект, а данная ситуация имеет насильственное значение для него [32].

По мнению А.А. Деркача, исследование личности «.нацелено на рассмотрение личности как субъекта профессиональной деятельности, проявляющей активность и создающей условия для успешной самореализации, решающей возникающие и поставленные ей самой задачи.» [33]. Высокий уровень сформиро-ванности ПВК у обучающихся становится профессиональной необходимостью с целью обеспечения в дальнейшем самосовершенствование и самореализацию в профессии, эмоциональную стабильность, устойчивость, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

Таким образом, целесообразность формирования профессионально важных качеств обучающихся в образовательном процессе происходит за счет интеграции идей и положений системного, деятельностного и субъектного анализов, позволяющих данный процесс рассмотреть через призму единого системно-де-ятельностно-субъектного подхода. Личность обучающегося рассматривается в иерархической совокупности ПВК как субъекта профессиональной деятельности, способного к осуществлению нормативного поведения и общения через самосовершенствование и самореализацию в профессии, эмоциональную стабильность и устойчивость, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

1. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Академия, 2001.

2. Юдин Э.П Методология науки. Системность. Деятельность. Москва, 1997.

3. Зеленков А.И. Философия и методология науки: учебное пособие для аспирантов. Минск, 2007.

4. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. Москва, 1984.

5. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). Москва: Педагогика, 1977.

6. Лернер И.Я. Деятельностная теория - основа создания новых технологий. Москва, 1990.

7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. Москва: Педагогика, 1986.

8. Бирюкова Ю.Н. Педагог как субъект формирования профессионально важных качеств специалиста по информационной безопасности. Педагогический журнал. 2022; Т. 12, № 3-1: 404-413.

9. Каган М.С. Система и структура. Системный подход и гуманитарное знание: избранные статьи. Ленинград: ЛПУ, 1991: 30-48.

10. Петрова Н.П. Проблемы формирования в вузе креативности и толерантности как показателей адаптированности студентов. Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире. Пенза, 2016: 170-174.

11. Петрова Н.П., Чурянина Д.А. Социально-психологическая адаптация первокурсников как часть воспитательной системы вуза. Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза. Краснодар, 2016: 374-376.

12. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.П Философский принцип системности и системный подход. Вопросы философии. Москва, 1978; № 8: 39-52.

13. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Казань: ИССО РАО, 1993.

14. Афанасьев В.П Общество: системность, познание и управление. Москва: Политиздат, 1981.

15. Аванесова Т.П., Попова А.В., Вычужанова Л.К., Пруздева Л.К., Пруздев Д.Ю. и др. Совершенствование процесса обучения с использованием компьютерных технологий в условиях иноязычной коммуникации: коллективная монография. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2018.

16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва: МПУ 1981.

17. Фрейд З. Психология бессознательного. Санкт-Петербург: Питер, 2003.

18. Палажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Диссертация . доктора психологических наук. Томск, 2002.

19. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. Москва, 1988.

20. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор. Исследования по общей теории систем. Перевод с английского Н.С. Юлиной. Москва: Прогресс, 1969: 23-82. Available at: http://grachev62.narod.rU/ber1alanf/ber1alanffyJ.html#g5

21. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. Москва: Финансы, 2003.

22. Сетров М.И. Степень и высота организации систем. Системные исследования: Ежегодник. Москва: Наука, 1969: 156-168.

23. Попова Ю.Н., Масаев Т.В., Блазомирская А.И. Конкретно-научный уровень методологии формирования профессионально важных качеств офицера службы защиты государственной тайны. Обзор педагогических исследований. 2021; Т. 3, № 1: 178-184.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность и потребность. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы: сборник научных трудов АПН СССР Москва: АПН РСФСР 1990.

25. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2001.

26. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002.

27. Каган М.С. Человеческая деятельность. Москва, Политиздат, 1974.

28. Асмолов А.Г Психология личности: учебник. Москва: МГУ, 1990.

29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва: Политиздат, 1982.

30. Чурянина Д.А. Подходы к организации воспитательной работы в учебной группе по предупреждению дезадаптации студентов. Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции. Краснодар, 2017: 331-332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Попова Ю.Н., Михайленко А.Г. Историко-педагогический дискурс готовности будущих офицеров к военно-педагогической деятельности. Вестник педагогических наук. 2021; № 1: 35-41.

32. Аксёнова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1998.

33. Деркач А.А., Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза. Мир психологии. 2007; № 2. References

1. Zagvyazinskij V.I. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Moskva: Akademiya, 2001.

2. Yudin 'E.G. Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost'. Moskva, 1997.

3. Zelenkov A.I. Filosofiya i metodologiya nauki: uchebnoe posobie dlya aspirantov. Minsk, 2007.

4. Shvyrev V.S. Nauchnoe poznanie kak deyatel'nost'. Moskva, 1984.

5. Kraevskij V.V. Problemy nauchnogo obosnovaniya obucheniya (metodologicheskij analiz). Moskva: Pedagogika, 1977.

6. Lerner I.Ya. Deyatel'nostnaya teoriya - osnova sozdaniya novyh tehnologij. Moskva, 1990.

7. Skatkin M.N. Metodologiya imetodika pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Pedagogika, 1986.

8. Biryukova Yu.N. Pedagog kak sub'ekt formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv specialista po informacionnoj bezopasnosti. Pedagogicheskijzhurnal. 2022; T. 12, № 3-1: 404-413.

9. Kagan M.S. Sistema i struktura. Sistemnyjpodhod igumanitarnoeznanie: izbrannye stat'i. Leningrad: LGU, 1991: 30-48.

10. Petrova N.P. Problemy formirovaniya v vuze kreativnosti i tolerantnosti kak pokazatelej adaptirovannosti studentov. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya migrantov v sovremennom mire. Penza, 2016: 170-174.

11. Petrova N.P., Churyanina D.A. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya pervokursnikov kak chast' vospitatel'noj sistemy vuza. Kachestvo sovremennyh obrazovatel'nyh uslug -osnova konkurentosposobnosti vuza. Krasnodar, 2016: 374-376.

12. Blauberg I.V., Sadovskij V.N., Yudin 'E.G. Filosofskij princip sistemnosti i sistemnyj podhod. Voprosy filosofii. Moskva, 1978; № 8: 39-52.

13. Talanchuk N.M. 100 novyh idej vpedagogike, svyazannyh s otkrytiem fundamental'nyh zakonov sistemnogo sinergetizma. Kazan': ISSO RAO, 1993.

14. Afanas'ev V.G. Obschestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie. Moskva: Politizdat, 1981.

15. Avanesova T.P., Popova A.V., Vychuzhanova L.K., Gruzdeva L.K., Gruzdev D.Yu. i dr. Sovershenstvovanie processa obucheniya s ispol'zovaniem komp'yuternyh tehnologij v usloviyah inoyazychnoj kommunikacii: kollektivnaya monografiya. Cheboksary: Izdatel'skij dom «Sreda», 2018.

16. Leont'ev A.N. Problemy razvitiya psihiki. Moskva: MGU, 1981.

17. Frejd Z. Psihologiya bessoznatel'nogo. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.

18. Galazhinskij 'E.V. Sistemnaya determinaciya samorealizaciilichnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Tomsk, 2002.

19. Kagan M.S. Mir obscheniya: Problema mezhsub'ektnyh otnoshenij. Moskva, 1988.

20. Bertalanfi L. fon. Obschaya teoriya sistem - kriticheskij obzor. Issledovaniya po obschej teorii sistem. Perevod s anglijskogo N.S. Yulinoj. Moskva: Progress, 1969: 23-82. Available at: http://grachev62.narod.ru/bertalanffy/bertalanffy_1.html#g5

21. Bogdanov A.A. Tektologiya: Vseobschaya organizacionnaya nauka. Moskva: Finansy, 2003.

22. Setrov M.I. Stepen' i vysota organizacii sistem. Sistemnye issledovaniya: Ezhegodnik. Moskva: Nauka, 1969: 156-168.

23. Popova Yu.N., Masaev T.V., Blazomirskaya A.I. Konkretno-nauchnyj uroven' metodologii formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv oficera sluzhby zaschity gosudarstvennoj tajny. Obzor pedagogicheskih issledovanij. 2021; T. 3, № 1: 178-184.

24. Leont'ev A.N. Deyatel'nost' i potrebnost'. Deyatel'nostnyjpodhod v psihologii: Problemy iperspektivy sbornik nauchnyh trudov APN SSSR. Moskva: APN RSFSR, 1990.

25. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2001.

26. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2002.

27. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. Moskva, Politizdat, 1974.

28. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: uchebnik. Moskva: MGU, 1990.

29. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva: Politizdat, 1982.

30. Churyanina D.A. Podhody k organizacii vospitatel'noj raboty v uchebnoj gruppe po preduprezhdeniyu dezadaptacii studentov. Praktiko-orientirovannoe obuchenie: opyt i sovremennye tendencii. Krasnodar, 2017: 331-332.

31. Popova Yu.N., Mihajlenko A.G. Istoriko-pedagogicheskij diskurs gotovnosti buduschih oficerov k voenno-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vestnik pedagogicheskih nauk. 2021; № 1: 35-41.

32. Aksenova G.I. Formirovanie sub'ektnojpozicii uchitelya vprocesseprofessional'nojpodgotovki. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1998.

33. Derkach A.A., Sajko 'E.V. Razvitie v akmeologii i akmeologicheskoe razvitie v strukture ontogeneza. Mir psihologii. 2007; № 2.

Статья поступила в редакцию 23.12.23

УДК 372.8:811.111(045)

Blagodeteleva N.K., senior teacher, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: Blagodeteleva@bk.ru

THE MAIN PEDAGOGICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING PROFESSIONAL ENGLISH IN THE FINANCIAL AND ECONOMIC CONTEXT. The article explores the key pedagogical and methodological aspects related to teaching professional English in the context of the financial and economic sphere, since in an increasingly globalized economy and global financial markets, English language proficiency is becoming an essential skill for professionals in this field. The paper examines modern approaches to learning English based on a communicative methodology, taking into account the application of the specifics of financial and economic vocabulary, draws attention to the use of modern educational technologies and resources that contribute to more effective mastering of the English language by students and professionals in the field of finance and economics. The work is aimed at enriching the methodological base of English language teachers and specialists of financial and economic specialties, contributing to better and adapted English language teaching in this area.

Key words: professional English, teaching, financial and economic context, methodology, communication skills, specific vocabulary, adaptation, assessment, educational materials

Н.К. Благодетелева, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве

РФ, г. Москва, E-mail: Blagodeteleva@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.