Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог-музыкант / профессиональная компетентность / профессиональные способности / музыкальная школа / взаимодействие с семьей / music teacher / professional competence / professional abilities / music school / interaction with the family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.В. Мангасарова, Н.А. Рачковская

В статье рассмотрены методологические подходы к изучению процесса формирования способности будущего педагога-музыканта взаимодействовать с семьей обучающегося. Концепция исследования разрабатывалась с опорой на основные идеи таких общенаучных подходов, как системный, культурологический, синергетический и аксиологический. Большим методологическим потенциалом для изучения формирования способности будущего педагогамузыканта к взаимодействию с семьями обучающихся обладают частнонаучные методологические подходы – деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный. Методологическая база исследования строится на принципе дополнительности, предполагающем идею полифонии различных подходов и парадигм. Это позволяет рассмотреть изучаемый феномен и возможности его формирования многомерно, с разных точек зрения, а также разработать педагогическую концепцию подготовки будущего специалиста в системе среднего профессионального музыкального образования к сопровождению семьи музыкально одаренного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.В. Мангасарова, Н.А. Рачковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF FORMING AN ABILITY OF A FUTURE TEACHER-MUSICIAN TO INTERACT WITH FAMILIES OF STUDENTS IN A MUSIC SCHOOL

The article discusses methodological approaches to the study of the process of forming the ability of a future musician teacher to interact with the student’s family. The research concept is developed on the basic ideas of such general scientific approaches as systemic, cultural, synergetic and axiological. Particular scientific methodological approaches – activity-oriented, personality-oriented and competence-based – have great methodological potential for studying the formation of the future music teacher’s ability to interact with the families of students. The methodological basis of the research is based on the principle of complementarity, which presupposes the idea of polyphony of various approaches and paradigms. This allows to consider the studied phenomenon and the possibilities of its formation multidimensionally, from different points of view, as well as to develop a pedagogical concept of training a future specialist in the system of secondary professional music education to accompany the family of a musically gifted child.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »

5. Kargin M. Digital trendy 2020: uvelichenie trafika, usilenie mobile, otchet SimilarWeb. Available at: https://clck.ru/TkrBn

6. Smirnov V.M., Korovoj A.S. Specifika negativnogo vozdejstviya sovremennyh informacionnyh tehnologij na lichnost' starsheklassnika v kontekste transformacii haraktera social'nogo vzaimodejstviya. Penzenskij psihologicheskij vestnik. 2016; № 1 (6): 78.

7. Dinamika pol'zovaniya internetom. Available at: https://clck.ru/TkrHn

8. Erofeeva M.A., Shanin S.V., Kopovaya O.V. Kul'tura mediapotrebleniya obuchayuschihsya: puti formirovaniya v obrazovatel'nom prostranstve. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2020; № 3 (45): 23 - 38.

Статья поступила в редакцию 03.04.21

УДК 377.8

Mangasarova K.V., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: mangasarova_kari@mail.ru

Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University

(Moscow, Russia), E-mail: nad1606@yandex.ru

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF FORMING AN ABILITY OF A FUTURE TEACHER-MUSICIAN TO INTERACT WITH FAMILIES OF STUDENTS IN A MUSIC SCHOOL. The article discusses methodological approaches to the study of the process of forming the ability of a future musician teacher to interact with the student's family. The research concept is developed on the basic ideas of such general scientific approaches as systemic, cultural, synergetic and axiological. Particular scientific methodological approaches - activity-oriented, personality-oriented and competence-based - have great methodological potential for studying the formation of the future music teacher's ability to interact with the families of students. The methodological basis of the research is based on the principle of complementarity, which presupposes the idea of polyphony of various approaches and paradigms. This allows to consider the studied phenomenon and the possibilities of its formation multidimensionally, from different points of view, as well as to develop a pedagogical concept of training a future specialist in the system of secondary professional music education to accompany the family of a musically gifted child.

Key words: music teacher, professional competence, professional abilities, music school, interaction with the family.

К.В. Мангасароеа, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (КамГУ имени Витуса Беринга),

г. Петропавловск-Камчатский, Е-mail: mangasarova_kari@mail.ru

Н.А. Рачкоеская, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Москва, E-mail: nad1606@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассмотрены методологические подходы к изучению процесса формирования способности будущего педагога-музыканта взаимодействовать с семьей обучающегося. Концепция исследования разрабатывалась с опорой на основные идеи таких общенаучных подходов, как системный, культурологический, синергетический и аксиологический. Большим методологическим потенциалом для изучения формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся обладают частнонаучные методологические подходы - деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный. Методологическая база исследования строится на принципе дополнительности, предполагающем идею полифонии различных подходов и парадигм. Это позволяет рассмотреть изучаемый феномен и возможности его формирования многомерно, с разных точек зрения, а также разработать педагогическую концепцию подготовки будущего специалиста в системе среднего профессионального музыкального образования к сопровождению семьи музыкально одаренного ребенка.

Ключевые слова: педагог-музыкант, профессиональная компетентность, профессиональные способности, музыкальная школа, взаимодействие с семьей.

Проблема подготовки будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся в процессе получения им среднего музыкального образования длительное время не привлекала к себе должного внимания, уходила на второй план и не считалась важным компонентом профессионализма молодого специалиста. Учитывая современную государственную политику в сфере образования, стремление приблизить содержание образования к будущей практической деятельности, отражающей актуальную ситуацию и современное состояние дел в системе дополнительного образования детей, необходимо основательное изучение формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с родителями музыкально одаренного ребенка. Это обусловливает необходимость разработки методологических оснований процесса формирования способности студента музыкального колледжа к сопровождению родителей, дети которых обучаются в детской музыкальной школе.

Данный процесс исследовался нами с позиций общенаучных и частнонауч-ных методологических подходов. Из общенаучных подходов большим методологическим потенциалом для изучения формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся обладают системный, культурологический, синергетический и аксиологический подходы; из частнонауч-ных методологических подходов - деятельностный, личностно ориентированный и компетентностный [1].

Системный подход в педагогике является одним из наиболее распространенных, поскольку позволяет изучать практически любое педагогическое явление целостно, как систему, представляя его в виде иерархически взаимосвязанных компонентов (ПН. Александров, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Ф.Ф. Королев, В.П. Симонов и др.). Системный подход предполагает изучение взаимодействия между собой структурных компонентов системы, а также самой системы с другими системами [2]. Так, системами являются личность педагога-музыканта, семья обучающегося, учебный процесс в образовательной организации среднего профессионального образования, регулируемый и направляемый преподавательским составом, влияние микро- и макрогрупп на личность студента. Свойством

системности также обладают характеристики профессионального развития и становления будущего педагога-музыканта, его компетентности, необходимых качеств личности как основы самоидентификации и самоактуализации индивида, позволяющей гармонично созидать себя.

Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта в колледже заключается в системном развитии его компетентности по двум направлениям -музыкально-исполнительскому и музыкально-педагогическому. Признавая приоритетность исполнительской направленности характера обучения в музыкальном колледже и, следовательно, главенство данного дискурса в образовательном процессе, необходимо восстановить статус музыкально-педагогического компонента в системе профессиональной подготовки студента музыкального колледжа. Для основной массы студентов в будущем ведущим видом деятельности при профессиональном самоопределении становится именно преподавание, к которому они должны быть готовы. Через призму системного подхода мы рассматриваем семью обучающегося музыкальной школы, которая также представляет собой систему, достаточно автономную, но вместе с тем открытую и взаимодействующую с системой дополнительного образования детей, педагогическим коллективом детской музыкальной школы и другими системами окружающего мира.

В качестве системы мы будем рассматривать семью обучающегося как автономную саморегулирующуюся единицу, которая в то же время, не теряя своей независимости и самостоятельности, входит в контакт и взаимодействие с учреждением дополнительного образования детей - с музыкальной школой и ее педагогическим коллективом. В музыкальном образовании на всех уровнях культурологический подход предполагает приобщение человека к музыкальной культуре, формирование и удовлетворение его эстетических потребностей в сфере искусства в целом и музыки в частности. Культурологический подход сущност-но очень близок к тем разделам педагогики в сфере искусства, которые имеют дело с эстетическими проявлениями человеческого духа - музыкой и живописью. Этот подход предполагает отношение к педагогу-музыканту как к наставнику и «проводнику» личности маленького музыканта в мире музыки. Кроме того, этот

подход провозглашает ценность культуры для самообразования, развития креативности личности, гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса. «Культуросообразное воспитание - это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка как творческой личности» [3, с. 12].

Опора на основные положения культурологического подхода позволяет решать задачи воспитания и развития личности средствами культуры, в данном случае - музыкальной культуры и музыкального искусства. Здесь прослеживается необходимость осознания будущим специалистом своего места и собственной значимости в культуре как социальной миссии своей деятельности. Отсюда вытекают высокие требования к профессиональным качествам педагога, его нравственности и духовности. Формируется запрос на разработку актуальных педагогических теорий, отвечающих современной культурной ситуации в социуме и системе музыкального образования. В необходимости формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с родителями обучающихся видится решение данной педагогической проблемы. Дополнительно в рамках формирования данной профессиональной способности повышается общекультурный уровень личности. Это положительно сказывается на повышении качества всех сторон образовательных отношений. Сформированная способность педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся детской музыкальной школы является одним из важных показателей профессиональной педагогической культуры молодого специалиста и потенциалом для успешной работы по избранной специальности.

Принцип культуросообразности образования разработан в трудах К.Д. Ушинского, Н.П Чернышевского, В.П. Острогорского и др. Культурологический подход в педагогике профессионального образования детерминирует подготовку будущего специалиста, педагога с определенной профессиональной культурой. Данный подход обусловливает понимание системы образования как феномена культуры. Культурологический подход позволяет поставить в центр образовательного процесса будущего педагога-музыканта и обучать его как будущего субъекта взаимоотношений с родителями, поддерживать его положительные личностные качества и творческую самобытность, взращивать его саморегулирующие и самопреобразующие функции. Благодаря данному подходу происходит становление «человека культурного» в его гуманистически-культурной целостности.

Таким образом, рассматриваемый нами подход приводит к пониманию того, что во взаимодействии педагога и его воспитанников воплощается музыкальная культура, которой все участники образовательного процесса, включая родителей, все стороны образовательных отношений должны овладеть и проникнуться. Так, педагог-музыкант вводит в музыкальную культуру не только своих учеников, но и их родителей, привнося музыкальную культуру в жизнь семьи. Это особенно касается тех взрослых, которые не имеют музыкального образования, достаточного слухового опыта, музыкально-слуховых представлений и никогда не посещали музыкальную школу или хотя бы музыкальные кружки. Формирование способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся изучалось нами с позиций синергетического подхода, который предполагает исследование всех феноменов как самоорганизующихся систем во всем их противоречии на разных стадиях развития. Синергетический подход рассматривает самоорганизацию и саморегуляцию педагогических процессов путем влияния разнонаправленных факторов (В.А. Аршинов, В.П Буданов, О.Н. Федорова и др.). Ключевое место при применении данного подхода к формированию способности будущего педагога-музыканта взаимодействовать с семьями обучающихся отводится саморазвитию индивида во всей нелинейности и инвариантности этого процесса [4].

На первый план выходит стимулирование личностных склонностей и потенциальных возможностей студента для его саморазвития и самообразования через нахождение гуманных и наиболее действенных способов созидания и «самостроительства» своей личности. Синергетический подход созвучен творческому началу музыкального образования с его противоречиями и парадоксами, творческим формам самовыражения будущего педагога-музыканта в его практической деятельности. Синергетический подход предполагает бесконечную эволюцию всех участников процесса, возможность выбора стратегии саморазвития и содержания профессиональных качеств педагога для построения своей судьбы, также синергетический подход детерминирует выбор педагогом педагогических технологий, форм и видов работы с семьей обучающихся, которые характеризует недирективность. Отчасти все педагогические процессы имеют определенное целеполагание и четкое планирование, но вместе с тем проходят в естественной среде с элементами случайности и стихийности. Следует отметить продуктивность применения идей синергетики к формированию способности будущего музыканта взаимодействовать с родителями как частный случай управления образовательным процессом в музыкальном колледже. Синергетический подход ценен для образования своей многовариантностью, которая лежит в основе индивидуализации образования, поиска студентом собственного пути самоопределения и осознания своей уникальности. Идеи самоорганизации, заложенные в синергетике, предполагают опору на свои внутренние потенциальные возможности. В нашей работе данное положение родственно установке на профессиональное саморазвитие студента в процессе обучения в музыкальном колледже и в будущей профессиональной деятельности.

Для исследования формирования способности студента музыкального колледжа к взаимодействию с семьями обучающихся оказались продуктивными идеи аксиологического подхода (Б.М. Бим-Бад, Б.С. Брушлинский, П.П Щедро-вицкий и др.). Данный подход лежит в основе гуманистического направления в педагогике, провозглашающего человека главной ценностью. В отечественной педагогике личность ребенка рассматривается приоритетом в развитии общества, высшей ценностью для взрослых - родителей и педагогов.

Сердцевиной педагогической аксиологии является обучение человека отличать положительное и деструктивное с позиций нравственных ценностей, правильно реагировать на вызовы окружающей действительности и противостоять негативным проявлениям извне. Нравственные ценности являются основополагающими конструктами, которые чрезвычайно актуальны для сферы подготовки будущего педагога-музыканта, поскольку студенту в своей предстоящей профессиональной деятельности необходимо приобщать детей и их родителей к духовно-нравственным ценностям средствами музыки. Данные ценности можно обозначить как триаду «Истина, Добро и Красота», которую осваивают дети в процессе получения музыкального образования. Гармония, эстетика, эмоциональность и эмпатия - эти и другие нравственные ценности заложены в самой сути музыкального искусства [5].

Таким образом, педагог-музыкант в сотрудничестве с родителями развивает аксиосферу личности каждого учащегося, обеспечивает условия его личностного роста, в этом заключается педагогический профессионализм, который в процессе работы будет нарабатывать педагог-музыкант: «Аксиология музыкально-педагогического образования - это интерпретация его как мира музыкально-педагогических ценностей, в котором музыка является носителем ценности и объектом познания, а учитель и ученики - коллективным субъектом познания. В процессе субъектно-объектных отношений и межсубъектных отношений образуется музыкально-педагогическая аксиосфера, в которой рождаются, утверждаются и функционируют музыкально-педагогические ценности» [6, с. 20].

В исследовании процесса формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся использовались част-нонаучные подходы, которые применяются в определенной области знаний для исследования узкоспециальных явлений, имеющих характерные особенности.

Одним из таких подходов является деятельностный подход. В отечественной психолого-педагогической науке деятельностный подход разрабатывали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др. С точки зрения данного подхода организация образовательного процесса должна стимулировать активную познавательную субъектную позицию ученика. Постепенно, но целенаправленно определяются цели, логика и совокупные процессы по реализации и рефлексии субъектом своей деятельности. Через призму деятель-ностного подхода мы рассматриваем образовательный процесс в музыкальном колледже, где студент активно включен в деятельность по формированию своих профессиональных качеств, в частности, способности к взаимодействию с родителями своих будущих учеников. Общеизвестно положение, провозглашаемое деятельностным подходом, о том, что любые способности развиваются лишь в деятельности. В процессе взаимодействия с семьями обучающихся как в отдельном виде педагогической деятельности происходят изменения личности педагога через совершенствование его компетентности и личности родителей через повышение уровня их педагогической культуры. В обоих случаях развитие происходит благодаря рефлексии, в итоге все субъекты в процессе педагогического общения меняются. На основе взаимного уважения и доверия повышается качество всех сторон образовательных отношений.

В контексте нашего исследования деятельностный подход тесно связан с другим частнонаучным подходом - компетентностным (И.А. Зимняя, А.П Ка-спржак и др.). Компетентностный подход занимает особое место в педагогике профессионального образования, он тесно связан с практической деятельностью будущего молодого специалиста. Компетентностный подход отражает социально-экономическую ситуацию в обществе, государственный заказ, коррелирует с необходимостью обновления содержания образования в соответствии с требованиями времени и актуальными тенденциями развития дополнительного образования детей. В контексте нашего исследования компетентностный подход заключается в формировании способности студента музыкального колледжа к взаимодействию с родителями обучающихся, шире - в приобретении навыков самостоятельно решать возникающие проблемы на основе разумности, выработанной молодым специалистом в ходе освоения содержания образования. Ком-петентностный подход предполагает формирование у студента универсального алгоритма действий, потенциально помогающего ему в выполнении должностных обязанностей, профессиональной деятельности, в выстраивании поведения в различных социальных ролях. В нашей работе представлена педагогическая модель формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся как ведущей профессиональной компетенции, которой должен обладать студент к окончанию музыкального колледжа.

Личностно ориентированный подход направлен на актуализацию личности, ее саморазвитие, создание условий и педагогических ситуаций, открывающих новые грани и позволяющих раскрыть свою личностную уникальность. Лич-ностно ориентированный подход воплощен в трудах В.В. Серикова, С.В. Белова, В.И. Данильчука. Он объективируется в особой организации образовательного процесса, эффективность которого определяется уровнем личностного разви-

тия обучающегося. Личностно ориентированное обучение родственно таким понятиям, как индивидуализация обучения, собственная траектория развития, индивидуальный учебный план. Во главе этого подхода - стимулирование собственных мотивов и устремлений личности с отсылкой к самоанализу, от всего этого зависит успешность обучения студента и эффективность овладения профессиональными знаниями. Личностно ориентированный подход в подготовке студента музыкального колледжа проявляется в создании ситуаций личностного утверждения и самоакцентуации будущего педагога-музыканта. Это все проявляется через опору на личностный опыт студента, его субъектность, жизненную позицию и профессиональные установки и принципы. Студент, который сам имеет опыт личностно ориентированного обучения в системе профессионального образования, может реализовать этот подход в работе со своими воспитанниками. Личностно ориентированный подход выходит за рамки профессионального образа будущего педагога-музыканта. Приобретенные им навыки должны распространяться на применение такого подхода к личности обучающегося музыкальной школы, на его родителей, с признанием уникальности и ценности личностных проявлений, эмоций, качеств и склонностей всех участников образовательных отношений. Применение личностно ориентированного подхода максимально широко и разнообразно будит педагогическую мысль и рефлексию молодого специ-

Библиографический список

алиста, заставляет анализировать процесс обучения каждого ребенка и искать наиболее эффективные пути его музыкального развития с включением семей обучающихся. Личностно ориентированный подход комплементарен самой сути музыкального образования, ориентированного на беспрецедентную степень индивидуализации обучения и взращивания самобытной творческой индивидуальности личности ребенка по сравнению с массовостью системы общего образования с заложенным в ней стремлением к унификации и социализации детей и подростков в школе [7].

Таким образом, методологическая база исследования проблемы формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с родителями обучающихся в музыкальной школе основывается на принципе дополнительности, провозглашающем идею полифонии различных методологических подходов и парадигм, что позволяет рассмотреть изучаемый феномен и возможности его формирования многомерно, с разных точек зрения. Основополагающее значение для разработки педагогической концепции подготовки студента музыкального колледжа к работе с родителями музыкально одаренных детей имели положения системного, культурологического, синергетического и аксиологического, деятельностного, личностно ориентированного и компетентност-ного подходов.

1. Пургина Е.И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке: учебное пособие. Екатеринбург, 2015.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. Москва, 1985.

3. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов-на-Дону, 1995.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. Москва, 2006.

5. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.

6. Щербакова А.И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2004.

7. Демкович В.И., Рачковская Н.А. Детское творчество как средство развития одаренности детей дошкольного возраста. Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3 т. Москва, 2020: 125 - 131.

References

1. Purgina E.I. Metodologicheskiepodhody v sovremennom obrazovaniiipedagogicheskojnauke: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2015.

2. Aver'yanov A.N. Sistemnoepoznanie mira: Metodologicheskieproblemy. Moskva, 1985.

3. Bondarevskaya E.V. Obrazovanie v poiskah chelovecheskih smyslov. Rostov-na-Donu, 1995.

4. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki: Chelovek, konstruiruyuschijsebya isvoe buduschee. Moskva, 2006.

5. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'nojkul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, praktika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

6. Scherbakova A.I. Aksiologicheskaya podgotovka uchitelya muzykina sovremennom 'etape. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

7. Demkovich V.l., Rachkovskaya N.A. Detskoe tvorchestvo kak sredstvo razvitiya odarennosti detej doshkol'nogo vozrasta. Aktual'nye problemy teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedagogicheskih i pedagogicheskih issledovanij: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "XV Levitovskie chteniya": v 3 t. Moskva, 2020: 125 - 131.

Статья поступила в редакцию 05.04.21

УДК 371

Omarova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Physical Culture, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: nuriyatxady@mail.ru

Magomedov O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Sports Disciplines and Martial Arts, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: nuriyatxady@mail.ru

THE PROBLEM OF SETTING PEDAGOGICAL GOALS IN THE TECHNOLOGY OF TEACHING PHYSICAL CULTURE LESSONS IN GENERAL EDUCATION SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN. The article highlights some aspects of the problem of setting pedagogical goals in the technology of teaching physical education lessons in general education schools. At the same time, special attention is paid to the modernization of physical education in schools in the region such as the Republic of Dagestan. The article discusses problems that the modernization of physical education in schools in the region should solve at the current stage of schooling. The authors cite the results of a questionnaire of physical education teachers on the problems of setting pedagogical goals in the technology of teaching physical education lessons in general education schools of the Republic of Dagestan. The authors conclude that the analysis of questionnaire materials on the problem of the development of physical culture lessons indicates a lack of competence of teachers in these issues. The results determine the need to strengthen the training of future physical teachers.

Key words: didactic difficulties, goal, goal setting, pedagogical technology, physical culture, teacher.

Н.М. Омароеа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: nuriyatxady@mail.ru

О.М. Магомедов, канд. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: nuriyatxady@mail.ru

ПРОБЛЕМА ПОСТАНОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В настоящей статье освещены некоторые аспекты проблемы постановки педагогических целей в технологии преподавания уроков физической культуры в общеобразовательных школах. При этом особое внимание уделяется модернизации физического образования в школах такого региона, как Республика Дагестан. В статье рассматриваются те проблемы, которые на современной стадии развития школьного образования должна решить модернизация преподавания физической культуры в школах региона. Авторами приводятся результаты анкетирования педагогов физической культуры по проблемам постановки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.