НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ
В.В. СЕРИКОВ (Волгоград)
К 80-летию Е.В. БОНДАРЕВСКОй
1 января 2011 г. исполнилось 80 лет Евгении Васильевне Бондаревской - крупнейшему российскому ученому-педагогу, доктору педагогических наук, академику РАО, лауреату премии Правительства России в области образования, заведующей кафедрой педагогики Южного федерального университета в Ростове-на-Дону. Она является признанным автором гуманистической теории образования, основанной на идеях культурологического и личностно-развивающего подходов как методологических принципов проектирования педагогических систем.
Научные изыскания Е.В.Бондаревской по праву стоят в ряду крупнейших педагогических учений, созданных педагогами различных времен, которым присущи единение педагогики с философией человека, гуманистической психологией, публицистикой, искусством, передовой практикой. Не случайно труды Е.В.Бондаревской уже вошли в хрестоматии для будущих педагогов. Оценивая место Е.В.Бондаревской в историко-педагогическом процессе, можно сказать, что ее педагогическая теория представляет собой своего рода модель образования эпохи, когда общество, сбросив оковы тоталитарного сознания, поворачивается к идеям демократии и гуманизма. Этот процесс - болезненный, непоследовательный, но он происходит, его нельзя остановить, прежде всего, благодаря творчеству таких, к сожалению, пока немногих людей, как Е.В.Бондаревская.
Если попытаться коротко представить суть важнейших идей ее педагогической теории, то они, на наш взгляд, состоят в следующем:
1. Основной механизм воспитания - это педагогическая поддержка внутренних нравственных усилий самого человека. В этом плане воспитание, по Е.В. Бондаревской, - это не просто «управление развитием», как пишут в учебниках по педагогике, а проектирование и поддержка сил саморазвития личности. В са-
мом деле, если человек принимает решение о нравственном поступке не сам, то, скорее всего, его деяние и не будет нравственным. В этом своем учении Е.В.Бондаревская, выражаясь известными словами И. Ньютона, прочно «стоит на плечах гигантов» - И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского.
2. Е.В.Бондаревская изменила представление о природе педагогической реальности. В традиционной советской трактовке педагогика рассматривалась как сфера идеологии, политики, «партийности». Е.В.Бондаревская предложила изменить статус педагогики - перевести ее из мира идеологии в мир культуры. Культурологический подход - и в этом немалая заслуга Евгении Васильевны - становится ведущим методологическим принципом отечественной педагогики. Конкретным проявлением этой методологии стало создание теории личностно ориентированного образования. Ее акцентами стали приоритет интересов личности над технико-экономическими и идеологическими потребностями государства, создание условий для становления личности как носителя культуры. В условиях острого мировоззренческого и методологического кризиса начала 1990-х годов, когда ученые и практики оказались дезориентированными относительно приоритетов и перспектив развития педагогической мысли, идея Е.В.Бондаревской о воспитании человека общечеловеческой демократической культуры стала поистине «ариад-новой нитью» педагогики. Введенное ею понятие «концептосфера воспитания» указывает на многообразие теоретических подходов и мировоззрений в теории и практике воспитания, но в этой сфере концепций идеи самой Е.В.Бондаревской занимают ведущую роль. Процесс воспитания - это не последовательность мероприятий, а логика жизненных событий. И центральным из таких событий является встреча с личностью.
3. Характеризуя цели, содержание, методы современного образования, Е.В.Бондаревская чаще всего использует понятие «творчество». Личность для нее - это не просто носитель сознания и позиции (С.Л.Рубинштейн) или отношений (В.Н.Мясищев). Это прежде всего творческий человек, и воспитание человека как
© Сериков В.В., 2011
личности предполагает включение его в процесс творения культуры. Никак иначе мы не сможем воспитать человека инновационного общества. Образование есть, таким образом, важнейший культуротворческий процесс в современном обществе. Эту идею еще предстоит осмыслить, ведь она означает существенную перестройку наших представлений об образовании, школе и учителе.
Е.В. Бондаревская - основатель крупной научной школы (более 150 кандидатов и докторов наук). Многие из ее учеников уже сами занимают лидирующие позиции в педагогической науке. Кто не знает А.Я. Дани-люка - главного редактора журнала «Педагогика» и О.В.Гукаленко - разработчика проблем славянской педагогической культуры, ныне членов-корреспондентов РАО, или А.Г.Бермуса - автора оригинальных трудов по философии и теории образования? Под руководством Е.В.Бондаревской уже два десятилетия проводятся педагогические чтения «Раз-
витие личности в образовательных системах южно-Российского региона». Она сыграла решающую роль в создании авторитетных докторских диссертационных советов при Ростовском и Волгоградском педагогических университетах. Что касается ее вклада в развитие научных школ Волгоградского педагогического университета, то его поистине трудно переоценить. Она - неизменный консультант и оппонент по многим докторским и кандидатским диссертациям, выполненным в нашем вузе. Каждая встреча с ней - запоминающееся событие для студентов и аспирантов. От каждого ее выступления мы всегда ждем глубоких и острых суждений о важнейших проблемах современного образования, современном учителе и ребенке, методологии и результативности педагогических исследований. Ждем и никогда не бываем разочарованными.
Редколлегия нашего журнала желает дорогой Евгении Васильевне здоровья, долгих лет жизни и неизменных творческих успехов!