НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК. Выпуск 2 (18) (summer 2017)
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI век
научный электронный журнал
ПЕТРОЗАВОДСКИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
http://LLL21.petrsu.ru
http://petrsu.ru
Издатель
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет», Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
■ ■ ЧУ ЧУ ЧУ
Научный электронный ежеквартальный журнал НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК
Выпуск 2 (18). Summer 2017
Редакционная коллегия
О.Грауманн Е. В. Игнатович
B. В. Сериков
C. В. Сигова
И. З. Сковородкина Е. Э. Смирнова И. И. Сулима
Главный редактор
И. А. Колесникова
Редакционный совет
Т. А. Бабакова Е. В. Борзова А. Виегерова С. А. Дочкин А. Клим-Климашевска Е. А. Маралова А. В. Москвина А. И. Назаров Е. Рангелова А. П. Сманцер
Служба поддержки
А. Г. Марахтанов Е.Ю. Ермолаева Т. А. Каракан Е. В. Петрова В. П. Петров Е. И. Соколова Н. И. Токко
ISSN 2308-7234
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-57767 от 18.04.2014
Адрес редакции
185910 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33, каб. 254а
Электронная почта: [email protected]
© ФГБОУ ВО «ПетрГУ» © авторы статей
Евгения Васильевна Бондаревская (01.01.1931 - 28.05.2017)
31 мая 2017 г. в Актовом зале бывшего Ростовского государственного педагогического института на Большой Садовой 33 (ныне - одно из зданий Южного федерального университета) состоялась церемония прощания с Евгенией Васильевной Бондаревской, доктором педагогических наук, профессором, академиком Российской академии образования, почетным профессором Ростовского и Волгоградского государственных педагогических университетов, иностранным членом Академии педагогических наук Украины. За свою долгую жизнь в науке Е. В. Бондаревская написала, приняла участие в написании и редактировании более 300 научных трудов, среди которых монографии: «Введение в педагогическую культуру» (1995), «Образование в поисках человеческих смыслов» (1995), «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (в соавторстве с С. В. Кульневичем) (1999), «Теория и практика личностно-ориентированного образования» (2000), «Стратегии воспитания в современном университете» (2007), «Концепция и стратегии воспитания студентов в пространстве педагогического института ЮФУ» (2007), «Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета» (2013). Ее работы опубликованы в Болгарии, Великобритании, Казахстане, Китае, Приднестровье, Украине. Впечатляющи масштабы созданной Е. В. Бондаревской научно-педагогической школы: ею подготовлено более 200 кандидатов и более 40 докторов педагогических наук. За заслуги перед педагогической наукой Е. В. Бондаревская награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью К. Д. Ушинского, почетным званием «заслуженный учитель РФ», в 2003 г. стала лауреатом Премии Правительства РФ в области образования.
In Memoriam of Evgenia Vasilyevna Bondarevskaya (01.01.1931 - 28.05.2017)
The farewell ceremony with Evgenia Vasilyevna Bondarevskaya, the holder of Advanced Doctorate, professor, a member of the Russian Academy of Education, Honorary Professor of Rostov and Volgograd State Pedagogical Universities, Foreign Member of the Academy of Pedagogical Science of the Ukraine was held in May, 31 2017 in assembly hall of the former Rostov Pedagogical institute (presently is one of the buildings of the Southern Federal University). During her long life in science E.V. Bondarevskaya wrote and took part in writing and editing of more than 300 scientific papers, including monographs «Introduction to Pedagogical Culture» (1995), «Education in Search for the Human Senses» (1995), «Pedagogy: Personality in Humanistic Theories and Systems of Upbringing» (co-authored with S. V. Kulnevich (1999), «Theory and Practice of Personality-Centered Education» (2000), «The Strategy of Upbringing in a Modern University» (2007), «The Concept and Strategy of Students' Upbringing in the Space of the SFU Pedagogical Institute» (2007), «Modernization of Pedagogical Education in Innovational Space of a Federal University» (2013). Her papers were published in Bulgaria, Great Britain, Kazakhstan, China, Transdniesrtia, Ukraine. The scale of scientific and pedagogical school created by E. V. Bondarevskaya is impressive: more than 200 candidate of science and more than 40 holders of advanced doctorates of pedagogical science were trained by her. Of merit for pedagogical science E.V. Bondarevskaya was awarded the Order of the Red Banner of Labor, the K.D. Ushinsky Medal, Title of Honor «Honored Teacher of the Russian Federation»; in the year 2003 she became the Government Prize Laureate.
БЕРМУС Александр Григорьевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» (Ростов-на-Дону, Россия)
ПАМЯТИ ЕВГЕНИИ ВАСИЛЬЕВНЫ БОНДАРЕВСКОЙ
Попробуйте меня от века оторвать -Ручаюсь вам - себе свернете шею!
О. Э. Мандельштам
Человеческий и научный путь Евгении Васильевны Бондаревской невозможно понять вне контекста истории XX и начала XXI в.; и основные даты ее жизни полны глубокого символизма.
Она родилась на стыке 1930 и 1931 гг., когда в Советском Союзе закладывалась существующая до сих пор инфраструктура советского образования и культуры. Неудивительно, что многие университеты и педагогические институты в разных регионах России и стран ближнего зарубежья ведут свою историю от 1930/1931 учебного года. Среди них Ростовский педагогический, ставший для Е. В. Бондаревской родным...
В строгом смысле слова трудовая биография Е. В. Бондаревской начинается в Ташкенте, куда молодая семья попала еще в начале 1950-х гг. по распределению. Заметим, что этот сюжет вполне укладывается в существовавшую в Советском Союзе практику направления молодых специалистов «поднимать» отстающие районы страны. Вероятно, данное обстоятельство предопределило формирование у Евгении Васильевны особого «просветительского» типа личности, соединявшего идеализм устремлений, а также доброжелательность к окружающим в сочетании с жесткостью и бескомпромиссностью в отстаивании принципов.
Однако действительным началом научно-педагогической карьеры стал 1958 г., когда Е. В. Бондаревская поступает на работу в Ростовский педагогический институт на должность ассистента. Символично, что в этом же году был принят закон СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», закрепивший многие существующие доныне принципы и приоритеты развития советского и российского образования.
В частности, в преамбуле закона утверждалось, что «вопрос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране имеет исключительно важное значение для успешного решения задач коммунистического строительства», иными словами, официально провозглашалось единство идеологических установок и педагогического целеполага-ния.
Не менее важной была констатация завершенности культурной революции и вступления Советского Союза в «период развернутого строительства коммунистического общества». Педагогическим и, даже более того, антропологическим следствием этой общеполитической установки становится тезис, который впоследствии приобрел статус педагогического принципа гармонического развития личности: «Коммунистическое преобразование общества неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство».
Практическая реализация этих принципов и идей привела ко многим проблемам и противоречиям, разрешению которых, в значительной степени, была посвящена научно-педагогическая деятельность Е. В. Бондаревской.
В первую очередь, следует отметить проектный («опережающий») стиль педагогических построений, в контексте которого сущность любого педагогического явления определялась через будущее состояние общества, в целом (например, подъем социалистической культуры, рост духовного богатства советского общества, повышение уровня сознательности трудящихся и др.). Актуальная и крайне проблемная педагогическая реальность и тем более опыт прошлого оказывались не столько объектом научного исследования и понимания, сколько предметом идеологического конструирования, что приводило ко все возрастающей «безосновности» и «бездетности» советской педагогической науки: исторический и гуманитарный опыт недавно завершившейся сталинской эпохи оказывался слишком травматичным и трудно интерпретируемым в советских политико-идеологических категориях.
В эту же эпоху формируется ключевое противоречие, в различных формах проявляющееся на всем протяжении XX и начала XXI в. Начиная с 1930-х гг. советская школа во все возрастающей степени опиралась на содержание и методы дореволюционной педагогики, созданной в контексте идеалистической философии: приоритетом было развитие сознания учащихся, усвоение важнейших исторических и этических идей, формирование нравственности и законопослушания. Между тем декларируемые с начала революционного времени принципы марксистского (материалистического) мировоззрения предполагали, что единственной достоверной основой познания (и соответственно, обучения) является коллективная человеческая деятельность и основанный на ней индивидуальный опыт. В этой связи одной из ключевых для отечественной педагогики проблем стало выяснение соотношения между «традиционными» (идеалистическими, опирающимися на директивное формирование сознания) и «современными» (материалистическими, опирающимися на продуктивное действие учащихся) подходами. В то время как весь строй школы соответствовал идеалистической традиции организованного процесса «освоения знаний», идеологические принципы требовали реализации деятельностного подхода, развития творчества и самостоятельности учащихся.
Еще одной проблемой было углубляющееся противоречие между состоянием и тенденциями развития общества, с одной стороны, и школьной традицией - с другой. Временная либерализация общественной атмосферы во второй половине 1950-х гг. и первой половине 1960-х гг. уже через несколько лет при-
вела к огромным противоречиям: стало понятным, что советская экономика, лишенная жесткого военно-политического руководства сталинского типа, оказывается неэффективной и перестает справляться с решением первоочередных задач социально-экономического развития. Универсальным ответом на эти диспропорции становится переход к тотальной идеологизации, а педагогическим следствием - усиление воспитательной функции процесса обучения.
В этих условиях Е. В. Бондаревская со своими учениками (В. М. Федоров, О. Г. Тыртышная, Л. И. Яковлева и др.) сосредотачиваются на исследовании проблемы нравственного воспитания ученика, в рамках которого оформляется тот круг идей, который впоследствии будет назван «личностным подходом» и «парадигмой личностно-ориентированного образования». Приведем некоторые их принципиальные основания.
Во-первых, основным источником и условием успешности обучения и воспитания становилась личность самого учащегося (воспитанника), его способности, склонности и потребности. При этом концепция «формирования личности» рассматривалась как устаревшее наследие былых эпох, а ведущей представлялась концепция «развития личности».
Во-вторых, процесс развития оказывался в определяющей степени зависящим от собственной деятельности учащихся, что трансформировало научные проблемы концептуализации содержания обучения и воспитания в проблемы организации и самоорганизации продуктивной, развивающей творческой деятельности ученика, т. е. в конечном счете в требования к учителю и воспитателю. Соответственно на первый план выходит проблема формирования и развития педагогической культуры учителя, над которой Е. В. Бондаревская работала совместно с Т. Ф. Белоусовой, Е. Н. Овчинниковым. П. П. Пивненко и др.
Фото 1. Е. В. Бондаревская с первым аспирантом В. М. Фёдоровым и А. Г. Бермусом
Наконец, в-третьих, все многообразие социально-педагогических контекстов воспитания сводилось к довольно простой дихотомии: либо внешние условия могли способствовать развитию личности, либо его тормозить. Здесь
Е. В. Бондаревская опиралась на идеи и подходы, разрабатываемые под руководством академика и вице-президента АПН СССР Ю. К. Бабанского, рассматривавшего обучение и воспитание в качестве многофакторных процессов, подлежащих изучению и оптимизации с точки зрения получаемых результатов и затраченных ресурсов. В этой логике Е. В. Бондаревской одной из первых была выдвинута идея учебно-научно-педагогического комплекса (образовательного региона), включавшего педагогический институт, общеобразовательные и специализированные школы, учреждения повышения квалификации учителей, а впоследствии ресурсные центры и службы (психологические, логопедические, учреждения дополнительного образования и др.). Только такая насыщенная образовательно-воспитательная среда обеспечивала вариативность и эффективность индивидуальных образовательных траекторий учащихся, психолого-педагогическую поддержку и корректировку негативного поведения, многообразие внутренних и внешних связей, что впоследствии стало рассматриваться в качестве универсальных условий личностно-ориентированного образования.
Новый период научно-педагогической деятельности Е. В. Бондаревской начинается в год ее 60-летия (1991). В это время на фоне разрушения советской идеологии в Ростове-на-Дону начинает формироваться сеть инновационных образовательных учреждений (школ), апробирующих элементы личностного подхода в образовании. Годом позже Е. В. Бондаревскую избирают членом-корреспондентом Российской академии образования, и она занимает почетную должность заместителя председателя Южного отделения РАО.
Рубеж XX и XXI вв. связан с формированием новых вызовов для педагогической науки и, в первую очередь, с исчерпанностью традиционной образовательной модели и педагогической парадигмы. Лавинообразный рост Интернета, социальных сетей, международных контактов, интернационализация экономики и социальной сферы привели к тому, что традиционные статусы и ценности учителя как полномочного представителя национального государства, устойчивой национально-культурной и региональной идентичности человека на протяжении всей жизни, политико-идеологического единства и всеохватности системы образования оказались поставлены под вопрос.
В эти же годы в научной школе Е. В. Бондаревской публикуется ряд значительных монографий, в том числе: Е. В. Бондаревской «Теория и практика личностно-ориентированного образования», А. Я. Данилюка «Интеграция в образовании», Л. М. Сухоруковой «Научные школы Юга России», Т. И. Власовой «Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников», А. Г. Бермуса «Управление качеством профессионально-педагогического образования», П. П. Пивненко «Теоретико-методологические проблемы становления и развития сельской школы» и др.
Одновременно происходят внутренние трансформации разрабатываемой Е. В. Бондаревской концепции личностного подхода в образовании: наряду с известными отечественными педагогами-гуманистами (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский) она обращается к наследию гуманистической психотерапии (А. Маслоу, Ш. Бюллер, К. Роджерс), а целевым ориентиром становится формирование «антропогенной цивилизации будущего». При этом
усложняется и углубляется концепт «личности»: в частности, наряду с представлениями о субъектности, индивидуализации, развитии и саморазвитии актуализируются представления о «восхождении личности к ценностям и смыслам культуры»; становлении ее жизнетворчества, духовности и, в конечном счете, обнаружении «человека культуры», способного к сохранению культуры, пре-быванию в ней и ее творческому преображению.
Это понимание заставляет по-новому взглянуть и на сущность воспитательного процесса, который теперь переопределяется через «педагогическую помощь и поддержку», включающую: изучение узловых событий жизни ребенка, педагогическую интерпретацию его индивидуальных особенностей; эмпа-тическое принятие ученика таким, какой он есть; совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития; адаптацию воспитательных средств к характеру ребенка; вовлечение его в педагогические и жизненные события; раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.
На эти же годы приходится расцвет организационно-педагогической деятельности Е. В. Бондаревской. В 2001 г. ее избирают действительным членом РАО; она руководит множеством международных, всероссийских, межвузовских и региональных конференций, среди которых: ежегодные СевероКавказские психолого-педагогические чтения по проблеме «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона»; международный педагогический форум «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России»; международный конгресс «Славянский педагогический сбор», получившие широкое признание в нашей стране и странах содружества.
Фото 2. Круглый стол «Отечественная педагогика сегодня - диалог концепций» в Ульяновске. Е. В. Бондаревская с коллегами из Санкт-Петербурга (2004)
Фото 3. Е. В. Бондаревская с участниками Всероссийского методологического семинара в Волгоградском педагогическом университете
Несмотря на вынужденный (по достижению предельного возраста) уход с должности заведующей кафедрой в 2011 г., Е. В. Бондаревская продолжает руководить научно-методологическим семинаром кафедры педагогики, разрабатывает и реализует магистерскую программу по профилю «Высшее образование»; продолжаются исследования в области теории и методологии педагогики.
В ответ на растущую во второй половине 2000-х гг. критику психолого-педагогических наук за низкую востребованность и эффективность исследований Е. В. Бондаревская заявляет о необходимости разработки «гуманитарной методологии», которая позволит вернуть доверие к наукам об образовании, поддержать их авторитет в проектировании социальных преобразований, переломить негативные тенденции в воспитании. В этой связи ею разрабатывается концепция онтологического подхода, опирающегося на концепты сущности, существования и бытия человека, гуманитарной ситуации и реальности, человеческого мира и человеческого становления. Это же приводит к преобладанию гуманитарных методов познания, в числе которых: гуманитарная экспертиза, гуманитарное проектирование, экзистенциальные диалоги, методы вчувствования, самопонимания и другие, позволяющие познать субъектность и духовность человека, а также сконструировать образовательно-воспитательную среду.
За свою долгую жизнь в науке Е. В. Бондаревская написала или приняла участие в написании и редактировании более 300 научных трудов, среди которых монографии: «Введение в педагогическую культуру» (1995), «Образование в поисках человеческих смыслов» (1995), «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (в соавторстве с С. В. Кульневичем) (1999), «Теория и практика личностно-ориентированного образования» (2000), «Стратегии воспитания в современном университете» (2007), «Концепция и стратегии воспитания студентов в пространстве педагогического института ЮФУ» (2007), «Модернизация педагогического образования в инновационном пространстве федерального университета» (2013) и др. Еще более впечатляющи
масштабы созданной Е. В. Бондаревской научно-педагогической школы: ею подготовлено более 200 кандидатов и более 40 докторов педагогических наук.
Нам остается только добавить, что даже прощание с Евгенией Васильевной в последний день весны 2017 г. оказалось наполненным глубоким смыслом. Казалось, что она, подобно многим учителям, уходила с 1 июня в заслуженный, но бессрочный отпуск; а отмечаемая в этом году 100-летняя годовщина Революции требует от всех нас усилий по осмыслению человеческой и профессиональной биографии Е. В. Бондаревской на гораздо более глобальном историко-культурном фоне.
В этой связи руководство Южного федерального университета уже приняло решение об увековечивании памяти Е. В. Бондаревской: предполагается открыть в Южном федеральном университете аудиторию ее имени, запланировано издание полного собрания сочинений, а личный архив ученого будет оцифрован и передан на вечное хранение в библиотеку ЮФУ. Все это является залогом того, что память о Евгении Васильевне сохранится в сердцах всех, кто имел счастье быть ее учеником, коллегой и другом.
В эти дни память часто возвращается к вечеру, посвященному 80-летнему юбилею Евгении Васильевны в январе 2011 г., который завершала видеозапись великой Клавдии Ивановны Шульженко. Каждое слово из этой песни в полной мере относилось и к самой Евгении Васильевне до самых ее последних дней и теперь остается ее завещанием всем нам:
Но как вы можете гореть, Когда уж молодости нет? Да просто надо не стареть, Да просто надо не стареть!
Вот так! И в этом весь секрет!
Вот так! 1
Фотография с 80-летнего юбилея Е. В. Бондаревской (январь 2011, Педагогический институт Южного федерального университета)
1 URL: https://www.youtube.com/watch?v=vhAfBaK-w2E (дата обращения 29.05.2017).