Научная статья на тему 'Памяти академика Евгении Васильевны бондаревской (01. 01. 1931 - 28. 05. 2017)'

Памяти академика Евгении Васильевны бондаревской (01. 01. 1931 - 28. 05. 2017) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БОНДАРЕВСКАЯ ЕВГЕНИЯ ВАСИЛЬЕВНА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТЬ / СМЫСЛ / ГЛУБИННЫЙ ДИАЛОГ / ПРИЗВАНИЕ / СЛУЖЕНИЕ / EVGENIA VASILIEVNA BONDAREVSKAYA / PEDAGOGICAL SCIENCE / PEOPLE CULTURE / VALUE / MEANING / DEEP DIALOGUE / VOCATION / MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сторожакова Екатерина Владимировна

Некролог посвящен памяти известного ученого Бондаревской Евгении Васильевны доктора педагогических наук, профессора, академика РАО, Заслуженного учителя РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования, Почетного работника высшей школы РФ, Почетного профессора РГПУ и ВГСПУ, иностранного члена АПН Украины, вице-президента Международной славянской академии образования им Я.А. Коменского, автора более 350 научных работ по методологии и теории педагогики и развитию общего и педагогического образования. В некрологе сделана попытка рассмотреть научные достижения выдающегося ученого и его личностные человеческие качества, как единый смыслопорождающий процесс, как действительный результат человеческой духовности. Е.В. Бондаревская в течение 34 лет руководила деятельностью кафедры педагогики РГПУ, на базе которой ею создана известная в нашей стране и за рубежом научно-педагогическая школа «Личностно-ориентированное образование и смысло-жизненное воспитание культурологического типа», деятельность которой была направлена на обоснование образования, соответствующего принципам возвышения и свободного саморазвития человека, культурного возрождения, демократизации, гуманизации, открытости, практической направленности. Академиком РАО Е.В. Бондаревской разработаны теория личностно-ориентированного образования культурологического типа, основы гуманитарной методологии воспитания, создана концепция воспитания человека культуры, гражданина, нравственной личности, обоснован интегральный критерий качества образования качество системной модернизации университетского педагогического образования в целях подготовки педагогов новой формации. Подготовлено 37 докторов и более 150 кандидатов педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Memory of Academician Evgenia Vasilievna Bondarevskaya (01.01.1931 - 28.05.2017)

The obituary is dedicated to the memory of the famous scientist Evgenia Vasilievna Bondarevskaya Doctor of Pedagogy, Professor, academician of the Russian Academy of Education, the Honored Teacher of Russia, laureate of the Russian Federation Government prize in education, the Honored worker of higher education of Russia, Honorary Professor of Rostov state pedagogical University and MGSPW, foreign member of the NAPs of Ukraine, Vice-President of the International Slavic Academy of education named after J.A. Comenius, the author of more than 350 scientific papers on the methodology and theory of pedagogy and the development of common and vocational education. The obituary is an attempt to examine the scientific achievements of an outstanding scientist and his personal human qualities, as a united sense-making process as the valid result of human spirituality. E.V. Bondarevskaya for 34 years directed the activities of the Chair of pedagogy at the Rostov state pedagogical University, as she is known in Russia and abroad for scientific and pedagogical school of the “studentcentered education and cultural type of meaning-life education”. Her activities were aimed at the study of development, compliant with the principles of exaltation and free human self-development, cultural revival, democratization, humanization, openness, practical orientation. The academician E.V. Bondarevskaya has developed the theory of student-centered education’ cultural type, the basics of the methodology of education in Humanities, created the concept of a man of culture, citizen, moral person, justified by the integral criterion of the quality of education the quality system modernization of the university professional education to prepare teachers of a new formation. She has prepared 37 doctors and over 150 candidates of Pedagogy.

Текст научной работы на тему «Памяти академика Евгении Васильевны бондаревской (01. 01. 1931 - 28. 05. 2017)»

DOI: 10.23683/ 2500-3224-2017-3-272-278

Е.В. Сторожакова

ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ЕВГЕНИИ ВАСИЛЬЕВНЫ БОНДАРЕВСКОЙ (01.01.1931 - 28.05.2017)

Аннотация. Некролог посвящен памяти известного ученого Бондаревской Евгении Васильевны - доктора педагогических наук, профессора, академика РАО, Заслуженного учителя РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования, Почетного работника высшей школы РФ, Почетного профессора РГПУ и ВГСПУ иностранного члена АПН Украины, вице-президента Международной славянской академии образования им Я.А. Коменского, автора более 350 научных работ по методологии и теории педагогики и развитию общего и педагогического образования. В некрологе сделана попытка рассмотреть научные достижения выдающегося ученого и его личностные человеческие качества, как единый смыслопорождающий процесс, как действительный результат человеческой духовности. Е.В. Бондаревская в течение 34 лет руководила деятельностью кафедры педагогики РГПУ на базе которой ею создана известная в нашей стране и за рубежом научно-педагогическая школа «Личностно-ориентированное образование и смысло-жизненное воспитание культурологического типа», деятельность которой была направлена на обоснование образования, соответствующего принципам возвышения и свободного саморазвития человека, культурного возрождения, демократизации, гуманизации, открытости, практической направленности. Академиком РАО Е.В. Бондаревской разработаны теория личностно-ориентированного образования культурологического типа, основы гуманитарной методологии воспитания, создана концепция воспитания человека культуры, гражданина, нравственной личности, обоснован интегральный критерий качества образования - качество системной модернизации университетского педагогического образования в целях подготовки педагогов новой формации. Подготовлено 37 докторов и более 150 кандидатов педагогических наук.

Ключевые слова: Бондаревская Евгения Васильевна, педагогическая наука, человек культуры, ценность, смысл, глубинный диалог, призвание, служение.

Сторожакова Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории и обществознания Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 33, [email protected].

IN MEMORY OF ACADEMICIAN EVGENIA VASILIEVNA BONDAREVSKAYA (01.01.1931 - 28.05.2017)

E.V. Storojakova

Abstract. The obituary is dedicated to the memory of the famous scientist Evgenia Vasilievna Bondarevskaya - Doctor of Pedagogy, Professor, academician of the Russian Academy of Education, the Honored Teacher of Russia, laureate of the Russian Federation Government prize in education, the Honored worker of higher education of Russia, Honorary Professor of Rostov state pedagogical University and MGSPW, foreign member of the NAPs of Ukraine, Vice-President of the International Slavic Academy of education named after J.A. Comenius, the author of more than 350 scientific papers on the methodology and theory of pedagogy and the development of common and vocational education. The obituary is an attempt to examine the scientific achievements of an outstanding scientist and his personal human qualities, as a united sense-making process as the valid result of human spirituality. E.V. Bondarevskaya for 34 years directed the activities of the Chair of pedagogy at the Rostov state pedagogical University, as she is known in Russia and abroad for scientific and pedagogical school of the "student-centered education and cultural type of meaning-life education". Her activities were aimed at the study of development, compliant with the principles of exaltation and free human self-development, cultural revival, democratization, humanization, openness, practical orientation. The academician E.V. Bondarevskaya has developed the theory of student-centered education' cultural type, the basics of the methodology of education in Humanities, created the concept of a man of culture, citizen, moral person, justified by the integral criterion of the quality of education - the quality system modernization of the university professional education to prepare teachers of a new formation. She has prepared 37 doctors and over 150 candidates of Pedagogy.

Keywords: Evgenia Vasilievna Bondarevskaya, pedagogical science, people culture, value, meaning, deep dialogue, vocation, ministry.

Storojakova Ekaterina V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Methodology of Teaching of History and Social Science of the Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 33, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344082, Russia, [email protected].

О, разлуки и встречи, одиночеству святому зажженная свеча.

Мы живем в стране, которая рождается. Участники этого человечнейшего акта должны быть исполнены смысла. Смысл олицетворяет тот, кто дает новую жизнь. Нет ничего более трагичного, чем бессмысленное действие.

Великая педагогическая реальность, вхождение в пространство образования движет сознание учителя к постижению тайн жизни, заставляет искать в глубинах собственного самосознания ответы на самые важные вопросы.

В современной реальности волевые импульсы несут ребенка в поток становления. В этом непрерывном движении маленький человек испытывает стресс обрушивающегося на него хаоса образов и только духовно-нравственное отражение в культурологическом пространстве образования дает надежду на соединение великой нити времени, приближающей сознание учителя и его учеников к счастью и любви великих педагогов, растворившихся в педагогических актах человечества. Ведь так хочется, чтобы люди были счастливы.

Учитель проходит свой путь через горнило опасностей и соблазнов, которые как ни странно никому не ведомы. Оказывается, нужно научиться любить детей. Для этого необходимо отказаться от первого соблазна, когда ты пытаешься понравиться детям ради себя. Наконец, понимаешь свою ошибку и начинаешь всеми силами жить ради них, но приходишь к выводу, что и этот путь неверен. Сомнения, неудачи сопровождают тебя, закаляют. Преодолев желание бросить всё, в конце концов приходишь к единственно правильному выводу: Учитель - это особая профессия, суть которой духовный диалог с детским сознанием. И в то же время это строгая, требующая колоссального напряжения работа профессионала, а если это так, то помимо чувств она должна быть подкреплена строго выверенной, дающей высокие педагогические результаты технологией. По существу, технология, которую создает или выбирает учитель, - это инобытие его души. Это он сам, только создающий особые условия, в которых детское сознание открывается, пробуждается, поддерживается как искренность, как исток, на которые только и способен ребенок, чтобы быть счастливым. Именно этими идеями и была наполнена моя работа с Евгенией Васильевной Бондаревской. В общении с моим учителем мне открылся путь постижения особой миссии глубинного диалога в образовании.

Бондаревская Евгения Васильевна - доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, Почетный работник высшей школы РФ, Почетный профессор РГПУ и ВГСПУ иностранный член АПН Украины, вице-президент Международной славянской академии образования им Я.А. Коменского, автор более 350 научных работ по методологии и теории педагогики и развитию общего и педагогического образования.

Е.В. Бондаревская в течение 34 лет руководила деятельностью кафедры педагогики РГПУ на базе которой ею создана известная в нашей стране и за рубежом научно-педагогическая школа «Личностно-ориентированное образование и смысло-жизненное воспитание культурологического типа», деятельность которой была направлена на обоснование образования, соответствующего принципам возвышения и свободного саморазвития человека, культурного возрождения, демократизации, гуманизации, открытости, практической направленности.

Академиком РАО Е.В. Бондаревской разработаны теория личностно-ориентированного образования культурологического типа, основы гуманитарной методологии воспитания, создана концепция воспитания человека культуры, гражданина, нравственной личности, обоснован интегральный критерий качества образования - качество системной модернизации университетского педагогического образования в целях подготовки педагогов новой формации. Подготовлено 37 докторов и более 150 кандидатов педагогических наук.

Жизнь состоит из мгновений, которые никогда не повторяются. Самые сокровенные из них можно назвать любовью. Если соединить их в одну линию, то ощущаешь судьбу.

Я познакомилась с Евгенией Васильевной, когда мне было пятнадцать лет, встреча с ней стала для меня судьбоносной, потому что я любила ее за свет, который она подарила нашему великому отечественному педагогическому образованию. Я называю великими отечественных педагогов, в идеях которых ощущается счастье детства, счастье всей жизни - всё остальное развеивается как пыль в бесконечности времени. Этот свет я ощущала каждый раз, находясь с ней рядом. Особенными были для меня последние четыре года общения - мы много раз ездили вместе в Волгоград, и, каждая поездка оставляла неизгладимый след в моей душе. Это были одни из самых счастливых и радостных минут жизни. Утро начиналось трепетно, я чувствовала, что скоро мы будем несколько часов говорить о жизни, о педагогике, о любви, как в каждом ее движении будет проявляться великая стать женщины, педагога, человека, несущего всю свою жизнь идею воспитания человека культуры. Это не просто слова - эти глубинные категории я переживала в каждом ее жесте.

На повороте с центральной трассы Ростов - Москва в сторону Волгограда мы всегда пили чай, это были очень теплые минуты общения, потому что она говорила, - «Может чайку выпьем?!», - и всегда угощала нас сырниками, оладушками, приготовленными ею с большой любовью, а еще мы с ней любили конфеты и булочки «лакомки» из магазина на углу проспекта Буденовского и улицы Горького. К этой особенной дороге я всегда пекла хлеб - Евгении Васильевне он очень нравился. Потом она долго беседовала с моим папой - профессором Владимиром Васильевичем Шоганом - о педагогике. Он так же является ее учеником - она была его научным руководителем кандидатской и докторской диссертации. Под ее руководством он стал доктором педагогических наук, затем Заслуженным учителем РФ, открывшим свой метод в контексте культурологического подхода

личностно-ориентированного образования. Это были удивительные беседы -о каждой из них можно написать книги и статьи.

Времена года сменяли друг друга, я остро это ощущала, когда мы подъезжали к нашему любимому месту на этой дороге - это выразительно многогранный пейзаж города Калач-на-Дону. В какую-то осень он был необъяснимо прекрасен. Евгения Васильевна пела мне песни, я смотрела в окно и слушала ее тихий глубокий голос, который никогда не забуду. Именно в это мгновение мне открывалась ее великая любовь к жизни. Она рассказывала, что жила в Ташкенте и есть у нее любимое произведение «На солнечной стороне улицы», написанное Диной Рубиной, именно об этом городе. Она сказала мне, что солнечная сторона улицы это человеческое счастье. Это чувство пронизало наш город Ростов-на-Дону, по которому она любила гулять, дома, детей, людей, любящих ее, которые мне встречались, квартиру, в которой всё очень красиво, картины, книги, фотографии, даже чайные и кофейные кружки.

Я любила приходить к ней в гости, пить чай, обнимать ее и уходила всегда с ощущением, что я есть, что я люблю жизнь, что она признала меня и сопереживает моей судьбе.

Моим сокровенным переживанием стала роза, которую после каждого ее выступления на ученом совете ей дарили в Волгограде. Я всегда старалась охранять эту розу и довезти ее свежей в Ростов. Мне казалось, что Евгения Васильевна так похожа на эту розу - такая же стать, нежность, величие и красота. Последние годы она была такой хрупкой, но безумно красивой, у нее было невероятное чувство вкуса, чувство прекрасного и светлого - я назвала ее «Розой русской педагогики». Мне хочется сказать, что я любила ее за одно лишь мгновение переживания целого мира на всю жизнь.

Я люблю бродить по улицам нашего города, прикасаться к домам, смотреть в вечерние окна, люблю город, особенно днем, в сентябре, когда дети идут в школу, в университетах начался учебный год, еще тепло, но желтые листья невидимой кротостью трогают твое сердце. В один из таких дней я встретила Евгению Васильевну на проспекте Буденовском, она шла в университет, на ней был красивый, очень элегантный костюм и белая блузка, в ее походке была педагогическая стать, строгость, любовь к этой осени. Летом 2014 года я встречалась с ней каждый день, мы работали над моим исследованием по теме «Глубинный диалог в высшем педагогическом образовании». Передо мной лежали белые листы бумаги, и своим очень красивым каллиграфическим почерком Евгения Васильевна наносила тезисы, определяла замечания, говорила мне о том, что надо серьезно думать над определением таких особенных категорий, как «призвание» и «служение» ребенку, Родине, человечеству.

С детства меня мучил вопрос «Как наука связана с любовью?», и ответ пришел мне в Петербурге. Я сидела в литературном кафе, после одной из последних встреч

с Евгенией Васильевной, и думала о том, что когда-то здесь так же размышляли А.С. Пушкин, Н.Н. Гончарова, И.С. Тургенев, П. Виардо, смотрела на вечерний Грибоедовский канал. Вдруг пришло откровение, что настоящая любовь - «призвание» и «служение», что женщина может любить мужчину именно за эти качества, о том, что любовь к своей профессии и любовь к родине это и есть глубинный диалог с жизнью, который открывается тебе, если ты думаешь о своей душе, если нравственность выражена не в словах, а становится твоим жизненным принципом, и что мерилом этой нравственности является смысл, открывшийся тебе в чистом чувстве созерцания жизни.

Евгения Васильевна уже болела, я пришла к ней домой, в комнате было светло, она сказала мне, что человек, переживая любые потрясения жизни, должен быть цельным и смелым, что нужно смотреть и любоваться картинами великих художников, особенно русских, читать хорошие книги о жизни, о том, что нужно быть красивой и женственной, о том, что можно созерцать жизнь и всегда идти вперед, не показывая никому, как тебе трудно.

Так и я, в этом кафе, думала о том, что люблю танцевать, люблю Петербург зимой и летом, верю в Россию, верю в педагогику, верю в свои дела, а стоит перевести взор на ощущение чистого служения одному мгновению, твое сердце и сердце твоих учеников станут одним целым и это будет очень красивый танец любви под тихую и нежную музыку.

Меня часто спрашивают, - «Что означает глубинный диалог?». Не все понимают, что именно это откровение является истинной педагогикой. Эту часть определения мы сформулировали вместе, и я всей своей душой и сердцем ощутила великий смысл глубинного диалога со своим учителем. «Глубинный диалог - основная единица человеческой духовности, определяющая отношение к содержанию культуры в контексте прошлого, настоящего и будущего. Глубинный диалог в высшем педагогическом образовании - это проживание его субъектами бытийственных истоков жизни на уровне ученичества и учительства, открывающих понимание и путь формирования глубинных компетенций "призвание" к профессии и "служение" человеку, Родине, человечеству, где под бытийственными истоками глубинного диалога понимаются совместное проживание ментальной и трансцендентной целостности жизни, спонтанность мышления, обращенность к чистоте открытия смыслов жизни и культуры, творческое самовыражение, воплощенность гармонии мира в истине, добре и красоте».

Развивая идеи Е.В. Бондаревской, можно указать на рождение нового направления в обучении и воспитании, получившего название «педагогика чувства». Педагогика чувства - это наука о сущности, развитии и формировании чувств человека, как основы будущей жизни, и создании теории обучения и воспитания, а также технологий ее практической реализации. С позиции этого определения можно сформулировать обновленное понимание категории чувства - чувства это феномен бытия, пробуждающего самосознание и переживаемого посредством языка, как отраженного

опыта человека и человечества. Основополагающим базовым чувством в этом контексте является чувство жизни, переживаемое как перспектива, как некоторое начало, доведенное до результата, как оптимизм, как целостность, имеющее отношение к отдельной жизни человека и всего человечества.

Так хочется, чтобы прошлое, настоящее и будущее было озарено светом русской педагогики, а Евгения Васильевна говорила, что лучше профессии учителя нет во всем мире.

Светлая память моему учителю, моей дорогой и нежно любимой Евгении Васильевне.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

РГПУ - Ростовский государственный педагогический университет.

ВГСПУ - Волгоградский государственный социально-педагогический университет.

АПН - Академия педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.