В.И. МАРЕЕВ, И.Э. КУЛИКОВСКАЯ (Ростов-на-Дону)
кафедра педагогики в ростовском педагогическом университете - от истоков
до евгении васильевны бондаревской
Раскрыты основные вехи профессионального пути Евгении Васильевны Бондаревской - великого ученого, педагога, заведующей кафедрой. Особое внимание уделено преемственности традиций, которые поддерживала и развивала Евгения Васильевна: объединяющая роль кафедры педагогики для педагогического университета, тесное сотрудничество со школами Ростова-на-Дону и других городов России, поиск лучших педагогов и привлечение их к работе на кафедре, подготовка студентов к педагогической деятельности на основе их общекультурного развития и др.
Ключевые слова: кафедра педагогики, история образования, педагогическая наука, научная школа.
Есть люди, о которых думаешь с разными, но всегда позитивными чувствами - восхищением, благодарностью, теплотой. Такая Евгения Васильевна Бондаревская - учитель учителей. Ее педагогический талант проявился в исследованиях, учениках и людях, получавших ее консультации, имевших счастье прикасаться к ее мудрости - и человеческой, и профессиональной. Евгения Васильевна возглавила кафедру педагогики Ростовского государственного педагогического института, опираясь на ее традиции и развивая лучшее из наследия основателей. Попробуем оглянуться и увидеть великие традиции кафедры педагогики, явившиеся основой всего лучшего в образовании Ростова-на-Дону и далеко за его пределами.
На всех этапах развития Ростовского государственного педагогического университета кафедра педагогики выполняла объединяющую роль в деятельности факультетов, а затем институтов и отделений университета в их работе по профессионально-педагогическому образованию и подготовке педагогических кадров. Она возникла в 1930 г., когда педагогический факультет Варшавского императорского университета, эвакуированного в г. Ростов-
на-дону во время Первой мировой войны, был преобразован в самостоятельный педагогический институт и получил прекрасное здание на Большой Садовой улице. Во вновь созданном педагогическом институте были открыты факультеты истории, русского языка и литературы, естествознания, физики и математики, дошкольной педагогики. Студенты обучались на дневном, вечернем и заочном отделениях. общепедагогическую подготовку студентов на всех факультетах и отделениях осуществляла кафедра педагогики.
Евгения Васильевна Бондаревская всегда с теплотой отзывалась о первом заведующем кафедрой педагогики - Моисее Михайловиче Пистраке, известном в то время педагоге-экспериментаторе, члене Наркомпроса, директоре опытно-показательной школы-коммуны им. Лепешинского. Он был откомандирован из Москвы. Исследование М.М. Пистрака «Бюджет времени учителя начальной и средней школы» (1933), проведенное среди учителей Азово-Черноморского края, красноречиво освещает сложнейшую ситуацию, сложившуюся в образовании Дона в начале тридцатых годов. Созданный им в 1932 г. научно-исследовательский институт педагогики развернул исследовательскую деятельность, которая сразу же пришла в противоречие с политическими постулатами и обнажила важнейшие проблемы учительства.
Задачей первоочередной важности ученый считал повышение общей и профессиональной культуры учителей. Его знали многие учителя Азово-Черноморского края, ученый был частым гостем в школах и хорошо знал их проблемы. «Моисей Михайлович Пистрак не раз бывал в стенах нашей школы, беседовал с учителями по вопросам образования и воспитательной работы и обнаружил глубокое знание педагогического дела, давал очень ценные советы», - вспоминал директор одной из ростовских школ Л.П. Громов, впоследствии -член кафедры педагогики. М.М. Пистрак всячески поддерживал талантливых педагогов.
В состав кафедры вошли ряд молодых ученых-исследователей (М.В. Петровский, А.П. Бабушкин и др.) и школьных учителей, склонных к творчеству. Л.П. Громов, начавший свой путь в науку на кафедре педагогики, стал затем доктором филологических наук, профессором, одним из исследователей творчества А.П. Чехова. Эту традицию поиска лучших и привлечения их к работе на кафедре пе-
О Мареев В.И., Куликовская И.Э., 2017
педагогические науки
дагогики продолжила и Евгения Васильевна Бондаревская.
Деятельность М.М. Пистрака оказала большое влияние на развитие интереса к педагогической науке не только у учителей, студентов, но и профессоров и преподавателей института. Так, известный профессор-математик Д.Д. Мордухай-Болтовской неоднократно выступал с докладами по проблемам воспитания. Проблемы античного, классического и современного образования обсуждали в своих выступлениях и научных трудах профессора А.Ф. Семенов, Е.А. Бобров и др. Профессорам института были интересны как общепедагогические, так и частные, методические проблемы педагогического образования. За пять напряженных лет работы М.М. Пистрак подготовил и выпустил группу аспирантов, укрепив этим кафедру, написал первый в советской России учебник по педагогике. Среди первых аспирантов профессора М.М. Пистрака были Н.Я. Скоморохов и Н.Ф. Ефимова, которые впоследствии стали известными учеными, ведущими преподавателями, много лет проработавшими на кафедре.
К написанию учебника М.М. Пистрак приступил в 1933 г., будучи преподавателем педагогики в Северо-Кавказском педагогическом институте и заведующим кафедрой педагогики. Это был коллективный труд, т.к. главы 4 и 12 («Система народного образования» и «Внешкольная работа») были написаны членами кафедры педагогики М.в. Петровским, П.Я. Нестеровым и др. Материалы учебника неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры, что автор с благодарностью отмечает в предисловии. Основой написания учебника послужили лекции, прочитанные аспирантам и студентам Северо-Кавказского педагогического института, а также учителям г. ростова-на-дону. При работе над учебником, как отмечал сам автор, он испытывал огромные трудности. В педагогических кругах к концу 1920 -началу 1930-х гг. развернулась серия показательных дискуссий: с одной стороны, ряд ученых во главе с А.П. Калашниковым усомнились в возможности существования «советской» педагогики, и на страницах научных изданий развернулась полемика, направленная на уточнение предмета «советской педагогики»; с другой - В.Н. Шульгин предлагал расширить предмет педагогики и представить воспитание как широкий социальный эксперимент. Второй существенной трудностью являлось то, что по многим педагогическим вопросам не было установившихся в науке об-
щепринятых точек зрения, и М.М. Пистраку приходилось брать на себя ответственность за их интерпретацию. Ученый проявил гражданскую смелость в труднейшей ситуации, ввел в учебник некоторые научные опоры и положения, ссылки на которые, как вспоминали учителя и особенно преподаватели того смутного времени, помогли многим избежать участи его автора.
Вышедший в 1934 г. в Москве первый в советской россии учебник по педагогике стал явлением в научной жизни не только страны, но и мировой педагогики. Как отмечали современники, преподаватели и студенты с нетерпением ожидали появления учебника по педагогике, и благодаря ему у «многих студентов усилился интерес к педагогике». однако сам автор критически отнесся к своему педагогическому произведению. В начале 1937 г. М.М. Пистрак публикует статью «о пороках моего учебника», критикуя свой труд и планируя его к переизданию: «Яркое, отчетливое изложение с привлечением живого материала из практики жизни школы, показ конкретного применения тех или иных положений в педагогике... Только построив таким образом новый учебник, можно в нем дать то, что выпало из программы по педагогике и из данного учебника. В НЕМ БУДЕТ РЕБЕНОК». Мечта М.М. Пистрака о создании такого учебника по педагогике, в котором бы обязательно присутствовал ребенок, воплотилась в работах Евгении Васильевны Бондаревской, которая всегда акцентировала на этом внимание: «Главное - это ребенок!».
Отметим, что в 1935-1936 гг. в стране уже установилась такая атмосфера, когда никто открыто ничего не анализировал, а грозное предупреждение правящей партии о том, что «каждого педагога следует рассматривать как политика и в методологических ошибках по вопросам педагогики искать ошибки политические», вскоре начало воплощаться в реальную практику образовательных учреждений. Педагог широкого творческого диапазона, М.М. Пистрак оказался втянут в политические интриги и в 1936 г. обвинен в «притуплении партийной бдительности», а затем и в «контрреволюционной деятельности с вредительской направленностью», в мае 1937 г. его арестовали и в октябре того же года расстреляли как врага народа в подвалах ростовского НКВД. Судьба других преподавателей кафедры также была трагичной. Некоторые из них были расстреляны, другие прошли через ГУЛАГ. Из всего первоначального состава ка-
федры педагогики в дальнейшем работали на ней бывшие в ту пору аспирантами Н.Ф. Ефимова и Н.Я. Скоморохов и вернувшиеся после долгих лет ареста и ссылки А.П. Бабушкин и С.Г. Закарьянц.
Для истории становления кафедры в начальном периоде важны следующие моменты.
- Теоретическое знание стало фундаментальной основой практической педагогической деятельности, а научные изыскания ученых кафедры базировались на знании школы.
- В основу профессиональной подготовки учителя были положены идеи общекультурного развития будущих учителей, впоследствии получившие развитие в концепции педагогической культуры учителя.
- Были заложены традиции тесного сотрудничества кафедры педагогики с образовательными учреждениями города и области, ставшими экспериментальными площадками для апробации новых педагогических теорий.
- Страстное желание М.М. Пистрака рассматривать все педагогические процессы сквозь призму ребенка «проросло» впоследствии в теорию личностно ориентированного образования Е.В. Бонадревской, успешно разрабатываемую на кафедре с начала 90-х годов прошлого столетия. Истоки развития современной педагогической мысли отчетливо были видны в начале деятельности кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета.
В послевоенные годы кафедра пополнилась молодыми преподавателями - участниками Великой Отечественной войны. Это были А.Д. Алферов, В.П. Теплинский, И.В. Сысо-енко, Г.В. Юдина. Доцент Николай Яковлевич Скоморохов, руководивший кафедрой, стремился привлечь к ее работе учителей. Непосредственно из школы пришли на кафедру
A.П. Альбицкая, В.С. Ильин, А.П. Притыко,
B.М. Федоров, О.Г. Тыртышная, а также Евгения Васильевна Бондаревская. В 1961 г. кафедру возглавил профессор Степан Васильевич Петриченко, который много сделал для ее развития. Период, когда он возглавил кафедру педагогики РГПИ, стал периодом педагогической «оттепели» для кафедры и широкой педагогической общественности г. Ростова и Ростовской области и положил начало росту авторитета ростовской научной педагогической школы. С.В. Петриченко сделал многое для повышения научного потенциала кадрового состава кафедры педагогики и психологии (тогда она была единой). Он лично способствовал скорейшему завершению научных
исследований и защите кандидатских диссертаций многих преподавателей кафедры, которые по ряду причин не смогли это сделать при предыдущем руководстве (В.С. Ильин, В.П. Теплинский, Э.П. Барщевская, А.Д. Алферов и др.).
С.В. Петриченко возобновил работу аспирантуры. Среди его первых аспирантов успешно защитила диссертацию в АПН РСФСР и Е.В. Бондаревская. Проблематика научных исследований и молодых, и зрелых преподавателей была весьма актуальна. Исследовались проблемы нравственного воспитания школьников, формирования их мировоззрения, социальной активности и самостоятельности, трудового обучения и др. Труды всех педагогов-ученых строились на опыте личной работы в школе. Евгения Васильевна проводила исследования в школе-интернате № 10. Эта линия связи науки и практики была и является ведущей особенностью деятельности кафедры педагогики, когда ею руководила Е.В. Бондаревская. Такая взаимосвязь делает авторитетными и научные выводы, и практические рекомендации. Стремление совершенствовать (а главное -гуманизировать) педагогическую практику обусловило и содержание фундаментальных исследований Е.В. Бондаревской в созданной ею научной школе.
В течение 10 лет под руководством С.В. Петриченко кафедра превратилась в одну из ведущих педагогических кафедр страны. Его яркий организаторский талант, высокая научная подготовленность и большой труд, сочетаемый с доброжелательным отношением к сотрудникам, помогли реорганизовать кафедру и вывести ее в состав лучших российских научных коллективов. В 1960 г. в составе кафедры было всего три кандидата педагогических наук, а к 1966 г. на кафедре работало уже 14 дипломированных специалистов, началась подготовка докторских диссертаций. Рост научного потенциала позволил поднять большие научные проблемы, включиться в разработку важнейших научно-педагогических вопросов: преодоление неуспеваемости школьников, формирование мировоззрения, нравственное воспитание учащихся. С этого периода кафедра вступила в тесное сотрудничество с ведущими институтами Академии педагогических наук, на базе кафедры формировались научные лаборатории академии. При кафедре открылись три научных лаборатории:
- по предупреждению неуспеваемости школьников (от НИИ школ Министерства
просвещения РСФСР, заведующий лабораторией доцент Ю.К. Бабанский);
- по формированию мотивации учения (от НИИ общей педагогики АПН СССР, заведующий - доцент В.С. Ильин);
- по нравственному стимулированию учения школьников (от НИИ проблем коммунистического воспитания АПН СССР, заведующий - доцент А.Д. Алферов).
После скоропостижной смерти профессора С.В. Петриченко некоторое время кафедрой руководил доктор педагогических наук, профессор В.С. Ильин. Одновременно он возглавлял научно-исследовательскую лабораторию АПН РСФСР при РГПИ, изучавшую проблему формирования познавательных способностей учащихся. Педагог и психолог Владимир Сергеевич Ильин был яркой личностью. Уже при жизни Степана Васильевича он начал создавать свою научную школу, но кабинетным ученым никогда не был. Своих учеников он находил в школах, где им была развернута опытно-экспериментальная работа по проблеме «Формирование у школьников потребности в знаниях». Его голова всегда была полна новыми идеями, он был, как говорили его ученики, «генератором идей». защитив докторскую диссертацию, Владимир Сергеевич переехал в свой родной город Волгоград, где возглавил кафедру педагогики Волгоградского педагогического института. Примечательно, что вместе с ним в Волгоград переехала большая группа его учеников, которые составили костяк ныне широко известной в педагогическом мире научной школы профессора В.С. Ильина. Волгоградская научно-педагогическая школа стала известна своими разработками в области методологии, теории и методики исследования целостного учебно-воспитательного процесса. В.С. Ильиным была заложена традиция сотрудничества волгоградской и ростовской научных школ, которая жива до сих пор и в настоящее время получила новый импульс для своего развития.
В 1969 г. кафедру педагогики РГПИ возглавил Юрий Константинович Бабанский. Научное становление и долговременный плодотворный период жизни ученого прошли в РГПУ. Ю.К. Бабанский закончил физико-математический факультет. Все, кто знал его, с большой теплотой отмечают его открытость, душевную теплоту в общении, неуемное стремление к знаниям, редкое трудолюбие, твердость в принципиальных вопросах. Это отличало Юрия Константиновича как ученого, педагога, человека на протяжении всей
его жизни. После окончания института он был рекомендован в аспирантуру при кафедре методики физики. учебу в аспирантуре Юрий Константинович сочетал с работой учителя физики в средней школе № 49 г. Ростова-на-Дону. Молодой учитель быстро завоевал любовь учеников и коллег. Предметом его особого внимания стал интерес к изучению физики и техники, приобщение учащихся к техническому творчеству. По этой проблеме он защитил кандидатскую диссертацию. После защиты диссертации его деятельность была связана с РГПИ, где он работал в 1956-1975 гг. Преподаватель кафедры методики физики, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой педагогики и руководитель научно-исследовательской лаборатории НИИ школ Министерства просвещения РСФСР - таковы ступени его творческого становления. Ю.К. Ба-банский, продолжив исследование, начатое под руководством профессора С.В. Петриченко, направил усилия ученых кафедры и лаборатории (в ее составе работали А.С. Победоносцев, Г.Ф. Карпова, Т.С. Полякова и др.) на установление наиболее типичных причин отставания школьников в учении, их диагностику и разработку методов педагогического исследования, важнейшим из которых стал обоснованный им метод педагогического консилиума.
Анализ обширных данных опытно-экспериментальной работы по этой проблеме обобщен в монографии Ю.К. Бабанского «Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников)» (Ростов-на-Дону, 1972), которая стала основой его докторской диссертации. Научное обобщение и глубокое теоретическое осмысление широкого движения и опыта ростовских учителей по преодолению второгодничества школьников позволили ему выработать методологию, теорию и методику оптимизации процесса обучения, которая была отражена в докторской диссертации, защищенной в 1973 г. и получившей высокую оценку и признание учителей и широкой научной общественности. Был избран членом-корреспондентом, а затем академиком АПН СССР. Весьма многоплановой, выходящей далеко за пределы педагогического вуза стала в этот период и деятельность многих преподавателей кафедры. Е.В. Бонда-ревская, в то время доцент, возглавляла методический совет при гороно.
Через несколько лет Ю.К. Бабанский был переведен на работу в Москву в АПН СССР, где вскоре стал вице-президентом. Ю.К. Ба-
банский был одним из конструкторов будущего. Созданная им в результате смелого по тем временам научного поиска, обобщения опыта предшественников, советской и мировой практики теория оптимизации обучения до сих пор представляет собой концептуальную теоретическую модель и эффективную методически обеспеченную образовательную технологию, которыми может пользоваться учитель. Наряду с теориями поэтапного формирования умственных действий, проблемного и программированного обучения, развития познавательного интереса школьников, разработанная Ю.К. Бабанским и его научной школой теория оптимизации обучения по праву вошла в историю российского образования. Его многочисленные публикации по методологии и методам педагогических исследований оказали огромное влияние на развитие науки. Под его научным руководством было подготовлено около 30 кандидатов и докторов наук.
После перевода Ю.К. Бабанского в Москву кафедру педагогики возглавил Алексей Дмитриевич Алферов, докторская диссертация которого была посвящена воспитанию у школьников ответственного отношения к учению, имела междисциплинарный психолого-педагогический характер и предопределила переход Алексея Дмитриевича в качестве заведующего на кафедру психологии, где им были созданы оригинальные труды по педагогической психологии, написаны учебные пособия по возрастной психологии, по психологии совместной деятельности и др.
Начиная с 1977 г. кафедру возглавляла доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования и АПН Украины, заслуженный учитель Российской Федерации, почетный профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Евгения Васильевна Бондаревская, руководившая известной в стране научной школой. Научная школа Е.В. Бондаревской возникла на кафедре педагогики в 70-х гг. XX в., когда ею и ее учениками проводились исследования по проблемам нравственного воспитания учащихся, в основу которых была положена идея Л.С. Рубинштейна о внутренней обусловленности поведения личности. В отличие от официально принятого тогда взгляда на нравственное воспитание как на процесс формирования заданных качеств личности, в научной школе Е.В. Бондаревской утверждается его понимание как процесса раскрытия, развития и педагогической поддержки моральных возможностей и моральных спо-
собностей человека; исследуются внутренние механизмы нравственной саморегуляции поведения; всесторонне изучается роль индивидуального нравственного сознания и его личностных структур в нравственном саморазвитии; разрабатываются критерии и показатели нравственной воспитанности, в основу которых кладется способность человека осуществлять сознательный нравственный выбор. На основе гуманно-личностного подхода разрабатывается теория личностно ориентированного образования культурологического типа, ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. Эта теория строится на основе возрождения российской культурно-педагогической традиции, где воспитанию всегда придавалось значение вопросов жизни, а его содержание рассматривалось как возвышение человека к идеалу духовности; возвращения образования в контекст культуры, оптимального сочетания в нем интересов личности, общества и государства при безусловном приоритете интересов личности; использования аксиологического, феноменологического и синергетического подходов в исследовании сущности, содержания и стратегий личностно ориентированного образования.
Результаты научного поиска этого периода нашли отражение в коллективных монографиях и учебных пособиях, созданных под руководством Е.В. Бондаревской: «Введение в педагогическую культуру» (1995), «Образование в поисках человеческих смыслов» (1995), «личностно ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии» (1995), «Ученик в структуре личностно ориентированного образования» (1997), «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» (1999), а также в ряде авторских работ и статей, опубликованных в журнале «Педагогика». В этих работах обсуждаются гуманистические ценности воспитания, рассматривается возможность новой трактовки детства как самостоятельного периода жизни человека, закладываются основы нового направления педагогической науки, которое можно определить как педагогику личности. Нетрадиционность представленной здесь теории воспитания состоит в ее ориентации не на формирование и даже не на развитие, осуществляемое с помощью внешних по отношению к личности средств воздействия на нее, а на процессы, субъектом которых она становится в социокультурной среде: социализации, культурной идентификации, индивиду-
ализации, т.е. на процессы самостроительства личности.
Возможность разработки педагогики личности возникла благодаря тому, что научная школа Е.В. Бондаревской на всех этапах развития осуществляла свою деятельность в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, учителями, органами управления образования. Фундаментальность исследований всегда сочеталась с их практической направленностью, научным обеспечением процессов реформирования образования, поддержкой инновационных процессов, организацией широкомасштабной опытно-экспериментальной работы. Об этом свидетельствуют изменения в проблематике исследований, произошедшие в последние годы, когда в условиях дестабилизации социума, военных столкновений межнациональных конфликтов, миграции на Северном Кавказе обострились проблемы социально-педагогической защиты и поддержки детства. Чутко реагируя на эти процессы, Е.В. Бондаревская включила в проблематику научной школы вопросы, связанные с обоснованием концепции единого образовательного пространства Северного Кавказа, разработкой содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно ориентированных образовательных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, исследованием основ мигрантской педагогики и поликультурного образования. о связи исследовательских программ с практическими потребностями образования свидетельствуют материалы регионального научно-педагогического журнала «Инновационная школа» и электронного журнала «Педагогическая наука Юга России», главным редактором которых в течение ряда лет являлась Е.В. Бондаревская.
Научная школа Е.В. Бондаревской является полифункциональным научным сообществом, выполняющим не только исследовательские, но и педагогические функции. За время ее существования Евгенией Васильевной подготовлено более 150 кандидатов и 27 докторов педагогических наук, которые, не теряя связи с alma mater, создают свои оригинальные направления педагогических исследований. По силе, длительности и продуктивности влияния на развитие образования в регионе, особенно в г. Ростове-на-Дону, научная школа Е.В. Бондаревской представляет собой явление редкое и поучительное. оно во многом обусловлено личностью ее руководителя, который обладал высоким научным статусом, способно-
стью улавливать общественные потребности в развитии новых типов образования, генерировать идеи, концептуально мыслить, организовывать и направлять деятельность научного сообщества на разработку проблем и теорий, выполняющих опережающую функцию в развитии образования, признанного лидера педагогической науки на Юге России.
Под руководством Е.В. Бондаревской деятельность кафедры педагогики приобрела новое качество: разрабатываются актуальные для реформирования образования крупные научно-исследовательские проблемы, осуществляется работа по модернизации содержания профессионально-педагогической подготовки. На кафедре вырастают высококвалифицированные специалисты, в том числе доктора наук. Это профессора Т.И. Власова, С.В. Куль-невич, Л.М. Сухорукова, В.Т. Фоменко, А.Я. Да-нилюк, Г.Ф. Карпова, Н.К. Карпова, П.П. Пив-ненко, В .Н. Коновальчук, Л.В. Занина, А.Г. Бер-мус, О.В. Гукаленко и др. Кафедра имела развитую инфраструктуру, которая включала магистратуру, аспирантуру, докторантуру, экспериментальные образовательные площадки, центры развития образования в инновационных школах, филиалы в педагогических колледжах, педагогические классы в лицеях, научно-исследовательские лаборатории и ВНИК.
Осуществляя общепедагогическую подготовку бакалавров, магистров образования и учителей-профессионалов, кафедра разработала новую структуру педагогических дисциплин, содержание которых обеспечивает овладение студентами основами современной педагогической культуры и их подготовку к творческой педагогической деятельности. Реализуемая кафедрой система педагогических дисциплин направлена на воспитание педагога как человека культуры, способного к культуросообразному обустройству собственной жизни, образовательного пространства и жизни своих учеников. Студенты учились любить детей и быть посредниками между детьми, культурой и социумом, изучая такие нетрадиционные педагогические дисциплины, как «Основы педагогической культуры», «Педагогическая деятельность и общение», «Философия и история образования», «Личностно ориентированные образовательные системы», «Образование XXI века» и др. Лекции Евгении Васильевны, всегда пронизанные любовью к человеку, невероятным профессионализмом и талантом, слушали многие успешные ученые и практики, работающие в Российской Федерации и за ее пределами.
Кафедра педагогики руководила педагогической практикой студентов в инновационных школах, привлекала их к научно-исследовательской работе, публиковала их произведения, активно поддерживая талантливых и одаренных педагогов. Коллектив кафедры педагогики под руководством Е.В. Бон-даревской много внимания уделял теоретико-методологическому обеспечению всех видов и этапов педагогической практики студентов (непрерывной, летней оздоровительной, учебной и стажерской), высоко оценивая ее роль в личностном и профессиональном становлении педагога-профессионала. На кафедре создана программа личностно ориентированной практики студентов РГПУ - «Мастер-класс» -«Мастер-школа» (разработчики - профессор Е.В. Бондаревская и доцент А.И. Малащенко), на основе которой строится вся практика студентов университета. Доброй традицией кафедры педагогики была деятельность по привлечению студентов к научно-исследовательской работе ученых. Формы этой работы разные: создание проблемных групп и объединений, руководство дипломными работами, проведение научных студенческих конференций и педагогических олимпиад. РГПУ и кафедра педагогики были пионерами работы по выявлению одаренных, талантливых молодых педагогов страны, в течение пяти лет являясь головным вузом по подготовке и проведению всесоюзных педагогических олимпиад. Все программные документы и технологии олимпиады были разработаны на кафедре и высоко оценены Министерством просвещения страны и участниками олимпиады.
С кафедрой сотрудничали не только отдельные учителя и школы, но и целые образовательные микрорегионы. В течение семи лет под научным руководством академика РАО Е.В. Бондаревской на базе образовательного пространства Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону работал ВНИК «Личност-но ориентированный образовательный процесс», в составе которого в образовательных учреждениях были созданы экспериментальные лаборатории, руководимые профессорами и доцентами кафедры - Н.К. Карповой, Л.А. Мельниковой, Л.М. Потаповой, Г.Л. Ру-денко, А.А. Кочьян и др., в Советском районе осуществлялся широкомасштабный эксперимент по воспитанию гражданских качеств учащихся (руководитель - профессор Т.И. Власова), в Пролетарском районе - по социализации личности средствами воспитания (руководитель - В.М. Федоров) и др. Результаты
научно-исследовательской работы кафедры отражены в статьях, учебных пособиях, книгах, опубликованных в центральных и местных издательствах. В ряду публикаций выделяются такие оригинальные труды, как сборники «Современный образовательный процесс», «Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы», «Образование - путь к открытому обществу», монография Е.В. Бондаревской «Теория и практика личностно ориентированного образования». Не менее значимым является цикл работ, отражающих результаты совместной деятельности преподавателей кафедры с коллективами инновационных школ и опубликованных в виде концепций и образовательных проектов: «Школа человека» (СШ № 67),«Россий-ская Еврошкола» (Сш № 52), «Русский проект» (СШ № 100), прогимназия «Источник», «Воспитательное пространство школы гуманитарной культуры» (СШ № 46), «Образовательное пространство школы правовой культуры» (СШ № 117) и др. Это прогностические образовательные модели, отражающие тенденции развития школ будущего.
Кафедра активно участвовала в выполнении исследовательских программ Южного отделения РАО, Международной славянской академии образования имени Яна Амоса Коменского, сотрудничала с Академией педагогических наук Украины, имела широкие научные связи с вузами России, а также с университетами США, Германии, стран СНГ, участвовала в международных образовательных проектах. На базе кафедры в течение ряда лет регулярно проводилась международная научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России». Выпущено 10 сборников трудов участников конференции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. группе ученых Ростовского государственного педагогического университета, Приднестровского государственного университета и Волгоградского государственного педагогического университета присуждена премия Правительства Российской Федерации в области образования за совместное исследование проблем личност-но ориентированного образования, цикл монографий и научно-методических разработок по внедрению образования нового типа в общеобразовательную и высшую школу, выполненных под руководством академиков РАО А.А. Грекова и Е.В. Бондаревской. Личностно
ориентированное образование представлено в исследовании как целостная гуманитарная технология открытого типа, способная влиять на становление человека, общества, культуры как педагогический механизм социокультурного развития. Исследование имело теоретико-экспериментальный характер, проводилось на базе инновационных образовательных учреждений Южного федерального округа в течение 10 лет, основные его результаты получены и опубликованы в 1995-2000 гг., осуществлено их внедрение в деятельность школ и вузов Ростова-на-Дону, Волгограда, Элисты, Ставрополя, тирасполя и др. Результаты проведенных исследований указывают на сочетание в нем фундаментальности и практической направленности. Участниками исследования получены следующие результаты:
- обоснована теория личностно ориентированного образования, построенная на идеях гуманистической педагогики личности и психологии развития;
- разработана концепция личностно ориентированного воспитания, базирующаяся на сочетании культурологического, социоориен-тированного и личностно развивающего подходов;
- разработана и практическим путем проверена вариативная технология личностного ориентированного образования, основанная на ценностно-смысловом, интегративном, де-ятельностном подходах;
- разработана теория интеграции в образовании, рассматривающая ученика (студента) как субъекта интеграционных процессов;
- обоснована теория поликультурного образования как среды педагогической поддержки и личностной самореализации учащихся-мигрантов;
- теоретически обоснованы и практически реализованы вариативные модели непрерывного педагогического образования;
- разработана концепция личностно ориентированной педагогической практики студентов «Мастер-класс» - «Мастер-школа».
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что теория и технология личностно ориентированного образова-
кие науки -
ния, разработанная учеными кафедры педагогики, обогащает педагогическую науку, приближает ее к запросам и потребностям практики и позволяет успешно решать многие проблемы, поставленные в Концепции модернизации российского образования до 2010 г.
Развитие образования в г. Ростове-на-Дону и сегодня осуществляется в соответствии с концепцией, разработанной в начале 1990-х гг. творческим коллективом научных и практических работников под руководством Е.В. Бондаревской. В течение последних лет кафедрой обоснованы концептуальные идеи развития муниципальной системы образования в XXI в., разработана парадигма личност-но ориентированного образования культурологического типа, принятая учреждениями образования, управленческими структурами, службами поддержки образования в качестве методологической основы дальнейших преобразований. Евгению Васильевну мы запомним как очень открытого, щедрого, душевного человека и компетентного ученого, к которому постоянно тянулись люди, учась у нее любить педагогическую работу до самозабвения.
Pedagogy Department of the Rostov Pedagogical University -from the beginnings to Yevgeniya Vasilievna Bondarevskaya
The article deals with the basic stages of the professional career of Yevgeniya Vasilievna Bondarevskaya, a great scientist, teacher, head of the department. Special attention is paid to the continuity of traditions, supported and developed by Yevgeniya Vasilievna: the unifying role of the Pedagogy Department for the University, close collaboration with schools of Rostov-on-Don and other cities of Russia, search for the best teachers and attracting them to work at the department, student training for pedagogic activities on the basis of their general cultural development, etc.
Key words: Pedagogy Department, history of education, pedagogical science, scientific school.
(Статья поступила в редакцию 24.07.2017)