Научная статья на тему 'К 15-ЛЕТИЮ АССОЦИАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

К 15-ЛЕТИЮ АССОЦИАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PR-ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС / АПСО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Людмила Владимировна

Развитие связей с общественностью в России поддерживалось ростом образовательных ресурсов и широким спектром профессиональных ассоциаций. В статье представлен взгляд на развитие образования в связях с общественностью через призму деятельности Ассоциации преподавателей по связям с общественностью России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE FIFTEENTH ANNIVERSARY OF ASSOCIATION OF PUBLIC RELATIONS EDUCATORS

The growth of Public Relations in Russia has been supported by ever evolving educational resources at the university level and a broad range of professional associations. The present paper looks at the development of PR education in Russia through the prism of Association of Public Relations Educators of Russia activities.

Текст научной работы на тему «К 15-ЛЕТИЮ АССОЦИАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

УДК 3-37; ББК-60; ГРНТИ 00, ВАК 10.01

Л.В.Минаева Москва, Россия

К 15-летию Ассоциации преподавателей по связям с общественностью

Аннотация. Развитие связей с общественностью в России поддерживалось ростом образовательных ресурсов и широким спектром профессиональных ассоциаций. В статье представлен взгляд на развитие образования в связях с общественностью через призму деятельности Ассоциации преподавателей по связям с общественностью России.

Ключевые слова: связи с общественностью, PR-образование, ФГОС, АПСО.

To the Fifteenth Anniversary of Association of Public Relations Educators

Abstract. The growth of Public Relations in Russia has been supported by ever evolving educational resources at the university level and a broad range of professional associations. The present paper looks at the development of PR education in Russia through the prism of Association of Public Relations Educators of Russia activities.

Key words: Public Relations, PR-education, NSES, APRE

В 2020г. исполняется 15 лет Ассоциации преподавателей по связям с общественностью. К сожалению, с нами уже нет первого президента АПСО Дании Киямовны Сабировой, без энтузиазма и настойчивости которой создание нашей организации было бы невозможно. А 2005г. показал, что необходимость в появлении АПСО назрела. Обратимся к истории образования в области связей с общественностью.

История обучения связям с общественностью в России восходит к началу 1990-х годов. Первые программы последовали за появлением связей с общественностью как отдельной отрасли в результате изменений в социальной, экономической и политической жизни страны. По мере того, как в Российской Федерации в 1990-х годах индустрия связей с общественностью развивалась в политике и бизнесе, университеты начали предлагать полноценные образовательные программы.

Пионером стал Московский государственный институт (университет) международных отношений (1991). Чуть позже курс по связям с общественностью был предложен Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, который первым получил лицензию Министерства образования и науки Российской Федерации в 1993 году.

Не следует удивляться тому факту, что технический институт был одним из первых учебных заведений, которые проложили путь к образованию по связям с общественностью в России. Одной из особенностей PR образования в России является тип школ, предлагающих курсы связей с общественностью. Дело в том, что вопрос о том, где следует размещать связи с общественностью, в России трактуется иначе, чем в европейских странах и США. На Западе курсы по связям с общественностью изначально разрабатывались в программах журналистики и массовых коммуникаций, а позднее в программах по речевой коммуникации.

В России программы по связям с общественностью предлагают как классические университеты (в основном, факультеты журналистики, иногда лингвистические или социологические факультеты), так и технические университеты в рамках гуманитарных факультетов.

Эта традиция восходит к девяностым годам, когда российские технические институты получили статус университетов и стали активно развивать гуманитарные науки.

В то время российское образование переживало тяжелые времена. Переход к рыночной экономике потребовал большего числа экономистов,

менеджеров и специалистов по связям с общественностью. Государственные университеты не имели достаточного финансирования и должны были найти способы выживания: они начали предлагать коммерческие образовательные услуги и инициировали те образовательные программы, которые могли привлечь потенциальных студентов. Профессия инженера быстро теряла свою популярность, тогда как менеджеры, экономисты и юристы пользовались большим спросом.

Технические вузы всегда имели сильные кафедры гуманитарных наук, потому что в Советском Союзе курсы по истории, экономике, философии и иностранным языкам были обязательными в университетских программах.

Высококвалифицированный персонал этих кафедр, большинство членов которых имели ученые степени, мог помочь технически вузам выжить и привлечь тех студентов, которые были готовы платить за свое образование. В 1990-х годах кафедры гуманитарных наук в технических вузах разработали новые программы обучения, и курс по связям с общественностью был в то время чрезвычайно популярен.

Так, в начале девяностых все больше классических и технических университетов открыли специальность «Связи с общественностью».

В этот период среди преподавателей было много бывших журналистов и политконсультантов, которые могли поделиться своим опытом в этой новой области. Университетские преподаватели стремились получить новые знания и развить новые практические навыки. С этой целью они посещали различные курсы, семинары и конференции, проводимые их зарубежными коллегами, в основном, американскими, британскими и французскими специалистами по связям с общественностью. Например, в 1998г. группа известных американских PR-специалистов, среди которых были Даг Ньюсом, Джуди Тюрк, Деннис Уилкокс, Дин Крукеберг, провела трехнедельный семинар для практиков PR и преподавателей университетов из России и стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва). В нем приняли участие преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского

государственного университета, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, Вильнюсского университета и др.

Иногда зарубежные учебные заведения становились партнерами российских вузов. Так, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет подписал соглашение с Университетом Таусона, и в течение длительного периода времени американские профессора приезжали в Россию и читали лекции студентам этого технического университета, тогда как его студенты и преподаватели могли поехать в США для учебы и проведения совместных исследований.

К концу 1990-х образование в сфере связей с общественностью было достаточно хорошо налажено. Но педагогам требовались учебные материалы: учебники и учебные пособия. Когда началось обучение связям с общественностью в России, учебников практически не было. Библией начала 1990-х годов была единственная переведенная книга Сэма Блэка «Основы связей с общественностью» [Black, 1993]. Позже, благодаря усилиям некоторых агентств по связям с общественностью, которые организовали перевод зарубежных изданий («Имиджленд», «НикколоМ» и некоторые другие), на рынке появились базовые учебники американских и британских авторов. [Cutlip, Center, Broom, 1994], [Newsom, VanSlyk Turk, Kruckeberg, 1998], [Jefkins, Yadin, 1998]. Учебники познакомили студентов по связям с общественностью с профессией и наметили основные направления связей с общественностью, но они описали американскую или британскую практику связей с общественностью.

Ситуация изменилась, когда российские общественные практики и ученые начали обобщать накопленный опыт и публиковать учебники для студентов вузов. [Кривоносов, 2002], [Лебедева, 1996], [Минаева, 2012], [Пашенцев, 2002], [Чумиков, Бочаров, 2006]. В этой связи следует подчеркнуть, что связи с общественностью являются культурно детерминированной деятельностью, поэтому при применении в разных

странах, несмотря на идентичность базовых принципов, практика связей с общественностью имеет свои особенности [Banks, 2000] .

Большую роль в популяризации российских книг по этой специальности было учреждение Национальной премией по связям с общественностью «Серебряный лучник» специальной номинации: «Лучшая книга по связям с общественностью». Каждый год «Серебряный лучник» составляет список книг, которые широко используются в университетских курса.

Надо сказать, что на российском рынке образовательных услуг действуют три основных участника: правительство (Министерство образования и науки), образовательные учреждения (классические и технические университеты) и НПО (профессиональные ассоциации). Министерство образования и науки контролирует образовательные учреждения путем установления правил и положений, лицензирования коммерческих университетов и образовательных программ и периодической проверки деятельности университетов. Одним из наиболее важных документов, выпущенных министерством, является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), регламентирующий деятельность государственных и коммерческих университетов. Образовательные учреждения могут выбирать курсы для различных разделов стандарта в соответствии с основными задачами, стоящими перед регионом или отраслью.

Что касается неправительственных организаций, то к ним относятся профессиональные ассоциации и Учебно-методическое объединение по специальности (с 2015 г. Федеральное учебно-методическое объединение), который до 2015 г. возглавлял Московский государственным институт международных отношений (МГИМО (У), а в настоящее время в рамках ФУМО существует Учебно-методический Совет по направлению «Реклама и связи с общественностью» председателем которого является А.С. Пую, директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.

УМС и ФУМО являются посредником между министерством и университетами.

Среди профессиональных ассоциаций заметное место занимает Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО), которая в своем составе имеет Комитет по образованию, внесший большой вклад в развитие образования по данной специальности. Но РАСО объединяет, прежде всего, практиков, в то время как преподаватели, выполняющие важную задачу подготовки кадров для отрасли, были в большой степени представлены самим себе. Требовалось создать собственную организацию, которая бы во главу угла ставила интересы именно преподавателей. В 2005г. была учреждена Ассоциация преподавателей по связям с общественностью.

АПСО сразу же включилась в разработку ФГОС-2, и ее члены постарались использовать свой опыт для улучшения процесса обучения по данной специальности. Первый ФГОС был введен в практику в 1996г.В нем было много журналистских курсов, поскольку отсутствовали знания и опыт в области связей с общественностью. Но благодаря активности вузов, объединенных в АПСО, во втором ФГОСе было уделено большое внимание управленческим дисциплинам. В дальнейшем АПСО всегда следила за подготовкой новых ФГОС, стремясь оптимизировать процесс обучения.

В 2011г. связи с общественностью были объединены с рекламой, что потребовало разработки третьего ФГОСа. Это оказалось непросто, и стандарт несколько раз дорабатывался. В настоящее время уже введен ФГОС-3++, который учитывает не только тот факт, что две специальности должны быть освоены в четыре года, когда раньше только одна изучалась пять лет, но и ориентируется на профессиональный стандарт по связям с общественностью, разработанный РАСО.

Министерство потребовало, чтобы образовательные стандарты максимально ориентировались на практику. Для достижения этой цели разработчики стандартов должны были вместе с практиками, которые являются работодателями и именно они оценивают уровень подготовки

выпускников, согласовать возможности учебного процесса и требования к профессионалам, работающими в той или иной области. В некоторых случаях соотнести компетенции специалиста и знания и навыки, которыми должен обладать выпускник, было относительно легко, потому что там уже давно существовали профессиональные стандарты. Но не в случае связей с общественностью и рекламы.

Российская ассоциация связей с общественностью проделала огромную работу по созданию профессионального стандарта этой специальности. Ассоциации профессиональных коммуникаторов (РАСО, АКАР, АКМР и др.) вместе с АПСО провели много встреч и совещаний, на которых ассоциации старались соединить «коня и трепетную лань». Но пока профессиональный стандарт все еще проходит процедуру согласований и утверждения в государственных ведомствах. Профессиональный стандарт по рекламе еще даже не дошел до этой стадии.

Ориентируясь на проект профессионального стандарта, УМС по рекламе и связей с общественностью, в составе которого в настоящее время уже много членов АПСО (нынешний президент АПСО профессор Д.П. Гавра и члены исполнительного комитета АПСО профессор В.А.Ачкасова, доцент Л.В. Азарова, профессор Л.В. Минаева, доцент Е.В. Быкова) подготовили ФГОС-3++, и он уже введен в практику.

Теперь университеты имеют больше свободы, чтобы приспосабливать свои образовательные программы к нуждам региона или отрасли. Значительно больше времени отводится на практику. А здесь вузы уже наработали значительный опыт и используют свои связи с агентствами и отделами связей с общественностью в государственных и коммерческих структурах.

АПСО все эти годы занималась не только вопросами организации учебно-методической работы вузов, но и научной работой. С этой целью регулярно проводятся конференции и семинары, в которых принимают участие преподавателя из разных регионов России. Как правило, такие

мероприятия проводятся в рамках многодневных PR-неделей, включающих конкурсы для студентов, олимпиады, мастер-классы и встречи преподавателей и практиков. Так, в течение 13 лет проводилась Всероссийская Студенческая Олимпиада по рекламе и связям с общественностью в Казани на базе КНИТУ им. А.Н. Туполева («КАИ»). Сейчас эта Олимпиада проводится в рамках серии мероприятий «Неделя PR и рекламы на Енисее», «ЯРPR» в Красноярске в СибГУ им. М.Ф. Решетнева.

Отдельно надо сказать о Фестивале «PR - профессия третьего тысячелетия», который в этом году уже в двадцатый раз проходил в СПбГЭТУ им. В.И. Ульянова («ЛЭТИ»). За двадцать лет Фестиваль не только расширил свою географию, но и значительно усложнил программу конкурсов для студентов и повысил уровень научного семинара для преподавателей. Уже несколько лет семинар «Стратегическая коммуникация в цифровом обществе» является международным, его материалы индексируются в IEEEXplore Digital Library и передаются размещения в Scopus и WoS. Таким образом, результаты исследований российских ученых становятся доступны более широкому кругу специалистов не только в нашей стране, но и за рубежом [Proceedings of the 2020 Communication Strategies, 2020].

Материалы конференций печатаются либо отдельными сборниками [«Экологический PR как инструмент устойчивого развития», 2014], [«Коммуникации в политике, бизнесе и образовании, 2017], либо в журнале «Российская школа связей с общественностью», который в начале был альманахом, выходившим один раз в год, а сейчас уже стал полноценным электронным изданием, имеющим 4 регулярных выпуска в год. Журнал входит в РИНЦ и пользуется большим авторитетом среди специалистов по связям с общественностью.

Тематические выпуски журнала и его рубрики отражают широкий круг вопросов, по которым российские ученые ведут исследования, и акцентируют внимание на наиболее актуальных темах. Журнал открыт и для

зарубежных участников, поэтому материалы нередко публикуются не только на русском, но и на английском языке.

Важную роль в систематизации исследований в области связей с общественностью сыграл проект АПСО «Учебный словарь языка связей с общественностью» [Минаева (ред.), 2010], в котором участвовали творческие коллективы Воронежского государственного технического университета, Казанского государственного технического университета им.А.Н.Туполева, Кубанского государственного технологического университета, Московского государственного лингвистического университета, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Нижегородского государственного лингвистического университета, Российского государственного гуманитарного университета, Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Южно-Уральского государственного университета. Экспертную оценку Словаря осуществлял Учебно-методический Совет по связям с общественностью УМО вузов России по образованию в области международных отношений и Комитет по образованию Российской ассоциации по связям с общественностью.

«Учебный словарь языка связей с общественностью» устранил ненужное дублирование, которое явилось следствием непродуманного заимствования англоязычной терминологии. Тем самым Словарь способствовал повышению культуры речи студентов, изучающих данную специальность. Но он решал еще одну задачу - комплексность в подготовке специалистов в области интегрированных коммуникаций.

В настоящее время сложилось уже несколько научных школ, которые вносят большой вклад в развитие теоретико-методологического обоснования связей с общественностью как научной дисциплины. Одной из первых заявила о себе Петербургская школа связей с общественностью [Ачкасова, Азарова, Кривоносов, 2018]. Ученые СПбГУ под руководством профессора М.А. Шишкиной еще в девяностые годы начали разрабатывать подходы к

исследованию практики связей с общественностью с позиций отечественной науки. Сейчас в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ работают две кафедры (руководители профессор В.А. Ачкасова и профессор Д.П. Гавра), которые продолжают традиции, заложенные в девяностые их коллегами, и их труды в области политических связей с общественностью, СПбГЭТУ им. В.И. Ульянова («ЛЭТИ»), сосредоточившись на исследовании такого связей с государственными структурами (GR), связей с общественности в бизнесе оказывают большое влияние на развитие отечественной теории связей с общественностью.

Большой вклад в развитие Петербургской школы внес СПбГЭТУ им. В.И.Ульянова («ЛЭТИ»), сосредоточившись на исследовании такого сложного аспекта связей с общественностью, как профессиональная этика [Росенко, Бабаева, Чигирь, Азарова, Маркова, 2006]. Важное в современных условиях научное направление было заявлено РГГМУ на конференции «Экологический пиар как инструмент устойчивого развития» (2014 г.) [Экологический PR как инструмент устойчивого развития, 2014]. Регулярно появляются труды ученых Санкт-Петербурга и других городов в изданиях СПГЭУ в сборниках под редакцией профессора А.Д. Кривоносова [Кривоносов (ред.), 2018], [Кривоносов (ред.), 2019].

Московская школа не так монолитна, как Петербургская, но не менее значима. Ученые МГУ имени М.В.Ломоносова (факультет журналистики: Т.Ю.Лебедева, М.Г.Шилина, В.М.Горохов, Т.Э.Гринберг и др.; факультет мировой политики: Л.В.Минаева, М.В.Луканина, Л.К.Салиева, В.В.Данилина и др.; философский факультет: А.А.Костикова, А.П.Сегал, Е.Н.Пашенцев и др.), МГИМО (У), РАНХиГС, РГГУ, МГЛУ, РЭУ, МГУКИ развивают разные направления теории связей с общественностью, охватывая наиболее актуальные темы [Соловей (ред.), 2016], [Данилина, Луканина, Минаева, 2006], [Горохов, Гринберг, 2018], [Лебедева, Окунькова, 2020], [Пашенцев, 2014].

Среди региональных школа следует, прежде всего, упомянуть Казанскую школу под руководством профессора Д.К. Сабировой, в которой была подготовлена целая плеяда специалистов в области связей с общественностью [Агеева, 2016]. И сейчас, хотя Дании Киямовны больше нет с нами, ее ученики достойно продолжают ее дело.

Поволжье представлено на научной карте России университетами Нижнего Новгорода [Ротанова, Федорова, 2020] и Ульяновска [Шиняева, Ахметшина, 2015]. Интересные исследования ведутся в Воронеже [Селиванова, Скрипникова, 2020], Челябинске и Ярославле [Киуру, Степанов, 2018]. А за Уральскими горами интенсивно работают Красноярская школа [Михайлова, Михайлов, 2019] и Дальневосточная школа [Маркина, Пестова, 2019].

Научная школа характеризуется, прежде всего, общностью научных интересов, иногда она ограничена в организационном плане рамками определенного коллектива. С этой точки зрения вряд ли можно перечислить все научные коллективы, действующие в академической среде. Но можно выделить их основные черты, которые позволяют говорить о существовании Российской школы связей с общественностью: фундаментальность научной платформы, нацеленность на педагогическую практику, стремление к передаче «эстафеты знаний».

Что касается последнего, то здесь в России существуют проблемы. Хотя согласно последним реформам высшего образования в образовательную программу «Реклама и связи с общественностью» введен уровень «Аспирантура», к сожалению, до сих пор связи с общественностью не входят в перечень научных специальностей. Поэтому при подготовке диссертаций проблематика связей с общественностью разрабатывается в русле других наук: социологии, филологии, политологии, психологии и педагогики. Конечно, связи с общественностью опираются на комплекс гуманитарных и социально-экономических наук и имеют, по существу, междисциплинарный характер. С одной стороны, это хорошо при

проведении анализа, поскольку связи с общественностью в своей практике используют методы перечисленных наук, и благодаря обращению к ним результаты исследования являются надежными и основательными. Но, с другой стороны, размывается сам предмет связей с общественностью.

Поэтому АПСО уже давно настаивает на включении связей с общественностью в перечень научных специальностей. В мае 2020г. этот вопрос должен был рассматриваться на заседании УМС «Реклама и связи с общественностью», но пандемия спутала все планы. Надеемся, что до конца 2020г. этот вопрос будет решен положительно и научный потенциал Российской школы связей с общественностью, в развитие которого АПСО вносит посильный вклад, будет, наконец, реализован.

Библиография

Агеева Л.В. Говорим кафедра ИСО - подразумеваем Дания Киямовна Сабирова. // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2016. Выпуск 8. С.214-221..

Ачкасова В.А., Азарова Л.В., Кривоносов А.Д. Петербургская школа PR: научная, образовательная и исследовательская парадигмы // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2018. Выпуск 11. С.138-148.

Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии. Изд-во Аспект-Пресс, Москва, 2018.

Данилина В.В., Минаева Л.В., Луканина М. В. и др. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика. Учебное пособие для студентов вузов, 2-е издание, доп. и перераб . Изд-во Аспект-Пресс, Москва, 2006.

Киуру К.В., Степанов В.Н. Региональные школы рекламы и PR // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2018. Выпуск 11. С.149-156.

Кривоносов А.Д. (ред.) Российская пиарология - тренды и драйверы. Изд-во СПбГЭУ, Санкт-Петербург, 2018.

Кривоносов А.Д. (ред.) Современные СМИ и медиарынок. Изд-во СПбГЭУ, Санкт-Петербург, 2019.

Кривоносов А.Д. PR текст в системе публичных коммуникаций. СПб, 2002.

Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Publik relejshnz по-французскш. Концепции. М.: Практика, 1996.

Лебедева Т.Ю., Окунькова Е.А. Трансформация дискурса в люксовом и премиальном брендинге. Изд-во МГУ, Москва, 2020.

Маркина Ю.М., Пестова Я.Н. Развитие Дальневосточной школы. // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2019. Выпуск 12. С.160-174.

Материалы Международной научно-практической конференции "Коммуникации в политике, бизнесе и образовании». — Московский университет, Москва, 2017.

Материалы Международной конференции «Экологический PR как инструмент устойчивого развития». — РГГМУ Санкт-Петербург, 2014.

Минаева Л.В. (ред.) Учебный словарь связей с общественностью. М., 2010.

Минаева Л.В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. М., 2012.

Михайлова Т.В., Михайлов А.В. Стратегия развития Красноярска к 400-летию города в 2026г. // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2019. Выпуск 15. С.130-147.

Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация. Современные технологии глобального влияния и управления. МЦСПИК, Москва, 2014.

Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшенз: от бизнеса до политики. М.,2002.

Росенко М. Н., Бабаева А. В., Чигирь М. В., Азарова Л. В., Маркова О. Ю. Профессиональная этика. Учебник для высших учебных заведений. Спб., 2006.

Ротанова М.Б., Федорова М.В. Региональная специфика связей с общественностью: Нижегородская научно-образовательная школа // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2020. Выпуск 16. С.119-134.

Селиванова Е.С., Скрипникова Н.Н. Современные тренды в подготовке PR-специалиста: региональный аспект // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2020. Выпуск 16. С.135-150.

Соловей В.Д. (ред.) Основы PR в бизнесе. Изд-во Эксмо, Москва, 2016.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью Теория и практика. М.,

2006.

Шиняева О.В. Ахметшина Е.Р. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере «Реклама и связи с общественностью: состояние, проблемы, перспективы.» // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2015. Выпуск 7. С.214-223.

Экологический PR как инструмент устойчивого развития. — РГГМУ Санкт-Петербург, 2014.

Banks, S. P. Multicultural public relations. A social interpretive approach. Ames, IA: Iowa state University Press, 2000.

Black, S. The essentials of public relations.London: Kogan Page, 1993.

Cutlip S. M., Center A. H., and Broom G. M. Effective public relations, seventh edition. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall International,1994.

Jefkins F. and Yadin D. Public relations Wokingham, UK: Macdonald and Evans. 1998. Proceedings of the 2020 Communication Strategies in Digital Society Seminar (2020 Com SDS). — St. Petersburg Electrotechnical University "LETI" Saint Petersburg, 2020.

Newsom D., VanSlyk Turk J., and Kruckeberg D. This is PR: The Realities of Public Relations. Washington: Wadsworth Publishing Company, 1998.

References

Achkasova V.A., Azarova L.V., Krivonosov A.D. Peterburgskaya shkola PR: nauchnaya, obrazovatel'naya i issledovatel'skaya paradigmy // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Al'manakh. 2018. Vypusk 11:138-148.

Ageyeva L.V. Govorim kafedra ISO - podrazumevayem Daniya Kiyamovna Sabirova. // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Al'manakh. 2016. Vypusk 18.

Banks, S. P. Multicultural public relations. A social interpretive approach. Ames, IA: Iowa state University Press, 2000.

Black, S. The essentials of public relations.London: Kogan Page, 1993.

CHumikov A.N., Bocharov M.P. Svyazi s obshchestvennost'yu Teoriya i praktika. M.,

2006.

Cutlip S. M., Center A. H., and Broom G. M. Effective public relations, seventh edition. Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall International,1994.

Danilina V.V., Minayeva L.V., Lukanina M. V. i dr. Svyazi s obshchestvennost'yu. Sostavleniye dokumentov: Teoriya i praktika. Uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov, 2-e izdaniye, dop. i pererab . Izd-vo Aspekt-Press, Moskva, 2006.

Ekologicheskiy PR kak instrument ustoychivogo razvitiya. — RGGMU Sankt-Peterburg,

2014.

Gorokhov V.M., Grinberg T.E. Svyazi s obshchestvennost'yu: Teoriya, praktika, kommunikativnyye strategii. Izd-vo Aspekt-Press, Moskva, 2018.

Jefkins F., and Yadin D. Public relations Wokingham, UK: Macdonald and Evans.1998. Kiuru K.V., Stepanov V.N. Regional'nyye shkoly reklamy i PR // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Al'manakh. 2018. Vypusk 11: 149-156.

Krivonosov A.D. (red.) Rossiyskaya piarologiya - trendy i drayvery. Izd-vo SPbG EU, Sankt-Peterburg, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Krivonosov A.D. (red.) Sovremennyye SMI i mediarynok. Izd-vo SPbG EU, Sankt-Peterburg, 2019.

Krivonosov A.D. PR tekst v sistemepublichnykh kommunikatsiy. SPb, 2002.

Lebedeva T.YU. Iskusstvo obol'shcheniya. Publik releyskhnz po-frantsuzskii. Kontseptsii. M.: Praktika, 1996.

Lebedeva T.YU., Okun'kova E.A. Transformatsiya diskursa v lyuksovom ipremial'nom brendinge. Izd-vo MGU, Moskva, 2020.

Markina YU.M., Pestova YA.N. Razvitiye Dal'nevostochnoy shkoly. // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Al'manakh. 2019. Vypusk 12: 160-174.

Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Kommunikatsii v politike, biznese i obrazovanii». — Moskovskiy universitet, Moskva, 2017.

Materialy Mezhdunarodnoy konferentsii «Ekologicheskiy PR kak instrument ustoychivogo razvitiya». — RGGMU Sankt-Peterburg, 2014.

Mikhaylova T.V., Mikhaylov A.V. Strategiya razvitiya Krasnoyarska k 400-letiyu goroda v 2026g. // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Al'manakh. 2019. Vypusk 15: 130-147.

Minayeva L.V. (red.) Uchebnyy slovar ' svyazey s obshchestvennost'yu. M., 2010.

Minayeva L.V. Vnutrikorporativnyye svyazi s obshchestvennost'yu. M., 2012.

Newsom D., VanSlyk Turk J., and Kruckeberg D. This is PR: The Realities of Public Relations. Washington: Wadsworth Publishing Company,1998.

Pashentsev E.N. Kommunikatsionnyy menedzhment i strategicheskaya kommunikatsiya. Sovremennyye tekhnologiiglobal'nogo vliyaniya i upravleniya. MTSSPIK, Moskva, 2014.

Pashentsev E.N. Pablik rileyshenz: ot biznesa dopolitiki. M.,2002.

Proceedings of the 2020 Communication Strategies in Digital Society Seminar (2020 Com SDS). — St. Petersburg Electrotechnical University "LETI" Saint Petersburg, 2020.

Rosenko M. N. , Babayeva A. V. , CHigir' M. V. , Azarova L. V. , Markova O. YU. Professional'naya etika. Uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Spb., 2006.

Rotanova M.B., Fedorova M.V. Regional'naya spetsifika svyazey s obshchestvennost'yu: Nizhegorodskaya nauchno-obrazovatel'naya shkola // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Al'manakh. 2020. Vypusk 16: 119-134.

Selivanova E.S., Skripnikova N.N. Sovremennyye trendy v podgotovke PR-spetsialista: regional'nyy aspekt // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Al'manakh. 2020. Vypusk 16: 135-150.

SHinyayeva O.V. Akhmetshina E.R. Podgotovka kadrov vysshey kvalifikatsii v sfere «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu: sostoyaniye, problemy, perspektivy.» // Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. Al'manakh. 2015. Vypusk 7: 214-223.

Solovey V.D. (red.) Osnovy PR v biznese. Izd-vo Eksmo, Moskva, 2016.

Сведения об авторе

Минаева Людмила Владимировна - заведующая кафедрой международной коммуникации факультета мировой политики МГУ, доктор филологических наук, заслуженный профессор Московского университета. liudmila.minaeva@gmail .com

Minaeva Ludmila V. - chairman of department of the international communication of the department of the world policy of MGU, the doctor of philological sciences, the Honored Professor of Moscow University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.