Научная статья на тему 'А ТАКОЙ ЛИ ОН "ДАЛЬНИЙ" - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ? О ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

А ТАКОЙ ЛИ ОН "ДАЛЬНИЙ" - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ? О ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
66
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ШКОЛА PR / ПРОФЕССИЯ PR-СПЕЦИАЛИСТ / ГЕНЕЗИС ПРОФЕССИИ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маркина Юлия Михайловна, Пестова Яна Николаевна

В статье рассматривается периодизация развития связей с общественностью на Дальнем Востоке России. Авторы изучают насколько быстро импульс, заданный в центральной части России, доходит до самого удаленного региона и сохраняется ли та же последовательность этапов развития PR или идёт смещение, или даже наложение их друг на друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Маркина Юлия Михайловна, Пестова Яна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT REALLY “FAR” - THE FAR EAST OF RUSSIA? CONCERNING THE PERIODIZATION OF PUBLIC RELATIONS DEVELOPMENT

The article considers the periodization of public relations development in the Russian Far East. The authors study how quickly the momentum set in the Central part of Russia reaches the remotest region and whether the same sequence of stages of PR development is observed, or they are displaced, and even superimposed on each other.

Текст научной работы на тему «А ТАКОЙ ЛИ ОН "ДАЛЬНИЙ" - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ? О ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

УДК 316.3 ББК 60.56 ГРНТИ 04.21.41 ВАК 22.00.04

Ю. М. Маркина, Я. Н. Пестова Хабаровск, Россия

А такой ли он «дальний» - Дальний Восток России?

О периодизации развития связей с общественностью

Аннотация. В статье рассматривается периодизация развития связей с общественностью на Дальнем Востоке России. Авторы изучают насколько быстро импульс, заданный в центральной части России, доходит до самого удаленного региона и сохраняется ли та же последовательность этапов развития PR или идёт смещение, или даже наложение их друг на друга.

Ключевые слова: связи с общественностью, Дальневосточная школа PR, профессия PR-специалист, генезис профессии, история развития профессии.

Is it really "far" - the Far East of Russia?

Concerning the periodization of public relations development

Abstract. The article considers the periodization of public relations development in the Russian Far East. The authors study how quickly the momentum set in the Central part of Russia reaches the remotest region and whether the same sequence of stages of PR development is observed, or they are displaced, and even superimposed on each other.

Key words: public relations, Far Eastern school of PR, profession of PR specialist, genesis of the profession, history of the profession.

Постановка проблемы

Теме осмысления закономерностей и периодизации развития российской сферы и рынка связей с общественностью в научном дискурсе отводится заметное место. Изучается как национальная история развития, так и анализируется региональная специфика. Причем в последнее время ученые отмечают факт существенного развития именно региональных рынков PR-услуг, среди представителей отрасли заметен тренд на саморефлексию, в том числе и в научном пространстве. Данная тенденция подтверждается, к примеру, в выделении в последние годы отдельной рубрики «Региональные практики PR и рекламы» в альманахе «Российская школа по связям с общественностью», где на регулярной основе публикуются исследования о развитии отрасли городов Сибирского (А.А. Максимов, А.В. Михайлов, Т.В. Михайлова), Северо-Западного (В.А. Филимонов, Ф.Н. Иванов, И.И. Лейман), Уральского (С.С. Шляхова, А.Ю. Прудников, Ю.Ю. Лекторова), Центрального (Е.Б. Курганова, К. Цобор) федеральных округов; к тому же в рамках всероссийских научных дискуссий, конференций транслируются и обсуждаются региональные практики.

При этом среди ученых есть те, которые допускают, что вопрос построения периодизации российского PR является одним из наиболее уязвимых мест отечественной теории связей с общественностью [Богоявленский, 2019: 13]. Данная проблема присуща и теории медиа. По мнению представителя Санкт-Петербургской школы медиаисследований С. Корконосенко, в её основе - «отсутствие у исследователя опоры на ту или иную теоретическую модель истории», что приводит к номинативно-описательному изложению [Корконосенко, 2018]. А.Е. Богоявленский утверждает, что для того чтобы избежать данных погрешностей, нужно применять системный трансдисциплинарный анализ, искать закономерности развития PR в России в сопредельных коммуникационных дисциплинах, а также учитывать индивидуальные вариации развития связей с общественностью в России, в том числе в ее регионах [Богоявленский, 2019].

Представители Санкт-Петербургской школы PR также отмечают, что общие тенденции состояния и развития связей с общественностью в России строятся на основе представлений о территориальном сегменте.

Интерес авторов данной статьи к изучению периодизации развития связей с общественностью на территории Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) направлен на достижение нескольких целей. Во-первых, выявить периодизацию и закономерности развития сферы PR на территории Дальнего Востока России и внести посильный вклад в создание единой теоретико-концептуальной базы. Во-вторых, изучить временной разрыв между этапами развития связей с общественностью на федеральном и региональном уровнях: насколько быстро «волна», запущенная в центральной части России, доходит до самого удаленного региона, и сохраняется ли последовательность этапов развития или идёт смещение, или даже наложение их друг на друга. Выводы данного исследования могут стать актуальными как для теоретического, так и практического осмысления развития связей с общественностью в России.

История вопроса

На данный момент изученность истории развития связей с общественностью на территории ДФО можно назвать фрагментарной, генезис сферы и рынка исследуют единичные авторы. Так, в 2009 году были проведены исследования по анализу специфики современного рынка PR-услуг Дальневосточного региона [Понарина, Хаустова, 2009], в 2019 году была рассмотрена тема развития Дальневосточной школы PR в логике, предложенной учеными Санкт-Петербурга, - «формирование научно-образовательных школ связей с общественностью можно рассматривать как направление в науке, образовательную и производственную систему, школу-инкубатор» [Азарова, Ачкасова, Кривоносов, 2018: 140].

Если начало современной истории связей с общественностью в России ученые относят к концу 1980-х годов, то история развития PR на территории ДФО поддерживает общий тренд регионального развития - региональные

PR-центры, обладающие внутренней динамикой, собственными задачами и специфическими механизмами взаимодействия с внешним окружением, начали возникать с середины 1990-х годов. На их появление и развитие оказывали влияние те социально-экономические процессы, которые переживал и переживает регион в изучаемый период.

Стоит отметить, что само по себе социальное пространство Дальнего Востока России - наименее изученная и наиболее «загадочная» часть социального пространства страны. С одной стороны, в последнее время Дальний Восток попал в число приоритетных регионов, и о нем сегодня говорят на самом высоком уровне, при этом пишут о нем не только дальневосточные эксперты и аналитики. С другой стороны, как отмечают Л.Е. Бляхер и Н.А. Пегин, «для большей части населения, да и не только населения, но и экспертного сообщества, регион остается загадочным «далёко». Однако именно это «далёко» оказалось модернизационной площадкой современной России. Именно здесь проигрываются сценарии «поворота на Восток», «выхода в АТР» [Бляхер, Пегин, 2016: 171]. В связи с этим региональные связи с общественностью формировались и развивались в условиях определенных вызовов, когда за последние три десятилетия сложилось радикальное расхождение между тремя «образами» Дальнего Востока, ориентированными на организацию коммуникации с различными «внешними» и «внутренними», по отношению к региону, структурами. В качестве партнеров по коммуникациям, с одной стороны, выступают страны Северо-Восточной Азии, по отношению к ним действует образ общего информационного и социально-экономического пространства - «ворот» в Азиатско-Тихоокеанский регион. С другой стороны - федеральный центр. По отношению к нему транслируется образ депрессивного региона с серьезными экономическими и политическими проблемами. Наконец, «третьей» стороной выступает население Дальнего Востока, и в пространстве «внутри региональной коммуникации» продолжает транслироваться образ «форпоста» [Маркина, 2010:16].

На протяжении 2000-х годов стремительно повышался статус дальневосточной территории, с каждым годом геополитические задачи становились глобальнее, а проблемы внутренней политики - острее. Данная ситуация требовала коммуникационного сопровождения и PR-управления на высочайшем профессиональном уровне, но, забегая вперед, сразу обозначим, что сфера PR Дальневосточной территории в начале XXI века только зарождалась и не была готова к подобным вызовам. При этом инициатором развития сферы PR становился сам регион, а, точнее сказать, драйверами развития были представители вузов.

Анализируя развитие связей с общественностью в Дальневосточном регионе России, считаем целесообразным придерживаться логики периодизации российского PR, предложенной М.А. Шишкиной. Данная периодизация основывается на признаках PR как социального института и предполагает деление на этапы как процесс усложнения признаков социального института. Автором определены следующие периоды: первый -«доинституциональный» (1988 - 1991 гг.), второй - период первичной институализации (1991 - 1994 гг.), третий - вторичная институализация (1994 - 1998 гг.), четвертый (2000 - 2010 гг.) - рубеж тысячелетий. Продолжил логику данной периодизации профессор А.Д. Кривоносов, обратив внимание на тот факт, что «период развития российского PR после 2010 г. неоднороден». По мнению А.Д. Кривоносова, «дело здесь в диверсифицированности региональных рынков PR-услуг в России; в России нет «совокупных» связей с общественностью: корректно говорить о том, что есть PR в отдельно взятом регионе со своими особенностями рынка вообще и медийным, рекламным, PR-, коммуникационным рынком в частности» [Кривоносов, 2018:209]. Данный факт также объясняет потребность представителей регионов рассказать о своем опыте. Вернемся к предложенным профессором А.Д. Кривоносовым этапам периодизации. Обозначая их последовательность и описывая характерные закономерности, он не каждому дает название. Так, в пятый период происходит уменьшение

РЯ-деятельности в сфере бизнеса, «некоторое снижение активности политического PR», но одновременно «рост, усложнение и профессионализация в сфере государственного PR, переход к двухуровневой системе вузовского образования» (2008 - 2010 гг.). Шестой период, начавшийся во второй половине 2010 года, по мнению А.Д. Кривоносова, является «периодом digital-коммуникаций». В это время ведется «работа цехового сообщества по формированию профессионального стандарта специалиста в области связей с общественностью, деятельность по разработке и внедрению образовательных стандартов уровня образования бакалавр, магистр».

Описание методики исследования

В период с января 2019 по январь 2020 года под руководством авторов статьи была проведена серия глубинных интервью с представителями власти, бизнеса, СМИ, образования и экспертного сообщества Хабаровского, Приморского, Камчатского краев (п=26). В ходе исследования PR-отрасли в Дальневосточном регионе в 2019 году был проведен анализ официальных сайтов и порталов всех территориальных составляющих ДФО с целью выяснения, чем представлен PR на государственном уровне, и сопоставления полученных данных с результатами аналогичного исследования, проведенного С.П. Понариной и Т.В. Хаустовой в 2009 году.

Результаты исследования

В результате проведенных исследований становится очевидным, что точкой отсчета зарождения PR на Дальнем Востоке России можно обозначить вторую половину 90-х годов прошлого века. Именно в этот первый период в дальневосточной истории PR (1996 - 1999 гг.), который следует номинировать как «зарождение Дальневосточного PR», в регионе отмечено появление первых субъектов профессиональной деятельности в области связей с общественностью, в органах исполнительной власти -отделы по связям с партиями и общественными объединениями, законодательной - пресс-службы.

Технологические субъекты PR в региональных филиалах крупных компаний стали организовываться по инициативе головных федеральных офисов. Сначала организовывалось обучение основам PR в городах центральной части России с приглашением в роли спикеров известных на тот момент представителей PR-отрасли, журналистов федеральных СМИ. Пройти подобную переподготовку приглашали, в лучшем случае, действующих сотрудников отделов продаж, маркетинга филиалов, в худшем - на усмотрение руководителей региональных структур без предъявляемых каких-либо требований к профессиональным компетенциям. Нужно отметить, что подобный опыт создания PR-отделов не имел массового характера и чаще был связан с наличием социальных связей с федеральным центром и заинтересованностью головных офисов в развитии региональной сети. В большинстве случаев на должности PR-специалистов или пресс-секретарей трудоустраивались либо те, кто обладал коммуникационной гиперактивностью, организаторскими способностями и желанием творческого самовыражения, либо представители СМИ. И первые, и вторые «приобретали знания о PR методом проб и ошибок» [Понарина, Хаустова, 2009].

По мнению экспертов-практиков ДФО, первые «профессионалы» в области PR не обладали на тот момент важными навыками создания каких -либо PR-текстов, а работа со СМИ (подготовка пресс-релизов, мониторинг выхода публикаций) являлась основной. Данной ситуацией воспользовались региональные СМИ. Они стали создавать контент, зачастую рекламного характера, обеспечивая финансовую стабильность работы редакции, и при этом позиционируя в журналистском, на тот момент уже сформированном, сообществе представителей связей с общественностью как непрофессионалов. Неслучайно первый выпуск дипломированных специалистов по связям с общественностью сопровождался в прессе журналистскими материалами, ставящими под сомнение целесообразность подготовки таких специалистов при наличии на рынке квалифицированных

журналистов. Отчасти это было связано с компетентностью тех, кто тогда работал в РЯ-отрасли, ведь сотрудники PR-отделов выстраивали свою работу по большому счету «вслепую». Данный факт важен для понимания будущих вызовов, с которыми предстоит, спустя несколько лет, столкнуться сначала представителям вузов, организовывающих подготовку специалистов в области PR, затем студентам-практикантам специальности «Связи с общественностью» и после - первым выпускникам, профессионально владеющими технологиями управления публичными коммуникациями.

Стоит отметить, что данное время для Дальневосточного региона является именно «доинституциональным» периодом развития связей с общественностью, в рамках которого идет возникновение отношений между РЯ-субъектами и обществом. Можно выделить основные «очаги» развития -три субъекта ДФО: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края. В общей картине дальневосточных связей с общественностью PR-отрасль Республики Саха (Якутия) имеет самую продолжительную историю и наличие финансовых возможностей, отличаясь этим от других субъектов ДФО. В целом временной отрыв от развития российского PR в регионе составил около 10 лет.

С 2000-х - начала второго этапа, который продлился до 2009 года, в ДФО отмечается возникновение рынка PR-услуг. В российской периодизации данный этап именуется как «первичная институализация» (1991 - 1994 гг.), и он ознаменован формированием начальной организации субъектов PR.

В этот период на Дальнем Востоке России появляются первые PR-агентства полного цикла («Бабич и Партнеры», г. Владивосток, 2001 г.), начинается профессиональная подготовка будущих PR-специалистов в вузах региона: в 1996 году на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова (с 2010 года - Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова), в 1995 году во Владивостоке в Дальневосточном государственном университете, в 2003 году в Хабаровске

на базе Хабаровского государственного педагогического университета (с 2005 года - Дальневосточный государственный гуманитарный университет, с 2015 года - Тихоокеанский государственный университет (далее ТОГУ).

Каждый из вышеуказанных университетов в той или иной мере занимался выстраиванием общего коммуникативного пространства среди всех участников PR-деятельности в своем субъекте, являясь последователями идей Санкт-Петербургской школы PR. Выстраивая отношения с федеральными вузами с целью обогащения научными знаниями в области PR и получения экспертизы правильности выбранной траектории подготовки специалистов по связям с общественностью, университеты Дальнего Востока России внутри ДФО практически не взаимодействовали друг с другом, устойчивые горизонтальные связи [Маркина, Пестова, 2019: 161]. Вузы, анализируя рынок и определяя тенденции на региональном и федеральном уровнях, понимая, куда движется отрасль, в какую сторону идет трансформации рынка и какие специалисты нужны, выстраивали и учебные планы по потребности на перспективу, становились акселераторами процесса развития региональных связей с общественностью.

Здесь мы отмечаем абсолютно нетипичную ситуацию: PR-образование в указанных трех субъектах на данном этапе развивалось не одновременно с профессией специалиста в области связей с общественностью в регионе, а чуть опережая: стояла задача не просто готовить кадры для отрасли, а формировать и даже корректировать имидж профессии; не просто анализировать уже имеющийся опыт управления PR в ДФО, а предвосхищать и формировать потребности, запрос работодателей. Таким образом, вузы реализовывали и образовательную функцию для широкой аудитории: представителей баз практик, работодателей и др., и осуществляли корректировку имиджа профессии. По мнению представителей университетского сообщества, стоявших у истоков открытия специальности PR в Хабаровском крае, в этот период разительным образом менялось отношение работодателей к дипломированным специалистам в области PR,

вузы сами формировали потребность в грамотно подготовленных кадрах на рынке: «Если, осуществляя первый выпуск, работодатели скептически расспрашивали, что могут «ваши» выпускники, то, уже спустя год-два, у них появилась осознанная потребность в PR-специалистах. Более того, на престижные позиции в крупных региональных компаниях работодатель всегда приходил в вуз, на кафедру, к преподавателям и спрашивал рекомендации, ведь выпускники, будучи студентами, нарабатывали уникальное портфолио, которое сравнится с полноценным опытом работы» (эксперт Дальневосточной школы РЯ, 45 лет, интервью 2019 г.).

Целесообразно отметить, что во второй период дальневосточного развития PR, при сохранении отставания от этапов развития связей с общественностью в центральной части России, заметны определенные сдвиги в периодизации: при еще продолжающемся этапе первичной институализации в развитии PR в ДФО прослеживаются характерные черты и третьего периода, «вторичной институализации», и четвертого - «рубежа тысячелетий». Данный факт, по мнению экспертов-практиков, является закономерным, поскольку темпы развития регионального рынка РЯ-услуг значительно выше, чем в целом у российского PR. Регионы активно наверстывают те этапы, объемы и технологии, которые в столице уже пройдены и освоены.

Третий и четвертый период в истории PR ДФО проходят одновременно с 2003 по 2008 гг. Их можно назвать временем активной формализации организационных структур субъектов деятельности, дифференциацией PR по сферам деятельности. В этот период рынок PR-услуг дальневосточного региона получает квалифицированные кадры, которые, с одной стороны, сами создавали организационные единицы на рынке, стимулируя его и создавая здоровую конкуренцию; с другой стороны, входили в структуру организаций и интегрировали свои знания в деятельность. Профессиональные задачи в этот момент формировало экспертное мнение выпускников-профессионалов. Количество подготовленных специалистов

для коммуникационных потребностей региона было недостаточным, в ДФО отмечается волна появления PR-агентств, но «заказчик еще не дошел до сознания фундаментального, глубинного подхода к проблеме, он все еще в значительной степени ориентирован на краткосрочный ощутимый результат» [Понарина, Хаустова, 2009].

Отметим, что третий дальневосточный период схож по характеристикам с общероссийским: проходило возвышение значимости профессии, студенты и практики участвовали в профессиональных, в том числе федеральных PR-конкурсах; в рамках конференций, дискуссий субъекты PR демонстрировали возможности грамотного управления публичными коммуникациями, реализовывали просветительскую функцию. Отличие регионального этапа от всероссийского в том, что ДФО не участвовал и не формировал профессиональные документы, предписывающие соответствующее поведение представителям профессии и регулирующие профессиональную деятельность, а популяризировал экспертные позиции коллег из Российской ассоциации по связям с общественностью в регионе. Можно сказать, что к 2008 году в регионе преимущественно вузами было сформировано единое смысловое пространство и понимание профессии. Особую активность в этом процессе проявлял Хабаровский край. Именно в этот период формировалась Дальневосточная школа PR на базе кафедры связей с общественностью ТОГУ.

В 2008 году на основе анализа официальных сайтов и порталов органов власти всех территориальных субъектов ДФО отмечается активность развития государственного PR. В каждом из анализируемых учреждений имеется структурное подразделение, выполняющее соответствующий набор PR-функций, в основном пресс-службы (33,3 %), управления общественных связей (28,2 %), департаменты общественных коммуникаций (10 %) и отделы (23,1 %), служб по связям с общественностью меньше (5,1 %). При этом кадровый голод в профессионалах до сих пор присутствует. «Представители

органов власти в изучаемом регионе указывают проблему непрофессионализма деятелей в области связей с общественностью, уровень оказываемых услуг низкий, отмечают потребность в высококвалифицированных специалистах, имеющих образование в данной сфере» [Понарина, Хаустова, 2009].

С 2009 по 2019 гг. - время пятого периода. На наш взгляд, его целесообразно разделить на две части. Первая (2009 - 2013 гг.) - рост, усложнение и профессионализация в сфере государственного PR, вторая (2013 - 2019 гг.) - снижение PR-деятельности в сфере бизнеса.

Отметим, к 2010 году периодизация дальневосточного PR синхронизируется со всероссийскими этапами развития связей с общественностью. Время с 2010 по 2019 год и в ДФО можно назвать этапом, предложенным А.Д. Кривоносовым, - «digital-коммуникации». И снова вузы были в числе первых, кто инициировал использование цифровых технологий РЯ.

Кафедра связей с общественностью ТОГУ, благодаря постоянному мониторингу актуальных тем и работая на опережение потребностей рынка, одной из первых в регионе увидела потенциал технологий цифрового PR, начала применять и анализировать опыт в научном пространстве. Одни из резонансных digital-проектов краевого уровня были реализованы в политической сфере в рамках повышения электоральной активности жителей Хабаровского края: создание онлайн-книги «Выборы от В до Ы», проведение интерактивной акции «Избирательный квестинг», реализация регионального фотомарафона «Выбираю Хабаровский край», организация дискуссионной площадки <^МАЕГ-выбор» [Накушнов, Понарина, 2014]. Заказчиками проектов выступала Избирательная комиссия Хабаровского края.

Необходимо отметить тот факт, что с 2015 года, когда активно стала развиваться социальная сеть Instagram, стал возникать «бум на специальность». Выпускники школ, приходя в приемные комиссии вузов, перестали спрашивать о перспективах развития в профессии и возможностях

трудоустройства. Главным мотивом поступления выступало желание «стать, как ваша студентка, популярным блогером». Данное поведение изучается и обосновывается авторами теории поколений и не является предметом нашего исследования. Нам же важнее отметить, что в этот период с геометрической прогрессией стали появляться псевдопрофессионалы в области PR.

Анализируя события того времени в ДФО, можно сказать, что в это время запрос на экспертность стал одним из приоритетных в профессиональном сообществе, и он, в свою очередь, сподвиг практиков на официальную организацию профессиональных сообществ. Так, в 2015 году во Владивостоке была создана Дальневосточная гильдия работников пресс-служб, в 2016 году в Хабаровске состоялась первая встреча Дальневосточной школы PR. Вопрос, а кто есть PR-эксперт, выносился на повестку круглого стола, организованного в 2017 году в Хабаровске кафедрой «Реклама и связи с общественностью» ТОГУ при личном участии Президента РАСО Станислава Наумова. И здесь речь идет об общем профессиональном пространстве и общих проблемах. Диалог Президента РАСО с коллегами из Хабаровска шел на том же уровне глубокого осмысления вызовов, стоящих перед PR-отраслью, если бы в дискуссии участвовали представители профессии тех территорий, на которых зарождался российский PR.

Несмотря на то, что периодизация истории развития PR в России заканчивается на шестом этапе, авторы данного исследования предлагают научному сообществу обратить внимание на тот факт, что сегодня усиливается социальная активность некоммерческих организаций как субъекта PR, а также уменьшается «глубина» профессии. Заметна нацеленность на быстрый результат. Сохранение стратегического подхода в области PR присутствует только в филиалах федеральных компаний или крупном региональном бизнесе.

Выводы

Проведенный анализ периодизации развития связей с общественностью в Дальневосточном регионе, основанный на признаках РЕ как социального института, позволяет нам сделать вывод о заметном сдвиге и в отставании в 10 лет первых двух периодов, и о различных стартовых позициях разных субъектов ДФО. Выстроенные партнерские отношения с Санкт-Петербургской школой РЯ и участие коллег в создании общего научного пространства позволили РЕ-образованию в части субъектах ДФО развиваться не одновременно с профессией специалиста в области связей с общественностью в регионе, а чуть опережая. Вузы предвосхищали и формировали потребности, запрос работодателей.

Начиная с третьего периода можно выделить следующую отличительную особенность - начало каждого следующего периода не соответствует окончанию предыдущего. Общая тенденция в отставании стирается к 2010 году и синхронизируется с общероссийской действительностью в пятом и шестом периодах.

Отметим, что сегодня дальневосточный РЯ является полноценным участником общероссийских процессов, интегрирован в федеральную повестку и по скорости обратной связи, вовлеченности в решение общих проблем развития РЯ отрасли становится не таким и дальним, однако перед ним также остаются вызовы, связанные с социально-политическими процессами, влияющими и на кадровый потенциал, ведь за грамотным РЯ-управлением стоят люди, и на имидж профессии.

Библиография

Ачкасова В.А., Азарова Л.В., Кривоносое А.Д. Петербургская школа РЕ: научная, образовательная и исследовательская парадигмы // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2018. № 11. С. 138-146.

Богоявленский А.Е. История Паблик Рилейшнз в России: обоснование подхода // Медиаисследования. 2019. № 6. С. 11-17.

Бляхер Л.Е., Пегин Н.А. Трансформация социального пространства Дальневосточных городов в XXI веке // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. № 2. С. 171-178.

Избирательный квестинг - 2014 / под ред. Накушнова Г.К., Понариной С.П. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2014.

Корконосенко С.Г. Теоретические аспекты истории журналистики // Теория журналистики в России. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2018. 254 с.

Кривоносов А.Д. Шестой этап развития PR в России // Социальные коммуникации: наука, образование, профессия: труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. 18. - Санкт-Петербург, 10-13 апреля 2018 г. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 2018. С. 206-211.

Маркина Ю.М. Имидж региона и региональная идентификация населения Дальнего Востока России (социологический анализ). Хабаровск, 2010.

Маркина Ю.М., Пестова Я.Н. Развитие Дальневосточной школы PR // Российская школа связей с общественностью. 2019. № 12. С. 160-172.

Понарина С.П., Хаустова Т.В. Специфика современного рынка PR-услуг Дальневосточного региона: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. 95 с.

Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. 444 с.

References

Achkasova V.A., Azarova L.V., Krivonosov A.D. (2018) Peterburgskaya shkola PR: nauchnaya, obrazovatel'naya i issledovatel'skaya paradigmy. Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu [St. Petersburg School of Public Relations: Scientific, Educational, and Research Paradigms]. In: Al'manakh [Almanac], № 11.

Bogoyavlenskij A.E. (2019) Istoriya Pablik Rilejshnz v Rossii: obosnovanie podhoda [The History of Public Relations in Russia: the Justification of Approach]. In: Mediaissledovaniya. № 6. Pp. 11-17.

Blyaher L.E., Pegin N.A. (2016) Transformaciya social'nogo prostranstva Dal'nevostochnyh gorodov v XXI veke [The Far East Towns Social Space Transformation in the 21st Centiry]. In: Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Pacific Ocean State University Bulletin]. № 2. Pp. 171-178.

Izbiratel'nyj kvesting - 2014 (2014) [The Election Questing - 2014], ed. by Nakushnova G.K., Ponarinoj S.P. - Khabarovsk: DVGGU.

Korkonosenko S.G. (2018) Teoreticheskie aspekty istorii zhurnalistiki [The Theoretical Aspects of the History of Journalism]. In: Teoriya zhurnalistiki v Rossii [The Theory of Journalism in Russia]. - SPb.: «Aletejya». 254 p.

Krivonosov A.D. (2018) Shestoj etap razvitiya PR v Rossii [The 6th Stage of PR Development in

Russia]. In: Social'nye kommunikacii: nauka, obrazovanie, professiya [Social Communications:

Science, Education, Profession]. St. Petersburg: ETU "LETI". Pp. 206-211.

Markina Yu.M. (2010) Imidzh regiona i regional'naya identifikatsiya naseleniya Dal'nego

Vostoka Rossii (sotsiologicheskiy analiz) [The Image of the Region and the Regional

Identification of the Russian Far East (sociological analysis)]. Khabarovsk.

Markina Yu.M., Pestova YA.N. (2019) Razvitie Dal'nevostochnoj shkoly PR [The Far East PR

School Development]. In: Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu [The Russian

School of Public Relations]. № 12. Pp. 160-172.

Shishkina M.A. Pablik rilejshnz v sisteme social'nogo upravleniya [Public Relations in the System of Social Management]. - SPb.: «Pallada-media», SZRC «RUSICH», 2002. 444 p. Ponarina S.P., Haustova T.V. (2009) Specifika sovremennogo rynka PR-uslug Dal'nevostochnogo regiona [The Specificity of the Modern PR-Services Market in the Far East Region]. Khabarovsk: Dal'nevostoch. gos. gumanit. un-t, 2009. - 95 p.

Сведения об авторах

Маркина Юлия Михайловна - кандидат социологических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, pjm1981@mail.ru

Пестова Яна Николаевна - начальник Отдела коммуникационного сопровождения Корпоративного университета РЖД, аспирант Тихоокеанского государственного университета, руководитель Дальневосточной школы PR, prdv.pro@gmail.com

Markina Iuliia M. - Ph.D. in Sociology, Associate Professor at the Public Relations and advertising Department, Pacific National University

Pestova Iana N. - the Head of the communication support Department Corporate University RZD, PhD student Pacific National University, Director of the Far Eastern school of PR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.