УДК: 659.4; ББК: С842; ГРНТИ: 14.35, 00.45
Аргылов Н.А.
Владивосток, Россия
К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
РОССИИ
Аннотация. В статье приводятся результаты мониторинга официальных сайтов высших учебных заведений Дальневосточного федерального округа России, где ведется подготовка специалистов по бакалаврской программе «Реклама и связи с общественностью». Наблюдение за интернет-представительствами высшей школы демонстрирует некоторые проблемные вопросы, связанные с подготовкой профессиональных кадров в сфере рекламы и связей с общественностью, выявлены различия и объемы воспроизводства специалистов в регионах Дальнего Востока.
Ключевые слова: связи с общественностью, реклама, PR-образование, Дальний Восток, подготовка кадров.
Argylov Nikita Vladivostok, Russia
On the issue of personnel training in the field of advertising and public
relations in the Russian Far East
Abstract. The article presents the results of monitoring the official websites of higher educational institutions of the Far Eastern Federal District of Russia, where specialists are trained in the bachelor's program "Advertising and Public
Relations". Observation of the Internet representations of the higher school demonstrates some problematic issues related to the training of professional personnel in the field of advertising and public relations, differences and the volume of reproduction of specialists in the regions of the Far East are revealed.
Keywords: public relations, advertising, PR education, Far East, personnel training
Введение
Состояние отечественного коммуникационного рынка, прежде всего в сфере рекламы и связей с общественностью, показывает разную степень развития в регионах Дальнего Востока, как и в целом по стране. Безусловно, на территории ДФО это связано с многочисленными факторами: огромные необустроенные пространства, проблемы с инфраструктурой, низкая плотность населения (отток экономически активной части населения), инерционные инвестиционные активности. Макрорегион политически является приоритетной территорией развития и освоения, наличествуют стратегические программы. Вместе с тем нельзя сравнивать регионы, т.к. один субъект может иметь большие преференции, а другой - испытывать кризис, например, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ^ (Забайкальский край), где уже который год не выделяются бюджетные ассигнования на подготовку специалистов в области рекламы и связей с общественностью. Для сравнения возьмем ДВФУ (Приморский край), где количество бюджетных мест на УГНС 42.00.00 «СМИ и информационно-библиотечное дело» идет на увеличение: так, в 2021 г. абитуриенты могли поступить на 55 бюджетных мест, а в приемную кампанию 2022 г. выделено уже 80 мест на бюджетной основе.
Наличие перспектив в развитии территории ДФО и реализации программ как государства, так и крупных корпораций, свидетельствуют о запросе на услуги коммуникационных агентств. При этом развитие малого и среднего бизнеса создает запрос на присутствие профессиональных
коммуникационных фирм на дальневосточных территориях, что является необходимым условием полноценного функционирования
предпринимательского рынка.
В сфере высшей школы в 2009 г. были созданы два федеральных университета - СВФУ (Республика Саха (Якутия)), ДВФУ [Указ] с общим бюджетом 10 млрд. рублей дополнительных финансовых средств по утвержденным правительством России пятилетним программам развития. Таким образом, в единственном федеральном округе более десяти лет за ДВФУ и СВФУ (больше ни в одном федеральном округе нет такого прецедента) закреплены геополитические задачи по повышению конкурентоспособности высшей школы не только в рамках страны, но и на мировом образовательном рынке. Свидетельством решения задач является как повышение среднего балла ЕГЭ при поступлении в федеральные университеты, так и активная интернационализация - привлечение иностранных абитуриентов для подготовки на базе ведущих вузов, что является доказательством признания другими зарубежными образовательными системами российской высшей школы.
Следуя этой логике, интересно посмотреть, какие преимущества и недостатки имеют федеральные университеты по сравнению с другими вузами региона в области воспроизводства кадров в сфере рекламы и связей с общественностью.
Постановка проблемы
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) - российский макрорегион, который объединяет одиннадцать субъектов: Приморский край, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Камчатский край, Амурская область, Хабаровский край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия) и Магаданская область, Забайкальский край и Бурятия [ДФО]. Государство предпринимает различные меры по обустройству данных территорий посредством государственных программ, инвестиций со стороны бизнеса - добывающей и обрабатывающей
промышленности, созданы экономические зоны, функционируют федеральные университеты, которые должны способствовать аккумулированию населения макрорегиона, в том числе молодежи.
Нами предпринята попытка проследить некоторые аспекты состояния рынка высшей школы в фокусе воспроизводства специалистов данной сферы. Это позволяет констатировать, что именно развитие рынка профессиональных коммуникаторов свидетельствует о развитии и большом спросе со стороны как государства, так и бизнеса. Кроме того, роль высшего образования сложно переоценить в становлении и развитии дальневосточного коммуникационного рынка.
История вопроса
Подготовка специалистов в области рекламы и связей с общественностью началась в России лишь в 90-е гг. XX в. и является сравнительно молодым направлением подготовки [Маркина, Пестова, 2019]. «В этот период на Дальнем Востоке <...> начинается профессиональная подготовка будущих PR-специалистов в вузах региона: в 1996 г. на базе Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова (с 2010 г. -Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова), в 1995 г. во Владивостоке в Дальневосточном государственном университете (с 2010 г. - ДВФУ), в 2003 г. в Хабаровске на базе Хабаровского государственного педагогического университета (с 2005 г. -Дальневосточный государственный гуманитарный университет, с 2015 г. -Тихоокеанский государственный университет» [Маркина, Пестова, 2020].
При этом за последние годы намечается смена федеральной повестки в области высшего образования, в частности, продолжается поддержка крупных вузов, таких как научно-исследовательские вузы, федеральные университеты, опорные вузы [Приоритет 2030]. В результате такой политики сдают свои конкурентные и привлекательные позиции региональные высшие учебные заведения, которые не подпадают под эти финансовые инструменты поддержки программ развития университетов. И в
этом отношении в выигрышном положении обособленно стоят федеральные университеты, которые расположены на территории ДФО. В данном макрорегионе отсутствуют вузы со статусами НИУ и опорные университеты.
Методика исследования
Исследование проводилось в период июнь - август 2021 г. путем мониторинга открытых данных, систематизации информации официальных интернет-страниц вузов Дальнего Востока с лицензией на подготовку специалистов в области рекламы и связей с общественностью (42.03.01).
Исследование
В Дальневосточном федеральном округе насчитывается больше 50 вузов [Вузы ДВ], из них направление подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» представлено в одиннадцати учебных заведениях, что составляет больше 20 % от общего числа. Образовательная программа «Реклама и связи с общественностью» пользуется традиционно высоким спросом у абитуриентов, однако бюджетные места представлены не во всех вузах ДФО и преимущественно обучение ведется на внебюджетной основе [Кузьмин, Хамарханова, 2021].
Так, подготовка специалистов в области рекламы и связей с общественностью ведется в Комсомольском-на-Амуре государственном университете (КнАГУ), Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ), Хабаровском государственном университете экономики и права (ХГУЭП), Амурском государственном университете (АмГУ), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС), Забайкальском государственном университете (ЗабГУ), Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ), Бурятском государственном университете (БГУ), Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова (БГСХА), а также Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления (ВСГУТУ, Улан-Удэ).
Большой интерес представляет возможность вузов обеспечивать несколько ступеней обучения: бакалавриат и магистратура. Из представленных вузов магистратура имеется в трех университетах из одиннадцати, что составляет 27 % от общего количества. Наличие магистратуры косвенно подтверждает амбиции научно-педагогического состава и желание развивать обучающихся на следующем уровне образования и позиционировании себя в качестве вузов магистерско-аспирантского трека. При этом открытые данные свидетельствуют о низкой научной остепененности, нехватки докторов наук в области массовых коммуникаций.
Вузы готовят специалистов по таким профилям: «Реклама и связи с общественностью» (общий профиль), «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере (бизнесе, коммерческом секторе)», «Реклама и связи с общественностью в отрасли» и «Реклама и связи с общественностью в производственно-технической сфере», что позволяет констатировать желание вузов отвечать меняющимся запросам медиаиндустрии. Однако стоит признать, что все-таки больше всего программ с общим профилем подготовки.
Результаты и перспективы
Нами была предпринята попытка изучить распределение бюджетных мест в дальневосточных вузах с 2015 по 2020 г. Так, не во всех вузах ДФО, где реализуются образовательные программы по направлению «Реклама и связи с общественностью», выделены бюджетные места для обучения студентов. За период исследования, с 2015 по 2017 г., наблюдается снижение контрольных цифр приема на бюджетную форму обучения, увеличение контрольных цифр приема прослеживается с 2018 г., но в отдельных вузах. Наличие КЦП является жизненно важным элементом существования кафедр, где ведется подготовка специалистов, так как подушевое финансирование формирует и профессорско-преподавательский состав.
Очно-заочная форма обучения присутствует в 33 % исследуемых вузов, а также до сих пор практикуется заочная форма обучения. Это вызвано, на наш взгляд, тем, что университеты гибко подходят к поиску абитуриентов и готовы предложить и такие формы обучения.
Нами изучены средние баллы студентов бюджетной формы обучения, по исследуемому направлению подготовки средний балл за три предмета растет за период с 2015 по 2019 г. Максимальные баллы ЕГЭ за 5 лет при поступлении на очную форму обучения имеют абитуриенты ДВФУ (в среднем 81,58) и ТОГУ (в среднем 78,14).
Другой интересный индикатор - стоимость обучения за 2017-2019 гг. Так, стоимость обучения на договорной основе в ДФО значительно отличается: самая высокая стоимость обучения - в ДВФУ, наименьшая - в ХГУЭП. Скорее всего, стоимость обучения зависит от разнообразных факторов. Максимальную стоимость среди анализируемых вузов имеют образовательные программы ДВФУ. Столичные цены на обучение могут компенсировать современный кампус, развитая инфраструктура как кампуса, так и самого г. Владивостока, лаборатории для работы студентов, учебная телевизионная студия и сам университет как центр мероприятий и событий международного и всероссийского масштабов.
Широкое распространение такого явления, как дефицит квалифицированных кадров, требует от профессионального сообщества пересмотра отношения к процессу подготовки специалистов. Из-за сохранения тренда оттока квалифицированных кадров, а именно выпускников вузов, требуется усиление и принятие мер по повышению качества обучения как в бакалаврских, так и в магистерских программах. Кроме того, увеличение бюджетных мест в таких учреждениях, как федеральные университеты (ДВФУ, СВФУ) закрепит молодежь как минимум на четыре-шесть лет, что даст им шанс остаться на дальневосточных территориях.
Выводы
В УГНС 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» входит пять направлений подготовки: «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «Издательское дело», «Телевидение», «Медиакоммуникации». Чаще всего подготовка специалистов по этим направлениям ведется на разных кафедрах, самое распространенное - это объединение направлений «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» или еще реже, когда выпуски профессиональных коммуникаторов ведут на кафедрах общего гуманитарного профиля. При этом мы считаем, что опыт Дальневосточного федерального университета показывает высокую диверсификацию и устойчивость к переменам. Так, департамент коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ является выпускающей кафедрой по четырем направлениям, кроме «Телевидения». Это позволяет аккумулировать в составе академического подразделения научно-педагогический состав (развитие методических, исследовательских интересов), иметь возможность привлекать специалистов-практиков (специфика регионального рынка коммуникационных услуг), ППС из других регионов (повышение остепененности, смешение научных культур и школ), используя дистанционные технологии.
В условиях действующего дефицита и ограниченности как кадровых, так и финансовых ресурсов крайне целесообразна кооперация между вузами для более качественной подготовки специалистов. Это видится как горизонтально внутри вузовского цеха, так и с отраслевыми и профессиональными сообществами, представителями рынка. Необходимо как можно чаще интенсифицировать контакты для достижения результатов. Под результатами предполагаются достижения обучающихся вне стен вуза, получение так называемой внешней экспертизы.
Работа выполнена в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (проект № МК-5795.2021.2).
Библиография
Дальневосточный федеральный округ // Официальный сайт Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. - URL: http://www.dfo.gov.ru/district/ (Дата обращения: 25.09.2021).
Президент подписал Указ «О создании федеральных университетов в СевероЗападном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» // Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://kremlin.ru/acts/news/5793 (Дата обращения: 10.10.2021).
Программа «Приоритет-2030» // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. - URL:
https://www.minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (Дата обращения: 18.10.2021).
Вузы ДФО // Сайт ДВ РУМЦ. - URL: https://dvrumc.dvfu.ru/index.php/vuzi (Дата обращения: 14.10.2021).
Вартанова Е.Л., Лукина М.М. Высшее образование для медиаиндустрии в фокусе открытых данных // Сайт факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. - URL: http://www.iourn.msu.ru/umo/zasedaniya/] -oktyabrya-2021 -g-dfu.php?sphrase_id=12437362 (Дата обращения: 18.10.2021).
Маркина Ю.М., Пестова Я.Н. Развитие дальневосточной школы PR // Российская школа связей с общественностью. - 2019. - № 12. - С. 160-172.
Маркина Ю.М., Пестова Я.Н. А такой ли он «дальний» - Дальний Восток России? О периодизации развития связей с общественностью // Российская школа связей с общественностью. - 2020. - № 16. - С. 90-105.
Кузьмин А.В., Хамарханова Е.В. Региональные проекты как инструмент продвижения образовательной программы (на примере Республики Бурятия) // Российская школа связей с общественностью. - 2021. - № 21. - С. 130-146.
References
Dal'nevostochnyy federal'nyy okrug [Far Eastern Federal District] // Ofitsial'nyy sayt Polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossiyskoy Federatsii v Dal'nevostochnom federal'nom okruge. Access mode: http://www.dfo.gov.ru/district/ (Date of access: 25.09.2021).
Prezident podpisal Ukaz «O sozdanii federal'nykh universitetov v Severo-Zapadnom, Privolzhskom, Ural'skom i Dal'nevostochnom federal'nykh okrugakh» [The President signed a decree "On the establishment of federal universities in the Northwestern, Volga, Ural and Far Eastern Federal Districts"] // Ofitsial'nyy sayt Prezidenta RF. Access mode: http://kremlin.ru/acts/news/5793 (Date of access: 10.10.2021).
Programma «Prioritet-2030» [The Priority-2030 Program] // Ofitsial'nyy sayt Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. Access mode: https://www.minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (Date of access: 18.10.2021).
Vuzy DFO [Universities of the Far Eastern Federal District] // Sayt DV RUMTs. Access mode: https://dvrumc.dvfu.ru/index.php/vuzi (Date of access: 14.10.2021).
Vartanova E.L., Lukina M.M. Vyssheye obrazovaniye dlya mediaindustrii v fokuse otkrytykh dannykh [Higher education for the media industry in the focus of open data] // Sayt fakul'teta zhurnalistiki MGU imeni M.V. Lomonosova. Access mode: http://www.iourn.msu.ru/umo/zasedaniya/] -oktyabrya-2021 -g-dfu.php?sphrase_id=12437362 (Date of access: 18.10.2021).
Markina Yu.M., Pestova Ya.N. (2019) Razvitiye dal'nevostochnoy shkoly PR [Development of the Far Eastern school of PR]. In: Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. N 12, pp. 160-172.
Markina Yu.M., Pestova Ya.N. (2020) A takoy li on «dal'niy» - Dal'niy Vostok Rossii? O periodizatsii razvitiya svyazey s obshchestvennost'yu [And is it such a "far" - the Far East of Russia? On the periodization of the development of public relations]. In: Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. N 16, pp. 90-105.
Kuz'min A.V., Khamarkhanova E.V. (2021) Regional'nyye proyekty kak instrument prodvizheniya obrazovatel'noy programmy (na primere Respubliki Buryatiya) [Regional projects as a tool for promoting an educational program (on the example of the Republic of Buryatia)]. In: Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. N 21, pp. 130-146.
Сведения об авторе
Аргылов Никита Антонович - научный сотрудник, департамент коммуникаций и медиа Школы искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), кандидат политических наук, argylov.na@dvfu.ru
Argylov Nikita Antonovich - Head of the Media and Communication Department, School of Arts and Humanities, Far East Federal University, PhD in Political Science, argylov.na@dvfu. ru