Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТМЕЧАЯ 20-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ'

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТМЕЧАЯ 20-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / ВЯТГУ / ВЯТГГУ / КФ МГЭИ / КФ СПБГУП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимшин Вадим Алексеевич

В статье проанализированы причины и сложившиеся условия для подготовки специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью в вузах Кировской области, прослежены этапы становления образовательного процесса по этим направлениям, определены основные достижения. Рассматривается опыт Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ), Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института (КФ МГЭИ). Отмечается работа Кировского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (КФ СПбГУП). Обозначается современный этап развития высшего образования в сфере интегрированных коммуникаций в Вятском государственном университете (ВятГУ). Приводятся результаты исследования студентов-бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» в отношении этических вопросов PR-деятельности, выполненного в 2016 году в ходе объединения двух крупнейших государственных вузов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF THE HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS DEVELOPMENT IN KIROV REGION: TO THE 20-TH ANNIVERSARY

The article analyzes the reasons and the prevailing conditions for the training of specialists in the field of advertising and public relations in the universities of Kirov region, traces the stages of the the educational process formation in these areas, and identifies the main achievements. The paper dwells on the activities of Vyatka State Humanitarian University (VyatGGU), the Kirov branch of Moscow Humanitarian and Economic Institute (KF MGEI), and Kirov branch of St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions (KF SPbGUP). The current stage of development of higher education in the field of integrated communications at Vyatka State University (VyatSU) is considered. The article presents the results of a research carried out during the merger of the two largest state universities in the region in 2016. It was devoted to the analysis of bachelor students’ attitude towards the ethical issues of PR-activities.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТМЕЧАЯ 20-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ»

УДК 378.09 ББК 76.0 ГРНТИ 19.01 ВАК 10.01.10

Тимшин В. А. Киров, Россия

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТМЕЧАЯ 20-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

Аннотация. В статье проанализированы причины и сложившиеся условия для подготовки специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью в вузах Кировской области, прослежены этапы становления образовательного процесса по этим направлениям, определены основные достижения. Рассматривается опыт Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ), Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института (КФ МГЭИ). Отмечается работа Кировского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (КФ СПбГУП). Обозначается современный этап развития высшего образования в сфере интегрированных коммуникаций в Вятском государственном университете (ВятГУ). Приводятся результаты исследования студентов-бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» в отношении этических вопросов PR-деятельности, выполненного в 2016 году в ходе объединения двух крупнейших государственных вузов региона.

Ключевые слова: высшее образование в сфере рекламы и связей с общественностью, ВятГУ, ВятГГУ, КФ МГЭИ, КФ СПбГУП

Vadim Timshin , Kirov, Russia

ON THE HISTORY OF THE HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS DEVELOPMENT IN KIROV REGION: TO THE 20-TH ANNIVERSARY

Abstract. The article analyzes the reasons and the prevailing conditions for the training of specialists in the field of advertising and public relations in the universities of Kirov region, traces the stages of the the educational process formation in these areas, and identifies the main achievements. The paper dwells on the activities of Vyatka State Humanitarian University (VyatGGU), the Kirov branch of Moscow Humanitarian and Economic Institute (KF MGEI), and Kirov branch of St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions (KF SPbGUP). The current stage of development of higher education in the field of integrated communications at Vyatka State University (VyatSU) is considered. The article presents the results of a research carried out during the merger of the two largest state universities in the region in 2016. It was devoted to the analysis of bachelor students' attitude towards the ethical issues of PR-activities.

Keywords: higher education in advertising and public relations, VyatSU, VyatGGU, KF MGEI, KF SPbGUP

Постановка проблемы

Развитие высшего образования в сфере рекламы и связей с общественностью началось в нашей стране в городах-миллионниках в 90-х годах ХХ века [Азарова, Иванова, 2003; Азарова, Почекаев, 2012; Азарова, 2021; Бородай, 2015; Минаева, Сабирова, 2015; Минаева, 2020; Сыченкова, Козлова, 2015]. Лишь спустя несколько лет стала наблюдаться подобная активность в менее крупных региональных центрах. Это относится и к Кировской области, где открытие специальностей в сфере массовых коммуникаций, также как и по всей стране, было обусловлено социально-экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в обществе.

В то же время проблема подготовки квалифицированных специалистов в сфере рекламы в Кировской области начала остро ощущаться уже во второй половине ХХ века. Во многом это было связано с низким качеством и творческим исполнением производимой тогда рекламной продукции -театральных афиш, анонсов фильмов на стенах кинотеатров, объявлений в газетах и на остановках, вывесок (в том числе световых), оформлений витрин магазинов, наружных щитов некоторых организаций. Это неоднократно становилось поводом для критических заметок в местных газетах [Тимшин, 2002]. И хотя потребность в специалистах по рекламе была высокой, профильных учебных заведений, которые готовили бы нужные кадры, не было. В 1968 году главный художник Кирова И. Юмагулов эмоционально призывал: «Реклама ждёт своих «рыцарей» - людей, способных удовлетворить быстрорастущие в ней потребности» [Юмагулов, Булатова, 1968: 9].

Однако подготовкой рекламистов с высшим образованием в регионе занялись лишь спустя несколько десятилетий - в 2001 году, а специалистов по связям с общественностью в 2003 году.

Какие причины послужили толчком для открытия специальностей «Реклама» и «Связи с общественностью» в вузах Кировской области, как проходило становление профессиональной подготовки специалистов, какие проблемы и достижения можно отметить на этом пути, как сложилась судьба первых выпускников и как они отзываются о своих годах учёбы, какие перспективы имеет высшее образование в этой профессиональной сфере -вот вопросы, которые попали в поле зрения и потребовали внимательного изучения.

Актуальность обусловлена и тем, что развитие высшего образования в сфере рекламы и связей с общественностью в Кировской области ещё не стало объектом внимания и глубокого изучения исследователей. При этом материал, собранный «из первых рук» от непосредственных участников тех событий впервые вводится в научный оборот.

Практическая значимость работы определяется тем, что описанный опыт подготовки профессионалов в сфере рекламы и связей с общественностью может внести вклад в формирование ценностной основы бренда образовательных организаций, занимающихся подготовкой таких специалистов, что пока реализуется не в полной мере [Шарахина, Ранчин, 2020].

Описание методов исследования

В качестве методов исследования в работе использованы системный, описательный и компаративный подходы. Анализ исторических и нормативных документов позволил проследить их связь с основными вехами становления высшего образования в области рекламы и связей с общественностью в регионе. Полезным оказался метод контент-анализа региональных СМИ и корпоративных изданий вузов, где нашли отражение события прошлых лет. Был использован метод устной истории (oral history) [Бердинских, 1992]- записанные автором воспоминания участников и свидетелей прошедших событий - студентов и выпускников вузов. Социологический и статистический методы позволили представить количественную картину некоторых процессов.

Полученные в ходе анализа результаты исследования

Высшее образование в сфере рекламы. Впервые специальность 350700 Реклама была открыта в 2001 году в Вятском государственном педагогическом университете5 на кафедре коммерции и маркетинга института экономики [Вятский государственный гуманитарный университет, 2004 : 266: 290].

Информации о новой специальности было немного, и как вспоминают первые выпускники, они узнавали о ней зачастую случайно: «Пришла подавать документы на факультет психологии. Случайно увидела стол с

5 Вятский государственный педагогический университет - первый вуз на вятской земле, правопреемник основанного в 1918 году Вятского педагогического института, 20 мая 2002 года переименован в Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), в 2015 году вошёл в состав Вятского государственного университета (ВятГУ).

табличкой «Реклама». Позвонила папе, он приехал, узнали все подробности и подали документы на рекламу» (У. Зорина (Банникова), 2017); «О наборе на специальность узнала случайно, от знакомых. Собиралась поступать (и поступала параллельно) на юриста» (И. Репина (Лоншакова), 2017).

Через год в 2002-2003 учебном году специальность «Реклама» была переведена на факультет культурологии, где под руководством декана Н. И. Поспеловой получила динамичное развитие. Здесь была образована кафедра культурологии и рекламы, которую в разные годы возглавляли Н. О. Осипова, И. В. Берова, М. П. Голенок [Поспелова, Зорина, 2010-2011 : 162176].

Для проведения занятий по профессиональным дисциплинам были привлечены специалисты-практики, имеющие опыт работы в сфере рекламы: Константин Садаков, Оксана Тиц (рекламное агентство «Том Гаррет») -«разносторонне-образованные люди, фанаты профессии. Именно они разложили все по полочкам и показали изнанку профессии» (У. Зорина (Банникова), 2017), Мария Шерстенникова (рекламное агентство «Максима»), Наталья Поздышева - «эти преподаватели давали знания под девизом: "Учить не мыслям, а мыслить!". Отчасти благодаря им, лично у меня, сформировался вкус на хорошие книги и фильмы. Из преподавателей-теоретиков однозначно выделю Юлию Игошину - чёткая подача информации, интересные задания» (М. Султанбекова (Сметанина), 2017). Отмечается, что «было интересно, ново, порой неожиданно» (И. Репина (Лоншакова), 2017).

Стало большое внимание уделяться творческой составляющей подготовки специалистов. В этот период зародилось много традиций, среди которых, начиная с 2005 года, проведение фестиваля студенческой рекламы Поволжья «Вятка-креатив». Тогда 17 студентов факультета завоевали призовые места [Поспелова, Зорина, 2010-2011 : 162-176]. Традиция проведения данного фестиваля продолжилась и в последующие годы [Каминская, 2011; Поспелова, 2016; Поспелова, 2017].

Студенты-рекламисты ВятГГУ начинают ежегодно принимать участие в международных и всероссийских студенческих профессиональных конкурсах и фестивалях, демонстрируя хорошие результаты. В их числе: Международный студенческий фестиваль рекламы «Созвездие юлы» в Московском гуманитарном университете (МосГУ): 2005 год - 3-е место в номинации «Аудиореклама», 2006 год - 1-е место в номинации «Видеореклама»; Всероссийский конкурс студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный апельсин»: 2007 год -студенты И. Грибанова, Т. Первакова получают специальный приз за оригинальность идеи, а Ю. Елькина и М. Мельчакова - специальный приз за творческие успехи; Всероссийский конкурс социальной рекламы «Новый взгляд»: 2010 год - студенты Н. Мальцева и Э. Тагиева - победители регионального этапа в номинации «Социальный видеоролик»; Всероссийский ежегодный конкурс на лучшую выпускную квалификационную работу по рекламе и связям с общественностью: 2012 год - победитель К. Бабушкина; Ежегодный открытый национальный конкурс социального проектирования (социальной рекламы) «Новое пространство России» 2011/2012 гг. - победители В. Ведерникова, Л. Дюкина, В. Соколова, А. Крысова и др. [Поспелова, Зорина, 2010-2011 : 162-176].

Активно развивается студенческая наука. С 2010 года студенты и аспиранты ежегодно участвуют в научной конференции «Философия -культура - социум: аспекты взаимодействия» и публикуют результаты своих исследований в сборнике научных работ [Голенок, Соболева (ред.), 2010].

В 2011 году в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения в ВятГГУ был осуществлен первый набор бакалавров по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»). В этом же учебном году впервые начинается обучение студентов-рекламистов с использованием дистанционных технологий.

В связи с реорганизацией факультета культурологии в 2013 году выпускающей специалистов и бакалавров в сфере рекламы и связей с общественностью становится кафедра социологии и рекламы (зав. кафедрой С. А. Чернова). Здесь открывается магистратура по направлению подготовки 42.04.01 Реклама и связи с общественностью (профиль «Коммуникативные стратегии в рекламе и связях с общественностью»), а в 2016 году защищаются и выпускаются первые магистры. Среди тем магистерских диссертаций - актуальные для региона направления исследований: «Конструирование бренда российского провинциального города (на примере Кирова) - магистрант С. М. Дождевых, научный руководитель д.соц.н. Е. В. Митягина; «Реализация информационного обеспечения государственной национальной политики Российской Федерации (на примере Кировской области)» - магистрант И. И. Кильмаков, научный руководитель к.филос.н. Е. А. Бельцева; «Коммуникационные технологии в процессе продвижения имиджа региона (на примере Кировской области)» - магистрант О. С. Ситникова, научный руководитель д.соц.н. Е. В. Митягина; «Исследование регионального рынка интернет-рекламы (на примере Кировской области)» - магистрант И. В. Шулаков, научный руководитель к.филос.н. Ю. В. Игошина.

Некоторые из выпускников продолжили заниматься научной деятельностью и после получения диплома специалиста закончили аспирантуру, защитили кандидатские диссертации: Мария Соболева -кандидат культурологии, исследовала аудиорекламу в коммуникативном пространстве массовой культуры; Ирина Шевнина - кандидат философских наук, исследовала проблему формирования сознания (на материале отечественной философии второй половины ХХ-ХХ1 вв.).

Сегодня выпускники-рекламисты ВятГГУ успешно работают в сфере рекламы, маркетинга, связей с общественностью, массовых коммуникаций не только в России, но и за рубежом. Многие из них с благодарностью вспоминают свои студенческие годы и отмечают, что профессиональные

знания и опыт, которые они получили в вузе, помогают им и сейчас. Вот что говорят первые выпускники: «Да, вся жизнь воспринимается через призму этих знаний))). На практике - открывали с мужем кафе фаст-фуда: и знания, и опыт, и наработанные связи в рекламе очень помогали в продвижении» (У. Зорина (Банникова), 2017); «С полученными знаниями помогаю мужу в бизнесе - ведение сайта, продвижение, аналитика и т. д.» (Н. Киммель (Соболева), 2017); «Для меня очевидны плюсы данной профессии: инструменты одни, а вот сферы ты можешь выбирать разные... Изначально о данной профессии даже никогда не задумывалась, а по факту с ней живу и развиваюсь уже более 15 лет! За это очень благодарна судьбе» (М Султанбекова (Сметанина), 2017).

Высшее образование в сфере связей с общественностью. В конце 90-х годов ХХ века в Кировской области начинает формироваться интерес к профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью. Пресс-службы и отделы по связям с общественностью государственных органов власти, силовых структур, общественных организаций, крупные промышленные и коммерческие предприятия, банки начинают испытывать потребность в специалистах, способных эффективно выстраивать коммуникации с целевыми аудиториями.

В числе вузов-первопроходцев, которые откликнулись на этот региональный запрос, два Кировских филиала негосударственных вузов -Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ) и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП).

Впервые в регионе подготовка специалистов по связям с общественностью по очной форме обучения началась в 2003 году в Кировском филиале МГЭИ по инициативе и активной поддержке директора Л. А. Копысовой. Тогда на открытом ранее единственном в регионе факультете журналистики (декан О. В. Бакина, в дальнейшем А. А. Калинин, З. П. Решетова) с 1 сентября стали обучаться первые 18 студентов по специальности «Связи с общественностью».

Здесь уже была сформирована необходимая материально-техническая база: компьютеры, интернет, мультимедийные аудитории, учебная телерадио студия, библиотека научной, учебной и методической литературы (по специальности «Связи с общественностью» более 1800 книг единиц хранения, а также журналы: «Советник», «Служба РЯ», «Пресс-служба», «Журналистика и медиарынок» и др.). Были налажены связи с ведущими государственными вузами страны - СПбГУ и МГИМО, в которых уже велась подготовка студентов по данной специальности. Через год на факультете журналистики открылась кафедра электронных СМИ и связей с общественностью (зав. кафедрой В. А. Тимшин), которая в 2007 году была переименована в кафедру связей с общественностью.

Занятия проводили как штатные, так и приглашённые преподаватели высшей квалификации (в том числе профессора СПбГУ Б. Я. Мисонжников и Г. С. Мельник). Своими знаниями и профессиональным опытом делились специалисты-практики, среди которых: начальник отдела информации и общественных связей УВД по Кировской области С. П. Баранцев, начальник информационно-аналитического отдела Законодательного собрания Кировской области Н. Н. Шутова, директор маркетингового агентства «МаксиМин-Медиа» М. Н. Ковязин, генеральный директор ОАО «Волго-Вятские коммунальные системы», шеф редактор журнала «Пресс-служба» Л. Я. Сухотерин и другие.

Верно сделанный акцент на практикоориентированное обучение, позволял студентам успешно проходить практику в профильных организациях (учебный план предусматривал три практики: учебно-ознакомительную, производственную и преддипломную) и получать положительные отзывы.

Активно развивалась учебно-методическая база. В качестве примера можно привести подготовленное авторским коллективом кафедры учебное пособие для студентов по курсу «Организация работы отдела по связям с

общественностью», которое выдержало два издания [Сухотерин, Тимшин, Юдинцев, 2011].

В дальнейшем в коллектив кафедры влились молодые преподаватели-выпускники специальности «Связи с общественностью», в числе которых С. Н. Лопатин, имеющий опыт в сфере радио- и тележурналистики, К. Ю. Менчикова, закончившая в 2009 году вуз с красным дипломом.

Преподаватели и студенты участвуют в межрегиональных и региональных форумах и научных конференциях: «Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук» (Киров, с 2004 года), «РЯ-саммит Приволжья» (Н. Новгород, 2006), «РЯ-деятельность в регионе: новые тенденции, анализ и перспективы» (Киров, 2006), Фестиваль СМИ «На семи холмах. Вятка-2006» [Сорокина, 2010 : 32-33] и др.

Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры становится научная работа. Ежегодно в рамках студенческой межвузовской научной конференции, проводимой на базе Кировского филиала МГЭИ и объединяющей студентов многих вузов города, проходят заседания секции связей с общественностью и рекламы, по итогам которой публикуются научные статьи [Программы. Сборники докладов, 2010-2019].

Начиная с 2003 года, студенты включаются во Всероссийский конкурс студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный апельсин» и неоднократно становятся победителями регионального и всероссийского туров. Среди них: студенты М. В. Дьяченко, Е. С. Коленкова - дипломы победителей регионального тура в номинации «Лучшая работа в области связей с общественностью в социальной сфере» (2004), в номинации «Лучшая работа в области развития связей с общественностью для коммерческого сектора» (2005); Е. А. Самсонова -диплом победителя регионального тура в номинации «Связи с общественностью в коммерческом секторе» (2008). В 2009 году работа В. В. Елькиной «Мнения людские - детские забавы», или философия PR» на всероссийском туре получила диплом II степени в номинации «Теория и

методология связей с общественностью». В 2010 году выпускница гуманитарного факультета специальности «Связи с общественностью» Анна Клабукова была награждена дипломом конкурса за работу в номинации «Связи с общественностью в государственных органах и силовых структурах».

Важное место уделялось воспитательной работе. Стали традиционными такие общеинститутские мероприятия, как «Посвящение в студенты», «Смотр талантов первокурсников», «День открытых дверей», «Последний звонок». На кафедре связей с общественностью Кировского филиала МГЭИ зародилась интересная традиция празднования половины учебного пути студентов - «Экватор» [Мальщукова, 2010 : 2].

Уже в то время, в самом крупном негосударственном вузе региона, прислушивались к мнению студентов о качестве образования и их удовлетворенности учебно-воспитательным процессом. Многие студенты кафедры отмечали логично выстроенный процесс обучения, сильных преподавателей, которые передавали им не только знания, но и развивали ответственность и целеустремленность. Вот один из отзывов студента II курса специальности «Связи с общественностью» Андрея Ворожцова: «В нашем городе более 20 высших учебных заведений, есть из чего выбрать. Но мой выбор пал именно на Кировский филиал МГЭИ. И я не ошибся. При выборе института большое внимание я уделял хорошей материально-технической базе, квалифицированному педагогическому составу, наличию различных внеучебных секций и кружков для самореализации себя. Все эти условия созданы в нашем институте, поэтому нравится учиться, заниматься творчеством. К тому же это единственный в Кирове вуз, готовящий пиар-специалистов очно. А о пиаре я начал мечтать ещё со школьной скамьи... Радует, что кроме научной, учебной деятельности преподаватели и сотрудники МГЭИ уделяют большое внимание деятельности внеучебной: часто проводятся различные фестивали, конкурсы и концерты, в которых

каждый студент может реализовать себя, стать частью большой и дружной студенческой семьи ©» (А. Ворожцов, 2010).

В 2008 году специальность «Связи с общественностью» Кировского филиала МГЭИ успешно прошла государственную аккредитацию, и первые выпускники получили дипломы государственного образца [Хроника 19962009, 2010 ].

По воспоминаниям одной из первых выпускниц специальности «Связи с общественностью Маргариты Дьяченко, «на протяжении всей своей 11 -летней постинститутской жизни я ни разу не пожалела о сделанном выборе. Это были прекрасные дни. Замечательные преподаватели: Вадим Алексеевич Тимшин, Юлия Викторовна Игошина, Зоя Петровна Решетова, Леонид Янкович Сухотерин, Алексей Анатольевич Калинин и многие другие профессионалы своего дела и хорошие люди. Наше направление на тот момент просто «рвало шаблоны», как должны обучать в коммерческом вузе. Я до сих пор с пеной у рта доказываю, что и платный вуз может давать отличные знания, и при этом не быть коррумпированным. Потому что знаю на своём примере. Мне было интересно всё: теория, практика, внеучебная деятельность. Именно там я приобрела настоящих друзей, с которыми мы общаемся до сих пор, хотя живём на расстоянии в тысячи километров. После окончания вуза я успела поработать пресс-секретарём и на госслужбе и в коммерческих структурах. Мне везде пригодились знания, которые я получила в институте. Не только узкопрофессиональные, но и что называется "общего кругозора". В общем, было здорово!» (М Дьяченко, 2019).

Всего в Кировском филиале МГЭИ по специальности «Связи с общественностью» состоялось шесть выпусков студентов по очной форме обучения и пять выпусков студентов по заочной форме обучения. В целом за период с 2003 по 2014 годы этим вузом было подготовлено более 160 специалистов с высшим образованием.

Подготовка специалистов по связям с общественностью по заочной форме обучения в регионе началась также в 2003 году в Кировском филиале СПбГУП. За 13 лет (2003-2016) здесь было подготовлено свыше 300 специалистов по связям с общественностью и бакалавров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».

Высшее образование по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» сегодня. В 2012 году ещё в одном вузе - Вятском государственном университете (ВятГУ) - на кафедре культурологии и журналистики (зав. кафедрой Э. В. Гмызина) впервые осуществляется приём студентов и начинается подготовка по направлению 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»). В 2014 году в процессе реорганизации здесь образовалась кафедра филологии, журналистики и интегрированных коммуникаций, а в 2015 году в результате вхождения Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) в состав Вятского государственного университета (ВятГУ) - кафедра журналистики и интегрированных коммуникаций (зав. кафедрой В. А. Тимшин, в дальнейшем Ю. В. Игошина, Е. В. Динер, А. Ф. Федяева). В результате на кафедре удалось сконцентрировать высокий кадровый, научный, учебно-методический потенциал и стать крупным региональным центром подготовки специалистов в сфере массовых коммуникаций. Весь поток абитуриентов, выбирающих направление подготовки «Реклама и связи с общественностью», стал концентрироваться в ВятГУ.

В ходе объединения ВятГГУ и ВятГУ было проведено исследование «Этические аспекты профессиональной деятельности в представлении студентов, обучающихся по направлению "Реклама и связи с общественностью"» (2016), которое показало, что отношение студентов одних и тех же курсов и направлений подготовки разных вузов, к некоторым вопросам РЯ-деятельности отличаются друг от друга. Также было интересно проследить, как меняются взгляды на профессию у тех, кто только начал

получать профессиональные компетенции - первокурсников и тех, кто завершает этот процесс - студентов 4 курса.

В анкетировании приняли участие студенты ВятГГУ (1 курс - 12 человек, 4 курс - 8 человек) и студенты ВятГУ (1 курс - 17 человек, 4 курс -8 человек) очной формы обучения.

Профессию РЯ-специалиста студенты-первокурсники обоих вузов характеризуют практически одинаково: востребованная (современная) (100%), творческая (58%) - 1 курс ВятГГУ; интересная (увлекательная) (94%), творческая (70%) - 1 курс ВятГУ. У студентов 4 курса ВятГГУ взгляды на профессию приобретают несколько прагматичный характер: престижная (75%), прибыльная (50%). Студенты 4 курса ВятГУ в большей степени остаются верны своим взглядам: интересная (увлекательная) (88%), творческая (88%).

Престижность профессии PR-специалиста в современной России большинство первокурсников ВятГГУ (50%) оценивают на 4 балла из 5, приводя следующие аргументы (при этом смешиваются понятия «реклама» и «связи с общественностью»): «высокая зарплата», «перспективная и нужная работа», «нехватка высококвалифицированных специалистов», «без рекламы никуда», «реклама - двигатель торговли».

47% первокурсников ВятГУ оценивают престижность профессии РЯ-специалиста ниже - 3 балла из 5, приводя следующие аргументы: «не так часто можно встретить PR-специалиста», «не особо развита», «новая профессия, ещё не успела достигнуть высокого уровня развития», «много специалистов, не имеющих специальных навыков», «о ней не много кто знает, но кто знает, понимает, что она необходима».

Большинство студентов 4 курсов ВятГГУ (75%) и ВятГУ (38%) дают 3-бальную оценку престижности профессии РЯ-специалиста. При этом студенты ВятГГУ связывают РЯ-деятельность с негативными аспектами: «об этой профессии не говорят», «обыватели думают, что РЯ-специалисты обманывают их», «медленное развитие профессии», «низкий бюджет на РЯ-

деятельность», а студенты ВятГУ с положительными аспектами: «данная профессия проникает в разные сферы деятельности человека», «всё больше компаний обращаются за помощью в PR-агентства», «приносит пользу в современное общество», «PR-специалист принимает нестандартные решения», «так как нужна очень многим организациям в современном мире».

Самые важные качества РЯ-специалиста по мнению первокурсников ВятГГУ - это коммуникабельность (100%), креативность (50%); ВятГУ -коммуникабельность (100%), ответственность (29,4%). У студентов 4 курса ВятГГУ важным качеством РЯ-специалиста остаётся коммуникабельность, но снижается процент тех, кто в этом уверен (63%) и набирает вес такое качество как ответственность (50%). Похожая тенденция снижения важности качества «коммуникабельность» наблюдается и у четверокурсников ВятГУ -63%, а на первое место выходит креативность - 75%.

Среди непрофессиональных качеств РЯ-специалиста студентами ВятГГУ (1 и 4 курсы) выделяются: грубость (79%), замкнутость (58%), лень (50%); студентами ВятГУ (1 и 4 курсы): замкнутость (61%), скучность (38%), грубость (29%).

Под этикой РЯ студентами 1 курса (ВятГГУ и ВятГУ) понимаются определенные нормы поведения в сфере PR, регламентирующие в некотором смысле действия специалиста и запрещающие безнравственные действия. Студенты 4 курса (ВятГГУ и ВятГУ) дают более конкретное объяснение -это соблюдение норм морали и общественных интересов, не выход за рамки приличия (дозволенного).

На вопрос «Согласны ли вы с тезисом, что в РЯ своя этика, в журналисте - своя и т.д.?» большинство студентов 1 курса (ВятГГУ и ВятГУ) - 69% отвечают «скорее, да». На четвертом курсе (ВятГГУ и ВятГУ) на этот вопрос большинство студентов уже дают уверенный ответ «да» - 63%.

Под основные этические запреты в профессии у студентов 1 курса (ВятГГУ и ВятГУ) попадают: грубость, бестактность, обман (враньё), использование нецензурной лексики (брань), использование чёрного РЯ,

использование чужих идей; у студентов 4 курса (ВятГГУ и ВятГУ): разглашение конфиденциальной информации о клиентах и организации, некорректные взаимоотношения с журналистами, нанесение ущерба имиджу, чести и достоинству.

Студенты обоих вузов (ВятГГУ и ВятГУ) считают, что в профессиональной деятельности можно пойти на этический компромисс, если этого требуют интересы РЯ-проекта и сложившаяся ситуация - 59% (1 курс). К 4 курсу этот показатель растёт, и готовность к этическому компромиссу уже высказывают 69% выпускников. При этом, если на этическом компромиссе будет настаивать заказчик, то согласится с этим примерно половина опрошенных первокурсников - 48%, а вот 50% студентов 4 курса скорее всего откажутся от такого предложения. В то же время, если на этом будет настаивать руководство организации, в которой будет работать опрашиваемый, то согласятся на предложение 48% первокурсников и 38% четверокурсников.

По мнению студентов, к тем, кто грубо нарушает профессиональную этику, необходимо применять следующие меры: увольнять, штрафовать, арестовывать и судить, запрещать публиковать материалы - 1 курс (ВятГГУ и ВятГУ); объявлять выговор, увольнять, штрафовать, игнорировать как специалиста, на первый раз простить, потом судить, ограничить деятельность - 4 курс (ВятГГУ и ВятГУ).

К самым важным изменениям на рынке рекламы и РЯ, которые произошли в последние время (на 2016 год) первокурсники отмечают: развитие рекламы в интернете, изменение технологий, изменения в законе, смещение акцента на политику и патриотизм, появление видеоблогов как средства рекламы, изменение общественных настроений. Студенты 4 курса отмечают: развитие СМИ и Интернет, уход деятельности в Интернет, негативное отношение к прямой рекламе, усталость от рекламы.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что на тот период у студентов не до конца было сформировано представление о

профессиональной деятельности и качествах специалиста по связям с общественностью. Выявилась необходимость уделять более пристальное внимание вопросам профессиональной этики, вводить в учебный план дисциплины, отражающие актуальные изменения в профессиональной деятельности и привлекать соответствующих специалистов-практиков. Эти замечания были учтены в последующие годы.

С 2017 года кафедра журналистики и интегрированных коммуникаций ВятГУ начинает активно развивать проектную деятельность (зав. кафедрой Ю. В. Игошина). Команды студентов и преподавателей кафедры входят в состав рабочих групп урбанфорумов (2018, 2019), становятся активными организаторами и участниками профессиональных региональных и межрегиональных конкурсов и медийных хакатонов «Серебряные нити - Приволжье и Урал», «Молодежь и выборы», «Медиа Мастер», становятся победителями Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме», принимают ежегодное участие в Молодежном форуме Приволжского федерального округа «аВолга». В мае 2021 года команда студентов-бакалавров впервые приняла участие в вузовском отборочном чемпионате по стандартам World Skills по компетенции «Реклама».

Сегодня на выпускающей кафедре ведётся подготовка бакалавров и магистров по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», бакалавров по направлению подготовки «Журналистика».

Учёные кафедры проводят фундаментальные и прикладные исследования в области современных интегрированных коммуникаций и медиа, теории цифровой книги и документологической концепции книги, изучают социокультурную роль медиа и рекламные аспекты явлений «сетевого общества», анализируют концептологические

и лингвокультурные аспекты изучения текстов медиа, активно включаются

в решение новых задач [О кафедре журналистики и интегрированных коммуникаций, 2021].

Выводы

Проведенное исследование показывает, получившее развитие в начале XXI века высшее образование в сфере рекламы и связей с общественностью в Кировской области востребовано и продолжает успешно развиваться.

На сегодняшний день всеми кировскими высшими учебными заведениями подготовлено более 1100 специалистов по рекламе и связям с общественностью. Выпускники успешно реализуют свой потенциал, как в регионе, так и за её пределами, некоторые из них уже передают свой опыт новому поколению талантливых и креативных молодых людей, чей выбор пал на эту профессиональную сферу.

Кафедра журналистики и интегрированных коммуникаций Вятского государственного университета продолжила развивать заложенные ранее традиции и стала региональным центром подготовки специалистов в сфере массовых коммуникаций.

Библиография

Азарова Л. В., Иванова К. А. Образование PR-специалистов: 10 лет спустя // Петербургская школа PR: от теории к практике. - Вып. 1.: Сб. статей. - СПб., 2003. С. 2425.

Азарова Л. В., Почекаев Р. Ю. Новые тенденции и требования к образованию PR-специалистов: PR-специалисты для научно-технической сферы и PR-навыки для технических специалистов Public Relations - наука, образование, профессия: Мат. научно-практ. семинара. - СПб., 2012.

Азарова Л. В. Людмила Азарова: «Но корабль плывет...» (юбилейное интервью) // Российская пиарология: тренды и драйверы. - Вып. 12.: Сб. научных трудов в честь доцента Л. В. Азаровой / ред. А. Д. Кривоносов. - СПб., 2021. С. 7-12.

Бердинских В. А. Проблемы устной истории в СССР // Этнографическое обозрение. 1992. № 5. С. 149-152.

Бородай А. Д. Факультету рекламы МосГУ - 20 лет: эффект накопленного опыта // XIX Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами

маркетинга, рекламы и связей с общественностью, дизайна и смежных направлений / Сборник материалов. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2015. С.17-35.

Вятский государственный гуманитарный университет. 1914-2004. Памятная книга. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. С. 266, 290.

Каминская А. Фестиваль студенческой рекламы Поволжья "Вятка - креатив" // https://www.gtrk-Yyatka.ru/vesti/13124-festival-studencheskoi j -reklamy-povolzhia-viatka.html (дата обращения 12.07.2021).

Мальщукова О. В «семье» PR - пополнение // Вестник МГЭИ. № 1 (82) 7 июня 2010. С. 2. URL: https://mgeu-kirov.ru/upload/foto-2Q20/stud-iizn/38.pdf (дата обращения 10.07.2021).

Минаева Л. В. К 15-летию Ассоциации преподавателей по связям с общественностью // Российская школа связей с общественностью: альманах. - Вып. 17. -М., 2020. С. 12-27.

Минаева Л. В., Сабирова Д. К. Как это было // Российская школа связей с общественностью: альманах. - Вып. 6. - М., 2015. С. 15-31.

О кафедре журналистики и интегрированных коммуникаций // Официальный сайт ВятГУ. URL: https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/o-kafedre-zhurnalistiki-i-

integrirovannyih-kommuni.html (дата обращения 11.07.2021).

Поспелова Н. И., Зорина Л. Н. Лента времени: кафедра культурологи и рекламы // СКВОЗЬ ГРАНИЦЫ: культурологический альманах. Вып. 9-10. - Киров. - Изд-во ВятГГУ, 2010-2011, С. 162-176.

Поспелова Н. И. Вятка-креатив-2016: послесловие. URL: https://www.Yyatsu.ru/internet-gazeta/nashi-noYOsti/obschestYennaya-zhizn/Yyatka-kreatiY-2016-posleslovie.html (дата обращения 12.07.2021).

Поспелова Н. И. Два небудничных дня уходящего года. Итоги фестиваля «Вятка-Креатив-2017». URL: https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/nashi-novosti/obschestvennaya-zhizn/itogi-festivalya-vyatka-kreativ-2017.html (дата обращения 12.07.2021).

Программы. Сборники докладов // Межвузовская студенческая научная конференция «Весна». - Кировский филиал МГЭИ, 2010-2019 гг. URL: https://mgeu-kirov.ru/nauchnye-konferentsii-rezultaty-raboty/ (дата обращения 11.07.2021).

Сорокина Р. Вадим Тимшин: «У нас сильные преподаватели и замечательные студенты» // ТДТ. 2010. № 5-6. С. 32-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сухотерин Л. Я., Тимшин В. А., Юдинцев И. В. Организация работы отдела по связям с общественностью : учеб. пособие для студ., обучающихся по специальности

030602.65 Связи с общественностью. - Киров, Кировская областная типография, 2011. -336 с.

Сыченкова А. В., Козлова О. В. Проблемы и перспективы PR-образования в регионах (на примере Республики Татарстан) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, № 5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/128PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/128PVN515

Тимшин В. А. Некоторые страницы истории рекламы в г. Кирове (1950-1980е гг. ХХ века) // Научный вестник Кировского филиала МГЭИ № 12. - Киров: МГЭИ, 2002. С. 518-524.

Философия - культура - социум: аспекты взаимодействия. Сборник научных материалов студентов и аспирантов [отв. ред. М. П. Голенок, М. В. Соболева]. - Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2010. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19651123 (дата обращения 04.07.2021).

Хроника 1996-2009 // Вестник МГЭИ. 8 марта 2010. URL: https://mgeu-kirov.ru/upload/foto-2020/stud-iizn/39.pdf (дата обращения 10.07.2021).

Шарахина Л. В., Ранчин А. В. Профессиональная подготовка в сфере рекламы и связей с общественностью в регионах России: проблема брендинга образовательной организации // ДИСКУРС. 2020. Т. 6, № 2. С. 44-60. DOI: 10.32603/2412-8562-2020-6-2-4460

Юмагулов И., Булатова Н. На щите и под щитом // Комсомольское племя. 1968. № 74. 21 июня. С. 9.

References

Azarova L. V., Ivanova K. A. (2003) Obrazovaniyye PR-spetsialistov: 10 let spustya [PR education: 10 years later] Peterburgskaya shkola PR: ot teorii kpraktike 1: 24-25.

Azarova L. V., Pochekayev R. Yu. (2012) Novyye tendentsii i trebovaniya k obrazovaniyu PR-spetsialistov: PR-spetsialisty dlya nauchno-tekhnicheskoy sfery i PR-navyki dlya tekhnicheskikh spetsialistov Public Relations - nauka, obrazovaniye, professiya [New trends and requirements for the education of PR specialists: PR specialists for the scientific and technical sphere and PR skills for technical specialists Public Relations - science, education, profession] Mat. nauchno-prakt. seminara. Saint Petersburg.

Azarova L. V. (2021) Lyudmila Azarova: «No korabl' plyvet...» (yubileynoye interv'yu) [Lyudmila Azarova: "But the ship is sailing ..." (anniversary interview)] Rossiyskaya piarologiya: trendy i drayvery. In A. D. Krivonosov (ed). Saint Petersburg: Sb. nauchnykh

trudov v chest' dotsenta L. V. Azarovoy [Collection of scientific papers in honor of Associate Professor L.V. Azarova] 12: 7-12.

Berdinskikh V. A. (1992) Problemy ustnoy istorii v SSSR [Problems of oral history in the USSR] Etnograficheskoye obozreniye [Ethnographic review] 5 : 149-152.

Boroday A. D. (2015) Fakul'tetu reklamy MosGU - 20 let: effekt nakoplennogo opyta [Advertising Faculty of Moscow State University - 20 years: the effect of accumulated experience] XIX Mezhdunarodnaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya zaveduyushchikh kafedrami marketinga, reklamy i svyazey s obshchestvennost 'yu, dizayna i smezhnykh napravleniy /Sbornik materialov [XIX International scientific and methodological conference of heads of departments of marketing, advertising and public relations, design and related areas / Collection of materials]. Moscow: Publishing house of the Moscow University for the Humanities, pp. 17-35.

Filosofiya - kul'tura - sotsium: aspekty vzaimodeystviya. Sbornik nauchnykh materialov studentov i aspirantov (2010) [Philosophy - culture - society: aspects of interaction. Collection of scientific materials of students and graduate students] In: M. P. Golenok, M. V. Soboleva (ed). Kirov: Vyatskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet [Vyatka State Humanitarian University]. Data obrashcheniya 04.07.2021. URL:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19651123

Kaminskaya A. (2011) Festival' studencheskoy reklamy Povolzh'ya "Vyatka - kreativ" [Festival of student advertising of the Volga region "Vyatka - creative"]. Data obrashcheniya 12.07.2021) URL: https://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/13124-festival-studencheskojj -reklamy-povolzhja-vjatka.html

Khronika 1996-2009 (2010) [Chronicle 1996-2009] Vestnik MGEI [Bulletin of the Kirov branch of the Moscow Institute of Humanities and Economics]. Data obrashcheniya 10.07.2021. URL: https://mgeu-kirov.ru/upload/foto-2020/stud-jizn/39.pdf

Mal'shchukova O. (2010) V «sem'ye» PR - popolneniye [In the "family" of PR -replenishment] Vestnik MGEI [MGEI Bulletin] 1 (82) : 2. Data obrashcheniya 10.07.2021. URL: https://mgeu-kirov.ru/upload/foto-2020/stud-jizn/38.pdf

Minayeva L. V. (2020) K 15-letiyu Assotsiatsii prepodavateley po svyazyam s obshchestvennost'yu [To the Fifteenth Anniversary of Association of Public Relations Educators] Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu: al'manakh [Russian school of public relations: almanac] 17: 12-27.

Minayeva L. V., Sabirova D. K. (2015) Kak eto bylo [The Way It Was] Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu: al'manakh [Russian school of public relations: almanac] 6: 15-31.

O kafedre zhurnalistiki i integrirovannykh kommunikatsiy. Ofitsial'nyy sayt VyatGU. (2021) [About the Department of Journalism and Integrated Communications // Official site of VyatSU]. Data obrashcheniya 11.07.2021 URL: https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/o-kafedre-zhurnalistiki-i-integrirovannyih-kommuni.html

Pospelova N. I. (2016) Vyatka-kreativ-2016: poslesloviye [Vyatka-creative-2016: afterword]. Data obrashcheniya 12.07.2021. URL: https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/nashi-novosti/obschestvennaya-zhizn/vyatka-kreativ-2016-posleslovie.html

Pospelova N. I. (2017) Dva nebudnichnykh dnya ukhodyashchego goda. Itogi festivalya «Vyatka-Kreativ-2017» [Two non-working days of the outgoing year. Results of the festival "Vyatka-Creative-2017"]. Data obrashcheniya 12.07.2021. URL: https://www.vyatsu.ru/internet-gazeta/nashi-novosti/obschestvennaya-zhizn/itogi-festivalya-vyatka-kreativ-2017.html

Pospelova N. I., Zorina L. N. (2010-2011) Lenta vremeni: kafedra kul'turologi i reklamy [Timeline: Department of Cultural Studies and Advertising] SKVOZ'' GRANITsY: kul'turologicheskiy al'manakh. Vyp. 9-10 [THROUGH THE BORDERS: a culturological almanac. Issue 9-10] Kirov: Izd-vo VyatGGU [VyatGGU publishing house], pp. 162-176.

Programmy. Sborniki dokladov (2010-2019) [Programs. Collections of reports]. Mezhvuzovskaya studencheskaya nauchnaya konferentsiya «Vesna» [Interuniversity student scientific conference "Spring"]. Kirovskiy filial MGEI [Kirov branch of the Moscow Institute of Humanities and Economics]. Data obrashcheniya 11.07.2021. URL: https://mgeu-kirov.ru/nauchnye-konferentsii-rezultaty-raboty/

Sharakhina L. V., Ranchin A. V. (2020) Professional'naya podgotovka v sfere reklamy i svyazey s obshchestvennost'yu v regionakh Rossii: problema brendinga obrazovatel'noy organizatsii [Professional training in the field of advertising and public relations in the regions of Russia: the problem of branding an educational organization]. DISKURS 6 ; 2 : 44-60. DOI: 10.32603/2412-8562-2020-6-2-44-60

Sorokina R. (2010) Vadim Timshin: «U nas sil'nyye prepodavateli i zamechatel'nyye studenty» [Vadim Timshin: "We have strong teachers and wonderful students"]. TDT [Commodity-Money-Commodity] 5-6 : 32-33.

Sukhoterin L. Ya., Timshin V. A., Yudintsev I. V. (2011) Organizatsiya raboty otdelapo svyazyam s obshchestvennost'yu : ucheb. posobiye dlya stud., obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 030602.65 Svyazi s obshchestvennost'yu. [Organization of the work of the public relations department: textbook. manual for students studying in the specialty 030602.65 Public Relations]. Kirov: Kirovskaya oblastnaya tipografiya [Kirov regional printing house].

Sychenkova A. V., Kozlova O. V. (2015) Problemy i perspektivy PR-obrazovaniya v regionakh (na primere Respubliki Tatarstan) [Problems and prospects of PR education in the

regions (on the example of the Republic of Tatarstan). Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» [Science of Science]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/128PVN515.pdf. DOI: 10.15862/128PVN515

Timshin V. A. (2002) Nekotoryye stranitsy istorii reklamy v g. Kirove (1950-1980e gg. XX veka) [Some pages of the history of advertising in Kirov (1950-1980s of the XX century)] Nauchnyy vestnik Kirovskogo filiala MGEI [Scientific bulletin of the Kirov branch of the Moscow Institute of Humanities and Economics] 12 : 518-524.

Vyatskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet. 1914-2004. Pamyatnaya kniga (2004) [Vyatka State Humanitarian University. 1914-2004. Commemorative book]. Kirov: Publishing house of VyatGGU, pp. 266, 290.

Yumagulov I., Bulatova N. (1968) Na shchite i pod shchitom [On the shield and under the shield]. Komsomol'skoyeplemya [Komsomol tribe] 74 : 9.

Сведения об авторе

Тимшин Вадим Алексеевич - кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров; e-mail: va_timshin@vyatsu.ru

Vadim Timshin - Ph.D, associate Professor, Vyatka State University, Kirov, Russia; e-mail: va_timshin@vyatsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.