Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: НИЖЕГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА'

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: НИЖЕГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / НИЖЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА PR / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / КОНКУРЕНТНАЯ ГАРМОНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ротанова М.Б., Федорова М.В.

Авторы рассматривают этапы становления и развития Нижегородской школы связей с общественностью. В статье представлена характеристика научных направлений и профессиональных сообществ. Авторы выделяют региональную специфику Нижегородской школы PR, которую характеризуют как конкурентную гармонию. Под конкурентной гармонией в статье понимается функционирование трех научнообразовательных направлений Нижегородской школы PR в рамках своих проблемных полей: коммуникационный менеджмент, маркетинг и журналистика. В статье представлен анализ научно-исследовательской деятельности выпускающих кафедр, что делает возможным прогноз дальнейшего развития научного потенциала региона, и как следствие, развития Нижегородской школы PR. Предметом исследовательского интереса становится деятельность Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Также в статье характеризуются профессиональные объединения Нижнего Новгорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CHARACTERISTICS OF PUBLIC RELATIONS: RESEARCH AND ACADEMIC SCHOOL OF NIZHNY NOVGOROD

He authors consider different stages of Nizhny Novgorod public relations school formation and development. The article gives an overview of research directions as well as communities of professionals. The authors emphasize the regional specific features of NN PR School, which is treated as competitive harmony. The authors argue that the notion of competitive harmony is viewed as coexistence of 3 academic directions of Nizhny Novgorod PR School within the framework of their problem fields: communication management, marketing and journalism. The article provides the analysis of the graduating departments research activity, which raises the likelihood of a positive forecast for further scientific development in the region, resulting in enhancing Nizhny Novgorod PR School. The scientific activity of Nizhny Novgorod State Linguistics University named after N.A. Dobrol'ubov is the subject of research work. The authors also highlight the specific features of Nizhny Novgorod professional communities.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: НИЖЕГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УДК: 659.37 ББК: 73 ГРНТИ: 04.21.41 ВАК: 22.00.04

М.Б. Ротанова, М.В. Федорова Нижний Новгород, Россия

Региональная специфика связей с общественностью: Нижегородская

научно-образовательная школа

Аннотация. Авторы рассматривают этапы становления и развития Нижегородской школы связей с общественностью. В статье представлена характеристика научных направлений и профессиональных сообществ. Авторы выделяют региональную специфику Нижегородской школы РЯ, которую характеризуют как конкурентную гармонию. Под конкурентной гармонией в статье понимается функционирование трех научно-образовательных направлений Нижегородской школы РЯ в рамках своих проблемных полей: коммуникационный менеджмент, маркетинг и журналистика. В статье представлен анализ научно-исследовательской деятельности выпускающих кафедр, что делает возможным прогноз дальнейшего развития научного потенциала региона, и как следствие, развития Нижегородской школы РЯ. Предметом исследовательского интереса становится деятельность Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Также в статье характеризуются профессиональные объединения Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: связи с общественностью, научно-образовательные направления, Нижегородская школа РЯ, высшее образование, профессиональное сообщество, конкурентная гармония, региональная специфика.

Regional Characteristics of Public Relations: Research and Academic

School of Nizhny Novgorod

Abstract. The authors consider different stages of Nizhny Novgorod public relations school formation and development. The article gives an overview of research directions as well as communities of professionals. The authors emphasize the regional specific features of NN PR School, which is treated as competitive harmony. The authors argue that the notion of competitive harmony is viewed as coexistence of 3 academic directions of Nizhny Novgorod PR School within the framework of their problem fields: communication management, marketing and journalism. The article provides the analysis of the graduating departments research activity, which raises the likelihood of a positive forecast for further scientific development in the region, resulting in enhancing Nizhny Novgorod PR School. The scientific activity of Nizhny Novgorod State Linguistics University named after N.A. Dobrol'ubov is the subject of research work. The authors also highlight the specific features of Nizhny Novgorod professional communities.

Key words: public relations, research and academic directions, Nizhny Novgorod PR School, higher education, professional community, competitive harmony, regional distinguishing characteristics.

Постановка проблемы

Желание проследить опыт научно-практической деятельности в области связей с общественностью, выявить и осмыслить сложившиеся научные и образовательные традиции Нижнего Новгорода послужило мотивом для написания данной статьи.

Методологическим основанием исследования Нижегородской научно -образовательная школы выступают научные взгляды представителей Петербургской школой PR (Л. В. Азаровой, В. А. Ачкасовой, А. Д. Кривоносова, М. А. Шишкиной и др.) [Азарова, Ачкасова, Кривоносов, 2018].

История вопроса

Сначала был опыт. Говоря о практической деятельности по связям с общественностью в регионе, необходимо сделать акцент на территориальной специфике - близость к Москве, которая, по мнению авторов статьи, сыграла Нижнему Новгороду неоднозначную роль. С одной стороны, близость поспособствовала одновременному принятию новых веяний. В городе уже в конце 80-х - начале 90-х годов была заметна РЯ-активность: в органах государственной появились первые пресс-секретари, затем пресс-службы; первые коммерческие организации, специализирующихся на близких к РЯ направлениях работы.

С другой стороны, именно шаговая доступность «московских»: специалистов, возможностей, ресурсов и «пафоса» затмили, а точнее, сделали на этапе становления почти невидимыми на федеральном уровне нижегородских специалистов и компаний. Уточним, что эта «невидимость» подпитывалась и запускалась как региональными базисными субъектами PR-деятельности («Мы пригласили специалистов из Москвы»), так и культивировалась представителями «столицы» («PR за пределами Садового кольца» - название круглого стола, проходившего в Нижнем Новгороде в рамках Первого регионального этапа конкурса студенческих работ в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин»).

За три десятилетия РЯ-ландшафт Нижнего Новгорода претерпевал характерные для всей отрасли изменения. В настоящий момент коммуникационная система Нижнего Новгорода представлена сформированными устойчивыми научно-образовательными школами, яркими и авторитетными представителями экспертного блока, РЯ-департаментами бизнес-структур и промышленных холдингов, отделами по связям с общественностью государственных, некоммерческих организаций, пресс-службами, PR и коммуникационными агентствами.

По результатам проведенного в октябре-декабре 2019 г. исследования «Ландшафт коммуникационных агентств Нижнего Новгорода» (научный

руководитель доц. М.Б. Ротанова) в Нижнем Новгороде зарегистрировано более 300 коммуникационных агентств, из них 264 осуществляли свою деятельность на момент проведения исследования. При взгляде на рынок коммуникационных агентств по географическому критерию становится очевидно, что подавляющее большинство агентств Нижнего Новгорода -местные агентства (91,3%), лишь 8,7% общероссийские. Данная тенденция характерна для всех региональных рынков, единственный нюанс — это близость столицы, и, несмотря на это, практически весь рынок занимают местные агентства.

Полученные в ходе анализа результаты исследования Возникновение потребности в передаче опыта. Первые лицензированные образовательные курсы по связям с общественностью в Нижнем Новгороде «Школа PR-менеджеров» были организованы АНО «Биржа + Пресс-клуб» в 1997 г. по инициативе А.Ф. Векслер, организатора тематической региональная конференция «Связи с общественностью для бизнеса» (май 2000 г.) [Связи с общественностью, 2000] и дипломанта в номинации «Лучшая работа по теории PR» конкурса PRоба-2001 г. за книгу «Связи с общественностью для бизнеса» [Векслер, 2001].

Именно с 1997 года нижегородские вузы предпринимают первые попытки внедрения новой специальности. Вслед за представителями Петербургской школы PR [Азарова, Ачкасова, Кривоносов, 2018: 140] рассматривать дальнейшее становление научно-образовательных школ Нижнего Новгорода применительно к связям с общественностью будем на базе высших образовательных учреждений.

В 1998 г. в Нижнем Новгороде специальность 350400 - «Связи с общественностью» была открыта:

- в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова (кафедра философии, социологии и теории социальной коммуникации, профессор, д.ф.н. Е.П. Савруцкая);

- в Нижегородском государственной университете им. Н.И. Лобачевского (кафедра журналистики, профессор, д.п.н. О.Н. Савинова);

- в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева (кафедра социальной философии и политологии профессор, д.ф.н. А.М. Бекарев; с 2002 г. кафедра связи с общественностью, маркетинг и коммуникации, доцент, к.э.н. Е.А. Зайцева).

В 1999 г. к подготовке специалистов по связям с общественностью примкнул Нижегородский коммерческий институт (в 2012 г. присоединенный к ННГУ), в котором по инициативе доцента, к.ф.н. (ныне д.ф.н.) И.Б. Архангельской в рамках специальности 080200.62 «Менеджмент» реализовывалась программа специализации «Управление связями с общественностью». Впоследствии еще несколько филиалов и коммерческих вузов пытались открыть специальность или специализацию, но на рынке образовательных услуг они не удержались.

Логическим продолжением развития данного рынка стало освоение еще одной социально-коммуникативной специальности - реклама. Так, на кафедре философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ им. Н. А. Добролюбова в 2002 г. в НГЛУ была открыта специальность 350700 «Реклама».

Бакалавриат. Дальнейшие изменения произошли с переходом на двухуровневую систему подготовки и объединения специальностей связи с общественностью и рекламы в единый блок направления подготовки 42.03.01 (031600.62) «Реклама и связи с общественностью». С 2011 г. обучение по программам бакалавриата в НГЛУ, ННГУ и НГТУ начали осуществлять по профилям «Реклама и связи с общественностью в коммерческом секторе» и «Реклама и связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении». Впоследствии в НГТУ отказались от профилей, а в ННГУ при кафедре теории политики и коммуникации, возглавляемой профессором, д.п.н. М.И. Рыхтик, открыли профиль «Реклама и связи с общественностью в политике и коммерции» (2013 г.).

Магистратура. В Нижегородском государственном лингвистическом университете по направлению подготовки 42.04.01 (031600.68) «Реклама и связи с общественностью» в 2012 г. была начата подготовка по магистерской программе «Реклама и связи с общественностью в сфере бизнеса», а с 2020 г. программа «Технологии event-сервиса (на английском языке)». Формы обучения - очная, очно-заочная, заочная.

В это же время кафедра «Связи с общественностью, маркетинг и коммуникации» НГТУ им. Р.Е. Алексеева также открыла магистратуру по рекламе и связям с общественностью. Направленность образовательных программ в 2020 г. - «Маркетинговые коммуникации в организации», «Интернет-коммуникациям в рекламе и связях с общественностью». Форма обучения - очная и заочная.

Кафедра журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского осуществляет набор на очное отделение по направлению подготовки 42.04.02 «Журналистика», магистерская программа «Паблик рилейшнз».

В настоящий момент на рынке образовательных услуг по направлению подготовки 42.03.01 и 42.04.01 «Реклама и связи с общественностью» сложилась стабильная, проверенная десятилетиями обстановка. Три научно-образовательные школы, существующие в конкурентной гармонии, представляют уникальное сочетание образовательных и научных акцентов, определяемых научными интересами и профилями кафедр. Доминанты в образовательных программах обусловлены проблемным полем научных взглядов - коммуникационный менеджмент (НГЛУ), маркетинг (НГТУ) и журналистика (ННГУ).

Научно-исследовательская деятельность. Будучи представителями Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ), позволим себе более детально остановится на этапах становления PR-специальности именно в стенах нашего университета. Выпускающей кафедрой является кафедра философии, социологии и теории

социальной коммуникаций (ранее кафедра философии (до 1998 г.) и кафедра философии и теории социальной коммуникаций (до 2010 г.)).

Научный интерес к философии коммуникации профессора, д.ф.н. Е.П. Савруцкой [Савруцкая, 1996], заведующей кафедрой (с 1987 г.) НГЛУ, послужил, во-первых, толчком к повороту научных исследований к социально-философскому осмыслению современных коммуникативных процессов в рамках целевой аспирантуры, во-вторых, к появлению направления исследований и научной школы «Человек в системе коммуникаций», в-третьих, к появлению в НГЛУ обучения по специальностям «связи с общественностью» и «рекламы».

На кафедре философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ работают 4 доктора философских наук, доктор социологических наук, 7 кандидатов философских наук и 3 кандидата политических, экономических и юридических наук. Социально-философская проблематика, медиафилософия, антропология и социология коммуникаций, социально-политические институты - вот не полный перечень научных интересов профессорско-преподавательский состава.

Преемственность научных и педагогических традиций прослеживается уже в трехпоколенном представительстве кафедры. Так, доц. М.Б. Ротанова была одной из первых аспиранток проф. Е.П. Савруцкой, защитившая диссертацию по социальной философии теме «Культура понимания как фактор стабилизации современной коммуникативной ситуации» (Н.Новгород, 2000 г.). К.ф.н. О.Н. Багаева («Сравнительный анализ проблемы общения в философских воззрениях Н.А. Бердяева И К. Ясперса», Н.Новгород, 2007 г.) является выпускницей 2004 года специальности связи с общественностью. В настоящее время начинают работу над кандидатскими диссертациями выпускники направления подготовки реклама и связи с общественностью, пройдя путь от бакалавриата до аспирантуры при кафедре. Две докторские диссертации, 24 кандидатских по социальной философии,

философской антропологии и философии культуры - таковы предварительный итог научной школы «Человек в системе коммуникации».

Актуальность научного дискурса подтверждается проведенными с 1997 г. на базе кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации НГЛУ 13 международными научно-практическими конференциями различной проблематики, вписанной в единый научный контент, нашедший отражение в материалах конференции и в сборниках научных трудов «Человек в системе коммуникации» (2005, 2010 гг.).

В 1999 г. на базе кафедры прошла первая в Нижнем Новгороде международная научно-практическая конференция «Связи с общественностью: образовательные программы и практические модели» [Связи с общественностью: образовательные, 2000], в работе которой приняли участие общественные деятели, российские и зарубежные ученые.

Акценты на философии и социологии коммуникаций, коммуникационном и культурном менеджменте выступают маркерами образовательных традиций кафедры, сформированных не только под влиянием научных интересов профессорско-преподавательского состава, но и связанных с интеграцией в лучшие мировые и российские практики по связям с общественностью.

Образовательный процесс по подготовке специалистов по связям с общественностью начинался в тесном сотрудничестве с проф. А. Ситниковым и проф. Дж. Детвайлером (США). Традиция научного сотрудничества и привлечения к чтению лекций ведущих российских и зарубежных теоретиков и практиков в области рекламы и связей с общественностью трепетно поддерживается на протяжении более 20 лет. Тесное сотрудничество существует с международным научным (проф. М. Фрегли, проф. Р. Крамм, проф. М. Херманн и др.) и российским профессиональным и научным сообществами (проф. С.Ю. Горлов, доц. Ф.Н. Гуров, проф. В.А. Евстафьев, проф. Б.Л. Еремин, проф. В.Р. Мединский, проф. И.Е. Минтусов, проф. Л.В. Минаева, проф. И.В Писарский, доц. И.В.

Огарь, проф. Л.В. Паринова, проф. Д.К. Сабирова, Н.В. Явдолюк и др.) в формате конференций и встреч со студентами.

Особой вехой развития связей с общественностью в НГЛУ выступает появление специальности «связи с общественностью» (2005 г.) и создание кафедры теории социальной коммуникации во Владимирском филиале НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, которую возглавляла доц. М.Б. Ротанова (2008-2009 гг.). К сожалению, реформирование системы высшего образования в РФ не позволило филиалу (директор доц., к.ф.н. Г.И. Макарова) продолжать образовательную деятельность в связи с закрытием. И, так уж сложилось, что почти перед закрытием, кульминационным моментом стало празднование 10-летия Владимирского филиала, которое было отмечено целой серией мероприятий. Продолжая развитие научных и образовательных традиций, во ВФ НГЛУ с апреля по ноябрь 2009 г. проходили юбилейные академические чтения «Человек в системе коммуникаций», в которых приняли участие не только представители НГЛУ (проф. Е.П. Савруцкая, проф. Н.Э. Гронская, проф. Г.П. Рябов, проф. Б.А. Жигалев и др.), но и ведущие представители Московской и Санкт-Петербургской школы РЯ (доц. Л.В. Азарова, проф. А.Д. Кривоносов, доц. В.В. Мехонцев, проф. Л.В. Минаева, проф. Т.М. Полякова, проф. И.Я. Рожков, доц. Е.П. Смольская, проф. М.А. Шилина).

С первых дней проявления специальности по связям с общественностью в НГЛУ, профессорско-преподавательский состав кафедры философии, социологии и теории социальной коммуникации включен в научно-исследовательскую деятельность российского РЯ-сообщества, о чем свидетельствует регулярное участие в международных, всероссийских научно-практических конференциях и событиях. Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Томск и др. — вот локации точек географического пересечения научных интересов нижегородских специалистов и коллег из профессионального сообщества.

Проектная деятельность. Высокий уровень подготовки специалистов в области связей с общественностью и рекламы подтверждается

успешностью выпускников на международном и российском рынках коммуникационных профессий.

Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов достигается благодаря высокому качеству преподавания учебных дисциплин, постоянно действующим при кафедре студенческим научно-практическими клубами и мастерскими («Клуб профессионального мастерства» (доц. М.Б. Ротанова, доц. М.В. Федорова), «Мастерская рекламного и PR-продукта» (проф. Е.И. Кузнецова, доц. Е.Е. Семенов) и др.).

Участие во всероссийских студенческих олимпиадах, фестивалях, конкурсах - важный компонент профессиональной подготовки. Студенческие научные работы и проекты неоднократно становились призерами, лауреатами и дипломантами Всероссийской олимпиады по связям с общественностью (Казань), Всероссийского Фестиваля с международным участием LETI Communication Experts Festival / «PR -профессия третьего тысячелетия» (Санкт-Петербург), Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный апельсин» (Москва), Всероссийской студенческой digital-мастерской «Взлет» (Санкт-Петербург), Всероссийского конкурса «Лучшая выпускная квалификационная работа в области рекламы и связей с общественностью» (АПСО), фестиваля студенческих работ Miracle (Москва) и других международных, всероссийских и региональных профессиональных мероприятий.

Высокий профессионализм преподавательского состава и уровень подготовки были засвидетельствованы и кафедральными наградами. Кафедра стала лауреатом конкурса на звание «Лучшая кафедра рекламы - 2006» (АКАР), а в 2009 году вошла в состав ТОП-10 участников Первого Квалификационного рейтинга учебных структур в области развития общественных связей Российской Федерации (УМО, АПСО и «Серебряный Лучник»).

Выводы

Характеризуя научно-исследовательскую и проектную деятельность нижегородских коллег, необходимо подчеркнуть широту их научных интересов в совокупности с высоким профессионализмом. Теоретико-методологические предпосылки формирования концепции паблик рилейшнз в политологии, выявление специфики и тенденций развития служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления и др. вопросы еще в 1996 г. являлись областью научных интересов заведующей кафедрой журналистики ННГУ, профессора, д.п.н. О.Н. Савиновой [Савинова, 1996]. С 2012 года кафедра журналистики ежегодно является организатором регионального тура по Приволжскому федеральному округу Всероссийского конкурса работ молодых журналистов «Вызов 21 век» и более 15 лет кафедра осуществляет научное руководство проводимых в Нижнем Новгороде Конгрессов народов России.

Соотношение связей с общественностью и маркетинга в сфере бизнеса, маркетинговая оценка конкурентоспособности, а также эволюция и механизмы социального управления входят в круг научных интересов заведующего кафедрой связи с общественностью, маркетинг и коммуникации НГТУ, доцента, к.э.н. Е.А. Зайцевой [Зайцева, 2007]. Всероссийские научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социальной коммуникации», ежеквартальный научный журнал «Мир коммуникаций: тенденции, практики, перспективы» и др. проекты реализуются силами сотрудников кафедры.

Формальные и неформальные профессиональные объединения. История формальных объединений практикующих специалистов и теоретиков в области связей с общественностью Нижнего Новгорода, вступление их во всероссийские сообщества связана с 2000-ми годами. В декабре 2002 г. по инициативе доц., к.п.н. Е.Е. Семенова в Нижнем Новгороде открылось региональное представительство Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО - Нижний Новгород) [Завтра в Нижнем

Новгороде, 2002]. Естественным стремлением представителей нижегородского PR-сообщества стало расширить границы профессионального объединения до уровня Приволжского федерального округа. Так, в июне 2006 г. в Нижнем Новгороде начал свою работу РАСО-Приволжье, которую возглавил депутату Государственной Думы РФ А. Лихачев [В ПФО создано, 2006], члены организации видели необходимость в расстановке приоритетов и системном решении насущных вопросов каждого члена профессионального сообщества [Нижегородское PR-сообщество: роль, 2007].

Не остались в стороне и научно-педагогические работники. С момента основания АПСО представители Нижегородской школы PR активно принимали участие в деятельности Ассоциации преподавателей по связям с общественность [Минаева, Сабирова, 2015: 16]. Осознавая ее консолидирующую роль, идеи АПСО на региональной уровне внедряли индивидуальные члены Ассоциации: проф. Е.П. Савруцкая, доц. Е.А. Зайцева, доц. М.Б. Ротанова.

Подчеркнем, что в нижегородских высших учебных заведениях преподает большое количество практикующих специалистов в области связей с общественностью, журналистики, рекламы и маркетинга, которые в том числе успешны и в научной деятельности. Именно это и обуславливает их членство в таких организациях как РАСО, АКАР, РАМУ, Гильдия маркетологов, Союз журналистов России и многие другие.

Настоящее десятилетие в профессиональном нижегородском сообществе можно охарактеризовать как потребность в неформальном единении. Так, например, по личной инициативе члена РАСО М. Рубинштейна с 2011 г. на регулярной основе проходят PR-day [PR — это про, 2018].

На страницах социальных сетей присутствуют несколько нижегородских групп, неформальных объединений PR-специалистов, маркетологов, журналистов и др. профессионально заинтересованных,

сконцентрированных именно на нижегородских интересах. С лета 2014 г. в ФБ существует группа «Горький Котлер» (716 зарегистрированных участников). Группа создана для обмена практическим опытом, актуальными и теоретическими знаниями в области маркетинга, рекламы, PR и других сопутствующих им отраслей деятельности [Горький Котлер. Всё о]. В ноябре 2015 г. инициаторами профессионального общения была создана открытая группа «Нижегородский PR-клуб», насчитывающая на сегодняшний день 806 участников, сопричастных и интересующихся [Нижегородский PR-клуб].

Подводя итоги, хотелось бы выразить наше согласие с пониманием роли научных школ в брендинге вуза и территории [Кривоносов, 2016]. Подчеркнем, что данная статья является первой попыткой проследить этапы становления и зафиксировать современное состояние научно-образовательных школ Нижегородского PR-сообщества, представить наше видения консолидированных усилий по формулированию и становлению профессионалов в области коммуникативных специальностей.

Библиография

Азарова Л.В., Ачкасова В.А., Кривоносов А.Д. Петербургская школа PR: научная, образовательная и исследовательская парадигмы // Российская школа связей с общественностью. 2018. № 11. С. 138-148.

В ПФО создано отделение РАСО// Сайт «Нижегородское телекоммуникационное агентство» («НТА-Приволжье») Дата размещения 20.06.2006. URL: https://www.nta-nn.ru/news/society/2006/news_386378/?sphrase_id=77403 (Дата обращения 05.01.2020). Векслер А. Ф. Связи с общественностью для бизнеса - Нижний Новгород: PR-Эксперт, 2001.

Горький Котлер. Всё о маркетинге и продвижении в Нижнем Новгороде.... URL:

https://www.facebook.com/groups/gorkykotler/ (Дата обращения 08.01.2020).

Завтра в Нижнем Новгороде откроется региональное представительство Российской

ассоциации по связям с общественностью декабрь // Сайт Иннов.ру. Дата размещения

23.12.2002. URL: https://www.innov.ru/news/nn/122002/23-7.htm (Дата обращения

05.01.2020).

Зайцева Е.А. Соотношение связей с общественностью и маркетинга в сфере бизнеса // PR в зеркале вузовской науки межрегиональная научно-практическая конференция АПСО. 2007. С. 6-9.

Кривоносов А.Д. Научные школы как объект брендинга вуза и территории (к 20-летию Петербургской школы PR) // Брендинг как коммуникативная технология XXI века: Мат. II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. А. Д. Кривоносова. 2016. С. 142-144.

Минаева Л.В., Сабирова Д.К. Как это было // Российская школа связей с общественностью. 2015. № 6. С. 15-31.

Нижегородский PR-клуб (открытая) URL:

https://www.facebook.com/groups/819727211483398/about/ (Дата обращения 08.01.2020). Нижегородское PR-сообщество: роль и место в организации системы региональных коммуникаций (политика, управление, бизнес) // Сайт АПН-НН (Агентство политических новостей - Нижний Новгород). Дата размещения 28.02. 2007. URL: https://apn-nn.com/analytic/nizhegorodskoe-pr-soobshchestvo-rol-i-mesto-v-organizatsii-sistemy-regionalnykh-kommunikatsiy-politi/ (Дата обращения 05.01.2020).

Савинова О.Н. Власть и обществоб на пути к диалогу (региональный аспект). Монография. Нижний Новгород: Изд-во «Литература», 1998.

Савруцкая Е.П. Диалектика образа жизни и культуры общения (цивилизационно-коммуникативный подход): дис. докт. филос. наук: 09.00.11. Новгород, 1996. Связи с общественностью для бизнеса: Сб материалов региональной конференции (30-31 мая 2000г. Нижний Новгород). Н.Новгород. 2000.

Связи с общественностью: образовательные программы и практические модели // Мат. международной научно-практической конференции (21-23 июня 1999г.). Н.Новгород: НГЛУ им.Н.А.Добролюбова, 2000.

PR — это про репутацию // Экономический еженедельник «Курс Н». Дата размещения 10.08.2018. URL: http://kursn.ru/rubrics/rakurs/pr-eto-pro-reputatsiyu.html_(Дата обращения 05.01.2020).

References

Azarova L.V., Achkasova V.A., Krivonosov A.D. (2018) Peterburgskaya shkola PR: nauchnaya, obrazovatel'naya i issledovatel'skaya paradigmy. [St. Petersburg School of PR: Scientific, Education, and Research Peredigms]. In: Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu [The Russian School of Public Relations]. № 11. S. 138-148.

V PFO sozdano otdelenie RASO [In Povolzh'e Federal District the RASO was Established]. Available at: https://www.nta-nn.ru/news/society/2006/news_386378/?sphrase_id=77403 (Accessed 05.01.2020).

Veksler A. F. (2001) Svyazi s obshchestvennost'yu dlya biznesa [Public Relations for Business]. Nizhnij Novgorod: PR-Expert.

Gor'kij Kotler. Vsyo o marketinge i prodvizhenii v Nizhnem Novgorode [Everything about Marketing and Promotion in Nizhny Novgorod]. Available at: https://www.facebook.com/groups/gorkykotler/ (Accessed 08.01.2020).

Zavtra v Nizhnem Novgorode otkroetsya regional'noe predstavitel'stvo Rossijskoj associacii po svyazyam s obshchestvennost'yu dekabr' [Tomorrow the Regional Mission of the Russian PR Association is Opened in Nizhny Novgorod]. Available at: https://www.innov.ru/news/nn/122002/23-7.htm (Accessed 05.01.2020).

Zajceva E.A. (2007) Sootnoshenie svyazej s obshchestvennost'yu i marketinga v sfere biznesa [The Ratio of Public Relations and Marketing in the Business Sphere]. In: PR v zerkale vuzovskoj nauki [PR in the Mirror of University Science]. Pp. 6-9.

Krivonosov A.D. (2016) Nauchnye shkoly kak ob"ekt brendinga vuza i territorii (k 20-letiyu Peterburgskoj shkoly PR) [Scientific Schools as Objects of University and Territorial Branding (to the 20th Anniversary of St. Petersburg School of PR]. In: Brending kak kommunikativnaya tekhnologiya XXI veka [Branding as a Communication Technology of the 21st Century]. Pp. 142-144.

Minaeva L.V., Sabirova D.K. (2015) Kak eto bylo [How it was done]. In: Rossijskaya shkola svyazej s obshchestvennost'yu [The Russian School of Public Relations]. № 6. Pp. 15-31. Nizhegorodskij PR-klub [PR-club of Nizhny Novgorod]. Available at: https://www.facebook.com/groups/819727211483398/about/ (Accessed 08.01.2020). Nizhegorodskoe PR-soobshchestvo: rol' i mesto v organizacii sistemy regional'nyh kommunikacij (politika, upravlenie, biznes) [Nizhny Novgorod PR-community: the Role and place in the System of Regional Communications Management]. Available at: https://apn-nn.com/analytic/nizhegorodskoe-pr-soobshchestvo-rol-i-mesto-v-organizatsii-sistemy-regionalnykh-kommunikatsiy-politi/ (Accessed 05.01.2020).

Savinova O.N. (1998) Vlast' i obshchestvo: na puti k dialogu (regional'nyj aspekt) [The Authorities and the Community: on the way to the Dialog (the Regional Aspect)]. Nizhny Novgorod: Literatura

Savruckaya E.P. (1996) Dialektika obraza zhizni i kul'tury obshcheniya (civilizacionno-kommunikativnyj podhod): dis. dokt. filos. nauk [The Dialectics of Lifestyle and Communication Culture (Civilisation-communicative Approach): Doctorate thesis]. Novgorod.

Svyazi s obshchestvennost'yu dlya biznesa. Sbornik materialov regional'noj konferencii [Public Relations for Business. Proceedings of the Regional Conference]. N. Novgorod, 2000. Svyazi s obshchestvennost'yu: obrazovatel'nye programmy i prakticheskie modeli [Public Relations: Education Programms and Practiical Models]. N.Novgorod: NGLU im. N.A. Dobrolyubova, 2000.

PR - eto pro reputaciyu [PR is about Reputation]. In: Ekonomicheskij ezhenedel'nik «Kurs N» [The Economic Weekly "Course N"]. Available at: http://kursn.ru/rubrics/rakurs/pr-eto-pro-reputatsiyu.html (Accessed 05.01.2020).

Сведения об авторах

Ротанова Мира Борисовна - кандидат философских наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, miraborisovna@gmail.com

Федорова Марина Владимировна - кандидат философских наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

Rotanova Mira B. - Ph.D, Associate of Professor Department of Philosophy, Sociology and Theory of Social Communication, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education "Linguistic University of Nizhny Novgorod "

Fedorova Marina V. - Ph.D, Associate of Professor Department of Philosophy, Sociology and Theory of Social Communication, Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education "Linguistic University of Nizhny Novgorod "

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.