Научная статья на тему 'К 120-летию выхода основополагающих работ Альфреда Бине - нового шага в изучении индивидуальных различий интеллекта и общем прогрессе экспериментальной психологии'

К 120-летию выхода основополагающих работ Альфреда Бине - нового шага в изучении индивидуальных различий интеллекта и общем прогрессе экспериментальной психологии Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
24
3
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / АЛЬФРЕД БИНЕ / ВИКТОР АНРИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Воробьев В.С.

В связи с юбилейной датой рассмотрено историческое значение работ Альфреда Бине с коллегами по созданию более совершенных и адекватных тестов оценки интеллектуальных способностей. Подчеркнута роль его соавтора Виктора Анри в разработке новых подходов к данной проблеме, отличавшихся от способов предшественников, которые придерживались концепции тестирования, предложенной Фрэнсисом Гальтоном

Текст научной работы на тему «К 120-летию выхода основополагающих работ Альфреда Бине - нового шага в изучении индивидуальных различий интеллекта и общем прогрессе экспериментальной психологии»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 159.9

К 120-ЛЕТИЮ ВЫХОДА ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ РАБОТ АЛЬФРЕДА БИНЕ - НОВОГО ШАГА В ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ИНТЕЛЛЕКТА И ОБЩЕМ ПРОГРЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

В.С. ВОРОБЬЕВ* ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва

В связи с юбилейной датой рассмотрено историческое значение работ Альфреда Бине с коллегами по созданию более совершенных и адекватных тестов оценки интеллектуальных способностей. Подчеркнута роль его соавтора Виктора Анри в разработке новых подходов к данной проблеме, отличавшихся от способов предшественников, которые придерживались концепции тестирования, предложенной Фрэнсисом Гальтоном.

Ключевые слова: интеллект, индивидуальные различия, методы оценки, тестирование, история психологии, Альфред Бине, Виктор Анри.

Первопроходческая роль Гальтона

Неповторимость каждой человеческой личности диктовала и по правилам здравого смысла, и по научным законам искать причину индивидуальных различий интеллекта. Именно это породило направление дифференциальной психологии, которое развивалось параллельно с прогрессом общих психологических знаний.

Определенный период здесь господствовала точка зрения Гальтона, универсальный гений которого инспирировал психометрический подход и вообще внедрение математических метолов в антропологию, психологию, психогенетику и другие науки. Ему же принадлежит пионерская идея тестирования и соответственно ее практическая реализация [29]. Им были разработаны тесты сенсорного различения (изучалась острота зрения, сравнивались цвета и звуковые тональности и др.). Он проявил большую изобретательность при постановке опытов по

© Воробьев В.С., 2015.

* Для корреспонденции:

Воробьев Вадим Сергеевич к.м.н., вед. н. с.

ФГБНУ «Психологический институт РАО» 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

измерению и сравнению функций органов чувств, создав ряд приборов: ультразвуковой свисток («свисток Гальтона»), «линейку Гальтона» и т.д. Да и сам термин «тест» был предложен Гальтоном [4].

В дальнейшем методологию Гальтона акцептировал и усовершенствовал американец Кеттелл, прибывший в его лабораторию из Лейпцига, после стажировки у Вундта, не удовлетворившись взглядами последнего на проблему индивидуальных различий в психологии. Кеттелл создал 50 собственных тестов, которые с успехом начал применять по возвращении в США [9, 28].

Главным недостатком Гальтона и его последователей был аналитизм, акцент на изучение периферического звена в цепи ощущения внешних раздражителей. Поэтому со временем его мнение о том, что по способности дифференцировать сенсорные впечатления можно составить представление об уровне интеллекта, было отвергнуто.

Вклад Альфреда Бине

Исторически сложилось так, что на долю Альфреда Бине (рис. 1) выпала доля добиться значительных достижений и стать в ряду выдающихся французских психологов - от Рибо до Пиаже. Особенно это касается его знаменитого теста на интеллект.

Бине окончил юридическую школу в Париже в 1878 году. Затем изучал естественные науки в Сорбонне. С 1883 по 1889 гг. работал исследователем в неврологической клинике Сальпетриер, где имел возможность общаться с крупным ученым Шарко. После этого, в 1891-1894 гг. он продолжил свою деятельность в качестве исследователя и заместителя директора Лаборатории экспериментальной психологии в Сорбонне. В 1894 году Бине стал директором этой лаборатории и занимал указанную должность вплоть до самой смерти в 1911 г.

Рис. 1. Альфред Бине (1857-1911)

Оригинальность Бине как исследователя объясняется особенностями его творческого пути. Например, он глубоко вошел в изучение психологии шахматистов, проводящих сеансы одновременной игры или игры «вслепую», не глядя на доску, и написал об этом книгу [27]. Он лишний раз убедился в значении высших ассоциативных функций человека.

Безусловно, его шестилетнее общение с Шарко и знакомство с тонкостями гипноза оставили свой след в оценке значимости сложных механизмов сознания, процессов торможения в нервной системе и т.д.

Далее, тематика, связанная с онтогенезом, давала пищу для размышлений и новых поисков (он в том числе ставил опыты на своих двух дочерях). И, конечно, сыграл определенную роль выход на проблему индивидуальных различий и четкое осозна-

ние некоторого тупика именитых предшественников (Гальтон и др.) из-за методологических ограничений при ориентации на звено ощущений, оставлявшей за скобками всю сложность интегративной функции мозга и высшей нервной деятельности.

На наш взгляд, десятилетний творческий контакт с Виктором Анри также сыграл свою роль. Их цикл совместных работ 1890-х годов общеизвестен.

Но и после ухода Анри из лаборатории активные исследования Бине были продолжены. Особенно значимой оказалась работа по заказу в 1899 году от Общества по изучению психологии ребенка, ставившая целью найти простые методы тестового характера. Когда Бине возглавил это общество, то ему пришлось еще больше вникать в решение практических задач.

В 1904 году он вместе со своим коллегой Теодором Симоном вошел в состав комиссии по исследованию обучения умственно отсталых детей. Здесь пригодились его наработки десятилетней давности вместе с В. Анри в области индивидуальных различий интеллекта. Бине и Симон сумели создать тест, который помогал отличать интеллектуальные способности нормального ребенка от таковых умственно отсталого. В 1908 году этот тест был ими напечатан и быстро стал известен специалистам [19].

Всего Бине с данным соавтором и без него были опубликованы три версии теста (шкалы) (1905, 1908, 1911) [21, 19, 24]. Начиная с этого времени, его ждала завидная судьба популярного, социально востребованного метода.

Шкала содержит 30 задач. Определенная их часть легкая и доступна каждому. Более трудные задачи требуют найти различия между парой вещей. Наконец, самые трудные задачи включают в себя еще более сложные элементы, требующие более сложных ассоциаций и знаний. Учитывая предназначенность теста для детей, задания адаптировались для каждого возраста по степени сложности, с учетом словарного запаса, умения считать, общей

эрудиции, знакомства с правилами логики и т.д. В процессе совершенствования теста происходило расширение сферы его применимости: отход от первоначальной задачи различения нормы и отклонений к диагностике интеллектуального развития всех детей в возрасте от трех до восемнадцати лет. Заключительной фазой тестирования было определение так называемого «умственного возраста» по шкале, высчитываемой между тремя последними правильными ответами и тремя первыми неправильными ответами (способ был дан Симоном).

Впоследствии по предложению немецкого психолога В. Штерна было введено понятие «коэффициента интеллекта» (10), определяемого по формуле:

где у.в. - умственный возраст, ф.в. -физический возраст [цит по: 12].

Согласно этой формуле, коэффициент от 70 до 130% соответствует норме. Все, что выше или ниже этих средних значений, свидетельствует об отклонениях в лучшую или худшую сторону.

После публикации третьего варианта теста в 1911 году Бине скончался. Дальше события развивались уже без автора.

Помимо главного дела своей жизни -создания шкалы оценки интеллекта, Бине выпустил ряд книг по актуальным проблемам формировавшейся тогда психологии, часть из них в соавторстве [14, 20, 22, 23, 27]. Среди книг Бине следует особо отметить «Введение в экспериментальную психологию», 1894 [23] (рис. 2). То есть он шел вровень с мировым научным прогрессом в этой области: например, этому уделял внимание учитель Г.И. Челпанова Н.Я. Грот [6] и отмечал роль французских ученых, в том числе Бине.

Нужно также подчеркнуть, что основательные знания Бине в области экспериментальной психологии послужили ему надежной базой при решении конкретной

прикладной задачи - создании шкалы для оценки умственных способностей.

Им напечатано довольно много статей, включая публикации в основанном им журнале «L'Année Psychologique» [15-17, 19, 26]. Всего Бине написал более 200 книг, статей и обзоров по экспериментальной психологии, психологии образования, психологии развития и дифференциальной психологии.

INTRODUCTION

» I. л

PSYCHOLOGIE

КХГЕШМ ENTA LE

ru

ALFHED UINET

IMIM l.lf.lirt J |»tJ>J,l" h t»

#-• NiO* ii.Ji-

ni' u C9aii««tîi*i »»

ИХ PBILiPPr. COURTIER et V. HENRI

l'.UUS

Kf.UX M.CAS. EI'ITII h iMimii <.i .i .iiihv

149»

Рис. 2. Титульный лист книги А. Бине «Введение в экспериментальную психологию» (1894) [23]

Научные интересы его были многогранны. Так, например, Бине изучал и такие вопросы, как фетишизация в любви [25].

Работы Виктора Анри

Исторический блок, связанный с тестированием интеллекта, включая 10, обычно связывается с именем Бине. Однако чаще всего не упоминается его базовый соавтор, во многом предопределивший содержание творческого вклада этого французского

ученого. Речь идет об исследователе Викторе Анри.

Виктор Анри (1872-1940) - русский по происхождению, является сыном Александры Викторовны Ляпуновой и Николая Александровича Крылова (рис. 3).

Рис. 3. Виктор Анри (1872-1940)

Родившись в Марселе, по российским законам, он был незаконно рожденным, а во Франции считался сиротой, но получил подданство и имя Виктор Анри. Здесь мы наблюдаем пассионарную концентрацию научных созвездий родов Ляпуновых и Крыловых, давших на протяжении двух столетий ряд выдающихся исследователей [5, 7, 10]. В их числе:

- Ляпунов Михаил Васильевич (18201868) - профессор астрономии Казанского университета, ученик Н.И. Лобачевского;

- Ляпунова Наталия Васильевна (18191897) - мать известного химика-органика А.М. Зайцева;

- Ляпунов Александр Михайлович (18571918) - выдающийся математик, академик Петербургской Академии наук (являлся двоюродным братом матери Анри);

- Ляпунова Софья Викторовна - мать крупного механика, математика и кораблестроителя, академика, генерала Крылова Алексея Николаевича - 1863-1945 (который приходился Виктору Анри одновременно и сводным братом по отцу и кузеном по матери);

- Ляпунов Алексей Андреевич (1912-1973) - член-корреспондент АН СССР, математик

и разносторонний ученый, включая глубокий интерес к генетике.

Кстати, эти семьи были в родстве с И.М. Сеченовым [10] и П.Л. Капицей.

В. Анри, помимо в высшей степени результативных занятий в течение десяти лет психологией, стал впоследствии известным специалистом в области физиологии и физической химии, несколько лет работал в России и был одним из основателей журнала «Успехи физических наук» (совместно с С.И. Вавиловым и Э.В. Шпольским). В нем он публикует свою статью «Современное научное мировоззрение» [5].

Анри с 1879 по 1889 гг. обучался в немецкой школе (Петришуле) в Санкт-Петербурге. Затем он вернулся во Францию и приступил к университетским занятиям в Сорбонне, где изучал математику и физику. Прослушал курс психологии у Рибо в Коллеж де Франс.

С 1892 года начал работать в лаборатории психологии у Альфреда Бине. В сотрудничестве с ним он провел первые экспериментальные исследования различных форм памяти, ориентируясь на педагогическое приложение результатов. В 1894 г. вышла в свет их первая совместная работа [18].

1895 год ознаменовался началом серии их публикаций по указанной теме в новом журнале - ежегоднике, основанном Бине, -«L'Année Psychologique». Пока еще дело не касалось тестирования, но это были первые шаги в данном направлении. Речь шла только о памяти на слова и на фразы [15, 16]. Надо сказать, что 1895 год оказался знаковым и для русской психологической науки: в этот год вышла в свет статья Н.Я. Грота «Основания экспериментальной психологии» [6]. К тому же в этом году был напечатан на русском языке и перевод книги Бине в соавторстве с Анри, Куртье и Филиппом «Введение в экспериментальную психологию» [2].

Однако Бине и Анри в то время готовили материал для ключевой публикации, которая закладывала фундамент будущей шкалы для тестирования интеллекта. Статья вышла в 1896 году, во втором томе не-

давно основанного журнала и называлась «Индивидуальная психология» [17].

Они отмечали, что распространенные антропологические тесты ограничиваются главным образом ощущениями. Между тем индивидуальные различия в сфере ощущений, которые замечали адепты такого подхода (Гальтон, Ломброзо и др.), крайне незначительны по сравнению с высшими умственными способностями. Авторы применили методы Кеттелла, Крепелина, Мюнстерберга и др. и установили, что они недостаточно репрезентативны, поскольку игнорируют высшие умственные процессы.

Бине и Анри предложили ряд новых тестов, который включал в себя десять более или менее сложных психических процессов: память, природа умственных представлений, воображение, внимание, восприятие, внушаемость, эстетическая чувствительность, нравственное чувство, мышечная сила и сила воли, моторная приспособляемость (фиксация взора).

В статье много внимания уделялось вопросам теории и по всем процессам авторами были даны разъяснения. Память они не считали простой функцией и выделяли несколько ее типов (тут они входили в противоречие с Крепелином). Раздел умственных представлений был модифицирован по сравнению с тестами, предложенными Гальтоном. Тема внушаемости рассматривалась в контексте гипноза (Бине был достаточно профессионален в данной области, поскольку имел опыт сотрудничества с неврологом Шарко). Моральные качества тестировались с помощью выразительных рисунков. Показатели мышечной силы они сопоставляли с силой воли.

На реализацию серии тестов по Бине и Анри требуется полтора часа, при этом не нужна специальная аппаратура.

Такая разработка создала платформу для будущей шкалы, которая будет рекомендована Бине через 10 лет [21].

Необходимо отметить очень важное обстоятельство - это печатание Анри своей статьи на русском языке «Современная

экспериментальная психология, ее методы и проблемы» в журнале «Вопросы философии и психологии» (1895) [1]. Характерно, что Анри делает постоянный акцент на роль индивидуальной психологии в общем комплексе психологических исследований.

Следует также указать на то, что в 1895 году Анри в сотрудничестве с Бине, вместе со своей супругой Катрин Анри подготовил опросник из 11 вопросов о самых ранних воспоминаниях. Показано, что наиболее ранние воспоминания затрагивают период между двумя и четырьмя годами (медиана - три года, 118 ответов). Материал был напечатан в 1897 году [30].

В 1898 г. Анри перешел из лаборатории психологии в лабораторию физиологии, возглавляемую Альбер-Жюль-Франком Дастром - учеником Клода Бернара. Тем не менее он сохранял дружеские отношения с Бине. Его научные интересы переместились в другие области, в том числе в физическую химию. В 1901 году Анри опубликовал в «L'Année Psychologique» последнюю статью по психологии: это был обзор, посвященный тренировке памяти [31].

Позднее карьера Анри представляется как цепь увлекательных событий [32-34]. Талантливая личность с огромной потребностью в самовыражении постоянно находила точки приложения своей энергии познания. Еще в 1897 г. он защитил в Геттингенском университете докторскую диссертацию «Локализация вкусовых ощущений». В 1903 г. в Сорбонне получил еще степень доктора наук по теме «Общие законы действия ферментов». В эти годы им впервые было предложено уравнение кинетики ферментов (1902), которое спустя 10 лет было уточнено Ми-хаэлисом - Ментеном и получило их имена (иногда с упоминанием Анри). Затем Анри занимался изучением проблем фотохимии, исследуя действие ультрафиолетового излучения на человека и спектры поглощения биомолекул. Был слушателем Русской высшей школы общественных наук в Париже, организованной М.М. Ковалевским. Не без влияния своего брата А.Н. Крылова прояв-

лял постоянный интерес к математике, начиная с школьного периода. В университете он был сначала аттестован по математике, а уже потом по естественным наукам.

В 1914 г. переключился на военную тематику, приняв участие в организации военной химической промышленности. В 1916 году, считая себя русским человеком и движимый патриотическим чувством, он вместе с женой прибывает в Россию. Здесь он заведовал лабораторией в Институте биофизики у П.П. Лазарева (1916-1918), руководил кафедрой в Университете Шанявского. Потом переехал в Петроград, где стал работать в Государственном оптическом институте (1919). При этом занимает активную общественную позицию, отвечающую духу революционного времени: работает в Наркомате здравоохранения как старший инспектор Рентгено-электромеди-цинской и фотобиологической подсекции.

В 1919 г. как член комиссии по закупке оборудования и литературы, возглавляемой его сводным братом и кузеном А.Н. Крыловым, бывшим царским генералом и академиком, пользовавшимся доверием нового правительства, Анри выехал за рубеж и в Россию больше не вернулся. Были и события личного плана: он развелся с женой и вступил в брак со своей двоюродной сестрой Верой Васильевной Ляпуновой (родной сестрой матери А.А. Ляпунова), дочерью княжны Елизаветы Хованской и Василия Ляпунова -в этом браке родилось четверо детей.

В 1920-1930 гг. Анри работал в Цюрихском университете (с 1924 года как ординарный профессор), где им был напечатан ряд фундаментальных трудов, в том числе «Структура молекул» (1925), «Элементарный механизм фотохимических процессов» (1927, совместно с Р. Вюрмсером).

В последние 10 лет жизни трудился на кафедре физической химии в Льежском университете. Им опубликовано более 500 работ в области биохимии, физической химии, психологии и физиологии. Скончался он в 1940 году от воспаления легких.

Несколько слов о его авторской идентификации. В связи с вышеупомянутыми

обстоятельствами он остался в зарубежном информационном пространстве как «Victor Henri» или «V. Henri». На родине он долгое время фигурировал под этим по сути псевдонимом и не расшифровывался как соотечественник, чему способствовало сохранение семьей этой тайны. Однако в 2003 году в предисловии к многократно издававшейся начиная с 1940-х годов автобиографии А.Н. Крылова «Мои воспоминания», написанном его внуком и внучатым племянником Анри -членом-корреспондентом РАН Андреем Петровичем Капицей [8], семейная тайна впервые была раскрыта и отражено истинное положение дел. Поэтому в последних русскоязычных источниках (в основном электронных) Анри начали именовать как «Анри Виктор Алексеевич» (отчество дано по имени его крестного отца и одновременно сводного брата Алексея), или - «Анри Виктор Николаевич» (отчество по имени настоящего, «биологического» отца), или еще - «Виктор Николаевич Крылов (Анри)». Так что теперь специалисты смогут разобраться в подлинной генеалогии этой уникальной личности и употреблять подходящее имя в зависимости от контекста.

ЭпохаIQ

Тема IQ сама по себе безгранична и поэтому требуется ее сужение определенными рамками. Главное - это вписанность в исторический ракурс. Нужно при этом разумно сочетать методы ближней и отдаленной ретроспекции.

Тест Бине - Симона с уточняющей формулой IQ Штерна, как упоминалось, появился в начале XX века.

Первым объектом приложения IQ стала педагогика. Диагностика одаренности и соответственно противоположного качества, на основании цифр и таблиц, вне субъективных оценок внушала доверие и способствовала лавинному нарастанию популярности появившегося метода. Европейские гимназии и заокеанские школы проявляли интерес к нововведению. Не отставала и Россия. Особую активность проявляли петербуржцы во главе с А.П. Нечаевым, поддерживаемым

самим В.М. Бехтеревым. Быстро возникло общественное движение в русле регулярно проводимых всероссийских съездов по экспериментальной педагогике. Начинание в образовательной сфере было поддержано медиками: здесь апологетом был московский невролог профессор Г.И. Россолимо.

Это было неожиданным ударом для нарождающейся и делавшей первые шаги в России научной психологии. Г.И. Челпанов, будучи бесспорным лидером этого направления, оказался по сути единственным, кто оппонировал такому быстротечному внедрению в практику научных фактов, не прошедших действительной апробации [11]. И.П. Павлов не вмешивался в дискуссии, оставаясь в рамках психофизиологии и своей ус-ловнорефлекторной методики и указывая на собственную непричастность к чистой психологии. Другие авторитетные профессора (Грот Н.Я. - психология, Корсаков С.С.

- психиатрия) рано ушли из жизни в 50-летнем возрасте.

Челпанову пришлось давать разъяснения, особенно в среде педагогов. Это он делал и устно и письменно, неизменно подчеркивая неверность подхода своих противников. Постепенно, особенно на фоне революционных и послереволюционных событий и ухода со сцены главных действующих лиц, острота споров сошла на нет, уступив место обсуждению других актуальных тем (например, педологии, психотехники и др.).

В США история применения шкалы Бине

- Симона имела поначалу своеобразный оттенок. Дело в том, что некоторые евгеники попытались внедрить ее с целью доказательства превосходства белой расы. Были также и попытки использовать ее в целях отрицательной евгеники для диагностики слабоумия и маргинальности [13]. Затем все стабилизировалось, и реакция профессиональных сообществ была предсказуемой и адекватной.

Но проблема психодиагностики интеллекта оставалась. В ней особенно остро стоял вопрос дифференциации субъекта обученного от субъекта с врожденными способностями. Это подчеркивал еще в 1925 году Гер-

ман Меллер, исследовавший двух сестер-од-нояйцевых близнецов в разных средовых условиях, но обнаруживших сходные IQ [3]. Со временем притягательная сила теста Бине - Симона заметно уменьшилась и он занял подобающее место в психодиагностике.

Важно отметить и формальные акты посмертного признания заслуг Бине. Так, в 1917 году Свободному обществу психологического исследования ребенка было присвоено его имя, а в 1984 году журнал «Science» назвал шкалу Бине - Симона одним из самых значительных открытий XX столетия.

Литература

1. Анри В. Современная экспериментальная психология, ее методы и проблемы // Вопросы философии и психологии. - 1895. -Книга 28(3). - С. 259-293.

2. Бине, Анри, Куртье и Филипп. Введение в экспериментальную психологию. Под ред. А.И. Введенского. Пер. с франц. Е.И. Максимовой по тексту, исправленному и дополненному В. Анри для русского перевода. - СПб., 1895.

3. Воробьев В.С., Малых Т.Б. Вклад Германа Меллера в изучение наследуемости психологических признаков: к 90-летию его публикации по данной проблеме // Теоретическая и экспериментальная психология.

- 2015. - Т. 8. - № 2. - С. 100-107.

4. Воробьев В.С. К 100-летию со дня смерти Фрэнсиса Гальтона - основателя психогенетики // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2011. - Т. 4. - № 4.

- С. 85-100.

5. Воронцов Н.Н. Наука. Ученые. Общество: Избр. тр. / Отв. ред. Е.А. Ляпунова. Ин-т биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН. - М.: Наука, 2006. - 436 с.

6. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии // Вопросы философии и психологии. - 1895. - № 5(30). - С. 568-618.

7. Крылов А.Н. Мои воспоминания. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 380 с.

8. Крылов А.Н. Мои воспоминания. - СПб.: Политехник, 2003. - 510 с.

9. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Пер. с норвежского Э. Панкратовой. - Издательский дом «Бахрах-М», 2008. - 544 с.

10. Сеченов И.М. Автобиографические записки Ивана Михайловича Сеченова. - М.: Изд. АН СССР, 1945. - 175 с.

11. Челпанов Г.И. Современная психология мышления и ее значение для педагогики / В кн.: Труды Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. С.-Петербург, 26-31 декабря 1913 г. - Петроград: об-во эксп. педагогики, типография П.П. Сойки-на, 1914. - 315 с. + III с. - С. 9-18.

12. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. Учебное пособие для высших учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1996.

- 416 с.

13. Alfred Binet - Wikipedia [Электронный ресурс] : https://en.wikipedia.org/wiki/Al-fred_Binet.

14. Binet A. & Henri V. La fatigue intellectuelle. -Paris: Schleicher frères, 1898.

15. Binet A. & Henri V. La mémoire des mots // L'Année Psychologique. - 1895. - T. 1. - P. 1-23.

16. Binet A. & Henri V. La mémoire des phrases // L'Année Psychologique. - 1895. - T. 1. - P. 24-59.

17. Binet A. & Henri V. La psychologie individuelle // L'Année Psychologique. - 1896. - T. 2.

- P. 411-465.

18. Binet A. & Henri V. Le dévelopреment de la mémoire visuelle chez les enfants // Revue Philosophique. - 1894. - T. 38. - P. 337-347.

19. Binet A. & Simon T. Le développement de l'intelligence chez les enfants // L'Année Psychologique. - 1908. - T. 14. - P. 1-94.

20. Binet A. & Simon T. Les enfants anormaux. -Paris: A. Colin, 1907.

21. Binet A. & Simon T. Methodes nouvelles pour le diagnostic des états inferieures de l'intelligence // L'Année Psychologique. - 1905. - T. 11. - P. 161-190.

22. Binet A. L'etude experimentale de l'intelligence. - Paris: Schleicher frères, 1903.

23. Binet A. Introduction à la psychologie experimentale. - Paris, 1894 (avec la collaboration de Philippe, Courtier et Henri V.).

24. Binet A. La mesure du développement de l'intelligence chez les jeunes enfants // Bulletin de la Societé libre pour l'étude psychologique de l'enfant. - 1911. - No. 70. - P. 241-248.

25. Binet A. La phétichisme dans l'amour // Revue Philosophique. - 1887. - T. 24. - P. 143-167, 252-274.

26. Binet A. Les intelligence des imbecile // L'Année Psychologique. - 1909. - T. 15. - P. 1-147.

27. Binet A. Psychologie des grandes calculateurs et joueurs en échec. - Paris: Hachette, 1894.

28. Cattell J.McK. Mental tests and measurements // Mind. - 1890. - Vol. 15. - P. 373-381.

29. Galton F. Inquiries into human faculty and its development. - London: Macmillan, 1883. - 387 p.

30. Henri V. & Henri C. Enquête sur les premiers souvenirs de l'enfance // L'Année Psychologique. - 1897. - T. 3. - P. 184-198.

31. Henri V. Education de la mémoire // L'Année Psychologique. - 1901. - T. 7. - P. 1-48.

32. Nicolas S. Qui etait Victor Henri (1872-1940) // L'Année Psychologique. - 1994. - T. 94. - P. 385-402.

33. Nicolas Serge, Ferrand Ludovic. Alfred Binet and higher education // History of Psychology. - 2002. - Vol. 5(3). - P. 264-283.

34. Nicolas Serge. Victor Henri (1872-1940) Psychologist [Электронный ресурс]: https:// sites.google.com/site/victorhenri18721940/ home/biographie.

References

1. Henri V. Sovremennaya eksperimental'naya psikhologiya, yeye metody i problemy. Vo-prosy filosofii i psikhologii 1895; 28(3):259-293 (in Russian).

2. Binet, Henri, Courtier i Filippe. Vvedeniye v eksperimental'nuyu psikhologiyu. Pod red. A.I. Vvedenskogo. Per. s frants. Ye.I. Maksi-movoy po tekstu, ispravlennomu i dopolnen-nomu V. Henri dlya russkogo perevoda. - St. Petersburg 1895 (in Russian).

3. Vorobyev VS, Malykh TB. Vklad Germana Millera v izucheniye nasleduyemosti psikho-logicheskikh priznakov: k 90-letiyu yego pub-likatsii po dannoy probleme. Teoreticheska-ya i eksperimental'naya psikhologiya 2015; 8(2):100-107 (in Russian).

4. Vorobyev VS. K 100-letiyu so dnya smerti Frensisa Gal'tona - osnovatelya psikhogeneti-ki. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2011; 4(4):85-100 (in Russian).

5. Vorontsov NN. Nauka. Uchenyye. Obshchest-vo: Izbr. tr. Otv. red. Ye.A. Lyapunova. In-t bi-ologii razvitiya im. N.K. Kol'tsova RAN. Moscow: Nauka 2006: 436 (in Russian).

6. Grot NYa. Osnovaniya eksperimental'noy psikhologii. Voprosy filosofii i psikhologii. 1895; 5(30):568-618 (in Russian).

7. Krylov AN. Moi vospominaniya. Moscow: Izd-vo AN SSSR 1963: 380 (in Russian).

8. Krylov A.N. Moi vospominaniya. St. Petersburg: Politekhnik 2003: 510 (in Russian).

9. Saugstad Per. Istoriya psikhologii. Ot istokov do nashikh dney. Per. s norvezhskogo E. Pankratovoy. Izdatel'skiy dom «Bakhrakh-M» 2008: 544 (in Russian).

10. Sechenov IM. Avtobiograficheskiye zapiski Ivana Mikhaylovicha Sechenova. Moscow: Izd. AN SSSR 1945: 175 (in Russian).

11. Chelpanov GI. Sovremennaya psikhologiya myshleniya i yeye znacheniye dlya pedagogi-ki. V kn.: Trudy Vserossiyskogo s'yezda po eksperimental'noy pedagogike. St. Peters-

burg, 26-31 dekabrya 1913 g. Petrograd: ob-vo eksp. pedagogiki, tipografiya P.P. Soykina 1914: 315 + III: 9-18 (in Russian).

12. Yaroshevskiy M.G. Istoriya psikhologii. Ot an-tichnosti do serediny XX veka. Uchebnoye poso-biye dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Moscow: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya» 1996: 416 (in Russian).

13. Alfred Binet - Wikipedia [Internet]: https:// en.wikipedia.org/wiki/Alfred_Binet.

14. Binet A & Henri V. La fatigue intellectuelle. Paris: Schleicher frères 1898.

15. Binet A & Henri V. La mémoire des mots. L'Année Psychologique 1895; 1:1-23.

16. Binet A & Henri V La mémoire des phrases. L'Année Psychologique 1895; 1:24-59.

17. Binet A & Henri V. La psychologie individuelle. L'Année Psychologique 1896; 2:411-465.

18. Binet A & Henri V. Le développement de la mémoire visuelle chez les enfants. Revue Philosophique 1894; 38:337-347.

19. Binet A & Simon T. Le développement de l'intelligence chez les enfants. L'Année Psychologique 1908; 14:1-94.

20. Binet A & Simon T. Les enfants anormaux. Paris: A. Colin 1907.

21. Binet A & Simon T. Méthodes nouvelles pour le diagnostic des états inferieures de l'intelligence. L'Année Psychologique 1905; 11:161-190.

22. Binet A. L'étude expérimentale de l'intelligence. Paris: Schleicher frères 1903.

23. Binet A. Introduction à la psychologie expérimentale. Paris, 1894 (avec la collaboration de Philippe, Courtier et Henri V.).

24. Binet A. La mesure du développement de l'intelligence chez les jeunes enfants. Bulletin de la Societé libre pour l'étude psychologique de l'enfant 1911; 70:241-248.

25. Binet A. La phétichisme dans l'amour. Revue Philosophique 1887; 24:143-167, 252-274.

26. Binet A. Les intelligence des imbécile. L'Année Psychologique 1909; 15:1-147.

27. Binet A. Psychologie des grandes calculateurs et joueurs en échec. Paris: Hachette 1894.

28. Cattell J.McK. Mental tests and measurements. Mind 1890; 15:373-381.

29. Galton F. Inquiries into human faculty and its development. London: Macmillan 1883: 387.

30. Henri V & Henri C. Enquête sur les premiers souvenirs de l'enfance. L'Année Psychologique 1897; 3:184-198.

31. Henri V. Education de la mémoire. L'Année Psychologique 1901; 7:1-48.

32. Nicolas S. Qui était Victor Henri (1872-1940). L'Année Psychologique 1994; 94:385-402.

33. Nicolas Serge, Ferrand Ludovic. Alfred Binet and higher education. History of Psychology 2002; 5(3):264-283.

34. Nicolas Serge. Victor Henri (1872-1940) Psychologist [Internet]: https://sites.google. com/site/victorhenri18721940/home/biogra-phie.

ON THE 120th ANNIVERSARY OF THE FUNDAMENTAL WORKS OF ALFRED BINET - A NEW STEP IN THE STUDY OF INDIVIDUAL DIFFERENCES IN INTELLIGENCE AND OVERALL PROGRESS OF EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY

V.S. VOROBYEV Psychological Institute of RAE, Moscow

For the anniversary we considered the historical significance of the works of Alfred Binet and his colleagues on creating better and more adequate measures of mental abilities. We emphasize the role of his co-author Victor Henri in the development of new approaches to this problem differing from the predecessors who adhered to the concept of testing proposed by Francis Galton.

Keywords: intelligence, individual differences, methods of evaluation, testing, history of psychology, Alfred Binet, Victor Henri.

Address

Vorobyev Vadim, PhD

Psychological Institute of RAE,

9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia