Научная статья на тему 'Системы диагностики профессиональной  предрасположенности старшеклассников'

Системы диагностики профессиональной предрасположенности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1069
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арзамасцев А. А., Безрученко И. Е., Зенкова Н. А.

В настоящей статье подробно рассматриваются некоторые психодиагностические методики, получившие распространение в отечественной и зарубежной психологической практике, на предмет их пригодности к выявлению профессиональной предрасположенности школьников старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Diagnostical Systems of Professional Predisposition of Senior Pupils

In this article some psychodiagnostical techniques, which have received a wide spreading in home and foreign psychological practice, are considered with the purpose of definition of their suitability for revealing professional predisposition of senior pupils.

Текст научной работы на тему «Системы диагностики профессиональной предрасположенности старшеклассников»

Системы диагностики профессиональной предрасположенности старшеклассников

Арзамасцев А.А. (arz sci@mail.ru) (1) Безрученко И.Е. (2), Зенкова Н.А. (1)

(1) Тамбовский государственный университет, Тамбов, ул. Интернациональная 33 (2) Тамбовский базовый медицинский колледж, Тамбов, ул. Московская 23

Системы диагностики профессиональной предрасположенности и профотбора начали активно разрабатываться начиная с конца XIX века, в связи с бурным ростом промышленного производства, появлением наукоемких технологий, что повлекло за собой более значительное, чем ранее, разделение труда на интеллектуальный, машинный, ручной и др. Крупное машинное производство привело к возникновению более узких специализаций. Появилось множество профессий (в первую очередь в промышленности), требующих от работника не только специальных знаний, умений и навыков в предметной области, но и определенной профессиональной предрасположенности. В связи с этим люди, выбирающие профессию, стали нуждаться в квалифицированной консультации. Кроме того, и сам работодатель был заинтересован в проведении быстрого и качественного профессионального отбора из нескольких претендентов на одно рабочее место. Таким образом, появление психодиагностических методик в конце Х1Х было обусловлено объективными причинами.

Первые психодиагностические тесты были созданы Гальтоном Ф., стремившимся охватить, по его собственному определению, «измерением и числом все операции ума». Именно он первым предложил методы математико-статистического анализа данных по индивидуальным различиям (Galton 1879).

Идеи Гальтона Ф. нашли свое отражение в трудах Кэттела Дж., посвященных проблемам психологического тестирования. Именно ему принадлежит заслуга в популяризации тестов как средства измерения различных интеллектуальных функций индивида (Cattell 1890).

Прообразом современных тестовых методик является широко известная Бине-Симона шкала умственного развития, разработанная в 1905 году французскими психологами Бине А. и Симоном Т. с целью выделить различные уровни умственного развития детей. Задания, входившие в эту тестовую методику, были расположены по мере возрастания трудности их выполнения. Таким образом, дети, отстающие в развитии, не могли выполнить задания выше определенного уровня сложности. В 1911 году шкала была продлена до уровня взрослых и нашла широкое применение в области профдиагностики и профотбора (Binet and Simon 1908, 1911).

Первая попытка установления взаимосвязей между показателями, полученными в ходе обследования с помощью разных интеллектуальных тестов, принадлежит Спирману Ч.Э. Он разработал двухфакторную теорию интеллекта и технику факторного анализа (Spearman 1927).

Такой подход нашел свое продолжение в работах Терстоуна Л. Л., предложившего мультифакторную теорию интеллекта, лежащую в основе современных комплексных тестовых батарей. Факторный анализ, применяемый в подобных психодиагностических процедурах, позволяет оценить самые разные стороны психологического конструкта (Thurstone 1938, 1947).

Векслер Д. первым объединил в батарею тесты вербального и практического интеллекта. Им были разработаны шкалы измерения интеллекта, до сих пор широко используемые в психологической практике для оценки различных составляющих

профессиональной предрасположенности человека: гуманитарных, математический и естественно-научных способностей (Wechsler 1944).

Процедура проведения обследования с помощью тестовых батарей очень сложна и занимает много времени по сравнению с единичными тестами. К тому же число обследуемых таким образом лиц ограничивается, как правило, возможностями контролирующего персонала. Поэтому уже в 70-е годы ХХ века предпринимались первые попытки проведения тестирования с помощью ЭВМ. Такое тестирование значительно расширяло возможности проведения психодиагностических обследований. Первые подобные тесты представляют собой компьютерные версии уже известных методик. Кроме того, именно в этот период появляются так называемые адаптивные тесты, главной особенностью которых является управление со стороны компьютера основными этапами психодиагностических процедур. На сегодняшний день такое тестирование является самым доступным средством для одновременного диагностического обследования группы людей, в том числе школьного возраста.

В современной психологической практике получили распространение следующие диагностические методы: тесты интеллекта, личностные опросники, тесты интересов, тесты достижений, тесты креативности, тесты критериально-ключевые, критериально-ориентированные, тесты практические, тесты результативности, тесты специальных профессиональных способностей, тесты индивидуально-ориентированные, тесты результативности, проективные методы,анкетирование, наблюдение, игровые методики и т. д. Выбор тестовой модели зависит от возраста и индивидуальных особенностей испытуемых, а также от тех целей, которые ставит перед собой экспериментатор.

Остановимся подробнее на некоторых наиболее известных тестовых методиках, применяемых в современной психодиагностической практике для изучения и оценки профессиональной предрасположенности и профессиональных способностей человека.

Шкала Станфорд-Бине - тест интеллекта. Предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития детей и взрослых от 2 до 22 лет и 10 месяцев. Первый вариант был разработан в 1916 году Терменом Л.М. на основе Бине-Симона шкалы умственного развития. Вторая модифицированная редакция теста появилась в 1939 году (Термен Л.М., Мерилл М.А.), третья - в 1960, четвертая - в 1972. Тестовые задания, входящие в состав тестовой батареи, группируются по возрастным уровням. Для каждого возрастного уровня (кроме подросткового) предлагается по шесть субтестов (для подросткового - восемь).

Данная методика направлена на исследование широкого диапазона общих способностей. В ее основу положен шкальный принцип подбора заданий: на каждом более высоком уровне в соответствии с увеличением фактического возраста их спектр расширяется - от простого распознавания предметов до абстрактного мышления. Задания для высших возрастных групп включают задания на общую осведомленность, способность к установлению аналогий, визуальную комбинаторику и репродукцию, способность к абстрактному мышлению, арифметические способности и др. Некоторый упор делается на обследование вербальных сторон общих способностей индивида.

Испытание начинается с выполнения заданий, предлагаемых для более низкого возрастного уровня, чем тот, который соответствует фактическому возрасту обследуемого. Затем, в зависимости от полученных результатов, он последовательно переходит с одного уровня на другой (вверх или вниз по возрастной шкале) до тех пор, пока не решит все тесты соответствующей группы. Таким образом определяется его «умственный возраст», который может отличаться от фактического в большую или меньшую стороны. Процедура обследования занимает от 30-40 минут для детей до полутора часов для взрослых.

Эта методика широко используется в зарубежной психодиагностике и является эталонной для многих других психометрических тестов. Особенно значимым является практически полное совпадений оценок IQ с показателями знаний по предметам

гуманитарного цикла. Между тем некоторая перегруженность теста вербальным материалом ограничивает его применение в области определения профессиональных предпочтений учащихся школы.

Тест Амтхауэра - тест интеллекта. Предложен в 1953 году Амтхауэром Р. для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Последняя редакция относится к 1973 году. Разрабатывался как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной предрасположенности. Представляет собой составную методику с включением в нее девяти групп заданий (субтестов), каждая из которых направлена на измерение различных сторон общих интеллектуальных особенностей индивида: исследование способности к асбстрагированию; анализ комбинаторных способностей; оценка способности выносить суждение; оценка уровня развития практического математического мышления; анализ способности оперировать числами; исследование пространственного воображения; способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное и т. д.

Всего испытуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования - 1,5 часа. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам переводятся в шкальные. В основе общей оценки уровня интеллекта лежит оценка успешности выполнения отдельных групп заданий.

Тест достаточно полно презентирует исследуемое комплексное качество интеллекта. Но в то же время нельзя не заметить, что, поскольку различные образовательно-возрастные группы имеют свои собственные социально-психологические нормы, то и оценка результатов тестирования должна производиться с учетом возрастных особенностей. Для выпускников школ сама процедура проверки диагностических качеств личности усложняется за счет необходимости ответить на большое количество вопросов за ограниченный промежуток времени. Спорной является и трудность заданий теста для выпускников школ по сравнению со взрослыми людьми, имеющими достаточный практический опыт и теоретические знания. Эти факторы существенно ограничивают использование IST для определения профессиональных предпочтений старшеклассников.

Личностный опросник Айзенка был разработан в 60-е годы ХХ века Айзенком Г. для измерения общих способностей человека. Под общими способностями Айзенк Г. понимает «скорость протекания умственных процессов». Характеристика «скорости умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий меду людьми». (Айзенк 1972). Опросник включает в себя задания на установление логических связей. Время выполнения ограничено. Ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Количество баллов подсчитывается и в соответствии с графиком определяется коэффициент интеллектуальности. Наиболее надежны и достоверны результаты в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна. Тест широко используется в зарубежной и отечественной психодиагностике. Использование его в школьной психологической практике с целью определения профессиональной предрасположенности ограничивается его четкой направленностью на исследование аналитических способностей личности. Тест можно использовать для психодиагностики старшеклассников в качестве элемента тестовой батареи.

Аналитический тест Мейли - тест интеллекта. Был предложен Мейли Р. в 1928 году для измерения уровня интеллектуального развития лиц старше 11 лет. Тест включает в себя 6 субтестов, направленных на исследование различных сторон общих интеллектуальных способностей индивида: способность установления конкретных связей и зависимостей, абстрактное мышление, визуальную комбинаторику и репродукцию и т.д. Полученные результаты переводятся в баллы и отображаются на общем графике. Построенный «профиль» наглядно представляет полученные количественные данные. Наличие ассиметрии позволяет отнести его к одной из пяти форм интеллекта: формальнологической, образно-конкретной, аналитический, творческой, равномерно-развитой (Мейли 1975).

Тест хорошо коррелирует с другими методиками диагностики интеллекта: тестом Амтхауэра, шкалой Станфорд-Бине. Однако его использование становится неприемлемым, если речь идет об интеллекте, в котором основная тенденция прослеживается только по одному субтесту.

Матрицы Равена - тест интеллекта. Разработан Равеном Дж. и Пенроузом Л. в 1936 году для измерения уровня умственного развития детей и взрослых. Методика направлена на исследование способности индивида к абстрактному (невербальному) мышлению. Тест представляет собой комплект из 60 композиций с пропущенными элементами, разделенных на 5 серий (по 12 в каждой). Сложность заданий возрастает не только от серии к серии, но и внутри нее.

В основу данной тестовой методики положена теория перцепции форм, в соответствии с которой каждое целое представляет собой совокупность элементов. Основной задачей испытуемого является обнаружение недостающей детали изображения. Процедура обработки результатов сводится к подсчету верных решений внутри каждой серии и общего результата. «Сырые» оценки в соответствии с возрастом по таблицам обрабатываются и отображаются на оценочной шкале. Проверку достоверности результата исследований производят путем сопоставления реального и ожидаемого распределения количества правильных ответов внутри серий (Raven 1965).

Тест хорошо коррелирует с группой арифметических тестов. Вместе с тем к его недостаткам можно отнести отсутствие вербальной шкалы, что существенно сужает область применения теста. Кроме того, несмотря на кажущуюся простоту процедуры обследования, сама методика его проведения достаточно трудоемка для экспериментатора и испытуемого, что ограничивает возможность ее использования в школах в полном объеме.

Шкалы Векслера - группа наиболее широко используемых тестов интеллекта. Созданы Векслером Д. в 1939 году для определения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 16 до 64 лет (Wechsler 1944). Наиболее широко известен модифицированный вариант этой шкалы под названием «Векслера интеллекта взрослых шкала» (WAIS) 1955 г., последняя редакция (WAIS-R) опубликована в 1981 году.

Тест также относится к батарейным методикам. Он включает в себя 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную (практическую) шкалы. Каждый из субтестов, включенных в тестовую батарею, направлен на оценку одной из сторон общих интеллектуальных способностей: общая осведомленность, полнота понимания смысла, способность к суждению, умение оперировать числовым материалом, устанавливать сходства и аналогии, визуальную комбинаторику и репродукцию, смысловой анализ последовательных позиций, изучение репродуктивных функций памяти и т.д. С помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки показателей IQ: отдельно вербальной и невербальной частей теста и общего показателя.

Наиболее значимым является то, что при конструировании своих шкал Векслер исходил из стремления учесть не только интеллектуальные, но прочие факторы, влияющие на проявление интеллекта: опираясь на экспериментальные данные, Векслер разделяет тесты на основные, результаты которых с возрастом остаются неизменными (например, словарный, составление фигур, обнаружение недостающих деталей), и те, которые с возрастом ухудшаются (например, воспроизведение цифр, шифровка и т.п.). Поэтому при анализе показателей WAIS может и должен быть определен и учтен индекс возрастного снижения отдельных функций интеллекта (коэффициент детериорации) в соответствии с семью возрастными группами.

В отечественных исследованиях шкалы Векслера нашли достаточно широкое применение. Впервые WAIS были адаптированы в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева. С его помощью были получены данные, расширяющие представления об особенностях интеллекта (Гильяшева и др. 1983).

Возможности использования данной психодиагностической методики для выявления профессиональной предрасположенности и профессионального отбора ограничиваются тем, что полная процедура проведения этого теста в условиях школы слишком трудоемка, а при использовании сокращенной программы качественные наблюдения невозможны.

Индикатор Майерса-Бриггса - опросник личностный. Разработан Майерс И. и Бриггс К. в 1962 году с целью профориентационного и психологического консультирования. В основу классификации испытуемых положена типология Юнга К.. Состоит из 160 вопросов, часть из которых построена на основе различных ассоциациях, имеющих противоположное значение, другая - предполагает выражение испытуемым своих индивидуальных предпочтений. Подсчет результатов производится путем суммирования полученных баллов по четырем шкалам, которые абсолютно соответствуют типологии, предложенной Юнгом К.: экстраверт-интроверт, сенсорный-интуитивный, мыслительный-эмоциональный, рациональный-иррациональный. Чем больше количество баллов по той или иной шкале, тем ярче в испытуемом выражены те или иные индивидуальные черты.

Тест широко используется в США в профориентации, психологическом консультировани, исследовании межличностных отношений. В настоящее время данная методика не получила в России широкого распространения ввиду сложной воспроизводимости некоторых заданий теста на русском языке. Для его адаптации необходимо, в первую очередь, произвести переформулировку заданий.

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММР1) - опросник личностный. Предложен в 1940 году Хатуэем С. и Маккинли Дж. с целью диагностики эмоциональных, мотивационных, поведенческих свойств личности в определенных социальных ситуациях. Опросник включает в себя 550 утверждений, на каждое из которых обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше) должны дать ответ: «верно», «неверно», «затрудняюсь ответить». Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. На основе полученных данных по 10 основным диагностическим шкалам: иппохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интроверсии - строится «профиль личности». Примечательно, что наряду с диагностическими шкалами в тесте используются 4 контрольных оценочных шкалы, соотношения между которыми позволяют судить о достоверности результатов тестирования: первая шкала регистрирует количество утверждений, вызвавших затруднения с ответом; вторая предназначена для оценки искренности обследуемого; третья шкала создана для выявления недостоверных результатов; четвертая шкала - шкала коррекции. В тесте учитываются также возраст, пол, образование обследуемого.

Адаптация опросника в отечественных психодиагностических исследованиях началась еще в 60-е годы Березиным Ф.Б. и Мирошниковым М.П. (1967).

В 1989 году опросник был в значительной мере переработан (ММР1-2). На сегодняшний день наряду с обычной имеется и компьютерная версия теста, включающая в себя 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. ММР1-2, как и ММР1, содержит 3 контрольные и 10 клинических шкал. Кроме того, в него были добавлены новые шкалы, с помощью которых оцениваются такие свойства личности, как: подверженность страхам, депрессивность, забота о здоровье, необычность мышления, гневливость, циничность, склонность к асоциальным поступкам, заниженная самооценка, семейные проблемы и т. п.

На сегодняшний день данный психодиагностический опросник является одним из самых распространенных в мировой психологической практике. Тем не менее, сложность понимания подростками смысла предлагаемых в опроснике утверждений существенно ограничивает использование данной тестовой модели для обследования старшеклассников.

Батарея тестов общих способностей (GATB) - тест интеллекта. Был разработан Службой занятости США (1956 г.) для использования в области профориентации и профпригодности. Тест относится к наиболее распространенным в современной психодиагностике. Тестовая методика представляет собой тестовую батарею, в состав которой входят 12 субтестов, направленных на изучение различных вербальных и невербальных (практических) сторон общих способностей. Все субтесты имеют ограничение во времени.

Главная особенность данной методики (в отличие от других тестов интеллекта) заключается в ориентации исключительно на профессиональные критерии. Задания, включенные в тест, отражают комплексные качества, необходимые для овладения многими видами профессиональной деятельности: общая способность к обучению, рассуждению и оценке; точность понимания вербальных конструкций; арифметические способности и навыки; вербальные способности; пространственное воображение; восприятие деталей графических изображений объектов; моторная координация; моторика пальцев; моторика рук. Полученные в ходе обработки теста баллы отображаются на специальной шкале.

В ходе длительного практического применения теста были выработаны эталоны «профилей», где по каждой профессии определены нормативные стандарты оценок, необходимые для овладения ею (Анастази 1968).

Методика GATB широко используется в зарубежной профдиагностике. Между тем в российских школах она не получила распространения в силу некоторых факторов: длительность процедуры обследования (два с половиной часа); трудоемкость работы при обработке данных; только восемь из двенадцати тестов выполняются на бланках, проведение остальных невозможно без специальных приспособлений.

Фигуры Рыбакова - тест специальных способностей. Разработан в 1910 году русским психиатром Рыбаковым Ф.Е.. Предназначен для определения уровня пространственного воображения у подростков 15-18 лет.

Тест включает в себя 45 заданий, размещенных на специальных карточках. Каждое задание представляет собой рисунок в виде многоугольника, по периметру которого проставлены точки. Все точки пронумерованы. Испытуемый должен провести между двумя любыми точками воображаемую линию, которая отсекает ту часть фигуры, воображаемое соединение которой с оставшейся частью образует квадрат. Время выполнения заданий ограничено. Процедура обработки результатов обследования заключается в подсчете количества верных решений.

Ввиду своей специфичности тест недостаточно хорошо коррелирует с тестами общих способностей (интеллекта), но все же имеются сведения о достаточно высокой степени корреляции его с практическими тестами конструктивных способностей. Тест Рыбакова можно использовать для диагностики технических способностей старшеклассников в качестве элемента тестовой батареи, в то время как для оценки общих способностей и профдиагностики он не подходит.

Опросник «Шестнадцать личностных факторов» Кэттела Р. (1950) является реализацией подхода к исследованию личности на основе черт и направлен на определение развитости у человека 16 взаимосвязанных факторов личности, как-то: эмоциональной устойчивости, способности управлять своим настроением, умения найти адекватное объяснение своим поступкам, потребности в общении, особенностей мышления, и т.д. (Cattell and others 1970). Названия факторов даются в биполярной форме, что устраняет двусмысленность в определении их содержания. Всего Кэттелом Р. и его сотрудниками разработано пять форм опросника: две основные (A и B) и три сокращенные (C, D и E). Они различаются количеством входящих в тест вопросов (полные версии включают по 187 вопросов, сокращенные - по 105 каждая). Для тестирования школьников предлагается форма C: испытуемому предлагается ответить на 105 вопросов, по 5-6 вопросов на каждый из измеряемых факторов личности. Каждый

личностный фактор оценивается через суммирование оценок по группе разбросанных по всему тесту вопросов. Полученные результаты выражаются в шкале стенов. Строится так называемый «профиль» личности, при интерпретации которого специалисты исходят из степени выраженности каждого фактора. (Анастази 1968).

Опросник нашел широкое распространение в зарубежных и отечественных психодиагностических исследованиях, применяется в школьной практике для определения профессиональной предрасположенности старшеклассников. Но все же использование теста в профессиональной диагностике допустимо с существенными оговорками, поскольку определение черт личности все-таки не дает полного представления о профессиональной предрасположенности человека. Кроме того, необходимо учитывать достаточною уязвимость и самого подхода Кэттела Р. к исследованию личности. Прежде всего это относится к отсутствию каких-либо теоретических положений о значении и содержании определяемых им черт личности.

Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) был предложен Сениным И.Г. в 1991 году. Данная методика направлена на оценку степени выраженности у человека одной из восьми терминальных ценностей (жизненных целей): собственный престиж, материальное благополучие, креативность, социальные контакты,

самосовершенствование, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности. Кроме того, учитывается и их значение для различных сфер человеческой жизни: общественной, профессиональной, семейной, сферы образования и увлечений. Всего опросник содержит 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале. Набранные баллы подсчитываются по таблицам и полученные результаты представляются в форме индивидуального профиля (отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер).

Опросник нашел применение в отечественной психодиагностике. Однако нельзя не учитывать тот факт, что основная задача исследователя ограничивается установлением профессиональных предпочтений исследуемого, а не его профессиональных возможностей. Это существенно ограничивает использование опросника с целью профессионального консультирования старшеклассников.

«Школьный тест умственного развития» (ШТУР) - тест интеллекта. Используется в школьной психодиагностике для измерения интеллектуального уровня интеллектуального развития учащихся V - УШ классов общеобразовательных школ. Разработан в НИИ общей и педагогической психологии АПН СНГ.

Тест представляет собой тестовую батарею (всего шесть субтестов), включающую типичный для данного типа тестов набор заданий вербального и практического характера на общую осведомленность, способность к установлению сходства и аналогий, арифметические способности, визуальную комбинаторику и репродукцию. Задания, предлагаемые в данном тесте, достаточно полно отображают содержание основных циклов изучаемых дисциплин: гуманитарного, естественного и физико-математического.

Тест неплохо коррелирует с тестом Амтхауэра. Определены его надежность и валидность (Бурлачук 2000). Но в то же время нельзя не отметить его ориентированности на успехи в обучении, а не на профессиональные критерии, что ограничивает его использование в профдиагностике.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова Е.А. (МГУ) предложен научно-практическим центром "Коррекция" Московского института психологии и педагогики в 1995 году для применения в школьной психологической службе с целью исследования познавательных интересов в связи с задачами профориентации. Методика охватывает пять основных сфер профессиональной деятельности: "Человек - Природа", "Человек - Техника", "Человек - Человек", "Человек -Знаковые системы" и "Человек - Художественный образ". Выполнение процедуры методики ДДО позволяет выявить предпочтение тех или иных видов деятельности для обследуемого. Диагностическая процедура предполагает выбор из множества

альтернативных пар суждений одного, соответствующего интересам испытуемого. Порядковый номер выбранного суждения отмечается в бланке ответов. Бланк представляет собой ключ к методике: номера суждений, соответствующие склонности к той или иной группе профессий, размещены в соответствующей им графе. Процедура обработки данных сводится к подсчету количества суждений, выбранных в одной из пяти граф.

Методика широко используется в школьной психологической службе. Но в то же время определение профессиональной предрасположенности не может быть сведено только к процедуре выявления интересов школьника к тем или иным видам деятельности. Вне поля зрения оказываются такие немаловажные факторы, как соответствие (несоответствие) интересов учащихся обнаруживаемым на данный момент умениям; соотношение интересов и умения выполнять задание.

Таким образом, рассмотренные психодиагностические модели и методики, применяемые в зарубежной и отечественной психодиагностике для оценки профессиональной предрасположенности и профессиональной пригодности личности, хорошо коррелируют между собой, имеют достаточно высокие коэффициенты надежности и валидности текущей и прогностической (Бурлачук 2000). Вместе с этим нельзя не отметить некоторые присущие им недостатки, которые значительно сужают возможность их использования в практике школьной профессиональной ориентации и профессиональной диагностики: значительная трудоемкость работы испытуемого и экспериментатора, связанная с необходимостью выполнения и обработки большого количества заданий; невоспроизводимость некоторых вопросов зарубежных тестов на русском языке; отсутствие указаний на то, какой компонент личности имеет приоритетное значение для определения профессиональной предрасположенности человека; трудоемкость «извлечения» из результатов тестирования информации, так или иначе связанной с профессиональной предрасположенностью школьников.

Литература

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1972.

2. Анастази А. Психологическое тестирование.- М.: Педагогика, 1982.

3. Баррет Дж. Протестируйте себя. Способности, личность, мотивация, карьера. - СПб.: Питер, 2003. 254с.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 528 с.

5. Гильяшева И.Н. Вопросники как метод исследования личности // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л: Медицина, 1983.- С. 62-81.

6. Гильяшева И.Н. Исследование интеллекта // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л: Медицина, 1983.- С. 150-155.

7. Головей Л.А. и др. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация. - Ленинград. - 1986. - 83 с.

8. Зазнобина Н.П. и др. Комплексная методика изучения личности в целях выявления способности школьника к профессиональному самоопределению. - Ярославль. - 1993. 186 с.

9. Климов Е.А. Как выбирать профессию? М., 1990.

10. Мейли Р. Структура личности //экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1974. -Вып.5. - С.228-248.

11. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. -М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 480с.

12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1998. - 672 с.

13. Рыжов В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобретании. -М.: Высшая школа, 1991. - 159 с.

14. Соловьева С.А. Профориентационные исследования личности школьника. - Тамбов. -ТГПИ. - 1992. -137с.

15. Binet A. Les Idees modernes sur les enfants.- Paris : Ernest Flammarion. 1911.

16. Binet A., Simon T. Le développement de l'intelligence chez les enfants.- L'Année Psychologique 14, 1-94.- 1908.

17. Cattel J. Mc-K. Mental Test and Mesurement.- 1890.- Mind, 15, 373-381.

18. CattellR.B., Eber H.W., TatsuokaM.M. The 16-Factor Personality Questionnaire. -Champaign: IPAT, 1970

19. Galton F. Psychometric experiments.- 1879.- Brain: A Journal of Neurology, II, 149- 162.

20. Raven J.C. Progressive Matrices/ - London: H.K.Lewis, 1965.

21. Spearman C. The Abilities of Man.- London: Macmillan, 1927.

22. Thurstone L.L. Multiple Factor Analesis. A Development and Expansion of Vectors of the Mind. - Chicago: University of Chicago Press, 1947.

23. Thurstone L.L. Primary Mental Abilities. - Chicago: University of Chicago Press, 1938.

24. Wechsler D. Measurement of Adult Intelligence.- Baltimore: Williams & Wilkins, 1944.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.