Научная статья на тему 'JuniorSkills как инновационное направление в ранней профессионализации школьников'

JuniorSkills как инновационное направление в ранней профессионализации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SHARED COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / PROFESSIONAL TEST / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / МЯГКИЕ НАВЫКИ / ЖЕСТКИЕ НАВЫКИ / HARD SKILLS / SOFT-SKILLS / HARDSKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова Надежда Викторовна

Противоречие между устаревшими подходами традиционной профориентационной работы и требованиями подготовки высококвалифицированных кадров для модернизированной экономики страны вызывает необходимость внедрения инновационных направлений. Цели статьи анализ современных тенденций ранней профессионализации, сопоставление различных точек зрения ученых и профессиональных экспертов на ключевые аспекты такой новации, как общероссийское движение JuniorSkills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contradiction between the obsolete approaches of traditional career guidance work and the requirements for the training of highly qualified personnel for the modernized economy of the country calls for necessity of the introduction of innovative directions. The purposes of the article is to analyze current trends of early professionalization, to compare different points of view of scientists and professional experts on key aspects of such innovation as the all-Russian movement JuniorSkills.

Текст научной работы на тему «JuniorSkills как инновационное направление в ранней профессионализации школьников»

3.2 Область применений практически во всех областях науки, техники, народного хозяйства.

3.3 Задачи четвертого уровня сложности: профессиональная - исследование помехоустойчивости приёма радио-сигналов различной формы при заданной функции их искажения; прикладная -исследование стиля авторского текста [2].

4. Контрольно-оценочный блок: тестовые профессиональные задачи первого и второго уровня для определения индивидуальной траектории развития студентов; рефераты, эссе, проекты и курсовые работы с профессиональной, духовно-нравственной, исторической, философско-мировоззрен-ческой, эстетической тематикой - заключительный контроль.

Выводы

1. Поставленная проблема исследования решена полностью. Проведена коррекция цели и задач курса; добавлено в программу «Введение» с двумя новыми модулями, которые вместе с модулями «Элементы истории» основных блоков и добавленного контрольно-оценочного блока реализуют синергию математического, естественнонаучного и гуманитарного знаний, формируя одновременно духовно-нравственный, мотиваци-онный и интеллектуальный эффекты. Модули «Приложения» с введенными профессиональными и прикладными задачами разного (повышенного) уровня вместе с контрольно-оценочным блоком позволяют осуществить синтез математического, профессионального (инженерно-технического) с гуманитарным знанием при поддержке ИКТ, с получением мотивационного, профессионального и интеллектуального эффектов.

2. Неоднократно проведенный со студентами радио-технических специальностей тест на составление математических моделей профессиональных

31

задач даже первого уровня (радиотехнический аналог классических задач) выявил «проблемную зону» - отсутствие этого умения у значительной части студентов. Пример: классическая задача о встрече двух лиц не узнается в ее радиотехнической интерпретации о «зашумлении» приемника.

3. В перспективе стоит проблема разработки технологии выявления рассмотренных видов эффекта и их оценки математическими методами по результатам эксперимента.

Список литературы

1. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016, С.128-133.

2. Дворяткина С.Н., Дякина А.А., Розанова С.А. Синергия гуманитарного и математического знания как педагогическое условие решения междисциплинарных проблем. Интеграция образования, том 21, №1, 2017. С.8 - 18

3. Розанова С.А. Разработка программы инте-гративного курса по математике для инженерно-технических специальностей и направлений на основе синергетического подхода. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.А. Ларичева, г. Вологда, ВоГУ,16-18 февраля 2017 г., С.135 - 139.

4. Розанова С.А. Особенности, структура и основные характеристики синергетического эффекта при интеграции математического, естественнонаучного, информационного и гуманитарного образования. Международная научно—практическая конференция «Современная педагогика, актуальные вопросы, достижения и инновации» 25 ноября 2016, г. Пенза, С.135 - 139.

JUNIORSKILLS КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАННЕЙ _ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ_

Свиридова Надежда Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики воспитательных систем, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск.

АННОТАЦИЯ

Противоречие между устаревшими подходами традиционной профориентационной работы и требованиями подготовки высококвалифицированных кадров для модернизированной экономики страны вызывает необходимость внедрения инновационных направлений. Цели статьи - анализ современных тенденций ранней профессионализации, сопоставление различных точек зрения ученых и профессиональных экспертов на ключевые аспекты такой новации, как общероссийское движение JuniorSkills.

ABSTRACT

The contradiction between the obsolete approaches of traditional career guidance work and the requirements for the training of highly qualified personnel for the modernized economy of the country calls for necessity of the introduction of innovative directions. The purposes of the article is to analyze current trends of early profession-alization, to compare different points of view of scientists and professional experts on key aspects of such innovation as the all-Russian movement JuniorSkills.

Ключевые слова: профессионализация, профессиональные компетенции, общие компетенции, профессиональные навыки, профессиональная проба, профессиональное самоопределение, жесткие навыки, мягкие навыки.

Keywords: professionalization, professional competence, shared competence, hard skills, professional test, professional self-determination, soft-skills, hard-skills.

Современные тенденции, ориентирующие общество на обеспечение постиндустриального прорыва России в мировые лидеры, требуют от системы профессионального образования качественной подготовки кадров. Это подводит к ревитализации идей ранней профессиональной ориентации, которые были характерны для советской системы образования. Но возвращение к жизни идей трудового воспитания и профориентации должно происходить не посредством механического воспроизведения форм и методов второй половины XX века, а в русле компетентностного подхода, обозначенного в программных документах федеральных государственных образовательных стандартов образца первого десятилетия XXI века. В чем содержание этих новых тенденций? Как оценивает педагогическое сообщество влияние на раннюю профессионализацию современного международного чемпионатного движения WorldSkills и его ответвления - JuniorSkills? В чем принципиальное отличие традиционных подходов к организации профориентации и инновационного поиска методов выстраивания системы профессиональных проб?

Объектом нашего исследования будет ранняя профессионализация, а предмет изучения - такая инновационная форма, как общероссийская система профессиональных соревнований школьников JuniorSkills.

Цель статьи - анализ современных тенденций в сфере ранней профессионализации школьников и выявление значения JuniorSkills как части международного чемпионатного движения для развития личности в профессиональной среде. Задачами автора являются:

• определение степени изученности понятия профессионализация и уточнение понятия ранняя профессионализация;

• изучение инновационных практик в этой области;

• сопоставление мнений ученых и профессиональных экспертов на ключевые аспекты такой новации, как общероссийское движение JuniorSkills;

• оценка педагогического потенциала инновационного движения JuniorSkills.

Теоретическую базу исследования составляют работы Е.А. Климова, А.К. Марковой, Н.С. Пряж-никова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, которые рассматривают формирование профессионального самоопределения с точки зрения процессного подхода.

Термин профессионализация является центральным в психологии труда и важнейшим среди категорий социальной педагогики. Исследователи изучили профессионализацию с позиции процесса

становления личности в профессии, вычленили несколько как параллельных, так и последовательных подпроцессов:

- выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей;

- освоение правил и норм профессиональной деятельности;

- формирование и осознание себя как профессионала;

- обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии1.

В русле процессного подхода многие исследователи выделяют этапы, фазы, уровни профессионализации. Оригинальную авторскую трактовку профессионализации представил Е.А. Климов: оптант - личность в фазе выбора профессии; адепт -человек, начинающий осваивать её; адаптант - молодой специалист, входящий в тонкости работы; интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями; мастер, наставник - зрелый, состоявшийся профессионал, который может передать секреты своего дела молодому поколению [2].

Взаимосвязь процессов социализации и профессионализации рассматривает А.К. Маркова [3]. По её мнению, ценностные ориентации личности, сформированные под влиянием социума, определенным образом корректируют профессиональную деятельность. Ведь без понимания молодым человеком того, что хочет от него общество, невозможен процесс профессионализации. Но в дальнейшем профессионализация начинает влиять на личностное начало, может ее стимулировать или наоборот деформировать.

Таким образом, профессионализация как становление личности в профессии представляет собой динамически развертывающийся во времени процесс от первых профессиональных намерений до полной реализации личности в трудовой деятельности. Под ранней профессионализацией мы будем подразумевать процесс профессионального самоопределения старшеклассников, проходящий в системе профессиональной ориентации детей и подростков. Это сложная целостная система, существующая в обществе, объединяющая разных субъектов профессиональной ориентации и включающая [7]:

- многочисленные подсистемы и уровни (охватывает общее и дополнительное образование, среднее и высшее профессиональное образование, сферу молодежной политики и сферу трудоустройства, развивается на индивидуальном и групповом уровне);

1 Профессионализация. [Электронный ресурс]. - URL: https://cribs.me/psikhologiya-truda/ponyatie-professionalizatsii-stadii-professionalizatsii (дата обращения: 16.08. 2017).

- различные компоненты (профдиагностика, профконсультация, профинформирование, про-фадаптация, профотбор, профподбор, профсопро-вождение).

Если изучать влияние современной общественной практики на процесс профессионализации, то заметны тенденции, во-первых, концептуальной вариативности системы профориентации, во-вторых, усложнения структуры этой системы за счет включения в нее международного экспертного сообщества, в-третьих, значительного омоложения начального этапа профессионализации через введение системы профессиональных проб. Рассмотрим последовательно эти тенденции.

Концептуальная вариативность проявляется в двух основных направлениях: 1) компетентностные олимпиады школьников; 2) предпрофессиональные чемпионаты в рамках движения JuniorSkills. Оба эти направления организационно оформились в одно время и развиваются параллельно при поддержке Министерства образования и науки РФ и Национального фонда подготовки кадров.

Пилотное проведение первых компетентност-ных олимпиад было организовано в 2014 году Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Открытое образование» и Институтом системных проектов Московского городского педагогического университета. В регионах к проведению компетент-ностных олимпиад привлекаются как государствен-ныеучреждения общего и дополнительного образования, так и некоммерческие общественные организации, представители управленческих сфер. В это же время была инициирована программа Junior-Skills представителями частного фонда российского предпринимателя Олега Дерипаски «Вольное Дело» в партнерстве с союзом WorldSkillsRussia при поддержке автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»2.

Компетентностные олимпиады основаны на проектировании и моделировании событий в игровой реальности, привязанной к социально-экономической ситуации какого-либо региона, здесь проверяются так называемые softskills («мягкие навыки»): коммуникативная компетентность, навыки командной работы, личностная, гражданская компетентность. Организаторы компетент-ностных олимпиад сосредоточены на введении молодого поколения в широкий спектр проблем и вопросов современного рынка труда и развитии у них способностей стратегического видения будущего в категориях геоэкономики3.

В противовес этому направлению движение JuniorSkills погружает детей и подростков 10-16 лет в специфику конкретных профессий, включающих как сквозные высокотехнологичные рабочие

профессии (геномная инженерия, прототипирова-ние, мехатроника, нейротехнология), так и традиционные рабочие профессии в сферах сельского хозяйства, строительства и пр. В соревнованиях JuniorSkШs проверяются в основном так называемые «твердые навыки» - М^ЫШ, которые характеризуются измеряемостью, алгоритмизацией. Данное движение является более прагматичным, конкретным, решающим насущные тактические задачи кадрового обеспечения реального сектора экономики (слоган движения «Улучшим наш мир силой навыков!»).

Вероятно, именно поэтому движение JuniorSkШs получило поддержку на уровне президента РФ и стало массовой общероссийской программой. В. В. Путин одобрил инициативу и отметил первенство России в проведении такого рода соревнований. По итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству президент подписал ряд поручений, согласно которым чемпионаты JuniorSkШs включены в стратегическую инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей» (поручения президента РФ от 21 сентября 2015 года).

Согласно «Новой модели дополнительного образования детей», предложенной Агентством стратегических инициатив, в регионах создается сеть опорно-ресурсных центров, организованных по принципу индустриальных парков в формате государственно-частного партнерства. В формировании этой сети технопарков принимают участие негосударственные организации и предприниматели, реализующие программы дополнительного образования детей. Именно эти технопарки, а также сеть инженерных классов, созданная в стране несколькими годами ранее, выстраивая компетентностные траектории обучающихся, готовят будущих чемпионов JuniorSkШs. Образно говоря, некогда единая система внешкольного образования разделилась на цифровые и аналоговые учреждения дополнительного образования детей. Государственные учреждения дополнительного образования детей, ориентированные на обучение школьников традиционным ручным ремеслам (по терминологии АСИ-«рукомеслам»), пока остаются в стороне от JuniorSkШs, так как не способны обеспечить насыщенную практико-ориентированную технологическую среду для погружения молодого поколения в инженерно-технологическое предпрофессиональ-ное образование, а работающие в этих учреждениях педагоги дополнительного образования не могут найти свое место в этих инновационных процессах из-за отсутствия необходимых компетенций.

Благодаря JunюrSkШs в практику ранней профессионализации вошла международная шкала оценивания в соответствии со стандартами миро-

2 О Программе JuniorSkills [Электронный ресурс]. -URL:http://worldskiИs.ru/junюrskiИs/(дата обращения:

08.04.2017).

3 Российская компетентностная олимпиада [Электронный ресурс]. - URL:http://www.opencu.ru/prospect (дата обращения: 08.04.2017).

вого движения профессионалов WorldSkiUs. В состав экспертного сообщества активно привлекаются работодатели, представители ведущих промышленных, сельскохозяйственных, сервисных предприятий, победа в чемпионатах любого уровня, от локальных до национальных, становится для школьников шансом льготного поступления в лучшие учреждения СПО по выбранной специальности.

Осмысление педагогического потенциала этого движения проходит параллельно с развитием его на практике. Возможно, со временем шкала оценок изменится, но пока отдельные высказывания исследователей достаточно спорны. Приведем некоторые из них:

Профессор С.Н.Чистякова считает, «что вместе с положительным влиянием на подготовку обучающихся к профессиональному старту данных межрегиональных, национальных и международных конкурсов, они имеют соревновательную направленность, осуществляются в основном эпизодически и не оказывают должного влияния на реализацию системного подхода на формирование готовности молодежи к профессиональному самоопределению» [9, с.4].

И.С. Сергеев прямо называет ошибочной стратегию организации статусных конкурсов профессиональной направленности. Его аргументы против подобной практики таковы: «.. .такой подход к профориентации в некоторой степени развивает тренды геймификациии "ивентизации" <...>. Ставка на соревновательные мотивы (так же, как и на игровые, и на коммуникативные) - слишком рискованная база для выбора профессии. Дифференциация молодых профессионалов на победителей и проигравших тоже довольно серьезный риск, тем более что с проигравшими некому проводить педагогически грамотный "разбор полетов" и квалифицированную оценку индивидуального продвижения каждого участника в ходе подготовки и самих соревнований с последующим составлением персонального плана развития» [5, с.5].

Полемическое утверждение И. С. Сергеева о том, что с проигравшими юными профессионалами некому работать дальше, ставит под сомнение педагогический профессионализм многочисленной команды тьюторов, тренеров, экспертов-компатриотов, которые готовят ребят к соревнованиям. Любому добросовестному наставнику понятно, что для снижения педагогических рисков, связанных с возможными неудачами, необходимо развитие не только «твердых навыков» (М^Ик), но и общих компетенций юных чемпионов. Снижение этих рисков возможно за счет повышения уровня психолого-педагогической компетентности наставников, курирующих конкурсное движение молодых профессионалов.

Соревновательная направленность Junior-Skills, заслужившая укоры со стороны исследователей С.Н. Чистяковой и И.С. Сергеева, является, по нашему мнению, логичным продолжением системы олимпиадного движения, направленного на выявление и поддержку одаренных детей. Благодаря JuniorSkills спектр проявлений одаренности расширился: теперь возможность проявить себя появилась не только у юных шахматистов, музыкантов или математиков, но и у подростков, способных демонстрировать отличные практические навыки, склонных к инженерному или сервисному труду.

Неприятие И.С. Сергеевым геймификации и технологий ивент-менеджмента (eventmanagement), которые он называет «вынужденной мерой образования в ответ на навязывание игрового формата жизни» [5, с.4], строится на тезисе о том, что реальная профессия - не игра, она включает и монотонность, и рутину, поэтому не стоит искусственно приукрашать сферу трудовой деятельности. На наш взгляд, долгие годы пренебрежительного отношения к рабочим профессиям и всеобщее стремление к всеобщему высшему образованию оправдывают некоторый пергиб в другую сторону. Ведь без эмоционального восприятия подростками и их родителями чемпионата JuniorSkills не произойдет ревитализации интереса к рабочим профессиям и специальностям. Кроме того, праздничность ивент-технологий4, «эмоционализация профпросвещения и профагитации» [10, с. 11] находятся в русле событийного подхода, разрабатываемого российскими исследователями в рамках идеологии ФГОС [8].

Согласно И. С. Сергееву, повышенный педагогический риск движения JuniorSkills связан с тем, что оптант (по Е.Климову), увлекшись на этапе выбора профессии ее яркой стороной, в дальнейшем, на этапе адаптанта неизбежно разочаруется в ней. Эти доводы покажутся убедительными поколению людей, которые привыкли к однократному выбору профессии «на всю жизнь». Однако современные тенденции «образования через всю жизнь» доказывают, что современному школьнику предстоит сделать серию выборов в течение жизни.

Неслучайно в современной педагогической науке активно разрабатывается термин профессиональные пробы, предложена типология форм, структура содержания и этапы профессиональных проб, педагогические условия их осуществления и факторы, влияющие на их результативность [1;4]. Сам термин пробы подразумевает их множественность, неоднократность попыток, неокончательность выбора. Ранее нами были проанализированы формы и методы организации профессиональных проб по трем уровням сложности и доказано, что движение JuniorSkills является профессиональной пробой высшего уровня, так как представляет собой моделирующую деятельность с элементами

4 Нестеров А.К. Ивент-менеджмент [Электронный ресурс]. - URL:http://odiplom.ru/lab/ivent-menedzhment.html (дата обращения: 08.04.2017).

конкретных профессиональных действий в условиях конкретного профессионального контекста [6].

Таким образом, обобщая трактовки современных исследователей, под термином профессионализация мы понимаем динамически развертывающийся во времени процесс становления личности в профессии от первых профессиональных намерений до полной реализации в трудовой деятельности. Ранняя профессионализация осуществляется в системе профессиональной ориентации детей и подростков, имеющей разные структурные компоненты и уровни.

Современные инновационные практики в области ранней профессионализации развиваются в двух направлениях:

1) общероссийские компетентностью олимпиады сосредоточены на введении молодого поколения в широкий спектр проблем и вопросов современного рынка труда;

2) система соревнований .ТипюгёкПк в составе общероссийского движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» погружает подростков в мир конкретных профессий и специальностей.

Сопоставление мнений ученых и профессиональных экспертов о значении общероссийского движения JuniorSkШs показало, что ряд ученых недооценивают педагогический потенциал этой формы осуществления профессиональных проб, тогда как экспертное сообщество демонстрирует безусловное некритичное принятие данного способа выявления профессионально одаренных детей и подростков.

Проведенное нами исследование доказывает, что .ТипюгёкИк, в ответ на общественно-государственный заказ, создает насыщенную практико-ориентированную высокотехнологическую среду для погружения молодого поколения в предпрофес-сиональное образование. Это обогащает ситуацию личностного развития, поскольку позволяет школьникам включиться в систему профессиональных проб высшего порядка, в ходе практико-ориентиро-ванной деятельности знакомит с технологическими особенностями трудовых операций, способствует самоопределению в мире востребованных и перспективных профессий.

Список литературы

1. Гапоненко А.В., Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 - 11 классов/ Чистякова С.Н. [и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. - 192 с. - С. 15-24

2. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.: Воронеж: Издательство «Институт практической психологии»: НПО «МО-ДЭК», 1996. - 400 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

4. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы. - М.: «Вако», 2008. -288 с.

5. Сергеев И.С. Системный анализ ошибок в профессиональной ориентации // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - №3. - С. 2-5.

6. Свиридова Н.В. Организация системы профессиональных проб как фактор успешного профессионального самоопределения школьников// Наука. Общество. Образование: материалы Всерос. науч.-практ.конф. (Иркутск, 10 февраля 2017 г.) / под общ.ред. Е. В. Барашевой. -Иркутск: Изд-во ООО «СИПДО», 2017.- С. 122-124.

7. Свиридова Н.В., Шавнина Е.В. Система профориентационной работы как инструмент мотивации к осознанному выбору профессиональной карьеры // Научный альманах. - 2015. - № 9. - С. 596599.

8. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Вып. 1 (43). -[Б.и.], 2010. -157 с.-(Научно-методическая серия «Новые ценности образования»).

9. Чистякова С.Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся //Профессиональное образование. Столица. - 2016. - №4. - С. 2-5.

10. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению //Профессиональное образование. Столица. - 2016. -№8. - С. 10-16.

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ДЕТЕЙ С _НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА_

Ю.В. Соловьева

магистрант 1 курса напр. «Дефектологическое образование» Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

АННОТАЦИЯ

Мотивация происходит через характер, эмоции, способность, деятельность. У детей с нарушенным интеллектом происходит отклонение от поставленных целей и задач. Они склонны к стереотипным действиям. Это обусловлено тем, что недостатки деятельности детей с ОВЗ детерминированы недоразвитием психики и моторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.