конкретных профессиональных действий в условиях конкретного профессионального контекста [6].
Таким образом, обобщая трактовки современных исследователей, под термином профессионализация мы понимаем динамически развертывающийся во времени процесс становления личности в профессии от первых профессиональных намерений до полной реализации в трудовой деятельности. Ранняя профессионализация осуществляется в системе профессиональной ориентации детей и подростков, имеющей разные структурные компоненты и уровни.
Современные инновационные практики в области ранней профессионализации развиваются в двух направлениях:
1) общероссийские компетентностные олимпиады сосредоточены на введении молодого поколения в широкий спектр проблем и вопросов современного рынка труда;
2) система соревнований JuniorSkills в составе общероссийского движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» погружает подростков в мир конкретных профессий и специальностей.
Сопоставление мнений ученых и профессиональных экспертов о значении общероссийского движения JuniorSkШs показало, что ряд ученых недооценивают педагогический потенциал этой формы осуществления профессиональных проб, тогда как экспертное сообщество демонстрирует безусловное некритичное принятие данного способа выявления профессионально одаренных детей и подростков.
Проведенное нами исследование доказывает, что JuniorSkШs, в ответ на общественно-государственный заказ, создает насыщенную практико-ориентированную высокотехнологическую среду для погружения молодого поколения в предпрофес-сиональное образование. Это обогащает ситуацию личностного развития, поскольку позволяет школьникам включиться в систему профессиональных проб высшего порядка, в ходе практико-ориентиро-ванной деятельности знакомит с технологическими особенностями трудовых операций, способствует самоопределению в мире востребованных и перспективных профессий.
Список литературы
1. Гапоненко А.В., Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Методическое пособие для учителей 5 - 11 классов/ Чистякова С.Н. [и др.]; под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2011. - 192 с. - С. 15-24
2. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.: Воронеж: Издательство «Институт практической психологии»: НПО «МО-ДЭК», 1996. - 400 с.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
4. Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. 8-11 классы. - М.: «Вако», 2008. -288 с.
5. Сергеев И.С. Системный анализ ошибок в профессиональной ориентации // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - №3. - С. 2-5.
6. Свиридова Н.В. Организация системы профессиональных проб как фактор успешного профессионального самоопределения школьников// Наука. Общество. Образование: материалы Всерос. науч.-практ.конф. (Иркутск, 10 февраля 2017 г.) / под общ.ред. Е. В. Барашевой. -Иркутск: Изд-во ООО «СИПДО», 2017.- С. 122-124.
7. Свиридова Н.В., Шавнина Е.В. Система профориентационной работы как инструмент мотивации к осознанному выбору профессиональной карьеры // Научный альманах. - 2015. - № 9. - С. 596599.
8. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. Вып. 1 (43). -[Б.и.], 2010. -157 с.-(Научно-методическая серия «Новые ценности образования»).
9. Чистякова С.Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся //Профессиональное образование. Столица. - 2016. - №4. - С. 2-5.
10. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Сергеев И.С. Критерии и показатели готовности обучающихся к профессиональному самоопределению //Профессиональное образование. Столица. - 2016. -№8. - С. 10-16.
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА У ДЕТЕЙ С _НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА_
Ю.В. Соловьева
магистрант 1 курса напр. «Дефектологическое образование» Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых
АННОТАЦИЯ
Мотивация происходит через характер, эмоции, способность, деятельность. У детей с нарушенным интеллектом происходит отклонение от поставленных целей и задач. Они склонны к стереотипным действиям. Это обусловлено тем, что недостатки деятельности детей с ОВЗ детерминированы недоразвитием психики и моторики.
ABSTRACT
Motivation occurs through character, emotion, ability, activity. At children with the broken intellect there is a deviation from the put purposes and problems. They are prone to stereotypical actions. This is due to the fact that the shortcomings of children with HIA are determined by the underdevelopment of the psyche and motor skills.
Ключевые слова: мотивация, нарушенный интеллект, недоразвитие психики, моторика, интерес.
Key words: motivation, broken intellect, underdevelopment of the psyche, motor skills, interest.
Дефиниция мотивация включает такие виды побуждений, как мотивы, потребности, интересы, цели, влечения, мотивационные аттитьюды, идеалы и т. д.. В широком контексте мотивацию можно определить как детерминацию поведения в целом. В структуре личности мотивация занимает ведущее место, проходя через ее базовые структурные образования, такие как характер, эмоции, способности, деятельность [1].
Мотивация и эмоции образуют симбиоз. Вне пределов эмоционально- ценностной сферы, мотивация поведения невозможна. Основополагающей функцией эмоции является ориентация человека на значимые для него явления в окружающем мире, на их позитивность или негативность [2].
Недоразвитие мотивационной сферы приводит к трудностям в формировании потребностей и интересов. И первичные, и вторичные потребности позиционируют состояние необходимости человека в чем- либо. Осознаваясь, они экстраполируются в виде мотивов поведения и выступают побудительной силой мыслительной деятельности и поступков личности [6].
У ребенка без ограниченных возможностей здоровья, при гармоничном воспитании, синхронно развиваются все виды потребностей, включая когнитивные. У детей и подростков с церебральной ЗПР, с другими нарушениями интеллекта, недостаточно развита любознательность, не сформирована потребность в приобретении знаний, слабо выражено побуждение к отдельным видам деятельности.
Снижение контролирующей функции мозга, приводит к булимии, дипсомании, сексуальным перверсиям. Природа этого явления на сегодняшний день изучена недостаточно, не выяснен механизм преждевременного развития элементарных влечений. Духовные потребности развиваются недостаточно активно. Подобная дисгармоничность в развитии потребностей детерминирует неполноценное развитие конкретных личностных качеств.
Потребности определяют интересы каждой конкретной личности.
Л. В. Кузнецова рассматривает интерес как эмоционально- когнитивное отношение к предмету или действию, побуждающие к познанию автономно, независимо от других мотивов [3].
Подавляющему большинству детей с ОВЗ свойственны пассивные интересы. Школьники, характеризующиеся умственной отсталостью, как правило, ограничиваются восприятием интересующего их объекта, и не стремятся познать его квинтэссенцию. Как правило, интересы подростков с
нарушенным интеллектом, бедные по содержанию, моносторонние, поверхностные [5].
Исследования Хекхаузена Х. показали, что деятельность подростков с нарушением интеллекта, проявляется в деформации ее целенаправленной траектории. Такие школьники слабо ориентируются в заданиях, не могут его анализировать, планировать, предугадывать результат, осознанно выбирать средства для реализации задания. Постоянное отклонение от поставленной цели и задачи, подмена ее другой, более легкой и доступной обусловлено тем, что подросток пытается уйти от объективных трудностей [7].
Внимание ребенка с ОВЗ ориентировано на процессуальную сторону действия, но не на получение результата, отражающим его основу и качество. Испытывая трудности в актуализации прошлого опыта, дети часто не опираются на него совсем при решении новой задачи, или же, наоборот, в неизменном виде перебрасывают элементы прошлого опыта на ту задачу, которую решают в данный момент.
По мнению Ремшмидта Х., подростки с нарушенным интеллектом, склонны к стереотипным действиям, к физическому труду, не требующему усилий интеллекта, автономности и активности. Это обусловлено тем, что недостатки деятельности ребенка с ОВЗ, детерминированы недоразвитием и психики, и моторики [4].
Ориентированное на достижение, поведение предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успехов и избегания неудач. Мотив достижения направлен на продуктивное выполнение деятельности, а мотив избегания неудач- на тревожность и защитное поведение. Люди, мотивированные на успех, выбирают средние по трудности или слегка завышенные цели, немного превосходящие уже достигнутый результат. Мы делаем вывод, что эти индивиды предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу, имея простые и хорошо заученные навыки, работают быстрее, а их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех.
Одной из центральных потребностей человека является самооценка, связанная с потребностью в самоутверждении, определяемым отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит, то есть к уровню притязаний.
Функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они опосредованы эндогенными условиями регуляции поведения и деятельности человека. Поскольку самооценка включается в структуру мотивации
деятельности, личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы со средствами деятельности [6].
У подростков с ОВЗ самооценка неадекватна, а представления о своих возможностях не сформированы. У таких детей отсутствует критика оценивания своих действий и поступков. Они либо завышают чрезмерно, либо ,наоборот, занижают свои способности и нравственные качества. Чрезвычайно важным в этот период онтогенеза, является мнение взрослого. Если его оценка способностей, характерологических качеств личности и поступков ребенка без каких бы то ни было оснований, бывает положительной, у ребенка формируется завышенная самооценка. В случае же , когда действия ребенка вызывают недовольство и отторжение окружающих, он слышит частые порицания, у него формируется неправомерно заниженная самооценка.
С целью развития мотивов достижения успеха у детей и подростков с нарушением интеллекта, мы участвовали в разработке программы с помощью средств арт- терапии (оригами терапии). Целью программы являлось стимулирование мотивации достижения успеха, а так же умственное и эстетическое развитие подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями в процессе овладения элементарными приемами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги. Программа была направлена на развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения, мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Нам удалось решить такие воспитательные задачи, как формирование интереса к искусству оригами, расширить коммуникативные способности детей, совершенствовать трудовые навыки, сформировать культуру труда, обучить аккуратности, бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Немаловажным обстоятельством явилось то, что данная программа обладает психотерапевтическим воздействием, поскольку с помощью оригами терапии повышается активность правого полушария и гармонизируется работа обоих полушарий; повышается уровень интеллекта в целом; активизируется творческое мышление; стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние; снижается тревожность, формируется толерантность.
Определив на уровне констатирующего эксперимента, что у детей имеются проблемы с памятью, вниманием, воображением, мы попытались реализовать образовательные задачи, развивающие и воспитательные. Первой образовательной задачей явилось знакомство учеников с краткой историей оригами. Мы рассказали о том, что две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу, и тогда появилось
искусство оригами. В Китае того времени существовала такая традиция: к похоронам родственники усопшего делали бумажные домики, мебель, слуг и бумажные деньги. Затем, искусство оригами завезли в Японию, которые преобразили его на свой лад. Сделанные бумажные фигурки украшают храмы и жилища. Японцы убеждены, что бумажные журавлики- это талисманы, приносящие счастье.
После краткого изложения, мы просили учеников составить связный рассказ по опорным словам и научиться классифицировать предметы по разным признакам. В ходе этих заданий, ученики развивали речь, активный и пассивный словарный запас, творческое и логическое мышление, умение работать в парах. Мы заметили, что у детей сформировался интерес к искусству оригами и они научились вести себя в коллективе.
После того, как школьники экспериментальной группы обучились искусству оригами, мы вновь провели уже контрольный эксперимент, в ходе которого выяснили, что уровень учебной мотивации и учебной активности повысился. У некоторых учащихся был сформирован мотив достижения успеха, появилось стремление успешно выполнять все , предъявляемые школой требования. Ученики стали четко следовать всем указаниям учителя, добросовестно и ответственно выполнять поставленные задачи, переживать, если получали неудовлетворительные оценки.
Таким образом, наша экспериментальная работа подтвердила предположение о том, что системное использование арт- терапевтических техник (оригами -терапии) в работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, способствует формированию у них мотивации достижения успеха.
Список литературы:
1. Ильин И.П. Мотивация и мотивы / И.П. Ильин. - Спб. : Питер, 2000. - 298 с.
2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев; отв. ред. А.А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1998. - 191 с.
3. Основы социальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Академия 2002. - 480 с.
4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст (Проблемы становления личности) / Х. Ремшмидт. - М. : Мир, 1994. - 320 с.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 542 с.
6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 544 с.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. 2-е изд. Спб. : Питер, 2003. - 450 с.