городских, всероссийских и Международных научных конференциях и выставках.
Список литературы:
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Климов Е. А. - М. : Academia, 2004. - 304 с.
2. Мустафаев А.С., Ломакина Е.С. Возможности интеграции фундаментальной подготовки и инновационной деятельности студентов технического университета // VIII Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное обра-
зование, наука, инновации в XXI веке»: сборник трудов, -Санкт-Петербург: 2014. - 414 с.
3. Ломакина Е.С., Мустафаев А.С. Формирование у студентов способности к инновационной инженерной деятельности При работе в современной физической лаборато-рии // Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: Труды международной научно-методической конференции 2729 мая 2014 г. - Санкт-Петербург, 2014. -562 с.
обзор электронных образовательных ресурсов для обучения младших школьников специальных
(коррекционных) школ
Маркова Людмила Александровна,
доцент, кандидат пед. наук, Арктический государственный университет,
г. Мурманск
АННОТАЦИЯ
Вниманию читателей представлен обзор специализированных и развивающих компьютерных игр и программ, помогающих эффективно развивать нарушенные процессы и функции в процессе обучения детей с ограниченными образовательными возможностями. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность школьников и способствует лучшему усвоению материала.
ABSTRACT
The review of the specialized and developing computer games and programs helping to develop effectively broken processes and functions in the course of training of children with disabilities is submitted to attention of readers. The computer considerably expands possibilities of presentation of evident information, allows to lengthen motivation of the child. The game components included in computer programs Sir up cognitive activity of school Sudents and promotes the be& dige^ion of material. Use of IT in educational activity causes emotional lift in children, the even lagging behind pupils with pleasure work with the computer, and failure of game induces part to ask from them for the help the tutor or independently to achieve knowledge in game.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, электронные образовательные ресурсы
Keywords: children with disabilities, electronic educational resources
Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями, тем более что острой становится увеличение количества детей, проявляющейся в трудностях освоения общеобразовательных программ. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально- психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории таких детей по системно-психологической классификации отклонений в развитии, предложенной О.В. Трошиным [4] .
1. Психосенсорные: нарушения слуха, нарушения зрения.
2.Аффективные: аутизм, психопатии.
3.Когнитивные: интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость), задержка психического развития.
4.Психомоторные: речевые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата.
Для данной категории детей характерны:
• специфика восприятия, преобладание непроизвольной памяти, рассеяность и малый объем внимания, неразвитое
произвольное внимание, нарушение волевой регуляции;
• нарушение работоспособности (астенические проявления, быстрая истощаемость психических процессов);
• неразвитость когнитивной сферы (низкий уровень познавательной мотивации);
• неразвитость пространственной ориентировки;
• неразвитость моторной координации, произвольной моторики пальцев рук;
• физические особенности (дефекты зрения, слуха, интеллекта, невозможность долго находиться в статической позе, пониженный/повышенный мышечный тонус и т.п.);
• заниженная самооценка;
• потребность в спокойной, психологически комфортной обстановке.
Дети с ОВЗ - особые дети, нуждающиеся в изменении способов подачи информации, в необходимости создания специфической среды пребывания или обучения. Задача педагога - разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, вызвать эмоциональный отклик, заинтересованность ребенка к изучаемому материалу. Эффективным помощником педагога в обучении ребенка с ОВЗ становится компьютер. Развитие информационных технологий обусловило появление новой формы образова-
ния - электронное образование (е-1еагт^), то есть обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий. Основой электронного образования являются электронные образовательные ресурсы, к которым относятся компьютерные обучающие программы, представляющие собой системное изложение учебного материала для изучения какой-либо темы (тем) учебной программы, включающего текстовый, иллюстративный (в том числе мультимедийный) учебный материал, гиперссылки, контрольные вопросы. Компьютерные обучающие программы помогают эффективно формировать знания, умения и навыки учащихся.
Электронные образовательные ресурсы принадлежат к числу средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ЭОР в систему обучения каждого ребенка, создавая учебную мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя учащемуся свободу выбора форм и средств деятельности, обеспечивая индивидуальный темп работы и способ усвоения знаний. Электронные образовательные ресурсы открывают новые технологические варианты обучения, имеющими преимущества в сравнении с традиционными методами. Они обеспечивают [2]:
• Создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника - мотивирование трудных для ребенка видов деятельности;
• Большую информационную емкость (что позволяет представить модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях;
• Интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика- повышается работоспособность, активируется познавательная деятельность детей;
• Создание благоприятного психологического климата -создание правильной реакции на ошибку;
• Возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;
• Изменение ситуации взаимодействия «учитель - ученик» на «учитель-ученик - компьютер», происходит смена акцента взаимодействия;
• Насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование.
ЭОР позволяют совершенствовать методику проведения уроков (занятий), своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания, планировать и систематизировать свою работу, использовать большой объем наглядного материала, что способствует повышению интереса детей к изучаемой теме и значительно повышает учебную мотивацию. Особенно важное значение имеет применение больших объемов визуализации учебного материала для слабослы-шаших и позднооглохших детей.
Кроме использования специализированных программных продуктов («Игры для тигры» (Лизунова Л.Р., Пермь, 2004), «Мир за твоим окном» (О.И.Кукушкина, Т.К.Коро-левская, Е.Л.Гончарова, 1997 год; О.И.Кукушкина, 2001), «Развивающие игры в среде ЛОГО», «Состав слова (Крос-
сворд)», «Математика для тех, кому трудно (решение задач на движение - версии 1,2. Состав числа)» (И.В.Больших, О.И. Кукушкина) и др. существуют программы, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, словесно-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, познавательной мотивации, активизации словаря, закреплению цвета, формы, цифр, букв и т.д. Развитие этих качеств особенно важно для формирования «внутренней позиции школьника» (Л.И.Божович).
Согласно теориям игровой деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) и активных методов обучения (М.М. Бирштейн, Р Ф. Жуков, Г.Л. Лэн-дерт, А.А. Вербицкий, Ю.В. Геронимус, Ю.Д. Красовский, Е.А. Хруцкий, В.А. и И.В. Трайневы и др.), уникальность игрового метода обучения состоит в том, что он позволяет усвоить не только понятийно-информационное содержание проблемы, но и структуру, способы, нормы и правила деятельности, а также получить опыт социального поведения. Анализ различных концепций применения информационных технологий в обучении (И.В. Роберт, Н.В. Апатова, А.В. Смирнов, Е.С. Полат и др.) показал, что повышение эффективности обучения зависит не столько от технических характеристик компьютерной техники, сколько от разработанности дидактического сопровождения для компьютерных программ и методики его применения. Рассмотрим ряд развивающих и обучающих программ, выпускаемых на российском рынке, получивших высокие отзывы как в адрес разработчиков-программистов, так и педагогов-методистов и одобренные Экспертным Советом при центре «Игрушка» Министерства Образования Российской Федерации.
Образовательный мультимедийный игровой продукт «Незнайкина грамота» (Разработчик компания «Бука»). Замечательный веселый непоседа и почемучка, любимый детворой Незнайка с радостью и удивлением откроет детям окружающий мир, научит ориентироваться и действовать в нем. Весело и с интересом дети научатся ориентироваться на плоскости, представлять различные пространственные положения объекта после его мысленного поворота, разовьют координацию «глаз-рука», а заодно и мелкую мускулатуру рук и пальцев, быстроту реакции, внимание, логическое мышление, наблюдательность и сообразительность. Игра способствует развитию творческих начал в ребенке, учат его фантазировать. Программа «Незнайкина грамота» сделана с учетом требований и ограничений по работе ребенка на компьютере, в отличие от аналогичных западных продуктов учитывает сложившееся мировосприятие и особенности российского менталитета. Компания «Кирилл и Мефодий» разработала серию уроков по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 классы. Занимательные задания, красочный фон, сказочные герои способствуют развитию интереса детей к усвоению учебного материала, формируют произвольное внимание, память, устойчивый образовательный интерес.
Игра «Искатель. Фантазер» компании «Новый Диск» построена на картинках-загадках и ориентирована на детей в возрасте от 6 до 12 лет. Юный герой посетит три удивительных мира, где его ждут разнообразные и увлекательные приключения. Подводный мир познакомит искателя с загадочными морскими обитателями. В разделе «Космос» игроку предстоит управлять межпланетной экспедицией и, разгадывая головоломки, помочь кораблю вернуться домой. Сразить дракона и освободить принцессу можно, разобрав-
шись в картинках-загадках к третьей игре «Замок». Как и все игры серии, «ИСКАТЕЛЬ. Фантазер» тренирует внимание, зрительную память, наблюдательность. Картинки-загадки способствуют развитию ассоциативного, логического и образного мышления.
Игра «Веселое географическое путешествие» («Рус-собит-М») - это увлекательная и познавательная игра для детей, которая знакомит с основами такой науки, как География. Сведения об истории планеты, ее строении и развитии расширят кругозор и внутренний мир вашего ребёнка. Вместе с известным путешественником и исследователем по имени Боб, открывшим на Земле неизвестную страну, ваш ребёнок совершит путешествие в край высоких гор, густых лесов, бурных рек и пустынь. По мере продвижения Боб рассказывает об окружающем мире, объясняет причины тех или иных природных явлений. Ребенку предстоит узнать о планетах Солнечной системы, почему день сменяет ночь, как образуются горы и многое другое. Рассказы сопровождаются красочными иллюстрациями и анимацией. Познавательные истории чередуются с увлекательными играми. Игроку придётся самому собрать вещи в дорогу, пересечь опасный участок гор под камнепадом, спуститься на лодке по бурной реке и даже восстановить вид динозавра по его скелету. « Веселое географическое путешествие» содержит 8 увлекательных этапов, каждый из которых сопровождается игрой, интересным рассказом о нашей планете и красивыми пейзажами.
Игра «А я считаю лучше всех! Часть 1. Математика для первоклашек» («МедиаХаус»)- несложная обучающая программа для первоклассников. С помощью игровых заданий на логику и наблюдательность малыши научатся распознавать геометрические фигуры, сравнивать предметы, освоят счет, сложение и вычитание, а яркие картинки и четкое разделение на уроки помогут детям сосредоточиться и надолго удержат их интерес.
Компьютерная программа «Баба-Яга и Проша: Год, полный забот» («МедиаХаус»)- это увлекательная игра по дисциплине «Окружающий мир». Загадки в стихах и сказочные персонажи с яркими характерами. Иллюстрированный справочник по флоре и фауне средней полосы России. Красочная мультипликация и великолепная озвучка героев. Компьютерная программа «Баба-Яга учится читать» представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. А поможет им в этом мудрый Ворон, у которого есть волшебные книги - Букварик и Слогарик. Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программе как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки. Особенности программы: Методика опережающего обучения.
Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр. Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актерами. Сказочные герои с яркими характерами. Также интересны и познавательны для детей данной категории следующие программы компании «МедиаХаус»: «Баба-Яга в плену врага. Информатика»; Баба-Яга учится считать; Баба-Яга. Сказочная вечеринка; Баба-Яга. Школа на курьих ножках. Эффективным средством творческого
развития детей являются продукты компании «Новый диск» «Своими руками. Мастерская игрушек», «Веселые медвежата. Актерское мастерство», «Раскрашивай шедевры. Художественная мастерская +контуры», «Детская музыкальная студия» и др. Программа «Детская мастерская» («Бука») похожа на большой короб с инструментами, работая с которыми дети смогут развить свои творческие способности. Интерфейс программы интуитивно понятен, он очень прост и логичен. В распоряжении ребенка целая палитра инструментов, с помощью которой он сможет совершить множество операций, но прежде всего, рисовать и раскрашивать уже готовые рисунки. В памяти программы находится множество заготовок для пригласительных билетов, конвертов, почтовых бланков, визитных карточек, дверных табличек, трафаретов, забавных дипломов, значков, плакатов. Совершенно несложно будет изготовить веселые шахматы и шашки с доской, домино, карты с оригинальными рисунками. Дети научатся мастерить оригами, карнавальные маски, одежду для кукол, праздничные декорации, кубики. Особый интерес представляют «танцующие куклы» и заготовки для книжки-мультфильма. Всего библиотека рисунков содержит четыреста различных моделей. При наличии цветного или черно-белого принтера «Детская мастерская» поможет распечатать на бумаге результаты детского творчества. Специальные видеофильмы подробно покажут, как разрезать, согнуть и склеить модели. Для развлечения предназначен ящик с игрушками. Он полон музыкальных и арифметических игр, загадок, а также упражнений для развития памяти, которые помогут сочетать развлечение с учебой. Работать в «Детской мастерской» можно под любую музыку. Для этого в программе предусмотрен проигрыватель компакт-дисков. А игра в «магические шторы» позволит ребенку развить музыкальный слух и память.
Издательство: МедиаХауз (Разработчик Quaim
Interactive) выпустило серию увлекательных музыкальных программ «Играем с музыкой»: Играем с музыкой Моцарта: Волшебная флейта, Играем с музыкой П.И. Чайковского: Щелкунчик, Играем с музыкой Вивальди: Алиса и Времена года. Чарующие мотивы произведений композиторов, завораживающие звуки симфонического оркестра, сказочные персонажи - вот то, что поможет ребенку погрузиться в мир классической музыки, почувствовать и оценить всю ее красоту и волшебство. Игровая часть программы представлена в виде серии загадок и викторин, объединенных общей сюжетной линией, которые помогут ребенку научиться зрительно и на слух различать инструменты, позволят развить музыкальный слух и память.
В настоящее время появился новый вид электронных образовательных ресурсов - развивающие мультимедийные игры-презентации. Их можно встретить на сайтах, рассматривающих проблемы воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ. Отличительной особенностью этих игр является наличие алгоритма, который с помощью гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивает интерактивный диалог. Презентация слайдов обратной связи часто сопровождается мелодией или голосом. Примеры игр-презентаций: «Выбери ответ», «Аналогии», «Четвертый лишний» и др. Следуя несложному алгоритму создания развивающих игр-презентаций в программе Microsoft PowerPoint[3], каждый педагог может смоделировать самостоятельно игры-задания. Данный вид игр дает возможность индивидуализировать процесс обучения, использо-
вать разные уровни сложности.
Признавая, что компьютер - мощное средство для развития детей с особыми образовательными потребностями, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса специализированные и развивающие компьютерные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья могут эффективно использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Список литературы:
1. Алещенко, С.В., Воронкова, И.А., Потапова, М.А. - Использование средств в ИКТ для дистанционного об-
разования детей с ОВЗ. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей.- [Электронный ресурс].- http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2011/05/ (Дата входа12.12.2015)
2. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании [Текст]//Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования».- 2003.-№3.-с.67-76.
3. Олейник, А. Как подружиться с математикой и логикой с помощью компьютерных игр [Текст]//Игра и дети. .№3. 2009.
4. Трошин, О.В. Основы специальной психологии. -[Текст].- Н. Новгород, 2000.
развитие специальной выносливости гребцов на
U U
байдарках и каноэ высокой квалификации
Маслова Ирина Николаевна
Канд. пед. наук, доцент, начальник учебного отдела, г. Воронеж
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются наиболее эффективные тренировочные режимы развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов.
ABSTRACT
The article examines the той effective mode of training special endurance of highly skilled paddlers.
Ключевые слова: тренировочные нагрузки, методы тренировки, педагогические и биохимические показатели.
Keywords: training loads, training methods, teaching and biochemical parameters.
С учетом известных физиологических механизмов обеспечивающих специальную работоспособность высококвалифицированных гребцов важнейшим критерием соответствия тренировочных нагрузок нагрузке соревновательного упражнения является уровень лактата в крови, зарегистрированный после выполнения упражнения, из внешних признаков соответствия тренировочной нагрузки соревновательному режиму наиболее информативным критерием и доступным для регистрации является темп гребли.
Для выявления наиболее эффективных тренировочных режимов целесообразно проводить сравнительный анализ характеристик исследуемых средств и режимов соревновательной деятельности по выше обозначенным критериям, которые относятся к биохимическому (биологический) и биомеханическому (педагогический) контролю. С учетом
того, что в гребле возможно применение исключительно многообразных формул нагрузки, было принято решение исследовать упражнения, наиболее часто применяемые в тренировке гребцов на предсоревновательном и соревновательном этапах подготовки, а именно повторное прохождение коротких, средних и длинных дистанций и их комбинации в разных классах лодок.
В серии педагогических экспериментов изучалось влияния на организм спортсменов комплексов тренировочных средств направленных на развитие специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ. В экспериментах участвовали гребцы на байдарках и каноэ высокой квалификации (члены основного и молодежного составов сборной команды России) (таблицы 1- 9).
Таблица 1.
Показатели нагрузки повторной тренировки в лодке К-1 (мужчины, призеры Чемпионата мира 2010), 9х300 м
№ п/п Ф.И. 3-й отрезок 6-й отрезок 9-й отрезок
t, c T, гр/мин La, мМ/л t, c T, гр/мин La, мМ/л t, c T, гр/мин La, мМ/л
1. Р.А. 57 112 11,6 57 114 11,4 - - -
2. М.И. 59 118 10,7 60 118 10,7 61 120 9,4
3. Ж.С. 59 116 10,7 60 118 11,3 61 118 11,6
Анализ полученных результатов свидетельствовал, что для гребцов-мужчин нагрузке соревновательного упражнения по механизмам активации функциональных резервов, обеспечивающих специальную работоспособность при со-
хранении внешней структуры основного соревновательного упражнения (лактат крови и темп гребли) в наибольшей степени соответствовало серийное прохождение коротких и средних дистанций повторным методом с превышением