Формирование коммуникативных навыков путем использованием мультимедийных
технологий на уроках немецкого языка
Forming of communicative skills by using multimedia technologies in German language lessons
Стецкова Елизавета Владимировна
Студент 4 курса
Факультет Медиакоммуникации и мультимедийные технологии Донской Государственный Технический Университет Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 e-mail: elis. [email protected]
Stetskova Elizaveta Vladimirovna
Student 4 term
Faculty of Media communications and multimedia technologies
Don State Technical University Rostov-on-Don, Gagarin Square, 1 e-mail: elis. [email protected]
Косиченко Валентина Павловна
Специалист МБОУМечетинская СОШ ст. Мечетинская, ул.Ленина, 65 e-mail: [email protected]
Kosichenko Valentina Pavlovna
MBOU Mechetinskaya SOSH St. Mechetinskaya, Lenin St., 65 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье затронута проблема эффективного изучения немецкого языка в средней общеобразовательной школе с помощью информационных технологий (компьютерных игр). Данная форма обучения имеет ряд преимуществ перед остальными технологиями, так как позволяет: реализовывать обучающую, информационную, игровую, моделирующую, конструирующую и аналитическую функции, положительный эмоциональный фон обучения, связь теории с практикой. Применение инновационных технологий обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения немецкому языку.
Annotation.
The article touches upon the problem of effective studying of the German language in the secondary school with the use of information technologies (computer games). This form of training has a number of advantages over other technologies, and how: to realize educational, informational, game, modeling, constructing and analytical functions, a positive emotional background of teaching, the connection of theory with practice. The use of innovative teaching technologies creates the most favorable conditions and contributes to the significant influence in the learning process of the German language.
Ключевые слова: инновации, технологии обучения, образовательный процесс, компьютеризация, коммуникативные технологии, медиакоммуникации, мультимедийные технологии.
Key words: innovations, technologies of training, educational process, computerization, communicative technologies, media communications, multimedia technologies.
В конце XX столетия человечество вступило в стадию формирования информационного общества, в котором большое значение придается человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Несомненно, что необходимость в такого рода подготовке подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, достаточно высока.
Одно из значимых направлений в концепции современного образования в школе является разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям использования ИКТ. В наши дни стремительное развитие техники привело к компьютеризации образовательного процесса, которое расширяет возможности человека и влечёт за собой перемены в системе жизненных ценностей, общепризнанных норм. Результатом подобного преобразования явилось формирование выхода в сети Internet, которое послужило толчком для развития информатизации современного образования.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»
На сегодняшний день невозможно представить себе урок без использования информационных технологий. ИКТ становится необходимым помощником в увеличении заинтересованности обучающихся к изучаемым проблемам и развивает наглядно-образное и осознанное мышление. Всё это ведет к новой концепции формирования знаний, изменению сознания, переосмыслению всей картины мира.
Использование ИКТ в процессе обучения в школе позволяет активизировать познавательную, мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся, сделать учебный процесс более эффективным. Информационные технологии дают возможность не только изменить концепцию учебной работы, не только трансформировать, но и расширить образовательные парадигмы. Как показывает практика, иностранный язык представляет благодатную почву для формирования и развития личности ребенка. В процессе обучения иностранному языку развивается интеллект, воображение, внимание, наблюдательность, речемыслительные и творческие способности.
Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка становится высокоэффективным креативным фактором для использования разнообразных форм в воспитании и обучении. Применение компьютера на уроке дает возможность не только в увлекательной творческой форме эффективно решать все поставленные задачи урока, но и осуществлять обучающую коммуникативную деятельность ребенка. Учитель, имея в своем распоряжении компьютер, обладает уникальной возможностью интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Когда-то только в нашем кабинете немецкого языка был компьютер, так как наша преподаватель немецкого языка, учитель высшей категории, почетный работник образования, победитель ПНПО-2006, первой в школе и в районе стала использовать его на уроках иностранного языка. Естественно, это позволило значительно повысить эффективность при изучении языка и вызвать интерес у нас, учеников. Сегодня в нашей школе достаточное количество компьютерной техники, мультимедийных средств, в кабинете немецкого языка появилась интерактивная доска, имеется бесплатный выход в Интернет. Поэтому применение информационных технологий в обучении немецкому языку стало не только необходимым, но и вполне возможным. Не секрет, что изучение немецкого языка на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает затруднения, усвоение материала обычно строится на заучивании. Использование компьютера и интерактивной доски значительно облегчает процесс изучения языка через реализацию одного из принципов обучения — наглядности, который несомненно играет важную роль в изучении иностранного языка. Цель преподавателя - научить учеников ориентироваться в безграничном информационном пространстве, используя полученные навыки медиаграммотности. Поэтому на уроках используются всевозможные медиарессурсы: интернет, видео, презентации, упражнения для интерактивной доски. Однако особенно детям нравятся компьютерные обучающие программы и, в первую очередь, развивающие игры. Опыт показывает, что использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности. Игра повышает общий эмоциональный тонус. Важно учитывать психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Учащиеся устают от монотонности, а играя, они без особых усилий, с удовольствием, включаются в процесс обучения. Проходя игру, они
одновременно и активно овладевают учебным материалом. На уроках часто используются такие мультимедийные программы, как Tel me More, игра «Баба-Яга. За тридевять земель», «Учить немецкий» и другие. Так с помощью развивающей игры «Несерьёзные уроки. Немецкий »(uchiyaziki.ru) изучается немецкий алфавит, животные, цвета, ведется обучение счету, расширяется словарный запас на начальном уровне.
На среднем этапе изучению языка помогает продукция фирмы Talk Now «Учить немецкий», в структуру которой входит лексика по 9 лексическим темам: первые слова, еда, цвета, фразеологизмы, внешность человека, числа, время, покупки, страны. Каждая тема содержит лексический минимум, простую игру на закрепление, сложную игру и супер -игру для проверки знаний. В развлекательной форме дети заучивают основные термины и понятия. Прозрачная система оценивания позволяет следить за результатом обучения и анализировать свои недочеты. Это вызывает у детей дух соперничества и желание набрать большее количество баллов, способствуя тем самым более эффективному усвоению материала.
На старшем этапе хорошие результаты дает использование на уроках интерактивного курса немецкого языка «Tell me More. Немецкий». Эта программа дает возможность развития устной и письменной речи, навыков чтения и аудирования, ведения диалогов с компьютером, отработки произношения, формирования лексических запасов в игровой форме (кроссворд, подборка соответствий к группе слов), восприятия речи на слух (диктанты). Каждая тема заканчивается видеороликом длительностью 3 минуты, снабженный текстом с переводом. Понимание текста проверяется с помощью вопросов. Имеется четкая система оценивания каждого задания (красный свет - неправильно, зеленый свет - правильно), что очень нравится детям. Кроме того имеется глоссарий и карта успеваемости, где ученик может проследить свои успехи. Упражнения данной программы могут использоваться как для индивидуального обучения, так и для работы в классе.
В старших классах (9-10) используются также интерактивные формы, к примеру, мультимедийная программа Н.Снегиревой «Немецкий язык» (издательство Айрис, magnamedia), которая представляет собой пособие для тренировки грамматических и лексических навыков, а также чтения аутентичных текстов на немецком языке. Задания в форме теста с множественным выбором отражают характер ЕГЭ. Имеется возможность повторного прохождения тестов, при котором меняется порядок вариантов ответа, что исключает использование зрительной памяти.
Особенно хотелось бы отметить, что самая любимая игра детей всех возрастов - это развивающая и обучающая игра «Баба-Яга. За тридевять земель» (Com.Media, издательства Медиа Хаус). Сюжет этой игры: путешественница Баба Яга отправляется в путешествие в Германию, чтобы навестить своих многочисленных родственников и выучить за время визита немецкий язык. «Сопровождая сказочную героиню в зарубежном турне, ребёнок получает хорошую тренировку восприятия речи на слух, пополняет свой словарный запас, обучается простейшим грамматическим формам». Методика этой игры - опережающее обучение, которое разделяет все изучаемые материалы на три уровня:
1 уровень: слова и конструкции, которыми ребёнок должен владеть активно, понимать их значение и уметь правильно использовать.
2 уровень: слова и конструкции, которые ребёнок понимает, но сам пока не использует.
3 уровень: это неизвестные пока слова и выражения, которые могут быть поняты из контекста.
Преимущество данной игры: ребенок не только визуально-образно усваивает материал, но и слышит фразы,
произносимые носителями языка.
Естественно, интерактивные игры используются не на каждом уроке, а только тогда, когда надо отработать тот или иной грамматический или лексический материал.
Заключение:
Данные мультимедийные методики позволяют ребенку легче настроиться на работу со сложной темой, так как ассоциативно они воспринимают урок в форме игры. Сегодня виды такого образования используются повсеместно: в
обучении детей программированию, робототехнике, развитию математических способностей. В век развития компьютерных технологий и активного использования компьютерных игр необходимо учитывать несомненный фактор, что дети XXI века усваивают материал исходя из аудио -визуальных предпочтений, и чем они более интересны и развлекательны, тем свободнее и быстрее ребенок проходит обучение.
Благодаря использованию мультимедиа-технологий может существенно преобразить образовательный процесс, в частности, помочь учителю при обучении иностранного языка, повысить заинтересованность учащихся в его эффективном изучении.
Вместе с тем до сих пор существует ряд причин, препятствующих внедрению информационных технологий. Во-первых, не во всех учреждениях образования имеется необходимая материально-техническая база. Во-вторых, недостаточно квалифицированных педагогических кадров, способных освоить и активно использовать мультимедийные средства. В-третьих, некоторые учителя не уверены в своей способности успешно освоить и использовать компьютерные технологии.
Таким образом, назревает необходимость в организации мастер-классов, компьютерных курсов на базе школ, университетов, других учреждений в целях обучения учителей современным информационным технологиям преподавания иностранного языка.
Список используемой литературы:
1. Ариан М.А. и др. Методика преподавания иностранных языков // Общий курс. - Н. Новгород: НГЛУ, 2004. - 190с.
2.Изжанов Е.А. Инновационные технологии на уроках английского языка // Инновационные технологии в науке и образовании : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (4). - С. 158-162. - ISSN 2413-3981.
3.Информация с официального сайта NNTT [Электронный ресурс] URL: http://www.nntt.org/viewtopic.php?f=460&t=36374 Дата обращения (03.03.2018)