Педагогика
УДК: 159. 922.7: 373. 29
кандидат педагогических наук, доцент Волченкова Тамара Владимировна
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (г. Муром); кандидат педагогических наук, доцент Сафонова Татьяна Николаевна Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (г. Муром)
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация. В статье предлагается материал аналитико-практического характера. Опираясь на анализ научных источников, автор называет специфику социальной ситуации развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, выделяет симптомы нарушений эмоционального развития, а также поведенческие проблемы детей. На примере группы развития «Особый ребенок» ДОУ комбинированного типа рассматривается психолого-медико-педагогическая помощь с целью формирования у детей предпосылок учебной деятельности, в которой используются разнообразные методы, элементы арт-терапии.
Ключевые слова: психо-эмоциональное развитие, эмоциональные нарушения, поведенческие нарушения, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, группа компенсирующей направленности, коррекционная работа, арттерапевтические методы.
An^tatton. The article offers analytical and practical material. Based on the analysis of scientific sources, the author calls the specifics of the social situation of development of children with disabilities and children with disabilities, identifies the symptoms of emotional development disorders, as well as behavioral problems of children. On the example of the "Special Child" development group of the pre-combined type, psycho-medical and pedagogical assistance is considered with the aim of forming the prerequisites for educational activity in children, which uses a physicological emotional development, emotional disorders, disabled children, children with disabilities, a compensating group, correctional work, art therapy methods.variety of methods and elements of art therapy.
Keywords: physicological emotional development, emotional disorders, disabled children, children with disabilities, a compensating group, correctional work, art therapy methods.
Введение. Современные реалии свидетельствуют о возрастающем количестве детей-дошкольников с особенностями поведения. Для них характерны: неуверенность, эмоциональная неустойчивость, нередки состояния беспокойства. Перечисленные признаки психологи относят к нарушениям эмоциональной сферы. Чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, коррекция эмоциональных отклонений относится к наиболее важному направлению деятельности специалистов, особенно на этапе подготовки дошкольников к обучению в школе. Известно, что школа предполагает соблюдение учениками определенных правил поведения как на уроках, так и вне их. Эти правила порой сложно бывает выполнить ученикам с нарушенной эмоциональной сферой. Следует отметить, что эмоции детей мало исследованы, в этой связи сложно определить влияние эмоций на детскую деятельность и ее результативность. Мы согласны с мнением о том, что работа по данному направлению исследований будет способствовать решению целого ряда проблем старших дошкольников, а именно: возможности принятия и выполнения новой социальной роли - роли школьника, лучшей адаптации к школьному обучению. Выравнивание и дальнейшее развитие сферы эмоций, научение правильному поведению помогут школьнику успешно учиться, взаимодействовать и общаться с одноклассниками, что и предполагает инклюзивное образование, главная идея которого сводится к тому, что детям с физическими и психическими особенностями очень важно научиться контактировать с учащимися класса и другими учениками.
Изложение основного материала статьи. Сфера эмоциональных и поведенческих нарушений детей интересовала многих известных отечественных ученых. Интересны работы в этой области Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. И. Захарова и др. Они подчёркивали важность планирования коррекционных и психотерапевтических мероприятий, при проведении которых следует учитывать ведущую деятельность детей на каждом возрастном этапе. Запорожец А. В., Захаров А. И. и др. определяют эмоциональное неблагополучие у детей как «отрицательное состояние на фоне плохо разрешимых личностных конфликтов» [3, 43].
Важным и актуальным вопросом является вопрос о причинах происхождения эмоциональных нарушений. Психологическими причинами, как считаю исследователи, могут быть, прежде всего, своеобразие сферы эмоций ребенка: неадекватность реакций на внешнее воздействие, недостаточное развитие контроля за своими действиями, импульсивные действия и поведение в целом и др.
Большинство нарушений поведения детей немногим отличается от нормы, но по симптомам (совокупности проявлений) могут напоминать заболевание [1, 67]. По этой причине дальнейшие исследования, проводимые в интересующей нас области, актуальны и важны для многих детских специалистов: психологов, дефектологов, учителей и др.
Цель исследования: изучение и систематизация теоретических положений и обобщение практического опыта деятельности воспитателей ДОУ комбинированного типа нашего города с детьми-инвалидами, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими нарушения поведения и эмоциональной сферы, и возможных путей их коррекции. Задачи исследования: определить специфику и характер эмоциональных нарушений, часто наблюдающиеся у дошкольников; выявить сущность психологических коррекционных методов и апробировать их в работе по исправлению нарушений поведения и эмоций у детей; описать последовательность специально организованной образовательной деятельности, с дошкольниками-инвалидами, в основе которой - метод арт-терапии.
Эмоциональные нарушения детей дошкольного возраста отличаются разнообразием. В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. Психологи считают, что нарушенное поведение детей проявляется в повышенной агрессивности, замкнутости, аутизации, тревожности [4, 82]. Агрессивное поведение - это один из признаков нарушения эмоциональной сферы.
Необходимо указать на важность дальнейшего изучения психологических основ (причин) возникновения измененного детского поведения. Выявленные причины помогут разработать адекватные программы психопрофилактической и коррекционной работы. Этому уделяется большое внимание исследователями и практиками. Причинами изменения эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть ситуации, травмирующие психику ребенка, неправильное семейное воспитание и установки родителей, продолжительные госпитализации. Проявлениями влияющих негативных факторов являются частая раздражительность, повышенная тревожность ребенка, проявление страхов, подавленное и неуверенное поведение. Интеллектуальной сфере особенного ребенка также свойственны изменения - это, прежде всего, ее недоразвитие.
Следует учитывать и своеобразие социальной ситуации развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Ситуация такова, что на личность ребенка отрицательно влияют различного рода психотравмирующие факторы: физическая беспомощность, частое пребывание на лечении, что сказывается в дальнейшем на протекании социальной адаптации. На это указывали А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и другие авторы [2, 54]. Все выше названное подтверждает необходимость психологической поддержки и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушения эмоциональной сферы у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста встречаются достаточно часто. Поэтому, важно определить степень тяжести имеющегося у ребенка расстройства и возможные отклонения в их поведении.
Среди форм и методов коррекционной работы с дошкольниками наиболее эффективными признаются: рисуночная терапия, сказкотерапия, музыкальная терапия. При этом, игровая деятельность, как ведущая деятельность дошкольников, должна сопровождать продуктивные виды деятельности детей, например, рисование, которое организуется и проводится в игровой форме. Арт-терапия часто используется в коррекционной работе в случае наличия у дошкольников тяжелых форм эмоциональных нарушений и несформированности игровых действий и общения. Она способствует адекватному эмоциональному реагированию, сглаживанию агрессивных реакций дошкольников и формированию навыков коммуникации.
Всякой практической деятельности необходима теоретическая база. В нашем случае, практическая деятельность по осуществлению коррекционно- развивающих занятий в ДОУ комбинированного вида нашего города проводится, опираясь на работы Божович Л. И., Венгера Л. А. и Венгера А. Л., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., а исправление нарушений, связанных с эмоциональной и поведенческой сферой детей-инвалидов, - на методическое пособие Венгера Л. А. с использованием психогимнастики, автором которой является Чистякова М. Н. В одном из дошкольных учреждений города Мурома функционирует развивающая группа, имеющая название «Особый ребенок», где воспитываются и обучаются дети-инвалиды в возрасте от одного года до семи лет. Цель организации группы - оказание особенным детям постоянной психологической, педагогической и медицинской помощи, осуществление работы по подготовке дошкольников к деятельности школьника в специально организованных условиях обучения, становление их социальных и адаптационных навыков, поддержка родителей и помощь им в воспитании и обучении их особенных детей.
Деятельность по коррекции и развитию дошкольников в группе «Особенный ребенок» осуществляют специалисты-профессионалы нужного профиля подготовки: логопеды, дефектологи, психологи, педагоги. Цель их работы - это, прежде всего, оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в его первичной адаптации к условиям группы компенсирующего вида. Формы проведения занятий - групповые и индивидуальные. Групповые занятия - это музыкально-ритмические виды деятельности, народные игры и др. Индивидуальные виды работы - это телесно-ориентированная терапия, игровая деятельность, изобразительная с использованием нетрадиционных способов рисования. Развивающая программа формируется для дошкольника индивидуально по результатам проведенной диагностической процедуры, с учетом причин и механизмов отклоняющегося от нормы развития каждого конкретного ребенка, сохраненных возможностей дошкольника и выработанных рекомендаций специалистов ПМПК. Реализация индивидуальной образовательной программы одновременно базируется на утвержденных и рекомендованных основных образовательных программах, коррекционных программах, авторских технологиях и практическом опыте специалистов, например, в работе используется основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
В группах компенсирующей направленности работа строится с учетом интересов и возможностей ребенка. Она предполагает своеобразную организацию: расписания помещений, времени, специалистов, режим дня носит гибкий характер для каждого ребенка. Этим они отличаются от обычного ДОУ, где для всех дошкольников предусматривается все единое: расписание занятий, меню, режим дня.
Индивидуальная работа с особенными детьми учитывает достижения ребенка на данное время и зону его ближайшего развития, а также действия работающих с ребенком специалистов. Так, например, логопед осуществляет свою деятельность, направленную на развитие речи дошкольника, только после проведенной психологом работы, связанной с установлением необходимого контакта с ребенком, а также массажиста, укрепляющего моторику. Одновременно поддерживается постоянный контакт с родителями, которым сообщаются успехи их ребенка, даются инструкции по отработке умений в игре и бытовой деятельности -своеобразные домашние задания.
Вся организуемая и проводимая работа с детьми в группе компенсирующей направленности - это процесс их сопровождения, который включает несколько этапов и осуществляется консилиумом ДОУ. Первый этап предполагает осуществление деятельности нескольких специалистов ПМПК - педагога-психолога, учителя-дефектолога, логопеда и др., которые организуют всестороннее обследование ребенка с ОВЗ. Далее организуется совместное обсуждение результатов, в ходе которого конкретизируются и уточняются особенности дошкольника, прогнозируется дальнейшее его развитие и определяется комплекс коррекционной и развивающей работы. Это позволит осуществить максимально возможную адаптацию
ребенка, разработать нужные для текущего этапа коррекционные и развивающие программы, определить индивидуальную или групповую форму работы и график занятий.
Следующий шаг деятельности консилиума предполагает принятие решения по основным разделам индивидуальной образовательной программы и разработку индивидуального маршрута для каждого ребенка. Опираясь на принятые решения, специалисты проводят консультирование родителей, как своих единомышленников и помощников.
Последний и важный этап работы ПМПК заключается в сопровождении и осуществлении раз в месяц диагностических контрольных срезов психофизического развития ребенка с ОВЗ, важных для изменения, в случае необходимости, - индивидуального образования. В конце этапа специалисты оценивают динамику развития ребенка после завершения коррекционной и развивающей работы с целью выработки рекомендаций о возможной замене образовательного пути.
Педагоги и психологи, теоретики и практики отмечают закономерную тенденцию - повышенное внимание коррекции познавательной, коммуникативной, социальной сферам ребенка-инвалида и невнимание к исправлению его эмоциональных проявлений и поведения. Поэтому, данное направление деятельности должно составлять важный этап исследовательской работы. Действенным средством коррекции нарушений эмоций и поведения является рисование. Опираясь на данное положение и имеющийся практический опыт применения арт-терапии, дошкольным учреждением была составлена и применена программа развивающих арт-терапевтических занятий «Палитра». При разработке структуры занятий и определении количества присутствующих на них детей, учитывались возрастные особенности дошкольников 5-6 лет. Структура каждого занятия включает вводную часть, важную для организации детей на совместную деятельность и создания благоприятного эмоционального настроя; рабочую, составляющую главное содержание занятия, и завершающую часть, смысл которой - сохранить яркие эмоции от деятельности на занятии. С этой целью проводится положительно-эмоциональный анализ действий всех участников занятия и общая игра-забава, задаются вопросы по поводу того, чем занимались, что понравилось на занятии.
В процессе арт-терапевтических занятий важно создавать ситуации успеха каждого дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, постоянно хвалить детей, давать положительную оценку результатам их деятельности. Важно и необходимо разнообразить творческие формы работы, например, предлагать рисовать нетрадиционными способами, работать с природными материалами, выполнять оригами и многое другое.
Итоги нашей работы подтвердили выводы, сделанные практиками других детских образовательных учреждений, которые работают с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: арт-терапевтические занятия в воспитательно-образовательном процессе - это помощь в безболезненном привыкании дошкольников с проблемами здоровья к сверстникам и, в дальнейшем, - к обучению в школе. По окончании коррекционно-развивающей работы с детьми была осуществлена итоговая диагностика, показавшая положительную динамику эмоционально-поведенческой сферы. Анализ продуктов детской творческой деятельности (рисунков) до и после коррекции также свидетельствует об изменениях, касающихся техники. Это - уверенность и четкость линий, мягкость выбранного цвета. Во время занятий у детей проявлялось большее доверие к окружающим.
Выводы. Подводя итоги выше изложенному, следует отметить, что арт-терапия как коррекционная работа, может быть тем эффективным средством, которое способствует снижению и профилактике отрицательных эмоциональных и поведенческих проявлений детей с проблемами здоровья. Однако, изменения не всегда осуществляются гладко и только по возрастающей. Каждый психокоррекционный процесс индивидуален, с замедленным и ускоренным темпом. Это свидетельствует о том, что эмоциональные процессы достаточно подвижны и непостоянны. Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста, разные ее виды, может быть важным средством избавления от отрицательных переживаний. В нашем исследовании сила воздействия арт-терапии направлялась в сторону уменьшения эмоциональных и поведенческих проявлений негативного характера у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и стала положительным показателем психокоррекционной работы.
Определилась практическая значимость проведённого исследования, которая заключается в полезности разработанной системы специально организованной образовательной деятельности, связанной с коррекцией негативных эмоций и неадекватного поведения детей дошкольного возраста с проблемами здоровья. Система работы с использованием арт-терапии апробирована в группе «Особенный ребенок» дошкольного образовательного учреждения нашего города, результаты которой явились базой для разработки практических рекомендаций, адресованных субъектам педагогического взаимодействия. Нами сделаны выводы о важности и необходимости проведения систематической целенаправленной работы, которая организуется по следующим основным и важным направлениям: повышение самооценки ребенка-инвалида, внушение ему уверенности в своих возможностях; обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья способам расслабления, уменьшения напряжения, создания для себя комфортного окружения; обучение способам управления собой в неспокойных ситуациях.
Организуя воспитательно-образовательный процесс с детьми с ОВЗ, нужно придерживаться определенных правил, помогающих созданию благоприятной обстановки для эмоционально неустойчивого дошкольника. Эти дидактические правила необходимо соблюдать в работе с маленькими детьми вообще и, что очень важно, - с особенными детьми:
- недопустимо сравнение данного конкретного малыша с другими детьми. В случае необходимости выделения динамики в деятельности ребенка или какого-либо его качества, важно сравнивать его успехи с его же прежними результатами;
- необходимо избегать элементов соревнований в игровой деятельности. Лучше, если ребенок-инвалид играет с удовольствием ради удовлетворения собственной потребности в игре;
- не поощряются ограничения времени на выполнение задания. Необходимо вводить ребенка в незнакомую деятельность постепенно, осторожно, тем самым, предоставляя ему возможность ознакомиться с новой деятельностью в спокойной обстановке;
- подбирая методы психокоррекции, важно учитывать направленность нарушений. Если это внутриличностностные изменения, то результативнее будет использование игровых методов и арт-терапии. Если это межличностные нарушения, - эффективнее срабатывает групповая психокоррекция. В результате
оптимизируются межличностные отношения. С целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения полезны психорегулирующие тренировки;
- взрослому необходимо чаще подбадривать ребенка, делая это следующим образом: он должен понимать, что похвала является оценкой его конкретной деятельности; - недопустимо игнорирование педагогом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка-инвалида. В противном случае, это может стать причиной различного рода негативных психических состояний воспитанников, вызванных некорректным поведением педагога; различного рода фобий, когда ребенок боится и не хочет идти в детский сад, отвечать на вопросы взрослого, сторонится сверстников.
Итак, проведенное исследование подтвердило выводы о том, что преодоление нарушений сферы эмоций и поведения у дошкольников группы компенсирующей направленности будет способствовать подготовке к школьному обучению.
Литература:
1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
2. Неверович Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. - М., 1986.
3. Марилов В. В. Общая психопатология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Академия. 2001. - 224 с.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры педагогики Газизова Татьяна Владиславовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Кочеткова Татьяна Николаевна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета (г. Лесосибирск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье проанализировано понятие «мотивация учебной деятельности», обоснована необходимость ее формирования в образовательном процессе начальной школы и охарактеризованы педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности в системе развивающего обучения.
Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Annotation. The article analyzes the concept of "motivation of educational activity", substantiates the need for its formation in the educational process of primary school and describes the pedagogical conditions of formation of motivation of educational activity in the system of developmental education.
Keywords: motivation, educational activity, Federal state educational standard.
Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОСНОО) отмечается необходимость овладения младшими школьниками основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля и использования для этой цели учителем разнообразных форм работы на уроках, т.е. создание педагогических условий, с помощью которых педагог может учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, в результате обеспечивающий формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения.
Цель исследования: охарактеризовать педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения.
Изложение основного материала статьи. Анализируя понятие «мотивация учебной деятельности», обратимся к характеристике его составляющих компонентов:
А. В. Петровский понимает «мотив» как осознаваемую причину, побуждающую к деятельности в удовлетворение потребностей субъекта, определяющую направленность деятельности и лежащую в основе выбора действий и поступков личности.
Л. И. Божович определяет мотив как то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива по мнению ученого могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, то, в чем находят свое воплощение потребности [2].
Нам интересно мнение ученого С. Л. Рубинштейна в плане вычленения групп мотивов, который говорит о том, что один и тот же акт поведения обучающихся оказывается по существу совершенно различным поступками.
М. В. Матюхина выделяет две основных группы мотивов, которые являются основополагающими факторами в формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников: первая группа социальных мотивов, вторая группа познавательных мотивов.
Группа социальных мотивов - делится на подгруппы:
1. Широкие социальные мотивы, реализующиеся в стремлении школьниками стать полезными Родине, обществу, в понимании необходимости получения образования, в чувстве ответственности, желание хорошо подготовиться к будущей профессии;
2. Узкие социальные или (позиционные) мотивы, заключающиеся в определении своей позиции и места в отношениях с окружающими, это их одобрения, признания, заслужить авторитет в социуме [8].
Мы пришли к выводу, что мотив является основой формирования мотивации.
О мотивации в своих трудах упоминал А. Шопенгауэр, объясняя этим поведение человека.
К. Мадсен, определяет мотивацию как совокупность факторов, определяющих поведение человека. Ж. Годфруа формулирует это понятие как совокупность мотивов. К. К. Платонов тоже высказывает свое мнение об определении мотивации и формулирует его как побудитель, вызывающий активность организма и определяющий ее направленность. М. Ш. Магомед-Эминов говорит, что мотивация - это процесс действия