Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)'

ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
432
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕСТ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ионина Ольга Сергеевна

В статье рассматривается проблема изучения жизненных ценностей студентов педагогического ВУЗа. Раскрывается смысловое содержание понятия «ценности», рассматривается понятие ценностей как междисциплинарная проблема. Раскрывается понимание ценностей с точки зрения известных философов, подходы к изучению жизненных ценностей в рамках экзистенциального и социального подходов в психологии. В статье проанализирован инструментарий, используемый психологами для изучения ценностей современной личности. Автором представлены результаты экспериментального исследования по изучению ценностей, преобладающих у студентов педагогического университета на основе методики «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE STUDENTS’ LIFE VALUES (ON THE EXAMPLE OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY)

The article deals with the problem of studying the students’ life values of a pedagogical university. The semantic content of the concept of “values” is revealed, the concept of values is considered as an interdisciplinary problem. The understanding of values from the point of view of famous philosophers, approaches to the study of life values within the framework of existential and social approaches in psychology are revealed. The article analyzes the tools used by psychologists to study the values of the modern personality. The author presents the results of an experimental research on the study of values prevailing among students of a pedagogical university based on the methodology “Morphological test of life values” by V.F. Sopov, L.V. Karpushina.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)»

3. Bondarev A.A. Pedagogicheskaja interpretacija muzykal'nogo obraza: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical interpretation of the musical image. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Moscow, 2002. 402 p.

4. Zhirkov A.M., Kopejkin K.V., Skibinskaja A.V., Panov A.A. Psihosomaticheskie modeli v ocenke jesteticheskogo vozdejstvija muzyki na cheloveka [Psychosomatic models in assessing the aesthetic impact of music on a person]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 15 [Vestnikof St. Petersburg University. Ser. 15], 2014, vyp. 3, pp. 174-182.

5. Kuznecova E.L. Issledovanija muzykal'nyh predpochtenij molodezhi [Studies of the musical preferences of young people]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 2017, no. 9, pp. 115-118.

6. Lubovskij D.V. Florenskij ob iskusstve - posleslovie k nesostojavshemusja dialogu s Vygotskim [Florensky on art - an afterword to the failed dialogue with Vygotsky]. Kul'turno-istoricheskaja psihologija [Cultural historical psychology], 2013, no. 4, pp. 82-93.

7. Reva G.V. Osobennosti processa vosprijatija muzykal'nyh proizvedenij S.V. Rahmaninova [Features of the process of perception of musical works by S.V. Rachmaninov]. VestnikAGU [The Bulletin of Adyghe State University], 2014, no. 3, pp. 178-183.

8. Reshetnikova T.K. Sovremennaja rossijskaja «massovaja kul'tura», ee harakteristiki i cennostnye imperativy [Contemporary Russian "mass culture", its characteristics and value imperatives]. Rossijskij nauchnyj zhurnal [Russian scientific journal], 2008, no. 5, pp. 94-104.

9. Eerola T., Vuoskoski J.K. A comparison of the discrete and dimensional models of emotion in music. Psychol Music, 2011, vol. 39, pp. 18-49.

10. Garrido S., Schubert E. Adaptive and maladaptive attraction to negative emotions in music. Musicae Scientiae, 2013, vol. 17, pp. 147-166.

11. Juslin P.N., Vastfjal D. Emotional responses to music: The need to consider underlying mechanisms. Behavioral and brain Sciences, 2008, vol. 31 (5), pp. 559-621.

12. Lizardo O., Skiles S. Musical taste and patterns of symbolic exclusion in the United States 1993-2012: Generational dynamics of differentiation and continuity. Poetics, 2015, vol. 53, no. 12, pp. 9-21.

13. Moreno J. Orpheus in hell: music and therapy in the Holocaust. The Arts in Psychotherapy, 1999, vol. 26, iss. 1, pp. 3-14.

14. Rottondi C., Buccoli M., Zanoni M., et al. ID Performance, Perception. Journal of the audio Engineering Society, 2015, vol. 63 (11), pp. 875-864.

15. Skewes K., Ferran M., Saarikallio D.S. Depending on music to feel better: Being conscious of responsibility when appropriating the power of music. The Arts in Psychotherapy, 2014, vol. 41, no. 2 (1), pp. 89-97.

16. Thompson W.F., Olsen K.N. On the enjoyment of violence and aggression in music. Physics of Life Reviews, 2018, no. 3, pp. 1-3.

17. Zentner M., Grandjean D., Scherer K.R. Emotions evoked by the sound of music: Characterization, classification, and measurement. Emotion, 2008, vol. 8 (4), pp. 494-521.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.П. Будякова, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и психофизиологии, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Россия, e-mail: budyakovaelez@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1739-837X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.P. Budyakova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Psychology and Psychophysiology, Bunin Yelets State University, Yelets, Russia, e-mail: budyakovaelez@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1739-837X.

УДК 159.92

Ольга Сергеевна Ионина

г. Шадринск

Изучение жизненных ценностей студентов (на примере педагогического ВУЗа)

В статье рассматривается проблема изучения жизненных ценностей студентов педагогического ВУЗа. Раскрывается смысловое содержание понятия «ценности», рассматривается понятие ценностей как междисциплинарная проблема. Раскрывается понимание ценностей с точки зрения известных философов, подходы к изучению жизненных ценностей в рамках экзистенциального и социального подходов в психологии. В статье проанализирован инструментарий, используемый психологами для изучения ценностей современной личности.

Автором представлены результаты экспериментального исследования по изучению ценностей, преобладающих у студентов педагогического университета на основе методики «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

Ключевые слова: жизненные ценности, тест жизненных ценностей, терминальные, инструментальные ценности, ценностные ориентации.

Olga Sergeevna Ionina

Shadrinsk

Studying the students' life values (on the example of a pedagogical university)

The article deals with the problem of studying the students' life values of a pedagogical university. The semantic content of the concept of "values" is revealed, the concept of values is considered as an interdisciplinary problem. The understanding of values from the point of view of famous philosophers, approaches to the study of life values within the framework of existential and social approaches in psychology are revealed. The article analyzes the tools used by psychologists to study the values of the modern personality.

The author presents the results of an experimental research on the study of values prevailing among students of a pedagogical university based on the methodology "Morphological test of life values" by V.F. Sopov, L.V. Karpushina.

Keywords: life values, test of life values, terminal, instrumental values, value orientations.

Проблема развития личности становится наиболее интересной для многочисленных современных исследователей. К числу наиболее значимых личностных особенностей, формирующихся на разных этапах развития личности с полным правом можно отнести ценностные ориентиры, поскольку именно от них зависит удовлетворенность собственной жизнью, система коммуникаций с окружающими, специфика поведения человека.

Понятие «ценности» является междисциплинарным. Это явление входит в предметную область исследований множества гуманитарных, социальных наук, философии.

Как отмечает Л.В. Сурженко, в настоящее время существует множество противоречивых, разнообразных концепций, раскрывающих понятие «ценности», несмотря на то, что данное явление анализировалось еще древними греками и античными философами [3].

В области менеджмента проблема жизненных ценностей приобретает особую актуальность. Вопросам изучения жизненных ценностей посвящены многочисленные исследования в области мотивирования персонала, факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности человека.

В педагогике уделяется внимание методам, средствам, приемам воспитания ценностей у подрастающего поколения. При решении проблем воспитательного педагогического цикла также пристальное внимание уделяется воспитанию нравственной ценностной основы личности.

С середины XIX века идея ценностей становится основной для многих философских направлений. Наиболее полно это явление рассматривается в трудах И. Канта, Р. Лотце, Г. Риккерта, М. Шелера и других авторов. С точки зрения философов ценности делятся на объективные и субъективные. Объективные - абсолютные ценности, на которых базируется жизнь человека в обществе, представления о справедливом, истинном... Субъективные - это представления, запреты, установки, на которые опирается человек в своей жизнедеятельности.

Изучение жизненных ценностей осуществляется в рамках экзистенциального и социального подходов в психологии. Ценности там понимают-

ся в качестве идеалов, мировоззренческих установок, жизненных ориентиров, интересов, формирующихся у личности в ходе освоения социокультурного опыта, входящих в структуру личностной направленности и определяющие поведение и способ действий человека.

Подобным образом ценности рассматривались в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Л.И. Божович, Дж. Мид, К. Роджерс, М. Рокич, Л. Фестингер и другие исследователи [1].

Наиболее полно проблему ценностей исследовал М. Рокич, известный как автор широко используемого диагностического инструментария, основанного на ранжировании жизненных ценностей личности. М. Рокич отмечает, что ценности - это внутренние убеждения в отношении способов поведения человека, которые он считает наиболее предпочтительными по сравнению с противоположными.

М. Рокич определяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности представляют предпочитаемые конечные цели существования. Эта категория включает в себя такие ценности, как свобода, равенство, мир и другие цели. Инструментальные ценности относятся к идеальным стандартам поведения, таким как: честный, амбициозный, ответственный и другие качества. Терминальные ценности разделяются на две подгруппы - социальные и личностные. Инструментальные ценности также делятся на две подгруппы: моральные и ценности компетентности [2].

Знание своих жизненных ценностей является важным показателем личностной зрелости, показателем высокой степени личностной осознанности. Учет и знание своих ценностных ориентаций позволяет повысить качество своей жизни и способствует формированию ощущения удовлетворенности собственной жизнью.

Ценности могут выполнять роль своеобразного ориентира, направляя человека в его жизненном пути. Кроме того, ценности отражают определенные ожидания от окружающих, от мира в целом.

Для каждой личности важно, чтобы его ценности разделялись окружающими. Таким образом, ценности влияют на выстраивание взаимоотношений с окружающими.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 106_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542-0291

Понимание своих ценностей, осознание того, как они встраиваются в контекст выполняемой человеком деятельности, является важным фактором стрессоустойчивости. Для личности важно, чтобы его действия соответствовали внутренним убеждениям и ценностям. В этом случае человек чувствует себя спокойно и уверенно. В случае, если внешние проявления человека не соответствуют внутренним убеждениям, у него может нарастать раздражительность, агрессивность, разочарование в себе, в своей деятельности, наступает ситуация, характеризуемая термином «эмоциональное выгорание».

Таким образом от ценностей зависит то, как индивид выстраивает отношения с окружающими людьми, как он проявляет себя во вне, ценности влияют на поведение и мироощущение человека.

Система ценностей не является статичным образованием. Она претерпевает изменения в течение жизни человека, под влиянием тех жизненных обстоятельств, участником и свидетелем которых он является. Основы данной системы закладываются в детстве, оттачивается система в подростковом и юношеском возрасте.

Юношеский возраст является наиболее сенситивным для формирования мировоззрения, ценностных ориентаций. Именно к этому возрастному периоду относятся студенты ВУЗа. В студенчестве человек в полной мере вступает во взрослую жизнь и активно заявляет о себе, о своих ценностях, идеях, мнениях. Кроме того, к данному возрасту жизненные ценности становятся более устойчивыми и осознанными. Человек может анализировать причины своего поведения и поведения окружающих, прогнозирует как будут вести себя люди в соответствии с собственной системой ценностей.

Изучение жизненных ценностей личности является также значимой проблемой педагогики и психологии. В настоящее время существуют различные методики, направленные на изучение ценностных ориентаций личности. К числу таких методик относят упоминавшуюся ранее методику «Ценностные ориентации» М. Рокича, предполагающую ранжирование предложенного списка ценностей испытуемым. Опросник изучает два типа ценностей - терминальные и инструментальные. На основе обработки результатов ранжирования делают вывод о преобладающих ценностях у испытуемого, выявляют взаимосвязи между ними.

Тест ценностных ориентаций Ш. Шварца. В данной методике изучается структура ценностной сферы, в которой выделяют ценности как абстрактные идеи и ценности как руководства к действию. Опросник состоит из двух частей. В первой части изучаются ценностные ориентации личности, влияющие на поведение человека. Во второй части теста исследуется профиль личности. Отвечая на вопросы теста испытуемый анали-

зирует список предложенных ценностей и решает какие из них являются руководящими принципами его жизни, оценивая значимость каждой ценности в баллах [4].

Менее известным, но разработанным отечественными авторами является «Морфологический тест жизненных ценностей» Авторами которого являются В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина. Данный тест позволяет выявить систему ценностей человека. Существует возможность использования теста как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Авторы методики сделали акцент на изучении терминальных ценностей испытуемых, предполагая, что именно на их основе человек осуществляет выбор направлений собственных действий. Данные ценности реализуются в разных жизненных сферах: сфера профессиональной жизни, сфера образования, сфера семейной жизни, сфера общественной активности, сфера увлечений, сфера физической активности. По результатам теста можно сделать вывод о наиболее значимых ценностях и жизненных сферах личности.

Таким образом, к настоящему моменту существуют разные методики, изучающие систему ценностей личности, разные теоретические подходы, анализирующие структуру ценностей, факторы, влияющие на формирование ценностной основы личности человека.

Целью проведенного нами исследования являлось изучение жизненных ценностей у студентов, обучающихся в педагогическом ВУЗе.

Участниками исследования стали юноши и девушки, обучающиеся на 2-3 курсе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в возрасте 19-22 лет, в составе 120 человек.

В качестве диагностического инструментария, изучающего ценности, преобладающие у студентов педагогического ВУЗа, был выбран «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной.

Целью опросника является изучение личностной системы ценностей человека для понимания значения его действий. Тест направлен на изучение терминальных ценностей человека, реализующихся в разных жизненных сферах: сфера профессиональной жизни, сфера образования, сфера семейной жизни, сфера общественной активности, сфера увлечений, сфера физической активности.

В тесте приводятся 112 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по пятибалльной шкале. При обработке результатов, экспериментатор суммирует баллы, в соответствии с ключом.

Подсчет баллов осуществляется по следующим шкалам жизненных ценностей: саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты, собственный престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивиду-

альности. Далее осуществляется подсчет баллов по шкалам жизненных сфер: профессиональная жизнь, обучение и развитие, семейная жизнь, общественная активность, увлечения, физическая активность.

Выделенные авторами ценности относятся к следующим группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). В состав духовно-нравственных включают: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, которые характеризуют нравственно-деловую направленность. Структуру прагматических ценностей составляют: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности.

Уровни значимости жизненн

В случае преобладания низких показателей по всем шкалам констатируется неопределенная направленность личности. То есть отсутствие ярко выраженных преобладающих целей. В случае высоких показателей по всем шкалам констатируется противоречивая, конфликтная направленность личности. Если диагностируются высокие баллы духовно-нравственных ценностей - отмечается гуманистическая направленность. Высокие баллы эгоистически-престижных ценностей - показатель прагматической направленности.

При интерпретации данных, полученных в ходе диагностического исследования были получены результаты уровней значимости жизненных ценностей для студентов, представленные в таблице 1.

Таблица 1

ценностей для студентов, %

Уровни Саморазвитие Духовное удовлетворение Креативность Социальные контакты Собственный престиж Достижения Материальное положение Сохранение индивидуальности

низкий 38,5 20,5 28 43 31 40 38 46

средний 36,5 41 41 21 31 42 36 23

высокий 25 38,5 31 36 38 18 26 31

Данные, приведенные в таблице 1 показывают, что у студентов - участников экспериментального исследования преобладает высокий уровень только такой ценности, как собственный престиж (38%). Это позволяет говорить о том, что для студентов важно получение собственного признания окружающими за счет соответствия социальным требованиям, принятым в обществе.

Преобладает средний уровень таких ценностей как духовное удовлетворение (41%), креативность (41%), достижения (41%). Для этих студентов важно проявление своих творческих способностей и достижение поставленных жизненных целей и задач.

Преобладает низкий уровень таких ценностей как саморазвитие (38,5), социальные контакты (43%), материальное положение (38%), сохранение индивидуальности (46%).

Выделенные авторами ценности поддаются группировке на духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). В результате подобного анализа, нами были получены результаты о том, что выраженной духовной направленности у участников эксперимента не обнаружено. Вместе с тем, 33% испытуемых проявляют тяготение к духовной направленности, поскольку суммарный балл по шкалам, относящимся к данному типу направленности у них выше, чем баллы по шкалам прагматической направленности.

Выраженная же прагматическая направленность выявлена у 2,5 процентов испытуемых и у 10% наблюдается тяготение к прагматической направленности.

Кроме того, у 15% студентов отмечается неопределенная направленность, поскольку все представленные ценности являются малозначимыми для студентов этой категории. У 8% испытуемых отмечается конфликтная направленность, о чем свидетельствует факт того, что все ценности, представленные в тесте, имеют для них высокую степень значимости.

При интерпретации данных, полученных в ходе диагностического исследования были получены результаты уровней значимости жизненных сфер для студентов, представленные в таблице 2.

По результатам, приведенным в таблице 2 отмечается, что в данной выборке не обнаружено преобладание высокого уровня ни одной жизненной сферы

Преобладание среднего уровня в выборке наблюдается по таким сферам как: Общественная активность (43,5%), увлечения (38%), физическая активность (41%). Что позволяет говорить о том, что для части студентов общественно-политическая жизнь представляет интерес, они вовлекаются в общественные проблемы, ценят свои увлечения, находят для них время, придают значимость физической активности и здоровому образу жизни.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 108_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542-0291

Таблица 2

Уровни значимости жизненных сфер для студентов, %

Уровни Профессиональная жизнь Обучение и развитие Семейная жизнь Общественная активность Увлечения Физическая активность

низкий 43,5 46 46 36 28 38

средний 33,3 31 21 43,5 38 41

высокий 23,5 23 23 20,5 34 21

Преобладание низкого уровня по выборке отмечается в таких сферах как: профессиональная жизнь (43,5%), обучение и развитие (46%), Семейная жизнь (46%). Эти данные позволяют заключить то, что будущая профессиональная деятельность не является для большинства студентов не является привлекательной, они не стремятся к повышению уровня своей образованности, не уделяют внимание решению семейных проблем.

Таким образом, проанализировав результаты проведенного экспериментального исследования позволяют сделать неутешительный вывод о том, что для большинства студентов не представляет ценность сфера будущего приложения их профессиональных усилий. Студенты еще не нацелены на профессиональную деятельность. Вместе с тем, сфера образования тоже не является для них при-

влекательной, они не считают необходимым постоянное обучение и повышение уровня своего образования, также для большинства испытуемых семейные ценности не являются значимыми.

В некоторой степени испытуемых интересует общественная деятельность, они вовлекаются в общественные проблемы, ценят сферу своих увлечений, занимаются спортом, ценят физическую активность.

Среди жизненных ценностей преимущество большинством студентов отдается завоеванию собственного престижа, достижению высокого социального статуса.

Полученные выводы позволяют говорить о необходимости развития духовных ценностей у студентов, повышение значимости ценности образования, саморазвития и реализации себя в профессиональной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев. - Текст : непосредственный // Психологическое обозрение. - 1998. - № 1. - С. 13-25.

2. Методика «Ценностные ориентации» Рокича. - Текст : электронный // Психологос : энцикл. практ. психологии. -URL: https://www.psychologos.ru/artides/view/metodika-cennostnye-orientacii-rokicha (дата обращения: 25.02.2021).

3. Сурженко, Л.В. Ценности личности: философский и психологический анализ понятия / Л.В. Сурженко. - Текст : электронный // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - № 65 (01). - URL: http://ej.kubagro.ru/2011/01/pdf/18.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

4. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова. - Текст : электронный // Психология : журн. Высш. шк. экономики. - 2012. - Т. 9, № 1. - С. 43-70. - URL: https://psy-jouinal.hse.ru/data/2013/10/30/1283379255/Schwartz_et_al_9-02pp43-70.pdf (дата обращения: 25.02.2021).

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Leont'ev, D.A. Cennostnye predstavlenija v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmenenija vo vremeni [Value representations in individual and group consciousness: types, determinants and changes over time]. Psiholog-icheskoe obozrenie [PsychologicalReview], 1998, no. 1, pp. 13-25.

2. Metodika «Cennostnye orientacii» Rokicha [Elektronnyi resurs] [Methodology "Value Orientations" by Rokeach]. Psihologos: jencikl. prakt. psihologii [Psychologist]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/metodika-cennostnye-orientacii-rokicha (Accessed 25.02.2021).

3. Surzhenko L.V. Cennosti lichnosti: filosofskij i psihologicheskij analiz ponjatija [Elektronnyi resurs] [Personal values: philosophical and psychological analysis of the concept]. Nauchnyj zhurnal KubGAU [Scientific Journal of Kuban State Agrarian University], 2011, no. 65 (01). URL: http://ej.kubagro.ru/2011/01/pdf/18.pdf (Accessed 25.02.2021).

4. Shvarc Sh., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaja teorija bazovyh individual'nyh cennostej: prime-nenie v Rossii [Elektronnyi resurs] [Refined theory of basic individual values: application in Russia]. Psihologija: zhurn. Vyssh. shk. jekonomiki [Psychology], 2012, vol. 9, no. 1, pp. 43-70. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2013/10/30/1283379255/Schwartz_et_al_9-02pp43-70.pdf (Accessed 25.02.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.С. Ионина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ionina.o@list.ru, ORCID: 0000-0003-2561-2030. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.S. Ionina, Ph. D. in Psychologic Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology of Development and Pedagogical Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ionina.o@list.ru, ORCID: 0000-0003-2561-2030.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.